Научная статья на тему 'IPO как форма интеграции компаний в мировое экономическое сообщество'

IPO как форма интеграции компаний в мировое экономическое сообщество Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / IPO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечепуренко А. А.

В ходе интеграции России в мировую экономику неизбежен процесс слияния российских компаний с иностранными, и это является объективной тенденцией современного мира. В данной статье рассматривается проблема выхода российских компаний на IPO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «IPO как форма интеграции компаний в мировое экономическое сообщество»

Хотя, безусловно, надо учитывать и фактор преобладающего негосударственного финансирования в США (венчурные фонды, частный бизнес). Созданная в США инфраструктура включает ведущие университеты, национальные лаборатории и производственные структуры, функционирующие в составе венчурных компаний. Число продуктов, произведенных в США с помощью нанотехнологий, превысило 3 тысячи, а более половины патентодержателями являются американские компании, университеты или частные лица. Даже Японии довольно трудно конкурировать с США и ей приходиться ограничивать наноактивность более ограниченными целями.

Развитие нанотехнологий в США привело к изучению социальных последствий развития наноиндустрии, ее позитивном влиянии на рынок труда и на прогресс медицины, а также о возможных негативных последствиях накопления нанопродуктов на здоровье человека и на окружающую его среду.

В России все еще имеется высокий интеллектуальный потенциал научных и образовательных учреждений, высокий уровень исследований в области нанотехнологий, по ряду направлений опережающий мировой уровень. Развитие российских исследований и разработок в этой области позволит национальным компаниям развить внутренний рынок высоких технологий, а также восстановить научно-технический паритет с развитыми странами.

Таким образом, разработка и финансирование нанотехнологий может привести к значительному прорыву в информационных и телекоммуникационных технологиях, в том числе в финансовой и банковской сфере, в сфере образования, в медицине и многих других сферах. Российская экономика обязана держать курс на достижение технологического лидерства в доступных сегментах мирового рынка. Вместе с тем задачей российского правительства должно стать создание условий, при которых отечественным компаниям будет выгодно конкурировать с ведущими мировыми транснациональными компаниями за привлечение мирового потребителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарелли С.О. О двух типах экономики: Менеджмент / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. С. 476-482.

2. Клейман Ю.А. Смена технологических укладов на основе внедрения инноваций как фактор техникоэкономического развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008. Т. 6. № 1. С. 161-168.

3. Нанотехнологии в России и в мире // www.metodolog.ru

4. РазумноваЛ. Россия - ВТО: интересы российских экспортеров // Мировая экономика, 2006. № 10. С. 17-23.

5. Рябкова Д. Киев - Москва - ВТО // Инвестгазета, 2008. № 38. С. 16-21.

6. Скоробогатов А.С. Российская стабильность последних лет: предпосылка экономического развития или институциональный склероз // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2007. Т. 5. Ч. 2. № 1. С. 41-51.

7. http: //www.cisstat.com/

IPO КАК ФОРМА интеграции КОМПАНИЙ В МИРОВОЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

НЕЧЕПУРЕНКО А.А.

Ростовский государственный университет путей сообщения министерства путей сообщения Российской

Федерации, аспирантка, e-mail: [email protected].

В ходе интеграции России в мировую экономику неизбежен процесс слияния российских компаний с иностранными, и это является объективной тенденцией современного мира. В данной статье рассматривается проблема выхода российских компаний на IPO.

Ключевые слова: IPO; интеграция; инвестиции

Коды классификатора JEL: F 15

Основные факторы, на которые необходимо обратить внимание владельцам бизнеса при подготовке компании к IPO, сводятся к следующим.

1. Упорядочение юридической структуры. В большинстве своем у российских компаний бизнес состоит из нескольких организаций, которые юридически между собой не связаны. Для привлечения значительных инвестиционных ресурсов, напротив, необходимо обосновать взаимозависимость таких компаний, составить консолидированную отчетность и убедить инвестора в их платежеспособности, прибыльности и устойчивости. В связи с этим, возможно, потребуется создать компанию с ясными связями и консолидированной отчетностью.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

2. Обеспечение показателей управленческой отчетности и данных официального бухгалтерского учета. В этом плане предпочтительным является построение управленческого учета на основе данных бухгалтерского учета (например, консолидация данных по нескольким организациям с устранением внутреннего оборота) плюс использование нефинансовых показателей оперативного учета.

3. При подготовке к IPO работу компании следует организовать в рамках Кодекса корпоративного поведения. Основная задача в этом случае заключается в том, чтобы выстроить прозрачные взаимоотношения с миноритарными акционерами, между советом директоров и топ-менеджментом.

4. Публичный статус компании подразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании (due diligence), это необходимое условие успешного проведения IPO. Процедура формирования объективного представления требует усилий, прежде всего, от самого эмитента. Необходимо определить, какие аспекты деятельности компании, и в каком объеме, должны быть раскрыты, чтобы можно было говорить о достаточной публичности эмитента. В основном к ним относятся структура компании, структура капитала и активов, акционеры, финансовое состояние компании, рыночные и специфические риски деятельности, корпоративная политика, перспективы развития, финансовая прозрачность, для которой характерно то, что в течение двух или трех лет должен проводиться аудит представителями одной из ведущих мировых аудиторских фирм. В свою очередь, для этого необходимо, чтобы бухгалтерская отчетность компании велась по западным стандартам в формате IAS (International Accounting Standard - Международный стандарт финансовой отчётности, МСФО) или GAAP (Generally Accepted Accounting Principles - общепринятые принципы бухгалтерского учета) (в зависимости от того на какой из мировых фондовых бирж планирует котироваться компания).

5. В последние годы инвесторы внимательно относятся к активам компании, предлагающей свои акции. Наличие эффективного производства и современных технологий зачастую оценивается выше, чем нематериальные активы и перспективы отрасли.

6. Другим немаловажным моментом является наличие у компании перспектив в том секторе экономики, где она функционирует. Такие факторы, как доля компании на рынке, наличие современных технологий производства, ясная стратегия развития, высокое качество оперативного управления, перспективность отрасли и сектора рынка - все это позволит определить перспективы компании, а соответственно повлияет и на эффективность размещения.

Другой составляющей, требующей внутреннего изменения в компании, является удовлетворение требованиям фондовых бирж к эмитенту, в частности, в области корпоративного управления, перечень которых приведен ниже:

- соблюдение прав акционеров и заинтересованных сторон;

- наличие эффективного наблюдательного органа;

- четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления;

- выстроенная система управленческой отчетности для наблюдательного органа;

- формализованная и прозрачная политика компании, гласная процедура назначения/переизбрания и вознаграждения директоров и руководителей компании;

- информационная открытость для акционеров и заинтересованных сторон;

- наличие эффективных систем внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Документами, которые являются подтверждением того, что компания следует нормам корпоративного поведения, будут являться:

• финансовая отчетность по стандартам IAS или US GAAP вместе с аудиторским заключением за последний календарный год;

• годовой отчет эмитента;

• копия Кодекса корпоративного поведения (при наличии документа);

• заполненные Приложения 3, 3а к правилам листинга;

• копии внутренних документов [1].

Помимо оговоренных выше требований, многое предстоит сделать не только на корпоративном уровне, но и на общероссийском. В частности, необходимо согласовать правила листинга на ведущих российских биржах с мировой практикой [4], т.к. многие российские компании осуществляют двойной листинг (на местных и международных площадках).

Нужно определить основные характеристики (компетенции) организации необходимые для достижения оптимального состояния и дальнейшего развития. Затем поместить эталонные характеристики в многомерное признаковое пространство и поместить туда же существующие параметры конкретной организации, провести необходимое сравнение и предложить варианты оптимизации существующей организации для достижения эффективного состояния.

Алгоритм решения задачи можно представить следующим образом.

1. Целеполагание. Формирование вектора признаков (x,y,z,...), характеризующих объект исследования (в нашем случае объектом исследования являются организации);

2. тбор наиболее информативных признаков, отражающих цели исследования;

3. Формирование признакового пространства, позволяющего представить объект исследования в виде точки (совокупности признаков);

4. Расчёт эталона (точки), обеспечивающего оптимум целевой функции организации;

5. Идентификация качеств компании;

6. Принятие решения о направлении изменения качественных характеристик компании;

Проблемой первых двух пунктов предлагаемого алгоритма является отбор совокупности предложений

(критериев J показателей состояния объекта и системы управления xi), которые для удобства будем далее обозначать общим символом Sj. Решение этой проблемы осуществляется исключительно с помощью привлечения экспертов.

Каждый эксперт готовит свои предложения Sj по поставленному вопросу. В результате получаем наборы предложений

П, i=1 n, (1)

где n - общее число экспертов.

Определяется общий перечень предложений

п = U. П., (2)

который предъявляется всем экспертам.

Предлагается каждому из экспертов проанализировать П и:

а) задать шкалу оценки (назвать минимально и максимально возможные значения баллов, соответственно а и а );

0i тк’

б) указать баллы, в соответствии с выбранной шкалой, определяющие приоритет предложений aji (i -номер эксперта; j - номер его предложения).

На этом этапе следует ввести общую шкалу бальной оценки. Обычно предлагается следующая процедура:

все aji каждого из экспертов преобразуются по формуле:

а- = (а - а ) : (а - а ), (3)

ji v ji min V x max i min v ’ ' *

где а , а . соответственно минимальное и максимальное значения указанных баллов i-го эксперта.

min i max i

Формула (3) позволяет, не ограничивая экспертов заданием единой шкалы измерений, преобразовать разнородные высказывания к единому отрезку [0;1]. Процедура (3) осуществляет сдвиг и масштабирование шкал. Сдвиг начала отсчёта производится в первую точку каждого ряда, хотя у различных экспертов

эта точка могла быть расположена не на одинаковом расстоянии от начала аналогичной базовой шкалы.

Сходные претензии можно предъявить и к масштабированию.

В целом этот способ не является оптимальным.

В данной работе предлагается усовершенствовать исследуемую процедуру и вместо (3) использовать

(4):

а-л = (ал - V : (ат - аД (4)

это позволяет избежать указанных выше проблем.

Далее значения а- усредняются по экспертам:

а- = 1/n In i=1 ад (5)

Набор усреднённых весов даёт распределение важности исследуемых предложений (по мнению сформированного состава экспертов).

Пусть объекты (организации) О и А характеризуются трёхмерными векторами соответственно (х1О; х2О; х3О) и (х1А; х2А; х3А). Кроме того, существует так называемая эталонная организация - объект Э (х1Э; х2Э; х3Э).

В качестве меры оценки «расстояния» между точками А и Э, О и Э признакового пространства, в кото-

рой каждой точке соответствует определённая ситуация, предложено использовать соотношение:

d (А,Э) = (INW ki (xiA - Х^1* (6)

d (0,Э) = (INi=1 ki (xi0 - xlэ)p)1/p, (7)

где р - показатель, отражающий структурные свойства меры. При р = 2 имеем обобщённое евклидово пространство.

Параметры ki отражают важность характеристик xi и выравнивают их размерность.

Обобщая рассмотренную выше технологию расчёта меры и информативности признаков, получаем следующий алгоритм.

1. На основе потенциалов точек, заданных в табличном виде, формируем совокупность точек обучающей последовательности. Эти точки (объекты) информация о которых экспертам известна и она служит для расчёта неизвестных параметров искомой меры. К ним предъявляются требования типичности и репрезентативности.

2. Определяем пары сравниваемых объектов и находим «расстояние» между ними по формуле d =

МА - МВ. '

3. Записываем выражение (5) для d В) через неизвестные параметры меры ki при соответствующих значениях р и N.

4. На основании сравнения пунктов 2 и 3 алгоритма формируется система уравнений относительно неизвестных ki. Так как исходные данные формируются экспертным путём и характеризуются наличием нечёткости и ошибок наблюдений необходимо, чтобы число уравнений было значительно больше числа неизвестных. Это позволит использовать статистические методы решения систем линейных алгебраических уравнений, компенсирующих ошибки данных.

5. Находим обобщённое решение полученной системы уравнений, минимизируя сумму квадратов отклонений левых и правых частей уравнений.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

6. Подставляя найденные коэффициенты ki в (7) получим искомую зависимость.

7. Определим диапазон измерения переменных, характеризующих объект, и осуществим их масштабирование.

8. Перейдём в найденной на этапе 6 зависимости к масштабированным переменным. Соотношение последних коэффициентов меры характеризует их информативность [2].

Принимая решение о проведении IPO, руководство компании должно осознавать, что одного желания выйти на публичный рынок мало, необходимо, чтобы компания соответствовала тем критериям, которые выдвигает рынок. В той или иной степени любой компании необходима структурная перестройка, необходим подготовительный этап.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предварительный этап - на данном этапе эмитент критически анализирует следующие аспекты своей деятельности:

• финансово-хозяйственное положение,

• организационную структуру и структуру активов,

• информационную и финансовую прозрачность,

• практику корпоративного управления (наличие и развитость институтов высшего менеджмента, правила раскрытия информации, распределение полномочий и ответственности, взаимоотношения с акционерами, кредиторами и прочими группами влияния),

• общий менеджмент и управление персоналом,

• систему учета и отчетности - наличие обязательного внешнего аудита всех компаний группы за

трехлетний период, начиная с момента принятия решения и заканчивая датой выхода на биржу,

• юридическое обеспечение деятельности,

• внешние отношения и репутация группы компаний - уровень раскрытия информации о существенных сделках и проектах,

• анализ финансово-хозяйственной деятельности,

• позиция группы компаний на рынке.

По результатам этого анализа компания стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать успешно осуществить IPO.

Это процесс долговременный и его нужно начинать заранее. Время необходимо для того, чтобы сделать прозрачной юридическую структуру компании, заработать репутацию благонадежного заемщика, повысить известность бренда компании - иными словами, стать узнаваемыми на рынке, где впоследствии будет производиться размещение.

Отдельно необходимо отметить важность представления отчётности в формате МСФО.

Перед выходом на IPO компаниям приходится менять структуру и методы раскрытия информации в отчетности по МСФО, чтобы отразить бизнес-процессы наиболее привлекательно для инвесторов. Грамотно раскрытая информация при размещении акций на бирже - залог успешного осуществления IPO и привлечения большего числа инвесторов в компанию.

Цели и задачи выхода на IPO полностью соответствуют целям составления финансовой отчетности по МСФО.

Основными целями и задачами формирования финансовой отчетности по МСФО для IPO являются:

- прозрачность для внешних и внутренних пользователей;

- достоверное и объективное отражение финансового положения, его изменений и результатов деятельности компании;

- систематизация финансовых потоков внутри предприятия;

- поиск инвесторов для расширения производства;

- покупка (продажа, аренда) активов;

- привлечение дополнительных денежных средств в иностранных банках.

Все это необходимо компании, чтобы удержать и улучшить свои позиции на рынке, стратегически подойти к решению основных задач.

Подготовительный этап - во время которого:

- Подбирается команда участников IPO. Основными партнерами компании при подготовке к IPO и непосредственно в процессе размещения на бирже являются:

- банк-андеррайтер, который координирует весь проект, от него зависит, удастся ли компании выйти на рынок на подъеме, структура будущих владельцев акций компании и, следовательно, стабильность будущих торгов. В качестве андеррайтера лучше привлекать компанию, которая обладает большой клиентской базой и известна на рынке, где будет происходить размещение. В отдельных случаях андеррайтером становится банк, с которым у компании уже есть совместные проекты. Вместе с андеррайтером обсуждаются предварительные детали проекта IPO: окончательно выбирается биржевая площадка, определяются диапазон возможной цены размещения и размер пакета акций, выставляемого на торги, а также желаемая структура инвесторов.

- юридическая и аудиторская компании (их нужно выбирать заранее, так как еще до выхода на IPO компании требуются аудированная отчетность и юридически прозрачная структура).

- PR-агентство.

Непосредственная подготовка к выходу на биржу занимает четыре - шесть месяцев в зависимости от того отечественный это рынок или международный, после чего осуществляется IPO. Аналитики считают,

что наиболее разумной стратегией является максимальная подготовка к IPO и выжидание благоприятной рыночной ситуации.

К основным факторам, влияющим на выбор времени IPO, относятся как готовность самой компании к реализации этого проекта, так и состояние рынка (так, не стоит размещаться, если в течение той же недели планируется первичное размещение, например, еще десяти компаний или во время «праздничных» периодов). Но даже при учете этих внешних факторов рыночные условия могут быстро измениться, поэтому неопределенность успеха IPO будет сохраняться до самого конца его проведения [3].

Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг).

При осуществлении IPO так же играет очень важную роль предварительный маркетинг. Его целью является получение отклика инвесторов для определения точного размера и ценового диапазона размещения. Создается Инвестиционный меморандум - документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)

Немаловажным является выбор площадки, на которой будет происходить процедура листинга.

Основной этап - во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг - определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).

Завершающий этап - начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося IPO [5].

Все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы InvestorRelations-службы. Наличие независимых представителей в совете директоров компании, соблюдение прав миноритарных акционеров - все это ведет к значительным изменениям характера ведения бизнеса.

В 2007г. компанией Deloitte & Touche было проведено исследование среди более 100 компаний (страна размещения: Россия, Украина, Казахстан), треть из которых уже провела первичное размещение акций, вторая треть только планирует размещение, а остальные компании ведут активную подготовку к предстоящему листингу. По данным этого исследования большинство компаний положительно оценивают возможность привлечения капитала на местных площадках, хотя многие предпочли бы международное размещение, поскольку международная площадка более популярна и может повысить репутацию компании. Почти 90% респондентов говорят о том, что привлечение международных инвесторов является основной задачей для успешного проведения IPO российскими эмитентами. 18% утверждают, что в идеале инвесторы должны быть как российскими, так и международными. Российские инвесторы популярны в силу краткосрочного характера инвестиций, так как это обеспечивает большую ликвидность акций компаний. Иностранные инвестиционные фонды, в свою очередь, могут предложить крупномасштабные и долгосрочные инвестиции, также западный фондовый рынок значительно стабильнее российского, на нем ниже вероятность спекуляций. Поэтому многие компании практикует процедуру двойного листинга, поскольку это даёт доступ к более широкой базе инвесторов.

По данным исследования основными критериями выбора площадки для размещения являются ликвидность (56%), стоимость листинга (41%), доступ к инвесторам, заинтересованных в акциях СНГ (39%) и сроки размещения (28%).

Также учитываются такой фактор, как географическая удаленность и отраслевая принадлежность.

Например, прохождение листинга на Нью-йоркской фондовой бирже представляет большие сложности, чем на LSE. Процедура выхода на IPO на этой площадке слишком бюрократизирована и занимает весьма длительное время (обычно более года). Это приводит к тому, что, несмотря на большие возможности по привлечению капитала, предоставляемые Нью-йоркской фондовой биржей, большинство отечественных компаний при выходе на IPO предпочитают Лондон.

Специализированные площадки более подвержены конъюнктурным колебаниям, чем обычные фондовые биржи. При признаках спада в отрасли все ценные бумаги, обращающиеся на них, дешевеют практически одновременно, даже если эмитенты расположены в разных концах земного шара.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гвардин С.В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний. - Изд-во «Вершина», 2007.

2. Лябах Н.Н., Шабельников А.Н. Техническая кибернетика на железнодорожном транспорте. Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2002. С. 41-48.

3. Нетёсова А. Российский рынок IPO. Перспективы развития рынка. - «Финансовый директор», www. whcmarket.ru, 2008.

4. Нефедов П. Ждет ли Россию бум IPO? // Рынок ценных бумаг. 2002. N 20. www.vikipediya.ru

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.