Л
Г
л
к
ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
J
-
УДК 34
Е.В. Дадаян, А.Н. Сторожева
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
В статье была предпринята попытка показать правовую природу права на наименование места происхождения товара через характеристику исключительного права на наименование места происхождения товара. Рассмотрены точки зрения цивилистов на исключительный характер права использования наименования места происхождения товара, а также выявлены особенности предоставления исключительного права на наименование места происхождения товара.
Ключевые слова: товар, место происхождения, исключительное право.
THE EXCLUSIVE RIGHT TO THE NAME OF THE GOODS ORIGIN PLACE: SOME ASPECTS
OF THEORY AND PRACTICE
An attempt to show the legal nature of the right to the name of the goods origin place through the exclusive right characteristics to the name of the goods origin place is made in the article. The viewpoints of the civil law specialists on the exclusive character of the right to use the name of the goods origin place are considered. Also the peculiarities of the exclusive right granting to the name of the goods origin place are determined.
Key words: goods, place of origin, exclusive right.
По поводу правовой природы права на наименование места происхождения товара в юридическом сообществе никогда не существовало единства мнений.
Доминировала точка зрения, согласно которой право пользования наименованием места происхождения товара не является по своему характеру исключительным. Как отмечают Ю.В. Трунцевский и А.А. Козлов, анализ специфики наименования места происхождения товара как объекта промышленной собственности свидетельствует о том, что наименование не может быть объектом исключительного права отдельных юридических или физических лиц в его классическом понимании (как, например, исключительное право на товарный знак). Другими словами, никто не может добиться монополии на использование какого-либо наименования места происхождения товара1.
Вместе с тем высказывались и иные взгляды на характер права пользования наименованием места происхождения товаров. Так, по мнению Э.П. Гаврилова, «...право владельца свидетельства на наименование (далее наименование), на использование наименования не запрещает использование этого же или сходного до степени смешения обозначения владельцам других свидетельств на тождественное или сходное наименование, т.е. не действует против этих лиц как исключительное. Однако против других лиц это право действует как исключительное. Таким образом, по сути дела, это право является исключительным»2.
Как считает Н.М. Фролова, «.обладание данным объектом носит исключительный характер. Можно сказать, что право на данный объект является усеченным исключительным правом, которое можно сравнить с вещными правами на материальные объекты, в которых право распоряжения так же, как и здесь, ограничено, в связи с чем они обособляются от права собственности и объединяются в отдельную группу вещных прав»3.
1 Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. - М.: Юрист, 2006. С. 284.
2 Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. С. 121.
3 Фролова Н.М. Наименование мест происхождения товаров как объект правовой охраны. М., 1995. С. 79.
E.V. Dadayan, A.N. Storozheva
С.П. Гришаев считает, что «.исключительным право на использование наименования места происхождения является в том смысле, что лицо, не зарегистрированное в качестве обладателя права на наименование места происхождения товара и не имеющее соответствующего свидетельства, не вправе использовать такое зарегистрированное обозначение, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара»1.
По мнению О.А. Городова, право пользования наименованием места происхождения не является по своей природе исключительным, поскольку:
не относится к разряду абсолютных, характер которых предполагает наличие единственного обладателя и противостоящего ему неопределенного круга лиц, обязанных воздерживаться от действий, составляющих содержание его права. В абсолютном правоотношении право управомоченного субъекта может быть нарушено любым лицом, т.е. применительно к праву пользования наименованием места происхождения товара, если рассматривать его в качестве абсолютного (исключительного), и другим обладателем свидетельства;
требование о прекращении использования наименования места происхождения товара может заявить не только обладатель свидетельства, но и государственный орган или общественная организация;
право пользования наименованием места происхождения товаров не поименовано в Законе «О товарных знаках, знаках обслуживания» как исключительное2.
С принятием части четвертой ГК РФ в отношении наименования места происхождения товара введено действие исключительного права (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). Раньше право на такое наименование исключительным не признавалось, хотя законом ему и предоставлялась правовая охрана (п. 2 ст. 31 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания»).
Согласно п. 1 ст. 1517 ГК РФ, исключительное право на наименование места происхождения товара действует на территории РФ. Основанием для возникновения исключительного права является государственная регистрация указанного наименования (п. 1 ст. 1517, п. 1 ст. 1518 ГК РФ).
Документом, подтверждающим факт регистрации и приобретения лицом исключительного права, является свидетельство (п. 2 ст. 1518 ГК РФ). Обладатель свидетельства для оповещения о своем исключительном праве может использовать «знак охраны наименования места происхождения товара» (предупредительную маркировку).
Предупредительная маркировка представляет собой словесные обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», размещаемое рядом с наименованием места происхождения товара.
Вместе с тем исключительное право на наименование места происхождения товара имеет некоторые особенности. Например, Л.П. Зуйкова выделяет следующие3:
1. Исключительное право может быть предоставлено любому лицу (ч. 2 п. 2 ст. 1518 ГК РФ) при условии, что:
товар производится им в границах того же географического объекта;
товар обладает особыми свойствами, определяемыми природными условиями и (или) людскими факторами данного географического объекта.
2. Публично-правовой характер установления правовой охраны наименования места происхождения товара. Так, сам факт того, что в границах определенного географического района производится товар с установленными особыми свойствами, изначально должен подтверждаться заключением уполномоченного органа (п. 5 ст. 1522 ГК РФ). В отношении различных товаров полномочиями на выдачу такого рода подтверждающих заключений наделяются разные государственные органы4.
Например, полномочиями по даче заключений в отношении товаров алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции обладает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
3. Право не может быть отчуждено или предоставлено по договору другому лицу (п. 4 ст. 1519 ГК РФ). Раньше неотчуждаемость права на наименование места происхождения товара объяснялась тем, что это право не являлось исключительным, поскольку оно могло быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же
1 Гришаев С. П. Наименование места происхождения товаров. М., 2007. С. 234.
2 Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. М., 2006. С. 122.
3 Зуйкова Л.П. Наименование места происхождения товара // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4. С. 14.
4 Постановление Правительства от 17.09.2004 № 481 (ред. от 06.12.2007) «О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или к заявке на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара» // Консультант Плюс: Законодательство.
основными свойствами. Теперь исключительное право на указанные наименования закреплено в ГК РФ, но при этом сохраняется возможность его предоставления любому лицу, производящему обусловленный законом товар на соответствующей территории.
Как справедливо замечает Л.П. Зуйкова, разница с другими объектами исключительного права состоит лишь в том, что в отношении исключительного права на наименование места происхождения товара действует правило о множественности лиц1. Все эти лица, обладающие свидетельствами об исключительном праве на соответствующее наименование места происхождения товара, являются неким «коллективным» управомоченным субъектом по отношению ко всем остальным лицам. Данное обстоятельство позволяет проводить аналогию между наименованием места происхождения товара и коллективным товарным знаком: и тот и другой могут быть присвоены только тому товару, который выделяется из числа других товаров своими особыми качественными или иными характеристиками. Владельцы таких исключительных прав не выступают при этом как совладельцы или «сособственники»; каждый из них является самостоятельным владельцем права, каждый по отдельности может реализовать (использовать) свое право и защищать его от нарушителей. Соответственно каждый владелец вправе взыскивать с нарушителей свои убытки.
Исключительное право, принадлежащее любому владельцу наименования места происхождения товара, действует не только против «невладельцев», но и против других владельцев, если они нарушают порядок пользования данным наименованием: маркируют им товары, не имеющие указанных в регистрации особых свойств, или товары, не указанные в заявке.
Сущность использования наименования места происхождения товара, по мнению Ю. Т. Гульбина, состоит в информировании потребителя об особых свойствах вводимого в гражданский оборот товара в силу выдающихся характеристик его места происхождения2. Законодатель допустил применение наименования как на самом товаре, так и на сопутствующей документации - проспектах, счетах, бланках, а также на этикетках и упаковке товара, его рекламе и т.п., определив при этом, что такое применение должно быть связано с введением товара в гражданский оборот. Под введением в гражданский оборот понимается готовность товара к выполнению своей основной функции - выступить средством обмена.
В соответствии со ст. 1229, 1519 ГК РФ правообладатель может использовать принадлежащее ему исключительное право любым не противоречащим закону способом, в том числе размещать наименование места происхождения товара:
1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
4) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не
имеющими свидетельства о регистрации, не допускается (п. 3 ст. 1519 ГК РФ). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными (абз. 2 п. 3 ст. 1519 ГК РФ).
Таким образом, ГК РФ содержит абсолютный запрет использования исключительного права на указанное наименование всеми третьими лицами. Причем использование признается незаконным даже в том случае, когда указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п., либо используется сходное обозначение для любых товаров, способное ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 3 ст. 1519 ГК РФ).
Незаконное использование наименований мест происхождения товаров иллюстрируется многочисленными примерами из судебной практики.
Обозначение «Нарзан» в качестве наименования места происхождения товара в 1995 году было зарегистрировано за ОАО «Нарзан».
1 Зуйкова Л.П. Наименование места происхождения товара // Экономико-правовой бюллетень. 2007. № 4. С. 15.
2 Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М.:Статут, 2007. С. 67.
Несмотря на это, некое ЗАО занималось производством минеральной воды «Нарзан Кавказский» и «Нарзан Эльбрусский». При этом правом на использование НМПТ «Нарзан» ЗАО не обладало.
В обоснование этого использования ЗАО ссылалось на факт отсутствия смешения между данными обозначениями и наименованием места происхождения товара «Нарзан».
Вынося решение по иску правообладателя, суд данное обстоятельство во внимание не принял, указав на то, что зарегистрированное за правообладателем наименование места происхождения товара «Нарзан» непосредственно используется как часть продукции ЗАО («Нарзан Кавказский» и «Нарзан Эльбрусский»). Следовательно, ЗАО использует именно зарегистрированное наименование, а не сходное с ним обозначение.
Получив от суда запрет на использование наименования «Нарзан», ЗАО, тем не менее, присвоило производимой им минеральной воде новое название - «Долина нарзанов».
Признавая использование данного обозначения также противоречащим закону, суд указал, что в соответствии с п. 2 ст. 40 Закона о товарных знаках не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п., а также использование сходного обозначения для однородных товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
Причем данное положение в равной мере касается лиц, которые производят товар с незаконным использованием чужого наименования места происхождения товара, и тех лиц, которые занимаются реализацией такого товара.
Кроме того, обозначения «Нарзан» и «Долина нарзанов» являются сходными за счет использования в них слова «нарзан», которое в силу своей широкой известности и распространенности является сильным элементом. За счет этого в обозначении «Долина нарзанов» оно занимает доминирующее положение, обусловливающее сходство обозначений, поэтому может вводить потребителя в заблуждение как в отношении места происхождения такой минеральной воды, так и в отношении ее особых свойств.
Тем самым использование ЗАО обозначения «Долина нарзанов» также было признано незаконным1.
Само наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются природными условиями или людскими факторами, характерными для соответствующей территории (п. 1 ст. 1521 ГК РФ). Действительно, признаки охраноспособности наименования могут со временем исчезнуть (п. 1 ст. 1536 ГК РФ).
В отличие от самого наименования места происхождения товара, исключительное право на него действует в течение установленного срока - 10 лет со дня подачи заявки на регистрацию (ст. 1531 ГК РФ). Этот срок может быть продлен еще на 10 лет неограниченное число раз (ч. 5 п. 2 ст. 1531 Гк РФ).
Единственным условием для такого продления является заключение уполномоченного органа о том, что товар, производимый правообладателем, все еще имеет особые свойства, указанные в Государственном реестре наименований (п. 2 ст. 1531 ГК РФ).
Заявление о продлении срока подается в течение последнего года действия свидетельства. Для его обладателя может быть представлен (при условии уплаты дополнительной пошлины) льготный шестимесячный срок для продления срока действия его свидетельства.
Таким образом, мы полагаем, что часть 4 ГК РФ дает полную характеристику исключительного права на наименование мест происхождения товара. Хотя практика применения норм ч. 4 ГК РФ может выявить проблемы использования субъектами предпринимательской деятельности наименований мест происхождения товаров.
'-------♦------------
1 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2001 № Ф08-3718/2001 // Консультант Плюс: Судебная практика.