Особая ценность работы состоит в том, что представленные автором разнообразные виды медиаобразовательных занятий включают творческие, аналитические, практические задания для учащихся, развивающие самостоятельное мышление, медиавосприятие, воображение, эстетический вкус аудитории. Сюда можно отнести работу с фильмами, видео, фотографией, звукозаписью и т.д.; методику анализа медиатекстов; знакомство учащихся с основными медиаобразовательными понятиями (монтаж, ракурс, кадр и др.).
Педагог, осуществляющий медиаобразование в школе, имеет возможность использовать данные методические рекомендации на протяжении всего периода обучения учащихся в младших классах, что, в свою очередь, позволяет варьировать задания, использовать их как при организации интегрированных медиаобразовательных занятий, так и спецкурсов и факультативов.
ЮНЕСКО определяет медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития ХХ1 века. Заметно усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к различным методическим подходам к медиаобразованию. В связи с официальной регистрацией Министерством образования РФ специализации для педагогических вузов - «Медиаобразование» (03.13.30), данное пособие представляет большую ценность для учителей, исследователей, студентов педагогических вузов.
Книжная полка
Кинообразование: взгляд из Воронежа
И.В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент
Рецензия на книгу: Пензин С.Н. Кино в Воронеже. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 107 с.
«Я люблю кино, любил его всегда, пытаюсь своим восхищением заразить других»
С.Н.Пензин
С.Н.Пензин - известнейший российский медиапедагог, искусствовед, страстный поклонник кино, один из основоположников российского медиаобразования. Его труды о кинообразовании («Кино как средство воспитания», «Кино в системе искусств: проблема автора и героя», «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы» и др.) широко известны отечественным и зарубежным медиапедагогам*. «Кино в Воронеже» - результат многолетнего труда, обобщение педагогического опыта С.Н.Пензина, не является исключением в ряду трудов талантливого исследователя: книга посвящена киноискусству, медиаобразованию.
В издании отражена деятельность воронежского киноклуба, а позже - киновидеоцентра имени В.Шукшина, организованного С.Н.Пензиным в Воронежском государственном педагогическом университете. Киноклубное движение, активно развивающиеся в России уже более полувека, в современной социокультурной ситуации трансформируется в полифункциональные объединения, основными формами работы которых являются не только просмотры фильмов, но и дискуссии, обсуждения, «круглые» столы, изучение творчества мастеров кино, знакомство с основными направлениями современного кинематографа и т. п. Бурное развитие медиа открывает новые перспективы для этого направления: появляются медиацентры для школьников, студентов и людей старших поколений, задействовавшие возможности кинематографа, видео, ТВ, любительской киносъемки и т.д. Примером этому может служить воронежский киновидеоцентр. Несмотря на экономические трудности, с которыми сталкивается сегодня вся система образования, С.Н.Пензин смог найти средства и
силы для поддержки и процветания центра, где собираются любители кино, педагоги, студенты.
В книге нашли отражение лучшие фильмы, которым аплодировали кинозрители 70-х, 80-х, 90-х годов. В каждом разделе, посвященном кинолентам российских и зарубежных мастеров кино, наряду с художественным своеобразием и режиссерскими находками, прослеживаются результаты гигантской работы, проделанной автором совместно с будущими педагогами в воронежском киноклубе.
Своеобразие данного издания состоит в том, что С.Н.Пензину удалось объединить кино и краеведение, исторические и педагогические аспекты медиаобразования. Читатель знакомится с достопримечательностями Воронежа, зарождением и развитием киноклубного движения, ставшего одним из ярких образцов в истории отечественной медиапедагогики.
В последнее десятилетие ХХ века и в начале века ХХ1 четко обозначилась тенденция к интеграции медиаматериала: прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета и т.д. Данная ситуация приводит к необходимости выработки единой концепции российского медиаобразования, включающей опыт, накопленный отечественной медиапедагогикой, как на материале уже традиционных, так и новых экранных искусств. Думается, что книга С.Н.Пензина «Кино в Воронеже», отмеченная премией Гильдии киноведов и кинокритиков России Союза кинематографистов РФ, может способствовать решению этой важной задачи.
Примечания
* Подробнее о творчестве С.Н.Пензина см.: Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н.Пензину//Искусство и образование. - 2004. - №3. - С.64-74.
Книжная полка
Медиаобразование, химия и...
А.Е.Викторов
Рецензия на монографию: Журин А.А. Медиаобразование школьников на уроках химии. М.: Изд-во Российской Академии образования, 2004. - 184 с.
Написанная полемично, живым языком, лишенным натужного наукообразия, монография А.А.Журина посвящена теме интеграции медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы. Мы знакомы со многими научными работами А.А.Журина, что позволяет сделать вывод о том, что теоретическая значимость исследования (разработка терминологического аппарата интегрированного медиаобразования, состоящая в обосновании выделения ключевых понятий и уточнении значений терминов; разработка концептуальных основ медиаобразования школьников в курсе химии средней общеобразовательной школы; дальнейшее развитие теории создания и использования средств обучения: формулировка закономерностей включения медиа в систему традиционных средств обучения) и практическая значимость исследования (разработка системы бифункциональных средств обучения: рабочих тетрадей на печатной основе, сборников заданий и упражнений, демонстрационных таблиц, компакт-дисков учебного назначения, методических рекомендаций для учителя, направленных на решение задач обучения химии и медиаобразования и представляющих собой дидактические образы-модели химического знания и средств массовой информации), являются результатом его