УДК 004.83
Хруставчук Н.С.
студент Юридический институт Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир, Россия)
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Аннотация: целью данного исследования является анализ законодательной базы и обобщение практического опыта Российской Федерации в применении технологии искусственного интеллекта в деятельности таможенных служб. Методологическую основу исследования составили универсальные и исследовательские методы, которые сделали возможным создать общий вывод и провести качественную оценку отношений, изучаемых в данной работе. Результатом исследования стало понимание автором понятия «искусственный интеллект в сфере таможенного дела». Исследование также основывается на выводе о необходимости повышения эффективности таможенного контроля и ускорение таможенных операций с товарами с помощью введения искусственного интеллекта в работу таможенных служб.
Ключевые слова: интеллектуальное сотрудничество, робототехника, интеллектуальный контрольно-пропускной пункт.
Проблема внедрения и использования искусственного интеллекта - одна из актуальных тем в исследованиях многих ученых. Такая столь выраженная значимость заявленной темы обусловлена тем, что в последние годы искусственный интеллект во многих странах все чаще внедряется в различные отрасли промышленности, сельское хозяйство, здравоохранение, финансы и другие. Многие аналитические компании приводят опыт внедрения
искусственного интеллекта в США в сфере здравоохранения как практический пример, отмечая, что «образование и повышение осведомленности часто обсуждается как среди общественности, так и среди медицинских работников, так как повышается риск утечки конфиденциальных данных» [2].
Многие исследователи (Барчуков, Бегишев, Кузьмин, Кузнецов, Незнамов, Наумов, Хисамова, Овчинников, Хакимов и др.) обратили внимание на вопросы правового регулирования и развития законодательства о робототехнике и использовании искусственного интеллекта. Особенности и перспективы применения технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенной власти обсуждали ученые - Маркова, Мартынова, Зыков, Полухин и другие.
Автор настоящего исследования предлагает инновационный подход к рассмотрению вопросов правового регулирования искусственного интеллекта на основе обобщения зарубежного опыта.
В данной статье рассмотрены особенности сложного межотраслевого института искусственного интеллекта в деятельности таможенной службы, ее место и роль в условиях цифровых инноваций.
Автору удалось обосновать возрастающую роль юридического регулирования. Целью исследования являются непрерывные процессы из цифровой трансформации, наблюдаемые в различных отраслях и сферах человеческой деятельности, и заключается в обосновании необходимости внедрения технологий искусственного интеллекта в работу таможенной службы, а также правовое регулирование их использования. Осуществление обозначенной цели предполагает решение следующих научных задач: рассмотреть практику использования искусственного интеллекта в таможенной сфере иностранных государств изучить подходы правового регулирования использования искусственного интеллекта в работе таможенной власти отдельных стран Европы и Китая определить перспективные направления для введения технологий искусственного интеллекта в таможенную деятельность Российской Федерации.
В основу данного исследования лег комплекс различных методов. Метод системного анализа был использован как базовый, что позволило осмыслить и концептуализировать ключевые разделы (сегменты) изучаемой тематической области. Использование индукционного метода позволило сделать необходимые обобщающие выводы, дать оценку. Метод дедукции позволил качественно отойти от общепризнанной интерпретации искусственного интеллекта и его компонентов для изучения особенностей в рамках таможенного дела. Специальные методы исследования - формальные юридическое и сравнительно-правовые - позволили выявить соответствующее содержание изучаемых актов.
Для достижения цели настоящего исследования автор проанализировал правовую основу применения технологии искусственного интеллекта мировых держав, в ходе которого было установлено, что основа регулирования изучаемых технологий и робототехники в Европейском Союзе является основанной на несколько документов: Дорожная карта для разработки робототехники в Европе «Робототехника 2020», Декларация о сотрудничестве в области искусственного интеллекта [1]. С конца 2018 года в пилотном проекте под названием «iBorderQrl» на пограничных пунктах внедрен «искусственный интеллект».
Работа системы «iBorderCtrl» является разделенной на два направления. На начальном этапе осуществляется контроль - загрузка сканированного изображения паспорта, визы. Затем, проходя через заграничный паспортный контроль, человек, пересекая границу, с использованием искусственного интеллекта, робот задает вопросы в таможенных целях с помощью веб-камеры. Робот читает по лицу выражения, раскрывает непроизвольный уход от ответа, который появляется при попытке скрыть или подавить эмоции [7]. Если искусственный интеллект предоставит информацию о существовании основания, указывающего на вероятность нарушения лицом таможенных правил, то порядок не исключает прохождения биометрической идентификации. Следовательно, исходные функции осуществляются искусственным интеллектом, но под контролем человека - таможенного инспектора. Несомненное преимущество с использованием технологии искусственного
интеллекта в таможенном деле европейских стран заключается в том, что, с одной стороны, эта технология выступает в качестве «виртуального» детектор лжи, а с другой — интеллектуальный «процессор» собирает информацию о людях, пересекающих таможенную границу [6].
Обобщение практического опыта из Китая в применении разведывательной технологии позволил выявить иной подход, где различают два уровня регулирования - национальное и местное. В частности, Концепция регулирования таможенной сферы на национальном уровне состоит из комплекса стратегических документов - программа глобального государственного развития «Сделано в Китае-2025», планы развития из роботизированной промышленности, показывают хороший результат как план развития нового поколения технологий искусственного интеллекта [4]. В Китае есть пять контрольно-пропускных пунктов, использующих искусственный интеллект, где время для выпуска товаров без риска значительно снижалось, что свидетельствует о благоприятных условиях для движения товаров через таможенную границу. Кроме того, известные китайские интеграторы, такие как Huawei и работают над созданием
«интеллектуальной таможенной инфраструктуры». Таможня Китая также использует инновационную модель интеллектуального КПП: на границе с Гонконгом в особом административном районе расположен «умный» автомобильный таможенный пост «Хуанган» Шэньчжэньской таможни, в портах провинции Гуандун роботы используются в качестве «таможенных должностных лиц».
Глобальная автоматизация таможенных операций выполнена с использованием разведывательной технологии, благоприятные условия для перемещения товаров и транспортных средств через государственную таможенную границу не выявлено. Так, в Нидерландах, в порту Роттердам на контрольно-пропускных пунктах почти весь спектр грузовых операций обеспечивают роботы, при этом роль таможенного инспектора выполняют 2- 3 человека. В Японии в автоматизировании процесса активно используется
информационная система межведомственного взаимодействия, которая интегрирована с информацией подсистемы из абсолютно всего правительственного агентства.
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что достаточное количество разработок интеллектуальных технологических решений в мировой практике были бы целесообразны для России и их стоит принять во внимание. Институт искусственного интеллекта в российской правовой системе - это сравнительно новая структура, в результате чего возникла парадигма «интеллектуальных обычаев», где таможенные услуги являются необходимыми для достижения стратегических целей из развивающейся системы таможенной власти Российской Федерации, которые сформулированы в «Стратегии-2030» [9]. Разработка и выполнение новой модели «умного» КПП в работе таможни является обдуманной многообещающей областью изучения. Предполагается, что его функционирование будет основано на единой информационной системе технического свойства, которое обеспечит работу по принципу «единой точки получения» предварительной информации для различных контролирующих лиц на пункте пропуска. В связи с этим представляется важным наладить процессы интеграции и конвергенции единой информационной системы интеллектуального КПП с программным обеспечением технических средств таможенного контроля [8]. Несмотря на позитивные тенденции, вызванные введением искусственной разведки на начальном этапе, недостаточное оснащение пунктов пропуска остается острой проблемой разработки таможенных технологий на границе из Российской Федерации. Типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и структур, две трети из контрольно-пропускных пунктов нуждаются в значительной технологической реконструкции и модернизации. Поэтому, инновационный материал и техническая поддержка контрольно-пропускных пунктов, в соответствие с новой таможенной концепцией, является важным в изучаемой области. План действий Федеральной таможни России до 2024 года для реализации Стратегии-2030 определяет, что строительство и
модернизация контрольно-пропускных пунктов должно брать в счет инфраструктуру, созданную в приграничных регионах РФ, но с учетом новой технологии «искусственного интеллекта» [5]. Ожидаемый эффект будет приводить к созданию максимально благоприятных условий для безостановочного движения товаров и транспортных средств через таможенную границу и позволит участникам внешнеэкономических объектов активно предоставлять на рассмотрение информацию для таможенного контроля один раз, а также полная автоматизация таможенных операций, совершаемых с использованием современных информационных технологий, с использованием искусственного интеллекта [3]. В результате, таможенная сфера станет более прозрачной, основанной на информационной доверенности между таможенной властью и бизнесом.
Анализ практики использования искусственного интеллекта в некоторых зарубежных странах позволяет сделать вывод о ряде безусловных преимуществ использования искусственной информационной системы в таможенной деятельности. Практический опыт внедрения интеллектуальных технологий на таможне позволяет нам давать следующее определение:
«искусственная разведка в сфере таможенного дела» — программа, реализующая заданные алгоритмы обработки больших массивов таможенной информации и данных в сжатые сроки, что позволяет математическими методами (экстраполяция, интерполяция, вариационное исчисление) прогнозировать, оценивать индивидуальные процессы и подготавливать или делать автоматически решения. Анализ с позиции законодательства, обобщение опыта зарубежных стран в этом вопросе значительно повысит уровень доверия бизнеса к таможенной деятельности. Позиция, согласно которой «искусственный интеллект, как и другие технические электронные средства, остаются человеческим помощником, но не заменяют его в полной мере гносеологические, психологические и другие особенности, свойственные только человеку», кажется справедливой. Знания, умения, навыки и компетенция таможенных органов должна быть ограниченно интегрирована в работу
искусственного интеллекта, но следует иметь в виду, что независимо от степени совершенства, роль человека в действии таможенного органа, на данный момент остается ведущей и полноценно незаменимой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.Н. Михайлова МТФ-2021: искусственный интеллект внедрят в работу российской таможни до 2030 года. URL: https://customsforum.ru/.;
2. Воронцова, И. В. Дефиниция «Искусственный интеллект» и ее семантико-процессуальное значение в судебной системе России и зарубежных стран / И. В. Воронцова, Ю.А. Луконина. // Российский судья. - 2020. - № 10. - С.41 - 45.;
3. Доклад руководителя ФТС России В.И. Булавина. URL: customs.ru;
4. К.К. Иванов, В.М. Лужин, Д.В. Кожевников Искусственный интеллект. Основные направления исследований // Молодой ученый. 2022. №28. С. 16- 18. URL https://moluch.ru/archive/132/36805/;
5. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. СПС // «КонсультантПлюс».;
6. Незнамов, А. В. К вопросу о применении технологий искусственного интеллекта в правосудии: терминологический аспект / А. В. Незнамов. - Текст: непосредственный. //Арбитражный и гражданский процесс. - 2019. - № 10. - С. 14- 18.;
7. О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статью 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»: Федеральный закон № 123- ФЗ: [принят Государственной думой 14 апреля 2020 г.: одобрен Советом Федерации 17 апреля 2020 г.]. - // СПС КонсультантПлюс.;
8. П.Г. Круг Нейронные сети и нейрокомпьютеры. М.: Издательство МЭИ. 2020. 340 с.;
9. Проект Стратегии развития таможенных органов до 2030 года. URL: customs.ru;
10. Стенограмма выступления В. И. Булавина на коллегии ФТС России, 6 марта 2020 г. URL: http://ctu.customs.ru;
11. Т.А. Гаврилова // Базы знаний интеллектуальных систем: Питер. 2022г. 321 с.
Khrustavchuk N.S.
Vladimir State University (Vladimir, Russia)
ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA AND EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES
Abstract: the purpose of this study is to analyze the legislative framework and generalize the practical experience of the Russian Federation in the application of artificial intelligence technology in the activities of customs services. The methodological basis of the study was made up of universal and research methods that made it possible to create a general conclusion and conduct a qualitative assessment of the relations studied in this work. The result of the study was the author's understanding of the concept of artificial intelligence in field of customs.
Keywords: intelligent cooperation, robotics, intelligent checkpoint.