Study of the peculiarities of the organization of the IPO process as a tool for attracting investments in Russia
Zhadan A. , Aseeva M. (Russian Federation)
Исследование особенностей организации процесса IPO как инструмента привлечения инвестиций в России
Жадан А. И. , Асеева М. А. (Российская Федерация)
1 Жадан Анастасия Игоревна / Zhadan Anastasia - соискатель степени магистр экономики;
2.Асеева Мария Алексеевна /Aseeva Maria - кандидат экономических наук, доцент,
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье проводится сравнительный анализ IPO c другими средствами привлечения инвестиций. Практически во всех экономически развитых странах IPO является одним из наиболее распространённых методов привлечения финансирования деятельности фирм. Классическим понятием IPO в экономической литературе считается понимание под этим термином именно первоначального публичного предложения акций компании обширному кругу инвесторов на рынке ценных бумаг.
Abstract: the article presents a comparative analysis of IPO c other means of attracting investment. Almost all the developed countries IPO are one of the most common methods of attracting financing activities of firms. The classical notion of an IPO in the economic literature is the understanding of this term it is the initial public offering of the company’s stock an extensive range of investors on the securities market.
Ключевые слова: фондовый рынок, инвестиции, финансирование, инвесторы, облигационный займ, биржевые котировки.
Keywords: stock market, investment, financing, investors, bond loan, stock quotes.
В рамках реализации важнейшей стратегической задачи российской экономики - ее перехода на инновационный путь развития, для которого характерной чертой является наличие развитого финансового рынка, способного обеспечивать необходимыми ресурсами инновационно-инвестиционную деятельность, особую актуальность приобретает тема исследования проблем развития российского рынка ценных бумаг, и в частности - рынка IPO. Ведь выход на публичное размещение для любой компании-эмитента - это важный шаг для дальнейшего развития, привлечения капитала, инвесторов как российских, так и западных, формирования публичного имиджа компании [4, С. 71].
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ, под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается «отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданскоправовых сделок» [1].
Первичное размещение - это первое размещение ценной бумаги данного эмитента на рынке (Initial Public Offering или сокращенно IPO). Оно имеет место, когда:
• Акционерное общество только учреждается.
• Коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги на рынок.
• Компания размещает какой-то новый вид ценной бумаги, который ранее она не выпускала.
Первичное публичное размещение акций определяется в Российской Федерации понятием IPO. Можно сказать, что IPO представляет собой реализацию широкому кругу инвесторов акций компании первичным публичным размещением на фондовой бирже [3].
Компания, осуществляя IPO, перестаёт быть частной и становится «публичной». При этом компания должна соответствовать ряду требований: иметь отстроенную систему корпоративного управления, понятную инвесторам структуру активов и денежных потоков, а также раскрывать все существенные факты своей деятельности.
Несмотря на то, что смысл понятия IPO в трактовке многих современных авторов полностью соответствует названию: первичная публичная продажа акций компании и листинг этих акций на фондовой бирже. В Великобритании для обозначения того же понятия используют термин размещение «flotation», а понятие IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE) включает в себя все случае первого размещения акций компании на её торгах, даже если компания до этого уже размещала свои акции на других биржах. В то же время понятие IPO, по определению комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) в США - это сделка на фондовом рынке, когда компания первый раз предлагает свои акции к публичной продаже [2].
На сегодняшний день можно выделить следующий широкий круг участников IPO: эмитент, организатор размещения, андеррайтер, юридический консультант, аудитор, финансовый консультант, организатор торговли на рынке ценных бумаг (фондовая биржа), маркетмейкер, инвестор.
Главные цели компании-эмитента в IPO - привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO. Основные проблемы IPO для эмитента сосредоточены в вопросах организации размещения, в выборе торговой площадки (страны),
фондовой биржи, на которой будет проводиться размещение, организатора размещения, андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него.
Рассмотрев углубленно стратегические цели и задачи 1РО, можно прийти к выводу, что процесс IPO следует рассматривать не только как один из методов привлечения капитала, и не только в узком русле инвестиционных процессов. IPO - многомерное финансовоэкономическое явление. Используя механизм IPO, общество становится более «корпоративным», способствует сплочению интересов различных общественных и профессиональных групп. С другой стороны, сбои в этом механизме способны обострить социальное напряжение и породить многочисленные нежелательные последствия.
Рассмотрим средства привлечения инвестиций. Самым простым и наиболее частым средством привлечения инвестиций в России является кредит. Кредит - это частное соглашение между двумя субъектами, которое является непубличным. Кредитодатель должен иметь лицензию ЦБ РФ на осуществление кредитной деятельности. Небольшой кредит под залог имущества может получить любое малое предприятие, например, ООО с уставным капиталом 10 тысяч рублей.
Вексель - документ, составленный по утвержденной законом форме и содержащий безусловное абстрактное денежное обязательство, ценная бумага или разновидность кредитных денег. Вексель является универсальным кредитно-расчетным инструментом: с помощью векселя могут оформляться кредитные отношения, вексель может выполнять функции кредитных денег и средства платежа, как ценная бумага вексель становится объектом различных сделок (залог, учет векселей, сделки купли-продажи векселей). Вторая важная функция векселя заключается в том, что вексель служит инструментом денежных расчетов. С помощью одного и того же векселя можно погасить несколько различных денежных обязательств. Вексельная программа может быть средством привлечения инвестиций [5, С. 60].
Облигационный займ - в основе своей публичное долговое отношение между эмитентом и неограниченным кругом лиц, которое российские компании используют как альтернативу кредитованию.
Однако необходимо заметить, что выход на публичный рынок - не просто источник привлечения необходимых финансовых средств, а источник, имеющий ряд ярких плюсов.
Таблица 1. Плюсы IPO перед другими источниками инвестирования
Источники инвестиций и их недостатки Плюсы IPO
Нераспределенная прибыль: зависимость от складывающейся экономической конъюнктуры Крупное разовое поступление капитала. Независимость от будущей экономической конъюнктуры
Бюджетные средства и государственные ссуды: издержки, связанные с бюрократическими проволочками Оперативность поступления ресурсов, отсутствие бюрократических проволочек. Отсутствие обязательств (в том числе и по социальным программам)
Банковские кредиты: зависимость от одного кредитора; возврат привлеченных средств по высоким ставкам Независимость от конкретного финансового института. Отсутствие будущих выплат
Облигационные займы: обеспечение купонных выплат; привлечение средств на определенный срок Отсутствие обязательств по обслуживанию займа. Неограниченный срок привлечения капитала
По данным таблицы 1 можно отметить, что IPO действительно можно рассматривать как серьезную альтернативу другим инвестиционным источникам. Более того, в некоторых случаях (IPO) может рассматриваться компаниями как единственный способ привлечения долгосрочных инвестиций. Дело в том, что, например, к облигационным займам прибегают крупные и широко известные на рынке компании. Для перспективных, но небольших компаний традиционное облигационное заимствование невозможно. В силу неразвитости финансового рынка и высокой стоимости подготовительного процесса компании малого и среднего бизнеса в России не используют этот инструмент для привлечения инвестиций. Однако в российской практике IPO имеется случай привлечения инвестиций небольшой компанией.
Конечно, каждая компания имеет свою специфику, поэтому для каждого конкретного случая выход на публичный рынок может сулить свои положительные и отрицательные стороны [6].
Основными плюсами IPO являются:
1. Доступ к долгосрочному капиталу на выгодных условиях.
Частная компания имеет ограниченный доступ к заемному капиталу вследствие своего статуса, отсутствия прозрачности структуры собственности, производственных показателей и других факторов. Как следствие, на некотором этапе развития она начинает испытывать финансовый «голод», что тормозит ее развитие. Статус публичной компании открывает новый источник финансирования - рынок - и, как следствие, облегчает доступ к традиционным кредитным ресурсам. Естественно, что возможность привлечения значительных денежных средств, не лимитированных по времени их использования, является для компании самым привлекательным и неоспоримым преимуществом использования IPO.
Разумеется, со своей стороны, в случае участия в первичном размещении акций на бирже, инвестор несет дополнительный риск. Покупая любые акции, инвестор сразу начинает нести риск падения их цены. Если размещение произойдет ниже рыночной цены, то можно продать полученные акции на открытом рынке дороже, чем купили при размещении, или же наоборот.
2. Улучшение текущего финансового состояния компании.
Доход от размещения поступает на баланс компании, увеличивая ее балансовую стоимость. При IPO происходит увеличение собственного капитала предприятия как за счет роста акционерного капитала в результате продажи акций компании, так и за счет добавочного капитала вследствие получения эмиссионного дохода. Падение курсовой стоимости акций в последующем никак не влияет на эти средства. По данным опроса, 71% британских компаний, разместивших акции на Лондонской фондовой бирже, называли возможность привлечения финансов главной причиной своего решения.
3. Обретение рыночной стоимости компании и повышение капитализации.
Биржевые котировки отражают оценку рынком текущей стоимости компании. Наличие объективной оценки стоимости важно в следующих ситуациях: расширения бизнеса посредством слияний или поглощений, желания первоначального владельца диверсифицировать свои активы и перевести часть своих акций в наличные деньги. При условии ликвидного рынка это можно сделать в любой момент. Также появляется возможность использовать акции как залог для получения займа. Текущая стоимость акций, их ликвидность определяют условия получения дополнительных средств. Кроме того, использование акций в качестве залога для получения средств гораздо более выгодно для собственников, чем их продажа, так как в последнем случае возрастает вероятность потери контроля над бизнесом.
4. Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании. Компания, чьи акции котируются на бирже, становится более узнаваемой, что создает дополнительные конкурентные преимущества ее бизнеса и может способствовать росту числа потенциальных партнеров и клиентов. Кроме того, повышение кредитного рейтинга компании способствует снижению стоимости привлекаемых заёмных средств за рубежом. Региональные компании, благодаря выходу на национальный фондовый рынок, получают хорошую возможность для экспансии в масштабах страны, что особенно важно для компаний, производящих продукцию массового спроса.
5. Улучшение корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников. Внимание, с каким финансовое сообщество и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO, обеспечивает бесплатную рекламу, что положительным образом сказывается на ее корпоративном имидже. Руководство может успешнее привлекать и сохранять в компании нужные кадры, предлагая им различные компенсационные схемы и планы, связанные с предложением опционов и акций по фиксированным или льготным ценам или предоставлением права переоценивать акции до уровня их рыночной цены при реализации опционов. Такие компенсационные схемы не только сохраняют в компании денежные средства и обеспечивают определенные налоговые льготы, но и стимулируют труд сотрудников и их преданность компании.
6. Выгодный выход собственников из бизнеса.
Немаловажной причиной популярности IPO, особенно в России, является предоставляемая в этом случае собственникам возможность использовать IPO в качестве инструмента для выгодного выхода собственника из бизнеса. Такой выход из бизнеса интересен по ряду причин. Грамотное IPO позволяет владельцам получить максимальную цену за свои акции, прибыльно выйти из бизнеса и не допустить его перехода в нежелательные руки, например, конкурирующим структурам. Продажа бизнеса через публичный рынок дает возможность не только выходить, но и возвращаться в него.
Однако при всех своих положительных моментах публичного размещения акций компании существует и ряд негативных факторов. Недостатки, связанные с приобретением статуса публичной компании, о которых я расскажу ниже, должны рассматриваться в контексте целей и задач компании. Во многих случаях при тщательном планировании и эффективной помощи со стороны опытных и квалифицированных консультантов такие недостатки могут быть сведены к минимуму [5].
Основными минусами IPO являются:
1. «Прозрачность» компании. К наиболее «чувствительным» областям, на которые компания становится обязанной «проливать свет», относятся: 1) перечень и структура владельцев компании; 2) уровень, размер и объем заработной платы, выплат, компенсаций и вознаграждений руководящего персонала; 3) финансовая информация, характеризующая текущее положение дел в компании.
2. Высокие затраты. Несмотря на то, что выпуск акций не сопровождается появлением долгового бремени для компании, все же осуществление размещения требует расходов, связанных с его организацией. Это затраты на услуги финансового консультанта, биржи, регистратора, андеррайтера, юристов, аудиторов и др., а также на маркетинговую, информационную поддержку. Андеррайтер - это сторона, гарантирующая эмитенту выручку от продажи выпуска ценных бумаг. Обычно в качестве андеррайтера выступает инвестиционный банк. Основные расходы приходятся на оплату услуг андеррайтеров, в зависимости от фондового рынка, на котором размещаются акции компании -самые высокие цены при размещении на американском фондовом рынке. При этом доля таких издержек не зависит от размера компании. Что касается фондового рынка Великобритании, то размер комиссии зависит от размера компании, размещающей свои акции. Представим один из вариантов перечня затрат на проведение IPO.
3. Потеря определенного контроля над компанией. Если в ходе IPO компания продает более 50 % своего акционерного капитала сторонним инвесторам, первоначальные владельцы могут навсегда потерять контроль над некогда безраздельно принадлежавшей им компанией. Однако если проданный пакет акций распределен между большим числом акционеров, лишение даже 50 % пакета акций позволяет сохранять бразды правления в руках держателей крупных пакетов акций. Как правило, решения о предпочтительной структуре инвесторов, участвующих в первичном размещении принимаются в ходе предварительных консультаций между эмитентом и андеррайтером. Тем не менее, риск недружественного поглощения все равно присутствует.
4. Зависимость от конечных результатов. В закрытой и частной компании собственник и менеджер действуют совершенно независимо. Только они могут решать, удовлетворяют ли их результаты деятельности компании или нет. При этом под «результатами» они могут понимать как итоговые финансовые показатели, так и любые иные - маркетинговые, производственные, результаты опытноисследовательских и конструкторских разработок и др. За деятельностью публичной компании ведется постоянный контроль со стороны инвестиционного сообщества, которое следит за каждым движением компании, интересуется финансовыми результатами, намеченными планами и их достижениями и т. п. Это заставляет игроков более взвешенно подходить к разработкам планов развития компании [6].
Публичное размещение акций дает множество преимуществ и открывает огромные возможности, однако цена, которую необходимо за это заплатить, может быть очень значительной.
Таблица 2. Основные преимущества и недостатки публичного размещения акций
+ IPO - IPO
Доступ к долгосрочному капиталу на выгодных условиях «Прозрачность» компании
Улучшение текущего финансового состояния компании Сложная, длительная организация, требующая привлечения широкого круга внешних участников
Обретение рыночной стоимости компании и повышение капитализации Высокие затраты
Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании Потеря определенного контроля над компанией
Улучшение корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников Зависимость от конечных результатов
Выгодный выход собственников из бизнеса
Таким образом, рассмотрев основные достоинства и недостатки IPO, можно заключить, что теоретически достоинства этого источника привлечения капитала превалируют над его недостатками. Однако IPO является одним из многих способов внешнего финансирования, неудачно и не вовремя проведенное IPO способно принести фирме многочисленные проблемы, вплоть до дефолта инициатора первоначального публичного размещения.
IPO как средство привлечения инвестиций отличается сложным многомерным процессом, имеет длительный характер и требует максимум усилий со стороны компании для эффективного размещения своих акций на бирже. Причем это касается всех сторон этого процесса, начиная от формирования команды, подготовки проспекта эмиссии и заканчивая непосредственно определением цены размещения. Планируя IPO, фирма должна тщательно взвесить не только собственные мотивы и возможности, но и скрупулезно изучить микроэкономическую, мезоэкономическую (отраслевую и региональную), а также макроэкономическую конъюнктуру. Особенно важным моментом является процесс подготовки к IPO, ведь от его качества зависит положительный результат публичного размещения акций.
Литература
1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 395-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н.
3. Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н.
4. Вихляева И. В., Асеева М. А. Факторный анализ инновационной деятельности в современной России. // science time. 2014. № 10 (10). С. 71-82.
5. Рубцов Б. Б., Напольное А. П. Мировой и российский рынки IPO: анализ тенденций и перспектив развития. // Эффективное антикризисное управление. - 2011. - № 5. - С. 60-69.
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp://www.rcb.ru. (Дата обращения 05.06.2015).