Научная статья на тему 'Существующие и перспективные стратегии, направленные на переработку и перемещение твердых коммунальных отходов в безопасные зоны'

Существующие и перспективные стратегии, направленные на переработку и перемещение твердых коммунальных отходов в безопасные зоны Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
448
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объекты обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) / ПДК / отходы / экономическая эффективность / инвестиции / землеустройство / окружающая среда / факторы / воздействие. / objects of solid municipal waste (MSW) management / MPC / waste / economic efficiency / investment / land management / environment / factors / impact.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Папаскири Тимур Валикович, Волков Игорь Валерьевич, Шунин Илья Анатольевич

Сложность и многообразие задач защиты окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления требуют создания цифровой многоуровневой системы управления отходами, основанной на сочетании административно-правовых, нормативных и экономических методов, а также экологических и природоохранных требований, ограничений и регламентов. В статье рассмотрены существующие и перспективные стратегии, направленные на переработку и перемещение твердых коммунальных отходов в безопасные зоны, предложены концептуальные и методические подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Папаскири Тимур Валикович, Волков Игорь Валерьевич, Шунин Илья Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complexity and diversity of the tasks of protecting the environment from the impact of production and consumption wastes require the creation of a digital multi-level waste management system based on a combination of administrative, regulatory and economic methods, as well as environmental and environmental requirements, restrictions and regulations. The article considers the existing and promising strategies aimed at the processing and transfer of municipal solid waste to safe zones, and proposes conceptual and methodological approaches.

Текст научной работы на тему «Существующие и перспективные стратегии, направленные на переработку и перемещение твердых коммунальных отходов в безопасные зоны»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ EARTH SCIENCE

Существующие и перспективные стратегии, направленные на переработку и перемещение твердых коммунальных отходов в безопасные зоны

Ь Л московский

■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ VI ЖУРНАЛ

УДК 332.154 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11006 Папаскири Тимур Валикович,

д.э.н., к.с.-х.н., декан факультета землеустройства, доцент кафедры землеустройства ГУЗ, Москва, [email protected]

Волков Игорь Валерьевич, аспирант кафедры землеустройства ГУЗ, Москва, [email protected]

Шунин Илья Анатольевич, соискатель кафедры землеустройства ГУЗ, Москва

Аннотация. Сложность и многообразие задач защиты окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления требуют создания цифровой многоуровневой системы управления отходами, основанной на сочетании административно-правовых, нормативных и экономических методов, а также экологических и природоохранных требований, ограничений и регламентов. В статье рассмотрены существующие и перспективные стратегии, направленные на переработку и перемещение твердых коммунальных отходов в безопасные зоны, предложены концептуальные и методические подходы.

Summary. The complexity and diversity of the tasks of protecting the environment from the impact of production and consumption wastes require the creation of a digital multi-level waste management system based on a combination of administrative, regulatory and economic methods, as well as environmental and environmental requirements, restrictions and regulations. The article considers the existing and promising strategies aimed at the processing and transfer of municipal solid waste to safe zones, and proposes conceptual and methodological approaches. Ключевые слова: объекты обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), ПДК, отходы, экономическая эффективность, инвестиции, землеустройство, окружающая среда, факторы, воздействие.

Keywords: objects of solid municipal waste (MSW) management, MPC, waste, economic efficiency, investment, land management, environment, factors, impact.

Создание в Центральном регионе современного организационно-экономического механизма с комплексом мероприятий по сбору, транспортировке и обезвреживанию твердых коммунальных отходов (ТКО) - уникальный, не имеющий аналогов в России

проект. Именно по этой причине на пути его реализации следует учитывать значительное количество аспектов данной области.

Сложность и многообразие задач защиты окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления требует создания цифровой многоуровневой системы управления отходами, основанной на сочетании административно-правовых, нормативных и экономических методов, а также экологических и природоохранных требований, ограничений и регламентов.

При подготовке и принятии управленческих решений на основе выбранных экономических механизмов важная роль отводится оценке эффективности анализируемых вариантов действий. В качестве критерия эффективности или целевой функции могут использоваться различные факторы, основанные на величине риска или его составляющих, а также метод Парето. В качестве экономического механизма принятия решений могут использоваться методы обоснования инвестиций, финансовый анализ.

Таким образом, решения по снижению загрязнения окружающей среды должны приниматься на основе выбора оптимальных с экономической точки зрения и одновременно природоохранных стратегий.

В 1990-х гг. в России появились тенденции, возродившие интерес к разработке и удалению свалочных тел образовавшихся в огромных количествах в результате хаотичного, не контролируемого и часто безрассудного использования земельных ресурсов в этих целях. В результате сложилась ситуация, при которой дефицит земельных участков (площадок) для размещения объектов инфраструктуры утилизации ТКО достиг своего апогея. Фактически необходима модернизация всей отрасли, связанной с утилизацией ТКО, включая их сортировку и переработку, транспортировку, выделение территорий под их складирование и т.д.

Рассмотрим один из объектов неправильного, с точки зрения безопасности жизнедеятельности, размещения свалки в Московском регионе, которым является экологически опасный полигон ТКО, расположенный в Кулаковском карьере неогеновых песков Чеховского района (рисунок 1), где неоднократно проводилась комплексная экологическая оценка территории в т.ч. по заданию Чеховского комитета по экологии и природопользованию [13].

Рису нок 1 Местоположение Кулакоеского полигона ТКО по материалам

дистанционного зондирования ООО ПТЦ «СКАНЖС» (Источник: сайт Яндекс - поиск /

кирз: /)

Для выявления влияния Кулаковского полигона ТКО на состояние окружающей среды: почв, растительности, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, были проведены мониторинговые исследования с привлечением специалистов различного профиля по изучению геолого-гидрогеологического строения территории, определению гидрохимического, газохимического, геохимического, теплового, радиационного и других загрязнений, связанных с воздействием полигона ТКО на окружающую природную среду [13].

Кулаковский полигон ТКО располагается в 5-6 км на юг от г. Чехова, между д. Кулаково и п. Манушкино, на правом берегу р. Сухая Лопасня (рисунок 2).

Эксплуатация полигона в промышленных масштабах начала осуществляться с 1966 года, при этом его площадь составляла 7,5 га, а зона прямого влияния достигала 13 га. В настоящий период земельная площадь полигона составляет 13,62. При этом зона прямого влияния распространяется на площадь до 18,5 га. Его производственная мощность по складированию отходов колеблется от 3-4 м до 8 м (рисунок 2).

Рису нок 2 Размещение Кулакоеского полигона ТКО (Источник: проектная документация «Рекультивация полигона ТБО «Кулаковский» на территории городского округа Чехов» / кпр$://а£оск. ги>-\\;р-соМепЬ'ир1оас1х/2018/07/22. -razdel-8-ch3-RKZ.pdf ./)

Полигон принимает коммунальные и промышленные отходы г. Чехова и близлежащих населенных пунктов. В геологическом строении изучаемой территории принимают участие отложения среднего отдела каменноугольной системы, неогеновые пески, четвертичные отложения (рисунок 4). В связи с тем, что в долине р. Сухая Лопасня отсутствуют водоупорные грунты, все водоносные горизонты гидравлически взаимосвязаны и представляют собой единый водоносный комплекс (в том числе и основной эксплуатационный водоносный горизонт — каширский). Региональным водоупором являются верейские глины [12, 13].

Рисунок 3 Вид сверху на Кулаковский полигон ТКО (Источник: проектная

документация --<Рекультивация полигона ТБО «Кулаковский» на территории городского округа Чехов» / к1фз://аёоскш\гр-со1^еп1/ир1оа(1л/2018/07/22.-razdel-8-ch3-RKZ.pdf'/)

Сильнозагрязненные подземные и поверхностные воды от полигона ТКО по направлению потока (на север и северо-запад) поступают в р. Сухая Лопасня. Этот ореол загрязнения подземных (аллювиального, неогенового, каширского водоносных горизонтов) и поверхностных вод занимает площадь 0,2 км (рисунок 4). Воды сильно токсичны, загрязнены различными компонентами химического состава, в том числе и тяжелыми металлами класса 1 - чрезвычайно опасные (бериллий - до 2,5 ПДК), класса 2 -высокоопасные (барий - 3,5 ПДК, никель - 2 ПДК) и класса 3 - опасные (железо - до 160 ПДК, алюминий - 5 ПДК, титан - 4,6 ПДК, марганец - до 10 ПДК) [12, 13].

/ _

Рисунок 4 Схема гидрографического исследования в районе Кулаковского

полигона ТКО (Источник: проектная документация «Рекультивация полигона ТБО «Кулаковский» на территории городского округа Чехов» / hups://agoch. гимр-content/uploads/2018/07/22.-гazdel-8-ch3-RKZ.pdf/)

Моделирование распространения загрязнения показало, что уже через 100 суток после начала складирования отходов на свалку фронт предельного загрязнения в верхней части водоносного горизонта продвинулся к северу от нее на 200—250 м и достиг р. Сухая Лопасня. На это время приходится установление стабильной зоны загрязнения подземных вод и ее увеличение по площади не происходит до настоящего времени. По результатам проведенного исследования площадное распространение зоны загрязнения примерно соответствует ее положению на 1-й год эксплуатации полигона. Изменения происходят только в пределах выделенного контура и выражаются в усилении степени загрязнения подземных вод. В настоящее время концентрация загрязняющих компонентов в подземных водах по всей зоне загрязнения практически достигла своих максимальных значений.

Результаты математического моделирования, проведенные рядом авторов [12, 13], дают возможность присоединиться к их выводам о высокой степени загрязнения не только подземных вод, но и поверхностных вод ниже по течению реки Сухая Лопасня. Влияние загрязнения от одного полигона ТКО вниз по течению реки прослеживается на протяжении 1,5 км. При перетоке загрязненных речных вод в нижележащие горизонты происходит загрязнение подземных вод, использующихся для водоснабжения, в связи с тем, что в пределах рассматриваемой территории каширский водоносный горизонт не

защищен водоупорными грунтами от проникновения загрязнения из вышележащих водоносных горизонтов [12, 13].

В районе расположения полигона ТКО происходит загрязнение тяжелыми металлами с различными превышениями относительно допустимых величин (цинком - в 2,5 раза, молибденом - в 8-10, никелем, ванадием - в 2-3, хромом - в 3-4 раза выше фона) почвенно-растительного покрова в основном в восточном и северном направлениях на расстоянии 450 м от полигона ТКО. Восточнее полигона на расстоянии 100 м почвы загрязнены нефтепродуктами. Содержание этих веществ составляет 528-1576 мг/кг и превышает местный фон в 15-48 раз. На протяжении 400 м (вниз от полигона ТКО) в донных осадках р. Сухая Лопасня зафиксировано повышенное содержание тяжелых металлов: V, Си, Pb, Zn, №, Т (в 2-3 раза больше фона). Обогащение почв тяжелыми металлами приводит к накоплению их в растениях, что представляет угрозу для здоровья человека и животных. Такая опасность существует для территории садово-огородных участков, находящихся северо-восточнее полигона ТКО. Проведенные газохимические исследования на полигоне ТКО показали, что атмосферный воздух в районе полигона загрязнен оксидом углерода, превышающим норму. Радиационная обстановка поверхности тела полигона оценивается как нормальная. Проведенные комплексные экологические исследования на Кулаковском полигоне ТКО позволяют заключить, что объект является экологически опасным, представляющим угрозу для здоровья людей, поэтому следует срочно разработать и осуществить проект его рекультивации [12, 13].

Согласно выкопировки из утвержденных правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Чехов от 28.12.2017 г. №137/9-2017, размещенных на официальном сайте Администрации (рисунок 5) территория полигона ТБО «Кулаковский» не находится в зоне с особыми условиями использования территории [12] .

По мнению многих специалистов, занимающихся проблемами данного объекта, в качестве основного эффективного метода для дальнейшего использования и рекультивации Кулаковского полигона ТКО, заполненного коммунальными и промышленными отходами на 3-8 м, и вскрывающего водопроницаемые пески и песчано-гравийный материал без надежного водоупора и загрязняющего водоносные горизонты, рассматривается удаление отходов на, обустроенные современными технологическими условиями, места их утилизации.

Рисунок 5 Выкопировка из Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов от 28.12.2017 Х°137/9-2017 'Источник: проектная документация «Рекультивация полигона ТБО «Кулакоеский» на территории городского округа Чехов» / https: agockruMp-coment uploads 2018' 07'/22.-razdel-S-

ch3-RXZ.pdf0

Главное это принять оптимальное решение при выборе мест для размещения современных комплексов утилизации ТКО на урбанизированных территориях, позволяющее в дальнейшем определить земельные участки, наиболее пригодные для эксплуатации данных комплексов с соблюдением всех современных требований и регламентов. Выполнение этой задачи должно проводиться с учетом предлагаемых нами обобщений мнений многих ученых и специалистов и адаптированных методических подходов, в основу которых заложен принцип размещения экологически чистых объектов утилизации ТКО в районах, с наиболее благополучной экологической обстановкой. Ведь природа, сама по себе, является невероятно мощным фильтром, способным растворить незначительные вещества, образующиеся в результате применения современных технологий при утилизации ТКО. Тогда как, размещая мусороперерабатывающие комплексы в районах, в которых ситуация с экологией и без того малоутешительная, природа просто не сможет справляться с функцией восстановления, что приведет лишь к

ухудшению положения при решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и что не маловероятно, создаст дополнительные угрозы безопасности жизнедеятельности.

Принимая во внимание «тяжелое» экологическое состояние Московского региона, в котором кроме всевозможных промышленных предприятий, находятся устаревшие и не соответствующие нормам и требованиям полигоны ТКО и мусоросжигательные заводы, подлежащие ликвидации в ближайшем будущем, в качестве альтернативы существующему распределению потоков ТКО, а также для укрепления политических и экономических отношений с субъектами Российской Федерации, наиболее перспективным, является проектное решение размещения объектов утилизации ТКО, на основе многовариантного подхода, на территориях определенных районов в сопредельных с Московским регионом областях, выбранных с учетом различных факторов позволяющих достигнуть максимального экономического, социального и экономического эффекта при возвращении нерационально использованных ранее земель Московской области по разным видам целевого использования, в т.ч. в сельскохозяйственный оборот, и развития всей сферы обращения с твердыми коммунальными отходами Центрального региона в целом.

Помимо этого, следует отметить, что в условиях современного рыночного ценообразования на энергоносители и ежегодного увеличения количества отходов, существующая схема транспортировки ТКО до мест их захоронения, помимо экологических проблем, обходится очень дорого и становится все менее рентабельным вложением. Поэтому применение данной методики размещения комплексов утилизации ТКО в смежных с Московским регионом областях, а также разработки необходимой схемы транспортировки отходов до мест их утилизации, которая использовала бы возможности комплексов утилизации ТКО, приобретает все большее значение.

Для решения вопросов, связанных с транспортировкой ТКО на столь дальние расстояния, предлагается использовать смешанную систему транспортировки на основе использования автомобильно-железнодорожной сети Центрального региона [14].

В качестве альтернативного метода транспортировки ТКО рассматривается железнодорожный транспорт, так как поезда экологичнее и эффективнее, чем автомобильный транспорт при транспортировке ТКО на дальние расстояния особенно в отношении затрат на использование горюче-смазочных материалов на единицу массы транспортируемых ТКО. Один железнодорожный состав может обеспечить транспортировку объема ТКО, эквивалентного более чем 200 грузовых мусоровозов, что во много раз снижает количество грузовиков и водителей на переполненных дорогах [14].

В то время как загруженные ТКО грузовики должны разделить шоссе с легковыми автомобилями поезда занимают существующую железнодорожную инфраструктуру со значительной вместимостью. Поезда являются также более безопасными и экологическими чистыми. Также риск возникновения нештатной аварийной ситуации при транспортировке ТКО поездом составляет 1/10 000 от риска возникновения такой же ситуации при использовании в этих же целях автомобильного транспорта. Кроме очевидных выгод для окружающей среды и экономики страны, транспортировка твердых коммунальных отходов по железной дороге, может осуществляться по большому количеству периферийных районов, таким образом, вовлекая в оборот ТКО соответствующие территории с их транспортно-экономическими ресурсами. В таком

случае становится возможным создание единой системы транспортировки отходов на макрорегиональном уровне в пределах государства в целом [14].

Транспортные расходы на километр перевозки уменьшаются с увеличением расстояния, на которое осуществляется транспортировка ТКО. Дальнейшее преимущество использования железнодорожного способа транспортировки ТКО на дальние расстояния заключается в более эффективном использовании уже имеющегося автопарка, создании большой инфраструктуры в разных регионах, привлечение дополнительного капитала в виде инвестиций, решении ряда проблем связанного с социально-экономическими аспектами жизни общества.

При сложившейся ситуации с обращением ТКО в Московском регионе, существует следующий путь оптимизации транспортировки ТКО на дальние расстояния - это создание смешанной системы транспортировки отходов на дальние расстояния на основе интегрирования действующей схемы удаления ТКО автомобильным транспортом и новой, основанной на использовании развитой железнодорожной сети Центрального региона с привлечением конкретных земельных участков для создания современных мусороперерабатывающих комплексов, расположенных в сопредельных с Московской областью регионах, на основе взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочного партнерства [14].

Таким образом, на основе предлагаемой нами методики и с учетом необходимых требований, в качестве примера наиболее благоприятной территории для размещения объекта утилизации ТКО подходит земельный участок под отработанным полигоном ТКО ООО «Экострой», расположенный вблизи д. Мызовка Ясногорского района Тульской области.

Территория Ясногорского района достаточно чистая в экологическом плане, благодаря тому, что здесь нет промышленных предприятий, наносящих вред окружающей среде и учитывая экологическую чистоту современных мусороперерабатывающих комплексов сложившаяся природная обстановка в районе не должна измениться.

Объект утилизации ТКО будет располагаться за пределами г. Ясногорск на расстоянии более одного километра от ближайших жилых домов, при этом имея хорошую транспортную доступность, включающую автомобильную и железнодорожную сеть. Вблизи места расположения объекта утилизации находятся станции Ясногорск (6,6 км) и Ревякино (20 км), приспособленные для выполнения грузовых работ.

Размещение на данной территории современного мусороперерабатывающего комплекса обеспечит уменьшение количества отходов во всех близлежащих районах, извлечение вторичного сырья, минимизацию затрат на транспортировку ТКО, безопасное устранение остатков твердых коммунальных отходов после сортировки, позволит сберечь экологический потенциал Центрального региона, сохранить природный потенциал пригородной зоны, обеспечит вовлечение в сельскохозяйственных оборот прилегающих земель, в т.ч. ценных земель, в товарный оборот вторичных ресурсов, а также получение новых источников топливно-энергетических ресурсов.

В таблице 1 приведены показатели, наглядно демонстрирующие преимущества перспективного метода размещения объектов инфраструктуры утилизации ТКО над существующим. Количество показателей может дополняться исходя из параметров конкретного объекта. Сюда также необходимо водить обобщающие показатели

характеризующие состояние окружающей природной среды на территории и вокруг объекта.

Исходя из таблицы 1 видно, что степень влияния на население снижается более чем в четыре раза. Коэффициент занятости населения после перемещения полигона ТКО с одновременным строительством объектов его инфраструктуры (современным мусоросжигательным заводом) на новом месте увеличивается более чем в два раза, т.к. на перспективу создание объекта позволяет дать новые рабочие места. При этом миграция населения снижается вокруг обеих площадок (в первом случае в два раза, а во втором -более чем в три раза). Рыночная стоимость земельных участков в первом случае почти удваивается (за счет снижения отрицательного экологического влияния), а во втором -увеличивается в полтора раза (за счет развития инфраструктуры).

Размер земельного налога в первом случае размещения в три раза больше чем во втором, что, безусловно, снижает эффективность использования по первому варианту, делая его более затратным.

Таолнца 1, Характеристика основных показателей сравнения существующего и

перспективного вариантов размещения полигона ТКО

Рано:-: Мэр актеристика Существующий (Чеховский р айон Московская омасть) Перспективный (Ясногорский район Тульская область)

Численность населения, тыс.. чел. 127, 571 29, 653

К о-иегч ее те о тру доспосо 5ш*г о населений;, % 56 55

Коэффициент занятости населенна до и после перемещения объекта 0.87 / 0.87 0.24 / 0.49

Миграция населения з районе объекта до и после перемещения. % 44 /11 74 / 24

Осшая площадь земельного участка, га 18,50 18,0-0

Общая кадастровая стоимость пепельного участка, руб. 96 495 350,22 13 915 446,29

Рыночная: стоимость до н; после перемещения объекта., тыс. руб. -за сотку 100 / 180 15 / 22

Категория земель Земли лромьспсленностн. энергетики. транспорта, связи. радиовещания. телеЕндения. информатики. земли: для обеспечения: юоемичеекои деятельности, земли обороны., безопасности и земли иного специального назначения Земли населенных: штскгое

Разрешенное пелоль кование по документу Под строительство полигона ТЪО У ко ьпг>гнально е обслуживание Для городской свалки

Размер налога на земельный участок (ставка, % / налог, руб.) 1,5/1 447 430, 25 0,5 / 945 77-30

Расстояние до крупных населенных пунктов н объектов транспортной инфраструктуры

Удалённость от Наззанпе Земельный участок в Чеховском районе участок б Ясвогорсном районе

Расстояние, км

Центра города Чехов .Ясно горек 6,7

Центра субъекта федерации Москва Тула 73.3 43,0

Азтомагнстрали (крае¡вого. федерального значения) М-2 М-2/Р- 132-'М-4 В,В 16,817,0 ^

Автодороги местного значения Старое Симферополь ск ое ж. .Ясногорск-Дэнисово-Горшково Нов оклей ьееново-_Яс но горек -Мордвэс о.:; ОД 4Л

Блнээишен жел г зшзд ср о жнон станции напр авленне МЖД / Большое кольцо !\£ЖД Ясногорск ■ Ревякино (направление Москва — Тула) 13,8! 36,; 6.6! 20

Остальные показатели, отмеченные в таблице 1, дают возможность оценить другие качественные показатели. Комплексно рассматривая проблемы размещения объектов инфраструктуры ТКО вокруг крупных мегаполисов, оценивая все факторы в целом

(включая новые технологии переработки ТКО, высокую стоимость земель и др.), можно с высокой степенью достоверности утверждать, что решение о ликвидации и переносе полигонов ТКО из Московского региона является единственно правильным, а его реализация остается делом времени.

Современные технологии (БПЛА, дистанционное зондирование из космоса, ГИС и др.) позволяют не только осуществлять постоянный мониторинг в процессе контроля за использованием полигонов ТКО [10], но и предоставляют возможность поиска новых площадок для размещения всей инфраструктуры полигонов ТКО в комплексе с мусоросжигательными заводами, учитывая уже новые, повышенные с экологической и экономической позиций, требования, что в свою очередь существенно снижает себестоимость всех мероприятий [8, 9].

Технологии хранения и представления данных в виде ГИС, позволяют управлять принятием решений на новом технологичном уровне [5, 10].

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие стратегические направления повышения эффективности управления ТКО города Москвы и Московской области:

- создание единой комплексной цифровой многоуровневой системы управления отходами с целью оптимизации развертывания в регионе рациональной и эффективной технической, организационной и тарифной политики уборки ТКО;

- переход к разделению потока ТКО на стадиях образования (селективный сбор отдельных компонентов отходов), сбора и вывоза (выделение отходов коммерческих и торговых организаций, административных заведений, учебных заведений, древесных и растительных отходов) с целью уменьшения объемов ТКО, направляемых на обезвреживание, сокращения затрат и получения дополнительной прибыли за счет реализации компонентов отходов;

- создание единой информационной базы данных по источникам отходов, маршрутам вывоза и т. д. с целью оптимизации логистики транспортных потоков, уточнения и сокращения затрат на отдельных стадиях управления ТКО;

- поиск новых (низколиквидных в отношении стоимости земли) площадок позитарного складирования ТКО;

- создание высокотехнологичных мусоросжигательных заводов глубокой переработки ТКО;

- ликвидация полигонов ТКО в зонах большого спроса на земельные участки и высокой плотности населения, где повышение ликвидности земель при устранении полигонов, ляжет в основу организационно-экономического механизма этих процесса;

- привлечение к сотрудничеству в отрасли субъектов РФ, граничащих с Московской областью;

- создание новой концепции управления потоками отходов на основе развития использования альтернативных видов транспорта (включая железнодорожный, водный, трубопроводный и др.);

- организация современных производств переработки ТКО и производства продуктов вторсырья;

- методологическое обеспечение экономического обоснования ликвидации существующих полигонов ТКО и разработка соответствующих бизнес-моделей;

- организация совместных предприятий по обезвреживанию и переработке отходов потребления на основе долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

Помимо очевидных выгод для окружающей среды и ее состояния при транспортировке ТКО железнодорожным транспортом в наиболее подходящие места их обезвреживания, присутствуют и потенциальные, относящиеся к экономическим, социальным и политическим аспектам рассматриваемой проблемы, такие как, возможность осуществления доставки твердых коммунальных отходов ко многим периферийным субъектам Российской Федерации (размещая там центры по переработке и депонированию (неподлежащих переработке) ТКО), находящимся на значительном удалении от Московской области, предоставляя тем самым дополнительные рабочие места в этих районах и создавая длительные экономико-политические отношения с субъектами - участниками данного процесса транспортировки и утилизации ТКО.

Таким образом, необходимо создание организационно-экономического механизма единой комплексной цифровой централизованной системы управления, удаления и переработки твердых коммунальных отходов на большой территории, охватывающей весь Центральный регион, что должно обеспечить, рациональное использование земельных ресурсов, включая вовлечение в сельскохозяйственных оборот прилегающих земель, в т.ч. ценных земель, снижение экологической нагрузки на сопредельные территории, минимизацию затрат на транспортировку ТКО, извлечение вторичного сырья и включение его в товарный оборот. Безопасное устранение остатков ТКО после сортировки, позволит сберечь экологический потенциал Центрального региона, сохранить природный потенциал пригородной зоны, а также получение новых источников топливно-энергетических ресурсов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008, от 30.12.2008, от 05.02.2014, от 21.07.2014) — М.: Юрид. лит., 2014.— 64 с.

2. Российская Федерация. Законы. «О лицензировании отдельных видов деятельности» [федер. закон: принят 22 апреля 2011 г. (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 22.11.2017 г.

3. Российская Федерация. Законы. «Об отходах производства и потребления» [федер. закон принят 24 июня 1998 г. (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 22.11.2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Российская Федерация. Законы. «Об охране окружающей среды» [федер. закон принят 10 января 2002 г. (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.)] / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 22.11.2017 г.

5. Автоматизация землеустроительного проектирования (экономика и организация). // Папаскири, Т.В. // [Текст]: Монография / Т.В. Папаскири. — М.: Изд-во ГУЗ, 2013. - 251 с.

6. Землеустроительное обеспечение реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов по развитию АПК и других отраслей экономики // [Текст]: монография под общ. ред. С. Н. Волкова // -М.: ГУЗ, 2017. -568 с

7. Землеустройство как основной механизм ввода в оборот не используемых земель сельскохозяйственного назначения // Папаскири Т.В., Ананичева Е.П., Фомкин И.В., Пэн

Юньлун // [Текст]: Московский экономический журнал, 2/2017, 12с., электронный журнал, http://qje.su/ 8е18кое-Ьо2уа]8^о/то8коу8кц -екопошюИевку -7Ьигпа1-2-2017-11/

8. Методология рекультивации агробиосанации корнеобитаемого слоя территории полигонов ТБО для целей АПК (на примере Московской Области). [Текст] / Авторы: Папаскири Т.В., Шунин И.А., Волков И.В. // Под ред. Т.В. Папаскири. - Материалы к Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2015»., М.-ГУЗ, 2015. - 74 с., ил.

9. Перспективы развития территорий объектов инфраструктуры утилизации твердых бытовых отходов в Московском регионе // Папаскири Т.В., Шунин И.А., Волков И.В. // [Текст]: Сборник научных статей международного научно-практического Форума, посвящённого 95-летию факультета и кафедры землеустройства Государственного университета по землеустройству «Актуальные проблемы обеспечения современного землеустройства» /Отв.ред., Сост. Т.В.Папаскири. - М.: ГУЗ, 2014, стр.638-647

10. Раклов В. П. Методология использования ГИС-технологий при контроле состояния полигонов ТБО // [Текст]: Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -2016. -№ 6. -С. 83-89

11. Региональная система управления утилизацией твердых муниципальных отходов // Агаев Т.Б. // [Текст]:. - М.: Георесурс, 2010. - 506 с.

12. Рекультивация полигона ТБО «Кулаковский» на территории городского округа Чехов: проектная документация // ООО Институт «Газэнергопроект». - 2018, - 66 с. // https://agoch.гu/wp-content/up1oads/2018/07/22.-гazde1-8-ch3-RKZ.pdf

13. Совершенствование технологии рекультивации карьеров по разработке месторождений строительного сырья (На примере Московской области) // Бирюков Максим Эдуардович // : Дис. ... канд. техн. наук: 25.00.36: Москва, 2003 142 с. РГБ ОД, 61:04-5/153-7

14. Цейтин К.Ф. Альтернатива мусоросжигания в Подмосковье // Портал Природа России // http://www.pгiгoda.гu/гeviews/detai1.php?ID=12040

15. Шагайда Н.И., Фомин А.А. Совершенствование земельной политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 71.

16. Ресурсы сайта http://www.ecoekspeгt.гu

17. Ресурсы сайта http://kanokov.vipeгson.гu

18. Ресурсы сайта http://www.nkj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.