проблеме разработки региональных целевых программа/Актуальные проблемы в инвестиционно-строительной сфере России. Сб. научн. тр. каф. ЭУС МГСУ. Изд-во МГСУ, 2009. С. 94-101.
5. Татуджанян А.К. Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. 216 с.
УДК 336.64
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА IPO Е.М.Тимошкова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Раскрыта сущность понятия IPO, рассмотрены цели выхода компаний на рынок IPO, выявлены факторы успешности проведения IPO. Проанализировано состояние российского рынка IPO, определены причины активности рынка IPO и его последующего спада. Рассмотрены перспективы дальнейшего развития российского рынка IPO. Ил. 2. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: осуществление инвестирования технологического переоснащения и подготовки производства для выпуска новой продукции или освоения высоких технологий; совершенствование способов и форм финансирования инновационной деятельности с учетом расширения возможностей привлечения частного и иностранного капитала, включая осуществление совместных инвестиций в инновационные программы и проекты.
TRENDS AND PROSPECTS OF RUSSIAN IPO MARKET DEVELOPMENT E.M. Timoshkova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author deals with the essence of the IPO concept, considers company goals to enter IPO market, and identifies success factors of the IPO realization. The state of the Russian IPO market is analized. The reasons of the IPO market activity and its subsequent decline are determined. The prospects of further development of the IPO Russian market are examined.
2 figures. 14 sources.
Key words: investment of the technological re-equipment and production preparation for the release of new products or introduction of high technologies; improvement of methods and forms of innovation financing taking into account the expansion of the possibilities to attract private and foreign capital, including joint investments in innovative programs and projects.
В последние годы в России тема IPO стала особенно актуальной. В период активного экономического роста при благоприятной конъюнктуре цен на сырьевые ресурсы развитие компаний-эмитентов и всего российского финансового рынка подошло к такому уровню, когда стала насущной необходимостью диверсификация источников финансирования, а также увеличение роли долевого финансирования, в том числе через публичное размещение акций (IPO).
В классическом понимании IPO (Initial Public Offering) - это первичное публичное размещение акций компании: компания впервые выпускает свои акции на рынок, и их покупает широкий круг инвесторов. В российском законодательстве отсутствует однозначная трактовка термина IPO. Поэтому понятие IPO
в России иногда трактуют более широко, причисляя к
2
нему .
- частное размещение акций среди узкого круга
заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (private offering - PO);
- размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке - так называемое доразмещение или вторичное публичное размещение (follow-on или primary public offering - PPO);
- публичная продажа крупного пакета действующими акционерами (secondary public offering - SPO);
- публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя биржевой рынок (direct public offering).
Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 года № 39ФЗ «О рынке ценных бумаг», под публичным размещением понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Чимошкова Елена Михайловна, аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: (3952) 758300, e-mail: e.timoschkowa@mail.ru
Timoshkova Elena Mikhailovna, postgraduate student, assistant of the chair of Finance and Credit, tel.: (3952) 758300, e-mail: e.timoschkowa @ mail.ru
2Лукашов А.В., Могин А.Е., IPO от I до O: пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 6.
Большинство компаний удовлетворяют свои финансовые нужды с помощью все более сложных инструментов (рис. 1).
Выход на открытый рынок путем размещения акций имеет преимущества перед банковскими ссудами и другими формами заимствований: полученные средства не надо возвращать, к тому же отсутствует необходимость в обязательных платежах, ведь дивиденды выплачиваются по решению совета директоров. Однако важно отметить, что не каждая компания имеет возможность выхода на рынок IPO. Прежде чем начинать свой путь к IPO, собственникам и топ-менеджерам компаний необходимо ответить на следующие вопросы:
Привлекательна ли история бизнеса компании?
Есть ли перспективы развития (растет ли рынок)?
Существенна ли доля, занимаемая компанией на рынке?
Есть ли у компании четкая формализованная стратегия?
Если на данные вопросы компания ответила положительно, то следует учесть следующие факторы, которые могут существенно снизить шансы на успех:
- неперспективный сектор экономики;
- «проблемная» кредитная история;
- отсутствие публичной кредитной истории;
- частая смена персонала;
- «закрытость» бизнеса и конечных бенефициаров.
До 2007 года российский рынок IPO развивался достаточно активно (рис. 2).
Активизация процессов IPO в России, которая привела к буму IPO в 2007 году, имела следующие фундаментальные причины:
- избыточная денежная ликвидность, вызвавшая спрос на новые инструменты инвестирования на рынке капиталов;
- разработка новой системы регулирования процессов IPO, внесение изменений в законодательство, что привело к снижению издержек IPO и приближению российских нормативных и технологических стандар-
тов IPO к общемировым стандартам;
- принципиальное изменение уровня развития национальной экономики (снижение инфляции, начало
экономического роста, повышение привлекательности внутренних рынков, повышение рентабельности производства и т.д.), что, в свою очередь, привлекло международных инвесторов на российский фондовый рынок;
- кардинальное изменение целей корпоративного развития (замена цели контроля финансовых потоков целями развития компании, в том числе целью роста ее капитализации);
- исчерпание традиционных для предыдущих периодов развития экономики источников финансирования (собственные средства предприятий, бюджетные средства, кредиты, выпуск долговых финансовых инструментов и др);
- достижение внутренним российским финансовым рынком качественно нового уровня развития (появление функции трансформации сбережений в инвестиции, кардинальное увеличение емкости рынка);
- сокращение возможности дальнейшего наращивания долга у ряда компаний, которые давно уже вышли на финансовый рынок и активно занимаются привлечением долгового финансирования (соотношение их долга и капитала приблизилось к черте, за которой привлечение долгового капитала становится гораздо менее выгодным, так как рынок начинает их рассматривать как заемщиков, излишне отягощенных долгами);
-приобретение адекватной оценки акций большинства российских компаний с достаточным уровнем ликвидности.
Перечисленные выше причины не только определяют предпосылки развития публичного рынка в России, но и отвечают на вопрос, зачем нужно IPO. Если же рассмотреть IPO с точки зрения последовательной стратегии компании, то использование IPO позволяет российским компаниям решить несколько стратегически важных для себя задач:
1. Привлечение финансовых ресурсов. Выход на
Открытые рынки
Долгосрочный банковский кредит
Венчурный капитал на более поздних этапах
Банковская кредитная линия Венчурный капитал на ранних этапах Друзья и родственники Самофинансирование
Рис. 1. Традиционные источники финансирования компании (источник: Геддес Росс. IPO и последующие размещения акций/пер. с англ.-М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. С.13)
Рис. 2. Динамика российского рынка IPO в период с 2005 по 2009 г. (источник: данные консалтингового агентства по стратегическим коммуникациям The PBN Company)
Объем IPO российскими компаниями, млрд. долл.
35 30 25 20 15 10 5 0
2005
2006 2007
2008
2009
публичный рынок является, прежде всего, инструментом финансирования дальнейшего развития компании. Объемы привлекаемых средств позволяют компании реализовывать самые амбициозные проекты, которые, как правило, требуют значительных вложений. К тому же эти средства не надо возвращать, что делает их привлекательными с точки зрения использования в проектах длительного характера. Средства, полученные при IPO, позволяют провести диверсификацию бизнеса, решить насущные проблемы, обеспечивают в определенной степени финансовую независимость компании, дают толчок к ее более динамичному развитию, а также наделяют соответствующими конкурентными преимуществами. В большинстве случаев привлечение финансовых средств посредством IPO является основополагающей целью компании при принятии решения о выходе на публичный рынок капитала.
2 Выход на западный рынок капитала. Потребность отдельных российских компаний в привлечении западных инвестиций, выход на мировой рынок, а также привлечение зарубежных финансовых средств требуют от компании определенной публичности, в первую очередь, за рубежом. Это «толкает» компании на западные площадки с целью их популяризации среди зарубежных инвесторов, получение более высокого кредитного рейтинга, что позволяет привлекать дешевые иностранные займы. В этом плане выход отечественной компании на западные площадки, например, на такие, как Лондонская и Нью-йоркская, представляется вынужденным и целесообразным шагом. Это дает возможность компании заявить о себе и тем самым обеспечить положительный отклик инвестиционного сообщества. К тому же многие отечественные компании, имеющие в своей структуре иностранный капитал, выходят на IPO по требованию иностранных акционеров, которые стремятся, таким образом, увеличить прибыль и диверсифицировать
риски, связанные с продажей своих акций.
3. Создание положительной репутации компании. Создание положительной репутации является необходимым условием привлечения крупных финансовых средств, в том числе и стратегического инвестора. IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании. Создание положительного имиджа позволяет компании оптимизировать структуру капитала, получить доступ к дешевым источникам привлечения средств, открывает новые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка.
4. Реклама компании на внешнем и внутреннем рынках. Размещение акций на зарубежных биржах позволяет компании не только заявить о себе широкому кругу инвесторов, но и реально оценить, особенно путем простого размещения, существующий интерес со стороны западных инвесторов, а также реальную котировку компании на мировом рынке. К тому же динамичное развитие рынка М&А, усиливающаяся конкуренция между основными игроками, а также ограниченность в источниках финансирования заставляют по - иному взглянуть на возможности IPO. Необходимость проведения IPO обусловлена, прежде всего, разработанной компанией стратегией своего развития, оценкой тех выгод, которые она планирует извлечь из публичного размещения, наличия интереса инвесторов к акциям компании, а также способностью компании осуществить само размещение. Помимо прочего подготовка к IPO может послужить катализатором, благодаря которому будет, в конечном итоге, сформулирована стратегия развития компании, выстроена четкая и логичная оргструктура, вскрыты и разрешены многие наболевшие проблемы, проведен аудит по международным стандартам, повышено качество корпоративного управления.
В результате параллельно с подготовкой IPO происходит финансовое оздоровление компании.
Важно отметить, что будущее российского рынка 1РО во многом зависит от законодательной базы и состояния экономики. В настоящий момент ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) готовит проект приказа, который скорректирует порядок выдачи разрешения российским компаниям о доле акций, которая будет разрешена для размещения за рубежом. При этом размер доли акций, разрешаемой к обращению за рубежом, будет варьироваться исходя из того, в какой котировальный список включена бумага на российских биржах: если это - высший список А, то и доля будет максимальной, если вне списков - то доля будет «стремиться к нулю». На сегодняшний день российские компании могут разместить за рубежом до 30% уставного капитала, ранее эта цифра составляла 35%. Также существует ограничение в доле дополнительной эмиссии акций эмитента, 70% должно быть размещено на российских площадках и 30% - на зарубежных. Фактически нововведения ФСФР сведут к минимуму объемы зарубежного размещения любого российского эмитента при проведении 1РО. Для компаний, чьи бумаги на российском рынке не торгуются, первичное размещение на зарубежных площадках будет фактически невозможным. С помощью этих мер регулятор рассчитывает повысить ликвидность внутреннего фондового рынка. По мнению руководителя брокерского управления ИФК «МЕТРОПОЛЬ» А. Захарова, данное решение полезно с точки зрения брокера, но не с точки зрения эмитента: «Правильнее было бы заманивать эмитентов не в командно-приказном порядке, а более рыночными условиями, то есть созданием лучших условий для размещения в России по сравнению с зарубежными площадками».4 Участники рынка считают, что главная опасность для рынка, которую несут новые ограничения ФСФР, заключается в том, что 1РО будут проходить только при наличии достаточного спроса со стороны внутренних инвесторов и в них не смогут участвовать все желающие иностранные покупатели, спрос с их стороны будет искусственно ограничен. Все это может привести к снижению объемов 1РО российскими компаниями.
Однако в первую очередь отрицательное влияние на развитие российского рынка 1РО оказало состояние мировой экономики. Мировой финансовый кризис внес свои коррективы в планы компаний по использованию для своего развития такого прежде популярного финансового источника, как 1РО. Из-за глобального финансового кризиса риск того, что активы компаний
окажутся недооцененными, значительно вырос. В связи с этим многие компании перенесли свои IPO на 2010-2011 гг. или до лучших времен. По данным консалтинговых агентств, ряд российских компаний в 2008 году решили перенести 43 IPO, а около 120 компаний планируют разместить акции в течение ближайших пяти лет. Однако проведение IPO этих компаний зависит от способности мирового и внутреннего рынков восстановить ликвидность и вернуть доверие инвесторов. По данным отчета консалтингового агентства по стратегическим коммуникациям The PBN Company, активность рынка российских IPO снижалась весь 2008 год, в итоге выйти на рынок публичных размещений акций смогли только 7 компаний. В 2009 году было проведено лишь одно IPO компанией ОАО «Институт стволовых клеток человека». Однако с начала 2010 года на российском рынке IPO наметилось некоторое «оживление». Первое публичное размещение акций в январе 2010 года провела металлургическая компания ОАО «Русал» на Гонконгской фондовой бирже, где ей удалось привлечь порядка 2,3 млрд. дол. В апреле текущего года на рынок публичных размещений вышел рыбный холдинг «Русское море». Однако IPO не оправдало первоначальное ожидание групп компаний. Из запланированных 200 млн. дол. холдинг привлек лишь 90 млн. дол., разместив свои акции по нижнему ценовому диапазону. Важно отметить, что в период мирового финансового кризиса долговая нагрузка российских компаний значительно увеличилась, вследствие «перекредитованности» отечественных компаний настала необходимость увеличения собственного капитала, ведь привлекать средства в долг таким компаниям уже не представляется возможности. Оптимальным вариантом пополнения собственных средств и, таким образом, снижения долгового бремени может стать привлечение капитала путем публичного размещения акций компании.
В заключение приведем прогноз аналитиков, по данным которых в 2010 году выйти на рынок IPO намерены 40 отечественных компаний. Среди будущих эмитентов - 11 металлургических компаний, 6 телекоммуникационных, 4 аграрных, а также компании из банковского, энергетического и фармацевтического секторов. Таким образом, российский рынок IPO имеет хорошие перспективы восстановления и к концу 2010 года объемы публичного размещения отечественными компаниями могут выйти на уровень предкризисного 2007 года.
Библиографический список
1. IРО и стоимость российских компаний: мода и реалии / В.Г. Балашов [и др.] М.: «Дело» АНХ, 2008. 336 с.
2. Никифорова В.Д., Макарова В.А., Волкова Е.А. IРО - путь к биржевому рынку. Практическое руководство по публичному размещению ценных бумаг - СПб.: Питер, 2008. 352 с.
3. Лукашов А.В., Могин А.Е. 1РО от I до О: Пособие для фи-
Наиля Аскер-Заде. Самоценные бумаги // Газета «Коммерсантъ» №98 (4153) от 03.06.2009.
4Смородская П. Российских эмитентов загонят на Родину // РБК daily 20.05.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rbcdaily.ru/2009/05/20/finance/415249 свободный.
нансовых директоров и инвестиционных аналитиков М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 257с.
4. 1РО: Опыт ведущих мировых экспертов / под ред. Г.Н. Грегориу; перевод с англ. А.Г. Петкович. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. 624 с.
5. Геддес Росс. 1РО и последующие размещения акций / пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. 352с.
6. Кинякин А., Матвиенков Д. Российский рынок 1РО в 2008 году: проблемы и перспективы // РЦБ. 2009. №5/6(378/379). С. 38-41.
7. Курасов А. Перспективы восстановления рынка 1РО // РЦБ. 2009. №5/6(378/379) С. 42-45.
8. Лаврентьев С. IРО притормозили [Электронный ресурс]/
Ежедневная деловая газета РБК daily. - Режим доступа: www.rbcdaily.ru/2009/01/15/, свободный.
9. Сребник Б.В. IPO как инструмент привлечения финансовых ресурсов // Финансы. 2006. №8. С.76-77.
10. Материалы консалтингового агентства по стратегическим коммуникациям The PBN Company [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pbnco.com/ru/news , свободный.
11. Материалы международного исследования консалтинго-
вой компании Ernst & Young по вопросам IPO [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.ey.com, свободный.
12. Материалы издания Rambler Media Group Lenta.ru [Электронный ресурс]/Разместиться по-минимуму. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/articles/2008/12/24/ipo/, свободный.
13. Официальный сайт информационно-аналитического портала IPO - конгресс www.ipocongress.ru
14.Официальный сайт Московской межбанковской валютной биржи www.micex.ru
УДК 338.48+008
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РЕСУРСА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Л.Т.Ткачук1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается значение сферы культуры как системообразующего фактора консолидации и развития общества, степень ее общественно-полезного эффекта, масштабы востребованности и роль в воспроизводстве качественного человеческого ресурса для современной(рыночной) экономики. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: сфера культуры; социально-культурная деятельность; социальные функции культуры; культурные потребности; нематериальные блага и услуги; «человеческий капитал»; человеческие ресурсы; культурные ценности; инвестиции в сферу культуры.
ROLE OF CULTURE IN HUMAN RESOURCES REPRODUCTION FOR MODERN ECONOMY L.T. Tkachuk
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author considers the importance of the sphere of culture as a system factor of consolidation and development of society, degree of its socially useful effect, the rates of its demand and the role in the reproduction of quality human resource for modern (market) economy. 7 sources.
Key words: sphere of culture; socio-cultural activity; social functions of culture; cultural needs; non-material goods and services; «human capital»; human resources; cultural values; investments in the sphere of culture.
Понятие «культура» относится к числу общеупотребительных терминов, поэтому почти невозможно дать ему исчерпывающее определение. Следует согласиться с профессором А.И.Арнольдовым, который отмечает, что «понятие культура в высшей степени сложно. Однако общая отсылка к трудности определения культуры не исключает ни проблем, ни постоянной потребности в ее анализе». В современной литературе и в обиходном общении насчитывается до пятисот значений и определений понятия «культура». Однако существует два основных варианта словоупотребления этого понятия: ценностный и научно-описательный. В первом случае культурой называют общепризнанную, положительную ценность стандартов и норм. Во втором случае - это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, который представлен в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в системе отношений людей.
Сферу культуры, производящую в основном нематериальные блага и услуги, можно назвать сферой духовного производства, которая формирует духов-
ную жизнь общества, его нравственный климат. Именно культура определяет уровень цивилизованного развития государства, его экономики, науки, техники, политики. Являясь одной из отраслей национальной экономики, культура не только расходует ресурсы, но опосредованно участвует в их воспроизводстве. Труд в сфере культуры следует отнести к косвенно производительному труду, результаты которого влияют на духовные способности человека в производстве материальных благ.
Глобальная цель функционирования культуры связана не с приоритетом экономического эффекта, а с нравственной идеей воспитания духовно богатой и гармонично развитой личности. Ориентируясь на подобную цель, социальные институты, организующие культурную деятельность, производят культурный продукт для удовлетворения соответствующих потребностей отдельных индивидуумов, их социальных групп, общества в целом.
Автор исходит из оптимистического прогноза относительно уникальных потенциальных возможностей культурной отрасли, вполне соотносимых с резервами
1Ткачук Людмила Тимофеевна, кандидат экономических наук, доцент, тел.: 89149011616, e-mail: TLT60@ mail.ru Tkachuk Lyudmila Timofeevna, Candidate of Economics, associate professor, tel.: 89149011616, e-mail: TLT60@mail.ru