Научная статья на тему 'Исчисление транспортного налога в отношении пожарных автоцистерн'

Исчисление транспортного налога в отношении пожарных автоцистерн Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ФИКСИРОВАННАЯ СТАВКА / КЛАССИФИКАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В статье автор с учетом позиции Минфина России и судебной практики рассматривает вопрос о том, должна ли организация уплачивать транспортный налог с пожарных автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исчисление транспортного налога в отношении пожарных автоцистерн»

ИСЧИСЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ПОЖАРНЫХ АВТОЦИСТЕРН

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,

консультант Минфина России

Согласно п. 1ст. 358 Налогового кодекса РФ (НК РФ) объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей статье — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подп. 5 п. 2ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственныхработахдая производства сельскохозяйственной продукции.

В силу п. 1ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в предусмотренных данной статьей размерах. При этом для грузовых автомобилей и других самоходных транспортных средств п. 1 ст. 361 НК РФ предусмотрены различные налоговые ставки.

Согласно п. Зет. 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Минфин России в письме от 28.09.2009 № 0305-05-04/12 отметил, что норма подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не может применяться в отношении зарегистрированных на муниципальное учреждение пожарной автоцистерны и легкового автомобиля оперативной службы, имеющих специальные световые и звуковые сигналы.

В судебной практике существует подход, согласно которому пожарные автомобили являются объектом обложения транспортным налогом. Однако спорным на практике является величина налоговой ставки, подлежащей применению к такому транспортному средству.

Пример

Суть дела. Налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ. Налогоплательщику также доначислены транспортный налог и соответствующие пени.

Основанием для вынесения налоговым органом решения в данной части послужило нарушение порядка применения ставок транспортного налога по специальным транспортным средствам (пожарным автомобилям). По мнению налогового органа, налогоплательщиком неправомерно отнесены принадлежащие ему автомобили к «другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу», так как по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.

Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа в суд

Позиция суда. Налогоплательщиком транспортный налог согласно ст. 361 НК РФ уплачен по фиксированной ставке как по объекту «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

Действия налогоплательщика по уплате транспортного налога по фиксированной ставке являются правомерными, поскольку приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению гл. 28 «Транспортный налог» ч. 2 НК РФ (далее — Методические рекомендации).

Из п. 2 Методических рекомендаций следует, что при определении вида транспортного средства необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК013-94.

Согласно классификатору автомобильные краны, автомобили пожарные, автомобили аварийно-технические отнесены к «машинам и оборудованию» (код 14 000000). В свою очередь грузовые автомобили находятся в другом подразделе «средства транспортные» (код 15 000000). Таким образом, классификатор не относит специальную технику к категории грузовых автомобилей.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с п. 2ст. 4 НК РФ, в соответствии с которым они являются обязательными для применения налоговыми органами. Руководство подзаконными актами и разъяснениями иных органов необоснованно.

Таким образом, налогоплательщик при исчислении транспортного налога на специальную технику (автомобили пожарные) правомерно исчислял его по фиксированной ставке, поскольку налоговый орган не доказал, что указанная техника согласно п. 1 ст. 358 НК РФ относится к грузовым автомобилям.

(По материалам постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.2006 № А49-13253/05-24А/17).

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Пермской области в постановлении от 08.02.2006, 01.02.2006 № А50-33936/2005-А9 указала, что при доначислении транспортного налога налоговым органом применены ставки, установленные для грузовых автомобилей в размере 8 руб. за 1 л.с.1 за 2003 г. в отношении автомашины ГАЭ-53-12 — специальный пожарный автомобиль. Однако согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог» ч. 2 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Гос-

1 1кВт= 1,36 л. с.

стандарта России от 26.12.1994 № 359, в соответствии с которым указанные автомобили являются специальными автомобилями, относящимися к классу автомобилей специальных и оборудования (код 14 3410332 «Машины для тушения пожаров специальными огнегасительными средствами» и код 15 3410340 «Автомобили-фургоны со специализированными кузовами») и не относятся к категории грузовых. Следовательно, доначисление транспортного налога в отношении автомобиля ГАЭ-53-12 — специальный пожарный автомобиль за 2003 г. в размере 960 руб. с применением ставок, установленных для грузовых автомобилей, является необоснованным.

Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2007 № 5336/07 пришел к выводу, что специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории «грузовые автомобили» и не могут быть отнесены к категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

В настоящее время суды отклоняют доводы о классификации транспортного средства в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, поскольку он предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств, вследствие чего определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов налогообложения транспортным налогом (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2009 № Ф09-2987/09-СЗ).

Таким образом, организация должна уплачивать транспортный налог с пожарных автомобилей по ставкам, приведенным для грузовых автомобилей.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации: приказ МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

4. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94: постановление Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.