УПРАВЛЕНЕЦ /11-12/27-28/2011
Решетникова Татьяна Владимировна
Кандидат экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-15
Тульский Юрий Михайлович
Аспирант кафедры финансовых рынков и банковского дела
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-15 E-mail: yu.tulsky@gmail.com
Ключевые слова
публичное размещение Акций
глобальный рынок IPO
российский рынок IPO
причины выхода российских компаний на рынок IPO
преимущества и недостатки привлечения ресурсов с финансового рынка
Аннотация
Статья систематизирует сущностные подходы к IPO - первичному публичному размещению акций, раскрывает причины интереса российских и зарубежных компаний-эмитентов к выводу акций на фондовый рынок. Анализируется состояние глобального и российского рынка IPO, выявляются перспективы развития IPO как рынка РЦБ-услуг на фоне усиливающейся глобальной экономической интеграции.
К вопросу о сущности публичного размещения акций российских компаний
Понятие IPO (Initial Public Offering) - первоначальное публичное предложение ценных бумаг через фондовый рынок - для компаний, осуществляющих бизнес на европейском и американском экономическом пространстве, является одним из эффективно работающих рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов с фондового рынка.
В Великобритании IPO называют «flotation». Flotation (размещение) -это процесс первого «запуска» публичной/открытой компании путем приглашения публики подписываться на ее акции (его называют также «выходом на публику»). Это относится к эмиссии акций как частных, так и национализированных компаний и может осуществляться путем предоставления ценных бумаг через биржу (introduction), выпуска ценных бумаг с помощью торга (issue by tender), выставления на продажу (offer for sale), размещения (placing) или публичного выпуска новых акций (public issue). После размещения акций они могут стать предметом торговли на фондовой бирже (stock exchange). Размещение акций
позволяет владельцам компании получить новый капитал или осуществить намеченные инвестиции [1].
Понятие IPO значительно более широкое, чем понятие «эмиссия ценных бумаг», так как процедура IPO помимо этапов процедуры эмиссии включает в себя также значительное количество управленческих мероприятий, необходимых для проведения IPO.
Свидетельством важности публичного размещения ценных бумаг в мировой экономике могут служить данные об объеме средств, привлеченных с помощью IPO (табл. 1).
Исследуем различные подходы к категории IPO, используемые в зарубежной и российской практике, выделим сущностные признаки, раскрывающие содержание процесса IPO, систематизируем точки зрения на данную дефиницию. На наш взгляд, генезис понятий IPO позволит более глубоко понять значение и обосновать его роль на уровне макро- и микроэкономики и в целом на рынке ценных бумаг.
В первую группу объединим тех авторов, кто понимает под этой де-
Таблица 1 - Глобальный рынок IPO за период 1996-2010 гг.1
Год количество размещений сумма привлеченных средств, млрд дол.
1996 1837 132,1
1997 1748 144,5
1998 1042 116,3
1999 1372 177,0
2000 1883 210,0
2001 832 94,0
2002 839 66,1
2003 864 49,9
2004 1516 124,5
2005 1537 167,1
2006 1729 247,0
2007 1979 287,1
2008 769 95,8
2009 577 112,6
(1/2)2010 593 99,6
Итого 19119 2123,6
1 Составлено по материалам сайтов www.ipocongress.ru и www.offerings.ru
On the Essence of Russian Companies IPO
^ Tatyana V. Reshetnikova
Cand. Sc. (Ec.), Professor of Financial Markets and Banking Dprt.
Urals State University
of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-15
финицией публичную продажу акций компании на бирже широкому кругу инвесторов, осуществляемую впервые, т.е. такой процесс, с помощью которого организация превращается в открытую и публичную компанию. Так, Ю. Бригхэм и М. Эрхардт считают, что IPO - это процесс преобразования компании в открытую публичную корпорацию путем продажи своих акций большому количеству инвесторов [2]. По мнению В. Н. Едроновой и Т. Н. Новожиловой, это публичная продажа акций компании на бирже широкому кругу инвесторов, осуществляемая впервые [3]. А. В. Лукашов, А. Е. Могин считают, что IPO - это первоначальное публичное размещение: компания впервые выпускает свои акции на рынок и их покупает широкий круг инвесторов [4]. Подход данной группы ученых-экономистов к исследуемому понятию можно назвать классическим, так как он следует из перевода и подтверждает аббревиатуру IPO (Initial Public Offering - первоначальное публичное размещение).
Другая группа авторов, в частности Д. Е. Качановский, Ю. А. Данилов, утверждают, что IPO - это первое публичное предложение акций на рынке, делающееся самим эмитентом или по его поручению брокерами (андеррайтерами) [5]. Однако, на наш взгляд, данное уточнение не является существенным, так как размещение акций все равно осуществляется и не имеет значения - самим эмитентом либо по его поручению. Кроме того, в приведенном определении отсутствует указание на то, что размещение проводится среди неограниченного круга инвесторов, и может появиться сомнение, что данное размещение действительно публичное.
Третья группа авторов подчеркивает, что IPO - это процедура размещения ценных бумаг, как правило, обыкновенных или привилегированных акций или облигаций на открытом
рынке с целью привлечения капитала. Так, С. Росс, Р. Вестерфилд и Б. Джордан считают, что IPO - это самая первая эмиссия ценных бумаг компаний инвесторам [6]. Р. Брейли и С. Майерс понимают под IPO процесс выпуска компанией новых акций и продажи их неограниченному кругу инвесторов с целью привлечения дополнительных денежных средств для компании [7]. Определение данной группы исследователей хотя и несколько противоречит «классической» трактовке понятия IPO, больше применимо к современной российской практике, где данная дефиниция понимается гораздо шире, чем просто первое размещение акций компании на фондовом рынке.
За последние 15 лет этот способ привлечения ресурсов устойчиво присутствует и в практике функционирования российских компаний. Назовем несколько причин, которые, по нашему мнению, способствовали формированию и развитию российского рынка IPO:
• длительный рост стоимости долгового финансирования, в том числе и на зарубежных фондовых рынках;
• необходимость дальнейшего повышения прозрачности бизнеса и адаптация российских публичных компаний к достаточно высоким требованиям по раскрытию информации;
• переход большинства крупных компаний на подготовку и представление финансовой информации и отчетности по МСФО;
• преодоление российским фондовым рынком последствий мирового финансового кризиса;
• объединение основных российских биржевых площадок (ММВБ и РТС) в единую торговую систему и создание Центрального расчетного депозитария;
• необходимость расширения перечня инструментов рынка ценных бумаг, которые могли бы послужить
^ Yury M. Tulsky
Postgraduate of Financial Markets and Banking Dprt.
Urals State University
of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-15
E-mail: yu.tulsky@gmail.com
Key words
INITIAL PuBLIc OFFERING GLOBAL IPO Market
Russian ipo market reasons for Russian companies
TO ENTER THE IPO MARKET
advantages and disadvantages of rasing funds from financial markets
Summary
The article systematizes essential approaches to IPO - initial public offering, reveals the reasons for interest of Russian and foreign issuing companies in making floatation. The paper analyses the current state of global and Russian IPO markets, discovers prospects for IPO development as a market of securities market services.
UPRAVLENETS / 11-12/27-28/2011
УПРАВЛЕНЕЦ /11-12/27-28/2011
А
Источники
1. Экономический словарь: портал коллекции словарей и энциклопедий http://mirslovarei.com/content_eco
2. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-e изд. СПб.: Питер, 2007.
3. Едронова В. Н., Новожилова Т. Н. Рынок ценных бумаг. М.: Магистр, 2007.
4. Лукашов А. В., Могин А. Е. IPO от I до O: пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
5. Качановский Д. Е. IPO как альтернативный финансовый инструмент предприятия в рыночных условиях // Финансы и кредит. 2008. № 39.
6. Росс С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.
7. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.
8. Официальный сайт IPO-конгресса . Режим доступа: www.ipocongress.ru
альтернативным вариантом вложения активов коллективных форм инвестирования;
• ужесточение требований к процедуре листинга на Лондонской фондовой бирже (LSE), что может явиться стимулом для российских компаний-эмитентов отдать предпочтение при размещении своих ценных бумаг российским биржевым площадкам.
Исходя из этого, можно подтвердить интерес российских компаний к рынку IPO данными табл. 2.
Как представляется авторам, интерес этот скорее долгосрочный, рассчитанный на перспективу, поскольку вывод компаний-эмитентов на публичное размещение ценных бумаг до сих пор является для профессиональных участников российского рынка ценных бумаг - андеррайтеров инновационной, а не традиционной услугой.
Каждая компания-эмитент формирует свои собственные цели IPO и для их реализации разрабатывает определенную стратегию. Под стратегией проведения IPO в целях данной статьи будем понимать совокупность определенных действий и принципов поведения компании-эмитента, которые она использует для реализации поставленных целей.
Большинство авторов, чьи исследования по данной тематике были нами проанализированы (Р. Брейли, С. Майерс, Р. В. Колб, Р. Дж. Родригес, Ю. А. Данилов, Е. В. Едронова, Т. Н. Новожилова, Д. Е. Качановский и др.) считают, что одна из целей проведения
IPO состоит в привлечении большого объема капитала или ресурсов компанией для ее развития или расширения бизнеса.
Часть исследователей (С. Брег, А. В. Лукашов, А. Е. Могин, Е. Г. Патрушева, Е. В. Семенкова, В. В. Савицкий и др.) поддерживает ту точку зрения, в соответствии с которой осуществление IPO связано с оптимизацией структуры капитала компании и с диверсификацией структуры источников ее финансирования. По их мнению, снижение стоимости капитала для компании и облегчение дальнейшего привлечения капитала являются важнейшей целью проведения IPO.
Особого внимания заслуживает высказывание ряда авторов (Ю. Бригхэм, М. Эрхардт, Д. Е. Качановский, А. В. Лукашов, А. Е. Могин, А. Ю. Чало-ва, Е. Б. Соломатин, П. В. Шлык и др.) о том, что в качестве целей IPO можно отметить улучшение имиджа и создание положительной репутации компании. Проведение IPO способствует осуществлению эффективной и долгосрочной PR-акции для компании.
Как следствие, у компании повышается доверие со стороны покупателей, поставщиков, сотрудников, расширяется рынок сбыта продукции, появляется возможность для осуществления последующих эмиссий ценных бумаг в целях расширения бизнеса компании.
Результатом успешно проведенного IPO будет получение рыночной оценки стоимости акций компании и определение ее капитализации.
Таблица 2 - IPO российских компаний за период 1996-2010 гг.1
Год Количество размещений Сумма привлеченных средств, млн дол.
1996 1 110,8
1997 - -
1998 - -
1999 1 144,2
2000 1 353,0
2001 - -
2002 4 263,1
2003 2 41,5
2004 5 637,5
2005 15 5225,7
2006 25 18377,2
2007 30 31551,8
2008 6 1431,1
2009 12 1332,8
(1/2)2010 11 3653,3
Итого 113 63122,0
1 Составлено по материалам сайта аудиторской компании Ernst & Young (E&Y) - http://www.ey.com
Систематизация существующих подходов и практика осуществления IPO позволили сформулировать следующее определение данного понятия: IPO - первый выпуск эмиссионных ценных бумаг, в основном обыкновенных акций, а также каждое последующее размещение новых выпусков акций компании, предлагаемое неограниченному кругу инвесторов на рынке самим эмитентом или по его поручению профессиональным участником рынка (андеррайтером), которое позволяет компании решать задачи по развитию, диверсификации и реструктуризации бизнеса.
Проведение IPO характеризуется для эмитента рядом преимуществ и недостатков (табл. 3).
Перспективы процессов IPO в России лежат в плоскости устранения названных недостатков при осуществлении публичных размещений ценных бумаг предприятиями-эмитентами нашей страны.
В процессе публичного размещения взаимодействуют три основные заинтересованные стороны - компания, продавец и инвестор. При этом каждая из сторон стремится к достижению собственных целей. Цель компании-эмитента - максимизация доходов; построение диверсифицированной структуры собственности, расширение сфер деятельности, эффективное привлечение финансовых ресурсов в будущем, обеспечение ликвидности ее акций на вторичном рынке.
Продавец, продающий принадлежащие ему акции, будет стремиться к максимизации доходов и стоимости остающихся у него активов, к тому, чтобы быть отмеченным в качестве участника успешной сделки.
Инвестор будет добиваться максимизации доходности акций и их цены в краткосрочной и долгосрочной перспективе, расширения и диверсификации своего фондового портфеля, накапливания в нем позиций, которые не так легко приобрести на вторичном рынке.
Успешным может считаться такое IPO, в ходе которого интересы все трех сторон сделки совпадают и достигается максимальная цена акции и высокая ликвидность на вторичных торгах.
References
1. Economic dictionary http://mirslo-varei.com/content_eco.
2. Brigham E., Ehrhardt M. Financial management. S.-Petersburg: Piter, 2007.
3. Edronova V. N., Novozhilova T. N. Securities market. Moscow: Magistr, 2007.
4. Lukashov A. V. , Mogin A. E. IPO from I to O: handbook for financial directors and investment analysts. Moscow: Alpina Business Books, 2007.
5. Kachanovsky D. E. IPO as an enterprise's alternative financial tool in market conditions // Finansy i kredit. 2008. № 39.
6. Ross S. , Westerfield R. , Jordan B. The essentials of corporate finance. Moscow: Laboratoriya bazovykh znaniy, 2000.
7. Brealey R., Mayers S. Principles of corporate finance. Moscow: ZAO Olimp-Biznes, 2009.
8. IPO Congress Official Website -www.ipocongress.ru
Таблица 3 - Преимущества и недостатки проведения IPO для эмитента [8]
Преимущества Недостатки
Доступ к значительным финансовым ресурсам Необходимость раскрывать для широкой публики большой объем закрытой ранее информации
Получение оценки текущей рыночной стоимости Длительность всей процедуры и подготовки к ней
Механизм и средства для слияний и поглощений Возможность потери контроля владельцев над компанией
Возможность для владельцев компании диверсифицировать свои активы и перевести часть акций в деньги Риск коллективных судебных исков со стороны инвесторов
Возможность использовать акции как залог для получения займа Зависимость от конечных результатов
Оптимизация структуры акционеров Влияние рыночной конъюнктуры на текущую деятельность компании
Повышение престижности и рост возможностей по продвижению бизнеса
Повышение заинтересованности и лояльности персонала
UPRAVLENETS / 11-12/27-28/2011