Научная статья на тему 'Исчисление срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления'

Исчисление срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1121
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦА / DETENTION OF A PERSON / ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ЗАДЕРЖАНИИ / СРОК ЗАДЕРЖАНИЯ / ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА / МОМЕНТ ФАКТИЧЕСКОГО ЗАДЕРЖАНИЯ / MOMENT OF ACTUAL DETENTION / DETENTION ORDER / PERIOD OF DETENTION / CALCULATION OF PERIOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шараева Яна Анатольевна

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства, в части задержания лица, подозреваемого в совершении преступлений и полномочий органов, ведущих расследование уголовного дела и принятия решения о задержании, привели нас к обоснованному выводу о необходимости исчисления срока задержания с момента ознакомления лица, подозреваемого в совершении преступления с постановлением о задержании лица. Данное решение является законным основанием для фактического ограничения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шараева Яна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF THE DETENTION PERIOD OF THE SUSPECT

The analysis of the current criminal procedural legislation regarding the detention of a person suspected of committing crimes and the powers of the bodies conducting the investigation of criminal case and the adoption of a decision on detention has resulted in a reasonable conclusion about the need to calculate the period of detention from the moment of acquaintance of a person suspected of committing a crime with a decision on detention of a person. This decision is the legal basis for the actual restriction of the freedom of movement of a person suspected of committing a crime.

Текст научной работы на тему «Исчисление срока задержания лица, подозреваемого в совершении преступления»

УДК 343.1

РО!: 10.17277/pravo.2018.02.pp.081-085

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства, в части задержания лица, подозреваемого в совершении преступлений и полномочий органов, ведущих расследование уголовного дела и принятия решения о задержании, привели нас к обоснованному выводу о необходимости исчисления срока задержания с момента ознакомления лица, подозреваемого в совершении преступления с постановлением о задержании лица. Данное решение является законным основанием для фактического ограничения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.

Ключевые слова: задержание лица; постановление о задержании; срок задержания; исчисление срока; момент фактического задержания.

Яна Анатольевна Шараева, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса, ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России»;

yana-sharaeva@mail.ru

ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦА, ПОДОЗРЕВАЕМОГО В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Одним из важных элементов установленного законом порядка производства по уголовным делам являются процессуальные сроки. В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрено большое количество норм, предусматривающих такие сроки. Одной из них является норма, касающаяся порядка исчисления срока задержания.

В учебной и научной литературе подлежат бурному обсуждению вопросы о порядке исчисления процессуальных сроков при задержании лица, подозреваемого в совершении преступления.

Согласно норме основного закона нашей страны личность неприкосновенна. В этой связи вопрос об исчисления срока при задержании требует тщательного анализа и глубокого осмысления. Согласно нормам действующего уголовно-процессуального законодательства установлен 48-часовой срок задержания лица, который следует исчислять с момента фактического задержания лица.

Момент фактического задержания определен как момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления [1]. Что же является моментом фактического лишения свободы передвижения лица?! Для ответа на данный вопрос необходимо вспомнить, что такое задержание и каковы его основания.

Задержание - многозначный термин, которым в зависимости от контекста принято обозначать различные правовые и не урегулированные нормами права явления. Задержание подозреваемого в совершении преступления в российском уголовном процессе - одновременно и мера процессуального принуждения, сущность которой состоит в кратковременном лишении подозреваемого свободы, и действие, направленное на собирание, проверку и оценку доказательств по делу. Ряд исследователей относят задержание к перечню следственных действий.

Согласно п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого - мера уголовно-процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Сущность задержания состоит в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, и помещении его в изолятор временного содержания.

Следует разграничивать задержание как меру уголовно-процессуального принуждения, предусмотренную главой 12 УПК, и захват лица с доставлением его в ОВД или другой правоохранительный орган. Такие действия в целях отграничения от уголовно-процессуального задержания называют фактическим задержанием.

Произвести фактическое задержание, то есть захват и доставление лица, совершившего преступление, имеет право любой гражданин, сотрудник правоохранительного органа. Данное задержание не является уголовно-процессуальным, так как соответствующие лица не наделены правом осуществлять уголовное преследование. Задержание лица в связи с подозрением в совершении преступления в соответствии со ст.ст. 91 и 92 УПК могут осуществлять только орган дознания, дознаватель, следователь. Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его освобождения (ст. 94 УПК). Задержание предназначено:

1) для проверки подозрения - установления причастности или непричастности лица к совершению преступления;

2) определения оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

В этой связи недопустимо применение задержания для получения признательных показаний подозреваемого. Такое неправомерное воздействие всегда является существенным процессуальным нарушением (ч. 3 ст. 7 УПК) и влечет утрату допустимости полученных показаний, отмену процессуальных решений, а в некоторых случаях - уголовную ответственность следователя, дознавателя (ст. 301 УК).

Задержание подозреваемого в соответствии с законом (ст. 91 УПК) применяется при наличии следующих условий:

1) наличия обоснованного подозрения в совершении преступления именно данным лицом;

2) лицо должно подозреваться в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.

Фактические данные (сведения), позволяющие заподозрить лицо в совершении преступления, являются основаниями задержания. К ним относятся следующие:

- когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

- на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Дополнительными основаниями для задержания являются данные о том, что лицо пыталось скрыться, его личность не установлена либо

в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

В зависимости от процессуальной формы оформления задержания подозреваемого, выделяет два его вида:

1) задержание на основании постановления о задержании, с последующим оформлением протокола задержания;

2) задержание без вынесения постановления о применении указанной меры принуждения, оформленное только путем составления протокола задержания.

Первый порядок оформления задержания подозреваемого имеет место уже по возбужденному уголовному делу. Если у следователя имеются основания для задержания конкретного гражданина в качестве подозреваемого, то он выносит об этом постановление, а затем дает органу дознания письменное поручение об исполнении данного постановления (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Действующий уголовно-процессуальный закон не предусматривает форму и содержание данного постановления. На наш взгляд, данное постановление должно быть вынесено по уголовным делам, возбужденным как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица при наличии оснований и условий для задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Как и любое процессуальное решение, постановление о задержании должно состоять из трех частей.

В вводной части должны быть указаны следующие сведения: дата и место его составления, кем составлено постановление, номер уголовного дела и данные о лице, в отношении которого принято решение.

В описательно-мотивировочной части постановления должно быть указано: описание преступления с указанием оснований для задержания лица, предусмотренных ст.ст. 91, 92 УПК РФ.

Резолютивная часть постановления должна содержать решение о задержании лица, поручение об исполнении данного постановления, а также сведения об ознакомлении подозреваемого лица с данным постановлением об его обжаловании.

Оформление задержания подозреваемого путем составления только протокола задержания осуществляется обычно тогда, когда фактический захват (задержание) лица производится до возбуждения уголовного дела, в силу внезапности возникновения оснований. Такая ситуация почти всегда возникает, например, когда лицо застигнуто при совершении преступления. После захвата лицо доставляется в компетентный орган, например, дежурную часть полиции. После доставления лица в дежурную часть решаются вопросы о возбуждении уголовного дела и процессуальном оформлении задержания подозреваемого.

По общепринятому правилу, исходя из опроса следователей (дознавателей) органов предварительного расследования г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, моментом фактического лишения свободы передвижения лица является момент доставлении лица в органы внутренних дел и составление протокола задержания. То есть работники практических органов связывают возникновение момента фактического лишения передвижения лица с моментом доставления лица для составления протокола задержания.

Исходя из вышеизложенного, возникает закономерный вопрос: следует ли считать постановление о задержании или протокол задержания отправной точкой в исчислении 48-часового срока задержания? На наш взгляд, постановление о задержании наиболее полно отражает законные основания для свободы ограничения конституционного права гражданина на неприкосновенность личности.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: постановление о задержание - это процессуальное решение следователя (дознавателя) в рамках возбужденного уголовного дела о наличии оснований для свободы ограничения лица, подозреваемого в совершении преступления на срок не более 48 часов.

Процедуру задержания лица при наличии данного постановления мы видим следующую:

1) вынесение постановления о задержании;

2) направление данного постановления сотрудниками уголовного розыска для исполнения;

3) ознакомление подозреваемого с данным постановлением, в котором указывается дата ознакомления, время и подпись лица;

4) разъяснение прав подозреваемому, предусмотренных ст. 46 УПК РФ (если дело было возбуждено по факту совершения преступления);

5) отражение в постановлении о задержании времени фактического ограничения свободы передвижения лица (фактически отражение самого процесса задержания).

Каким образом следует исчислять срок задержания при вынесении данного постановления?! Ответить на данный вопрос можно двояко:

1) исчислять срок задержания с момента вынесения постановления о задержании следователем (дознавателем). Данный вариант нам кажется применять нецелесообразно, поскольку исполнение данного постановления может занять большое количество времени, что нарушит не только сроки задержания лица, но и общие сроки производства по уголовному делу.

2) исчислять срок задержания следует с момента вручения лицу постановления. С данного момента у правоохранительных органов возникает законное право на ограничение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Данный вариант нам видится более приемлемым. В связи с чем возможно применить предусмотренную выше процедуру задержания лица, а сам факт задержания на законных на то основаниях отразить в протоколе задержания.

В результате проведенного исследования, мы пришли к обоснованному выводу о том, что 48-часовой срок задержания следует исчислять с момента вручения копии постановления о задержании, поскольку с данного момента возникает законное и обоснованное право органа, ведущего предварительное расследование ограничить свободу передвижения лица подозреваемого в совершении преступления.

Вместе с тем следует различать фактическое и уголовно-процессуальное (юридическое) задержание. Фактическое - означает физическое, принудительное ограничение личной свободы того или иного лица, ограничение свободы его передвижения и принудительное доставление в правоохранительный орган (п. 15 ст. 5 УПК). Подобное задержание может иметь

место, в том числе и за совершение дисциплинарного проступка, в целях составления протокола об административном правонарушении, выяснения личности и т. п. Предусмотренный 48-часовой срок задержания начинает истекать с момента фактического задержания.

Уголовно-процессуальное задержание означает факт уголовного преследования в отношении конкретно определенного лица, удостоверенное процессуальным решением в виде постановления о задержании. Именно с этого момента лицо может стать подозреваемым.

В целях устранения ошибок, возникающих в практических органах при решении вопроса об исчислении срока задержания, необходимо на законодательном уровне, в нормах действующего уголовно-процессуального законодательства закрепить положения о том, что решение о задержании следует оформлять в виде постановления о задержании, а также следует указать, что момент фактического ограничения свободы передвижения лица возникает у органа, производящего задержание только после вынесения и ознакомления задержанного лица с постановлением о задержании.

Следует отметить, что более глубокого изучения и анализа требует вопросы об участниках процесса задержания лица, а также необходимости и целесообразности составление протокола задержания.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. [The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation of December 18, 2001, No. 174-FZ (as amended on February 19, 2013)], SPS "ConsultantPlus".

CALCULATION OF THE DETENTION PERIOD OF THE SUSPECT

Ya. A. Saraeva, Candidate of Law, Senior Lecturer, Department of Criminal Procedure, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

yana-sharaeva@mail.ru

The analysis of the current criminal procedural legislation regarding the detention of a person suspected of committing crimes and the powers of the bodies conducting the investigation of criminal case and the adoption of a decision on detention has resulted in a reasonable conclusion about the need to calculate the period of detention from the moment of acquaintance of a person suspected of committing a crime with a decision on detention of a person. This decision is the legal basis for the actual restriction of the freedom of movement of a person suspected of committing a crime.

Keywords: detention of a person; detention order; period of detention; calculation of period; moment of actual detention.

© Я. А. Шараева, 2018 Статья поступила в редакцию 15.04.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.