КРИМИНОЛОГИЯ ЗАКОНА
УДК 343.9 ББК 67.51
П.А. Скобликов
ИСКЛЮЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 210 УК РФ ДЛЯ УЧРЕДИТЕЛЕЙ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ОБНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЕГО ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Аннотация: Опасность законопроекта, внесённого в Госдуму России 26 декабря 2019 г., заключается в том, что он способствует разрастанию организованной преступной деятельности, усилению коррупции среди работников правоохранительных органов и судов (что само по себе крайне серьёзно), размыванию основополагающих правовых принципов разумности, справедливости и равенства граждан перед законом, предусмотренных отечественным законодательством.
Ключевые слова: уголовная политика; организованная преступная деятельность; экономическая преступность; преступное сообщество; преступная организация; ст. 210 УК РФ; правовые принципы; правовая неопределённость.
P.A. Skoblikov
EXCLUSION OF LIABILITY UNDER ART. 210 OF THE RUSSIAN CRIMINAL CODE FOR THE FOUNDERS, MANAGERS, AND EMPLOYEES OF AN ORGANIZATION REGISTERED AS A LEGAL ENTITY: UPDATING OF LEGISLATION, ITS BASIS, AND CONSEQUENCES
Summary: The danger of the Law project submitted to the State Duma of Russia on December 26, 2019, is that it contributes to the growth of organized criminal activity and corruption among law enforcement officials and courts (which is extremely serious). Besides, it leads to erosion of the fundamental legal principles of reasonableness, justice, and equality of citizens before the law, provided for by domestic law.
Keywords: criminal policy; organized criminal activity; economic crime; criminal community; criminal organization; Art. 210 of the Russian Criminal Code; legal principles; legal uncertainty.
1. Предпосылки внесения законопроекта об ослаблении ответственности по ст.
210 УК РФ. 20 июня 2019 г. в ходе «Прямой линии» с Президентом РФ к главе государства обратился ведущий мероприятия - журналист В. Зарубин, сообщив, что «есть просьба от предпринимателей разобраться с применением 210-й статьи Уголовного кодекса об организации преступного сообщества, потому что статья очень активно используется» [14]. По итогам «Прямой линии» главой государства было дано поручение его администрации со-
вместно с Верховным Судом РФ, Генпрокуратурой России и Следственным комитетом РФ до 1 августа 2019 г. «разработать и представить предложения по уточнению норм законодательства РФ, касающихся организованной преступной деятельности, в целях исключения применения этих норм в отношении преступлений в сфере экономической деятельности» [13].
Предложения, разработанные в результате исполнения этого поручения, не находились в открытом доступе и, как следствие,
не обсуждались в экспертно-научном сообществе, на научно-практических конференциях и в юридической литературе. Однако, судя по всему, как раз на их основе был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (с припиской «в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений»), который 26 декабря 2019 г. был внесён в Госдуму России Президентом РФ. Документ предусматривает изменения ст. 210 УК РФ в намеченном направлении [10].
Учитывая высокую скорость прохождения предыдущего законопроекта (с момента его внесения в парламент и до подписания принятого Закона прошло всего полтора месяца), внесённого Президентом РФ в Госдуму России 14 февраля 2019 г., который анонсировался как усиливающий противодействие организованной преступности, а также то, что идея нового законопроекта стала частью Послания Президента Федеральному Собранию РФ на 2020 г., можно уверенно прогнозировать быструю корректировку законодательства в точном соответствии с первоначальным текстом нового законопроекта. Принимая во внимание объективную длительность издательского цикла, вероятно, законопроект обретёт статус действующего закона ещё до опубликования настоящей работы.
2. Первая часть предложенной новации и её правовые последствия. В чём заключаются намеченные изменения? Дополняется примечание к ст. 210 УК РФ, которое в новой редакции будет состоять из двух пунктов. Второй пункт включает в себя полный текст примечания в предыдущей редакции, предусматривая условия освобождения от уголовной ответственности организаторов, лидеров и иных членов преступных сообществ, а равно преступных организаций. Новацией же является первый пункт примечания.
Его в содержательном плане можно разделить на две условные части. В одной из них закрепляется следующее правило: «Учредители, руководители и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники её структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по настоящей ста-
РИМИНОАОГИЯ
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
тье только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) её структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности». По сути, изложенная часть новации представляет собой запрет на объективное вменение предусмотренных ст. 210 УК РФ преступлений.
Однако действующим уголовным законом объективное вменение запрещено изначально и по отношению к любым преступлениям (ч. 2 ст. 5 УК РФ). По смыслу ст. 5 УК РФ при нынешнем правовом регулировании сторона обвинения должна доказать, что организатор преступного формирования хотел создать преступное сообщество или преступную организацию (а не организованную группу, например) и осознавал общественную опасность своих действий, что лидер организованного преступного формирования1 понимал, что руководит им или его структурным подразделением и осознавал общественную опасность своих действий, и т.д.
Сам по себе факт того, что некие руководители, работники юридического лица, его структурного подразделения совершили, совершают или подготавливают какое-либо преступление в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнюдь не означает, что эти лица являются лидерами или членами преступного сообщества (преступной организации).
Вместе с тем организационно-правовая форма коммерческой или иной организации может использоваться для камуфлирования преступной деятельности организованного преступного формирования, организационно-штатная структура юридического лица способна облегчать вовлечение руководителей подразделений и других работников коммерческой организации в преступную деятельность, их обособление и специализацию в рамках тех или иных подразделений преступного формирования. Однако если так, то всё это необходимо доказать. Причём никакие доказательства не имеют заранее уста-
1 Автор использует этот термин как обобщающий для преступных сообществ и преступных организаций.
новленной силы. В соответствии с давно определёнными процессуальными принципами, судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ст. 17 УПК РФ).
Таким образом, в рассмотренной части данная новация является излишней. Она демонстрирует недостаточную правовую подготовку разработчиков законопроекта2, косвенно указывает на пороки правоприменительной практики, необходимость повышения профессионального уровня сотрудников органов предварительного расследования, прокуроров и судей, коррекции их правосознания и усиления ответственности таковых, разработки и внедрения эффективной системы выявления, пресечения и предупреждения коррупции среди перечисленных лиц. Более того, подобная новация опасна, поскольку создаёт видимость решения проблемы, а она, по факту, лишь затушёвывается и усугубляется.
Ещё более однозначно пороки правоприменительной практики констатируются в пояснительной записке к анализируемому законопроекту, в которой утверждается следующее: «в судебно-следственной практике в последнее время наметилась тревожная тенденция, проявляющаяся в том, что положения названной статьи применяются формально в отношении учредителей, руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих обычную экономическую и иную деятельность и никак не связанных с профессиональной организованной преступностью». По сути, здесь речь идёт о том, что к уголовной ответственности привлекаются невиновные. Если подобные факты есть, их необходимо устанавливать, расследовать и привлекать к ответственности виновных в преступлениях против правосудия, выяснять, а затем устранять причины и условия, способствующие совершению этих деяний. Пересматривать неправосудные процессуальные решения и
2 Видимо, они полагают, что если законодательный запрет не исполняется, его следует зафиксировать в законе дважды, а если не поможет - то трижды и т.д.
приговоры. Этот путь долгий, сложный, но единственно правильный.
3. Вторая часть новации: появление обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, и усложнение предмета доказывания. В соответствии с другой частью пункта 1 примечания к ст. 210 УК РФ в предлагаемой редакции, учредители, руководители и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники её структурного подразделения при совершении какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности могут быть привлечены к ответственности по ст. 210 УК РФ лишь в том случае, когда эта организация и (или) её структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.
Таким образом, составы преступлений, предусмотренные ст. 210 УК РФ, дополняются новыми признаками их объективной и субъективной сторон (можно также сказать об одном интегрированном позитивном признаке). Соответственно, претерпит изменение предмет доказывания по уголовным делам данного вида. Если организованное преступное формирование нацелено на совершение хотя бы одного тяжкого или особо тяжкого преступления, связанного с экономической деятельностью, органу предварительного расследования и суду необходимо устанавливать, являются ли обвиняемые учредителями или руководителями, работниками организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Если являются, то необходимо будет также устанавливать, была ли данная организация или её структурное подразделение созданы для использования при осуществлении тех преступлений, на совершение которых нацелено организованное преступное формирование. В случаях, когда такой замысел не будет доказан или будет доказано обратное, в возбуждении уголовного дела по ст. 210 УК РФ против перечисленных лиц должно быть отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а возбуждённое уголовное дело подлежит прекращению, если преступное формирование не планировало и не совершало иных тяжких либо особо тяжких преступлений, не связанных с экономической деятельностью.
4. Новое уголовно-правовое понятие и его возможное толкование. Законопроект вводит в уголовное законодательство термин
«преступления, совершаемые обвиняемыми в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности», но не очерчивает круг таких преступлений. Их дефиниции нет ни в уголовном законодательстве, ни в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ.
Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» содержит определение того, какие преступления следует считать совершёнными в сфере предпринимательской деятельности и даёт правоприменителям необходимый ориентир. Однако понятие «преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности», значительно шире. А ещё шире понятие «преступления, совершаемые обвиняемыми в связи (!) с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности».
Исходя из грамматического толкования использованного словосочетания, к данным преступлениям относятся все преступления, указанные в гл. 22 УК РФ (Преступления в сфере экономической деятельности), при условии, если их субъектами могут выступить учредители или руководители, работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица.
Необходимо отметить то, что предыдущие десять лет в общественное сознание через СМИ последовательно внедрялась идея о небольшой общественной опасности преступлений, совершаемых в сфере экономики, и даже их безвредности. А в качестве типичного проступка, за который не следует привлекать к уголовной ответственности (но, якобы, привлекают) приводилось неисполнение договорных обязательств вследствие обычного риска предпринимательской деятельности. Эта идея овладела сознанием и многих юристов. Предложенная ниже «преступная подборка», по мнению автора, наглядно показывает, что данная позиция ошибочна. Также полезно видеть характер и направленность организованной преступной деятельности, ответственность
за которую предложено ослабить. Итак, перечислю некоторые из преступлений в сфере экономической деятельности, являющихся тяжкими:
1. Незаконные организация и проведение азартных игр, сопряжённые с использованием своего служебного положения или извлечением дохода в особо крупном размере (ч. 3 ст. 171.2 УК РФ);
2. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём, и совершённая в особо крупном размере (ч. 4 ст. 174 УК РФ);
3. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления, совершённая в особо крупном размере (ст. 174.1 УК РФ);
4. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём, совершённые лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 175 УК РФ);
5. Ограничение конкуренции, сопряжённое с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (п. «б» ч. 2 ст. 178 УК РФ) или совершённое с применением насилия, а равно угрозой его применения (ч. 3 ст. 178 УК РФ);
6. Принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения, осуществлённое с применением насилия (п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ);
7. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершённое с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п. «б» ч. 3 ст. 194 УК РФ);
8. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (201.1 УК РФ);
9. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, совершённые в крупном или особо крупном размере (ч. 2 или 3 ст. 200.5 УК РФ).
Сюда же следует отнести все преступления, указанные в гл. 23 УК РФ (Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях), поскольку, с одной стороны, их субъектами выступают учредители
или руководители, работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, а с другой стороны, эти преступления, как правило, совершаются обвиняемыми в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности. Среди них такие деяния, являющиеся тяжкими, как:
1. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей, совершённое с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 203 УК РФ);
2. Коммерческий подкуп за заведомо незаконные действия или совершённый в крупном размере, а также в особо крупном размере (части 3, 4 ст. 204 УК РФ);
3. Посредничество в коммерческом подкупе, совершённое в особо крупном размере (ч. 3 ст. 204.1 УК РФ).
Однако содержание рассматриваемого понятия не исчерпывается преступлениями, очерченными в главах 22 и 23 УК РФ, в него входят и другие, которые не являются экономическими, но совершаются обвиняемыми в связи с осуществлением ими экономической, в том числе предпринимательской, деятельности. В определённых условиях таковыми может оказаться большинство преступлений, предусмотренных действующим законодательством. Например, по мнению автора, заказное убийство руководителя конкурирующей коммерческой организации с целью подавления конкурента, безусловно, связано с экономической деятельностью заказчика этого преступления. Вместе с тем из-за отсутствия чётких критериев позиция правоприменителей может разниться.
5. Ослабление ответственности за организованную преступную деятельность в публичном (государственном) секторе экономики. По буквальному смыслу законопроекта ослабление ответственности за организованную преступную деятельность распространится не только на частный сектор экономики, но и на публичный (государственный), потому что понятие «организации, зарегистрированные в качестве юридического лица» (использованное в законопроекте) ох-
ватывает не только такие типичные субъекты экономической деятельности, как хозяйственные общества, но также государственные и муниципальные предприятия, учреждения, другие хозяйствующие субъекты3.
Соответственно, предусмотренное законопроектом ограничение ответственности по ст. 210 УК РФ распространяется на всех руководителей, работников указанных хозяйствующих субъектов, причём тотально, поскольку презюмируется, что государство, его органы и органы местного самоуправления не могут учреждать юридических лиц в преступных целях. Эта презумпция вытекает из положений Конституции РФ: Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), а через органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации свою власть осуществляет народ (ч. 2 ст. 3).
Заметим, на многих рынках государственные бюджетные учреждения играют значительную роль. Так, на территории самого густонаселённого субъекта РФ - г. Москвы - среди управляющих компаний, обеспечивающих жизнедеятельность домов, содержание общедомовой собственности в нормальном состоянии, государственные бюджетные учреждения занимают наибольшую долю рынка, являясь при этом наиболее крупными субъектами. Важно также указать на то, что жилищно-коммунальное хозяйство (далее по тексту также - ЖКХ) является одной из основных отраслей экономики страны. Оно оказывает существенное влияние на другие отрасли и благополучие граждан. В то же время, выступая перед депутатами Государственной Думы России в феврале 2014 г., Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка заявил, что рост числа преступлений в ЖКХ стал самым большим в сфере экономики, они приобрели системный характер [4].
3 Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
6. Особая привлекательность сферы экономики для организованных преступных формирований и их лидеров. Насколько обоснованно предложенное в законопроекте ограничение ответственности по ст. 210 УК РФ?
В силу ряда причин сфера экономики особо привлекательна для организованных преступных формирований [2; 5; 6; 11; 12; 15], поэтому на определённом этапе своего развития они стремятся создать или брать под контроль уже существующие коммерческие и иные организации, даже если прежде получали доход вне сферы легальной экономической деятельности.
Укажу некоторые (основные и типичные) интересы и цели организованных преступных формирований в сфере легальной экономики. Во-первых, отмывание преступных доходов, полученных в иных (криминальных) отраслях, с целью их защиты, приумножения и свободного распоряжения в легальной сфере на нужды организованных преступных формирований или их членов. Во-вторых, легализация лидеров организованных преступных формирований в обществе, придания им респектабельности и видимости законности приобретения ими личных богатств, усиления защищённости от возможного уголовного или иного юридического преследования. В-третьих, получение сверхдоходов, поскольку сочетание легальных и криминальных методов ведения бизнеса влечёт синергетический эффект, даёт преимущество перед законопослушными хозяйствующими субъектами, облегчает доступ к ресурсам государства, общественным фондам.
В этих целях организованные преступные формирования, их лидеры, организаторы могут поступать по-разному: создавать коммерческие (или некоммерческие) организации либо брать под контроль уже созданные кем-либо. Контроль устанавливается законным путём, например, за счёт покупки контрольного пакета акций, смены учредителей (участников), либо незаконным, в частности, посредством запугивания или подкупа руководителей, учредителей (участников), акционеров заинтересовавшей организации.
7. Возможные последствия ослабления ответственности за организованную преступную деятельность. К чему рассматриваемая новация может привести на практике? Если организованные преступные формиро-
вания подвизаются в экономической сфере, совершают в ней преступления и для этого тем или иным способом берут под контроль учреждённые кем-либо юридические лица, то члены таких формирований в связи с этим не будут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ. Фактически это означает получение преференций лицами, ведущими организованную преступную деятельность экономической направленности.
Так, согласно данным СМИ, в одном из резонансных дел последнего времени обвинение в организации преступного сообщества было предъявлено занимавшему высокую должность в региональном подразделении крупнейшей газовой компании России Р. Арашуко-ву. В советский период он был дважды судим за экономические преступления. Также взяты под стражу директор филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», гендиректоры АО «Газпром газораспределение Астрахань», ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань», ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и др. Предполагаемые члены преступного формирования обвиняются в хищениях на сумму более чем 30 млрд рублей. Среди обвиняемых - член Совета Федерации РФ (после привлечения к ответственности был лишён этого статуса). Если обвинение обоснованно, то, несмотря на наличие необходимых доказательств, в случае принятия рассматриваемых поправок обвиняемые могут избежать осуждения по ст. 210 УК РФ, поскольку использованные для хищения коммерческие организации они не учреждали. Это дело достаточно подробно освещается в прессе [16; 17].
Если представленная в настоящей статье интерпретация уголовно-правовой нормы воплотится на практике, станет более проблематичным привлечение к ответственности за создание преступных формирований, руководство ими и участие в них лиц, которые получают сверхприбыли и создают угрозу экономической безопасности страны путём совершения тяжких и особо тяжких преступлений в экономической сфере. Например, тех, кто: 1) руководит масштабной браконьерской добычей леса и лесных животных, речных и морских биоресурсов, используя организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, легализует полученную продукцию, 2) продает её за рубеж с нарушением таможенного законодательства
(по подложным документам или с помощью коррупции) и получает сверхприбыли, либо при помощи коррупции получает лицензии на добычу и эксплуатацию природных ресурсов там, где это недопустимо, наносит вред экологии [8], экономическим интересам государства, причиняет большой ущерб бюджету страны, тормозит её развитие и т.д.
Вероятно, в том числе ввиду длительной, масштабной и безнаказанной деятельности лидеров незаконного лесного, рыбно-икор-ного, крабового и иных видов бизнеса, строящихся на хищнической добыче ценных биоресурсов и вывозе их за рубеж, данные лица названы СМИ «королями» [1; 9].
Особенно осложнится противодействие проявлениям организованной преступной деятельности в государственном секторе экономики, поскольку предусмотренное законопроектом ограничение на привлечение к уголовной ответственности руководителей, работников предприятий и учреждений формально-юридических должно носить в этом секторе тотальный характер.
Так как в уголовное законодательство вводится неопределённая терминология, это расширит предпосылки для ошибок правоприменителей, их субъективного усмотрения, произвола, злоупотреблений, проявления коррупции при принятии решений о начале оперативных разработок, возбуждении уголовных дел по ст. 210 УК РФ, предъявлении обвинений, избрании мер пресечения, снятии обвинений и т.д.
Также приходится констатировать то, что получает развитие (или, по крайней мере, сохраняется) тенденция законотворчества, проявляющаяся в появлении законов, в которых искусственно умножаются масштабы неопределённости правового регулирования в таких чрезвычайно важных сферах, как противодействие преступности и уголовное судопроизводство [3].
Таким образом, опасность рассмотренного законопроекта заключается в том, что он способствует разрастанию организованной преступной деятельности, усилению коррупции среди работников правоохранительных органов и судов (что само по себе крайне серьёзно), размыванию основополагающих правовых принципов разумности, справедли-
вости и равенства граждан перед законом, предусмотренных отечественным законодательством.
Замечу также, что данный законопроект следует отнести к предмету рассмотрения криминологии закона - финальной отрасли криминологической школы (доктрины преступных подсистем), изучающей взаимообусловленность преступности и законодательства, законодательную преступность, фикцию порождения законом преступления, криминогенные и преступные законы [18].
Любое сравнение хромает, но, тем не менее, напрашивается следующая аналогия в логике рассмотренной законодательной инициативы: когда предприниматель совершит умышленное убийство с применением оружия, он должен нести ответственность лишь в том случае, если в момент приобретения оружия уже имел умысел на убийство. Если же использованное для преступления оружие приобреталось им для самообороны либо как исторический экспонат, а потом намерение изменилось, ответственность за убийство исключается.
При оценке потенциальных изменений ст. 210 УК РФ и связанных с ними негативных последствий вспоминается заслуживающее внимания предложение некоторых криминологов, полагающих необходимой криминализацию деяний в законодательной и другой правотворческой сфере, которые направлены на принятие закона, иного нормативного акта, порождающего общественно опасные последствия. Суть предложения выражается в следующей диспозиции состава преступления, не предусмотренного пока в УК РФ: «Использование должностным лицом своих служебных полномочий для принятия нормативного акта, заведомо для виновного влекущее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства» [7, с. 74].
В ходе рассмотрения в Госдуме России законопроекта № 871811-7 его формулировки, вероятно, будут уточнены и усовершенствованы, однако вряд ли удастся преодолеть корневые, концептуальные изъяны этого документа, нацеленность на ослабление ответственности за организованную преступную деятельность в экономической сфере.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Крабовый король» сбежал из России. Да здравствует король?! URL: https://stolica-s.su/news/ russia/173663 (дата обращения: 26.12.2019).
2. Агапов П.В. Об основных тенденциях организованной преступности в современной России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 3. С. 42-49.
3. Бабаев М.М. Неопределённость и проблемы правоприменения // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 1. С. 12-19.
4. Башлыкова Н. Юрий Чайка отругал регионы за ЖКХ // Известия. - 2014. - 13 февраля.
5. Биркин М.А. Организованная и профессиональная преступность в России // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2013. № 1 (22). С. 7-15.
6. Глазкова Л.В. Взаимодействие систем организованной преступности и коррупции // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7 (104). С. 77-86.
7. Данилов А.П. Преступное законодательство: на пересечении криминологических отраслей // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 2 (45). С. 71-76.
8. Дубовик О.Л. Экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и связи с транснациональной, коррупционной и организованной преступностью // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. № 1. С. 18-29.
9. Завьялов Ю. Рыбный король: подлинная история нового российского миллиардера. URL: https:// www.rbc.ru/business/27/03/2017/58d3b7f89a79471817a8888d (дата обращения: 26.12.2019).
10. Законопроект № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/871811-7 (дата обращения: 26.12.2019).
11. Колесников В.В., Быков В.Н. Организованная преступность как экономический феномен: вопросы теории и практики // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 167-176.
12. Ларичев В.Д., Покаместов А.В., Щербаков В.Ф. Понятие и особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики // Государство и право. 2003. № 12. С. 36-42.
13. Перечень поручений по итогам Прямой линии с Владимиром Путиным. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/60879 (дата обращения: 26.12.2019).
14. Прямая линия с Владимиром Путиным. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60795 (дата обращения: 26.12.2019).
15. Скобликов П.А. Основания и последствия ослабления ответственности за экономические преступления в современной России // Закон. 2011. № 9. С. 95-106.
16. Скойбеда У. Как семья Арашуковых воровала миллионы, превращая пенсионеров в должников: расследование Ульяны Скойбеды // Комсомольская правда. - 2019. - 27 февраля.
17. Соковнин А. Преступное сообщество оказалось семейным. Вслед за сенатором Арашуковым арестовали его отца и брата // Коммерсантъ. - 2019. - 1 февраля.
18. ШестаковД.А. Введение в криминологию закона. СПб.: Издательство Юридический центр Пресс. 2011. 75 с.
REFERENCES
1. «Kraboviy korol» sbezhal iz Rossii. Da zdravstvuet korol?! [«Crab King» escaped from Russia. Long live the king?!] URL: https://stolica-s.su/news/russia/173663 (date of submission: 26.12.2019).
2. Agapov P.V Ob osnovnykh tendentsiyakh organizovannoy prestupnosti v sovremennoy Rossii. [On the main trends in organized crime in modern Russia]. Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava - Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2013, no. 3, pp. 42-49.
3. BabaevM.M. Neopredelonnost i problemy pravoprimeneniya. [Uncertainty and law enforcement problems]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Person: Crime and Punishment. 2017, vol. 25, no. 1, pp. 12-19.
4. Bashlykova N. Yuriy Chayka otrugal regiony za ZhKH. [Yuri Chaika critisized the regions for housing and communal services]. Izvestiya. 2014. February 13.
5. Birkin M.A. Organizovannaya i professionalnaya prestupnost v Rossii. [Organized and professional crime in Russia]. Vestnik uralskogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava - Bulletin of the Ural Institute ofEconomics, Management and Law. 2013, no. 1 (22), pp. 7-15.
6. Glazkova L.V. Vzaimodeystvie sistem organizovannoy prestupnosti i korruptsii. [Interaction of organized crime and corruption systems]. Aktualnyeproblemy rossiyskogoprava - Topical Problems ofRussian Law. 2019, no. 7 (104), pp. 77-86.
7. Danilov A.P. Prestupnoe zakonodatelstvo: na peresechenii kriminologicheskikh otrasley. [Criminal legislation: at the intersection of criminological branches]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra -Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2017, no. 2 (45), pp. 71-76.
8. Dubovik O.L. Ekologicheskaya prestupnost v Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie, tendentsii i svyazi s transnatsionalnoy, korruptsionnoy i organizovannoy prestupnostyu. [Environmental crime in the Russian Federation: state, trends and relations with transnational, corruption and organized crime]. Kriminologicheskiy zhurnal Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava - Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2010, no. 1, pp. 18-29.
9. Zavyalov Y. Rybniy korol: podlinnaya istoriya novogo rossiyskogo milliardera. [Fish king: the true story of the new Russian billionaire]. URL: https://www.rbc.ru/business/27/03/2017/58d3b7f89a79471817a8888d (date of submission: 26.12.2019).
10. Zakonoproekt N° 871811-7 «O vnesenii izmeneniy v Ugolovniy kodeks Rossiyskoy Federatsii i statyu 28-1 Ugolovno-protsessualnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii». [The Law project no. 871811-7 «On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 28-1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation»]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/871811-7 (date of submission: 26.12.2019).
11. Kolesnikov V.V., Bykov V.N. Organizovannaya prestupnost kak ekonomicheskiy fenomen: voprosy teorii i praktiki. [Organized crime as an economic phenomenon: theory and practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry ofInternal Affairs of Russia. 2012, no. 1 (53), pp. 167-176.
12. Larichev V.D., Pokamestov A.V, Shcherbakov V.F. Ponyatie i osobennosti organizovannoy prestupnoy deyatelnosti v sfere ekonomiki. [The concept and features of organized criminal activity in the economic sphere]. Gosudarstvo i pravo - State and Law. 2003, no. 12, pp. 36-42.
13. Perechen porucheniy po itogam Pryamoy linii s Vladimirom Putinym. [A list of orders following the Live with Vladimir Putin]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60879 (date of submission: 26.12.2019).
14. Pryamaya liniya s Vladimirom Putinym. [Live with Vladimir Putin]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/60795 (date of submission: 26.12.2019).
15. Skoblikov P.A. Osnovaniya i posledstviya oslableniya otvetstvennosti za ekonomicheskie prestupleniya v sovremennoy Rossii. [The grounds and consequences of the weakening of responsibility for economic crimes in modern Russia]. Zakon - Law. 2011, no. 9, pp. 95-106.
16. Skoybeda U. Kak semya Arashukovykh vorovala milliony, prevrashchaya pensionerov v dolzhnikov: rassledovanie Ulyany Skoybedy. [How the Arashukov family was stealing millions, turning pensioners into debtors: an investigation by Ulyana Skoibeda]. Komsomolskaya pravda. 2019, February 27.
17. Sokovnin A. Prestupnoe soobshchestvo okazalos semeynym. Vsled za senatorom Arashukovym arestovali ego ottsa i brata. [The criminal community turned out to be family. Following senator Arashukov, his father and brother were arrested]. Kommersant. 2019. February 1.
18. ShestakovD.A. Vvedenie v kriminologiyu zakona. [Introduction to criminology of law]. St.P.: Izdatelstvo «Yuridicheskiy tsentr Press», 2011, 75 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Пётр Александрович Скобликов - доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (Москва, Россия); e-mail: skoblikow@list.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Pyotr Aleksandrovich Skoblikov - Doctor of Laws, senior research scientist of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia); e-mail: skoblikow@list.ru