УДК 339.727.2
Фищук И.Н.
Аспирант, кафедра международной экономики Киевского национального университета им.
Тараса Шевченко
1РО КАК ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация
Обосновано целесообразность выхода украинских компаний-эмитентов на иностранные фондовые рынки для привлечения иностранного капитала. В статье раскрываются особенности первичного размещения акций украинских компаний на международных фондовых рынках.
Summary
The expediency of an exit of the Ukrainian companies - emitters on the foreign share markets is proved with the purpose of attraction of the investment capital. The features ofpublic placement of Ukrainian companies on international stock markets are discovered in this paper.
Ключевые слова: размещение акций, инвестиции, международные фондовые биржи, эмитенты, капитал
Keywords: public placement, investments, international stock markets, issuers, capital
Украинские акционерные общества все больше интересуются возможностями фондовых площадок. Компании включают свои акции в листинг как отечественных, так и иностранных бирж. На сегодняшний день украинские компании имеют достаточно скудный опыт проведения 1РО на внешних фондовых рынках. Акции украинских акционерных обществ (АО) котируются только на таких европейских биржах, как А1М — альтернативная площадка Лондонской фондовой биржи и Варшавская фондовая биржа (ВФБ) и Франкфуртская фондовая биржа. В общей сложности в результате проведения публичных размещений акций за границей компании привлекли всего 200 млн. дол. [1]. Наиболее удачным считается размещение акций компании Ferrexpo, которой в июне 2007 г. удалось привлечь на Лондонской фондовой бирже $218,72 млн.[2].
В каждом случае у компаний есть свой интерес. Во-первых, размещение акций на бирже — это привлечение свободных ресурсов. А если на международных фондовых площадках, то это доступ до большего финансового ресурса соответственно до потенциальных инвесторов. Во-вторых, это хорошая реклама. Если партнерами эмитента выступают западные фонды, это поднимает его имидж, особенно с точки зрения западных инвесторов. Также 1РО приводит к повышению уровня финансовой культуры предприятия. Эмитент пытается показать прибыль и сделать предприятие интересным для инвесторов. 1РО часто проводится перед расширением бизнеса на мировых рынках [3].
Для того, чтобы размещать 1РО, необходимо сначала дорасти до уровня, когда предприятие будет интересовать инвестора. Предприятию нужно обоснованно представить перспективы своего развития минимум на пять лет вперед. Здесь необходимо четкое понимание процессов, происходящих на рынках сбыта, выгоды, которые можно получить от внедрения новых технологий и т.д. Причем, все это должен понимать и инвестор, иначе деньги вкладывать никто не будет. Кстати, инвестиции можно использовать только на развитие, а не для пополнения оборотных средств или уставного капитала. При этом стратегия развития бизнеса также должна быть четко обозначена.
Основные факторы, которые затрудняют выход предприятий на международные фондовые биржи такие как:
- жесткие требования, в частности, относительно раскрытия информации о своей деятельности. Например, компания, которая намерена провести 1РО на западных биржах, должна не менее трех лет проходить международный аудит;
- проведение 1РО на Западе требует гораздо больше времени. В соответствии с требованиями европейского законодательства и правилами западных фондовых площадок, между регистрацией акций у местного регулятора и проведением 1РО должно пройти не менее 6 месяцев;
- проведя размещение за границей, украинская компания будет отвечать по законам других стран и может оказаться совершенно не готовой к такой ситуации.
Выбор площадки, на которой будет проводиться публичное размещение акций, зависит не только от суммы, которую акционерное общество намерено выручить за свои ценные бумаги, но и от капитализации компании. После первичного размещения акций общение компании с инвесторами не должно заканчиваться, необходима аналитическая и информационная поддержка со стороны брокеров, которую могут оказывать либо украинские брокеры, либо международные.
Компания, которая планирует осуществить 1РО, должна составить план и установить четкие сроки операции на фондовой бирже. Вот один из примерных общих планов подготовки к размещению 1РО. Работа начинается за 3-4 года до выхода на международный фондовый рынок. Допустим, подготовка начинается в следующем году (сейчас готовимся морально). Тогда график мероприятий будет примерно таков и описан ниже [4].
Начало периода Описание
1 . Начало 2012 г. - приступить к формированию кредитной истории. В финансовые потоки компании включаются кредиты, вексельные и облигационные займы. Эффективное пользование этими инструментами, с одной стороны, позволит расширить бизнес, а с другой - обеспечит лучшую оценку со стороны рейтингового агентства для определения капитализации.
2. 2013 г.- начать внедрение международных систем отчетности МСФО.
3. Середина 2014 г. - произвести оценку альтернативных 1Р0 источников финансирования сточки зрения стратегических целей компании и собственников.
4. Середина 2014 г. - выбор андеррайтера (компании, координирующей проект по размещению 1Р0) и определение с его помощью доли собственности, подлежащей продаже на бирже, цены акций, выбор площадки и т.д. Планирование размещения 1Р0. Реструктуризация компании таким образом, чтобы в нее входил нерезидент, которому позволено выходить на внешний фондовый рынок.
5. Середина 2014 г. - реализация «премаркетинга»: сбор мнений инвесторов и инвестиционных аналитиков относительно критериев оценки целевыми инвесторами компаний такого типа, той же отрасли и страны на выбранном типе площадки.
6. Конец 2014 г. - принятие советом директоров решения о выпуске акций. Подготовка и публикация протокола заседания совета директоров.
7. Конец 2014 г. - формирование проектной команды и выбор партнеров. Необходимо привлечь финансового и юридического консультантов, аудитора для заверения финансовой отчетности по украинским и международным стандартам, консультанта по маркетингу и др. специалистов. Ввод в состав совета директоров независимых лиц (как правило, иностранцев). Собранная команда начинает активную реализацию проекта.
8. Начало 2015 г. - утвердить решение о выпуске ценных бумаг. Подготовить аналитические отчеты об отрасли и рынке, показателях деятельности компании, стратегии ее развития и менеджменте. Провести разносторонний анализ деятельности компании юридическим консультантом, аудитором, финансовым консультантом, банком-адеррайтером.
9. Середина 2015 г. - подготовить проспект эмиссии и соответственно обновить оценку стоимости размещаемого пакета. Раскрыть информацию о компании для широкого круга инвесторов.
10. Конец 2015 г. - определить диапазон цен акций. За неделю до размещения выпустить окончательный проспект и произвести еще один анализ аудитором.
После этого начинается самое важное - собственно размещение 1Р0. Акции должны быть действительно раскуплены. И очень плохо, если вскоре инвесторы начнут продавать их по номиналу или дешевле. Поэтому с покупателями акций нужно работать постоянно -регулярно публиковать отчетность, в т.ч. на корпоративном сайте, предавать огласке все существенные события и факты из жизни компании, выпускать аналитические отчеты. Кроме того, надо организовать и проводить выступления топ-менеджмента компании на международных форумах и дискуссионных площадках, встречи топ-менеджеров с крупными инвесторами или фонд-менеджерами, а также обеспечить пресс-сопровождение деятельности компании.
Большинство украинских компаний разместили свои акции на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (А1М). Так как торговая площадка характеризуется минимальными требованиями к компании и тут можно получить доступ к максимально возможному количеству потенциальных инвесторов. Например, согласно требованиям основной площадки Лондонской биржи, после размещения ценных бумаг как минимум 25% акций компании должно котироваться на рынке в открытом обращении (free-float), в то время как на альтернативной площадке такое ограничение отсутствует. Таким образом, на данный момент на А1М украинские компании привлекли 41% денежных средств, полученных от всех размещений на иностранных площадках [5].
Основные украинские компании, которые осуществили операции 1РО на международных фондовых рынках показаны в Таблице 1.
Таблица 1
Компания Дата Место Объем Изменение
размещения проведения IPO привлеченных средств, $млн. цены с момента IPO, %
Ukrprodukt group 11.02.2005 Лондон 6,0* -47.6
XXI Век 16.12.2005 Лондон 67,9* -95.34
Астарта" 17.08.2006 Варшава 31.7 319.2
TMM 29.05.2007 Франкфурт 105.0 -85.5
Ferrexpo plc 20.06.2007 Лондон 213,0* 254.4
DUPD 01.06.2007 Лондон 103,0* -32.6
Кернел 23.11.2007 Варшава 218.0 262.5
KDD Group 19.12.2007 Лондон 63,7* -89.7
Мироновский 15.05.2008 Лондон 187,0* 20.6
хлебопродукт
Cadogan 23.06.2008 Лондон 152,8* -88.6
Petroleum
Агротон 07.11.2010 Варшава 54.3 4.68
Авангард 06.05.2010 Лондон 123,0* -6.67
Источник: обработано на основе рассмотренных материалов [6;7;8]. Самые успешные украинские компании, которые вышли на международные фондововые рынки через операции 1РО показаны в Таблице 2.
Таблица 2
Украинские компании, которые привлекли самые большие суммы денег через операции
1РО
Компания Сумма привлеченного капитала через 1РО, млн. дол.
Ferrexpo 424
Мироновский Хлебопродукт 371
Кернер 218
AvangardCo 208
KDD Group 143
Источник: [9;10].
Большинство украинских компаний осуществляют операции 1РО на альтернативная площадка Лондонской Фондовой биржи - А1М, которая была основана в 1995г. специально для размещения акций средних и небольших компаний (далее — MidCaps). В 2006 году AIM, возможно, достигла своего пика с более чем 400 IPO/SPO и объемом привлеченных средств в размере более 30 миллиардов долларов. В настоящее время на AIM торгуется 1500 компаний из более чем 100 стран мира; с начала 2009 года, несмотря на кризис, на AIM было привлечено около 900 млн. долларов средств, что доказывает эффективность и жизненность этой площадки как места для подъема капитала.
Сегодня AIM, по мнению многих, является ведущей мировой площадкой для размещения акций MidCaps и его ключевое преимущество — наличие на AIM около 900 фондов — качественных инвесторов, готовых инвестировать десятки миллиардов долларов долгосрочных ресурсов в быстрорастущие перспективные компании со всего мира. Для AIM характерны весьма либеральные требования к системе корпоративного управления, возможность быстрой подготовки компании к размещению, разумные затраты, возможность продажи незначительного пакета акций эмитента — от 1 процента и т.д.
IPO — для тех, кто хочет полностью реализовать себя и существующие уникальные возможности роста в современной Украине. Например, самая дорогая и известная ритейловая компания мира — Wal-Mart была создана в 1962 году и к моменту IPO в 1970г. она имела 38 супермаркетов в сельской Америке. Компания создала успешную бизнес модель, и перед ней лежала вся Америка для ее тиражирования, однако Wal-Mart не могла больше привлекать долг для финансирования своего роста. На момент IPO в 1970г. капитализация компании составила смешные $21 млн. Однако, продавая акции и привлекая капитал, компания смогла полностью реализовать свою успешную стратегию и сейчас стоит более $ 240 млрд., а семья Уолтонов — основателей Wal-Mart — cегодня богатейшая семья Америки.
Сейчас нужно проводить интенсивную подготовку и «доупаковку» компаний с тем, чтобы быть готовым провести IPO. Так как общий тренд направлен наверх, чему нас учит более чем 500-летняя современная история рынков акций. Кроме того, даже в неблагоприятные для проведения IPO периоды в течение года бывает 3—4 момента, когда сделку можно успешно провести. Как правило, наиболее оптимальные периоды для проведения IPO обычно — весна и осень.
Если сравнивать облигации как дополнительное привлечение средств в компанию, то сотни компаний, успевшие выйти на рынок облигаций до начала кризиса внезапно столкнулись с необходимостью срочно искать ресурсы для рефинансирования оферт по облигациям. И хотя ряду эмитентов это удалось, тем не менее, становится очевидным, что нельзя обеспечивать устойчивый рост бизнеса только за счет кредитного/долгового финансирования. Кризис показал, что в Украине нет длинных пяти-семи летних денег, необходимых для реализации долгосрочных инвестиционных проектов и финансировать такие проекты фактически годовыми кредитами/облигациями - прямой путь к разорению.
Выводы. Если бизнес компании хорош — а в Украине сотни изумительных бизнесов — инвесторы непременно заинтересуются компанией, IPO будет успешным, а оценка
компании привлекательной. При этом всегда стоит стремиться провести первичное размещение одними из первых в отрасли, поскольку инвесторы на рынке акций ищут уникальные истории. Все понимают, что хорошо проведенное IPO — это прямая дорога к дешевым международным ресурсам, а значит, к конкурентному преимуществу и расширению своей доли на рынке.
Литература
1. A. Еременко 1РО - патриоты // Бизнес. - 2007. - №13. - 56-59 с.
2. Национальный комитет IPO Украины [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://ipo.expert.ua
3. С. В. Гвардин 1РО: стратегия, перспективы и опыт российских компаний. - Москва: Вершина, 2007. - 264 с.
4. И. А. Никонова Ценные бумаги для бизнеса: Как повысить стоимость компании с помощью IPO, облигационных займов и инвестиционных операцш. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 350 с.
5. Р. Геддес IPO и последующие размещения акций: Пер. С англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 352 с.
6. London Stock Exchange [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.londonstockexchange.com.
7. Warsow Stock Exchange [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpw.pl
8. Deutsche Boerse [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.deutsche-boerse.com
9. Финансовые новости [Електронний ресурс]. - Режим доступа: www.IPOfinancial .com
10. А. Еременко Выход. Есть // Бизнес. - 2007. - №47. - 19. - 62-63 с.