УДК 504.062
Е.И. Игонин, Р.Р. Шагидуллин
Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, e.i. [email protected], [email protected]
ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
Проанализировано состояние организации управления твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации, установлены причины отсутствия стимулов рационального природопользования и охраны окружающей среды, предложены пути активации деятельности в сфере управления твердыми коммунальными отходами и создания системы управления отходами.
Ключевые слова: природопользование; твердые бытовые отходы; государственное регулирование.
Естественно, что жизнедеятельность людей невозможна без взаимодействия с окружающей средой, а, следовательно, и воздействия на природу без использования природных ресурсов в производственном процессе или быту. Это имеет своим следствием проблему как рационального их использования, так и воздействия на окружающую среду, в том числе за счет накопления отходов.
По оценкам ЮНЕСКО, объем твердых бытовых отходов (ТБО) ежегодно возрастает и к 2025 году увеличится по сравнению с уровнем 1990 г. в 5 раз. В Российской Федерации ежегодно образуется более 60 млн. тонн твердых бытовых отходов или около 400 кг в расчете на 1 человека в год (Государственный ..., 2015).
В настоящее время стала очевидной настоятельная необходимость проведения системных изменений в сфере управления твердыми коммунальными отходами (ТКО). Это связано с тем, что отраслевое деление ответственности за производимые отходы не позволяет создать достаточно эффективную систему, обеспечивающую их максимально возможное использование в качестве вторичных материальных ресурсов.
С нарастанием проблем в сфере образования, накопления, захоронения и переработки ТКО/ ТБО в России приходит осознание того, что во многих случаях свободная рыночная экономика оказывается неспособной удовлетворить в полной мере социально экономические потребности общества в создании прогрессивной модели управления отходами.
Непринятие мер по уменьшению количества образующихся и размещающихся ТКО/ТБО на полигонах и отсутствие действенного надзора (контроля) в этой сфере предоставляют возмож-
ность хозяйствующим субъектам экстенсивно вести свою деятельность, имеющую экологические последствия. Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации не созданы эффективные системы общественного контроля по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок.
Анализ проблемы свидетельствует о необходимости модернизации системы обращения с отходами, усиления государственного регулирования в этой области путем эффективного ограниченного государственного вмешательства. В свою очередь создание системы управления отходами, представляющую собой, достаточно сбалансированную совокупность административно-надзорных (контрольных) и экономических рычагов, может решить или, по крайней мере, смягчить наиболее острые проблемы.
Обоснованием постановки такой задачи являются следующие основные факторы:
необходимость совершенствования законодательства в сфере образования, накопления, захоронения и переработки ТКО/ТБО;
значительное количество накопленных и ежегодно образующихся ТКО/ТБО;
отсутствие стимулов и экономических условий для переработки основной массы ТКО/ТБО;
усиление негативного воздействия от постоянно накапливаемых отходов на окружающую среду и повышение уровня экологической опасности;
увеличение площади занимаемой полигонами для депонирования ТКО/ТБО;
отсутствие комплексной системы сбора и переработки вторичных ресурсов;
финансовые потери из-за неэффективного механизма взимания экологических платежей за размещение вторичных ресурсов на полигонах. В сложившихся условиях Правительство Рос-
сийской Федерации обязано найти компромисс в решении конфликта между естественной необходимостью обеспечения хозяйственной деятельности и соответствующим состоянием окружающей среды, куда также входят ликвидация свалок, рекультивация территорий, создание условий для вторичной переработки всех подлежащих запрещению к захоронению отходов производства и потребления. Известно, что любое нерациональное природопользование нарушает право человека, в том числе - самого природопользователя, на благоприятную окружающую среду.
К нерациональному природопользованию относятся действия, вследствие которых с высокой интенсивностью используется наиболее доступная часть природно-ресурсного потенциала, снижается качество ресурсов, образуется большое количество отходов при производстве, которые не используются вторично, наносится вред окружающей среде и ухудшаются ее эстетические и оздоровительные свойства. Основными признаками такого вида природопользования является отсутствие систематичности и комплексности в разработке и использовании всех видов ресурсов, в результате чего подрывается естественная основа жизнедеятельности людей, наносится вред их здоровью.
В противовес нерациональному природопользованию, политика ресурсоэффективности должна занимать важное место в общей стратегии социально-экономического развития. Ее основные принципы - минимизация удельных затрат первичных ресурсов на единицу продукции, максимальное использование вторичных и возобновляемых ресурсов, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду при безусловном соблюдении технологических условий, обеспечивающих качество продукции.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. т всех видов отходов, из которых используется лишь 2 млрд. т, или 28.6%. Общая величина накопленных и учтенных отходов производства и потребления в России, по оценочным данным, составляла на конец 2016 г. порядка 40.7 млрд. т (Государственный ... 2017) из-за объективных сложностей в переучете отходов, образовавшихся многие десятилетия назад, а также их доучете на вновь выявляемых неорганизованных («стихийных») свалках. Однако главной проблемой является не постоянное увеличение массы отходов, а, скорее, неумение ей распорядиться, поэтому Россия является мировым лидером по депонированию отходов.
Количество использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в целом
по стране возросло с 1396 млн. т в 2006 г. до 3244 млн. т в 2016 г., практически за десять лет увеличение произошло более чем в два раза. При этом уровень использования (обезвреживания) отходов производства и потребления по отношению к объему их образования вырос с 40% в 2006 г. до 60% в 2016 г., т.е. превысил уровень использования и обезвреживания в Евросоюзе (52% в 2015 г.).
Проблема упорядоченного размещения отходов, их временного хранения (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и окончательного захоронения (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду), представляется одной из актуальных проблем обращения с отходами производства и потребления.
Снижение объема отходов, подлежащих захоронению, является одной из важнейших задач, которая может решаться путем уменьшения их образования, повторного использования, переработки и извлечения энергии. Стало очевидным, что без селективного сбора мусора невозможно реализовать законодательный запрет на захоронение отходов, пригодных к переработке. Одновременно необходимо проводить работы по созданию методов безопасного и экологического захоронения различных видов отходов.
Принимаемые меры по упорядочению обращения с отходами производства и потребления - в первую очередь связанные с их переработкой и повторным (возвратным) использованием, обезвреживанием и т.д., а также максимально безопасным размещением в окружающей природной среде - требуют значительных и разноплановых издержек как от предпринимательской сферы, так и от государства. В таблице приведены сведения о вводе в эксплуатацию объектов по переработке и размещению отходов производства и потребления.
В последние годы в России величина ежегодного вывоза ТКО/ТБО из селитебных (жилых) зон занимала в составе всех ежегодно образующихся отходов производства и потребления относительно незначительную величину - порядка 1%. Вместе с тем, с проблемами загрязнения окружающей природной среды бытовыми отходами население сталкивается практически повсеместно, причем не только на территории городов и поселков, но и в пригородных/припоселковых зонах, в лесах, на участках сельхозугодий, на берегах рек, иных
Таблица. Введение в действие объектов по переработке и размещению отходов производства и
потребления (Государственный ..., 2017)
Показатель Ед. изм. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Установки по утилизации и переработке отходов производства (исключая мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы и др.) ед. тыс. т/ год 20 360 47 322 34 1193 28 2123 26 499 24 28.3
Предприятия и полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных, бытовых и иных отходов ед. 46 23 37 40 21 31
водных объектов и др.
Твердые коммунальные отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, представляют собой разнородную смесь сложного морфологического состава (черные и цветные металлы, макулатуросодержащие и текстильные компоненты, стеклобой, пластмасса, токсические опасные гниющие пищевые и растительные остатки, камни, кости, кожа, резина, дерево, уличный смет и пр.). Из общих тенденций, сложившихся в области вывоза и переработки ТКО/ТБО в последние десятилетия в России следует, что в 2000 г. в окружающую среду, то есть на свалки, полигоны и в другие места, было направлено около 144 млн. м3 отходов. В 2014 г. эта величина по оценке составляла уже 233,6 млн. м3, в 2015 г. - почти 238,9 млн. м3. В 2016 г. рассматриваемый показатель равнялся почти 238,7 млн. м3 (47,5 млн. т), что было практически равно уровню предыдущего года (Государственный ..., 2017). Таким образом, несмотря на некоторое варьирование данного показателя в отдельные годы, за последние шестнадцать лет произошло примерно удвоение вывоза ТКО/ТБО из всех городов и поселков страны. При этом пропорционально возрастало не только негативное воздействие на окружающую природную среду, но и увеличивались потери вторичных материальных ресурсов.
В то же время в ведущих странах ЕС (Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция и др.) захоронению подвергают менее 20 % ТКО (в 5-10 раз меньше, чем в России). Мировая практика по обращению с отходами указывает на то, что уменьшение потока отходов, направляемых на захоронение, связано не с увеличением массы сжигаемых отходов, а с увеличением отбора вторсырья (на основе создания масштабной системы селективного сбора). В ведущих странах ЕС отбор вторсырья составляет 40-65% от общего количества образующихся ТКО.
Усилия зарубежных стран по сбору и переработке отходов координируются на международном уровне и отражаются в соответствующих программах. Так, для стран ЕС в принятой Пятой Программе действий по охране окружающей среды на 1992 - 2000 гг. были установлены следующие требования:
обязательность наличия в странах ЕС планов переработки отходов и создания рынка вторичного сырья;
нормирование уровня использования наиболее распространенных отходов (для макулатуры, стекла и пластиковой упаковки уровень сбора и переработки в расчете на 2000 г. был установлен в объеме 50%).
В принятой в 2012 г. Шестой Программе действий ЕС по охране окружающей среды были поставлены задачи, которые нацеливали страны участницы на:
обеспечение потребления ресурсов и сопутствующих ему воздействий, которые не превышали текущих возможностей окружающей среды и слома зависимости между экономическим ростом и использованием ресурсов. В этом контексте, индикативные цели достижения 22% уровня производства электричества от возобновляемой энергии к 2010 г. в Сообществе повторяются с позиции стремительного роста ресурсов и энергетической эффективности;
достижение значительного всеобщего снижения количества концентрации отходов путем инициатив по предупреждению отходов, улучшения эффективности ресурсов и перехода в направлении более устойчивой структуры производства и потребления;
значительное снижение количества распространяемых отходов и числа произведенных опасных отходов во избежание роста выбросов в воздух, воду и почву;
обеспечение вторичного использования, а для
отходов, которые все еще концентрируются, уровень их опасности необходимо снижать и они должны представлять по возможности наименьшую опасность; преимущества должны быть отданы утилизации и, в особенности, переработке; количество распространяемых отходов следует минимизировать и должно быть обезврежено; отходы, подходящие для утилизации должны быть в наибольшей степени закрытости в местах их сосредоточения, в пространстве, в котором это не приведет к снижению эффективности деятельности по утилизации отходов.
В 1980-х годах в СССР функционировали 527 предприятий по выпуску вторичных ресурсов и 5677 приемных пунктов по заготовке вторичного сырья от населения, в том числе стационарных -3793 и передвижных - 1884 (Девяткин, 2009).
Всесоюзный научно-исследовательский про-ектно-конструкторский и технологический институт вторичных ресурсов (ВИВР), входивший в структуру Госснаба СССР, осуществлял научное обеспечение решения технико-технологических проблем переработки отходов. Основу информационного обеспечения управления сферой обращения с отходами составляла подробная и строго формализованная статистическая отчетность,-как общая, так и по различным категориям отходов. В производственном плане каждого предприятия фиксировались объемы отходов (металла, стекла, пластмассы и др.), которые необходимо было сдать в обязательном порядке в систему Госснаба СССР.
Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренном улучшении использования сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов в 1986-1990 годах и в период до 2000 года» от 23 мая 1986 г. №608 организация, ответственная за разработку новых видов материалов или продукции, одновременно должна была разрабатывать технологию их повторного использования или переработки после истечения срока службы или эксплуатации, предусматривая создание соответствующих мощностей одновременно с созданием мощностей по производству новых материалов или продукции.
Во времена СССР процесс управления сферой обращения с отходами включал в себя планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль в интересах достижения главной цели - вовлечения отходов в хозяйственный оборот и минимизации их негативного воздействия на окружающую среду.
С развитием в 1990-х г. рыночных отношений была полностью ликвидирована существовавшая система управления вторичными материальными
ресурсами, практически распалась как отрасль народного хозяйства переработка вторичных материальных ресурсов.
В России, несмотря на систематически вносимые изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», он по-прежнему является несовершенным, поскольку многие его статьи носят характер неопределенности, деятельность по переработке отходов остается вне зоны внимания, а возложенные на производителей и импортеров товаров функции практически невыполнимы и т.д. Из положений статей закона следует, что переработка отходов должна сама сформироваться в условиях свободного рынка, как и инфраструктура раздельного сбора. Появление региональных операторов фактически в статусе монополистов еще более сокращает возможности создания такого рынка.
Многие передовые страны, начиная с Японии, еще в середине XX в. вступили на путь ресурсосбережения, а в ЕС приняты также отдельные директивы, регулирующие обращение со специальными видами отходов - упаковкой, отработанными маслами, отходами очистных сооружений, батарейками, вышедшими из употребления транспортными средствами, отходами электроники. В то время как экономика нашей страны продолжает экстенсивное (затратное) развитие, при котором рост объемов продукции наращивается главным образом за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых ресурсов природы.
В ЕС преобладает политика иерархического управления отходами, которая отражена в его законодательстве и является главным условием перехода к циклической экономике. Это экономика, в которой формируются своеобразные круговороты продуктов, материалов и ресурсов, а использование вещи по истечении срока ее службы планируется еще при ее создании. Стоимость продуктов, материалов и ресурсов поддерживается в течение всего времени, пока это возможно, минимизируя отходы и использование ресурсов. Установление очередности приоритетов позволяет свести к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду и оптимизировать ресур-соэффективность в предотвращении образования отходов и управлении ими.
В современном мире есть два пути решения проблемы отходов: термическая переработка (мусоросжигательные заводы) и селективный (раздельный сбор мусора, позволяющий его переработку для вторичного использования). Причинами отсутствия в России эффективной системы селективного сбора ТКО/ТБО и вторсырья являются отсутствие:
аналитического понимания проблемы;
соответствующей подготовки населения;
специальных сортировочных комплексов и контейнеров для пофракционного сбора вторсырья (в необходимом количестве) установленных в доступных местах;
операторов по управлению потоками ТКО/ ТБО и вторсырья.
Необходимо также отметить, что отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки ТКО/ТБО и вторсырья определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья, что не обеспечивает приемлемой для предпринимателей рентабельности их переработки. Особенно это относится к отходам потребления в виде потерявшей потребительские свойства конечной продукции и ее упаковке, содержащих такие хорошо рециркулируемые материалы как термопласты, резина, волокнистое сырье из макулатурообразу-ющих видов картонно-бумажной продукции.
Высокий уровень затрат на сбор и переработку значительной части отходов потребления обусловлен:
- необходимостью создания специальной производственной инфраструктуры из пунктов сбора вторичного сырья и производственно-заготовительных предприятий;
- необходимостью сортировки и дезагрегации сложных отходов потребления на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции;
- значительными затратами энергии на дробление отходов и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов, пригодных для использования в промышленности в качестве основного сырья или добавки;
- снижением в ряде случаев производительности производственного оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (особенно это относится к переработке полимерных отходов).
Определенное сдерживающее воздействие на использование вторичных материальных ресурсов оказывает высокая обеспеченность промышленности сырьевыми ресурсами и их доступность на фоне высоких мировых цен на основные виды сырья и топливно-энергетические ресурсы.
Сегодня практически отсутствует система сертификации вторичного сырья из отходов производства и потребления, а также система маркировки полимерных материалов на деталях промышленной продукции, изготовленных из различных пластмасс, что затрудняет в дальней-
шем идентификацию полимерных отходов при их сортировке и переработке.
Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования вторичных материальных ресурсов является несовершенство экономического механизма стимулирования предпринимательской деятельности, создание же системы экономических стимулов для развития индустрии сбора и переработки отходов в качестве вторичного сырья пока не получило своего развития.
Непринятие мер по развитию отрасли переработки ТКО/ТБО и вторсырья, имеющей огромный потенциал, приведет к еще большим экономическим потерям и увеличению техногенной нагрузки на окружающую среду. По оценке большинства отечественных экономистов, если в нашей стране поднять уровень переработки отходов до показателей в 60%, это позволило бы сформировать в России «вторую ресурсную экономику». Наличие для хозяйствующих субъектов доступных ресурсов и экстенсивное ведение хозяйственной деятельности в настоящее время не предполагает создание такой экономики.
Проблему ТКО/ТБО необходимо рассматривать с различных точек зрения - законодательной, технологической, экономической, экологической, политической, социальной, научной, образовательной, санитарно-эпидемиологической, ресурсной, организационной, криминальной и т.д. Оценка проблемы ТКО/ТБО с любой из этих точек зрения способствует выявлению недостатков и их последующему устранению.
Выработать и реализовать меры, направленные на рациональное природопользование, способна только институционально оформленная и эффективно функционирующая система управления в сфере образования, накопления, захоронения и переработки отходов, в том числе коммунальных, которая по своему назначению должна представлять собой инструмент, способный в итоге обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Под управлением отходами понимается технологический процесс, включающий системно связанные между собой операции их сбора, удаления (транспортирования), сортировки, переработки, утилизации и захоронения. При реализации этого процесса в системе санитарной очистки города (как подотрасли ЖКХ) весьма актуальны вопросы экономики.
Управление отходами необходимо включить в общую систему управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, поскольку сама по себе эта структура существовать
не сможет. Комплекс технических и технологических решений, сопровождающих процессы обращения с отходами с момента их образования и до захоронения неутилизируемых компонентов, является основой управления в системе обращения с отходами. В случае эффективного управления ТКО/ТБО их сжигание не является альтернативой сортировке и переработке, без которых завод по термическому обезвреживанию отходов превращается в генератор отравляющих веществ.
Отсутствие единой системы управления в сфере обращения ТКО/ТБО порождает конъюнктурный подход, выражающийся в закупке дорогостоящих мусоросжигательных заводов, а не в создании рациональной системы комплексного управления ТКО/ТБО, а многие практические решения и подходы объясняются банальным непрофессионализмом, отсутствием аналитического понимания проблемы отходов.
К решению проблемы управления отходами необходимо привлечение всех заинтересованных сторон, в том числе: представительной и исполнительной власти, населения и общественных организаций, ведомств государственного экологического надзора, руководителей предприятий по утилизации ТКО/ТБО (свалок и т.д.), транспортников, руководителей предприятий по переработке вторсырья, представителей СМИ.
Проблема обращения с отходами производства и потребления является комплексной и ее решение наиболее целесообразно проводить путем создания муниципальной системы управления отходами для обеспечения эффективности, контролируемости процесса обращения с отходами и управляемости ими.
Для достижения данной цели должны быть решены, прежде всего, на муниципальном уровне следующие задачи:
проведение работы по созданию муниципальных систем управления отходами для обеспечения эффективности, контроля процесса обращения с отходами и управления ими;
проведение инвентаризации всех отходов, образующихся на территории городов и населенных пунктов, создание системы учета и размещения отходов, разработка логистических схем их переработки и утилизации;
разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих обращение с отходами, их использование в качестве вторичного сырья, и методов контроля за образованием и размещением неперерабатываемых отходов;
обеспечение перехода предприятий города на безотходные (малоотходные) режимы производства и новые обоснованные технологические
уровни;
осуществление развития рынка вторичного сырья, создание систем сбора и использования вторичного сырья;
подготовка предложений по использованию средств экономического регулирования рынка услуг по переработке отходов и обеспечения финансовых стимулов для использования вторичных материалов;
развитие рынка экологически безопасной продукции;
введение системы запретов на захоронение отдельных категорий отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;
подготовка предложений по реализации проектов по внедрению современных технологий переработки и хранения отходов,
выполнение строительства полигонов ТКО/ ТБО и строительных отходов;
обеспечение проведения рекультивации и санации территорий, деградированных в результате размещения отходов;
разработка перечня инвестиционных проектов в области управления отходами производства и потребления, их переработки и утилизации, определение возможных источников и объемов финансирования;
разработка технико-экономических обоснований и обоснование инвестиций в строительство комплексов по переработке отходов производства и потребления на территории города;
сохранение и развитие научно-производственного потенциала в области вторичного использования отходов;
проведение работы по включению мероприятий направленных на решение вопросов по уменьшению образования и ликвидации отходов в федеральные и целевые программы в области социально-экономического развития и экологии;
разработка системы информирования общественности с целью изменения сложившихся стереотипов в сознании населения и организации домашней сортировки.
Для обеспечения эффективного управления в сфере обращения с отходами необходимо выделить следующие приоритеты:
использование всех возможностей для предотвращения образования отходов;
использование сортировки отходов, предваряющей их захоронение;
переработка и вторичное использование всех полезных фракций отходов, включая получение энергии;
экологически обоснованное обезвреживание неутилизируемых фракций отходов;
развитие рынка вторсырья за счет привлечения в данную сферу деятельности предприятий, имеющих возможности по переработке отдельных видов вторичного сырья.
Несмотря на значительное разнообразие существующих методов утилизации ТКО/ТБО, в нашей стране в силу ряда причин еще многие годы основным направлением обращения с отходами будет размещение их на полигонах. Поэтому основные разработки должны быть направлены на модернизацию старых и строительство новых экологически безопасных объектов складирования ТКО/ТБО. Такие объекты должны, прежде всего, обеспечивать максимальную защиту окружающей среды.
Для создания действенной системы селективного сбора ТКО/ТБО и вторсырья необходимо:
организовать систему управления потоками ТКО/ТБО и вторсырья;
создать современные комплексы по сортировке ТКО/ТБО и вторсырья и их подготовки к переработке;
установить в доступных местах требуемое количество специальных контейнеров для собранных фракций вторсырья;
организовать разъяснительную работу среди населения, способствующую повышению ответственности за качество среды обитания, развитию понимания важности и необходимости раздельного сбора, формированию общественного мнения в этой сфере и экологического сознания у населения;
задействовать в системе раздельного сбора пунктов платной приемки вторсырья (преимущественно мобильных);
создать технопарки для переработки вторсырья.
Проблему ТКО/ТБО нельзя решить без участия населения - об этом свидетельствует мировой опыт. Селективный сбор создает для каждого человека возможность внести свой вклад в реализацию стратегии ресурсосбережения в масштабе страны, в охрану окружающей среды от загрязнения, в создание условий комфортной жизни.
В целях практической реализации и организации процесса управления отходами необходимо разработать законодательные акты, постановления правительства и инструкции о сборе, утилизации, транспортировке и захоронении отходов. Наиболее существенные законы: об упаковке и отходах упаковки; об обращении и использовании вторичных материальных ресурсов; о налоге на отходы.
Во исполнение положений законов, регулиру-
ющих отношения в сфере управления отходами, потребуется принять постановления об использовании технологий сжигания отходов и контроля за сортировкой отходов, о порядке термического обезвреживания и захоронении не утилизируемых отходов, об установлении жестких стандартов выбросов вредных (загрязняющих) веществ для мусоросжигательных заводов и полигонов, на которых размещаются ТКО и др.
Проведенный анализ показывает, что в настоящее время является актуальным проведение модернизации системы обращения с отходами в Российской Федерации путем усиления государственного регулирования в этой области.
В настоящее время в России сложились следующие предпосылки для решения проблемы сбора и переработки отходов:
действующие инструменты государственного управления уже не могут обеспечить дальнейшее повышение уровня сбора и переработки ТКО/ ТБО, по крайней мере, без поддержки бюджетного финансирования муниципальных и городских органов административного управления;
имеется зарубежный опыт создания централизованно-управляемых национальных систем сбора и переработки ТКО/ТБО, функционирующих за счет экологических платежей;
сохранился отечественный опыт 70-80-х годов по организации сбора и переработки традиционных видов вторичного сырья на территории России по территориальному принципу.
Одним из путей активации деятельности и повышения эффективности управления ТКО/ТБО и использования вторресурсов является разработка законодательных актов с учетом реалий сегодняшней ситуации. В результате чего будет обеспечено создание иерархической системы управления ТКО/ТБО и использования вторресурсов.
В целях решения проблемы сбора и переработки ТКО/ТБО целесообразно создать принципиально новую систему вторичных ресурсов, способную работать в рыночных условиях хозяйствования, т.е. без выделения целевых средств из Федерального бюджета на эти цели.
На начальном этапе система сбора и переработки вторичных ресурсов, извлекаемых из ТКО/ ТБО, может быть представлена в виде централизованно-управляемой на договорных условиях организационно-производственной инфраструктуры, осуществляющей заготовку и переработку наиболее распространенных отходов, и совокупности законодательно установленных нормативных и экономических условий, обеспечивающих их рентабельную переработку.
Список литературы
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2015. 467 с.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2017. 760 с.
3. Девяткин В.В. Управление отходами: отечественный и зарубежный опыт // Экологический вестник России. 2009. №2. С. 37-41.
4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 мая 1986 г. №608 «О коренном улучшении использования сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов в 1986-1990 годах и в период до 2000 года».
5. Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Igonin I.E., Shagidullin R.R. Irrationality in sphere of solid municipal waste management.
The state of organization of solid municipal waste management in the Russian Federation has been analyzed, the reasons for lack of incentives for rational nature management and environmental protection have been established, ways of improvement activities in the field of solid municipal waste management and establishing a waste management system have been proposed.
Keywords: nature management; municipal solid waste; state regulation.