Научная статья на тему 'Мониторинг законодательства Республики Казахстан о наименованиях мест происхождения товаров'

Мониторинг законодательства Республики Казахстан о наименованиях мест происхождения товаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калкенова Дана Манаровна, Аяпбергенова Арман Каиргельдыевна

В статье рассматриваются некоторые вопросы законодательства Республики Казахстан о наименованиях мест происхождения товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калкенова Дана Манаровна, Аяпбергенова Арман Каиргельдыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг законодательства Республики Казахстан о наименованиях мест происхождения товаров»

№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Калкенова Дана Манаровна,

младший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юридических наук

Аяпбергенова Арман Каиргельдыевна,

младший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК

мониторинг законодательства республики казахстан о наименованиях мест происхождения товаров

Наряду с товарными знаками, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями законодательство Республики Казахстан устанавливает правовую охрану одного из средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг - наименования места происхождения товара.

Понятие наименования места происхождения товара впервые упоминается в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, согласно которой объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции [1].

Наименование места происхождения товара как объект промышленной собственности выполняет функции по индивидуализации производимого товара. Наименование места происхождения товара отличает данный товар, обозначая информацию о месте его производства и о его особенных качествах, связанных с природными условиями места, где товар был произведен, а также с традициями его изготовления. Наиболее известными в мире наименованиями места происхождения товара являются шампанское и бургундское вино, коньяк, портвейн, пармезан и др. Также известны такие наименования как вода «Боржоми», гжель, алма-тинский апорт, минеральная вода «Сарыагаш». Указанные наименования индивидуализируют товары, производимые в определенном месте (о чем говорит наличие указания на географический объект) и обладающие особыми свойствами,

зависящими от природных условий (например, алматинский апорт, вода «Боржоми», вода «Са-рыагаш») или людских факторов (шампанское, гжель и т.п.).

Правовая охрана наименования места происхождения товара в Республике Казахстан впервые была установлена Законом Республики Казахстан от 18 января 1993 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (утратившим силу Законом РК от 26 июля 1999 г. № 457).

В настоящее время правовой режим наименования места происхождения товара устанавливается Гражданским кодексом Республики Казахстан, а также новым Законом Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Наряду с указанными актами правовое регулирование наименований мест происхождения товаров (указаний происхождения) осуществляется также подзаконными актами, такими как Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 136 «Некоторые вопросы правовой охраны объектов промышленной собственности», Приказ Председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан от 16 сентября 2004 года № 50-п «Об утверждении формы свидетельства на товарный знак и формы свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара», Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2002 года № 345 «Некоторые вопросы совершенствования государственной системы защиты прав интеллектуальной собственности»,

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 24 февраля 2012 года № 89 «Об утверждении Правил составления, оформления и рассмотрения заявок на некоторые объекты промышленной собственности, внесении сведений в соответствующие государственные реестры по объектам промышленной собственности Республики Казахстан, а также выдачи охранного документа и о внесении изменений в приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 136 «Некоторые вопросы правовой охраны объектов промышленной собственности», Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 12 марта 2010 года № 81 «О некоторых вопросах апелляционного совета».

В соответствии с ч.2 п. 1 ст. 1033 Гражданского кодекса Республики Казахстан наименованием места происхождения (указанием происхождения) товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов [2].

Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее - Закон) дает несколько иное, более широкое определение наименованию места происхождения товара. Согласно пп. 11 ст. 1 Закона, наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование страны, региона, населенного пункта, местности либо другого географического объекта, а также указание, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства, качество, репутация или другие характеристики которого главным образом связаны с его географическим происхождением, в том числе характерными природными условиями и (или) людскими факторами [3].

Являясь средством индивидуализации товара и выполняя сходные функции с товарными знаками, знаками обслуживания и указаниями происхождения товаров, наименование места происхождения товара имеет ряд принципиальных от них отличий.

В юридической литературе высказываются различные мнения по этому вопросу, в частности, по мнению О.А. Городова, в отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, наименование места происхождения индивидуализирует не любые товары одного производителя, отличая их от товаров других производителей, и только уникальные товары, производимые в определенном месте и

обладающие особыми свойствами. Кроме того, наименование места происхождения связано, в отличие от товарного знака и знака обслуживания, не с фигурой производителя товара, а с особенностями места, традициями его производства [4].

В литературе выделяются и иные отличия наименований мест происхождения товаров от товарных знаков. Так, А.П. Рабец называет шесть таких отличий:

- если главная функция товарного знака заключается в возможности отличия однородных товаров разных производителей, то роль наименования места происхождения товара сводится в первую очередь к гарантии специфических свойств товара, обусловленных местом его происхождения;

- наименование места происхождения товара имеет свои специфические критерии охраноспособности, отличающиеся от признаков товарного знака;

- в отличие от товарных знаков наименования места происхождения товара по форме выражения могут быть лишь словесными обозначениями;

- особенностью наименования места происхождения товара является его связь с качеством обозначенного им товара;

- субъект права на наименование места происхождения товара обязательно должен находиться в пределах территории того географического объекта, название которого он предполагает зарегистрировать в качестве наименования места происхождения;

- право на товарный знак носит исключительный характер, а право на наименование места происхождения товара не носит такого характера [5].

Касательно указаний происхождения товаров О.А. Городов пишет, что «в отличие от указаний происхождения товаров, наименования мест происхождения идентифицируют не только страну, населенный пункт или местность, откуда ведет свое происхождение товар, но и уникальный характер последнего, обусловленный его особыми свойствами. Кроме того, указание происхождения товара может быть выражено в форме любого обозначения (знака, герба, флага), в то время как наименование места происхождения товара всегда выражается в словесной форме, полной или сокращенной» [4].

В целом с указанными позициями можно согласиться, однако учитывая особенности правового режима средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг, установленного в Республике Казахстан, следует отметить некоторые особенности.

так, владелец права пользования наименованием места происхождения товара, как и владелец товарного знака, имеет исключительное право его использования, что выражается в имущественном

№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

праве на использование товарного знака или наименования места происхождения товара любым способом по своему усмотрению. Отличие состоит в возможности обладания правом пользования данными объектами интеллектуальной собственности другими субъектами. Согласно Закону, никто не может использовать охраняемый в Республике Казахстан товарный знак без согласия владельца. Но также существует понятие коллективного товарного знака, являющимся товарным знаком ассоциации (союза) или иного объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, служащим для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров (услуг), обладающих едиными качественными или иными характеристиками [3]. Тогда как наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами как совместно, так и независимо друг от друга [2].

Относительно указаний происхождения товаров следует сказать, что не существует однозначных характеристик указаний происхождения товара и оценки места этого объекта промышленной собственности среди иных средств индивидуализации.

Чаще всего под указанием происхождения товаров понимается любое географическое наименование (название страны, населенного пункта, местности) или иное обозначение, создающее у потребителя ассоциацию с конкретным географическим объектом. Например, изображение Эйфелевой башни, как правило, ассоциируется с Францией или Парижем, а изображение пирамид - с Египтом. Указание происхождения может включать сведения о способе изготовления товара или использованном для его производства сырье. Задача таких обозначений состоит в показе источника происхождения изделия (страны, группы

стран, района или иного определенного места). Например, «Madei№I№dia» [4].

также под указанием происхождения товара понимают обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Однако функцией указаний происхождения называют не только идентификацию товара, но и его рекламу.

Согласно ст. 26 Закона в качестве наименования места происхождения товара могут быть зарегистрированы современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, региона, населенного пункта, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования, и их сочетания с видовым наименованием товара [3].

Не признаются наименованием места происхождения товара обозначения, хотя и представляющие собой или содержащие наименование географического объекта, но вошедшие в Республике Казахстан во всеобщее употребление как обозначения товара определенного вида, не связанные с местом его производства. В данном случае имеются в виду обозначения, ставшие всеобщими в результате стихийного употребления названия географического объекта для целей индивидуализации товаров и утратившими свою первоначальную способность быть указанием на место действительного происхождения товара и его особые свойства. Другими словами, процесс утраты наименованием места происхождения товара своей географической первоначальности связан с распространением употребления института географического указания, с помощью которого оправдываются факты нарушения действительных наименований мест происхождения.

Список литературы

1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409 // Казахстанская правда. - 17 июля 1999 г. - № 172-173; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 16-17, ст. 642

3. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Казахстанская правда. - 24 августа 1999 г. № 206-207; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 21, ст. 776; 2004 г., № 17, ст. 100

4. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 448 с.

5. Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: современное состояние и перспективы. - СПб: Юридический центр «Пресс», 2003.

Мацалада тауар шыгарылатын жердщ атауы туралы Казацстан Республикасы зацнамасыныц кейб1р мэселелер1 царастырылды.

ТYйiн свздер: дараландыру цуралы, тауар шыгарылатын жердщ атауы, айрыцша цуцыц.

В статье рассматриваются некоторые вопросы законодательства Республики Казахстан о наименованиях мест происхождения товаров.

Ключевые слова: средство индивидуализации, наименование места происхождения товара, исключительное право.

The article discusses some of the issues the legislation of the Republic of Kazakhstan on the appellations of origin.

Keywords: means of individualization, the appellation of origin, the exclusive right.

Дана Манаркызы ^алкенова,

КР Зац шыгару институты азаматтыщ, азаматтыщ ic жYргiзу зацнамасы жэне ащарушылыщ ic жYргiзу бeлiмiнщ Krni гылыми ^ызметкер^ зац гылымдарыныц магис^

Арман ^айыргелдщызы Аяпбергенова,

КР Зац шыгару институты азаматтыщ, азаматтыщ ic жYргiзу зацнамасы жэне ащарушылыщ ic жYргiзу бeлiмiнiц кiшi гылыми ^ызметкерi

Тауар шыFарылатын жердщ атауы туралы ^азакстан Республикасы зацнамасына мониторинг

Калкенова Дана Манаровна,

младший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юридических наук

Аяпбергенова Арман Каиргельдыевна,

младший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК

Мониторинг законодательства Республики Казахстан о наименованиях мест происхождения товаров

Kalkenova Dana Manarovna,

Junior Researcher fellow of Department of the civil, civil-proceeding legislation and execution of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, master of law

Ayapbergenova Arman Kayrgeldievna,

Junior Researcher fellow of Department of the civil, civil-proceeding legislation and execution of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan

The monitoring of legislation of the republic of Kazakhstan on appellation of origin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.