Научная статья на тему 'Система обращения с твердыми коммунальными отходами и механизм ее финансирования в России: состояние и направления развития'

Система обращения с твердыми коммунальными отходами и механизм ее финансирования в России: состояние и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1410
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТКО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ ТКО / МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ / MSW TREATMENT SYSTEM / TECHNOLOGICAL STAGES OF MSW PROCESSING / FINANCING MECHANISM / FINANCIAL INSTRUMENTS AND LEVERS APPLIED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Килоева Марианна Михайловна

В статье рассматривается концепция системы обращения с твердыми бытовыми отходами в мировой практике как основа для реформирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России. Проведенный анализ показал необходимость системного, а не точечного подхода к реформированию существующей технологической инфраструктуры системы обращения с ТКО в России, что потребует дополнительного объема финансирования и дальнейшего развития финансовых инструментов и экономических рычагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Килоева Марианна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT SYSTEM AND ITS FINANCING MECHANISM IN RUSSIA: CONDITIONS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article examines the concept of the solid waste management system in the world practice as a basis for reforming the municipal solid waste (MSW) management system in Russia. The analysis has revealed the need for a systematic rather than a point approach to reforming the existing technological infrastructure of MSW treatment system in Russia, which will require additional funding and the development of financial instruments and economic levers applied.

Текст научной работы на тему «Система обращения с твердыми коммунальными отходами и механизм ее финансирования в России: состояние и направления развития»

146

ВЛАСТЬ

2 0 2 0' 0 2

УДК 336

КИЛОЕВА Марианна Михайловна — главный специалист Управления общественных наук Российского фонда фундаментальных исследований (119991, Россия, г. Москва, Ленинский пр-кт, 32а, 20-21 этаж, В-334; [email protected])

система обращения с твердыми коммунальными отходами и механизм ее финансирования в россии: состояние и направления развития

Аннотация. В статье рассматривается концепция системы обращения с твердыми бытовыми отходами в мировой практике как основа для реформирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России. Проведенный анализ показал необходимость системного, а не точечного подхода к реформированию существующей технологической инфраструктуры системы обращения с ТКО в России, что потребует дополнительного объема финансирования и дальнейшего развития финансовых инструментов и экономических рычагов.

Ключевые слова: система обращения с ТКО, технологические этапы обработки ТКО, механизм финансирования, финансовые инструменты и экономические рычаги

Решение экологических проблем, в т.ч. проблемы обращения с ТКО, переходит в настоящее время из категории технологических и социальных в категорию острых политических, и их необходимо решать уже сейчас.

Во всех регионах России в настоящее время осуществляется реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами1 в соответствии с двумя основополагающими документами: это Стратегия обращения с ТКО в Российской Федерации до 2030 г.2 и федеральный закон «Об отходах производства и потребления»3. Суть реформы заключается в создании в каждом субъекте РФ института регионального оператора по обращению с ТКО, на который возлагаются функции по организации всей цепочки обращения с ТКО в регионе. В настоящее время на новую систему перешли 82% регионов, из них в 81% она действует на всей территории субъекта4.

На рис. 1 представлена организационно-технологическая цепочка системы обращения с ТКО для России5, соответствующая мировой концепции обращения с твердыми бытовыми отходами. Она построена в соответствии с так называемой лестницей Лансинка (Lansink's ladder)6, которая отражает иерархию технологических этапов (способов обработки) в порядке убывания приоритет-

1 ТКО представляют собой отходы потребления и утратившие свои потребительские свойства товары в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях для удовлетворения личных и бытовых нужд, а также аналогичные по своему составу отходы, образующиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов.

2 Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151066/ (проверено15.03.2020).

3 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (посл. ред.). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (проверено 15.03.2020).

4 Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации. Доступ: ru.vikipedia.org

5 Составлена автором.

6 Разработана голландским политиком А. Лансинком в 1979 г.

ности: 1) предотвращение образования; 2) повторное использование; 3) переработка; 4) компостирование; 5) сжигание (с выработкой тепловой/электрической энергии), переработка отходов (с извлечением твердого, жидкого или газообразного топлива); 6) сжигание без выработки тепловой/электрической энергии; 7) захоронение (с возможным извлечением свалочного газа).

Таким образом, применяемые способы обработки свидетельствуют об уровне развития не только системы обращения с ТКО в стране, но и экономики в целом. По мере их развития происходит постепенное движение вверх по «лестнице». В результате должны преобладать переработка и повторное использование ТКО.

В настоящее время в России преобладают технологические этапы, находящиеся на нижних ступенях лестницы Лансинка (захоронение, сжигание и частичная переработка). При этом при существующей структуре ТКО (вторичное сырье - 35%, биоразлагаемые отходы - 35%, неперерабатываемые отходы - 30%) около 93% вывозится на полигоны и свалки, и только 4% перерабатываются во вторичное сырье, а 3% - в энергоресурсы [Пляскина, Харитонова 2016]. Для сравнения: в Германии и Швейцарии захоронение ТКО еще в 2009 г. составляло 0%, в Швеции, Нидерландах, Дании и Бельгии - от 1 до 5%, а переработка ТКО - от 32 до 48% [Мочалова, Гриненко, Юрак 2017].

Следует отметить, что пока в составе ТКО в России преобладали органические составляющие, то их захоронение не представляло большой проблемы для охраны окружающей среды (за исключением запаха). Однако по мере изменения морфологического состава ТКО (рост доли неразлагаемых и содержащих ядовитые вещества составляющих) объективно возникает необходимость перехода на более высокие уровни обработки. В соответствии с задачами национального проекта «Экология» (направление «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами») к 2024 г. на переработку должно направляться уже 60% ТКО1.

Вместе с тем в настоящее время обеспечить более высокий уровень переработки и повторного использования ТКО не представляется возможным в результате отсутствия необходимого технического, организационного и нормативного обеспечения существующей инфраструктуры системы обращения с ТКО, в частности из-за:

- несоответствия состава имеющихся объектов инфраструктуры требуемому (11 тыс. полигонов и свалок, 4 действующих мусоросжигательных завода, 5 мусороперерабатывающих заводов, 39 мусоросортировочных комплексов, более 1000 организаций по вывозу твердых бытовых отходов)2;

- отсутствия системы раздельного сбора отходов, неразвитости сортировочных программ, недостаточности сети пунктов приема вторичного сырья и опасных отходов;

- наличия противоречия в действующих нормативных документах. Так, в соответствии с п. 31 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами3 , приоритетными в России являются технологии автоматизированной сортировки, что противоречит федеральному закону «О внесении изменений

1 Национальный проект «Экология». Утв. решением президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018. Доступ: govemment.ru/media/files/7jHqkjTiGwAqKSgZP2LosFTpKo66kEu2.pdf (проверено 15.03.2020).

2 Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации. Доступ: ru.vikipedia.org

3 Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156). Доступ: https://base.garant.ru/71540160/ (проверено 15.03.2020).

Рисунок 1. Организационно-технологическая цепочка системы обращения с ТКО

в Федеральный закон № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"»1, которым, начиная с 2017 г., вводится поэтапный запрет на захоронение отходов, которые могут быть утилизированы. Однако высокую производительность и требуемую чистоту конечного продукта может обеспечить только автоматическая сортировка;

- отсутствия современной техники и оборудования, необходимых на всех этапах организационно-технологической цепочки системы обращения с ТКО, прежде всего отечественных, для использования существующих в мировой практике передовых технологий и создания отечественных;

- низкого спроса на вторичное сырье в результате отсутствия необходимого технического оснащения его потребителей для использования в производственной деятельности.

Таким образом, требуется существенная модернизация системы обращения с ТКО в России, для осуществления которой необходимы значительные финансовые ресурсы (около 5 трлн руб.)2 и формирование эффективных механизмов ее финансирования.

Рассматривая механизм финансирования как совокупность финансовых инструментов и экономических рычагов, обеспечивающих движение финансовых ресурсов из источников финансирования к объектам инвестирования в рамках действующей законодательно-нормативной базы, следует отметить весьма ограниченный перечень их использования в России (см. табл. 2).

Основными в механизме финансирования являются платежи населения и хозяйствующих субъектов по тарифам на услугу по обращению с ТКО, поступающие в порядке целевого финансирования хозяйствующим субъектам, обеспечивающим реализацию технологической цепочки системы обращения с ТКО. В настоящее время тариф на услугу по обращению с ТКО определяется региональным оператором и устанавливается единым на территории всего субъекта. Далее идут бюджетные ассигнования, формируемые в порядке перераспределения Минпромторгом России собираемого экологического сбора3.

В сфере переработки отходов преобладают хозяйствующие субъекты, большинство из которых являются частными. Как правило, использование ими собственных средств является незначительным и направлено на простое воспроизводство используемых объектов основных средств. Реконструкция действующих и создание новых объектов являются инвестиционно непривлекательными, поскольку они низкорентабельны и инвестиционно затратны, срок окупаемости инвестиций для большинства технологий составляет от 3 до 5 лет.

Крупнейшим участником является госкорпорация «Ростехнологии», подразделения которой функционируют практически во всех субъектах. Однако отсутствие гарантий частным инвесторам в получении требуемой доходности (объемы поставок ТКО и вторичного сырья в среднесрочной перспективе, а также низкие тарифы на обработку/утилизацию/обезвреживание) препятствует росту инвестиций.

Следует отметить, что в начале 2018 г. в России принята Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов про-

1 Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Доступ: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_172948/ (проверено 15.03.2020).

2 Мусор под госконтролем: кто будет регулировать рынок отходов. Доступ: https://www.rbc.ru/ busmess/12/10/2018/5bbf1ff49a7947f41673dfd2 (проверено 03.04.2020).

3 В виде субсидий организациям, оказывающим услуги населению по вывозу и утилизации транспортных средств, пропорционально численности проживающего в регионах населения.

Состав технологической инфраструктуры системы обращения с ТКО

Технологический этап (способ обработки)

название содержание реализующий его субъект

Накопление складирование (накопление) ТКО в местах их сбора и накопления — собственник; — объединение собственников жилья (ТСЖ, ЖСК, ЖК); -УК; — ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ субъект)!; — администрация района2

Сбор прием ТКО и их первичная сортировка на месте сбора

Транспортирование перемещение ТКО к местам их обработки (сортировки) и утилизации транспортные организации

Обработка (сортировка) предварительная подготовка ТКО к дальнейшей утилизации и обезвреживанию, включая их сортировку, разборку, очистку хозяйствующие субъекты

Утилизация извлечение полезных компонентов для их повторного применения хозяйствующие субъекты

повторное применение отходов по прямому назначению

возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки

Обезвреживание уменьшение массы ТКО, изменение их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду хозяйствующие субъекты

Захоронение складирование, изоляция и обезвреживание ТКО, обеспечивающие защиту окружающей среды и населения хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие полигоны

Утилизация, обезвреживание, захоронение утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО совокупность хозяйствующих субъектов

Использование вторсырья, полученного из ТКО использование в воспроизводственном процессе хозяйствующие субъекты

Источник: составлено автором.

1 Товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (ЖСК), жилищный кооператив (ЖК), управляющая компания (УК), хозяйствующий субъект (организации, предприятия, индивидуальные предприниматели).

2 В случае когда контейнерная площадка находится на землях общего пользования.

2020'02

ВлАсть

151

Таблица 1

Технологии осуществления Требуемая инфраструктура

в мировой практике используемые в России

пункты приема вторсырья единичные — сооружения; — площадки

отсутствие раздельного сбора да — контейнеры; — оборудованные площадки

неполный раздельный сбор ТКО — все отходы делятся на два потока (контейнеры1) единичные

полный раздельный сбор ТКО — все отходы делятся на три и более потока (контейнеры) единичные

при отсутствии раздельного сбора ТКО да — спецтехника

при неполном раздельном сборе ТКО единичные

при полном раздельном сборе ТКО единичные

ручная да — мусоросортировочные, мусороперегрузочные, мусоро-перерабатывающие станции/ заводы; — оборудование

автоматизированная да

автоматическая единичные

биотехнологические методы нет

рекуперация, в т.ч.

— биотермическое аэробное компостирование да — полигоны

— полевое компостирование да — полигоны

— вторичная переработка единичные — мусороперерабатывающие станции/заводы

рециклинг единичные — мусоросортировочные станции/заводы

регенерация единичные — мусоросортировочные станции/заводы

сжигание без получения энергии да — мусоросжигательные заводы

сжигание с получением энергии единичные ВИЗ, ТЭСЗ

специализированные установки по обеззараживанию единичные — мусоросжигательные заводы

пиролиз и газификация единичные

закрытая подземная система хранения единичные — полигоны

открытая система хранения да

передовые технологии нет — экотехнопарк

в качестве новой ресурсной базы единичные —оборудование и технологии, работающие на вторсырье

3 Соответственно, возобновляемые источники энергии и топливно-энергетические станции.

152

ВЛАСТЬ

2 0 2 0' 0 2

Таблица 2

Механизм финансирования системы обращения с ТКО в России

Экономические рычаги и финансовые инструменты Технологический этап (способ обработки)

накопление и сбор транспортирование обработка, утилизация и обезвреживание захоронение

Плата за жилищную услугу +

Тариф на услугу по обращению с ТКО + + +

Экологический сбор* +

Целевое финансирование + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетные субсидии + + + +

Собственные средства организаций + + + +

Введен с 2017 г. для производителей и импортеров товаров в случае необеспечения ими самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, а также недостижения установленных нормативов утилизации отходов (п. 7 ст. 24.2 федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (проверено 15.03.2020).

Формируются из средств экологического сбора, нацпроекта «Экология», целевых субсидий.

изводства и потребления на период до 2030 г. (далее - Стратегия)1, в которой определены источники финансирования создания и развития отходоперера-батывающей отрасли в России. Уже на 1-м этапе реализации Стратегии (20172020 гг.) заявлена задача создания эффективной системы финансирования и координации отраслевых предприятий, а также реализации пилотных проектов в отобранных регионах; на 2-м этапе (2021-2030 гг.) запланирована полномасштабная реализация проектов во всех субъектах. При этом рассматриваются два сценария развития отрасли:

- базовый (консервативный): без мер государственной поддержки и стимулирования;

- инновационный, связанный с привлечением необходимого объема финансирования со стороны частных инвесторов в результате предоставления государством налоговых стимулов, комплекса льгот и преференций, поддержкой при создании кластеров переработки отходов.

В качестве основных направлений реализации Стратегии в части механизмов финансирования заявлены:

- активное использование механизма ГЧП при формировании отрасли;

- контроль целевого использования субсидий и мониторинг эффективности использования субсидий и реализации проектов;

- предоставление субсидий на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по разработке образцов нового отечественного оборудования и технологий переработки;

- предоставление субсидий предприятиям, внедряющим наилучшие доступные технологии в сфере переработки и использующим отечественное оборудование;

1 Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/ (проверено 13.03.2020).

- налоговые льготы (по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, снижение ставки по налогу на прибыль);

- предоставление инвесторам государственных гарантий.

При этом объемы финансирования из федерального бюджета будут традиционно определяться в государственных программах РФ и распределяться заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, из региональных бюджетов - через региональные и муниципальные программы. Внебюджетное финансирование должно осуществляться с использованием механизма ГЧП за счет средств институтов развития, международных финансовых институтов и иностранных инвестиций.

Таким образом, набор финансовых инструментов и экономических рычагов, определенных в Стратегии, также является достаточно узким.

В отличие от России, в зарубежной практике используется широкий перечень финансовых инструментов и рычагов (см. табл. 3).

Таблица 3

Механизм финансирования системы обращения с ТКО в экономически развитых странах

Технологический этап Технологии Финансовые инструменты (ФИ) и рычаги (Р)

Накопление и сбор Полный раздельный сбор льготный тариф на услугу по обращению с ТКО Р

Транспортирование субсидирование через расширенную ответственность производителя ФИ

Обработка (сортировка) субсидирование через расширенную ответственность производителя ФИ

Утилизация Вторичная переработка налоговое перекрестное субсидирование ФИ

гранты, субсидии ФИ

ГЧП ФИ

ускоренная амортизация Р

инвестиционные налоговые льготы Р

освобождение от экологического сбора Р

Обезвреживание Энергетическая утилизация зеленые сертификаты ФИ

беспроцентные кредиты ФИ

гранты, субсидии ФИ

ГЧП ФИ

зеленые тарифы Р

инвестиционные налоговые льготы Р

ускоренная амортизация Р

Сжигание без получения энергии введение налога/сбора на сжигание Р

Захоронение повышение тарифа на захоронение ФР

Использование вторсырья, полученного из ТКО гранты, субсидии ФИ

ГЧП ФИ

налоговые льготы ФР

льготные тарифы ФР

Для сравнения, в России1:

- использование ГЧП в сфере обращения с ТКО составляет всего 4% всех реализуемых проектов, при этом половина их них - по осуществлению модернизации и строительству полигонов ТКО;

- инвестиционные проекты в сфере обращения с ТКО составляют всего лишь 0,2% финансируемых Инвестиционным фондом РФ (2 проекта из 50), при этом инвестор должен покрыть не менее 50% стоимости проекта.

В настоящее время Минприроды России разрабатывает проект создания госкорпорации, функциями которой в части финансирования системы обращения с ТКО должны стать: распределение средств экологического сбора, финансирование инвестиционных проектов, приобретение активов компаний в сфере обработки/утилизации/обезвреживания. Все это может обеспечить более эффективный подход к распределению бюджетных средств в системе обращения с ТКО. Госкорпорация также может расширить перечень финансовых инструментов привлечения инвестиций в данную сферу за счет выпуска «зеленых» инструментов.

Проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам:

- при реформировании системы обращения с ТКО необходимо создавать условия для достижения рентабельности бизнеса для каждого участника организационно-технологической цепочки системы обращения с ТКО. А для этого, кроме создания объектов организационно-технологической цепочки системы обращения с ТКО, необходимо формирование транспортно-логисти-ческой (дороги, логистика, региональные и межрегиональные биржи отходов) и информационной инфраструктуры;

- при формировании в регионах территориальных схем обращения и региональных программ в области обращения с ТКО следует разработать поэтапный переход на организационно-технологическую цепочку системы обращения с ТКО, соответствующую мировым концепциям и лестнице Лансинка, включая создание всей необходимой для этого инфраструктуры - промышленной, транспортно-логистической, социальной, образовательной. Содержание действующих законодательно-нормативных документов дает основание полагать, что реформа в регионах может быть проведена не системно, а точечно, в виде дооснащения системы обращения с ТКО недостающими объектами;

- развивать механизм финансирования системы обращения с ТКО прежде всего за счет расширения видов финансовых инструментов для частных инвесторов, включая миноритарных, определения условий их эффективности, инструментов хеджирования.

Следует отметить, что реформирование системы обращения с ТКО затрагивает интересы не только хозяйствующих субъектов, но и всего населения страны. Поэтому направления реформирования и их результаты во многом будут зависеть от политической воли со стороны руководства регионов и страны.

Список литературы

Мочалова Л.А., Гриненко Д.А., Юрак В.В. 2017. Система обращения с твердыми коммунальными отходами: зарубежный и отечественный опыт. -Известия УГГУ. Вып. 3(47). С. 97-101.

Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. 2016. Управление в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: современное состояние. - ЭКО. № 12. С. 5-19.

1 База проектов Единой информационной системы государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Доступ: http://www.pppi.ru/projects (проверено 13.03.2020).

KILOEVA Marianne Mikhailovna, Chief Specialist of the Department of Social Sciences, Russian Foundation for Basic Research (32a Leninsky Ave, Moscow, Russia, 119991; [email protected])

solid municipal waste management system and its financing mechanism in russia: conditions and directions of development

Abstract. The article examines the concept of the solid waste management system in the world practice as a basis for reforming the municipal solid waste (MSW) management system in Russia. The analysis has revealed the need for a systematic rather than a point approach to reforming the existing technological infrastructure of MSW treatment system in Russia, which will require additional funding and the development of financial instruments and economic levers applied. Keywords: MSW treatment system, technological stages of MSW processing, financing mechanism, financial instruments and levers applied

МАХМУТАЙ Ноэла (Албания) — аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 8-й подъезд; [email protected])

современный этап российско-албанского сотрудничества в области туризма

Аннотация. Статья посвящена современным отношениям между Москвой и Тираной в туристической сфере, которая является важнейшей областью экономического сотрудничества. В статье анализируются динамика и перспективы развития туризма и проблемы, с которыми сталкиваются страны в развитии этой области. Особое внимание уделяется основным препятствиям, которые влияют на развитие и укрепление отношений между Россией и Албанией. Решение этих проблем рассматривается с точки зрения перспектив и возможностей двух стран. На основе статистических данных проводится анализ динамики туристских потоков из России в Албанию.

Ключевые слова: туристический потенциал, инвестиции, сотрудничество, Россия, Албания

В задачах среднесрочного и долгосрочного развития албанской экономики туризм считается одной из сфер, обладающих наибольшим потенциалом для достижения более высоких темпов социально-экономического роста. Туризм играет важную роль в развитии политических и торгово-экономических отношений, поскольку «движение людей» помогает расширить сотрудничество стран при широкой поддержке общественного мнения в обеих странах. Также туризм дает возможность восстановления контактов, которые способствуют прогрессу отношений между странами.

Первым соглашением между правительством РФ и Албанией о сотрудничестве в сфере туризма стало соглашение о взаимных поездках граждан Албании и России, подписанное 7 апреля 1993 г.1 (действует по настоящее время), в соответствии с которым россияне могут въезжать в Албанию по заграничным

1 Перечень документов, формирующих договорно-правовую базу российско-албанских отношений. Доступ: https://albania.mid.ru/ru_RU/dogovorno-pravovaa-baza-otnosenij (проверено 13.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.