Научная статья на тему 'Низко кланяюсь …'

Низко кланяюсь … Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКИЕ КИНЕМАТОГРАФИСТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баранов О. А.

предлагаю на суд читателей некоторые штрихи к творческим портретам выдающихся деятелей нашего искусства, которых сегодня уже нет в живых, но их помнят те, кто живет сегодня, помнят их дети и внуки. Это своеобразная эстафета поколений, это то, что сегодня помогает успешно решать вопросы эстетического развития современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Низко кланяюсь …»

Страницы истории Низко кланяюсь ...

О.А. Баранов,

кандидат искусствоведения, профессор

Европейский парламент принял резолюцию о введении обязательного медиаобразования для учителей и школьников стран Европейского Союза1, Московская городская дума обсудила проблемы внедрения медиаобразования в школах столицы , глава Минкомсвязи Игорь Щеголев на встрече с журналистами «Известий» высказался за интенсивное развитие медиаобразования в России . Наконец-то мир поворачивается к решению крайне актуальной и сложной проблемы современности: научить растущего человека выбирать для себя полезное и защищать себя от бесполезного в безбрежном мире СМИ. Мы прекрасно понимаем, что нельзя остановить поток информации, который обрушивается на школьника и студента, но нужно научить ребят отфильтровывать полезную информацию, развивающую гуманистическую личность, от манипулятивной.

В 2008 году при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие творческого потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации (руководитель медиаобразовательного проекта - профессор А.В.Федоров) вышла моя монография «Тверская школа кинообразования: к 50-летию». Уже само ее оглавление говорит о том, что её автор более полувека пытается разработать систему овладения молодежью разных поколений умениями работы с информацией, в том числе и в кинематографической среде. А немного раньше вместе с удивительным человеком - доцентом Воронежского университета С.Н.Пензиным мною было подготовлено учебное пособие для студентов «Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью», гду были всесторонне рассмотрены вопросы методики использования возможностей художественного кинематографа в духовном развитии молодежи.

Эти работы были бы невозможны, если в создании системы нравственно-эстетического развития школьников и студентов не участвовали бы творческие работники искусства. Вот об этих людях, подлинных интеллигентах России хотелось бы рассказать на страницах журнала в жанре их минипортретов. Автор не ставит перед собой задачу раскрыть особенности их творческого пути, ибо о них написаны многочисленные статьи и монографии, а показать одну сторону их личности: умение видеть боль и тревоги растущего человека. Сегодня целостная система

1 http://www. europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef

2 http://www. izvestia.ru/news/news205211

3 http://www. minkomsjaz.ru/monitoring-smi/xPages/entry.8602.html

медиаобразования может быть создана только общими усилиями ученых, творческих работников, учителей и самих учащихся, их родителей.

Идея написания данной работы принадлежит моим киноклубникам выпуска 1967 года. В июне 2009 мне позвонила моя бывшая киноклубница Надя Коршунова, сообщив, что большая группа киноклубников хочет встретиться в помещениях киномузеев, которые я воссоздал из старых экспонатов киномузея школы-интерната № 1 на базе кабинета педагогики в университете и кабинета МХК средней школы № 14 (эти кабинеты служат базой для исследования интеграционной деятельности школьников и студентов по овладению навыками анализа современной информационной среды).

Как маленькие дети радовались теперь уже пенсионеры тому, что они увидели в кабинетах: они вернулись в юность, они вспомнили тех людей, которые были не безразличны к их судьбе, и попросили меня рассказать о них.

Отказать не мог и предлагаю на суд читателей некоторые штрихи к творческим портретам выдающихся деятелей нашего искусства, которых сегодня уже нет в живых, но их помнят те, кто живет сегодня, помнят их дети и внуки. Это своеобразная эстафета поколений, это то, что сегодня помогает успешно решать вопросы эстетического развития современной молодежи.

Как кинематографическая элита защищала массовое кинообразование

В редакцию газеты «Известия», копия в ЦК КПСС - Г.И. Куницыну и Министру просвещения РСФСР Е.Н. Афанасенко

Мы, кинематографисты и кинокритики, в течении ряда лет с интересом следили за деятельностью киноклуба им А.П.Довженко, созданного по инициативе учителя физики Олега Александровича Баранова в школе-интернате № 1 г. Калинина.

Нет пока ещё ни одной школы в стране, где бы так серьезно, систематически изучали советское киноискусство. Здесь факультативно читается целый курс по теории и истории киноискусства, проводятся конференции по творчеству отдельных художников кино. Нет ни одной школы, где художественный фильм играл бы такую роль в нравственном и эстетическом развитии детей. Здесь действительно советские фильмы, начиная с фильмов А.П. Довженко, С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина как лучшие произведения культуры, искусства, формируют мировоззрение, гражданский отклик и художественный вкус подростка. Опыт Калининской школы-интерната № 1, безусловно, должен найти применение во всех советских школах, но для этого необходимо, чтобы этот отлично сработавшийся коллектив смог продолжить свою полезную деятельность.

С тревогой узнали мы, что по различным причинам старшие классы школы-интерната № 1 будут расформированы. А такая клубная

деятельность, естественно, базируется именно на старших классах. Мы обращаемся к Министру просвещения РСФСР Е.Н. Афанасенко с настоятельной просьбой: сохранить старшие классы интерната, чтобы самодеятельный, в высшей степени инициативный клуб им. А.П. Довженко продолжал существовать.

И ещё одна просьба к тов. Министру: было бы крайне полезно открыть при этом интернате курсы, которые готовили бы работников нового профиля - киномехаников-пропагандистов с искусствоведческим уклоном. Известно, что фильмы в небольших городах, новых промышленных центрах, сельских клубах демонстрируются часто из рук вон плохо. Нередко киномеханики укорачивают сеанс, выбрасывая из фильмов целые части, не следят за качеством проекции, за хорошим звучанием фонограммы. Они не могут рассказать о содержании фильма, оказать хорошее влияние на вкусы зрителя, и духовно-эстетические и, в конечном счете, материальные потери налицо. Выпускники курсов не только бы добивались достойных произведений искусства условий показа, но и выступили бы с краткой речью о фильме, творцах, проводили бы беседы, дискуссии после сеанса, т.е. несли бы зрителям основы эстетического воспитания.

Просим в виде опыта создать в Калинине первые в стране курсы механиков-пропагандистов фильма. Они принесут огромную пользу, будут содействовать сближению киноискусства с миллионами зрителей.

Опыт Калининской школы-интерната № 1 - явление большой педагогической ценности. Просим поддержать юных довженковцев из г. Калинина и их руководителя О.А. Баранова.

Председатель оргкомитета Союза кинематографистов СССР, народный

артист СССР И. Пырьев;

Заслуженный артист РСФСР А.Пудовкина, кинорежиссер, народный артист РСФСРЮ. Солнцева, кинорежиссеры Г.

Рошаль, В. Строева,

лауреат Ленинской премии, народный артист СССРМ. Штраух, кинорежиссер, народный артист СССР С. Герасимов, генеральный директор киностудии «Мосфильм» В. Сурин, кинорежиссер А.

Тарковский,

кинокритик, доктор искусствоведения И. Вайсфельд, кинокритик, доктор искусствоведения Р. Юренев, главный редактор журнала «Искусство кино» Л. Погожева, зам. главного редактора журнала «Искусство кино» Я. Варшавский, председатель секции теории и истории кино Союза кинематографистов СССР,

кинокритик А. Новогрудский.

Какие имена!!! Возникает вопрос: «А зачем им это было надо? Что других проблем не было?» Вероятно, любому талантливому художнику хочется, чтобы результаты его деятельности были адекватно восприняты теми, для кого он создавал свои произведения искусства, чтобы зритель был его соавтором, чтобы юный зритель, как будущий гражданин страны, был интеллигентным человеком. А это дано не всем!

Как киноклубники встречались с известными композиторами Н.В.Богословским и Л.А. Шварцем

Первыми, кто откликнулся на просьбы ребят о помощи в понимании образного языка кино было очень популярные в конце 50-х гг. XX века, композиторы Л.А. Шварц и Н.В. Богословский, писавшие музыку к фильмам. Именно эти два прекрасных человека заложили основу системы общения школьников с мастерами искусства, направленной на развитие их познавательно-эмоциональной активности, духовного благородства и самовоспитания. Всех поразил уже сам факт приезда из Москвы дуэта композиторов к незнакомым мальчишкам и девчонкам. Композиторы, увидев первые шаги киноклубников в их поисках чего-то нового и интересного, поняли, что они должны пока занять позицию рассказчиков, как бы между прочим обращаясь к достаточно сложным искусствоведческим проблемам, к теме человеческих взаимоотношений, анализируя позиции каждого участника разговора.

Композиторы четко поняли, что для ребят важны не столько приобретаемые ими новые знания по теории и истории кино, сколько личностный, нравственный аспект человеческих взаимоотношений, умения деятелей искусства в мальчишках и девчонках увидеть своих коллег, вести беседу на равных. К огромному сожалению, сегодня медиа часто дают негативную информацию о взаимоотношениях деятелей искусства, особенно об актерах, играющих в разных сериалах. Юной аудитории им просто нечего сказать...

По мнению Н.В. Богословского и Л.А. Шварца, любая встреча, должна был помочь растущему человеку понять себя, понять тех, кто находится рядом, определить пути дальнейшего самосовершенствования. Именно эти идеи затем и попытался реализовать на практике композиторы в серии встреч в течение многих последующих лет, в чем, к примеру, великолепно помогала жена одного из композиторов - журналистка Наталья Ивановна Панкратова.

Бывая дома у известных деятелей искусства, ребята помимо всего прочего видели и удивительные интерьеры, и особый стиль оформления квартир, где особое место отводилось книгам (потом участники этих встреч частично воплотили этот стиль в последующей взрослой жизни).

«К любой встрече всегда готовимся, как-то внутренне подтягиваемся и ждем чего-то нового, большого, - записала в своем дневнике после встречи с композитором Н.В. Богословским Т.Федорова, - и эти ожидания, конечно, сбываются. Принимали нас очень тепло. Обычная в таких случаях атмосфера напряженности моментально рассеялась. Может быть, какую-то роль сыграла обстановка (это затем учитывалось при проведении всех форм работы в самой школе!) Во всю стену полки с книгами, яркие, необычные картины, рояль, цветы, сувениры из разных стран и замечательные огромные аквариумы.

На какой-то момент, забыв о хозяевах, старалась рассмотреть все сразу, привыкнуть к такому разнообразию красок (что мне так и не удалось).

Говорить стали сразу на разные темы. Инициативу захватила Наталья Ивановна. Говорили о школе, о кино, о живописи и литературе, о людях и вообще, о жизни.

Затем включили магнитофон. Никита Владимирович поставил пленку с записями своих новых песен, музыку к новым фильмам. Это были очень хорошие песни. В комнате сразу стало тихо. Мы были в гостях у красивых хороших людей. Уходили под большим впечатлением. Но мне было как-то немного неловко: эта встреча дала много нам, но получили ли что-нибудь от неё хозяева?»

Удивительно: новая проблема исходила не от взрослых людей, а от учеников, которые становились соавторами новой педагогической системы воспитания.

Когда мне пришлось познакомиться с этой записью, то поразила последняя фраза ученицы. Этой фразой она подчеркнула грубейшую ошибку воспитателя: я посчитал, что в определенный момент мои ребята готовы ко всему, в том числе - вести беседу с высокообразованными и интеллигентными людьми. Я довел их до квартиры композитора, нажал кнопку звонка, ввел в холл, извинился перед хозяйкой и оставил ребят одних. Это был своеобразный, очень жесткий эксперимент. Встреча, как форма киноэстетического воспитания, очень сложна, должно быть крайне тактичное, целенаправленное руководство ею.

Потом я получил очень резкое письмо от Н.И. Панкратовой, в котором были такие фразы: «Если бы я не задавала им вопросов, не пыталась (и мне это не удалось) расшевелить, то вместо беседы ребята просто молча и напряженно просидели бы в чужой комнате два часа. Получилось так, что ребята пришли, сели и ждали то ли лекции об общем положении дел в искусстве, то ли зрелища по определенной программе. Словом, они вежливо ждали, что им что-то покажут, что-то расскажут, чем-то развлекут».

Много лет потом мы упорно работали над тем, чтобы встречи с мастерами искусства были подлинной школой самовоспитания, когда учащиеся самостоятельно ставят перед собой перспективные цели воспитания эстетической потребности, самостоятельно готовятся к подобным встречам, что-то читают о творчестве человека, с кем будут встречаться, просматривают созданные им фильмы, т.е. готовятся быть интересными собеседниками, готовятся к рассказу о делах и людях киноклуба, оценивают все то, что было и будет сделано, привыкают к контролю и анализу своего поведения.

Не случайно режиссер К. Муратова своим последним фильмом «Мелодия для шарманки» прокричала нам всем о грозящей катастрофе -равнодушии к детям, о людской разобщенности, которая мне представляется весьма опасной.

Л.В. Кулешов и А.С. Хохлова - семья выдающихся кинематографистов

Чем больший вклад в развитие той или иной области науки или искусства вносит человек, тем он становится более открытым для других.

Конец 50-х - начало 60-х годов XX века - бум кинолюбительского движения. Эта «болезнь» захватила и моих киноклубников: что-то узнав о кино, они решили сами его делать. Школа купила для ребят допотопную (по нынешним временам) кинокамеру «Киев-16», все механизмы которой были ручными. Камеру надо было зарядить пленкой (в кассету пленка наматывалась вручную в темноте, а после съемок ее надо ещё проявить, высушить!).

Итак, ребята стали создателями фильмов... И вот самодеятельные кадры на экране. А что со зрителями - участниками съемок? Недоумение! На экране - ничего интересного! Что делать?

Ребятам была уже известна крылатая фраза «Кулешов создал кинематограф». А может быть, послать письмо Л.В. Кулешову с просьбой посоветовать, что же надо делать, чтобы зрителю было интересно смотреть на экран?

Вместо ответа на письмо пришла телеграмма с сообщением, что Л.В. Кулешов и А.С. Хохлова сами приедут в школу и посмотрят, что ребятам удалось сделать, какова техническая оснащенность лабораторий (киностудия «Мосфильм» передала комплекс софитов, монтажный стол, ленинградский завод «Кинап» по чертежам студентов ЛИКИ изготовил проявочную машину). Сейчас модно говорить о мастер-классах. А первыми такие классы провели Л.В. Кулешов (с мальчиками) и А. С. Хохлова (с девочками).

Нужно было видеть, как внимательно был просмотрен весь отснятый материал, и как кропотливо, шаг за шагом ребятам за монтажным столом раскрывалась теория монтажа фильма. А.С. Хохлова попросила включить софиты, отснять разыгранный ею эпизод из дореволюционной гимназической жизни, а потом детального проанализировала манеру поведения героини на съемочной площадке. Экстравагантность внешнего облика актрисы, её непередаваемая эксцентричность в игре просто ошеломили школьников.

Потом ребята увидели на экране (режиссер делал это вместе с киноклубниками в течение многих часов и с трудом согласился даже сделать перерыв и пойти на обед) тот же отснятый ими материал, но теперь это было маленькое художественное произведение. После просмотра режиссер сказал: «Вероятно, мне надо написать книгу для кинолюбителей, т.к. на все любительские студии мы с Александрой Сергеевной не сможем съездить».

На третьем мастер-классе шел очень интересный разговор о немом кинематографе 1920-х годов, его специфике, о людях, делавших первые шаги в новом искусстве, без которых не было бы современного кинематографа.

Когда были готовы рукописи книг из серии «Библиотека кинолюбителя»4, Л.В.Кулешов пригласил творческую группу ребят в Москву на свою квартиру на Ленинском проспекте для обсуждения работ (обстановка квартиры, обилие книг поражали ребячье воображение). Предварительно рукопись первой книги «Кадр и монтаж» была выслана ребятам в школу. Хозяева квартиры с огромным интересом слушали мнение ребят о том, что они прочли, о практической значимости подготовленной рукописи. Многое ли могли сказать ребята? Они старались, а хозяева поддерживали любое высказывание, особенно критического характера. Лев Владимирович и Александра Сергеевна очень бережно относились друг к другу, показывая ребятам образец отношений между мужчиной и женщиной, мужем и женой.

Народная артистка СССР, кинорежиссер Ю.И.Солнцева

В 1920-1930-х годах в нашей стране пользовался огромной популярностью фантастический фильм «Аэлита», главную роль в котором сыграла красавица Ю.Солнцева, жена легендарного режиссера А.П.Довженко. Пройдут десятилетия, и судьба подарит мне счастье многолетнего общения с этой удивительной женщиной. Первое, что поразило при встрече - неувядающая красота, женственность, интеллигентность и властность, некоторая жесткость. Потом, через некоторое время общения я понял, как важен был для нее светлый образ ее мужа, популяризация его творческого наследия. Бросив актерскую стезю, она стала помощником мужа на съемочной площадке, а после его смерти попытается реализовать творческие замыслы поэта экрана.

Когда же Юлия Ипполитовна узнала об увлеченности русских ребят творчеством «украинского националиста» А.П.Довженко, творчество которого, на самом деле, помогало воспитать в них интернационалистов, она с неразделенной материнской любовью целовала руки школьников на церемонии открытия комнаты - музея А.П.Довженко в школе интернате. Это просто надо было видеть! Так Юлия Ипполитовна благодарила ребят за их, как она выразилась, творческий подвиг.

Позже Ю.И.Солнцева не раз оказывала материальную помощь школьникам, принимала их в собственной квартире, устраивала традиционные встречи на Новодевичьем кладбище у могилы А.П.Довженко. Юлия Ипполитовна защищала ребячью честь, если кто-то из кинематографистов пытался при встречах занять менторскую, надменную позицию по отношению к провинциальным мальчишкам и девчонкам.

Так было после встречи школьников с режиссером С.Ф. Бондарчуком. Сергей Федорович, устав после съемок на тверской земле очередного эпизода фильма «Война и мир», при ответах на вопросы ребят «бил их наотмашь по

4 Кулешов Л.В. Кадр и монтаж. М.: Искусство, 1961. Кулешов Л.В. Первые киносъемки: работа с актером. М.: Искусство, 1962. Кулешов Л.В. Азбука кинорежиссеры. М.: Искусство, 1963. Кулешов Л.В. Годы творческих поисков. М.: БПСК, 1969.

щекам». Ведущий встречу, директор киноклуба девятиклассник Н.Соколов, извиняясь, закрыл встречу, т.к. не хотел, чтобы режиссер так дерзко унижал ребят. Можно представить, что тут было! Съемочная группа взвыла: как мог какой-то мальчишка сказать выдающемуся режиссеру мира, что он ведет себя по отношению к детской аудитории недостойно. Требовали от Н.Соколова извинений перед режиссером, на что тот ответил, что защищал честь своих киноклубников.

Это была суббота. В воскресенье утром - звонок от Ю.И. Солнцевой. Она попросила Н.Соколова объяснить, что произошло на творческой встрече с С.Ф. Бондарчуком и приняла позицию Николая, благодарила его за смелость! В понедельник от С.Ф.Бондарчука пришла на имя ребят телеграмма с извинениями. Потом режиссер дважды присылал автобус за ребятами, чтобы они побывали на съемках эпизода «Первый бал Наташи Ростовой». В сентябре 1965 года, принимая у себя на квартире по случаю очередного дня рождения А.П. Довженко, Юлия Ипполитовна подведет меня к Сергею Федоровичу и скажет: «Вот, Сергей Федорович, тот человек, который так воспитывает своих детей, что они могли указать Вам за ваше недостойное поведение».

По просьбе Ю.И.Солнцевой ребята писали творческие сочинения «Довженко и я», которые сегодня хранятся в архиве режиссера. Часть этих сочинений была опубликована на страницах журнала «Искусство кино»5. По просьбе Юлии Ипполитовны во время путешествий ребят по местам, связанным с именем А. Довженко, перед школьниками открывались двери всех учреждений, носящих его имя. А ночи, проведенные ребятами в палатках яблоневого сада на Киевской киностудии, ночлег в хате - музее в Соснице?! Когда сегодня все это вспоминаешь, то кажется какой-то нереальностью, миром сказки.

А вот упоминать при Юлии Ипполитовне о встрече во время поездок с сестрой режиссера П.П.Дудко и её мужем - профессором М.О.Дудко, было невозможно. Хозяйка квартиры замолкала и смотрела на вас непонимающими злыми глазами. Какова причина размолвки? В характере этой женщины: она жена великого художника, и только она знает, что сегодня нужно окружающим знать о нем.

Киноклубники общались с Ю.И.Солнцевой до конца её жизни, они видели ее на съемках фильма, обсуждали вместе с нею фильм «Поэма о море», восторгались «Повестью пламенных лет», разочаровывались после просмотра «Зачарованной Десны». Юлия Ипполитовна говорила о том, что и почему было принято ребятами не так, и ей всегда удавалось сохранить атмосферу доброжелательности и уважительного отношения к собеседникам. Комната - музей А.П. Довженко пополнялась уникальными экспонатами. До сих пор в новом варианте киномузея имеются скульптурное изображение художника, выполненное мастерами Киевской киностудии, режиссерские

5 Довженко и я. Искусство кино. 1964. № 8. С. 86-90.

сценарии с пометками Ю.И. Солнцевой, эскизы костюмов к фильму «Поэма о море» - опять таки, с её пометками и замечаниями.

Юлия Ипполитовна часто принимала не только ребят, но и меня ыв своей квартире на Кутузовском проспекте. Она раскрывала передо мной свое понимание наследия А.П. Довженко и радовалась находкам развития системы знакомства молодежи с наследием её мужа. Мы проговаривали, что эта система будет меняться, т. к. со временем наступит момент, когда фильмы А. П. Довженко будут непонятны молодежи. Ю. И. Солнцева, не соглашаясь со мной, подбрасывала идеи развертывания системы работы с наследием художника в юношеской аудитории, что потом было реализовано в практике проведения Довженковских чтений и комплекса конференций.

В дар передавались книги из личной библиотеки, принадлежавшей художнику (например, редкое издание собраний сочинений Л. Украинки, столь любимой Александром Петровичем). Уникальны по своему содержанию, манере разговора были письма Юлии Ипполитовны, адресованные школьникам: в них режиссер делилась с ребятами мыслями о политической ситуации в стране, роли каждого юного гражданина в жизни государства, его нравственной позиции. Это было достаточно смело. Она всегда помнила, что её муж, который мог ходить босиком по Крещатику, был переселен в Москву на шумный Кутузовский проспект, и ему было запрещено снимать фильмы по собственным сценариям. Где-то, в чем-то и кому-то она жестко мстила за раннюю смерть художника. Одновременно меня поражала в Ю.И.Солнцевой высочайшая ответственность перед людьми.

- Знаете, Олег Александрович, говорила Юлия Ипполитовна, - я на днях еду в Лондон и должна выступить на ТВ. Очень волнуюсь!

- Чего Вам волноваться, Юлия Ипполитовна, - говорю я ей. - Вы же жена Довженко.

- Жены бывают двух видов, - был ответ. - Одни всегда идут впереди мужа, оттесняя его на второй план. Значит, все порывы ветра они берут на себя. Жены второго вида всячески двигают мужа вперед, сохраняя свое место за его спиной. Значит, все порывы ветра муж берет на себя, защищая тем самым жену от всяческих невзгод. Так вот я принадлежу к женам второго вида. Я делала все возможное, чтобы Александру Петровичу было хорошо. Мне же было хорошо за его спиной. Сегодня я должна быть готова все порывы ветра взять на себя.

Это было удивительно!

У Юлии Ипполитовны было много друзей в творческой среде, которые по её просьбе как, например, знаменитый певец Большого театра народный артист СССР И.С. Козловский мог принять участие в совместной с Ю. И. Солнцевой встрече с киноклубниками, и затем пригласить их к себе в гости для того, чтобы они послушали его пение.

Сегодня это может показаться сказкой, выдумкой, но это было! Ребята слушали пение артиста и вели интересную переписку. Таких примеров можно привести много.

Хотелось бы дополнить творческий портрет одним из высказываний киноклубников: «До встречи с Ю.И. Солнцевой я знала только, что она -режиссер студии «Мосфильм» и жена А.П. Довженко, и что она постановила замечательный фильм «Повесть пламенных лет». Мне приходилось слышать много хороших отзывов о ней, поэтому у меня появился интерес к этому человеку. Впервые я увидела Юлию Ипполитовну Солнцеву в фильме «Аэлита», где она снималась в главной роли. Сидя в зале, я почувствовала очаровательную силу этой прекрасной девушки, несмотря на то, что в основу сюжета положен вымысел автора, и фильм был немой. После этого просмотра мое желание встретиться с Ю.И.Солнцевой усилилось. Встреча наша была не очень продолжительной, но меня, прежде всего, покорила её огромная любовь к своей работе. Юлия Ипполитовна с большим участием и вниманием интересовалась нашими будущими профессиями, её естественно волновал вопрос, сможем ли продолжить то большое и нужное дело, которое начали в школе, сможем ли мы передать свою увлеченность творчеством А.П. Довженко, любовь к нему тем, кто ничего не знает об этом прекрасном человеке, сможем ли мы оставить в школе своих продолжателей?

Я была поражена её удивительной способностью так незаметно вызвать к себе искреннюю симпатию. За её словами чувствуется обаятельная сила и красота женщины. Она своим присутствием, мне кажется, украшала все окружающее, но сама, конечно, этого не замечала. В ней чувствуется большая любовь и теплота в отношении к людям. Должно быть, очень хорошо и интересно работать вместе с ней, чувствовать её поддержку. Юлия Ипполитовна вызвала желание трудиться как можно больше и терпеливее, работать над свом характером и взглядами, чтобы впоследствии стать хоть немного похожей на неё. Эту встречу забыть трудно, и я очень рада, что в моей жизни встретился ещё один человек, которому я бесконечно верю и преклоняюсь перед его удивительной энергией, целеустремленностью и жизнелюбием».

Заслуженная артистка РСФСР А.Н. Пудовкина

Артистка дореволюционного кинематографа Анна Николаевна Пудовкика в 1920-е годы стала портнихой. Ёе заработка было достаточно, чтобы дать возможность мужу - режиссеру В.И.Пудовкину и его ближайшим друзьям получить соответствующее образование и занять достойное место в отечественном и мировом кинематографе. На своих лекциях я привожу студентам рассказ об А.Н.Пудовкиной в качестве примера удивительно артистичного, воспитательного момента, адресованного молодому учителю.

Анна Николаевна дала согласие принять участие в пудовкинской конференции, которую подготовили киноклубники, но предварительно нужно было обговорить все детали ее поездки в Тверь, так к тому времени

А.Н.Пудовкина была достаточно пожилым человеком. На 15 часов была назначена встреча в ее московской квартире на ул. Воровского. Но я освободился от всех дел в 12 часов и решил, что можно придти пораньше, так, дескать, удобнее... Поднимаюсь на лифте, открываю его дверь, и передо мной - Анна Николаевна: «Вы куда, Олег Александрович?» - «К Вам». «Но у нас встреча в 15 часов, а я сейчас иду в магазин. До встречи в 15 часов». Это был прекрасный щелчок по носу, который научил очень многому.

Затем состоялась встреча в квартире-музее В. И. Пудовкина. В оформлении квартиры воплотилась память как дань уважения любящей жены к своему талантливому мужу. Тоже самое потом отметили ребята, когда преступили порог квартиры режиссера.

Многому нам надо учиться на примере истории собственной страны, в том числе и особенностей воспитания молодого поколения в школе. Вот Анна Николаевна приехала в школу к ребятам, чтобы вместе с ними поговорить о творческом наследии В.И. Пудовкина. Интересный ход: она прибыла в Тверь не одна, а с целой делегацией: О.Т. Нестерович - личный секретарь М.Фрунзе, Г.С.Кравченко - актриса, жена сына Л.Каменева (впоследствии Г.С.Кравченко в течение многих лет постоянно приезжала к ребятам и помогала нам в совершенствовании найденного, но применительно к постоянно изменяющимся условиям жизни).

Перед участниками конференции предстали три удивительно прекрасные женщины, дополняющие своим очарованием друг друга: они со вкусом (с учетом возраста) одеты. Во всем чувствовалась их изысканность, ведь они окончили дореволюционную женскую гимназию, которая помимо знаний обеспечивала высочайшую воспитанность.

Анна Николаевна поднялась на трибуну и мгновенно приковала внимание юношеской аудитории, хотя ещё не произнесла ни одного слова: просто очень красиво накинула на плечи норковый палантин, изящным движением руки поправила прическу и перед ребятами оказалась не старуха, а их современница, и все, что она потом говорила, было безумно интересно школьникам. А говорила она о личностных качествах Пудовкина, и как эти качества личности отражались в его экранных произведениях. Много внимания Анна Николаевна уделила тому, что некоторые эпизоды фильма «Мать» снимались в старой Твери.

Очень внимательно Анна Николаевна выслушивала ребячьи доклады, что затем дало ей возможность в газете «Советское кино»6 отметить, что такого тонкого анализа творчества В.И. Пудовкина она не встречала даже в работах известных киноведов.

Теплые, почти материнские чувства, связывали Анну Николаевну с ребятами до конца её жизни. Когда Анна Николаевна серьезно заболела, школьники часто ездили в Москву, и в её завещании была просьба о том, чтобы на её похоронах присутствовали киноклубники из Твери, что нами было выполнено. На встрече в июне 2009 Надя Коршунова с волнением

6 Пудовкина А.Н. Встреча прошлого с будущим // Советское кино. 1964. № 10.

вспоминала последние минуты прощания с человеком, который стал частью её собственного «я».

Лауреат Ленинской премии, герой социалистического труда, скульптор С. Т. Коненков

Анализу его творчества посвящены многочисленные монографии, его скульптурные произведения находятся в различных музеях мира. Обустроившись после возвращения из иммиграции в новой мастерской на Пушкинской площади Москвы, скульптор по просьбе режиссера Ю.И.Солнцевой принял в своей мастерской киноклубников.

Они были первыми зрителями скульптурного портрета А.П. Довженко. Необычная, сделанная из природного материала руками скульптора, мебель квартиры. Роскошная мастерская: удивительный для ребят предметный мир творческого поиска художника. И рядом - творец этого мира, седобородый 90-летний старец с удивительно молодыми глазами, динамично перемещающийся от одной своей работы к другой, бережно обнимая при этом вращающиеся головы юношей и девушек, говоря о том, как он, смоленский мальчишка, пришел в искусство, и что оно для него значит.

В этот момент казалось, что его слушатели помогли ему вернуться в юность, и он желал им через свои воспоминания также интересно выстроить свою жизнь. Совершенно незаметно Маргарита Николаевна - жена художника, близко общавшаяся со знаменитым А.Эйнштейном, подавала ребятам чашки с кофе, печенье, конфеты...

Манера общения располагала к диалогу, ребятам вдруг стало безумно интересна художественная позиция хозяина мастерской, его творческая биография. У С.Т. Коненкова была удивительная способность пропустить через себя внутренний мир юношей и девушек, понять их и при этом не занять менторскую позицию. Прощаясь, ребята сказали: «Теперь Вы, Сергей Тимофеевич, к нам в гости приезжайте!» «Хорошо» - был ответ художника.

Никто не мог даже предположить, что скульптор действительно может приехать к провинциальным интернатовским детям в гости. Прекрасным сентябрьским днем 1964 года в кабинете директора школы раздался телефонный звонок, и приятный женский голос сообщил: «Через 1,5 часа у вас в гостях будет С.Т.Коненков». Старшеклассники были сбудоражены. Проводить уроки казалось в тот момент бессмысленно, и все киноклубники высыпали в школьный парк. Можно представить себе эмоциональное состояние ребят!

Подъезжает «Волга». Открывается дверца машины, и ребята видят радостное лицо художника. Следом из машины вываливаются коряги, палки, сучки . . У школьников удивленные глаза - плошки: «Старик с ума сошел, каких-то дров привез». Скульптор видит удивленные глаза ребят и говорит: «Вы считаете, что старик сошел с ума? А я вам докажу, что моложе вас. Поднимите, пожалуйста, в кабинет то, что я нашел интересного в лесу, пока добирался до вас».

Ребята и гости поднались в конференц-зал киноклуба. Сергей Тимофеевич взял в руки сучок: «Юноша, что видите вы у меня в руке?». -«Палку», - последовал ответ. «Ну, и дурак» (слово «дурак» было произнесено очень иронично и как-то по-особенному добро). «Мне очень жаль, что твои родители приучили тебя во всем видеть палку. Но больше всего мне жаль твоих будущих детей». - «А что видишь ты, юноша?» -обратился художник к другому старшекласснику. - «Сергей Тимофеевич, поверните, пожалуйста, сучок под углом 30° к доске». И юноша начал говорить о родившихся в его воображении образах.

Сергей Тимофеевич, мгновенно воспользовался ситуацией и сказал: «Один и тот же сучок, но кто-то воспринимает его как палку, а кто-то как произведение искусства. Все зависит от вашего мироощущения. Жить надо с распростертыми крыльями. Можно в 90 лет быть юным, а можно в 16 лет опустить губу до пола и искать вчерашний день».

В тот момент я лично учился мастерству ведения диалога умудренного жизненным опытом человека и молодежью по сложнейшим проблемам отечественного искусства. Затем С. Т. Коненков в одном из номеров журнала «Огонек» напишет: «Встреча была исключительно радостной: активность, целеустремленность юных участников клуба просто поражала. Ребята делают открытия, путешествуют по стране, живут деятельно, ярко. Они настоящие подвижники культуры! Пусть далеко не все из них станут деятелями кино, но каждый войдет в жизнь действительно культурным человеком!...»

Народный артист СССР, кинорежиссер И.А.Пырьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многочисленная киноведческая литература, посвященная И.А.Пырьеву, крайне противоречиво отражает личностные качества режиссера. В самое сложное время, когда Иван Александрович стоял у истоков создаваемого им Союза кинематографистов, не забывая при этом о режиссуре (плохой или хороший), он думал и о путях формирования хорошего художественного вкуса юного зрителя, который, будучи взрослым, способен будет адекватно воспринимать сложные кинематографические произведения.

Киноклубники неоднократно обращались к режиссеру с просьбой раскрыть творческую лабораторию художника. Ни одно письмо ребят не оставалось без ответа, даже если режиссер был очень занят на съемочной площадке. По его поручению на письма киноклубников отвечали члены съемочной группы, причем эти письма были похожи на огромные творческие трактаты, к которым Иван Александрович подбирал великолепные фотографии, рабочие материалы, режиссерские наброски эскизы костюмов и др. Когда же находилось свободное время у него самого, Иван Александрович писал ребятам великолепные письма с впечатлениями от встреч с интересными людьми, с рассказом о той или иной ситуации на съемочной площадке. Он всегда в своих письмах подчеркивал испытываемые

7 Коненков С. На десятом десятке // Огонек. 1964. № 45. С. 24.

им чувства радости от встречи с коллегами по работе на съемочной площадке, часто размышлял о своем видении экранизируемого им того или иного литературного произведения.

На приглашение ребят посетить их киноклуб И.А.Пырьев ответил, что в силу огромной занятости не может это сделать, хотя хотел бы видеть ребят, которые прокладывают дорогу нового направления кинематографической деятельности - киноэстетического воспитания молодежи, и ждет киноклубников в Москве (проезд, питание и другие расходы режиссер взял на себя) на выставке отечественного киноискусства в Доме кино.

Осень 1963 г. Москва. Дом кино. Очередное заседание киноклуба. В президиуме - режиссер А.Разумный (который потом передаст в дар киномузею коллекцию копий портретов известных режиссеров 1920-х -1930-х годов), актеры Б.Андреев, К.Лучко, Т. Конюхова, М. Пуговкин, кинокритик И. Вайсфельд. Вел заседание сам И.А. Пырьев. Шел взволнованный разговор режиссеров, критиков, школьников о творчестве А.П. Довженко, о красоте и сложности «волшебного луча». Иван Александрович прекрасно выполнял функции ведущего, вовлекая в разговор, как школьников, так и деятелей кино. Он умело выстраивал диалог за счет знания возможностей всех участников встречи. Затем Иван Александрович взял на себя функции гида по выставке, организатора праздничного застолья.

Как ни странно, проходили годы, сменялись поколения ребят, а интерес к творчеству И.А. Пырьева не исчезал. На экраны выходили новые версии «Братьев Карамазовых», «Идиота», «Преступления и наказания», а школьники всегда обращались к пырьевским экранизациям произведений Ф.Достоевского.

Последующие председатели Союза кинематографистов СССР Л.Кулиджанов и Э.Климов как бы приняли эстафету от своего предшественника, они интуитивно понимали важность зарождающейся системы киноэстетического воспитания молодежи, которая ещё не стала, но могла бы быть частью государственной образовательной политики. Они всячески создавали условия для пропаганды найденного школьниками опыта работы с фильмом, поддерживали и стимулировали все ребячьи начинания, много внимания уделяли обобщению опыта работы, возможности подведения теоретической базы.

В 1978 году меня, как руководителя киноклуба, приняли в Союз кинематографистов. Отправляясь в Киев на торжественное мероприятие по случаю 70-летия со дня рождения А.П. Довженко, Л. Кулиджанов включил в состав делегации российских кинематографистов (Л. Кулиджанов, З.Кириенко) директора киноклуба Н.Соколова, который выступил с основным докладом на заседании. Позже Э.Климов отправил меня, как руководителя киноклуба, в Прагу - в Карлов университет, где потом будет опубликована первая монография, обобщающая опыт работы тверских школьников.

После ухода Э. Климова с поста председателя Союза кинематографистов там началась яростная борьба за власть, и никому не стало дела до того, что надо все-таки помимо профессиональных проблем решать и важнейшую проблему подготовки зрителя к восприятию подлинных произведений искусства, а не зацикливаться на мыльных операх и бандитских сериалах. Это была уже совершенно новая нравственная ситуация.

Генеральный директор киностудии «Мосфильм» В.Н. Сурин

Глава «Мосфильма» В.Н.Сурин был не только отличный организатором кинопроизводства. Он активно помогал определению системы киноэстетического воспитания школьников, видел в деятельности ребят ростки нового направления совершенствования школы. По просьбе Владимира Николаевича комсомольская организация студии взяла шефство над школьным киноклубом, и ежемесячно, в течение многих лет, комсомольцы разных цехов студии приезжали к ребятам в Тверь и проводили интереснейшие мастер-классы по самой разнообразной тематике. Это дало возможность многим детям-сиротам приобрести личных друзей, немного старших их по возрасту.

Двери киностудии всегда были открыты для киноклубников. Студийная газета «Советский фильм» помещала на своих страницах материалы о деятельности киноклуба. В кабинете у В.Н.Сурина на столе лежал ребячий альбом, в котором посетители кабинета оставляли не только автографы, но делились со школьниками своими взглядами на роль искусства в жизни человека, давали советы по дальнейшему совершенствованию деятельности киноклуба. Сейчас этот альбом находится в архиве института новейшей документации г.Твери.

На студии «Мосфильм» есть яблоневый сад, посаженный А.П.Довженко. Когда ребята отправлялись в путешествие по местам, связанными с его именем, то на территории сада, как и на киностудии им. Довженко, обустраивались палаточные лагеря, в которых жили восторженно воспринимающие всё происходящее ребята. Каждое утро сотрудники студии, прежде чем пройти на свои рабочие места, заглядывали в палатки к ребятам, приносили что-то вкусное из дома, здесь же, кто знал Довженко, рассказывали, как родился яблоневый сад, где стояли ребячьи палатки.

На многие годы, благодаря усилиям В.Н.Сурина, киностудия «Мосфильм» стала для киноклубников родным домом. Стоило ребятам сказать, что они из Твери, как на лицах собеседников появлялись улыбки, они старались показать все, что было интересно учащимся.

По инициативе В.Н. Сурина лучшие киноклубники его приказом награждались почетным значком киностудии, на каждом выпускном вечере присутствовали делегации студии, которые возглавляли ведущие режиссеры (В.П.Строева, Г.Л.Рошаль, Ю.И. Солнцева и др.). Все киноклубники получали памятные подарки - участие в Московском международном

кинофестивале (питание и проживание в гостинице осуществлялась за счет студии). Владимир Николаевич очень многое сделал для пополнения киномузея клуба ценными экспонатами (костюмы героев известных фильмов, макеты декораций и многое другое).

Сегодня традицию В.Н.Сурина продолжает нынешний директор студии К.Г. Шахназаров, по распоряжению которого (по просьбе ребят тверской средней школы № 14) для обновления экспозиций киномузея в университете и школе были переданы новые современные экспонаты.

Письмо народной артистки СССР, лауреата государственных премий

Ф.Г.Раневской

Удивительно оригинальная актриса и Человек. Киноклубники были в восторге от игры актрисы в фильме «Золушка» и написали Фаине Георгиевне письмо, не надеясь при этом получить ответ. А в ответ пришла посылка с многочисленными материалами критического характера, посвященными анализу сыгранных актрисой ролей. Приписка в конце письма: «Ну, зачем вам видеть такую ненормальную тетку, которая вдобавок, говорят, ругается матом, а это в детской аудитории непозволительно. К тому же я ещё и некрасива, одинока. Вам со мной будет неинтересно! Лучше читайте критические статьи, а иногда и мои письма».

Главный редактор журнала «Искусство кино» Л.И. Погожева и ее заместитель Я.Л. Варшавский

Журнал «Искусство кино» в советское время был одним из наиболее популярных и доступных широкому кругу читателей кинематографических журналов благодаря тому, что возглавляли редакционную коллегию нестандартно мыслящие киноведы, имеющие свою точку зрения на происходящие в сложном мире кино процессы (был, конечно, и официоз, без которого обойтись было, увы, нельзя), способные предоставить страницы журнала разные взгляды и позиции, умеющие увидеть и поддержать малозначащие (с точки зрения великих мыслителей) на первых порах ростки нового зарождающегося движения - кинолюбительства, кинообразования, школьных и молодежных киноклубов.

Руководство журнала увидело в зарождающейся модели тверской школы кинообразования ростки воспитательной системы юного зрителя, осознавало, что именно от зрительской культуры подрастающего поколения будут зависеть успехи отечественного кинематографа. Автор фильма и зритель, воспринимающий фильм - коллеги, должно быть сотрудничество зрителя и художника. На страницах журнала публиковались ребячьи размышления о роли творчества классиков киноискусства в формировании у юного зрителя критериев художественности, обобщающие статьи о деятельности киноклуба им.А.П.Довженко, итоги творческих встреч киноклубников в редакции журнала после очередных турне по киностудиям страны.

Любопытно, но именно за круглым столом в редакции Я.Л.Варшавский высказал мысль о необходимости нахождения путей зарабатывания денег на многочисленные ребячьи поездки. Затем Яков Львович написал программное предисловие к книге «Киноклуб в Калинине»8, часто приезжал к ребятам для встреч, обсуждения новинок экрана. Эти встречи были маленькими главами его новых книг9. Яков Львович хотел понять особенности юного зрителя 1960-х годов. А кинематограф того времени был особенным - авторским, ярким, о чем говорила в своих фильмах-лекциях Л.П.Погожева.

Как же сегодня не хватает подобных картин, когда с экрана киновед тактично ведет диалог с юным зрителем, говоря об особенностях развития отечественного и мирового кино. Те находки, что были в 1960-е годы, следовало бы сегодня взять на вооружение. Менторский тон выступлений нынешнего главного редактора «Искусство кино» господина Д.Дондурея раздражает читателя. Сейчас журнал, увы, потерял связь с юным зрителем.

Удивительная черта Я.Л. Варшавского и Л.П. Погожевой: они могли в любое время дня набрать номер телефона школы, и порекомендовать ребятам приехать в Москву на премьеру того или иного спектакля, фильма, посетить открывшеюся художественную выставку, а затем собирались вместе для обсуждения увиденного: это были своеобразные мастер- классы по методике анализа художественного произведения.

По совету Я.Л. Варшавского киноклубники поехали в Москву в театр им. Е. Вахтангова на спектакль «Принцесса Турандот» с Ю. Борисовой и В.Лановым в главной ролях. Яков Львович попросил ребят в письме высказать впечатления от просмотренного спектакля. Школьники с восторгом восприняли спектакль, а в конце письма заметили: «Знаете, Яков Львович, а Олегу Александровичу спектакль не понравился. Он, вероятно, его не понял». Сразу после получения письма из Твери Яков Львович сел в вечернюю электричку и приехал в школу для личной встречи со мною, чтобы разъяснить руководителю клуба суть спектакля. Для него было важно, чтобы учитель был всегда впереди своих учеников, только тогда коллектив может двигаться вперед. Бывают же такие люди! Кстати, именно Л.П. Погожева и Я.Л. Варшавский были инициаторами письма кинематографистов в газету «Известия», в котором они поддержали развитие кинообразования школьников.

Академик, директор НИИ художественного воспитания АПН РСФСР В.Н. Шацкая, зав. сектором театра и кино НИИ художественного воспитания Ю.И. Рубина

8 Баранов О.А. Киноклуб в Калинине. М.: Просвещение, 1967. С. 3-15.

9 Варшавский Я.Л. Встреча с фильмом. М.: Искусство, 1962. Варшавский Я.Л. Если фильм талантлив. М.: Искусство, 1964. Варшавский Я.Л. Жизнь фильма: образные мышления художника и зрителя. М.: Искусство, 1966. Варшавский Я.Л. Успех: кинематографисты и зрители. М.: Искусство, 1984.

На моём жизненном пути встречались люди разных поколений, разных уровней воспитанности. И я все время решал для себя вопрос: почему современная школа постоянно реформируется, уделяя ведущее место обучению, практически не решает вопросов воспитания?

Когда действительность достаточно серьезно «ударила нам по головам», мы стали говорить о духовности, нравственности общества, но пока лишь на уровне лозунгов. Когда я 1962 году поступил в аспирантуру НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, судьба подарила мне встречу с удивительными женщинами. Молодого провинциального учителя в своем кабинете, элегантно встав из-за стола, встретила академик В.Н.Шацкая (жена известного педагога С.Т. Шацкого, именно они ещё до революции создали модель будущих пионерских лагерей), которая по возрасту годилась мне в прабабушки. С милой улыбкой она убеждала меня в том, что необходимо научно обобщить новое направление в педагогике - кинообразование, и я должен поступить в аспирантуру института.

Валентина Николаевна увидела новое направление в педагогике на основе опыта отдельно взятой школы. Все долгие годы работы в школе передо мной постоянно возникает образ этой сухонькой, очень интеллигентной женщины, которая доказывала, убеждала, что мне необходимо заняться научной деятельностью, а я сопротивлялся, считая, что мое место за учительским столом. Валентина Николаевна, не возражала, но раскрывала передо мною новые заманчивые перспективы. Она увидела то, что я смог сделать за полувековую педагогическую деятельность. Она очень внимательно следила за ходом педагогического эксперимента на базе киноклуба им. Довженко и всегда с милой улыбкой и добрыми словами вручала Почетные грамоты на очередных Педагогических чтениях за умело выстроенной доклад.

Совершенно не случайно талантливая выпускница Московской консерватории 1912 года отказалась от концертной деятельности и уехала с мужем С.Т.Шацким в глухомань, чтобы сказать новое слово в педагогике. Это новое она всегда чувствовала и понимала до конца своей жизни, поддерживая молодежь в её исканиях.

- А теперь, - обратилась ко мне Валентина Николаевна после нашей первой встречи, - пройдите в сектор театра и кино и познакомьтесь с руководителем сектора Юлией Ильиничной Рубиной. Думаю, что ваше общение с этим человеком будет крайне полезно для вас.

Хозяйка кабинета проводила до двери и низко склонила голову в поклоне. Было в данном действии что-то потрясающее. Не выполнить напутствие этого человека было невозможно. Высокая эрудиция, способность увидеть конечный результат того или иного действия, высочайшая интеллигентность - все это вселяло уверенность собеседника в том, что ты просто обязан выполнить то, что тебе советуют.

И вот Ю.И.Рубина: красивая, умнейшая женщина. Несколько брошенных ею фраз говорят о том, что В.Н.Шацкая умело подбирала научных сотрудников, чтобы они создавали общую атмосферу интеллигентности, увлеченности делом, поиска новых идей и путей их решения. Иногда приходилось удивляться, как человек, который занимается вопросами театрального искусства, на достаточно высоком научном уровне мог видеть перспективы развития нового направления в педагогике -кинообразования.

Благодаря усилиям Ю.И. Рубиной научное сообщество получило много интересных исследователей данной проблемы: это Р.Г.Рабинович, Ю.М. Рабинович, А.С.Карасик, Ю.Н.Усов, Г.А.Поличко и др. Очень жаль, что сегодняшние руководители института не приняли эстафету добрых дел: они мало интересуются тем, что происходит в провинции. Скажем я, после смерти бывшего зав. лабораторией экранных искусств, профессора Ю.Н.Усова, который сменил Ю.И.Рубину, не получал ни одного приглашения на научные конференции, проводимые институтом...

Заслуженная артистка РСФСР, кинорежиссер В.П. Строева

Время укрепления демократии в стране. По каналу ТВ идет репортаж из подмосковного пансионата для престарелых о последних днях жизни одинокой женщины. На экране маленький комочек старого человека, и вдруг оператор крупным планом дает глаза женщины. О, Боже! Это же глаза Веры Павловны Строевой - ведущего режиссера советского кино, жены Г.Л.Рошаля (автора многих известных фильмов, в том числе первой экранизации романа Л. Толстого «Хождение по мукам», много лет возглавлявший совет по работе с кинолюбителями Союза кинематографистов СССР), глаза которые поразили меня: в них переплетались боль, тревога, мысль и . . Эти глаза заставили меня отсчитать назад несколько десятилетий. И только потом я услышу слова диктора, о ком и почему идет репортаж.

1960-е годы. На встречу с киноклубниками в конференц-зал, расположенный на четвертом этаже школы, поднимается по лестнице очень массивная женщина: берется руками за перила лестницы и затем подтягивает тело. Разговор с учащимися начинается с рассказа о позиции режиссера на съемочной площадке, его динамичности. Ребята с удивлением смотрят на оратора, а в их глазах ехидная усмешка: как женщина при такой комплекции может динамично работать на съемках?

Когда Вера Павловна под Тверью снимала фильм «Мы, русский народ» и пригласила на съемочную площадку киноклубников, то на их лицах вновь было изумление: они, будучи с виду очень спортивными, в такой динамике работать не смогли бы. В перерыве между съемками режиссер говорила об особенностях кинематографического воплощения произведений В.Вишневского (начиная с фильма «Мы из Кронштадта»), об «Оптимистической трагедии» и о своей будущей картине «Мы, русский

народ»; особенностях экранизации этой вещи. Учащиеся, побывав на съемке вместе с режиссером, видели, как происходит реализация авторского замысла на съемочной площадке, как художник и оператор помогают раскрытию основной мысли той или иной сцены, как режиссер создает атмосферу коллективного поиска истины.

Прощаясь, Вера Павловна пригласила ребят к себе в гости, в Москву. Во время встречи на квартире режиссера зашел разговор об истории становления русского театра 1920-х. Вера Павловна заговорила о Мольере, о его знаменитых пьесах, которые шли в то время на сценах наших театров. Беседа приняла такой оборот, что ребята должны были поддержать разговор. По программе средней школы в то время творчество Мольера рассматривалось только в обзорной лекции на одном из уроков литературы. Никто из присутствующих не читал ни одного произведения Мольера, не слышали его имени. Ребята краснели, с мольбой смотрели на меня, чтобы я перевел разговор на другую тему. Но беседа-монолог тактично продолжалась. Когда же мы приехали в школу, то на следующий день все ребята достали томики Мольера, прочли его пьесы.

Когда фильм «Мы, русский народ» был готов, то первыми зрителями, по предложению Веры Павловны, были члены киноклуба. Встреча с фильмом и съемочной группой состоялась в одном из зрительных залов киностудии «Мосфильм». Большая подготовка к восприятию фильма, проведенная режиссером, способствовала выработке эмоционально-критического подхода к анализу картины, учащиеся смогли воспринять фильм в целом, выделяя не только наиболее сильные, но и слабые его стороны. Так ребята отметили ряд длиннот, необоснованность некоторых сцен, отдельные недочеты звукового оформления (бесконечный скрип снега), мешавшие восприятию фильма. Вера Павловна тут же посоветовала членам съемочной группы подумать над замечаниями ребят.

Потом режиссер вновь встретилась с киноклубниками, - она возглавила делегацию киноработников «Мосфильма» на выпускном вечере основателей клуба. Именно вот в таком отношении к подрастающему поколению успешно реализуются творческие начала личностей. И очень жаль, что люди, дарящие людям счастье творческого единения различных поколений, уходят из жизни никому не нужными, заброшенными...

Заслуженная артистка России Г. С. Кравченко

Никогда не предполагал, что буду знаком с одной из героинь книги Л.Васильевой «Кремлевские жены»10. Актриса Галина Сергеевна Кравченко сопровождала вместе с О. Т. Нестерович Анну Николаевну Пудовкину в её поездке в Тверь на конференцию по творчеству В.И. Пудовкина. Ребятам совершенно не было знакомо имя актрисы: просто нельзя было отправить в поездку пожилого человека одного. И тут свершилось таинство:

10 Васильева Л. Кремлевские жены. М.: Вагриус, 1994.

энергичность, заинтересованность ребячьей деятельностью, высочайшая жизнерадостность, оптимизм мгновенно привлекли внимание школьников.

Актриса очень скромно рассказала киноклубникам об эпизодических встречах с В.И.Пудовкиным, мило дополняя основные выступления Анны Николаевны. Умение занять позицию эпизодической актрисы, имеющей к тому же собственное видение влияния режиссера на развитие мирового кинематографа, не могло пройти незамеченным для школьников. А когда Галина Сергеевна, по-детски увлеченная рассказами ребят о своей жизни и работе, стала восторгаться их творческими работами, созданным киномузеем, то на ребячьих лицах появился неподдельный интерес к чудной женщине.

Это было началом многолетней творческой дружбы. Не кто иной, как Галина Сергеевна, приезжала на встречи с ребятами тогда, когда школа -интернат № 1 была закрыта, и деятельность по-иному начала разворачиваться в других школах. Благодаря идее Г. С. Кравченко в школе № 26 были возобновлены Довженковские чтения, хотя у руководителя киноклуба были сомнения в их целесообразности.

На виду у всех ребят Галина Сергеевна так интересно рассказывала о том, что она видела у киноклубников закрывшейся школы, что не возродить (но на новой основе) это направление деятельности было просто нельзя. Какой-то юношеский фанатизм. Поскольку дочь Галины Сергеевны была замужем за сыном известного художника Д.Шмаринова, то был вызван неподдельный интерес к его творчеству. Одновременно школьники успешно для себя, самостоятельно решали вопрос: кто же лучше сыграл роль княжны Мэри в фильмах разных лет: мать или дочь? Актриса не обиделась, когда симпатии оказались на стороне дочери.

Потом в киномузее, в экспозиции «Костюм в кино» появились уникальные экспонаты, великолепно оформленные самой актрисой: локоны прически, украшения головного убора, сам головной убор княгини из эпизода «Первый бал Наташи» фильма С. Бондарчука «Война и мир». Многочисленные спонтанные встречи, когда взрослому человеку хотелось просто пообщаться с молодежью, уникальные по своему содержанию и стилю письма актрисы говорили о неиссякаемой энергии, огромном энтузиазме, желании человека удивительной судьбы подарить все это новым людям, от которых зависит будущее страны.

Народный художник СССР Г.А. Мясников

Счастлив, что судьба подарила моим ученикам возможность многолетнего общения с талантливым мастером, человеком широчайшей эрудиции Геннадием Алексеевичем Мясниковым - художником киностудии «Мосфильм», профессором ВГИКа. Художник случайно прочел на страницах газеты «Советский фильм» заметку о деятельности киноклубников из Твери, о том, что ребята заинтересовались творчеством поэта экрана А.П. Довженко. Художник работал вместе с А.П.Довженко на фильме «Мичурин», затем осуществлял совместную постановку с Ю.И. Солнцевой. И он первый

написал ребятам письмо с воспоминаниями о совместной работе с А.П.Довженко. Это было просто поразительно!

Потом в адрес киноклуба пришла посылка с портретом режиссера, выполненным художником карандашом на съемках фильма «Мичурин». Затем Геннадий Алексеевич предложил ребятам организовать в школе выставку его работ. На выставку было представлено около 200 полотен живописца: пейзажи, натюрморты, портреты кинодеятелей, эскизы декораций и др.

Художник поставил ребят в позицию организаторов выставки, а это потребовало больших знаний: школьники отправились в музеи, библиотеки, мастерские, и через месяц выставка была готова к открытию. На открытие приехал сам художник, критически осмотрел манеру подачи экспозиции, затем долго беседовал с киноклубниками, пытаясь понять авторский замысел.

Ребята были приятно удивлены, когда на пресс-конференции «Роль художника в изобразительном решении фильма» он сказал, что лучший вариант экспозиции придумать трудно, ребята оказались прекрасными дизайнерами. Идеей персональной выставки Г. А. Мясников популяризовал не себя, а умело определил «систему перспективных линий» (по А.С.Макаренко) деятельности ребят по овладению образным языком кино.

Потом в адрес школьников пришли годами собираемые им вырезки статей из газеты «Советский фильм», многочисленные статьи, учебные пособия, написанные Г.А. Мясниковым по истории декоративного искусства. И все это будет сделано ради развития творческого потенциала малознакомых художнику школьников, но очень близких ему по духу, нравственной позиции.

Были еще многочисленные приезды художника в Тверь для участия в различных ученических конференциях, обсуждения монографии Т. Л. Тарасовой-Красиной «Геннадий Мясников»11, выпущенной издательством «Искусство». В многочисленных письмах, напоминающих обращение отца к собственным детям, красной нитью проходила мысль, что самое главное в человеке - это его нравственность, умение растущего человека видеть в себе личность.

Многие мысли, идущие от большого художника, воспринимается школьниками иначе, нежели они звучали бы из уст учителя. И художник это понимал. Он жил интересами ребят, они были близки ему, они вдохновляли его на новые поиска. Такие же слова можно сказать и в адрес художника студии «Ленфильм» И.Н. Вусковича.

Доктор искусствоведения, профессор ВГИКа Р.Н.Юренев

1962 год. Я аспирант НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук. А научного руководителя нет, т.к. нет специалистов по проблеме киновоспитания юного зрителя. Мне было предложено искать

11 Тарасова-Красина Т.Л. Геннадий Мясников. М.: Искусство, 1986.

научного руководителя самостоятельно. Предстояла творческая встреча киноклубников с киноведом Р.Н. Юреневым на его старой квартире в центре Москвы.

Хозяин квартиры был болен, но встреча не была отменена. Ребята знали, что мне нужен научный руководитель и по окончании встречи попросили Ростислава Николаевича взять под свою опеку молодого, мало что понимающего в науке аспиранта, на что неожиданно был получен положительный ответ. Школьники радостно закричали. В этот момент я приобрел на долгие годы прекрасного друга.

В начале нашей совместной работы не всё складывалось идеально: я просто боялся своего научного руководителя: он - аристократ, яркая звезда на кинематографической небосклоне. А я? Провинциальный молодой учитель, который что-то сумел сделать не так, как все остальные учителя.

Вот это что-то Ростислав Николаевич пытался умело раскрутить, а я не всегда его правильно понимал. Диссертация делалась на стыке двух наук: педагогики и искусствоведения, но должна быть педагогической. Мы шли непроторенными путями, что было достаточно трудно: отсутствовала литература, не было многообразного опыта, практически все выстраивалось на личном эксперименте! Теоретическая часть шла с огромным трудом. Я решил прекратить работу над диссертацией. Зачем она мне? Я успешный учитель и мне этого достаточно.

Ростислав Николаевич дал мне возможность понять, что работа над диссертацией требует определенной самоотдачи. Увидев, что этой самоотдачи нет, он жестко взял меня в «свои объятья». Каждый месяц мы встречались на его новой современной квартире, оформление которой убеждала меня в том, что мой руководитель имеет глубокие дворянские корни: наличие в квартире редких картин, портретов предков, а на кухне изумительная коллекция изделий из гжели, которую кропотливо, с огромным вкусом собирала его умнейшая жена Тамара Иосифовна. Сначала я тоже помогал в собирании коллекции, а затем и сам увлекся. Сегодня у меня дома богатейшая коллекция изделий из гжели.

Встречаясь с Ростиславом Николаевичем по поводу обсуждения написанного, мы подолгу говорили о жизни, её отражении в произведениях искусства, обсуждали не только то, что написал диссертант, но те или иные главы из его новых книг. Он видел во мне собеседника.

Считают, что Р.Н.Юренев выражал в киноведении партийные идеи. Не могу согласиться с этим мнением. Он был разносторонне одаренным человеком, всегда имел свою точку зрения и выражал ее на страницах

печати. По моей просьбе им была написана книга, адресованная юношеству

12

«Чудесное окно» , которая всесторонне обсуждалась в ребячьей среде (в

12

Юренев Р.Н. Чудесное окно: краткая история мирового кино: Кн. для учащихся. М. Просвещение, 1983.

качестве обобщения коллективного анализа этой книги была напечатана моя

13

рецензия в «Учительской газете»)13.

Искренняя дружба связала Р.Н. Юренева с патриархом киноведения профессором Н.А.Лебедевым. С моей точки зрения эти два гиганта киноведения обогащали друг друга. А вот с И.В.Вайсфельдом, несмотря на их некоторую схожесть оценок тех или иных явлений кинематографии, они даже не здоровались, хотя вместе присутствовали на многих мероприятиях в школьном киноклубе. Причина размолвки мне не ясна.

Р.Н. Юренев умело поддерживал человека в очень трудных ситуациях и того же требовал от других людей. Когда диссертационная работа была готова, то обнаружилось, что в НИИ художественного воспитания нет диссертационного совета и необходимо передать диссертацию в другой НИИ. Там я сдал кандидатский экзамен по специальности, но потом мне сказали, что в диссертационном совете нет специалистов по проблеме. Так пришлось пройти «три круга ада».

Ростислав Николаевич не выдержал этих издевательств и сказал, чтобы я за три летние месяцы убрал из диссертации всю педагогику и сделал бы её искусствоведческой, чтобы защищаться в ВГИКе. Иногда и сейчас, в Тверском государственном университете, где я преподаю уже многие годы, удивляются, почему я - с одной стороны преподаватель педагогики в вузе, а с другой - учитель физики в школе, являюсь искусствоведом. В этом великая заслуга Р.Н.Юренева и Н.А.Лебедева, который был оппонентом диссертационной работы.

Долгие годы связывали нас дружеские отношения. Мы часто общались в неформальной обстановке, дружили семьями. Уже в преклонном возрасте, продолжая работать со студентами во ВГИКе, Ростислав Николаевич прислал письмо, где объяснил мне, почему он решился жениться на своей аспирантке и просил понять и принять его решение: смерть любимой жены, потеря сына, трагические события с внуком, привели к страшному одиночеству. Ему был нужен человек, который мог бы поддержать его в трудный период.

Надо сказать, что и профессор И.В.Вайсфельд, который длительное время возглавлял Совет по кинообразованию Союза кинематографистов СССР, очень многое сделавший для развития тверской школы кинообразования, по просьбе тверских школьников в соавторстве написал две книги «Встречи с X музой»14 и подготовил на Всесоюзном радио серию передач «Школьникам о киноискусстве» (сегодня авторские магнитные записи, как архивные реликвии хранятся в институте новейшей истории и наглядно отвечают на вопрос, что могут сделать деятели киноискусства для развития культуры чувств растущего человека). Он также прислал мне

13

Баранов О. А. Чудесное окно. Учительская газета. 1983. 23 дек.

14 Вайсфельд И.В., Демин В.П. и др. Встречи с X музой: беседа о киноискусстве для учащихся старших классов. В 2 кн. М.: Просвещение, 1981.

письмо, где он объяснил, почему вынужден покинуть Россию и переехать на постоянное место жительство в Германию.

В библиотеке киноклуба были практически все книги, принадлежавшие перу Н.А. Лебедева, Р.Н Юренева, И.В. Вайсфельда. Они были подарками для ребят. Сейчас все эти книги находятся в отделе редких книг научной библиотеки Тверского государственного университета. В 1978 году по рекомендации Н.А. Лебедева, Р.Н. Юренева, И.В. Вайсфельда я был принят в члены Союза кинематографистов СССР и до сих пор не поменял членский билет за подписью Л.А. Кулиджанова.

Министр культуры СССР Е.А. Фурцева

Что можно добавить к тому, что уже известно об этой женщине? Когда в 1963 году основатели киноклуба окончили школу, то от некоторого головокружения многим ребятам хотелось быть кинематографистами, быть студентами ВГИКа и ЛИКИ. Но во ВГИК принимали только тех, кто имел за плечами двухлетний трудовой стаж. Тогда я решил обратиться с письмом к Е.А. Фурцевой с просьбой разрешить моим трем выпускникам поступить на киноведческий факультет ВГИКа без трудового стажа, т.к. эти девушки были сиротами. В письме детально объяснил всю ситуацию. Я сам был молод, надеялся на чудо. И чудо произошло: через некоторое время ректор ВГИКа А. Грошев сообщил в школу, что получено разрешение из министерства культуры о возможности участия киноклубников в творческом конкурсе при условии предварительного собеседования преподавателей ВГИКа на предмет подготовленности киноклубников к участию в творческих конкурсах.

Собеседование проводил киновед И.Л. Долинский, который дал добро на поступление всем трем претенденткам, а затем приехал в Тверь, чтобы познакомится с киноклубом, который столь успешно развивает творческие возможности ребят. Поступать во ВГИК решилась только С. Подгурская, которая успешно прошла все творческие конкурсы, стала студенткой, успешно окончила ВГИК. Что касается других кандидаток, то Т.Колесникова окончила филологический факультет ЛГУ, а Т.Федорова -политехнический университет, став в дальнейшем крупным ученым в области химии. Так Е.А. Фурцева помогла определить судьбу неизвестных ей девчонок.

Еще несколько слов от автора

У читателей после знакомства с этим текстом может возникнуть закономерный вопрос: а где же творческие портреты деятелей искусства?

Но автора в первую очередь интересовало то, как кинематографисты помогли в определении основных идей тверской школы кинообразования. С моей точки зрения, это было самым важным, было движущей силой развития общей системы киноэстетического воспитания школьников, ибо высокообразованные деятели искусства понимали, что общество и искусство будут двигаться вперед, если подрастающее поколение примет те нравственные ценности, которые определяют его прогресс.

Я не успел рассказать еще о многом. Например, об украинском актере В. А. Черняке, который первым ответил на письмо ребят и объяснил, почему они не поняли простенький фильм «Ласточка», и что надо сделать, чтобы понять творчество А.П. Довженко. В. А. Черняк не был известным актером, но он был Человеком с большой буквы, он был рядом с ребятами в течение многих десятилетий. Он увлекал ребят своей молодостью, а затем и зрелостью.

Знаменитые классики мирового кино - режиссеры Ф.М.Эрмлер и Л.З.Трауберг поражали ребячье воображение своими рассказами о том, как они пришли в кинематограф, какой вклад внесли в его развитие. «Стоило прожить на свете шестьдесят два года, из них сорок в кинематографии, чтобы побывать в вашей среде, дорогие довженковцы! Не стыжусь сказать, что я взволнован, и главное мое пожелание, чтобы не остыли вы и, чтобы жар ваш стал достоянием десятков тысяч молодых людей», - записал Л.З. Трауберг после встречи с ребятами, а затем популяризовал их опыт в одной из глав своей книги «Трубы, входит зритель»15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А художник по костюмам студии «Мосфильм» Л.А. Ряшенцева вручила ребятам переплетенные режиссерские сценарии фильмов, над которыми она работала. В них красным карандашом подчеркивались те места сценария, которые имели отношение к художнику по костюмам, а рядом помещались фотографии реализации этих идей. Поражаешься подвижническому труду! И ради чего? Ради счастья малознакомых ребят, чтобы они умели ценить человеческое добро.

Рядом с ребятами, авторами тверской школы кинообразования были такие известные мастера советской кинематографии, как художник -мультипликатор Ф.С. Хитрук, режиссеры В.К. Дербенев, С. Ростоцкий, Д.С.Фирсова, Э.А. Бочаров, Г. Габай, О.П. Улицкая, операторы Л. Косматов, Г.А. Гинзбург, актеры М. Кузнецов, Г. Романов, А. Цинман, М. Булгакова, Д.Капка, киноведы И.Рачук, И.Долинский, Н.Клейман, Н.Савицкий, Н.Зоркая, З.Колодяжная, М.Власов, польский критик Ежи Теплиц, художники И.Вускович, И.Пластинкин, детская писательница и кинокритик Л.Кабо, директор БПСК Л. Парфенов, директор карловаровского кинофестиваля Ладислав Кахтик.

Я низко склоняю голову в память о прекрасных творцах нашего искусства, об их высочайшей интеллигентности, духовности и умении понимать запросы и интересы подрастающего поколения, умении сегодня видеть особенности дня завтрашнего.

15 Трауберг Л.З. Трубы, входит зритель. М.: БПСК, 1981

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.