Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РИСКИ ЗАКАЗЧИКОВ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сергеева С. А., Булочникова Н. М.

Проблема оптимизации государственных закупок с использованием искусственного интеллекта и новых технологий - реальность сегодняшней профессиональной деятельности специалистов в сфере закупок. Применение искусственного интеллекта в сфере закупок может способствовать автоматизации рутинных задач, улучшению аналитических возможностей, прогнозированию и принятию более обоснованных решений на основе проверенных данных. Использование искусственного интеллекта в работе при составлении спецификаций товаров и поиске поставщиков, а также при оценке предложений и контроле исполнения контрактов поможет сэкономить время и ресурсы, повысить точность и качество принимаемых решений. Учитывая возможности систем, использующих в своей работе технологии искусственного интеллекта, мы можем ставить вопросы об оптимизации информационного поля системы закупок, создании прогнозных экспертных систем и переходе на проактивный режим закупочной деятельности: прогнозирование потребностей в товарах и услугах на основе исторических данных и других факторов, таких как экономические показатели, сезонные колебания и демографические тренды позволяют более точно планировать объемы закупок, предотвращать дефициты или избытки и обеспечивать эффективное использование бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE: DEVELOPMENT OF PUBLIC PROCUREMENT TAKING INTO ACCOUNT MODERN TECHNOLOGIES

The problem of optimizing public procurement using artificial intelligence and new technologies is the reality of today's professional activities of procurement specialists. The use of artificial intelligence in the field of procurement can help automate routine tasks, improve analytical capabilities, predict and make more informed decisions based on verified data. The use of artificial intelligence in the preparation of product specifications and the search for suppliers, as well as in the evaluation of proposals and control over the execution of contracts, will help save time and resources, improve the accuracy and quality of decisions made. Taking into account the capabilities of systems that use artificial intelligence technologies in their work, we can raise questions about optimizing the information field of the procurement system, creating predictive expert systems and switching to a proactive procurement mode: forecasting the needs for goods and services based on historical data and other factors, such as economic indicators, seasonal fluctuations and demographic trends, allow you to plan purchases more accurately, prevent shortages or surpluses, and ensure the effective use of budget funds.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Искусственный интеллект: развитие государственных закупок с учетом современных технологий

со см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

Сергеева Светлана Александровна

доктор экономических наук, старший научный сотрудник сектора научно-исследовательских работ и проектов, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Булочникова Наталья Михайловна

старший преподаватель, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Проблема оптимизации государственных закупок с использованием искусственного интеллекта и новых технологий - реальность сегодняшней профессиональной деятельности специалистов в сфере закупок. Применение искусственного интеллекта в сфере закупок может способствовать автоматизации рутинных задач, улучшению аналитических возможностей, прогнозированию и принятию более обоснованных решений на основе проверенных данных. Использование искусственного интеллекта в работе при составлении спецификаций товаров и поиске поставщиков, а также при оценке предложений и контроле исполнения контрактов поможет сэкономить время и ресурсы, повысить точность и качество принимаемых решений. Учитывая возможности систем, использующих в своей работе технологии искусственного интеллекта, мы можем ставить вопросы об оптимизации информационного поля системы закупок, создании прогнозных экспертных систем и переходе на проактивный режим закупочной деятельности: прогнозирование потребностей в товарах и услугах на основе исторических данных и других факторов, таких как экономические показатели, сезонные колебания и демографические тренды позволяют более точно планировать объемы закупок, предотвращать дефициты или избытки и обеспечивать эффективное использование бюджетных средств.

Ключевые слова: закупки; искусственный интеллект; риски заказчиков; управленческие решения.

Государственные закупки являются важной составляющей экономической и политической деятельности любого государства и являются мощным инструментом для стимулирования экономики. Поскольку государство является крупнейшим заказчиком закупки создают спрос на товары, работы и услуги, способствуя развитию предпринимательства и промышленности. Это, в свою очередь, способствует экономическому росту, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций. Государственные закупки предоставляют возможности для участия малых и средних предприятий в госконтрактах, что способствует развитию и поддержке сектора малого бизнеса, повышению конкуренции и снижению монополистических практик. Государственные закупки позволяют государству приобретать товары, услуги и работы по наилучшим ценам и условиям: правильное планирование и проведение закупок способствуют сокращению издержек, повышению эффективности и эффективному использованию бюджетных средств. Это особенно важно для обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и эффективного расходования налоговых доходов. Качественные закупки способствуют обеспечению безопасности и благосостояния граждан, а также повышению общественной доверия к государству. Не последнее место занимают государственные закупкив развитии инноваций и технологического прогресса: поддержка и стимулирование инновационных решений в рамках государственных контрактов способствует внедрению новых технологий, развитию исследований и разработок, а также повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке [3;5]. Однако, несмотря на значительные усилия, сопутствующие процедуры и процессы закупок все еще подвержены различным проблемам, таким как недостаток прозрачности, высокие издержки, коррупция и непредсказуемость результатов. И в данном контексте, применение искусственного интеллекта и современных технологий может предложить новые подходы и решения для повышения эффективности и оптимизации процедур государственных за-купок[6;7;8].

Искусственный интеллект, основанный на алгоритмах машинного обучения и анализе больших данных, обладает большим потенциалом для автоматизации и оптимизации процессов любой сферы деятельности человека, в том числе государственных закупок. Применение искусственного интеллекта может способствовать автоматизации рутинных задач, улучшению аналитических возможностей, прогнозированию и принятию более обоснованных решений на основе данных. Например, использование искусственного интеллекта в работе при составлении спецификаций товаров и поиске поставщиков, а также при оценке предложений и контроле исполнения контрактов поможет сэкономить время и ресурсы, повысить точность и качество принимаемых решений [4;6;7;8].

Современные информационные технологии в экономике повышают прозрачность процессов закупок, сокращают временные и финансовые затраты, повышают эффективность распределения ресурсов[1;4]. Анализ больших объемов данных, включая информацию о предложениях поставщиков, ценах, качестве и истории исполнения контрактов позволяет проводить более точный анализ рынка, прогнозировать тенденции, выявлять характерные зависимости и принимать более

обоснованные решения при выборе поставщиков, а также оценивать реализуемость конкретной закупки в текущих и прогнозируемых рыночных и геополитических условиях. Алгоритмы машинного обучения могут выявить подозрительные схемы, несоответствия и неправильные практики, связанные с коррупцией и нарушением закона. Это способствует снижению риска коррупционных схем и повышению доверия к системе государственных закупок.

Важно, что системы с использованием искусственного интеллекта в режиме реального времени могут своевременно помочь в оценке качества предлагаемых товаров и услуг, а также идентификации потенциальных рисков, связанных с поставкой или исполнением контракта. Это позволит специалистам в сфере закупок со стороны заказчика и поставщика принимать информированные решения, в том числе возможный отказ от осуществления или участия в закупке, чтобы минимизировать возможные проблемы и обеспечить соответствие стандартам качества.

Кроме того, применение искусственного интеллекта в государственных закупках также может улучшить коммуникацию и взаимодействие между заказчиками и поставщиками. Например, решение задачи автоматической обработки запросов и предоставлении информации о требованиях и процедурах по уже опубликованной закупке упростит участие поставщиков в процедурах закупок и сократит время, затрачиваемое на административные действия.

Если говорить непосредственно о практических задачах, которые уже сегодня можно решать с использованием технологий искусственного интеллекта в государственных закупках, то можно выделить несколько направлений: автоматизированное принятие решений о закупках на основе анализа данных, мониторинг и контроль исполнения контрактов, поиск и анализ информации о поставщиках и предложениях, оптимизация процесса закупок и планирования. Внедрение автоматизированных экспертных систем повысит эффективность и объективность принятия решений в государственных закупках, а также поможет сэкономить время и ресурсы:

- Автоматический анализ данных о поставщиках, включая их репутацию, качество предоставляемых товаров и услуг, финансовую устойчивость и другие факторы дает возможность сформировать список рекомендованных поставщиков, соответствующих требованиям и критериям закупки, которым в дальнейшем заказчик или система автоматически направит приглашение принять участие в закупке.

- Оценка предложений поставщиков на основе заранее определенных критериев и правил (например, в электронных конкурсах рассматриваются предложения по стоимости, срокам выполнения, качеству и другим параметрам), сопоставление их с требованиями и целями закупки, автоматически формируют рекомендации или рейтинги для каждого предложения.

- Автоматическое формирование заявок и документации поставщиками на участие в тендерах и других необходимых документов на основе сведений, полученных по результатам анализа предъявляемых требований, собранной информации из различных источников; обеспечение соответствие сформированных документов правилам и регламентам.

- Прогнозирование будущего спроса по результатам анализа данных о предыдущих закупках и других факторах, таких как экономические показатели, социальные тенденции и изменения в законодательстве помогает более точно планировать и принимать решения о необходимых объемах закупок.

- Автоматический анализ данных о потенциальных рисках, связанных с поставщиками или определенными видами

товаров и услуг помогает в принятии решений о закупках с учетом минимизации рисков.

- Искусственный интеллект может быть задействован в мониторинге исполнения контрактов, автоматическом анализе соответствия условиям контракта и контроле качества предоставляемых товаров и услуг, отслеживании сроков выполнения работ что позволит обеспечить более эффективный контроль и соблюдение условий контрактов со стороны заказчиков и поставщиков.

Ключевое отличие систем, использующих большие данные и технологии искусственного интеллекта, - их скорость и глобальность. Каждая из приведенных выше задач, конечно, может решаться и уже привычными средствами автоматизации. Однако, использование большего объема данных, сведений из различных источников позволяет выявить связи, закономерности, шаблоны в поведении, исключения, которые при обычных схемах анализа данных могут быть упущены или для нахождения таких зависимостей потребуется существенное количество времени. Именно глобальность рассматриваемой информации, анализ в режиме реального времени, скорость вычислений позволяют выявлять и предотвращать мошеннические и коррупционные схемы, применять своевременные меры для предотвращения рисков и минимизации негативных последствий.

Алгоритмы искусственного интеллекта могут анализировать открытые базы данных, различные интернет-ресурсы, отзывы и оценки пользователей, историю предыдущих контрактов и другие факторы, чтобы найти поставщиков, соответствующих требованиям и критериям закупки, или проверить информацию об их репутации и добросовестности. Также искусственный интеллект может использоваться для анализа предложений, полученных от поставщиков, с целью выявления соответствия требованиям и оценки их качества. Алгоритмы машинного обучения позволяют проводить семантический анализ текстов предложений, выявлять ключевые параметры, такие как цена, качество и сроки выполнения, и сравнивать их с установленными критериями. Большой интерес представляет использование искусственного интеллекта для мониторинга рынка и анализа трендов в отрасли, связанной с государственными закупками: анализ больших объемов данных, включая новости, отчеты, социальные медиа и другие источники помогает выявить изменения в ценах, конкурентных предложениях и других факторах (экономических, социальных, геополитических), которые могут повлиять на процесс принятия решений о закупках. Алгоритмы искусственного интеллекта умеют анализировать исторические данные о предложениях и ценах, а также другие факторы, такие как экономические показатели и тенденции рынка, для создания моделей прогнозирования, что помогает оценивать адекватность предложений, предугадывать возможные изменения цен и снижать риски неправомерных действий со стороны поставщиков и заказчиков.

Учитывая глобальность и возможности систем, использующих в своей работе технологии искусственного интеллекта, мы можем ставить вопросы об оптимизации информационного поля системы закупок, создании прогнозных экспертных систем и переходе на проактивный режим закупочной деятельности: прогнозирование потребностей в товарах и услугах на основе исторических данных и других факторов, таких как экономические показатели, сезонные колебания и демографические тренды позволяют более точно планировать объемы закупок, предотвращать дефициты или избытки и обеспечивать эффективное использование бюджетных средств. Алгоритмы могут анализировать большие объемы данных, учитывать различные факторы, в том числе кажущиеся специалистам незна-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

fO CN О

cs иэ

о ш m

X

3

<

m О X X

чительными, проводить расчеты и моделирование для предоставления рекомендаций по реализации государственных закупок и обеспечения прозрачности и объективности в принятии решений.

Применение искусственного интеллекта в государственных закупках имеет существенные преимущества в части автоматизации процессов (устранение ошибок, связанных с человеческим фактором, повышение точности и надежности принимаемых решений); анализа больших данных и применения алгоритмов машинного обучения (выявление скрытых закономерностей и трендов для оптимизации стратегии закупок и прогнозирования возможных рисков); эффективного управления информацией и коммуникацией между участниками процесса закупок (обеспечение прозрачности и открытости взаимоотношений между участниками закупочного процесса); прогнозирования и проактивного мониторинга. Однако необходимо еще учесть и преодолеть ряд вызовов, связанных с применением технологий искусственного интеллекта.

На международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия», состоявшемся 26 октября 2021 года, был подписан документ под названием «Кодекс этики искусственного интеллекта»[9]. Россия оказалась одной из первых стран, которая выделила пять основных рисков и угроз, связанных с внедрением цифровых технологий в повседневную жизнь:

- дискриминация,

- нарушение приватности,

- потеря контроля над искусственным интеллектом,

- возможное причинение вреда человеку вследствие ошибок алгоритмов, - недопустимое использование искусственного интеллекта. Все эти угрозы признаны в «Кодексе этики искусственного интеллекта» нарушением прав и свобод человека. Кроме того, в данном Кодексе определены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при внедрении и использовании искусственного интеллекта в различные проекты. Среди этих принципов - прозрачность, правдивость, ответственность, надежность, инклюзивность, беспристрастность, безопасность и конфиденциальность.

Эффективная работа алгоритмов искусственного интеллекта требует наличия достаточного объема качественных данных для обучения. В государственных закупках может возникать недостаток данных, особенно при внедрении новых систем или в случаях, когда информация о поставщиках и предложениях ограничена. Недостаток данных, неполная или некачественная информация могут привести к ограниченной точности и надежности результатов, получаемых при использовании информационной системы, неправильным выводам и, как следствие, принятию ошибочных решений. Кроме того, некачественная информация может повлиять на надежность построенных моделей и привести к искаженным результатам прогнозов в будущем. Также в процессе сбора и использования данных могут возникать такие проблемы, как смещение и предвзятость данных. Например, если исторические данные о предыдущих закупках содержат предвзятую информацию (коррупционные схемы) или несут в себе какую-либо дискриминацию, модели искусственного интеллекта могут в дальнейшем принимать похожие ситуации за корректные и воспроизводить такую же предвзятость или усиливать существующие неравенства как норму. Это может привести к неправильным рекомендациям, искаженным результатам и неравноправному отбору поставщиков, нарушениям в процессе осуществления государственных закупок.

Не менее важными вопросами являются сохранность, конфиденциальность и безопасность данных. Использование искусственного интеллекта в государственных закупках требует обработки большого объема в том числе конфиденциальной

информации, такой как коммерческие данные, персональные данные и договорные условия. Это может создавать риски в отношении конфиденциальности и безопасности данных, таких как несанкционированный доступ, утечки информации или злоупотребление данными. Необходимо принимать соответствующие меры для защиты данных и обеспечения их безопасности. Обработка большого объема данных в рамках государственных закупок требует надежной защиты и от киберу-гроз. Несанкционированный доступ к данным или к сами моделям искусственного интеллекта может привести к утечкам конфиденциальной информации, взлому системы или злоупотреблению данными. Злоумышленники могут попытаться подделать данные, влиять на принимаемые решения или нарушить целостность процесса закупок. Возможные меры безопасности, способствующие повышению уровня защиты данных, это шифрование данных, многофакторная аутентификация и системы мониторинга для обнаружения и предотвращения кибератак. В информационных системах в сфере закупок хранятся и обрабатываются конфиденциальные данные о поставщиках, ценах, контрактных условиях и других чувствительных сведениях. Работа с этими данными с помощью искусственного интеллекта может повысить риск утечки конфиденциальной информации, особенно при передаче данных между системами или при использовании облачных решений, поэтому необходимо устанавливать строгие меры контроля доступа, обеспечивать защищенные каналы передачи данных и соблюдать принятые нормы конфиденциальности. Как и любые информационные системы, системы искусственного интеллекта могут быть уязвимыми к атакам и манипуляциям извне. Разработка и обучение моделей искусственного интеллекта требуют обработки данных, и сами алгоритмы могут быть подвержены уязвимостям. Например, атаки на модели искусственного интеллекта, такие как атаки с подачей вредоносных данных, могут привести к искажению результатов и влиянию на принимаемые решения. И это также нельзя оставлять без внимания: разработчики и операторы информационных систем должны уделять внимание безопасности моделей, проводить тестирование на уязвимости и применять меры для обнаружения и предотвращения атак. Кроме того, важно обеспечить надлежащую защиту данных и обеспечить соответствие применяемых алгоритмов законодательным и этическим нормам. Дополнительно, внедрение ИИ требует изменений в организационной культуре и управленческих процессах, что может вызвать сопротивление со стороны заинтересованных сторон как внутри организаций, так и на более высоких уровнях управления.

Литература

1. Авдашева С.Б. и др. Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение, 2020, №60, с. 28-61.

2. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2018, vol. 9, no. 1, pp. 110-122.

3. Борисова В.В. Экосистема государственных закупок // Известия СанктПетербургского государственного экономического университета, 2020, №2(122), с. 86-91.

4. Перькова В.В. Договор поставки и искусственный интеллект/Юридические науки. - 2023. - №3. - С. 82- 84.

5. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исакова, Ю.В. Истомина и др.; под ред. Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исаковой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 233 с.

6. Смит С. Искусственный интеллект в закупках: новый уровень качества данных. - [Электронный ресурс]. -https://umestentorg.com/point-of-view/iskusstvennyj-inteNekt-v-zakupkax/

7. Сандульский А. Искусственный интеллект в закупках. -- [Электронный ресурс]. - https://223-1c.ru/ai-in-srm/

8. Уметалиев А.С., Султанкулов У.Т.,Асылбеков У.И. Внедрение искусственного интеллекта в систему государственных закупок. - [Электронный ресурс]. -https://www.pplo.kg/repository/130/

9. Этика искусственного интеллекта: начало доверия. -[Электронный ресурс]. https://conference.tass.ru/events/i-mezhdunarodnyj-foшm-etika-iskusstvennogo-inteNekta-nachalo-doveriya

Artificial intelligence: development of public procurement taking into account

modern technologies Sergeeva S.A., Bulochnikova N.M.

Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov

JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90

The problem of optimizing public procurement using artificial intelligence and new technologies is the reality of today's professional activities of procurement specialists. The use of artificial intelligence in the field of procurement can help automate routine tasks, improve analytical capabilities, predict and make more informed decisions based on verified data. The use of artificial intelligence in the preparation of product specifications and the search for suppliers, as well as in the evaluation of proposals and control over the execution of contracts, will help save time and resources, improve the accuracy and quality of decisions made. Taking into account the capabilities of systems that use artificial intelligence technologies in their work, we can raise questions about optimizing the information field of the procurement system, creating predictive expert systems and switching to a proactive procurement mode: forecasting the needs for goods and services based on historical data and other factors, such as economic indicators, seasonal fluctuations and demographic trends, allow you to plan purchases more accurately, prevent shortages or surpluses, and ensure the effective use of budget funds. Keywords: purchases; artificial intelligence; customer risks; management decisions. References

1. Avdasheva S.B. Regulated procurement in Russia: how to increase the stimulating

role of budget spending and regulated companies // State order: management, placement, provision, 2020, no. 60, p. 28-61.

2. Bizhoev B.M. Fundamentals of the intellectual contract system in the field of public

procurement // Journal of Economic Regulation (Issues of economic regulation), 2018, vol. 9, no. 1, pp. 110-122.

3. Borisova V.V. Ecosystem of public procurement // Proceedings of the St. Petersburg

State University of Economics, 2020, No. 2 (122), p. 86-91.

4. Perkova V.V. Supply contract and artificial intelligence/Jurisprudence. - 2023. - No.

3. - S. 82-84.

5. Public procurement system: theoretical and practical aspects: monograph / L.I.

Yuzvovich, N.Yu. Isakova, Yu.V. Istomin and others; ed. L.I. Yuzvovich, N.Yu. Isakova. Yekaterinburg: Publishing House Ural. un-ta, 2019. 233 p.

6. Smith S. Artificial intelligence in procurement: a new level of data quality. -

[Electronic resource]. - https://umestentorg.com/point-of-view/iskusstvennyj-intellekt-v-zakupkax/

7. Sandulsky A. Artificial intelligence in procurement. - - [Electronic resource]. -

https://223-1c.ru/ai-in-srm/

8. Umetaliev A.S., Sultankulov U.T., Asylbekov U.I. Implementation of artificial

intelligence in the public procurement system. - [Electronic resource]. -https://www.pplo.kg/repository/130/

9. Ethics of artificial intelligence: the beginning of trust. - [Electronic resource].

https://conference.tass.ru/events/i-mezhdunarodnyj-forum-etika-iskusstvennogo-intellekta-nachalo-doveriya

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.