Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева С. А., Билашенко Н. А., Польских В. П.

В современной общественной жизни государственные закупки являются тем условием, без которого невозможно функционирование государственных и муниципальных учреждений. Сегмент государственных закупок оказывает существенное влияние на экономику, политику, социум. Качество жизни населения нашей страны прямо зависит от качества закупаемых товаров, работ, услуг. И проблема управления закупками остается одной из приоритетных в числе актуальных проблем осуществления закупок, требующих теоретического и практического решения. Связано это, прежде всего, с формированием цен, поддержанием конкуренции, вовлечением малого предпринимательства в область государственных закупок, противодействием коррупции, обеспечением и развитием безопасности закупочного процесса и др. Значимым подходом к решению проблем является использование технологий искусственного интеллекта для достижения наибольшей открытости каждой закупки через формирование систем цифрового следа закупок, аналитического прогнозирования и других технологий Big Date. В условиях цифровой трансформации, динамично ускоряющихся технологических изменений и стремительного роста количества данных, требующих анализа для разработки и принятия качественных управленческих решений в управлении закупками появляется необходимость в использовании технологий искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева С. А., Билашенко Н. А., Польских В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCUREMENT MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

In modern public life, public procurement is the condition without which the functioning of state and municipal institutions is impossible. The public procurement segment has a significant impact on the economy, politics, and society. The quality of life of the population of our country directly depends on the quality of purchased goods, works, services. And the problem of procurement management remains one of the priority among the actual problems of procurement, requiring theoretical and practical solutions. This is primarily due to price formation, maintaining competition, involving small businesses in the field of public procurement, combating corruption, ensuring and developing the security of the procurement process, etc. A significant approach to solving problems is the use of artificial intelligence technologies to achieve the greatest openness of each procurement through formation of systems of a digital trace of purchases, analytical forecasting and other Big Date technologies. In the context of digital transformation, dynamically accelerating technological changes and the rapid growth of the amount of data that requires analysis for the development and adoption of high-quality management decisions in procurement management, there is a need to use artificial intelligence technologies.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Управление закупками в условиях цифровой трансформации

Сергеева Светлана Александровна

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Сектора научно-исследовательских работ и проектов, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», [email protected]

Билашенко Надежда Алексеевна

аспирант, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», [email protected]

Польских Владислав Павлович

магистрант, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова», [email protected]

В современной общественной жизни государственные закупки являются тем условием, без которого невозможно функционирование государственных и муниципальных учреждений. Сегмент государственных закупок оказывает существенное влияние на экономику, политику, социум. Качество жизни населения нашей страны прямо зависит от качества закупаемых товаров, работ, услуг. И проблема управления закупками остается одной из приоритетных в числе актуальных проблем осуществления закупок, требующих теоретического и практического решения. Связано это, прежде всего, с формированием цен, поддержанием конкуренции, вовлечением малого предпринимательства в область государственных закупок, противодействием коррупции, обеспечением и развитием безопасности закупочного процесса и др. Значимым подходом к решению проблем является использование технологий искусственного интеллекта для достижения наибольшей открытости каждой закупки через формирование систем цифрового следа закупок, аналитического прогнозирования и других технологий Big Date. В условиях цифровой трансформации, динамично ускоряющихся технологических изменений и стремительного роста количества данных, требующих анализа для разработки и принятия качественных управленческих решений в управлении закупками появляется необходимость в использовании технологий искусственного интеллекта. Ключевые слова: закупки, управление закупками, цифровая трансформация, технологии искусственного интеллекта.

В современной общественной жизни государственные закупки являются тем условием, без которого невозможно функционирование государственных и муниципальных учреждений. Сегмент государственных закупок оказывает влияние на экономику, политику, социум. Связано это, прежде всего, с формированием цен, поддержанием конкуренции, вовлечением малого предпринимательства в область государственных закупок, противодействием коррупции, обеспечением и развитием безопасности закупочного процесса, др.

Государство на сегодняшний день является крупнейшим объектом рынка закупок с широким спектром потребностей в поставке товаров, оказании услуг и выполнении работ для обеспечения потребностей государственных и муниципальных заказчиков. Именно поэтому существует необходимость в постоянном обновлении существующих и разработке новых механизмов и инструментов для эффективного управления закупочной закупками.

В настоящее время основными нормативными документами Российской Федерации, регулирующими вопросы закупочной деятельности, являются Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ [1], который является эволюционным итогом в сфере законодательства о государственных и муниципальных закупках в истории новой России, а также 223-ФЗ[2], регулирующий закупки коммерческих организаций с участием государства и госструктур, которые оплачивают заказы из собственного бюджета.

Контрактная система в сфере закупок характеризуется принципами, которые необходимо соблюдать на всех этапах закупочного процесса (рис.1).

Рис. 1. Принципы контрактной системы в сфере закупок (согласно 44-ФЗ)

Все вышеперечисленные принципы предусматривают комплексный подход к управлению закупками. Одна из ключевых целей формирования контрактной системы Российской Федерации — это достижение экономии средств бюджетов разных уровней с помощью закупочных процедур и заключения контрактов с поставщиками на наиболее выгодных для заказчиков условиях. Современное законодательство о контрактной системе выстраивалось с учётом опыта осуществления государственных закупок по ранее действовавшему Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", где имелся ряд проблемных точек. С принятием 44-ФЗ значительно расширились границы сферы регулирования закупочного процесса на всех этапах функционирования. Особое внимание стали уделять этапам определения потребности в закупке и планированию.

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

fO CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

Рассматриваемые для включения в планы закупочные процедуры должны содержать грамотное, четкое обоснование целей закупки и выбора способа проведения закупки, а также расчет стоимости начальных цен контрактов, цен контрактов с единственным поставщиком. По - новому рассматривается в том числе система нормирования государственных закупок, которая ограничивает планируемую стоимость закупаемых товаров, работ, услуг и нормативные затраты. Особое внимание в процессе управления закупками уделяется ответственности заказчика за организацию и ведение закупочного процесса, в том числе персональная ответственность. Первостепенное значение в своем развитии получили возможности становления информационного пространства (единая информационная система). Цифровая трансформация внесла важные коррективы и новые требования к осуществлению закупочной дея-тельности[4;6;8]. Возрастают требования к уровню профессиональных навыков специалистов, экспертов и управленцев в сфере закупок. От эффективной работы системы государственных закупок в стране зависит эффективность расходования бюджетных средств; формирование конкурентной среды; перспективы дальнейшего развития экономики в инновационной области и, главное, зависит качество жизни населения страны. Только чёткая организация каждого этапа осуществления закупки позволяет решить проблемы, возникающие при управлении государственными и муниципальными закупками в целом. Анализ эффективных закупочных практик позволяет утверждать, что для решения задач качественного, результативного, эффективного осуществления закупок необходимо прогнозирование соответствующих этапов каждой закупки -прогнозирование возможных рисков и управление процессами их предотвращения либо минимизации последствий. Значимым здесь подходом к решению проблем является использование технологий искусственного интеллекта для достижения наибольшей открытости каждой закупки через формирование систем цифрового следа закупок, аналитического прогнозирования и других технологий Big Date. Безусловно, автоматизация результатов закупочной деятельности позволила создать единое понимание эффективности работы на базе внедрённых мер по наблюдению за закупочной деятельностью, корректности принципов и правил муниципальных и государственных закупок, проводимых на базе текущего законодательства. Но сегодняшние условия требуют движения в направлении цифровизации, искусственного интеллекта и др. Уже в 2020 г. А.Бойко, председатель совета директоров B2B-Center — организатор премии «Лидер конкурентных закупок», утверждал, что «в отрасли выросло новое поколение профессионалов, которые понимают, что снабжение — ключевой бизнес-процесс. Это не просто закупки оборудования или отбор поставщиков. Они развивают функцию комплексно: переводят в цифру все операции, выстраивают долгосрочные отношения с поставщиками, заботятся о пользе и удобстве для внутренних заказчиков»[12].

Основой эффективного управления закупками является принцип профессионализма заказчика, осуществляющего закупки для нужд организации. Качественное и грамотное осуществление закупок во многом зависит от того как специалист организовал эффективное взаимодействие работников организации, как выстроил режим соблюдения сроков каждого этапа закупки и др. Но недостаточно разработанный инструментарий для осуществления полноценного и оптимального контроля уровня развития профессионализма заказчиков, зачастую низкий уровень правовой и digital-подготовки, в недостаточной степени сформированные профессиональные навыки специалистов, экспертов, управленцев в сфере закупок остаются одной из ключевых проблем не только качества

закупочнои деятельности, но и качества управления закуп-ками[3:9]. А новые, цифровые условия, требуют от заказчиков и цифровых навыков, и элементарных навыков прогнозной аналитики и многие другие навыки, которые востребованы работодателями.

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц отмечает, что усиливается «информационная асимметрия» между руководством организации и менеджментом. В сфере закупок для понимания объективной информационной составляющей огромную роль играет мониторинг закупок. Мониторинг закупок для нужд государства утверждён на законодательном уровне и должен регулярно и систематически проводиться уполномоченными органами федерального уровня для понимания корректности и эффективности работы закупочного законодательства. Регуляция мониторинга производится на основании 97 статьи Федерального закона № 44, которая нормирует как само определение процесса мониторинга, так и уполномоченных лиц на его проведение и базовые цели мониторинга. Благодаря регулярному мониторингу появляется понимание уровня качества и грамотности проводимых закупок (т.е. обеспечивается идея прозрачности государственной закупочной деятельности).

Мониторинг включает данные по следующим направлениям:

• уровень конкурентности;

• степень прозрачности и открытости данных при проведении закупки;

• уровень ответственности за результаты закупочной деятельности;

• компетенции государственного заказчика;

• единство государственной закупочной системы;

• уровень эффективности принимаемых изменений в сфере проведения закупок.

Мониторинг даёт возможность определить текущую ситуацию в сфере закупок за счёт соответствия определённым требованиям:

• перед началом мониторинга закупочной системы разрабатывается стратегический план возможных мер для более полного анализа закупочных показателей;

• основываясь на отчётах, которые предоставляются государственными заказчиками, составляется общая база наблюдений;

• единая база формируется на базе данных, получаемых на протяжении всего предыдущего года;

• обработкой полученных данных занимаются уполномоченные сотрудники, контролирующие эффективную работу закупочной законодательной базы;

• единый отчёт по результатам мониторинга составляется и отправляется руководству ведомства до конца апреля текущего года.

Итоговый документ содержит в себе не только информацию, получаемую на протяжении предыдущего года, но и отдельные отчёты за каждый квартал, составляемые на базе промежуточной оценочной деятельности, используемые при разработке и принятии управленческого решения. Законодатель не дает определение термина «управление закупками для обеспечения государственный и муниципальных нужд». Ученые предлагают достаточно широкий подход к определению сущности дефиниции «управление закупками». В общем смысле термин «управление закупками» П.С.Шашкин предлагает трактовать как организацию приобретения необходимого количества товаров, работ и услуг требуемого качества с минимальными издержками в оптимальные сроки [10]. И.П. Гла-дилина рассматривает управление закупками как целенаправленное слияние субъектов управления разных уровней (госу-

дарственного, регионального, местного) на все звенья закупочной деятельности с целью качественного, эффективного осуществления каждой закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд[3].

Среди основных факторов, которые обуславливают значимость процесса управления закупками, можно выделить:

^ постоянные изменения законодательной базы, регулирующей сферу государственных и муниципальных закупок;

^ сокращение и предотвращение нарушений в закупочной деятельности;

^ развитие профессионализма заказчика;

^ эффективность и целесообразность планирования и использования бюджетных средств государственным заказчиком;

^ цифровизация закупок;

^ необходимость поддержки конкурентной среды на рынке закупок;

^ развитие безопасности закупочной деятельности.

Анализ научных трудов, закупочных практик позволяет сделать вывод, что система управления закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность теоретических и практических методов, механизмов и инструментов, направленных на качественное, эффективное и результативное решение задач, определенных целью каждой отдельной закупки и закупочной деятельности в целом для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах. В условиях цифровой трансформации данное определение, на наш взгляд, нуждается в следующем дополнении: в условиях динамично ускоряющихся технологических изменений и стремительного роста количества данных, требующих анализа для разработки и принятия качественных управленческих решений в управлении закупками предусматривать использование технологий искусственного интеллекта[5; 11;12].

М.И.Никишова в своем диссертационном исследовании «Применение технологий искусственного интеллекта в корпоративном управлении» (2021) предлагает перечень технических мероприятий и направления применения технологий искусственного интеллекта в части управления закупками:

- система интеллектуального поиска поставщиков,

- система мониторинга цен,

- система скоринга поставщиков[7].

По мнению исследователя такие управленческие подходы позволят решить проблемы «предотвращения советом директоров заранее неэффективных закупок, снижать степень «оппортунистического поведения» менеджмента и проявление коррупционных элементов»[7]. При этом М.И. Никишова поясняет полученные результаты исследования тем, что в области закупок в сравнении с другими областями для практического применения искусственного интеллекта доступны данные с электронных торговых площадок, что обеспечивает наличие больших данных, высокую скорость и качество обучения технологиям искусственного интеллекта[7].

Таким образом, управление закупками - это многоаспектное явление, включающее в себя целенаправленную деятельность по достижению целей закупочной деятельности и решению задач повышения качественного результата каждой закупки с учетом цифровой трансформации закупок.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). Консультант Плюс.

2. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 05.12.2022) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Режим доступа: Консультант Плюс.

3. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-5. - С. 1013-1016

4. Гладилина И.П., Сергеева С.А., Кадыров Н.Н., Мельникова А.В., Строганова Е.В. Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы // Инновации и инвестиции. - 2020. - №6. - С. 96-99.

5. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Том 11. - № 4. - С. 1473-1492

6. Медякова Е.М. Особенности управления новой профессиональной средой контрактной системы в сфере закупок Российской Федерации // Вопросы управления. 2016. - №5 (42). - С. 143-149.

7. Никишова М. И. Применение технологий искусственного в системе корпоративного управления. - АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- М. - 2021

8. Родионова О.М. Цифровизация устойчивых публичных закупок: перспективы правового регулирования. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022. - № 3. - С. 108 - 111.

9. Суйналина Ж.Ж., Бодаубаева Г.А. Исследование разработанных методов для оптимизации планирования закупок на предприятии// Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2022. 5(98). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13665 (дата обращения: 17.04.2023).

10. Шашкин П.С. Терминологический анализ: управление закупками и снабжение //Вестник университета. 2014.

11. Взлет искусственного интеллекта: будущие перспективы и возникающие риски. - Официальный веб-сайт Allianz Global Corporate & Specialty. - 2018. - 26 c. - Текст: электронный. - URL: https://aШanz.ru/ru/stuff/Взлет%20искусствен-ного%20интеллекта.pdf (дата обращения 15.04.2023).

12. Три измерения эффективности управления закупками компании. Аналитические материалы// ООО «РАЭКС-Анали-тика». - Сбер А. - 2021. - С.30.

13. Эволюция закупок: зачем снабженцам искусственный интеллект https://www.forbes.ru/partnerskie-materialy/413457-evolyuciya-zakupok-zachem-snabzhencam-iskusstvennyy-intellekt

Procurement management in the context of digital transformation Sergeeva S.A., Bilashenko N.A., Polskikh V.P.

Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after V.I. Yu.M. Luzhkov

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

In modern public life, public procurement is the condition without which the functioning of state and municipal institutions is impossible. The public procurement segment has a significant impact on the economy, politics, and society. The quality of life of the population of our country directly depends on the quality of purchased goods, works, services. And the problem of procurement management remains one of the priority among the actual problems of procurement, requiring theoretical and practical solutions. This is primarily due to price formation, maintaining competition, involving small businesses in the field of public procurement, combating corruption, ensuring and developing the security of the procurement process, etc. A significant approach to solving problems is the use of artificial intelligence technologies to achieve the greatest openness of each procurement through formation of systems of a digital trace of purchases, analytical forecasting and other Big Date technologies. In the context of digital transformation, dynamically accelerating technological changes and the rapid growth of the amount of data that requires analysis for the development and adoption of high-quality management decisions in procurement management, there is a need to use artificial intelligence technologies.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

Keywords: procurement, procurement management, digital transformation, artificial

intelligence technologies. References

1. Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 "On the contract system in the field of

procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs"" (as amended and supplemented, effective from 01.01.2023). Consultant Plus.

2. Federal Law No. 223-FZ of July 18, 2011 (as amended on December 5, 2022) ""On

Procurement of Goods, Works, Services by Certain Types of Legal Entities"". Access mode: Consultant Plus.

3. Gladilina I.P. Management competence in the structure of the customer's

professionalism // Fundamental research. - 2015. - No. 2-5. - S. 1013-1016

4. Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Kadyrov N.N., Melnikova A.V., Stroganova E.V.

Training of specialists in the field of procurement for work in a smart contract system // Innovations and investments. - 2020. - No. 6. - S. 96-99.

5. Gorodnova N.V. The use of artificial intelligence in the business sphere: current

state and prospects // Issues of innovative economics. - 2021. - Volume 11. - No. 4. - S. 1473-1492

6. Medyakova E.M. Features of management of the new professional environment of

the contract system in the field of procurement of the Russian Federation // Management Issues. 2016. - No. 5 (42). - S. 143-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nikishova M. I. Application of artificial technologies in the system of corporate

governance. - ABSTRACT of the dissertation for the degree of candidate of economic sciences.- M. - 2021

8. Rodionova O.M. Digitalization of sustainable public procurement: prospects for legal

regulation. // Bulletin of the Saratov State Law Academy. - 2022. - No. 3. - S. 108 - 111.

9. Suinalina Zh.Zh., Bodaubaeva G.A. Research of the developed methods for

optimization of procurement planning at the enterprise// Universum: technical sciences: electron. scientific magazine 2022.5(98). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13665 (date of access: 04/17/2023).

10. Shashkin P.S. Terminological analysis: procurement management and supply //

Bulletin of the University. 2014.

11. Rise of artificial intelligence: future prospects and emerging risks. - Official website

of Allianz Global Corporate & Specialty. - 2018. - 26 p. - Text: electronic. - URL: https://allianz.ru/ru/stuff/Rise of%20artificial%20intelligence.pdf (Accessed 15.04.2023).

12. Three dimensions of the effectiveness of a company's procurement management.

Analytical materials// RAEKS-Analytics LLC. - Sber A. - 2021. - P.30.

13. The evolution of procurement: why do suppliers need artificial intelligence https://www.forbes.ru/partnerskie-materialy/413457-evolyuciya-zakupok-zachem-snabzhencam-iskusstvennyy-intellekt

fO CS O

es

O m m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.