Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК / ПОСТАВЩИК / ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодов Владислав Викторович

В данной статье рассматриваются вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок, в том числе актуальные проблемы, выявленными при применении Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Кратко излагается значимость системы государственных и муниципальных закупок в экономике России, исторический путь, а также основные характеристики принимаемых законов в этой области. Даются основные направления развития системы государственного заказа и предполагаются возможные перспективы. Высказана идея о том, что организация и осуществление процесса государственных закупок в будущем возможна с использованием искусственного интеллекта, в целях ускорения процесса, исключения ошибок, вызванных человеческим фактором, высвобождения человеческого труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солодов Владислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIONALE FOR APPLYING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY IN PUBLIC AND MUNICIPAL PROCUREMENT. ENFORCEMENT ASPECTS

This article deals with the regulation of state and municipal procurement, including current problems identified in the application of Federal Law No. 44-FZ of April 5, 2013 “On Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works and Services for State and Municipal Needs”. The significance of the system of state and municipal procurement in the Russian economy, the historical path, as well as the main characteristics of the adopted laws in this area are briefly outlined. The main directions of development of the public procurement system are given and possible perspectives are suggested. It is suggested that organisation and implementation of public procurement process in the future is possible with the use of artificial intelligence, in order to speed up the process, eliminate errors caused by human factor, freeing up human labour.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

Обоснование применения технологии искусственного интеллекта в системе государственных и муниципальных закупок: правоприменительные аспекты

Солодов Владислав Викторович,

аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», E-mail: vsolodov25@gmail.com

В данной статье рассматриваются вопросы регулирования государственных и муниципальных закупок, в том числе актуальные проблемы, выявленными при применении Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Кратко излагается значимость системы государственных и муниципальных закупок в экономике России, исторический путь, а также основные характеристики принимаемых законов в этой области. Даются основные направления развития системы государственного заказа и предполагаются возможные перспективы. Высказана идея о том, что организация и осуществление процесса государственных закупок в будущем возможна с использованием искусственного интеллекта, в целях ускорения процесса, исключения ошибок, вызванных человеческим фактором, высвобождения человеческого труда.

Ключевые слова: государственные закупки, государственный заказчик, поставщик, договорные отношения, контрактная система, искусственный интеллект

S2

со см о см

Государственные закупки - это процесс приобретения государственными органами товаров, работ и услуг на конкурсной основе у поставщиков. Целью государственных закупок является обеспечение государственных нужд, снижение издержек и повышение качества обслуживания государственных органов.

Главенство роли системы государственных закупок в рыночной экономике неоспоримо. Этот, по сути безупречный антикоррупционный механизм, позволяет совершать закупку не по желанию государственной организации как таковой, или как самостоятельного субъекта, а в силу выполнения предписанных ей законом определённых функциональных обязанностей. Закупка государственной организацией осуществляется на основании обоснованных норм и нормативов употребления вещей и услуг, всегда строго обосновываются с позиции количественных размеров [1, с. 229-231].

Государственные закупки осуществляются для решения общенациональных задач, где главенствует приоритет удовлетворения потребностей общества, реализующийся через выполнение государством своих организационно хозяйствующих функций.[2, с. 121]

Механизм государственных и муниципальных закупок определяет роль государства как главенствующую. Оно же и выступает субъектом регулирования экономических процессов.

Понятие государственных подрядов и поставок товаров, работ, услуг, «порядок сдачи подряда и поставки» с терминологией и принципами, которые применяются и сегодня, были законодательно определены в нашей стране в 20-е годы ХХ века. Еще в 1920 году Совет труда и обороны РСФСР воспрещал «советским учреждениям и предприятиям и общественным организациям приглашать контрагентов, уполномоченных и подрядчиков для производства каких-либо работ и заданий» [3, дата обращения 20.03.2023]. Все работы было предписано производить хозяйственным способом соответствующими хозяйственными органами Советской власти.

В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими сферу государственных и муниципальных закупок, являются: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее-Закон о контрактной системе); Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ;

Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 №75-ФЗ; Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»; Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-Ф3 «Об организованных торгах»; Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»; Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»; Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 закона (ч. 3 ст. 2 Закона о контрактной системе). Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона о контрактной системе[4, С. 356].

Настоящая законодательная система в сфере государственных закупок впервые декларирует принципы осуществления закупок, среди которых необходимо выделить принципы профессионализма заказчика, открытости, прозрачности, ответственности за результаты, эффективность осуществления закупок и стимулирования инно-ваций[5, СТ. 7]

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Контрактная система охватывает теперь весь цикл государственных и муниципальных закупок и регулирует: планирование закупок товаров, работ, услуг; конкурентные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключение гражданско-правового договора (контракта); особенности исполнения контрактов; мониторинг

закупок товаров, работ, услуг; аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроль в сфере закупок.

Государственные закупки фактически осуществляются следующим образом.

Государственные и муниципальные заказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) - www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться, а также указывается начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ) - предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

Для участия в торгах потенциальные поставщики и подрядчики подают соответствующие заявки. Делают они это на той электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

Итогами торгов является определение победителя, который предложил наилучшие условия заключения контракта. С ним заключают контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись, зарегистрироваться в ЕИС и попасть в Единый реестр участников закупок.

Вместе с тем, существует два вида государственных закупок: конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные представляют собой выбор заказчиком из нескольких поставщиков. Они бывают открытыми, то есть для всех участников и закрытыми, то есть по приглашению от заказчика.

Конкурентные государственные закупки, проводимые на электронных торговых площадках это электронный аукцион и конкурс.

Неконкурентные - это когда закупку проводят у единственного поставщика, без конкурса. По закону такая закупка возможна, если сумма контракта до 300 000 рублей. Услуга, например, водоснабжение для школы, есть только у одного поставщика.

Торги могут проходить в электронном виде или бумажном. Электронные торги проходят на отобранных электронных площадках. Такая площадка выглядит как обычный сайт, где у каждого участника свой кабинет. Перечень площадок утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

Несмотря на то, что Закон о контрактной системе и практика его применения постоянно совершенствуется (данный Федеральный Закон был принят, ровно 10 лет назад на момент написания статьи, и в настоящее время, с последними изменениями составляет около 320 страниц. [6, дата обращения 04.04.2023] а практика его применения представляет из себя 31 260 860 контрактов на общую, сумму превышающую 70 трлн

5 -о

сз ж

■с

рублей), всё еще остаются актуальными некоторые проблемные вопросы системы государственных и муниципальных закупок [7, дата обращения 04.04.2023].

К ним следовало бы отнести поставку товаров, работ, услуг низкого качества. Это становится возможным, ввиду того, что значительным критерием определения поставщика в конкурентных процедурах является цена, предложенная поставщиком. Зачастую, поставщик в желании стать подрядчиком в государственном контракте, существенно «опускается» в цене, ввиду чего качество поставляемого товара, работы или услуги падает.

С одной стороны, государственному заказчику это выгодно, так как имеет место быть экономия бюджетных средств, однако с другой стороны, поставка без потери качества продлит как срок службы, так и увеличит «запас прочности» товаров, работ и услуг.

Еще одним проблемным вопросом, является необходимость повторения электронных торгов в случае отсутствия заявок с соответствующими требованиями. В первой редакции Закона о контрактной системе устанавливалось правило проведения торгов, пока не будут получены заявки оформленные в соответствии с требованиями. После внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 года № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено правило проведения двух аукционов, после чего предоставлялась возможность на заключение контракта с единым поставщиком.

Однако, данные нормы не в полной мере упрощают эту систему, целесообразным было бы предоставление заказчикам права на заключение контрактов с единым поставщиком после проведения одних торгов, по результатам которых не поступило заявок, оформленных с соответствующими требованиями.

Решение указанных проблем должно положительным образом сказаться на построении системы закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, что приведёт к развитию и повысит эффективность данной сферы деятельности.

Весьма интересны перспективы развития государственных закупок. Фактически, сам процесс формирования одного государственного контракта представляет собой весьма трудоёмкую деятельность, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

От процесса размещения закупки в план мероприятия государственного учреждения, организации торгов, подсчета 1 и 2 частей конкурса, Е заключающейся в оценке опыта потенциального 2 поставщика по существенному перечню критери-£3 ев, формирования самого контракта, подписания еЗ и размещения его на электронных торговых пло-ав щадки до приёмки исполнения, значительной ча-

стью которой является своевременная реализация и опубликование результатов (Ответственность за несвоевременность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации).

Кроме того, постоянный контроль и надзор за процессом осуществления государственных закупок ведет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

Вместе с тем, споры в сфере государственных и муниципальных закупок рассматриваются в соответствии с гражданским законодательством в арбитражном суде.

Особое внимание следует уделить коррупционным рискам и человеческому фактору на каждом из вышеизложенных этапов.

Система государственных закупок развивается в этом отношении, так, например, с 2019 года все открытые конкурсы стали полностью электронным [7, СТ. 24], что минимизировало или спустило на нет возможность возникновения рисков в этой сфере, ограничило взаимодействие заказчика с поставщиком.

Безусловно, теперь речь должна идти о внедрении технологий искусственного интеллекта (Далее - ИИ) в систему государственных закупок.

ИИ - это система, способная воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию, а также решать сложные задачи, обычно, требующие человеческой интеллектуальной деятельности. Это может включать в себя распознавание образов, обучение на основе данных, диалоговые интерфейсы, автоматизированные системы управления и другие функции, которые обычно требуют различных форм человеческого интеллекта. ИИ может быть реализован как программное обеспечение на компьютерах или встроен в роботы и другие механические системы.

Первые концепции ИИ восходят к началу 20-ого века, когда математики и логики начали изучать возможности создания машин, способных решать сложные задачи и имитировать человеческое мышление.

Но настоящий прорыв в развитии ИИ произошел во второй половине 20-ого века благодаря развитию вычислительной техники и программирования. Особенно важная роль в развитии ИИ принадлежит работе американского ученого Джона Маккарти, который впервые использовал термин «искусственный интеллект» в своей работе в 1956 году.

С тех пор ИИ продолжает активно развиваться, давая возможность создания новых инновационных технологий и усовершенствования существующих. Сегодня ИИ используется в таких областях, как медицина, банковское дело, транспорт, коммуникации, наука и техника. Во многих областях ИИ стал эффективнее человеческого мышления, особенно в распознавании образов, прогнозировании и обработки естественного языка.

Благодаря интеграции ИИ в систему закупок для государственных нужд, этот процесс станет

предельно прозрачным, максимально быстрым, что позволит реализовать государственную потребность в кратчайшие сроки, высвободит колоссальный человеческий ресурс, ранее задействованный в организации этой системы.

ИИ может быть использован в системе государственных закупок для повышения эффективности процессов, снижения затрат на обращение с большим объемом информации и улучшения качества принятия решений. К некоторым примерам использования искусственного интеллекта в системе государственных закупок стоило бы отнести:

1. Автоматическое распознавание и классификация товаров и услуг на основе изображений и текстовых описаний.

2. Анализ рынка и оценка цен на предоставленные товары и услуги на основе большого объема данных из различных источников, включая открытые базы данных и другие информационные ресурсы.

3. Оптимизация бизнес процессов и улучшение условий работы с участниками закупок на основе автоматического анализа и настройки системы.

4. Предсказание будущих затрат на основе анализа исторических данных и текущих трендов в сфере государственных закупок.

5. Автоматический мониторинг соблюдения контрактов и соответствия условиям закупок.

6. Автоматические рекомендации и советы по оптимизации бизнес-процессов и улучшению эффективности.

Использование ИИ в системе государственных закупок значительно повысит эффективность и качество процессов, сэкономит время, деньги государства и участников закупок.

Для этого необходим новый алгоритм проведения закупочных процедур посредством единственной электронной площадки, а не множества различных, которые имеются в настоящее время.

Далее, государственное или муниципальное учреждение формирует каталог необходимых для его деятельности закупок, который интегрируется в платформу, работающую с использованием технологий ИИ.

После сбора и анализа государственной закупки и оценки эффективности бюджетных расходов в регионе, платформа формирует пул поставщиков, наиболее полно соответствующих требованиям установленных стандартов и производит выбор, опираясь на заложенные критерии.

В итоге, реализация этого со стороны поставщиков должна выглядеть примерно следующим образом: зарегистрированным на электронной площадке поставщикам приходит уведомление, о том, что сама электронная платформа, посредством искусственного интеллекта определила его предложение, как самое качественное и с обоснованной ценой. После чего поставщик сразу приступает к исполнению контракта.

В этом ключе сводится к минимуму взаимодействие заказчика и подрядчика, сводятся к нулю ошибки, вызванные человеческим фактором, процесс занимает максимально короткое время, высвобождается огромное количество трудозатрат.

На сегодняшний момент в мировой практике уже имеется опыт внедрения приложения на основе ИИ для проведения тендеров и закупок. Например, в Индии использование системы «eProcure-ment» помогает автоматизировать процесс закупок, что приводит к экономии времени и снижению затрат.

Безусловно, под новый алгоритм организации государственных закупок понадобится новая нормативно-правовая база и множество сопутствующих организационных мероприятий, но гораздо проще построить свою позицию в новой, развивающейся отрасли, после чего оказаться лидерами в ней на продолжительное время вперед. Это прекрасная возможность российской экономики совершить прорыв в этой области и обеспечить лидерство среди других государств, посредством эффективной, антикоррупционной системы взаимоотношений между государством, предпринимателями и обществом.

Литература

1. Галанов В.А. Государственные закупки и конкуренция: учебное пособие, 2010. С. 229-231.

2. Ковалева Е.А. Положительные и отрицательные эффекты института государственных за-купок//Вестник ЧГУ, 2010. № 5, с. 121.

3. Постановление Совета труда и обороны РСФСР от 24 ноября 1920 года «О воспрещении советским учреждениям и предприятиям и общественным организациям приглашать контр-агентов, уполномоченных и подрядчиков для производства каких-либо работ и заданий» (КонсультантПлюс).

4. Тормозова Е.Д. Особенности нормативно-правового регулирования закупочной деятельности в современной России, с. 356.

5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Оптимизация торга. Госзакупки избавляют от избыточных процедур. Российская газета -Федеральный выпуск № 129(8183). 15.06.2020. URL: https://rg.ru/2020/06/15/vrossN-uprostiat-proceduru-provedeniia-goszakupok.html.

7. Эл. ресурс https://zakupki.gov.ru/epz/main/pub-lic/home.html#statAnchor (дата обращения 04.04.2023). И

8. Ст. 24 Федеральный закон от 05.04.2013 N44- И ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной си- Е стеме в сфере закупок товаров, работ, услуг А для обеспечения государственных и муници- Н пальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу У с 01.01.2023) А

THE RATIONALE FOR APPLYING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY IN PUBLIC AND MUNICIPAL PROCUREMENT. ENFORCEMENT ASPECTS

Solodov V.V.

Moscow University for Industry and Finance «Synergy»

This article deals with the regulation of state and municipal procurement, including current problems identified in the application of Federal Law No. 44-FZ of April 5, 2013 "On Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works and Services for State and Municipal Needs". The significance of the system of state and municipal procurement in the Russian economy, the historical path, as well as the main characteristics of the adopted laws in this area are briefly outlined. The main directions of development of the public procurement system are given and possible perspectives are suggested. It is suggested that organisation and implementation of public procurement process in the future is possible with the use of artificial intelligence, in order to speed up the process, eliminate errors caused by human factor, freeing up human labour.

Keywords: public procurement, public customer, supplier, contractual relations, contractual system, artificial intelligence.

References

1. Galanov V.A. Public procurement and competition: textbook, 2010. C. 229-231.

2. Kovaleva E.A. Positive and negative effects of public procurement institute /Herald of Chelyabinsk State University, 2010. № 5, c. 121.

3. Resolution of Soviet of Labor and Defense Council of RSFSR of November 24, 1920 "About prohibition for Soviet institutions and enterprises and public organizations to invite counter-agents, commissioners and contractors for making any works and tasks" (ConsultantPlus).

4. Tormozova E.D. Peculiarities of Regulatory Regulation of Procurement Activities in Modern Russia, p. 356.

5. Federal Law of 05.04.2013 No. 44-FZ "On the Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works, Services to Meet State and Municipal Needs".

6. Bidding optimisation. Public procurement gets rid of redundant procedures. Rossiyskaya gazeta - Federal edition No 129(8183). 15.06.2020. URL: https://rg.ru/2020/06/15/vrossii-uprostiat-proceduru-provedeniia-goszakupok.html.

7. El.resource https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.htm-l#statAnchor (accessed 04.04.2023).

8. Art. 24 Federal Law of 05.04.2013 N44-FZ (ed. from 28.12.2022) "On contract system in the sphere of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" (as amended and supplemented, in force from 01.01.2023).

2

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.