Научная статья на тему 'РОЛЬ А.П. ДОБРОСЛАВИНА В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ (К 90-летию со дня смерти)'

РОЛЬ А.П. ДОБРОСЛАВИНА В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ (К 90-летию со дня смерти) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ А.П. ДОБРОСЛАВИНА В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ (К 90-летию со дня смерти)»

УДК 613:929 Доброславнн

П. А. Вавилин (Москва)

РОЛЬ А. П. ДОБРОСЛАВИНА В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ (К 90-летию со дня смерти)

В декабре 1979 г. исполнилось 90 лет со дня ^смерти Алексея Петровича Доброславина — круп-"нейшего русского ученого, сыгравшего первостепенную роль в становлении и развитии гигиенической науки в России.

А. П. Доброславин родился в сентябре 1842 г. в с. Дядьково Орловской губернии в семье врача. В 1865 г. он окончил Военно-медицинскую (тогда Медико-хирургическую) академию в Петербурге и был оставлен при академии на 3 года для научно-практической деятельности. В течение этих лет он, в частности, работал в химической лаборатории под руководством известных ученых-профессоров Н. Н. Зимина и А. П. Бородина, который вскоре стал самым близким другом А. П. Доброславина. Истоки этой тесной дружбы, продолжавшейся в течение всей жизни Алексея Петровича, коренились в единстве прогрессивных взглядов, идейной общности интересов и сходстве характеров этих крупных представителей науки своего времени.

В 1866 г. А. П. Доброславин сдал докторский экзамен, а в 1867—1868 гг. проводил экспериментальные исследования на кафедрах физиологической химии и фармакологии. В этот же период были опубликованы три его научные работы по физиологии обмена веществ и физиологической химии. Уже в первые годы исследовательской деятельности у молодого ученого проявился ярко выраженный интерес к вопросам гигиены, что отражено и в успешно защищенной им в 1868 г. диссертации на физиолого-гигиеническую тему «Материалы для физиологии метаморфоза».

Вскоре после этого А. П. Доброславин как весьма одаренный и талантливый ученый, хороший клиницист с хорошей подготовкой по химии, физиологии и фармакологии был направлен по решению ученого совета Военно-медицинской академии в двухгодичную научную командировку в Германию, Францию, Англию, Швейцарию для специализации по гигиене и санитарной практике. Он успешно справился с поставленной перед ним конкретной задачей — в лучших гигиенических лабораториях Европы всесторонне подготовиться к руководству новой самостоятельной кафедрой гигиены, в организации которой в Военно-медицинской академии назрела острая необходимость.

После возвращения из командировки началась исключительно бурная и плодотворная деятель-юность Доброславина, который явился фактически 'основателем первой школы гигиенистов в России. Как справедливо отмечает Е. Я. Белицкая1, «оце-

1 Б е л и ц к а я Е. Я. А. П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России, 1966, с. 81.

нивая огромную научную, педагогическую, общественную и практическую деятельность А. П. Доброславина, невольно приходится повторять слово-первый». И действительно осенью 1871 г. он организовал и возглавил первую в России кафедру экспериментальной гигиены (кафедра гигиены медицинского факультета Московского университета была создана Ф. Ф. Эрисманом спустя 13 лет).

Именно с момента организации первой кафедры гигиены в России наступил главный этап в становлении подлинно научной современной гигиенической науки, основанной на экспериментальных методах исследования. Кафедра гигиены под руководством А. П. Доброславина стала центром научно-гигиенической мысли в России, первой школой подготовки научных и практических работников в области гигиены.

С кафедры гигиены и созданной при ней первой гигиенической лаборатории за 18 лет деятельности А. П. Доброславина вышло более 150 научных работ различных авторов'по разным вопросам гигиены питания, воздуха, воды, почвы, одежды, дезинфекции и др. Перу самого Доброславина принадлежало более 100 научных работ, большинство из которых являлись экспериментальными. Не было практически ни одного раздела гигиены, который не разрабатывался бы им и его учениками. Он — создатель основ таких научных дисциплин, как военная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена питания.

А. П. Доброславин первый начал трудную борьбу за утверждение и существование гигиены как самостоятельной науки, которую многие клиницисты рассматривали лишь как санитарную практику и к которой органы государственной власти проявляли полное равнодушие.

А. П. Доброславин начал подготовку первых в России гигиенистов и санитарных врачей, о крайней необходимости в которых он постоянно указывал на съездах и в различных журналах. Еще в 1876 г. он ставил вопрос о специальной и раздельной от врачей-лечебников подготовке гигиенистов и санитарных врачей. А. П. Доброславнн утверждал, что «практический врач, занятый лечебной работой, не может одновременно заниматься успешно санитарным делом и гигиеной». И далее: «...санитарный врач и врач-практик (лечебник) должны иметь каждый свою сферу деятельности и совмещение их никогда делу должной пользы не принесет»2.

В основе этих взглядов Доброславина лежало его страстное, прогрессивное для того времени, стрем-

2 Здоровье, 1876, № 31.

ленне видеть гигиену самостоятельной наукой, обладающей административными правами и полноправно представленной в практике медицинской помощи населению 3. Таким образом, фактически он активно^боролся за создание профилактической медицины, выделение ее в самостоятельную дисциплину, что было реализовано только в годы Советской власти путем создания специальных санитарно-гигиенических факультетов в медицинских институтах.

А. П. Доброславин первым начал читать специальный курс лекций по гигиене и ввел в Военно-медицинской академии обязательные практические занятия и экзамены по гигиене, в том числе санитарной статистике, которой он придавал весьма важное значение в гигиенических исследованиях и санитарной практике.

А. П. Доброславин — автор ценнейших фундаментальных и оригинальных руководств по общей и военной гигиене, составленных с широким использованием работ не только зарубежных, но главным образом русских специалистов и своих исследований. Его двухтомное руководство «Гигиена — курс общественного здравоохранения»— крупное научное исследование монографического типа, оригинальный и новаторский труд. Оно проникнуто глубоким патриотизмом автора, изложившего практические мероприятия и рекомендации применительно к русской действительности.

А. П. Доброславин первым дал четкое и научно обоснованное определение гигиены и ее задач4, не потерявшее значения до настоящего времени. Он утверждал: «Гигиена — это наука о поддержании здоровья и трудоспособности человека и одновременно об изучении причин его болезни», «Гигиена должна изучать условия для наибольшей полезной деятельности человека, определять обстоятельства, благоприятствующие труду, или напротив того, влияющие на него неблагоприятно, и находить средства для усиления первых и устранения последних».

Говоря об Алексее Петровиче, следует подчеркнуть исключительно выраженный общественно-демократический характер его деятельности. Он был истинно русским ученым и принадлежал к передовой русской интеллигенции, воспитанной на прогрессивных идеях служения народу, провозглашенных Герценом, Чернышевским, Добролюбовым. Характерной особенностью научного творчества А. П. Доброславина является теснейшая связь теории с практикой, его постоянное стремление направить достижения науки на улучшение и оздоровление условий труда и быта народа.

3 Г у р в и ч Л. С. А. П. Доброславин (К 120-летию со дня рождения). Гигиена и санитария, 1962, № 8, с. 34— 38.

4 19/XI 1871 г. на вступительной лекции курса по гигиене в Военно-медицинской академии. Впоследствии оно вошло в его руководство «Гигиена — курс общественного здравоохранения». СПб., 1887, с. 6.

Наиболее видное место в общественной и практической деятельности ученого занимала работа в качестве председателя санитарной комиссии в Петербургской городской думе, где он в течение многих лет, начиная с 1872 г., активно участвовал во всех комиссиях и заседаниях; без него не решался ни один важный вопрос по оздоровлению столицы России, санитарно-гигиеническому и эпидемиологическому обеспечению ее населения. По совре- ^ менной терминологии, Доброславин выполнял фун- т кции главного санитарного врача Петербурга.

Алексей Петрович был одним из организаторов в 1874 г. и затем руководителем санитарной комиссии Петербургского губернского земства. Он председательствовал и выступал с докладами на всех съездах врачей Петербургского земства, а также на гигиенических секциях всех всероссийских пироговских съездов врачей, на съездах естествоиспытателей и врачей.

А. П. Доброславин вместе с самым близким своим другом А. П. Бородиным организовал в 1872 г. первые в России Высшие женские медицинские курсы, которые он возглавлял в течение 10 лет, преподавал на них гигиену и создал экспериментальную лабораторию.

С 1871 г. он добивался издания гигиенического журнала, преодолевая препятствия и трудности, но только в 1874 г. ему удалось получить разрешение на это (причем на свои личные скромные сбережения) первого в России гигиенического журнала «Здоровье», бессменным редактором которого он был в течение 10 лет. Журнал «Здоровье» выходил^, два раза в месяц и сыграл огромную роль в пропаганде санитарно-гигиенических и противоэпидемических знаний в России, а также в сплочении всех гигиенистов и санитарных врачей страны. Этот журнал можно, пожалуй, без преувеличения назвать некоторым прообразом или родоначальником наших современных журналов «Гигиена и санитария» и жмэи.

А. П. Доброславин был одним из инициаторов и организаторов в 1877 г. Русского общества охранения народного здравия и бессменным руководителем его гигиенического отделения. Последнее по существу являлось первым Всероссийским санитарно-гигиеническим научным обществом, которое уделяло большое внимание насущным вопросам, связанным с охраной здоровья населения России. Оно живо откликалось на все вопросы жизни, в него обращались за консультацией и советами со всех концов страны.

По инициативе ученого в 1883 г. создана первая в России городская санитарная аналитическая станция Петербурга по оценке пищевых продуктов массового потребления и исследованию других объектов внешней среды (он являлся ее руководителем до конца своей жизни). ^

А. П. Доброславин был первым всероссийским консультантом по самым различным вопросам'гигиены. В составе специальных комиссий он участвовал в борьбе с эпидемиями чумы, холеры, желу-

дочно-кишечных и других инфекций, периодически возникавших тогда в некоторых городах России, в том числе Петербурге.

Алексей Петрович скончался 17 декабря 1889 г. в возрасте 46 лет от брюшного тифа в полном расцвете своей творческой деятельности. Великий русский писатель и врач А. П. Чехов писал по поводу его смерти: «Жалко Доброславина, зря умер. Брюшной тиф заразил одного из злейших врагов

1 Чехов А. П. Письма, 1912, т. 1, с. 441.

Приходится просто поражаться тому, как мог один человек и всего лишь за 18 лет своей деятельности провести буквально титаническую научно-исследовательскую, педагогическую, общественную и практическую работу, что оказалось под силу выдающемуся русскому ученому и большому патриоту А. П. Доброславину, равного которому в области гигиены в прошлом веке не было.

Поступила 4/УП 1979 г.

Методы исследования

УДК 612.833-087-053.5

Канд. мед. наук В. И. Агарков МЕТОДИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОМЕТРИИ УЧАЩИХСЯ

Донецкий медицинский институт им. М. Горького

Рефлексометрия, имеющая фундаментальную научную основу, в настоящее время входит в арсенал 1 современных методов исследований. Однако чувствительность этого метода, зависящая как от технических характеристик аппаратуры, так и от личностных (мотивационного и волевого настроя) и общебиологических особенностей протекания рефлекторного процесса у человека, еще невысока, в связи с чем не во всех случаях дается исчерпывающий ответ на поставленный научный вопрос, что особенно важно при проведении исследований в условиях дефицита времени. В силу этого зачастую складывается ситуация, когда результаты, полученные современным и эффективным способом, не могут расцениваться как абсолютно достаточные для вынесения окончательного научного вывода без параллельного изучения еще нескольких функциональных характеристик организма другими способами, что при ограниченном времени не всегда возможно. Недостатки рефлексометрии заключаются в следующем.

Функции центральной нервной системы (ЦНС) постоянно колеблются во времени. Развиваясь во времени, они как бы состоят из повышенных и пониженных уровней. Естественно, что рефлекторная реакция, отображающая состояние ЦНС в данный момент, будет у человека разной в каждую последующую единицу времени. Поэтому средняя к' арифметическая рефлекторной реакции во многом ~ будет определяться тем, на какой функциональный уровень ЦНС падает измерение ее и какое будет соотношение в вариационном ряду между результатами рефлекторной реакции, отражающими оп-

тимальные и пониженные стадии деятельности функции ЦНС, в связи с чем наиболее часто могут наблюдаться неточности, если число определений рефлекторной реакции ограничено (до 10). Вторая группа ошибок определяется тем, что при измерении рефлекторной реакции, особенно у детей, фактически не учитываются мотивационные устремления, уровень и стабильность непроизвольного внимания исследуемого, отчего существенно зависит показатель рефлекторной реакции.

Следовательно, чтобы адекватно охарактеризовать функциональное состояние ЦНС с помощью рефлексометрии, необходимо снять у одного человека столько проб рефлекторной реакции и в таком режиме, чтобы они в совокупности охватывали все периоды развития функции ЦНС в данный период времени, а результаты формировались на стабильно высоком уровне внимания. В последующем полученные данные должны быть подвергнуты репрезентативной математической обработке. По нашему мнению, эту задачу можно решить путем одномоментного получения на испытуемом нужной длительности числового динамического ряда, показателей рефлекторной реакции в режиме прого-варивания каждого результата.

Основываясь на этом, мы разработали методику динамической рефлексометрии учащихся, для чего экспериментальным путем установили необходимое число измерений рефлекторной реакции на одном учащемся, определили условия их выполнения и методы обработки полученного цифрового ряда. Латентный период рефлекторной реакции определяют с помощью общепринятых безинерционных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.