Научная статья на тему 'Иран и Афганистан: экономическое сотрудничество в новом веке'

Иран и Афганистан: экономическое сотрудничество в новом веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Меркулова И.

«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 5, с. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иран и Афганистан: экономическое сотрудничество в новом веке»

И. Меркулова,

историк

ИРАН И АФГАНИСТАН: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В НОВОМ ВЕКЕ

После проведения антитеррористической операции и свержения режима талибов в истории Афганистана начался новый период. Страна пребывала в состоянии войны 23 года и важнейшей задачей после достижения относительной политической стабилизации стало восстановление ее экономики. Многие государства направили свою помощь Кабулу, однако результаты оказались не особенно воодушевляющими. Интерес мирового сообщества к Афганистану постепенно угасал, и Кабулу приходилось рассчитывать на свои собственные силы и на помощь ближайших соседей, не в последнюю очередь - Ирана.

Прежде чем анализировать экономическое сотрудничество двух стран на современном этапе, следует кратко остановиться на истории их экономических контактов в последнее столетие. На протяжении первой половины XX в. Иран не играл существенной роли ни в политической, ни в экономической жизни Афганистана, так как не располагал необходимыми для этого ресурсами. Со второй половины XX в. Афганистан опирался преимущественно на финансовую и материальную помощь со стороны великих держав, в первую очередь СССР. Однако с 1973 г. (после государственного переворота Мохаммада Дауда и провозглашения республики) Афганистан начал переориентацию своего внешнеполитического курса на соседний Иран и арабские государства Персидского залива, пытаясь обрести в их лице альтернативного экономического спонсора. Иран к тому моменту обладал огромным запасом финансовых средств, получаемых от продажи нефти, а также пользовался поддержкой США и мог выступать реальным конкурентом СССР в регионе. В этих условиях начались ирано-афганские переговоры о планах экономического развития. Был урегулирован традиционный спорный вопрос о распределении вод реки Гильменд: согласно подписанному соглашению, Афганистан обязался на постоянной основе выпускать из своих водохранилищ в русло реки ежесекундно 26 куб. м воды. В октябре 1974 г. Иран пообещал предоставить Афганистану 10 млн. долл. США на изучение ряда эконо-

мических проектов и еще 2 млрд. долл. на их реализацию сроком на 10 лет. В 1975 г. было обещано предоставить еще 1,1 млрд. долл. на строительство трансафганской железной дороги. Однако шах Мохаммад Реза Пехлеви не выполнил своих обещаний, что подорвало доверие афганцев к Тегерану. Апрельскую революцию 1978 г. шахский Иран не принял, не приняло ее и шиитское духовенство, пришедшее к власти в стране после исламской революции. Исламская Республика Иран активно поддерживала антиправительственные силы - моджахедов, в частности, партию шиитов-хазарейцев «Вахдат-е ислами».

С приходом к власти талибов экономические отношения между двумя странами были подорваны, однако Иран, для которого режим талибов представлял прямую угрозу безопасности, предпринимал попытки для оказания влияния па политическую ситуацию в Афганистане, проводя последовательную антиталибскую политику и поддерживая Объединенный фронт («Северный альянс»). Антитеррористическая операция, проведенная США, устранила в Афганистане режим талибов, что в Иране было воспринято позитивно, однако сам факт интервенции США и их союзников в соседнюю страну Тегеран не поддержал - это было бы отступлением от внешнеполитического курса ИРИ. Поэтому Иран акцентировал внимание на международном характере этой операции, делая упор на роли ООН.

С октября 2001 г. начался новый этап в развитии ирано-афганских отношений, важную роль в них стало играть экономическое сотрудничество. После свержения режима талибов Иран одним из первых выразил намерение оказать помощь в восстановлении разрушенной экономики Афганистана. Тегеран активно содействовал проведению Боннской конференции в декабре 2001 г. и подписанию «Соглашения о временных механизмах в Афганистане до восстановления постоянно действующих правительственных институтов», а также одним из первых признал временную администрацию во главе с Хамидом Карзаем. На международной конференции по содействию государственному и экономическому возрождению Афганистана, прошедшей в Токио в феврале 2002 г., Иран заявил о готовности предоставить Афганистану 500 млн. долл. безвозмездной помощи на восстановление экономики.

За четыре года после установления новой власти в Кабуле Иран сделал многое для восстановления Афганистана. Экономическую помощь, оказываемую ИРИ Афганистану, можно разделить на два направления - двустороннее сотрудничество и усилия Ирана по координации международной помощи стране-соседу. В 2002-2004 гг. Иран предоставил Афганистану 381,9 млн. долл. на восстановление экономики. В 2005-2006 гг. планировалось оказать помощь в размере 100 млн. долл. Приоритетное внимание уделялось восстановлению и развитию наиболее важных отраслей экономики Афганистана - сельского хозяйства, энергетики, а также строительству дорог и коммуникаций.

Основой для сотрудничества в области сельского хозяйства стало соглашение, заключенное между министерствами сельского хозяйства двух стран, в соответствии с которым Иран обязался оказывать помощь в восстановлении ирригационных каналов и систем водоснабжения в западных провинциях Афганистана, а также предоставить сельскохозяйственный инвентарь, семена, удобрения. Соглашение предусматривает и подготовку специалистов. За короткий срок были достигнуты весьма существенные результаты: налажено водоснабжение в западных провинциях страны, а также в Кабуле и Кандагаре; началось строительство центров механизации сельского хозяйства, был открыт оросительный канал длиной 1200 км в Герате.

Второй важной отраслью, на развитие которой Иран уже затратил 13,6 млн. долл., стала энергетика. Финансируемые Ираном проекты предусматривали строительство двух ЛЭП: Тейебаг-Герат и Торбете-Джам-Герат. Первая ЛЭП введена в строй в 2003 г., вторая - в 2005 г., что во многом облегчило проблему энергоснабжения в западных провинциях Афганистана. С апреля 2003 г. были снижены цены на поставки в Афганистан электроэнергии из Ирана.

Каковы цели широкомасштабной экономической помощи Ирана Афганистану? В числе приоритетных - увеличение двустороннего товарооборота и развитие транзитной торговли. И успехи здесь вполне ощутимы: согласно иранским данным, товарооборот двух стран вырос значительно и составляет сегодня около 260 млн. долл. На сегодняшний день Иран является одним из ведущих торговых партнеров Афганистана, заметно потеснив Пакистан. Наря-

ду с этим, Тегеран заинтересован в налаживании и развитии региональной интеграции в различных отраслях. Подтверждением чему может служить заявление, сделанное Мохаммадом Мехди Камкаром, иранским представителем в Межправительственном комитете по торгово-экономическому сотрудничеству: «Иран в своих отношениях с Афганистаном не ограничивается только торговлей и экспортом товаров. Иран намеревается поставлять продукцию совместного ирано-афганского производства на рынки в третьи страны».

Основная часть иранской помощи направлялась в западные провинции Афганистана. Не следует объяснять это только стремлением оказать особую поддержку проирански настроенному губернатору провинции Герат Исмаил-хану или воспрепятствовать централизации страны под властью правительства Карзая. После снятия Исмаил-хана с поста губернатора иранская помощь продолжает поступать в Афганистан. Преимущественная направленность иранской помощи на запад страны-соседа объясняется давними историческими, культурными и экономическими связями между этим регионом Афганистана и Ираном: в западных провинциях, населенных в основном персоязычными таджиками, традиционно преобладало иранское влияние.

Помимо оказания помощи Афганистану в рамках двустороннего сотрудничества, Тегеран прилагает усилия по координации международной помощи, направляемой на восстановление афганской экономики. Нужно сказать, что основная доля помощи, оказанная Ираном Афганистану, направлялась через Организацию Экономического Сотрудничества (ОЭС), активным членом которой является ИРИ. В октябре 2002 г. в иранском городе Мешхеде была проведена международная выставка «Участие в восстановлении и развитии Афганистана», на которой были представлены 400 компаний из семи стран. Многое делалось Ираном и для налаживания транзитной торговли в регионе. Так, в мае 2003 г. в ходе ирано-афгано-индийских переговоров в иранской столице были подписаны два меморандума, существенно расширившие торговлю и снижавшие таможенные пошлины в целях содействия транзиту по территории этих стран. В июне 2003 г. на саммите глав Ирана, Афганистана, Таджикистана и Узбекистана в Тегеране были заключены два многосторонних договора по вопросам транзита

и развития торговли, которые предусматривали открытие магистрального сообщения между Узбекистаном и Афганистаном, а также между Таджикистаном и Афганистаном с перспективой выхода к Персидскому заливу (через иранские порты).

И все же, несмотря на то, что экономическое сотрудничество между Ираном и Афганистаном развивается довольно успешно и динамично, на пути этого процесса имеется ряд препятствий, в числе которых: вопрос о распределении вод реки Гильменд; проблема трансграничного наркотрафика; проблема афганских беженцев в Иране, а также расхождение интересов в области газотранспортной политики. Распределение вод реки Гильменд является многолетней проблемой для двусторонних отношений. Как уже упоминалось, при Дауде этот вопрос был урегулирован, однако в 1999 г. талибы в одностороннем порядке нарушили соглашение, перекрыв доступ воды в Гильменд. В результате пограничным с Афганистаном иранским провинциям Белуджистан и Систан был нанесен огромный экономический ущерб. В августе 2002 г. шлюзы водохранилища были открыты, однако затем неоднократно перекрывались афганской стороной вновь (возможно, под давлением США). Таким образом, проблема реки Гильменд остается и еще подлежит урегулированию.

Фактором, серьезно омрачающим двусторонние отношения, является непрекращающийся поток наркотиков по всей линии ирано-афганской границы, протяженность которой составляет 900 км. После свержения талибов Афганистан вернул себе титул крупнейшей страны-производителя наркотиков, поставив в 2002 г. на мировые рынки 3400 т наркотических веществ. В 2005 г. эта цифра выросла до 4100 т. Попытки контролировать этот наркопоток, предпринятые международным сообществом совместно с правительством Хамида Карзая, пока не принесли результатов, несмотря на изданный в январе 2002 г. указ президента Афганистана о запрете производства в стране наркотиков. Согласно докладу, опубликованному Управлением ООН по наркотикам и преступности (ЦКОБС), в 2004 г. в Афганистане производилось 87% всего героина в мире. Хотя наблюдалось некоторое сокращение посевных площадей опиумного мака, производство опиума-сырца снизилось ненамного. Ситуация осложняется тем, что помимо местной наркомафии в Афганистане действуют транснациональные

мафиозные группировки. Кроме того, производство и продажа наркотиков являются также основными источниками финансирования полевых командиров, которые по сию пору контролируют целые регионы страны. Афганские власти принимают меры для исправления ситуации: в различных областях учреждаются правительственные агентства по борьбе с наркотиками, осуществляются операции по уничтожению посевов мака, совместно с Ираном реализуется программа по замещению плантаций наркосодержащих культур традиционными сельскохозяйственными культурами. Тегеран, в свою очередь, также осуществляет ряд мер в этой области. Иран занимает первое место среди граничащих с Афганистаном государств по количеству конфискованного опиума на своей границе. Иранские правоохранительные органы регулярно изымают у наркокурьеров крупные партии наркотиков (в 2004 г. изъято около 300 т), вдоль линии ирано-афганской границы возводятся заградительные сооружения.

Не менее важной является проблема репатриации афганских беженцев из Ирана. Иммиграция афганцев в соседний Иран началась сразу после апрельской революции 1978 г., однако пика она достигла с приходом к власти талибов (2000 г. - более 240 тыс. беженцев). В Иран бежали в основном таджики и хазарейцы, преследуемые в Афганистане талибами (большая часть которых -пуштуны). В 2001 г. после падения режима талибов Тегеран поставил вопрос о репатриации афганских беженцев со своей территории. В 2002-2003 гг. в Женеве были подписаны соглашения между Исламской Республикой Иран, Афганистаном и Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), которые установили порядок репатриации афганских беженцев с территории Ирана. Согласно договоренностям, репатриация должна носить добровольный характер, при этом беженцам гарантируется оказание услуг по транспортировке и медицинскому обслуживанию, ускоренное прохождение таможенных процедур. С начала реализации программы из Ирана в Афганистан добровольно вернулись около 1,3 млн. беженцев. Однако на территории Ирана до сих пор остаются еще порядка 950 тыс. официально зарегистрированных афганских беженцев. Принимая это во внимание, Иран, Афганистан и представительство УВКБ подписали в Герате 29 июня 2005 г. соглашение о продлении сроков программы добровольной

репатриации беженцев до 20 марта 2006 г., после чего репатриация, по заявлениям иранских чиновников, будет осуществляться уже в принудительном порядке.

Одним из противоречий ирано-афганского экономического сотрудничества являются их различные подходы к газотранспортной политике в регионе. Афганистан заинтересован в строительстве трансафганского газопровода (ТАГ) Туркменистан-Афганистан-Пакистан, который будет приносить ему ежегодно порядка 300 млн. долл. за транзит, создаст дополнительные рабочие места и ускорит строительство дорог и коммуникаций на территории Афганистана вокруг газопровода. На правительство Карзая в этом вопросе огромное влияние оказывают США. Активным участником этого проекта выступает президент Туркмении Сапармурат Ниязов, который стремится увеличить экспорт туркменского газа и выйти на мировые рынки, пытаясь преодолеть зависимость от России. В мае 2002 г. в Исламабаде президентами Туркмении, Пакистана и Афганистана было подписано межправительственное соглашение о строительстве газопровода. Был создан Руководящий комитет по реализации этого соглашения, в состав которого вошел четвертый участник проекта - Азиатский банк развития. 26 июня 2003 г. на 6-м заседании Рабочего комитета в Ашхабаде был утвержден «южный маршрут» газопровода: Довлетабад-Ге-рат-Кандагар-Кветта-Мултан. Планировалось подключение к проекту Индии. Пока Дели не дал своего согласия, однако их представитель принял участие в очередном, 9-м заседании Руководящего комитета по строительству ТАГ, которое состоялось в Ашхабаде в феврале 2006 г.

Проект трансафганского газопровода сталкивается с многочисленными трудностями: не сформирован международный консорциум, существуют финансовые проблемы, которые препятствуют началу строительства. Главным препятствием на пути реализации проекта является все еще нестабильная политическая ситуация в Афганистане, по территории которого планируется проложить 830 км газопровода. Существуют сомнения и в достаточности запасов газа на туркменском Довлетабадском месторождении. Не последнюю роль в торможении данного проекта играет и позиция Ирана. Официально Тегеран не выступает против строительства ТАГ, но в то же время активно пытается реализовать альтер-

нативный проект газопровода - Иран-Пакистан-Индия. Для его участников этот проект является более выгодным с экономической точки зрения. Иран в этом случае получит новый крупный рынок сбыта для своего природного газа (по его запасам Иран занимает второе место в мире после России). Индия - крупнейший в Южной Азии импортер углеводородов - сможет удовлетворить свои потребности в газе, сэкономив на его транспортировке около 300 млн. долл. Пакистан, помимо иранского газа, сможет получать плату за транзит, которая по различным оценкам составит от 580 до 700 млн. долл. ежегодно.

Главным тормозом этого проекта стало напряженное состояние индо-пакистанских отношений. В период их наибольшего обострения Индия и Иран разрабатывали даже план прокладки газопровода по дну Аравийского моря в обход территориальных вод Пакистана, но такой вариант оказался слишком дорогим и экономически невыгодным. В связи с нынешним потеплением отношений между Индией и Пакистаном преграды па пути строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия вроде бы устранены: в июле 2005 г. в ходе первого заседания совместной индийско-пакистанской рабочей группы в Дели была достигнута договоренность о начале строительства газопровода в 2006 г. Финансовых препятствий к этому нет, международный консорциум был создан еще в 2000 г., а проблема обеспечения безопасности газопровода не стоит здесь столь остро, как в Афганистане. Однако нельзя сказать, что препятствий для реализации этого масштабного проекта совсем нет. В его реализации не заинтересованы США. Вашингтон препятствует достижению окончательных договоренностей, оказывая, в частности, давление на Пакистан и угрожая Исламабаду введением экономического эмбарго. Впрочем, на пути реализации газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан препятствий и проблем куда больше.

В заключение следует сказать, что в силу давних исторических, культурных и экономических связей Иран и Афганистан, бесспорно, заинтересованы в развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Иран, как уже было сказано, сыграл весьма значимую роль в восстановлении экономики Афганистана, успешно реализовав за короткий срок ряд проектов в ведущих отраслях афганской экономики: сельском хозяйстве, энерге-

тике, дорожном строительстве, а также выступая в качестве координатора международной помощи Афганистану. Нельзя не признать, однако, что отношения двух соседних стран могли бы быть более тесными и плодотворными, если бы не антииранская политика Вашингтона, на военную поддержку которого в значительной степени опирается режим Хамида Карзая. Нынешнее кабульское правительство, не имея внутри страны прочной политической опоры, вынуждено лавировать между Тегераном и Вашингтоном в стремлении обеспечить свои политические и экономические интересы. В целом же отношения между ИРИ и ИРА развиваются в позитивном направлении, и при наличии доброй воли все проблемы, существующие сегодня в отношениях между двумя странами, могут быть успешно решены.

«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 5, с. 28-31.

Петр Топычканов,

историк

ПАКИСТАН: ВОЙНА БЕЗ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

В начале июня 2006 г. в пакистанских городах Кветта (провинция Белуджистан), Рахим-Яр-Хан и Мултан (провинция Пенджаб) полиция задержала 13 членов суннитской экстремистской группировки «Лашкар-е-Джангви» («Армия Джангви»). В числе задержанных - лидеры экстремистов Хабиб Улла и Насир Кашиф. Хабиб Улла несет ответственность за организацию 28 атак на пакистанских шиитов, в результате которых погибло более сотни человек. Насир Кашиф, возглавлявший бригаду смертников в южном Пенджабе, причастен к теракту в шиитской мечети города Карачи в мае 2005 г. Жертвами взрыва стали пять человек, еще 20 получили ранения. В ходе полицейских рейдов были обнаружены тайники с оружием, боеприпасами и детонаторами, свидетельствующие о подготовке боевиков к новым терактам. На счету «Лашкар-е-Джангви» убийство корреспондента Wall Street Journal Дэниэла Перла в 2002 г., два покушения на президента Пакистана Первеза Мушаррафа в 2003 г., многочисленные нападения на шиитов. 13 июня этого года произошло еще одно событие: в условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.