Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОМЕТРИИ УЧАЩИХСЯ'

МЕТОДИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОМЕТРИИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОМЕТРИИ УЧАЩИХСЯ»

дочно-кишечных и других инфекций, периодически возникавших тогда в некоторых городах России, в том числе Петербурге.

Алексей Петрович скончался 17 декабря 1889 г. в возрасте 46 лет от брюшного тифа в полном расцвете своей творческой деятельности. Великий русский писатель и врач А. П. Чехов писал по поводу его смерти: «Жалко Доброславина, зря умер. Брюшной тиф заразил одного из злейших врагов

1 Чехов А. П. Письма, 1912, т. 1, с. 441.

Приходится просто поражаться тому, как мог один человек и всего лишь за 18 лет своей деятельности провести буквально титаническую научно-исследовательскую, педагогическую, общественную и практическую работу, что оказалось под силу выдающемуся русскому ученому и большому патриоту А. П. Доброславину, равного которому в области гигиены в прошлом веке не было.

Поступила 4/УП 1979 г.

Методы исследования

УДК 612.833-087-053.5

Канд. мед. наук В. И. Агарков МЕТОДИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОМЕТРИИ УЧАЩИХСЯ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Рефлексометрия, имеющая фундаментальную научную основу, в настоящее время входит в арсенал 1 современных методов исследований. Однако чувствительность этого метода, зависящая как от технических характеристик аппаратуры, так и от личностных (мотивационного и волевого настроя) и общебиологических особенностей протекания рефлекторного процесса у человека, еще невысока, в связи с чем не во всех случаях дается исчерпывающий ответ на поставленный научный вопрос, что особенно важно при проведении исследований в условиях дефицита времени. В силу этого зачастую складывается ситуация, когда результаты, полученные современным и эффективным способом, не могут расцениваться как абсолютно достаточные для вынесения окончательного научного вывода без параллельного изучения еще нескольких функциональных характеристик организма другими способами, что при ограниченном времени не всегда возможно. Недостатки рефлексометрии заключаются в следующем.

Функции центральной нервной системы (ЦНС) постоянно колеблются во времени. Развиваясь во времени, они как бы состоят из повышенных и пониженных уровней. Естественно, что рефлекторная реакция, отображающая состояние ЦНС в данный момент, будет у человека разной в каждую последующую единицу времени. Поэтому средняя к' арифметическая рефлекторной реакции во многом ~ будет определяться тем, на какой функциональный уровень ЦНС падает измерение ее и какое будет соотношение в вариационном ряду между результатами рефлекторной реакции, отражающими оп-

тимальные и пониженные стадии деятельности функции ЦНС, в связи с чем наиболее часто могут наблюдаться неточности, если число определений рефлекторной реакции ограничено (до 10). Вторая группа ошибок определяется тем, что при измерении рефлекторной реакции, особенно у детей, фактически не учитываются мотивационные устремления, уровень и стабильность непроизвольного внимания исследуемого, отчего существенно зависит показатель рефлекторной реакции.

Следовательно, чтобы адекватно охарактеризовать функциональное состояние ЦНС с помощью рефлексометрии, необходимо снять у одного человека столько проб рефлекторной реакции и в таком режиме, чтобы они в совокупности охватывали все периоды развития функции ЦНС в данный период времени, а результаты формировались на стабильно высоком уровне внимания. В последующем полученные данные должны быть подвергнуты репрезентативной математической обработке. По нашему мнению, эту задачу можно решить путем одномоментного получения на испытуемом нужной длительности числового динамического ряда, показателей рефлекторной реакции в режиме прого-варивания каждого результата.

Основываясь на этом, мы разработали методику динамической рефлексометрии учащихся, для чего экспериментальным путем установили необходимое число измерений рефлекторной реакции на одном учащемся, определили условия их выполнения и методы обработки полученного цифрового ряда. Латентный период рефлекторной реакции определяют с помощью общепринятых безинерционных

— 47 ~

рефлектометров. У одного учащегося производят 40 измерений сенсомоторной реакции на световой или звуковой раздражитель (а при необходимости и на т®т, и на другой) с интервалом 4—5 мин. Если снимается менее 30 показателей, снижается чувствительность методики, а если более 50, то значительно возрастает эмоциональное напряжение испытуемого, изменяющее показатель рефлекторной реакции.

Раздражители подаются одинаковой силы и равномерно с интервалами 2—3 с. Если применяется световой раздражитель, то лучше, чтобы он был красный. Цвет и сила раздражителя не меняются до конца всей программы экспериментов. Перед началом исследования учащемуся дается инструкция по правилам выполнения двигательной реакции. При этом важно, чтобы пальцы руки его постоянно находились на ключе ответов, а взгляд был направлен на индикатор раздражителя при подаче световых импульсов или вдаль при подаче звуковых сигналов. После 3—4 пробных попыток начинается измерение латентного периода сенсомоторной реакции. Измерение скрытого периода реакции ведется в условиях проговаривания экспериментатором каждого полученного показателя. Это делается для того, чтобы учащийся выполнял пробы в режиме самоконтроля, благодаря чему ответные реакции на поступивший раздражитель вырабатываются им на достаточно высоком и стабильном уровне непроизвольного внимания и в рамках направленной мотивации. Если не соблюдается правило проговаривания результатов, то средняя арифметическая латентного периода реакции на свет (из 40 чисел) часто бывает больше на 20—30 мс.

Полученный динамический ряд из 40 показателей скрытого периода рефлекторной реакции математически обрабатывается в неизменном виде, поскольку зафиксированная последовательность чисел фактически является количественным выражением функционирования ЦНС обследуемого в данный отрезок времени. При этом рассчитываются следующие показатели:

1) средний уровень сенсомоторной'реакции (в мс)

XV

Р с = :

4Г'

где 2У — сумма вариант латентного периода сенсомоторной реакции;

2) максимальный уровень сенсомоторной реакции

тах ■

2

"То"1

где — сумма 10 лучших показателей латентного периода сенсомоторной реакции;

3) минимальный уровень сенсомоторной реакции (в мс)

Рт1а = ЛГ"»

где 2 У2 — сумма 10 худших показателей латентного периода сенсомоторной реакции;

4) стабильность сенсомоторной реакции

СР =

(Р т!п Р тах)

4.3

5) коэффициент функционального уровня центральной нервной системы

КФУС =

Ртах'Ре (Рт!п — Ртах) 4,3-10 000

В условиях утомления наиболее быстро изменяются ■Ртах и СР, в связи с чем с помощью этих показателей, можно улавливать ранние проявления утомления. КФУС — интегральный показатель, отражающий общее функциональное состояние центральной нервной системы с учетом всех статистических параметров сенсомоторной реакции.

Данная методика позволяет оперативно и на высоком уровне давать индивидуальную оценку общего функционального состояния ЦНС учащегося в условиях ограниченного времени исследования. Для получения данных у одного школьника требуется около 4 мин.

Поступила 16/1V 1979 г.

УДК 572.51.087-053.2

Л. А. Мостовая

ИСХОДНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ И ГАРМОНИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания

В настоящее время существует схема оценки физического развития детей, по которой в процентном выражении определяют степень отклонения массы тела от массо-ростовой средней. При ней за средние показатели принимают отклонения массы тела от возрастно-половой нормы на ±10%, ниже сред-

него — на —10% и более, избыточные —на +10% и более. Различный подход к оценке степени физического развития детей делает результаты исследований несопоставимыми, поэтому в своей работе мы решили обосновать целесообразное деление детей на группы физического развития. Для этого проведен

— 48 V-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.