Научная статья на тему 'Операции IPO украинских компаний на международных фондовых рынках'

Операции IPO украинских компаний на международных фондовых рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ / ИНВЕСТИЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОНДОВЫЕ БИРЖИ / ЭМИТЕНТЫ / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фищук И. Н.

Первичное публичное размещение акций (Initial Public Offering IPO) компании является одним из наиболее важных механизмов на рынках капитала. Это одновременно и канал для получения молодыми компаниями нового капитала, а также способ для первоначальных инвесторов выйти из участия в капитале и реализовать прибыли на свои инвестиции. В статье раскрываются особенности первичного размещения акций украинских компаний на международных фондовых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операции IPO украинских компаний на международных фондовых рынках»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОНДОВОГО РЫНКА

УДК 339.727.2

И. Н. Фищук

ОПЕРАЦИИ IPO УКРАИНСКИХ КОМПАНИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОНДОВЫХ РЫНКАХ

Первичное публичное размещение акций (Initial Public Offering - IPO) компании является одним из наиболее важных механизмов на рынках капитала. Это одновременно и канал для получения молодыми компаниями нового капитала, а также способ для первоначальных инвесторов выйти из участия в капитале и реализовать прибыли на свои инвестиции. В статье раскрываются особенности первичного размещения акций украинских компаний на международных фондовых рынках.

Ключевые слова: размещение акций, инвестиции, международные фондовые биржи, эмитенты, капитал.

Выходя на западные биржи, украинские компании преследуют две основные цели - привлечь капитал, недоступный на местном рынке, а также создать имя на международных рынках капитала. Первый вопрос, на который должны себе ответить собственники большого бизнеса, -нужна ли их компаниям публичность. И второй вопрос: зачем его компании становиться публичной. Понятно, что основная причина - привлечение капитала. То есть владельцы бизнеса должны иметь стратегическое видение будущего своей компании, после того как проведут IPO.

Для многих владельцев бизнеса с постсоветского пространства оказывалось большой неожиданностью, что новые миноритарные акционеры хотят быть в курсе каждого шага и они, вчера еще единоличные собственники, обязаны отчитываться за все, что делают. При этом все действия должны быть правильно задокументированы, а это значит, что каждый документ должен проходить проверку юристов и пиарщиков. Основной владелец бизнеса должен понимать: обязательство регулярно предоставлять расширенную финансовую и управленческую отчетность не является просто формальностью. И независимый совет директоров - это не фиктивный орган управления, и он действительно будет контролировать деятельность компании. При этом большинство независимых директоров имеют «нездоровую» привычку узнавать больше, чем менеджмент старается им рассказать. Также будут введены ограничения на распоряжение оставшимися у мажоритария акциями. А понятие «инсайдерская информация» перестанет быть пустым звуком, и собственник компании будет нести ответственность за информацию, которая может повлиять на цену акций на бирже. И что совсем немаловажно, у владельца бизнеса появится новая обязанность - отвечать на вопросы армии финансовых аналитиков, юристов, аудиторов и других консультантов. Однако все эти трудности и неприятности отпугивают очень незначительный процент предпринимателей, так как все понимают, что хорошо проведенное IPO - это прямая дорога к дешевым международным ресурсам, а значит, к конкурентному преимуществу и расширению своей доли на рынке.

Также IPO является важным имиджевым фактором. Компанию, чьи акции котируются на

© Фищук И. Н., 2011.

7

Новый университет. 2011. № 6.

ISSN 2221-7347

международных биржах, воспринимают как серьезного партнера, который точно не «кинет» ни коллег, ни клиентов. IPO подразумевает изменение самой стратегии развития бизнеса. Основным критерием эффективности менеджмента становятся не прибыль собственников, а рост капитализации компании. Который, впрочем, легко конвертировать в деньги при ее продаже.

На другой уровень выходят и отношения менеджмента с инвесторами и акционерами. В публичной компании они тщательно регламентированы с тем, чтобы сделать руководство реально независимым, подконтрольным не отдельным лицам, а отлаженной процедуре управления. Наконец, компания, соответствующая требованиям ведущих международных бирж, даже безотносительно к реальным котировкам ее акций - привлекательный клиент для крупных банков. Как для выдачи ей кредитов, так и для выпуска облигаций. В силу своей прозрачности. И наоборот, сотрудничество с крупным международным банком, выдававшим компании кредиты или помогавшим выпускать облигации, весьма положительно скажется при подготовке к IPO.

1РО не самый дешевый источник средств: расходы могут составить до 10-15% от суммы привлеченного капитала. Причем работает правило: чем больше сумма привлечения, тем меньше доля этих расходов. В среднем привлечение средств на бирже дешевле, чем кредиты и финансирование через облигации. Тем более что затраты на IPO разовые. Если предприятие хорошо подготовлено и эффективно работает, даже многие миллионы, вложенные на этапе запуска акций в обращение, окупятся сторицей [1].

Сумма затрат на подготовку к размещению акций зависит от множества факторов: объема работ по приведению компании в соответствие с требованиями бирж, стоимости услуг советников и самой биржи, презентационных расходов и т.д. И менеджмент компаний, уже вышедших на биржи, и представители финансовых компаний сходятся в том, что минимальная цена выхода на IPO - миллион долларов. Верхний предел может быть на порядок выше, особенно при выходе на дорогие американские биржи.

Расходы на подготовку к IPO должны осуществляться из собственных средств компании. Оплата труда большинства советников, консультантов, юристов, аудиторов - почасовая. Чем меньше в компании порядка, тем больше часов их рабочего времени будет затрачено. На презентационные расходы влияет удаленность биржи, с которой намереваются работать. Они включают в себя расходы на телефонные переговоры и на организацию презентаций и роад-шоу (а значит, и многочисленные поездки должностных лиц компании в страны размещения). Соответственно, взаимодействие с Варшавой обойдется дешевле, чем с Лондоном или Фрак-фуртом, а с Лондоном и Франкфуртом - дешевле, чем с Нью-Йорком, Токио или Гонконгом.

Объем привлечённых средств украинскими компаниями от операций 1РО на международных фондовых рынках, млн. $

1013,32

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Объём привлечённых средств украинскими компаниями через операции 1РО на международных фондовых рынках с 2005 по 2011 гг. [3]

8

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Первой IPO на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (AIM) осуществила 11-18 февраля 2005 года компания «Укрпродукт» (точнее, ее дочерняя Ukrproduct Group), занимающаяся производством молочной продукции. Компания продала 27,21% акций, выручив за это 6 млн. английских фунтов [2]. Их купили 18 институциональных и 33 частных инвестора. За период начиная с 2005 года по средину 2011 года украинские компании привлекли 1983,02 миллионов долларов США через операции 1РО на международных фондовых рынка (рис.1).

Успешное проведение 1РО во многом зависит от правильного выбора фондовой торговой площадки. На выбор эмитентом торговой площадки влияют такие факторы как размер размещения, целевая база инвесторов, ликвидность, нормативно законодательная база регуляции, расходы, которые должна осуществить компания, исторический опыт. Для украинских предприятий, которые желают осуществить размещение акций на зарубежных площадках, существует большой выбор фондовых бирж. Но, как показывает практика, наиболее удачной фондовой площадкой за объемами привлечённых средств является Лондонская фондовая биржа (рис. 2). За оценками экспертов, подготовка размещения на ЛФБ на 30-40% дешевле, чем в Нью-Йорке, также за географическим расположением Лондон находится ближе, чем Нью-Йорк или Гонконг. Лондон также является мировым финансовым центром, и ему присущи те же стандарты корпоративного управления, культура и профессионализм участников.

Украинские компании на Лондонской фондовой бирже, млн. $

322

Ferrexpo Мироновский Avangard Co Investments

хлебопродукт Public Ltd

Рис. 2. Украинские компании на Лондонской фондовой бирже [4]

Большинство украинских компаний разместили свои акции на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (А1М). Так как торговая площадка характеризуется минимальными требованиями к компании и тут можно получить доступ к максимально возможному количеству потенциальных инвесторов. Например, согласно требованиям основной площадки Лондонской биржи, после размещения ценных бумаг как минимум 25% акций компании должно котироваться на рынке в открытом обращении (free-float), в то время как на альтернативной площадке такое ограничение отсутствует [5].

Украинские компании на А1М, млн. $

208

Рис. 3. Украинские компании, которые осуществили 1РО на Alternative Investment Market

9

Новый университет. 2011. № 6.

ISSN 2221-7347

Варшавская фондовая биржа является одной из наибольших в Центральной и Восточной Европе. Украинские компании выбирают Варшавскую фондовую биржу, так как у нее либеральные условия к листингу, достаточное количество инвесторов, которые знакомы с украинским рынком, отсутствие жестких условий финансовой отчётности. Также терриориально биржа ближе расположена с Украиной чем Лондон или Нью Йорк, один из факторов который влияет при выборе торговой площадки украинскими компаниями (рис. 4).

Украинские компании на Варшавской фондовой бирже, млн. $

218

Astarta Holding Kernel Holding Agroton Milkiland N. V. Coal Energy S.A.

(Шдерланди) S. A.

(Люксембург)

1РО

Рис. 4. Украинские компании на Варшавской фондовой бирже [6]

За 2008 год эмитенты во всем мире привлекли ресурсов через IPO всего на 84 млрд долларов США, в 2009 году - уже на 113 млрд долларов США. А вот только за 9 месяцев 2010 года объем IPO составил 146 млрд долларов США. Причем, по информации Thomson Reuters, 62% от этого объема обеспечивалось эмитентами с развивающихся рынков. Столь высокий объем размещений компаний с развивающихся рынков является своего рода историческим рекордом

[7].

Украинское законодательство содержит ряд ограничений, которые не позволяют украинским эмитентам осуществлять прямой выход на IPO. Эти ограничения связаны с набором положений акционерного законодательства, которое в том числе определяет, что акции украинских эмитентов должны быть номинированы в национальной валюте, содержит ряд положений, касающихся преимущественного права акционеров, и т.д. Более того, для размещения ценных бумаг за пределами Украины требуется разрешение ГКЦБФР, поэтому за всю историю ни разу не было осуществлено прямого размещения акций украинских эмитентов. Поэтому украинскими компаниями применяется две основные структуры для выхода на IPO: выпуск глобальных депозитарных расписок или создание иностранного холдинга.

Выводы. Интеграция украинских компаний в мировую экономику позволяет активно использовать разные инструменты для привлечения финансирования и усиление деятельности предприятий относительно выхода на международные фондовые рынки связанная с успешным осуществлением публичного размещения. Достижение эффективности 1РО обусловленная возможностями каждой конкретной торговой площадки, оптимальное размещения достигается за счет минимизации расходов и максимизации отдачи от продажи акций предприятия многим инвесторам.

Библиографический список

1. Кукса, В. Это сладкое слово 1РО. Украинские предприятия открывают для себя прогрессивный способ интеграции в мировую экономику // Зеркало недели. - 2007. - № 35 (664).

2. Никонова, И. А. Ценные бумаги для бизнеса: Как повысить стоимость компании с помощью IPO, облигационных займов и инвестиционных операций. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 350 с.

10

ISSN 2221-7347

Экономика и право

3. Национальный комитет IPO Украины. [сайт]. URL:http://ipo.expert.ua.

4. London Stock Exchange. [сайт]. URL:http://www.londonstockexchange.com.

5. Еременко, А. 1РО - патриоты // Бизнес. - 2007. - № 13. - С. 56-59.

6. Warsow Stock Exchange. [сайт]. URL:http://www.gpw.pl.

7. Пресс-релиз Франкфурт и Варшава остаются наиболее привлекательными для IPO украинских эмитентов от 28.10.20Ш.[сайт]. URL:http://dagda.com.ua.

Статья поступила в редакцию 30.07.2011. * 11

ФИЩУК Ирина Николаевна - аспирант кафедры международной экономики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.