4. Долгова С.Р. Первая иркутская книга // Сибирская археография и источниковедение. - Новосибирск, 1979. -С.183-186.
5. Душкин Ю. Иркутский благотворитель // Иркутская старина. - Иркутск, 1994. - Вып. 2. - С.26-29.
6. Иркутская летопись 1661-1940 гг. / Сост., автор предисловия и примечаний Ю.П. Колмаков. - Иркутск: Оттиск, 2003. - 848 с.
7. Иркутск: Историко-краеведческий словарь. - Иркутск: Сибирская книга, 2011. - 596 с.
8. Кротов В.А. Летопись города Иркутска, 1652-1856 гг. -Иркутск: Сибирская книга, 2014. - 448 с.
9. Куликаускене Н.В. Прошлое - будущему. - Иркутск: Сибирская, 2012. - 312 с.
10. Материалы к истории г. Иркутска. - Иркутск, 1903. -
С.252-265.
11. Середа Н.Н., Калягин А.Н. Николай Андреевич Белоголовый - его жизнь и врачебная деятельность (к 180-летию со дня рождения и 120-летию со дня кончины) // Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова. - 2015. - Т. 10. №3. - С.125-129.
12. Чернигов А.К. Иркутские повествования. 1661-1917 годы. - Иркутск, 2003. - Т. 2. - 432 с.
13. Чупаловы // Краткая энциклопедия купечества и коммерции Сибири. - Новосибирск, 1998. - Т. 4. Кн. 2. - С.127-128.
14. Шахеров В.П. Иркутск купеческий: История города в лицах и судьбах. - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006. - 176 с.
15. Энциклопедический словарь. - Иркутск, 2006. -368 с.
REFERENCES
1. GAI0.F.32.0p.9.D.1.L.1-97. (in Russian)
2. GAI0.F.50.0p.7.D.5.L.203 about. (in Russian)
3. Dolgova S. Irkutsk, December 12, 1807 // Vostochno-Sibirskaja Pravda. - 1971. - 17 August. (in Russian)
4. Dolgova S.R. The first book of Irkutsk // Siberian Archeology and Source. - Novosibirsk, 1979. - P.183-186. (in Russian)
5. Dushkin Yu. Irkutsk benefactor // Irkutsk old. - Irkutsk, 1994. - Vol. 2. - P.26-29. (in Russian)
6. Irkutsk chronicle 1661-1940 gg. / Comp., Author of the preface and notes Y.P. Kolmakov. - Irkutsk: Impression, 2003. -848 p. (in Russian)
7. Irkutsk Local History Dictionary. - Irkutsk: Siberian book, 2011. - 596 p. (in Russian)
8. Krotov V.A. Annals of the city of Irkutsk, 1652-1856 gg. -Irkutsk: Siberian book, 2014. - 448 p. (in Russian)
9. Kulikauskene N.V. Past - future. - Irkutsk: Siberian, 2012. - 312 p. (in Russian)
10. Materials for the history of Irkutsk. - Irkutsk, 1903. -P.252-265. (in Russian)
11. Sereda N.N., Kalyagin N.A. Nikolai Andreyevich Griffon
- his life and medical practice (to 180 anniversary of his birth and the 120th anniversary of the death) // Vestnik Natsionalnogo Mediko-Khirurgicheskogo Tsentra imeni N.I. Pirogova. - 2015.
- Vol. 10. №3. - P.125-129. (in Russian)
12. Chernigov А.К Irkutsk narrative. 1661-1917 years. -Irkutsk, 2003. - Vol. 2. - 432 p. (in Russian)
13. Chupalovy // Short Encyclopedia of merchants Siberia. - Novosibirsk, 1998. - Vol. 4. Bk. 2. - P.127-128. (in Russian)
14. Shaherov V.P.. Irkutsk merchant: History of the city in the faces and lives. - Khabarovsk: Publishing house «Amur lists», 2006. - 176 p. (in Russian)
15. Collegiate Dictionary. - Irkutsk, 2006. - 368 p. (in Russian)
Информация об авторе:
Неделько Николай Федорович - доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.
Information About the Authors:
Nedelko Nikolai F. - Associate Professor, MD, PhD, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1
© АМАР Д. - 2016 УДК: 37.033
неоценимая заслуга в развитии современного медицинского образования в Монголии
педагогов бурятского происхождения
Доржийн Амар
(Союз учителей-ветеранов Монголии, Улан-Батор, Монголия, председатель - проф. Д. Амар)
Резюме. Образование Монголии исходит с древних времён. В формировании образования большую роль сыграли учителя, ученые и исследователи. История должна быть подлинной. В настоящее время наш народ стал высокообразованным и гордится своими знаниями во всем мире. И кто на самом деле оказал в этом помощь? Какие трудности были преодолены? Так именно наши педагоги внесли неоценимый вклад в дело обучения и воспитания детей народа, не щадя свою жизнь. В последнее время стали писать и понимать, будто бы с недавних времён наше образование стало улучшаться и продвигаться вперёд, забывая при этом ту огромную роль, сыгравшую в преодолении трудностей тех времён педагогов-ветеранов. Наша цель - напомнить всё это.
Ключевые слова: Монгольская Народная Республика, Монголия, образование, медицинское образование, педагоги, буряты.
invaluable accomplishment of the teachers of buryat origin in the development of modern medical education in mongolia
Dorzhiyn Amar
(Union of teachers - veterans of Mongolia, Ulan Bator, Mongolia)
Summary. Education of Mongolia comes from ancient times. In the formation of education teachers, scientists and researchers played an important role. The story must be true. At present our people are highly educated and proud of their knowledge worldwide. And who actually gave this help? What difficulties have been overcome? So that our teachers have made an invaluable contribution to the training and education of the children of the people, not sparing their lives. In recent years one began to write and understand that since recent times our education began to improve and move forward, forgetting the vital role of teachers - veterans in overcoming the difficulties of those times. Our goal is to remind all this.
Key words: Mongolian People's Republic, Mongolia, education, medical education, teachers, Buryats.
Издавна Монгольский народ почитал культуру и образование. В 1-11 веках до нашей эры Гунны имели не только свою письменность, но и открывали свои школы. И по сей день, большой интерес ученых нашей планеты привлекают более 600 исторических памятников устного народного творчества Монголов XIII века, в том числе «Сокровенное сказание Монголов». До революции 1921 года в Монголии вели свою активную деятельность очень много школ и учителей. Однако появилась необходимая потребность народа в современном образовании. и большую роль в решении данной проблемы сыграли не только отечественная интеллигенция, но и зарубежные ученые, педагоги и преподаватели бурятского происхождения.
В период независимости 1911 года и победы народной революции 1921 года в Монголии работало и трудилось много интеллектуальных людей. Однако знания и образования специалистов и исследователей того времени были неодинакового квалификационного уровня и педагогического направления. Важная задача правительства заключалась в дальнейшем повышении и изменении интенсификации в ликвидации последствия неграмотности, быстрому овладению письменностью, улучшении и повышении образования народа до международного уровня. В данный период важно было получить помощь от близких по культуре и языку монгольского народа педагогов и учителей бурятского происхождения.
После провозглашения независимости страны в 1911 году и после создания Министерства иностранных дел Монголии был приглашен из Бурятии Цэвээн Жамсранов в качестве чиновника по делам школ и культуры Монголии.
Цэвээн Жамсранов родился в 1881 году в Агинской Бурятии Читинской области Российской Империи. В 1892 году он поступил в начальную школу, в дальнейшем учился в гимназии Санкт-Петербурга и 1901 году окончил педагогический курс в городе Иркутске. В 1909-1910 гг. с выходом в свет перевода книги «География Азии» Ж. Цэвээна началась его культурно-просветительская деятельность в Монголии. В 1912-1913 гг. Ж. Цэвээн вручил официальное письмо первому вице Министру Министерства иностранных дел Ханддоржу и чиновнику Правительства (Сайн Ноён Хан) Намнансурэну по поводу дальнейшего развития школ в стране, также в 1915 году в качестве переводчика принимал участие в трехсторонних переговорах трех держав. С 1912 по 1920 гг. он активно принимал участие в разработке школьной программы. Скоро он был избран членом-корреспондентом Академии наук Советского Союза.
В 1924 году, когда впервые было учреждёно Министерство просвещения Монголии, первым его Министром был Онхуд Сангижавын Жамъян - почётный член Научного Института Бурятии. Министром народного просвещения Монголии был Эрдэнэбатхаан (Никито Феодорович Бутухан), проработавший с 1924 по 1929 гг. Эрдэнэбатхаан родился в 1888 году вторым сыном семи детной бурятской семьи крестьяника Феодора, посёлка Тара аймака Бохан (Беехен) Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской губернии Российской Империи. После окончания педагогического курса Эрдэнэбатхаан с 1914 года стал преподавать в Монголии. В 1921 году он работал чиновником по делам школы Министерства Внутренних дел. 14 февраля 1924 года после образования Министерства народного просвещения Эрдэнэбатхаан работал чиновником Министерства и в ноябре 1924 года стал его министром. За этот срок он сыграл огромную роль в укреплении школ, повышении образования трудящихся. Эрдэнэнбатхаан с 1924 по 1929 гг. 5 лет проработал министром просвещения Монголии.
Третьим министром народного просвещения (1929-1932 гг.) был Бадамын Дугаржапов. Он родился в 1899 году в местечке Тегне Бурятской Автономной Республики Российской Империи. Начиная с восьмилетнего возраста до 1915 года, преподавал в русской начальной школе, потом работал писарем в Администрации Хоринского аймака. Переехав в Монголию в конце 1921 года и в 1924 году, принял гражданство Монгольской Народной Республики. За этот срок он работал в книжной палате академии, также переводчиком в ЦК МНРП, также исполнял и другие политработы вместе с монгольскими революционерами. Б. Дугаржанов лично принимал участие в создании школ, в подготовке учительских кадров и ликвидации неграмотности трудящихся. Из архив-
ных материалов видно, что жизнь Министра Эрэдэнбатхаана и Дугаржава закончилась неблагоприятно. Оба они работали Министром 3 года. Среди преподавателей Бурятского происхождения Лэгдэнгийн Балжир и Цэрэнпилийн Шаравнямбуу занимают особо важное место.Они внесли огромную заслугу в развитие образования Монголии, особенно в деле подготовки учительских кадров.
Цэрэндоржийн Цэвэгжав родился в 1893 году в местечке Шинэст в Автономной Бурятии сыном семьи скотовода Цэрэндоржа. С детских лет, наряду с ведением скотоводства, самостоятельно учился, продвигал свое образование. В дальнейшем он продолжил свое обучение в Народном университете Шанявского города Санкт-Петербурга и в скором времени успешно закончил его. После свержения манчжурского гнёта в Монголии, он стал первым педагогом первейшей школы автономной Монголии. После победы народной революции в Монголии он поступил в ряды Монгольской народно-революционной партии. С этого времени он работал учителем, в дальнейшем директором «Первоначального студенческого школьного заведения», «Главного военного училища», «Первой средне-образовательной школы». В дальнейшем его педагогическая карьера была непосредственно связана с главным партийным и государственным учебным заведением страны, где он весьма успешно работал и стал престижным наставником многих людей и специалистов с высоким образованием. Репрессия Монголии 1937 года не обошла и его. Его супруга Карма родилась в Хорь аймаке Бурятской Республики. Карма была передовой работницей здравоохранения и образования.
Ц. Цэвэгжав является истинно первым и передовым специалистом во всех областях науки, культуры и образования, здравохранения и во многих других областях страны. Он был наставником многих выдающихся людей Монголии, как биолог лауреат государственной премии Э. Шагдар, народный художник У. Ядамсурэн, ученый геолог Ж. Дугэрсурэн, академик Б. Рагчаа и так далее. Сыновья Ц. Цэвэгжава, Ц. Пунцагноров и Ц. Хасбаатар были известными учеными и политическими деятелями. Х. Мэргэн - сын известного переводчика, заслуженного деятеля культуры Монголии Ц. Хасбаатара тоже является ведущим переводчиком нашей страны и тоже заслуженным деятелем Монголии. Родная сестра Ц. Цэвэгжава Ц. Сэржмядаг родилась в 1901 году в местечке Шинэст Хорь аймака Республики Бурятия. Закончив русскую общеобразовательную среднюю школу она работала учителем в Хорь аймаке, потом шесть лет училась в медицинском высшем институте города Иркутска. В 1928 году, после приезда в Улаанбаатар, она работала врачом в центре охраны здоровья матери и младенчества. Наряду с работой в столице, она также эффективно преподавала по направлению вышестоящих инстанций на курсах по подготовке врачей и медсестёр в Архангайском, Булганском и Южногобийском аймаках, тем самым получила огромную признательность среди местного населения. За короткий срок Цэрэндоржийн Сэржмядаг проявила себя как образцовый специалист и профессионал своего дела. По возвращении из Южногобийского аймака она в 32 года скончалась от автомобильной катастрофы. И сегодня настал час прославления таких многих выдающихся деятелей Монголии бурятского происхождения.
Лэгдэнгийн Балжир родился в 1910 году в местечке Суул Нарс района Хэжингийн Бадан Бурятии Российской Федерации вторым сыном семьи Лэгдэна. В 1923 году он был зарегистрирован подданным 9-ого десятника сомо-на Сантайхан Бурятского Хошуна реки Онон аймака Хан Хэнтий.
После создания Бурятской начальной школы в Хосоот, он учился в этой школе и окончил 4 класса. В 1923 году в 13 лет, приехав вместе с родителями в Монголию, стал заниматься скотоводством в долине реки Онон, и в 1925 году после приезда в Улаанбаатар стал школьным учеником. В ученические годы был старостой класса, редколлегией настенной газеты, членом ученического совета, членом президиума, потом и председателем ревсомола. Он был активным учеником и с помощью учителей создал кабинет природоведения. В 1928 году он окончил кратковременный педагогический курс и стал учителем средней школы. По решению Министерства просвещения Монголии с 25 февраля 1929 года начал свою педагогическую карьеру учителя географии в первой средней школе. 29 марта 1929 года ему было вручено свидетельство учителя средней
школы № 321, и по приказу министра просвещения был назначен директором подготовительной средней школы Цэцэрлэг мандал сомона аймака Архангай. В его школе работали 2 учителя и учились 50 учеников из 16 хошунов. Существуют факты о том, что во время его работы в Архангае, он широко проводил, особенно среди молодёжи, просветительскую работу по обучению письменности, грамотности.
После успешного завершения работы подготовительной средней школы аймака Архангай в начале 1931 года по решению Министерства Народного просвещения был назначен заведующим отделом аймака Убурхангай с целью усиления просветительской деятельности, улучшения и укрепления педагогических работ в школах. В данный период его просветительской работы встречались множество преград, таких как: бойкот школы, нанесение материального ущерба, запрещение ученикам (детям) ходить в школу и так далее.
В июле 1933 года по приказу Министерства народного просвещения и здравоохранения он был назначен инспектором просветительских работ среди населения. Он был ответственным за распространение письменности, передвижного кино, за работу красного уголка, также он работал учителем в образцовой школе. До октября 1938 года он также работал в Военном училище, преподавал воинам. И после этого он опять вернулся работать в образцовую школу.
Л. Балжир впервые в Монголии перевёл с русского языка учебники по арифметике 5-7-х классов, сборники упражнений, учебные пособия и учебники по геометрии. Его деятельность по переводу учебников русского языка началась с 1935 года. В июле 1941 года по приказу министра просвещения был командирован директором школы аймака Завхан. В феврале 1942 года стал работать инспектором средних школ, заведующим отделом и специалистом-экспертом методики школьного образования, заведующим секцией повышения квалификации учителей, заведующим редакцией журнала «Учитель», директором вечерней школы учителей и членом коллегии Министерства просвещения. Также он лично принимал участие в создании педагогического училища в Архангайском и Восточном аймаках и работал учителем и директором. И с 1959 года более 30 лет преподавал в Улаанбаатарском педагогическом училище. Так он успешно проработал в местах, где была необходимость педагогической деятельности. Л. Балжир выпустил 20 педагогических трудов с более 200 печатных листов. За время своей педагогической деятельности он подготовил более 600 специалистов. Правительство Монголии высоко оценило его труд и он был удостоен высокого звания «Заслуженный учитель МНР», награжден орденом «Трудового Красного Знамени», дважды орденом «Полярная Звезда» , также медалями и почётными грамотами.
Цэрэнпилийн Шаравнямбуу родился 15 марта 1909 года в селе Хайцага Бурятии. В 1920 году Ц. Шаравнямбуу со своим другом Баваасан самостоятельно научился Монгольскому письму, далее в 1922 году учился в русской школе в Алтанбулаге, в 1924 году в студенческом училище и с 29 марта 1929 года принимал участие в создании образцовой школы в аймаках Убурхангай, Баянхонгор и далее в Улаан-Баторе. В 1942 году, когда было учреждено звание «Заслуженного учителя Монголии», данного звания были удостоены 4 учителя, из них два учителя - Дондогийн Цэвэгмэд и Цэрэнпилийн Шаравнямбуу были бурятского происхождения.
Отец Цэрэнпила Шаравнямбуу, заметив своего у сына склонность к учебе грамоте, просил учить сына арифметике и русскому языку. Осенью 1920 года Цэрэнпил попросил своего друга Баламсоо отправить своего сына с его сыном Баваасан в Кяхту учиться русскому языку к русской учительнице, в 1922 году сыновья решили продолжить дальнейшую учебу в русской школе в Алтанбулаге рядом с заводом Бренова. В это время дети жили в чужой семье, где выполняли домашнее задание. К большому сожалению, в 1923 году эта школа была снесена и перестала существовать. В тот же год они стали учениками Амаржаргала, где изучали монгольскую письменность. В начале сентября 1924 года, приехав в столицу, они продолжили свою учёбу в средней школе. Когда они учились в 4-ом классе средней школы, было вынесено решение в центрах пяти аймаков создать новую подготовительную школу, и с целью подготовки учительских кадров они были переведены в педагогическое училище. До 29 марта 1929 года в педагогическом училище Ц. Шаравнямбуу из-
учал арифметику, грамматику, географию, природоведение и так далее, получил удостоверение на право преподавания арифметики в средних классах. Он был направлен учителем начальной школы Эрдэнэцогт сомона аймака Баянхонгор, с 1929 по 1937 гг. он работал директором в подготовительной средней школе аймака Цэцэрлэг и средней школе аймака Убурхангай, а также учителем в образцовой школе города Улаанбаатара.
С 1937 по 1942 гг. работал учителем и заведующим учебной частью педагогического училища, заведующим курсом подготовки учителей.
В тридцатые годы Ц. Шаравсамбуу был автором и переводчиком многих учебников по алгебре, геометрии, арифметике.
Ц. Шаравнямбуу является первым учеником и учителем столичной средней школы, студентом-учителем, первым учителем студентов средних классов и первым "Заслуженным учителем Монголии" 1942 года.
Ц. Шаравнямбуу с 1942 по 1946 гг. учился в Монгольском Государственном Университете (МонГУ) и после завершения университета с 1946 по 1952 гг. был заместителем министра просвещения, работал директором института повышения квалификации учителей и в последние годы работал преподавателем физики и математики в Государственном Педагогическом Институте.
Высокооценив творческуюдеятельность Ц. Шаравнямбуу, Правительство Монголии наградило его орденами Сухэ-Батора, Трижды орденом Трудового Красного Знамени, Полярной Звезды, званием «Заслуженный учитель МНР" и многими другими почётными медалями.
Учёный, писатель Дондогийн Цэвэгмид родился в 1915 году в Баяндун сомоне Восточного аймака Монголии. Он был академиком и действительным членом Академии Наук Монголии, доктором биологических наук, профессором. Заслуга этого истинно выдающегося человека в том, что он проявил замечательные успехи во вступлении Монголии в ООН, став её действительным и равноправным членом, подняв имя Монголии во всем мире.
Мне приходилось лично принимать участие в организации 90-летнего юбилея со дня рождения Д. Цэвэгмида в 2005 году, 100-летия Ц. Шаравнямбуу и Л. Балжира в 2010 году, выступить с научными докладами на научных конференциях этих талантливых и выдающихся людей, выступить по телевидению и в печати. В 2011 году мне приходилось выступать с докладом о заслуженном учителе Л. Балжире на международной научной конференции.
Важное место в развитии современного образования в Монголии занимает Цэвээн Жамсранов, Ж. Цэвээн родился в 1881 году в Агинской Бурятии Читинской области Российской Империи. В 1892 году поступил в начальную школу, в дальнейшем в гимназию Санкт-Петербурга. После окончания преподавательских курсов города Иркутска в 1901 году занимался исследовательской работой. В 1909-1910 гг. переведенная им книга "География Азии" на монгольский язык стала широким объектом развития культуры и образования в Монголии. В 1911 году, приехав в Монголию по приглашению, стал помощником-чиновником культуры в Министерстве иностранных дел.
Ж. Цэвээн в 1912 году разработал школьную программу и правила первому заместителю Министра иностранных дел Монголии Ханддоржу. В 1913 по 1915 гг. работал переводчиком во время визита в Россию Сайн ноён хан Намнасурэна, Чин ван Ханддоржа и принимал участие в Кяхтинском трехстороннем переговоре трех держав.
Выдающийся ученый, дважды лауреат государственной премии Монголии, академик, доктор наук, профессор Бямбын Ренчин, внёс неоценимый вклад в дело развития Монгольской филологии и культурного наследия монголов, был ученым-педагогом с бурятским корнем. Его многочисленные ученики и последователи, как и своего великого наставника, внесли огромный вклад в дело развития культуры и образования в Монголии. Его сын академик Р. Барсболд, являясь «Заслуженным деятелем науки», также внёс огромный вклад в развитие науки в Монголии. Его дочь - доктор наук, профессор, «Заслуженный учитель Монголии» Р. Индра занимает почётное место в сельскохозяйственной науке Монголии. Также его старшая дочь - доктор медицинских наук, профессор, народный врач Монголии Р. Нямаа была