Научная статья на тему 'ИСХОДНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ И ГАРМОНИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ИСХОДНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ И ГАРМОНИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСХОДНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ И ГАРМОНИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

рефлектометров. У одного учащегося производят 40 измерений сенсомоторной реакции на световой или звуковой раздражитель (а при необходимости и на т®т, и на другой) с интервалом 4—5 мин. Если снимается менее 30 показателей, снижается чувствительность методики, а если более 50, то значительно возрастает эмоциональное напряжение испытуемого, изменяющее показатель рефлекторной реакции.

Раздражители подаются одинаковой силы и равномерно с интервалами 2—3 с. Если применяется световой раздражитель, то лучше, чтобы он был красный. Цвет и сила раздражителя не меняются до конца всей программы экспериментов. Перед началом исследования учащемуся дается инструкция по правилам выполнения двигательной реакции. При этом важно, чтобы пальцы руки его постоянно находились на ключе ответов, а взгляд был направлен на индикатор раздражителя при подаче световых импульсов или вдаль при подаче звуковых сигналов. После 3—4 пробных попыток начинается измерение латентного периода сенсомоторной реакции. Измерение скрытого периода реакции ведется в условиях проговаривания экспериментатором каждого полученного показателя. Это делается для того, чтобы учащийся выполнял пробы в режиме самоконтроля, благодаря чему ответные реакции на поступивший раздражитель вырабатываются им на достаточно высоком и стабильном уровне непроизвольного внимания и в рамках направленной мотивации. Если не соблюдается правило проговаривания результатов, то средняя арифметическая латентного периода реакции на свет (из 40 чисел) часто бывает больше на 20—30 мс.

Полученный динамический ряд из 40 показателей скрытого периода рефлекторной реакции математически обрабатывается в неизменном виде, поскольку зафиксированная последовательность чисел фактически является количественным выражением функционирования ЦНС обследуемого в данный отрезок времени. При этом рассчитываются следующие показатели:

1) средний уровень сенсомоторной'реакции (в мс)

XV

Р с = :

4Г'

где 2У — сумма вариант латентного периода сенсомоторной реакции;

2) максимальный уровень сенсомоторной реакции

тах ■

2

"То"1

где — сумма 10 лучших показателей латентного периода сенсомоторной реакции;

3) минимальный уровень сенсомоторной реакции (в мс)

Рт1а = ЛГ"»

где 2 У2 — сумма 10 худших показателей латентного периода сенсомоторной реакции;

4) стабильность сенсомоторной реакции

СР =

(Р т!п Р тах)

4.3

5) коэффициент функционального уровня центральной нервной системы

КФУС =

Ртах'Ре (Рт!п — Ртах) 4,3-10 000

В условиях утомления наиболее быстро изменяются ■Ртах и СР, в связи с чем с помощью этих показателей, можно улавливать ранние проявления утомления. КФУС — интегральный показатель, отражающий общее функциональное состояние центральной нервной системы с учетом всех статистических параметров сенсомоторной реакции.

Данная методика позволяет оперативно и на высоком уровне давать индивидуальную оценку общего функционального состояния ЦНС учащегося в условиях ограниченного времени исследования. Для получения данных у одного школьника требуется около 4 мин.

Поступила 16/1V 1979 г.

УДК 572.51.087-053.2

Л. А. Мостовая

ИСХОДНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ И ГАРМОНИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания

В настоящее время существует схема оценки физического развития детей, по которой в процентном выражении определяют степень отклонения массы тела от массо-ростовой средней. При ней за средние показатели принимают отклонения массы тела от возрастно-половой нормы на ±10%, ниже сред-

него — на —10% и более, избыточные —на +10% и более. Различный подход к оценке степени физического развития детей делает результаты исследований несопоставимыми, поэтому в своей работе мы решили обосновать целесообразное деление детей на группы физического развития. Для этого проведен

— 48 V-

Распределение обследованных детей (в %) по группам физического развития

1-я группа 2-я группа 3 -я группа 4- я группа

Возраст, годы всего маль- девочки всего маль- девочки всего маль- де- всего маль- девоч-

детей чики детей чики детей чики вочки детей чики ки

7 89,5 94,4 85,0 4,4 0 8,3 6,1 5,6 6,7 0 0 0

8 65^ 77,2 55,1 4,9 2,0 7,4 19,7 7.4 30,1 10,2 13,4 7,4

V 9 68,8 77,8 60,9 8,1 4,9 10,9 16,8 8,6 23,9 6,3 8,7 4.3

Г 10 62,3 65,8 59,3 18,7 19,7 17,8 17,0 12,8 20,7 2,0 1.7 2,2

11 67,2 72,5 63,0 25,6 22,9 27,8 4,8 3,1 6,2 2,4 1.5 3,0

12 71.7 75,1 68,6 22,6 17.4 27,5 5,2 7,5 3,1 0,5 0 0,8

13 76,1 72,6 80,0 14,5 17,7 10,9 7,3 6,5 8,2 2,1 3,2 0,9

14 79,7 67,9 92,9 14,9 21,8 7,1 3,4 6.4 0 2,0 3,9 0

15 70,0 70,5 69,6 15,6 14,3 16,7 12,0 10,7 13,0 2,4 4,5 0,7

16 74,1 72,9 75,5 15,7 13,6 18,4 7,4 8.5 6,1 2,8 5,0 0

Все возрасты 70,8 73,9 67,9 15,8 14,3 17,1 10,2 7,7 12,6 3,2 4,1 2,4

анализ физического развития 2339 обследованных в Киеве в 1972—1973 гг. детей от 7 до 16 лет с позиций сигмальных отклонений массы ростовых показателей с использованием «Методических указаний по оценке физического развития детей школьного возраста (7—17 лет)» и по отклонениям массы тела от возрастно-половых средних показателей при данном росте в процентном отношении.

В результате анализа полученных данных установлено следующее. Из 60 возможных сочетаний массо-ростовых показателей, определенных обоими методами, совпадение в оценке физического развития получено у 2028 (86,7%) детей и только у 311 (13,3%) установлены расхождения (несовпадение соответствия массы тела ростовым характеристикам в процентном выражении сигмальному отклонению). У 11,42% из них по сигмальным отклонениям при росте ниже среднего, среднем, выше среднего и высоком была средняя для их роста масса тела, а при процентном определении примерно в одинаковом числе случаев — ниже и выше средней на 10%. Часть(0,3%) составляли дети, у которых при указанных показателях роста сигмаль-ные отклонения показывали избыточность массы тела, а при процентном определении получались нормальные данные. При приведенных выше характеристиках роста и ниже средней массе тела дети по сигмальным отклонениям относились к группе с показателями ниже средних, тогда как при процентном определении в 0,77% случаев у них была средняя или избыточная масса тела. Особую группу отстающих в развитии составляли дети с низкими показателями роста, имеющие массу тела от низкой до средней, или, наоборот — низкие показатели массы тела при различном росте. Однако и в этой группе детей у 0,81 % оказались расхождения при определении физического развития раз-очными методами. Дети с низким ростом и средней для них массой тела при процентном определении физического развития могли относиться к имевшим повышенное или пониженное жироотложение,

а не среднее, как это соответствует сигмальным отклонениям.

Таким образом, несмотря на высокий процент совпадений при определении физического развития детей методами сигмальных отклонений и в процентном выражении, составляющих для 1655 детей 1-й группы 84, для 369 детей 2-й группы 98, для 240 детей 3-й группы 93, для 75 детей 4-й группы 75, можно сказать, что все же последний метод может дать менее точные сведения. Более того, метод сигмальных отклонений выделяет группу детей с избыточной массой тела, учитывая даже тех, которые схемами оценки степени ожирения не учитываются, а по нашим данным (С. П. Петраш) относятся к группе угрожаемых по ожирению и, следовательно, требуют к себе внимания — проведения мер первичной профилактики с целью предупреждения дальнейшего усугубления заболевания или развития осложненных форм. Согласно этим данным, дети первых классов общеобразовательных школ Киева, имевшие избыточную массу тела (на 10—14% выше средней), в 37,2% случаев на второй год, а в 42,6% случаев на третий год наблюдения заболевали ожирением. Сказанное позволило прийти к выводу о целесообразности использования специалистами различных областей единой исходной схемы оценки методом сигмальных отклонений физического развития детей и подростков с выделением их в следующие группы: 1-я — со средним физическим развитием, когда при росте ниже среднего, среднем, выше среднего и высоком (от М—2а до Л1+2а и более) имеются средние показатели массы тела (Л4±1стк), 2-я — с избыточной массой тела, когда при всех показателях роста масса тела превышает М±1оги (в последней группе уже по процентному определению избытка массы тела, согласно рекомендациям Ю. А. Князева с соавт. можно установить степень ожирения), 3-я — с физическим развитием ниже среднего, когда при тех же, что и в 1-й группе, показателях роста масса тела составляет от М—1он до М—2ак. Дети этой группы по физическому развитию в силу физиологических

особенностей (неравномерности процессов роста и развития) требуют внимания, хотя многие из них за 1—2 года наблюдений переходят в основном в 1-ю группу. Дети 4-й группы имеют низкое физическое развитие (М—2а и менее), рост при массе тела от М±1ак и ниже или при различных показателях роста — низкие показатели массы тела (М—2ак и менее). Дети этой группы неоднородны и могут быть гармонично развитыми (при низком росте масса тела средняя—М±1ан), негармонично развитыми (при низком росте масса тела понижена—М—1схк и менее или при ниже среднего, среднем, выше среднего и высоком росте масса тела низкая — М—2сгя и менее). Наличие низкого роста всегда требует установления вызвавшей^его причины. и

Результаты наших исследований приведены в таблице.

Согласно нашим данным, в Киеве детей со средним физическим развитием, гармонично развитых 70,8%, с избыточной массой тела 15,8%, с развитием ниже среднего 10,2%, с плохим 3,2%. Детей с ожирением в группе с избыточной массой тела 12,9%, причем следует отметить, что сюда вошло 2,9% детей из числа угрожаемых по ожирению, у которых был показатель М+1ак и более. Иначе говоря, среди угрожаемых по ожирению 50% уже страдают им. Среди мальчиков выше процент гармонично развитых и с плохим физическим развитием (73,9 и 4,1, у девочек 67,9 и 2,4), среди девочек — с избыточной массой тела и с физическим развитием ниже среднего (17,1 и 12,6, у мальчиков 14,3 и 7,7). Анализируя результаты исследований по возрастам в каждой группе отдельно, можно^ска-зать, что гармонично развитые дети чаще (более 76%) встречаются среди мальчиков от 7 до 9 лет и девочек 7, 13, 14 и 16 лет, с избыточной массой тела (более 17%) — соответственно в возрасте от 10 до 14 лет, а также 10—12 и 16 лет, с развитием ниже

среднего (более 8%) — в возрасте 9, 10, 15, 16 и 8—10, 13 и 15 лет, с плохим (более 5%) — в возрасте 8, 9, 16 и 8 лет. Таким образом, индивидуальная характеристика физического развития школьников позволила дать их общую групповую оценку и заключить, что наибольшего внимания заслуживают дети с избыточной массой тела, особенно девочки младшего возраста и все дети препубертат-ного периода. ||

Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что при индивидуальной и комплексной оценке физического развития детей необходимо пользоваться единой исходной унифицированной схемой, основанной на регрессивном анализе. Основная схема при этом проста и общедоступна, она построена на массо-ростовых показателях. К ней уже могут присоединяться схемы по другим показателям соответственно задачам и целям научных исследований. Различаются четыре группы физического развития: среднее, избыточное, ниже среднего и плохое. Избыточной массой тела нужно считать массу М±1аи и более. Степень ожирения следует определять, исходя из данных 2-й группы физического развития, пользуясь процентным определением избытка массы тела и принимая имеющих 10—14% ее за угрожаемых по ожирению, а 15% и более (с учетом толщины кожно-жировых складок) — за больных ожирением. Применяя унифицированную исходную схему оценки степени физического развития детей в практическом здравоохранении, можно рано выявлять имеющих от-ч клонения в развитии, взять их на диспансерный учет, наметить конкретные мероприятия по оздоровлению, добиваясь улучшения состояния здоровья. Результаты проведенных в динамике исследований или данных в различных местностях станут сопоставимыми, что очень важно для определения сдвигов в физическом развитии детей и подростков.

ЛИТЕРАТУРА

Князев Ю. А., Цивильская Л. А., Картелишев А. В.— Петрам С. П. ~ В кн.: Состояние питания и здоровья

различных профессиональных и возрастных групп на-Педиатрия, 1971, № 7, с. 25—29. селения. Киев, 1978, с. 87—89.

Поступила 12/VI 1979 г.

УДК 814.7(|-02):621.182

В. И. Ивлев

К МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА НЕОБХОДИМОЙ ВЕЛИЧИНЫ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ ДЛЯ ТЭЦ И КОТЕЛЬНЫХ

Карагандинский медицинский институт

'Границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) можно ны, чем получаемые при проведении расчетов.

определить согласно СН 369-74 путем проведения связи с этим в дальнейшем речь пойдет только о

соответствующих расчетов или по графикам 7 и 8. расчетном методе установления границ СЗЗ.

Использование графиков не представляет особых Предлагаемые СН 369-74 расчеты необходимого

трудностей, но результаты, естественно, менее точ- размера СЗЗ без учета розы ветров района распо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.