ПАМЯТИ С.Н.ПЕНЗИНА
(11 ноября 1932 - 3 августа 2011)
А. В.Федоров Memory of Dr. S.N.Penzin (11.11.1932 - 3.08.2011)
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России с прискорбием извещает, что после продолжительной болезни скончался один из основателей движения кино/медиаобразования в России, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Союза кинематографистов России и Гильдии киноведов и кинокритиков России, лауреат Премии Союза кинематографистов по кинокритике (1987), лауреат Премии гильдии киноведов и критиков России (2002), лауреат научно-исследовательских грантов Министерства образования РФ (программа «Университеты России», 2002-2005).
Он окончил Воронежский государственный университет (1955) и аспирантуру ВГИКа (1968), успешно защитил кандидатскую диссертацию по тематике кино/телеобразования (1968). Один из зачинателей движения медиаобразования в России, в течение многих лет преподавал теорию и историю киноискусства в Воронежском университете, Воронежском педагогическом
университете и Воронежском институте искусств. В статусе директора киновидеоцентра им. В.М.Шукшина, он тоже не порывал связь с воронежскими вузами, читал спецкурсы по кинообразованию. Неоднократно участвовал во многих российских и международных конференциях и семинарах.
С.Н.Пензин - автор ряда монографий и учебных пособий, посвященных проблемам теории киноискусства, кинообразования в школе и вузе, эстетического воспитания, киноклубного движения. Публиковался по вопросам киноискусства, медиаобразования с 1950-х годов: в научных сборниках, в журналах «Сов. экран», «Культурно-просветительная работа», «Искусство кино», «Киномеханик», «Подъем», «Педагогика», «Высшее образование в России», «Вестник высшей школы», «Специалист», «Медиаоб-разование», в газетах «СК-Ново-сти», «Учительская газета», «Семья», «Аргументы и факты», «Антенна», в воронежской прессе и др.
Истинный энтузиаст кино/меди-аобразования, С.Н.Пензин был неустанным пропагандистом киноискусства. Среди его учеников есть не только ученые, педагоги, но и кинокритики и кинорежиссеры. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.
Библиография (книги С.Н.Пензина) Кино как средство воспитания молодежи. Воронеж,1973. Кино - воспитатель молодежи. Воро-неж,1975.
Кино в системе искусств: проблема автора и героя. Воронеж, 1984. Уроки кино. М.,1986. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987. Кино Андрея Платонова. Воронеж, 1999. Американское кинопутешествие. Воронеж, 2001.
Основы киноискусства. Воронеж, 2001. Кино в Воронеже. Воронеж, 2004. Анализ фильма. Воронеж, 2005. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью. Тверь, 2005. (совместно с О.А.Барановым). Мой Воронеж после войны. Воронеж, 2008.
Мир кино. Воронеж, 2009. Кино в Воронеже. Воронеж, 2011.
Литература о С.Н.Пензине:
Пензин Сталь Никанорович. Библиографическое пособие / Ред. В.С.Листенгар-тен и С.В.Янц. Воронеж, 2002. Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н.Пензину // Искусство и образование. 2004. № 3. С.64-74. http://edu.of.ru/mediaeducation http://edu.of.ru/medialibrary http://www.mediagram.ru
МЕНЯ ВСЕГДА ВОСХИЩАЛИ В НЕМ МИЛОСЕРДИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, КРИТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО ЧЕЛОВЕКА ЧЕРТЫ...
О.А.Баранов,
профессор Тверского государственного университета, член Союза кинематографистов России и Ассоциации медиапедагогики России
Я знал Сталя Никаноровича Пензина несколько десятилетий. Меня всегда восхищали в нем милосердие, трудолюбие, критическое отношение к себе и другие важные для интеллигентного человека черты. У него был дар ученого-аналитика и одновременно популяризатора.
В 1960-х в кинообразование вело два пути: или через школу (как, к примеру, пришел я), или через киноведение. Сталь Никанорович в школе не работал; он прошел сна-
чала через телевидение, а после аспирантуры ВГИКа получил диплом кандидата искусствоведения. Другими словами, киновед стал педагогом. На одном из заседаний нашего Совета по кинообразованию он представил большой плакат - схему использования кино в работе классного руководителя. Представляете? Он интуитивно понял, какую конкретно помощь может принести кино внеклассной работе.
А каким праздником для нас стало выездное заседание нашего Совета в Таллине, на котором Сталь Никанорович, словно Санта-Клаус, вдруг поставил на трибуну тяжелую сумку и стал раздавать нам всем свою еще пахнущую типографской краской книгу «Кино от А до Я»! То была первая ласточка - настоящее пособие и для учащих, и для учащихся.
Считаю его глубоким теоретиком кино, который в монографии «Кино в системе искусств: проблема автора и героя» сказал принципиально новое слово о природе киноискусства, разделив все фильм на экстравертивные и интровертив-ные. Ради поддержки последних собственно мы и трудимся.
Мне посчастливилось побывать в ВГУ, и я знаю, что Воронежский университет тесно связан с историей отечественного медиаобра-зования. Так получилось, что меди-апедагогика, в отличие от многих иных наук, не спущена сверху, и становление ее происходило не только в столице, но и в нескольких рос-
сийских городах. Благодаря настойчивости и таланту Сталя Никаноро-вича Пензина, начиная с 1960-х Воронежский университет стал одним из эпицентров медиаобразо-вания. Причем, если в других вузах упор в то время делался на кинообразование, то работу в этом направлении ВГУ уже тогда можно было смело именовать медиаобра-зованием (хотя термина этого у нас еще не существовало): воронежцы заинтересовались и кинематографом, и телевидением. И еще: в Воронеже возник один из первых студенческих киноклубов.
В конце концов, конечная задача медиаобразования - научить наших воспитанников самостоятельно различать медийную правду и ложь, противостоять экранной и журнальной агрессии. Иначе -зачем мы? Все книги С.Н.Пензина написаны человеком с активной гражданской позицией, которому хочется найти точные слова, чтобы откровенно рассказать о времени и о себе, пробудить в читателе доброту и сострадание...
СУДЬБА И КНИГА
Елена Рагозина
Источник: газета «Коммуна» № 130 (25758), 27.08.2011г.
Этой книги - «Кино в Воронеже» (2011) он так и не увидел. Она опоздала на считанные часы - сигнальный экземпляр принесли на поминальный стол. Написал её Сталь Никанорович Пензин - кандидат искусствоведения, лауреат премии Гильдии киноведов и критиков, родоначальник, теоретик и
практик движения киноклубов и медиаобразования в Воронеже, а для нас, сокурсников, - просто Ста-лик, добрый товарищ, с которым мы пять лет сидели в аудиториях филфака ВГУ, мёрзли «на картошке».
Потому что нет, не было и, скорее всего, не будет в Воронеже человека, столь бескорыстно и без-
раздельно преданного искусству Кино и своему городу. И хотя книга задумывалась как учебное пособие для начинающих культурологов и киноведов, читается она как интереснейшее повествование о Воронеже, о людях, об Искусстве.
В то же время это не околокиношный трёп, который даже известные личности выдают то за мемуары, то за киноведение. Это серьёзный и умный разговор доброжелательного собеседника с серьёзными и умными людьми. Книга содержит глубокие размышления, тонкий кино- и литературоведческий анализ. Главное то, что мысли автора и тебя заставляют думать, осмысливать то, что знал, или читал, или видел когда-то. И сравнивать с тем, что болтается сейчас на наших кино- и телеэкранах.
Увы, как бы говорит Сталь Пен-зин, новым поколениям сравнивать нынешнее (извините, не могу без кавычек) «кино» не с чем: лучшие российские и зарубежные фильмы редко попадают на экраны, а то, что есть... Сталь Пензин и говорит - с
С.Н.Пензин. Фото Михаила Вязового
чем, и ему веришь, и хочешь снова пересмотреть то, что видел когда-то. И узнать, какую роль играло кино в Воронеже и Воронеж - в кино. Ибо они - неразделимы.
Начинается «Кино в Воронеже» после краткого вступления автора, как водится, с истории. С появления в Воронеже кинематографа, с первых « синематографов» - «Биограф», «Ампир», «Гелиос», «Увечный воин». Подробно - о славном прошлом последнего, ныне «Пролетария», который молодняк непочтительно называет «пролёткой», кстати, не зная значения этого слова. О других кинотеатрах, которых в более поздние годы в Воронеже было ни много ни мало полтора десятка, плюс кинозалы в клубах, Домах и Дворцах культуры плюс летние площадки в садах и парках.
И мы идём вместе со Сталем Никаноровичем на «Тимура и его команду» в довоенный «Пионер», в недавнюю « Юность» - на «До свиданья, дети».
С болью пишет Пензин о печальной судьбе кинотеатра «Юность», практически в своей сути погубленного коммерцией и чиновниками.
А дальше - о фильмах, которые снимались в Воронеже в разные годы, - от хроник 1900 годов до современных работ Станислава Ростоцкого и Василия Панина. И надо сказать, плохих фильмов среди них не было. А «Судьба человека» Сергея Бондарчука и «Белый Бим Чёрное ухо» Станислава Ростоцкого стали классикой. Документальный телесериал воронежца Владимира Герчикова «Кучугуры и окрестности» получил премию ТЭФИ и дип-
лом VII Фестиваля неигрового кино. Подробно останавливаясь на этих и ряде других работ, Сталь Пензин не пересказывает содержание, он как бы говорит: «Смотрите - и думайте!». Это вообще характеризует стиль книги - негромкий, без менторства рассказ мудрого человека, знающего о кино куда больше нас и надеющегося на то, что и мы получим и осмыслим эти знания.
Далее - рассказ о воронежцах в кино. Нельзя не отдать должное, как умно и тактично, без излишнего пафоса говорит автор о тех, чьи имена вроде бы на слуху, но вдруг обнаруживается, сколь многого мы о них не знали. А если и знали, что из того?
Разве не стоит вспомнить героя воронежской сцены на протяжении многих лет Сергея Папова? Талантливейшего Алексея Чернова? Леонида Броневого, тогда ещё не Мюллера и не Велюрова, но уже любимца нашей публики? А Римма Мануковская, Алексей Эйбоженко? И документалисты Леонид Гуревич, Галина Евтушенко. Связанные корнями с Воронежем Ия Савина, Геннадий Шпаликов, Евгений Габрилович. Нет, не буду перечислять всех и вся, кто оставил свой след в киноискусстве, - это значит бездарно пересказывать то, о чём так талантливо повествует Сталь Пензин.
Необыкновенно ценен его рассказ о воронежских киноклубах и
киноуниверситетах, отцом которых был Сталь Никанорович, о значении медиаобразования в современном мире. Многие десятки воронежцев прошли через эту школу прекрасного, некоторым именно клуб десятой музы помог определить судьбу.
И далее - настоящее открытие: глава «Киномир Андрея Платонова». Ибо связями писателя с кино никто из исследователей его творчества серьёзно не интересовался. Здесь и рассказ о многострадальных судьбах его сценариев, и сравнительный киноведческий анализ двух полярно противоположных фильмов, поставленных по одному и тому же рассказу «Река Потудань». Интересно в связи с этим анализируется кинематог-рафичность платоновской прозы, которая сама как бы ложится на экран. И нам вместе с исследователем мучительно больно за судьбу писателя и его творчества.
Не хочу втискивать в узкие рамки рецензии то, что открывает нам автор книги на многих листах. Но не могу не отметить: и это едва ли самое ценное в книге «Кино в Воронеже» - точнейший текстологический анализ двух вариантов платоновского рассказа «Александр Мальцев» - «В прекрасном и яростном мире». То, как это делает Сталь Пензин, - тоже новация: это работа не только кинематографиста, но и филолога.