методы стимулирования персонала к улучшению режимных и стоимостных показателей обслуживаемого оборудования.
Остается, к сожалению, фактом, что современное состояние разработки методических вопросов управления обслуживанием оборудования отраслей сферы потребительского рынка отстает не только от запросов практики, но и от общего уровня развития науки и практики управления социально-экономическими системами. Преодолеть это отставание можно только с позиций исследования системы управления обслуживанием оборудования как важнейшей подсистемы управления деятельностью отрасли и ее предприятий с учетом особенностей использования и обслуживания оборудования в конкретных процессах потребительского рынка.
В управлении обслуживанием оборудования широко используются очень важные так называемые режимные показатели: длительность простоя в процессах обслуживания (ремонтах, наладке, испытаниях и т.д.) и длительность межремонтных периодов. Чем длительнее простои оборудования в ремонтно-эксплуатационном обслуживании, тем меньше возможности его использования в основных производственных процессах предприятия - производстве продукции и услуг. Поэтому важной задачей управления является сокращение длительности простоя оборудования в процессах обслуживания и удлинение межремонтных периодов при обеспечении основных эксплуатационных характеристик в соответствии с требованиями технологии его использования в процессах производства продукции, организации обслуживания и потребления. Пользователю оборудования не важно, сколько и когда производятся ремонтно-эксплуатационные работы. Ему нужно, чтобы оборудование было всегда готово к включению в производственный процесс с технологически необходимыми параметрами, т. е. находилось в состоянии эксплуатационной готовности.
Литература
1. Денисов А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. - М.: Дело и Сервис, 2002.
2. Жданов С. А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. - М.: Финпресс, 2000.
Е.П. Васичкина
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВИЧНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ (IPO) КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
SOME PECULIARITIES OF IPO ON RUSSIAN STOCK MARKET
Аннотация: в данной статье определены основные тенденции и особенности первичного размещения акций компаний на российском рынке ценных бумаг. Обозначены отличия в технологии размещения акций для России по сравнению с иностранным размещением акций. Отмечены перспективные направления для IPO на российском рынке ценных бумаг.
Ключевые слова: первичное публичное размещение акций компании, инвестирование, финансирование, ценные бумаги, рынок ценных бумаг.
Abstract: in given article the basic tendencies and features of initial public offering in the Russian stock market are specified. There are designated differences in technology of
© Е.П. Васичкина, 2012
share placing for Russia in comparison with foreign share placing. Perspective directions for IPO in the Russian stock market are noted into the article.
Keywords: Initial Public Offering, investment, financing, securities, stock market.
Российские публичные размещения акций (IPO) крупных, известных компаний исторически показывали меньшую доходность в сравнении с размещениями зарубежных компаний как развитых, так и развивающихся рынков, что негативно сказывается на восприятии иностранными инвесторами российского рынка IPO и потенциальных эмитентов из России. Это определяет необходимость исследования основных факторов, оказывающих влияние на ценообразование при первичных публичных размещениях акций российских компаний. Нестабильность на финансовых рынках в 2008-2009 гг. и второй половине 2011 г. повлекла уменьшение активности на первичных рынках и изменение внешних условий проведения первичных публичных размещений. В связи с этим необходимо проанализировать основные тенденции развития рынка IPO и определить направления его развития на среднесрочную перспективу.
Так известно, что компания, которая превращается в публичную, и акции которой свободно обращаются на биржах, становится гораздо более ликвидным активом. Не последнюю роль в стремлении провести IPO играет тот статус, который компания обретает, становясь публичной. Во-первых, такая компания, как правило, имеет значительные масштабы деятельности и все характеристики крупной организации, в противном случае IPO вряд ли бы проводилось. Во-вторых, это повышенное внимание множества заинтересованных сторон и постоянное пребывание компании на виду. В-третьих, для многих российских компаний, например, стремление стать публичными продиктовано желанием защититься от присущих российскому частному бизнесу рисков.
Важным, а иногда и определяющим фактором при проведении IPO является отрасль, в которой действует компания, производящая первичное размещение акций. Следует отметить, что в России инвесторы находят особенно привлекательным сектор нефтегазодобычи. Действительно, еще в начале 2011 года аналитики отмечали, что приток средств, поступающих на российский рынок, в основном происходит благодаря индексным фондам (ETF), ориентированным на покупку акций нефтяного сектора. И это подтверждает динамика индекса РТС и ММВБ, хорошо коррелирующая с динамикой рынка нефти.
Компании нефтегазового сектора очень заинтересованы в дополнительных инвестициях, поскольку в настоящее время идет интенсивное освоение углеводородов на территории Восточной Сибири, которое требует дополнительного вливания денежных средств. Объем государственных субсидий ограничен, иностранные займы вынуждают снижать цену на поставку углеводородов уже на проектной стадии, именно поэтому компании нефтегазового сектора должны обеспечить свою финансовую устойчивость за счет других экономических инструментов, таких как IPO. При этом отметим, что российский термин IPO отличается от западного классического.
Отличие российского термина IPO от классического западного можно представить схемой, изображенной на рис. [1].
Для того чтобы избежать двойного трактования термина, необходимо аккумулировать производные IPO и прийти к единому знаменателю. Для макроэкономической статистики, в том числе, для сравнения показателей по рынку на мировом уровне необходимо отталкиваться от существующей зарубежной практики определения данной процедуры через дополнительный (новый выпуск) акций компании.
Кл<ко1'ихкое 1ГО
Российские варианты IPO
i ♦ т
primary Public Secondary Private Direct Public
Offering Public Offering Offering Offering
(Первичное (Вторичное (Частное [Прямое
публичное публичное размещение) публичное
размещение) размещение) размещение)
К размещению К размещению Акции
предлагается предлагаются размещаются Акции
дополнительный бумаги среди заранее размещаются
(новый) выпуск основного определенного напрямую,
акции компании, выпуска, узкого круга минуя биржевой
принадлежащие ЛИЦ- рынок.
акционерам.
Рис. Трактовка термина IPO
На микро- и мезоуровнях целесообразно трактовать определение не только как новый выпуск акций компании, но и включить в него следующие виды размещения:
- частное размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (placing, private offering);
- размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке - так называемое доразмещение или вторичное публичное размещение (follow-on);
- публичная продажа крупного пакета действующих акционеров - secondary public offering (SPO);
- прямые публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя организованный рынок - direct public offering (DPO).
Однако такая трактовка термина вступает в конфликт с законодательной базой Российской Федерации, в которой под IPO понимается реализация уже существующих акций, часто совмещенная с эмиссией нового выпуска для восполнения доли «старых» акционеров в уставном капитале, более сложна и содержит определенные риски и налоговые ограничения. Как видно, процедура IPO многогранна и объемна по своему наполнению. Для того чтобы корректно произвести все операции, связанные с размещением акций компании необходимо учитывать не только всю последовательность действий: от составления внутренней документации до привлечения инвесторов, но и понятийный аппарат процедуры во избежание ошибок во время сравнительного анализа статистической базы.
IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании и позволяет снизить стоимость привлеченного финансирования. Так же IPO способствует оптимизации структуры капитала и получению более эффективного доступа к рынкам капитала, в том числе западным, а так же открывает новые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка. Для многих отечественных компаний с иностранным капиталом выход на IPO является приоритетным требованием иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
В силу различных требований к публичным компаниям, таких как раскрытие информации об акционерах, прозрачная структура, высокие темпы роста и успешная кредитная история, рассматривать IPO как способ привлечения средств в ближайшие два года могут лишь несколько десятков отечественных компаний из различных отраслей. К ним относятся уже упомянутые предприятия с долей иностранного капитала (западные инвесторы изначально вкладывали средства только в быстрорастущий бизнес, где отлаживали процессы в соответствии с западными же требованиями), а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные. Остальным компаниям потребуется больше времени, чтобы стать публичной компанией.
В последнее время в России наблюдается рост интереса к теме IPO. С одной стороны, избыточная денежная ликвидность вызывает спрос на новые инструменты инвестирования на рынке капиталов. С другой стороны, многие российские компании уже прошли этап становления, нашли свое место на рынке и меняют стратегию развития бизнеса - максимизация капитализации становится приоритетом по отношению к контролю над денежными потоками. Важным моментом в развитии компании становится и нежелание зависеть от одного или нескольких стратегических инвесторов, стремление получить независимость в принятии управленческих и финансовых решений. С третьей стороны, собственники многих российских компаний начинают понимать необходимость диверсификации своих инвестиций и готовы поделиться частью своего бизнеса, чтобы иметь возможность приобрести активы в других отраслях экономики или других секторах финансового рынка [2].
Выбор площадки для IPO является одним из стратегических шагов по привлечению дополнительного финансирования. И здесь необходимо определиться: либо IPO пройдет на базе российских (ММВБ, РТС) или зарубежных торговых площадок (LSE, NYSE, NASDAQ, DB) [3]. Часто высказывается мнение, что некоторые особенности российского законодательства по рынку ценных бумаг делают IPO на российских биржах достаточно юридически сложным и длительным процессом, что гораздо проще и быстрее размещаться за рубежом. Этот тезис активно используют зарубежные организаторы торгов, некоторые из них даже создали специальные подразделения по работе в России и странах СНГ. Однако, если брать в расчет издержки размещения, то оценки показывают, что при размещении в России затраты компании окажутся на порядок ниже, чем при размещении за границей. Для небольших компаний это может оказаться решающим фактором.
Многие российские компании вполне обоснованно опасаются, что российский рынок из-за недостатка инвесторов не способен аккумулировать большие средства для покупки предлагающихся акций по «справедливой» цене, без большой премии за размер размещения. Результат IPO в этом случае будет слишком сильно зависеть от рыночной конъюнктуры и требуются большие усилия, чтобы угадать благоприятный момент для размещения. Кроме того, слабость российского рынка заставляет некоторые компании опасаться возможности недружественного «поглощения» при IPO в России. С другой стороны, вверяя свои акции иностранным акционерам, компания принимает на себя страновые риски - в случае потери доверия к стране, иностранные акционеры будут избавляться и от акций компании, что может резко снизить ее капитализацию [4]. Называются и другие факторы, влияющие на процесс выбора страны размещения - долгосрочные цели стратегического развития компании, отраслевая принадлежность, страна (регион) основной деятельности, вопросы престижа и т.п. Кроме того, любая компания заинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка своих акций, это также немаловажно при выборе площадки для IPO.
В последние годы инвесторы во всем мире более внимательно относятся к активам компании, предлагающей свои акции. Наличие эффективного производства и современных технологий зачастую оценивается выше, чем нематериальные активы и
перспективы отрасли. Большое внимание уделяется топ-менеджменту - иногда компании, выходящие на IPO, специально вводят в состав исполнительного руководства менеджеров, уже проводивших успешные IPO. Считается, что важным фактором IPO является наличие у компании перспектив в том секторе экономики, где она действует. Маркетинговый анализ деятельности, проводимый силами самой компании или привлеченными специалистами, может привести к необходимости изменений продуктового ряда и принятию решений о выводе на рынок новых продуктов или услуг, изменений в структуре поставщиков и потребителей, созданию новых подразделений в структуре компании.
IPO - это начало жизни компании в качестве публичной организации. Важнейшей составляющей этой жизни является управление связями компании с рынком - с фондовыми аналитиками, инвесторами, Лондонской фондовой биржей, регуляторами, СМИ и так далее. Таким образом, процедура IPO многогранна и емка по своему наполнению. Для того чтобы грамотно произвести все операции, связанные с размещением акций компании необходимо учитывать всю последовательность, необходимых для проведения процедуры IPO действий: от составления внутренней документации до привлечения инвесторов.
Литература
1. Лукашов А. IPO - первичное публичное размещение акций // http://www.forumconsulting.ru/File/1165228714.pdf.
2. Матросов, С. IPO как инструмент привлечения инвестиций российскими предприятиями / С. Матросов // Рынок ценных бумаг. 2007. № 8, с. 78.
3. Миркин Я.М. Методические рекомендации для эмитентов по подготовке и реализации IPO / Я.М. Миркин // ИК Еврофинансы. - М., 07.06. 2006.
4. Гвардин, С. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний / С. Гвардин. - М.: Вершина, 2007. - 102-104 с.
Л.В. Корчин
КОНЦЕПЦИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГАЗА НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ
THE CONCEPT OF THE MECHANISM OF GAS SALES AT COMMODITY EXCHANGES
Аннотация: в статье рассмотрен новый процесс для российской экономики -механизм реализации газа на товарных биржах и электронных торговых площадках. Автором раскрыты наиболее актуальные проблемы, существующие в данном вопросе, рассмотрен опыт Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) и Межконтинентальной фьючерсной биржи (ICE Futures) в Лондоне и предложены конкретные направления решения обозначенных проблем.
Ключевые слова: биржа, электронная торговая площадка, продажа газа, независимые продавцы газа, механизм реализации газа.
Abstract: the article describes a new process in the Russian economy — the mechanism of gas sales at commodity exchanges and electronic trading platforms. The author has analyzed the most pressing problems in this issue, describes the experience of New York Mercantile Exchange (NYMEX) and Intercontinental Exchange Futures (ICE Futures) in London and proposed solutions to identified problems.
© Л.В. Корчин, 2012