Научная статья на тему 'УМНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА'

УМНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2318
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРАТЕГИЯ-2030 / ФТС РОССИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чаплыгин М.В.

В статье рассматриваются перспективы внедрения умных таможенных технологий, направления функционирования которых закреплены в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Отмечается необходимость применения искусственного интеллекта в работе таможенных органов, обозначена актуальность использования искусственного интеллекта в рамках действия системы управления рисками. Анализируются принципы автоматизации работы интеллектуального пункта пропуска с применением искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чаплыгин М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS METHODS TO PROMOTE EXPORTS OF PRODUCTS WITH A HIGH SHARE OF ADDED VALUE: THE EXPERIENCE OF THE EAEU AND CHINA

The article discusses the prospects for the introduction of smart customs technologies, the directions of functioning of which are enshrined in the Strategy for the Development of the Customs Service until 2030. The necessity of using artificial intelligence in the work of customs authorities is noted, the relevance of using artificial intelligence as part of the risk management system is indicated. The principles of automation of the work of an intelligent checkpoint using artificial intelligence are analyzed.

Текст научной работы на тему «УМНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА»

УМНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА

М.В. Чаплыгин, студент

Научный руководитель: Н.А. Кудрова, канд. экон. наук, доцент

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-2-218-221

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы внедрения умных таможенных технологий, направления функционирования которых закреплены в Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Отмечается необходимость применения искусственного интеллекта в работе таможенных органов, обозначена актуальность использования искусственного интеллекта в рамках действия системы управления рисками. Анализируются принципы автоматизации работы интеллектуального пункта пропуска с применением искусственного интеллекта.

Ключевые слова: умные таможенные технологии, искусственный интеллект, стра-тегия-2030, ФТС России, Интеллектуальный пункт пропуска.

Главным стратегическим направлением деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) является развитие современных информационно-коммуникационных (цифровых) технологий, а также внедрение новых перспективных цифровых технологий, которые обладают широким потенциалом потенциал при решении приоритетных задач таможенных органов за счет автоматизации процессов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. Примером данного вида технологий является технология искусственного интеллекта, которая оказывает положительное влияние на различные сферы человеческой деятельности.

Умные таможенные технологии представляют собой технологическую систему, направленную на всестороннюю автоматизацию и развитие цифровизации деятельности таможенных органов. Основой автоматизации деятельности будет выступать искусственный интеллект (ИИ), технология, которая оказала положительное влияние, согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия 2030) [1], при этом должны быть закреплены стандарты максимального применения ИИ при совершении таможенных операций.

Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интел-

лекта в Российской Федерации» [2] определяет следующие основные понятия:

1. Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

2. Технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.

Зарубежные страны, как и Российская Федерация, развивают опыт внедрения искусственного интеллекта в работу таможенных органов. К примеру, в Европе на пограничном контроле планируется внедрить в работу машины с искусственным

интеллектом iBorderCtrl. Данная технология специализируется на проверке данных, сравнительном анализе, поиске информации во всеобщей базе данных. Машины будут установлены в пограничных пунктах пропуска и в пунктах пропуска в аэропортах. Лица, пересекающие границу, будут представлять документы для сканирования, а также отвечать на несколько вопросов на камеру устройства.

Целью использования данной технологии является выявление (определение) правдивости высказываний лиц, проходящих таможенный контроль. Также устройства с искусственным интеллектом будут установлены на пунктах пропуска в зоне таможенного контроля, где будет происходить проверка багажа [3].

Основным направлением деятельности ИИ в рамках реализации Стратегии 2030 является автоматизация таможенных операций, связанных с таможенным досмотром товаров, однако изучение опыта применения европейской разработки является перспективным направлением в рамках улучшения порядка проведения личного таможенного досмотра.

Также искусственный интеллект планируется внедрить в формирование профилей рисков участников внешнеэкономической деятельности. Российские инспекци-онно-досмотровые комплексы будут в автоматическом режиме с помощью искусственного интеллекта выявлять предметы и вещества, запрещенные для ввоза в РФ. Для реализации данного направления применения умных таможенных технологий ФТС РФ создает специальную базу данных с широким перечнем объектов, а также специальное программное обеспечение для обработки этой информации. Данное нововведение позволит повысить доверие бизнеса к деятельности таможенных органов и улучшить систему контроля над человеческим фактором в рамках системы управления рисками. При этом использование правильного алгоритма анализа данных позволит выявлять те особые случаи, когда вмешательство таможенного органа будет необходимо. Функциями досмотра наделят специальные рабочие группы, ориентированные на рисковые по-

ставки. Однако, порядка 90% таможенных рисков будут выявляться в автоматическом режиме [4].

Система управления рисками подлежит постоянному обновлению и совершенствованию. Актуальность применения ИИ в процессе выявления и анализа рисков обусловлена возросшим количеством информации о товарах и транспортных средствах, представляемых к проверке, а также следующим рядом факторов [5]:

1. Ограниченностью времени принятия управленческого решения.

2. Сложностью принятия максимально правильного (законного) решения.

3. Необходимостью точной оценки различных альтернатив.

4. Использованием метода моделирования для прогноза развития ситуаций.

5. Принятием решения на основе множества исходных данных.

6. Использованием больших массивов данных.

7. Интеграцией и взаимодействием с внешними источниками данных (в том числе с другими федеральными органами исполнительной власти).

Главными преимуществами применения таможенными органами будут являться:

1. Заметное повышение скорости выполнения задач, посредством автоматизации и увеличения производительности, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов.

2. Исключение ошибок, возникающих по причине «человеческого фактора».

3. Перенаправление деятельности персонала (работников таможенных органов) на выполнение аналитической работы и решения задач, которые не могут обеспечиться применением только ИИ.

4. Многозадачность и гибкость работы автоматизированных процессов.

5. Приток новых высококвалифицированных кадров.

На текущий момент, основными проектами, которые предстоит реализовать до 2024 года, являются создание Главного центра обработки данных (ГЦОД) ФТС России и разработка и реализация перспективной модели «интеллектуального» пункта пропуска по видам транспорта [1].

Фундаментом развития умных таможенных технологий станет ГЦОД ФТС России, созданный на базе Тверской таможни. Центр обработки данных (дата-центр) представляет собой отдельное здание, предназначенное для размещения и эксплуатации производительного вычислительного оборудования, где будет сосредоточена обработка всего объёма информации [5]. ГЦОД обеспечит:

1. Безопасное хранение всей информации.

2. Бесперебойное функционирование информационных ресурсов.

3. Повышение скорости совершения таможенных операций.

«Интеллектуальный пункт» пропуска будет представлять собой единую информационную систему, куда поступают данные с инспекционно-досмотровых и ве-согабаритных комплексов, систем радиационного контроля, а также других средств таможенного контроля. В ходе реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года весь процесс таможенного контроля на границе будет основан на поступлении данных на единую информационную платформу и автоматическом анализе информации, на основе которого будет приниматься решение о досмотре груза. Параллельно таможенными органами будут применяться системы электронной очереди и диспетчеризации. Слаженная работа всех этих компонентов обеспечит безостановочное прохождение «интеллектуальных пунктов пропуска» для безрисковых товарных партий, перемещаемых добросовестными участниками ВЭД. Согласно плану реализации Стратегии 2030 в пилотном режиме в 2024 году будут запущены два интеллектуальных погранперехода [6]. С учетом современной конъюнктуры развития торговых отношений РФ скорее всего такой пункт пропуска появится на границе с Китаем.

Автоматизация процессов в системе двойного коридора «интеллектуального пункта пропуска» будет разделена на зелёный и красный коридор. Для зелёного ко-

ридора и безрисковых товаров элементами автоматизации выступят [7]:

1. Автоматическое оформление прибытия транспортного средства на территорию пункта пропуска.

2. Проверка возможности автоматического выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (автовыпуск декларации на товары).

3. Автоматическое помещение под таможенную процедуру транзита.

4. Убытие из пункта пропуска.

Для перемещения транспортного средства по красному коридору предусматривается автоматизация операций, предполагающих [7]:

1. Автоматическое распознавание и фиксация номера транспортного средства, проведение весогабаритного контроля.

2. Автоматизация рентгеноскопического контроля (с помощью потокового ин-спекционно-досмотрового комплекса).

3. Автоматизированное принятие решения о выборе порядка совершения операций.

Таким образом, в рамках реализации Стратегии 2030, ФТС России стремится сделать таможенный контроль незаметным для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Основой улучшения таможенного администрирования будет являться применение искусственного интеллекта, который станет ключевым направлением деятельности умных таможенных технологий.

В условиях ускоренного развития цифровой экономики рынок информационных технологий на национальном уровне не полностью обеспечен квалифицированными человеческими ресурсами, что ставит под угрозу сроки проведения введения автоматизированной системы в организации таможенных операций. Поэтому перспективные государственные программы должны быть направлены на расширение мер поддержки человеческого капитала в данной отрасли создания умной таможни и повышения уровня информатизации России в рамках новой интеллектуальной среды.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития ФТС России до 2030 года» // Федеральная таможенная служба Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/2020-06/03/2030.pdf (дата обращения: 28.04.2022).

2. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // КонстультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/ (дата обращения: 28.04.2022).

3. Искусственный интеллект уже завтра заменит таможенников в ЕС // Offshoreview. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://offshoreview.eu/2018/11/22/iskusstvennyiy-intellekt-uzhe-zavtra-zamenit-tamozhennikov-v-es/ (дата обращения: 29.04.2022).

4. Сынчикова А.С. Чижкова Е.С. Особенности внедрения искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов // Novaum Journal. - 2020. - №24. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novaum.ru/public/p1690 (дата обращения: 29.04.2022).

5. Труфанова А.С. Система управления рисками в таможенном контроле: проблемы и пути решения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. -№1-2 (52). - С. 159-161.

5. Как устроен центр обработки данных. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://itglobal.com/ru-ru/company/blog/data-center-brief-explanation/ (дата обращения: 29.04.2022).

6. Фомичева А., Сергученкова М. Таможня с интеллектом // Логирус. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://logirus.ru/articles/custom/tamozhnya_s_intellektom.html (дата обращения: 29.04.2022).

7. Валерьевна М.В., Ворона А.А. Развитие пунктов пропуска в экосистеме цифровых транспортных коридоров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2021. - №2 (78).

CUSTOMS METHODS TO PROMOTE EXPORTS OF PRODUCTS WITH A HIGH SHARE OF ADDED VALUE: THE EXPERIENCE OF THE EAEU AND CHINA

M.V. Chaplygin, Student

Supervisor: N.A. Kudrova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses the prospects for the introduction of smart customs technologies, the directions of functioning of which are enshrined in the Strategy for the Development of the Customs Service until 2030. The necessity of using artificial intelligence in the work of customs authorities is noted, the relevance of using artificial intelligence as part of the risk management system is indicated. The principles of automation of the work of an intelligent checkpoint using artificial intelligence are analyzed.

Keywords: smart customs technologies, artificial intelligence, strategy-2030, FCS of Russia, Intelligent checkpoint.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.