JOHANN SEBASTIAN BACH TOCCATA (WITH THE FUGUE) D-MOLL FOR ORGAN BWV 565
"The Betrayal of Judah "
Prodma T.
Candidate of art criticism ORCID 0000-0001-9180-1935
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ ТОККАТА (С ФУГОЙ) D-MOLL ДЛЯ ОРГАНА BWV 565
«Предательство Иуды»
Продьма Т.Ф.
кандидат искусствоведения ORCID 0000-0001-9180-1935
Abstract
This article proposes for consideration the hypothesis: that Toccata (with the fugue) d-moll BWV 565 of Bach is a strictly thoughtful composition and it has content based on the gospel texts. The storyline of this work coincides with the literary basis of German passions.
The article focuses on the reprise of the fugue where develops the passionate plot — The Betrayal of Judah which occurred at the Last Supper. The emphasis is shifted to the 9th intermediate and the thirteenth thematic section which ends the fugue. Two Lutheran hymns declare themselves in the fugue: "Vater unser im Himmelreich" и "Christ lag in Todesbanden". I consider musical-intonation and semantic threads that lead from Toccata (with the fugue) d-moll to "Johannes Passion" BWV 245. These threads extend to the soprano aria "Ich folge dir gleichfalls" and to the chorale "Dein Will gescheh, Herr Gott!" written on the fourth stanza of the anthem "Vater unser im Himmelreich".
Аннотация
В статье предлагается на рассмотрение гипотеза: Токката (с фугой) d-moll BWV 565 Баха представляет собой строго продуманную композицию и имеет содержание, основанное на евангельских текстах. Сюжетная линия этого произведения совпадает с литературной основой немецких пассионов.
В данной статье внимание сконцентрировано на репризе фуги, где развивается страстной сюжет — Предательство Иуды, произошедшее на Тайной вечере. Акцент смещён на 9-ю интермедию и тринадцатый тематический раздел, которым завершается фуга. В фуге заявляют о себе на мотивном уровне два лютеранских гимна: «Vater unser im Himmelreich» и «Christ lag in Todesbanden». Рассматриваются музыкально-интонационные и смысловые нити, ведущие от Токкаты (с фугой) d-moll к «Страстям по Иоанну» BWV 245, к арии сопрано «Ich folge dir gleichfalls» и к хоралу «Dein Will gescheh, Herr Gott!», написанному на четвёртую строфу гимна «Vater unser».
Keywords: J.S Bach. Toccata (with the fugue) d-moll BWV 565; the plot The Betrayal of Judah; "Johannes Passion" BWV 245; the chorales "Vater unser im Himmelreich" and "Christ lag in Todesbanden".
Ключевые слова: И. С. Бах, Токката (с фугой) d-moll BWV 565; сюжет Предательство Иуды; «Страсти по Иоанну» BWV 245; хоралы «Vater unser im Himmelreich» и «Christ lag in Todesbanden».
Токката (с фугой) d-moИ для органа — это на сегодняшний день одно из популярнейших произведений И.С. Баха. Между тем, до XX века мало кто о нём знал и по достоинству оценивал. Филипп Шпитта в своей книге о Бахе лишь кратко упомянул об этой токкате [11, с. 402-403]. Андре Пирро её охарактеризовал как поверхностное сочинение [7, с. 66]. Но уже в начале XX века Альберт Швейцер напишет о ней как о хорошо известном произведении [10, с. 248], а английский музыковед Парри Хьюберт характеризует как одно из ярких сочинений Баха [6, с. 64-65]. Правда, внимание Хьюберта было приковано не к содержанию этой токкаты, а к имеющимся в ней многочисленным извилистым пассажам, массивным аккордам и эффектным исполнительским приёмам. Спустя годы в трудах и других зарубежных исследователей данная токката
будет по-прежнему охарактеризована хоть и как яркое органное сочинение, но незрелое, с незавершённой фугой, слишком упрощённое для стиля Баха, возможно, предназначенное лишь для проверки технических возможностей какого-то органа, — а, как известно, Бах склонен был тестировать органы.
Одно время в среде искусствоведов обсуждался вопрос: относится ли Токката (с фугой) d-moИ Баха к программной музыке или она представляет собой область абсолютной музыки? Пирро, например, высказал предположение, что она, возможно, относится к программной музыке. В ней он ощутил эффект грохочущего грома со вспышками молний и бури [7, с. 66]. Но полемика по этому вопросу не разгорелась.
В данной статье предлагается на рассмотрение гипотеза, утверждающая, что Токката (с фугой) d-
moll для органа Баха является детально продуманной композицией и имеет конкретную развёрнутую программу [3]. Её литературной основой являются тексты отдельных глав Евангелий от Иоанна, Марка и Матфея, которые Бахом позже будут использоваться при написании либретто для «Страстей по Иоанну». В обрамляющих токкатных разделах этого произведения передаются посредством музыкальной риторики, музыкальной и числовой символики и другими особыми характеристиками страшные события на Голгофе, происходившие во время казни Христа: сотрясение стихий, буря, гром с молниями (о чём писал Перро); в фуге разворачиваются события, происходившие на Тайной вечере и после неё, которые составили литературную основу немецких пассионов. Аналитические выводы
дают основание рассматривать Токкату (с фугой) d-moll как пассион в органной версии, — по сути, исторически новый жанровый вид пассиона, возможно, имевший предысторию в органных токкатах Д. Букстехуде и других выдающихся предшественников Баха.
В настоящей статье внимание сконцентрировано на репризе фуги, в которой развивается Новозаветная история о Предательстве Иуды, произошедшем во время Тайной вечери. Основной акцент в развитии данного сюжета смещён на 9-ю интермедию фуги, хотя эта сюжетная линия начала развиваться в последних тактах пятой интермедии.
Реприза фуги начинается с 12-го проведения темы — solo в педальном голосе — в d-moll (пример 1).
Пример 1
Токката (с фугой) d-moll BWV 565, 12-й тематический раздел и 9-я интермедия фуги
114
115
116
Org.
/jr, „. г ч*Л'Л
им (*>• I [ Vtí —J fe í?#fr ■ wriaw'Tr ТгТЙ-.-ВД
\ ' 9— -4-¡ s ~~ № a éí- r > r » 1 r » r >
После проведения темы solo в педали начинается девятая интермедия фуги — одна из самых развитых и сложных по композиции и содержанию (такты 111-124). В первом её такте в верхнем голосе звучит мотивный символ свершения в сокращённом виде (e-d-cis-d), который дублируется в сексту в нижнем мануальном голосе. Этим дублированным в сексту мотивом завершилась пятая интермедия фуги (такты 85-86). Бах вернул его в девятую интермедию в качестве музыкально-риторической фигуры complexio (греч. — соединение), призванной привлечь внимание к ранее происходившим событиям [3, с. 81]. Поясним ситуацию: в пятой интермедии фуги разворачивалась Новозаветная история, имевшая место на Тайной вечере, во время которой Иисус начал пророчествовать Своим ученикам о предательстве Иуды Искариота: «Не о всех вас говорю; Я знаю которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин 13:18) [1]. В девятой интермедии вернулся и мотив с графическим изображением креста, ранее появившийся в педальном голосе седьмой интермедии фуги (такты 95-105); здесь этот мотив проводится в педали дважды.
Прежде чем приступить к рассмотрению сюжета девятой интермедии, обратимся к евангельским текстам, поясняющим причины, побудившие Иуду к предательству. Согласно Евангелию от Иоанна, Иуда Искариот был казначеем общины учеников Христа. Ему был вверен денежный ящик, в который опускались приношения. Иуда при этом страдал сребролюбием и был нечист на руку, иными словами, «... был вор» (Ин 12:6). Иоанн, между тем, был склонен считать, что не сребролюбие Иуды было причиной предательства, а участие сатаны. Правда, по этому вопросу мнения Евангелистов разделились: Матфей и Марк единственной причиной предательства называют сребролюбие Иуды (Мф 26: 14-15); (Мк 14:10-11). Лука склоняется и к сребролюбию, и участию сатаны: «Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати» (Лк 22:3). Иоанн умалчивает
о деньгах и настаивает только на участии сатаны: «И после сего куска вошёл в него сатана» (Ин 13:27).
Обратимся к фрагменту из Евангелия от Иоанна, в котором Пётр просит Иисуса омыть ему не только ноги, но и руки и голову, на что Иисус ему отвечает: «.омытому нужны только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин 13:10). В девятой интермедии возвращаются из четвёртой и пятой интермедий фуги извилистые мотивы (такты 115-119), которые там были связаны с сюжетом Омовения ног ученикам [8; 3, с. 65-70]. В девятой интермедии эти извилистые мотивы примут иное значение.
В педальном голосе девятой интермедии десятикратно повторяется звук ре, расчленённый паузами (такты 115-119). Число 10 может указывать здесь на слова Иисуса, обращённые, кроме Петра и Иуды, к другим десяти Своим верным ученикам: «.вы чисты, но не все» (Ин 13:10). Слова Иисуса — «но не все» — относились к Иуде. «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал» (Ин 13:18). Петру Иисус ещё раньше особо сказал: «.чист весь» (Ин 13:10).
Обратимся к «Толкованию на Евангелие от Иоанна» Святителем Иоанном Златоустом и рассмотрим ситуацию и месторасположение Петра и других учеников на Тайной вечере, во время которой Иисус предсказал предательство Иуды [4]. Как поясняет Иоанн Златоуст, Иоанн и Иуда возлежали рядом с Иисусом. Место же Петра за трапезой было в некотором отдалении от Иисуса. Пётр был обращён лицом к Иоанну, а Иисус был обращён лицом в противоположную от Петра сторону. В связи с этим у нас возникает вопрос: не соотносится ли ассоциативно 12-е проведение темы в педали solo, с которого начинается реприза фуги, — обособленное, — со «скрытым» указанием на обособленное местоположение Петра за трапезой, находившегося в некотором отдалении от Иисуса?
Ил. 1. Тайная вечеря Василий Козьмич Шебуев, 1836 год.
Поскольку Пётр возлежал не на том ложе, на котором возлежал Иисус, спросить у Него о предателе незаметно для других он не мог; и Пётр сделал знак Иоанну, чтобы тот спросил, кого Он имеет в виду. Иоанн, припав к груди Иисуса, спросил: «Господи, кто это [кто Тебя предаст]?» (Ин 13:25). Напомним: девятая интермедия фуги начинается мотивом, дублированным в сексту в верхних голосах. Этот дублированный мотив вполне способен в качестве музыкально-риторической фигуры куро-typosis (фигура звукоизображения) условно, как бы «намёком», отобразить «Иоанна, припавшего к груди Иисуса». «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин 13:26). В педальном голосе интермедии сразу же появляется и дважды повторяется мотив с графическим изображением креста (фигура еотркхю из седьмой интермедии). Значение этого дважды повторенного мотива креста может быть сведено к условному изображению «куска хлеба, поданного Иисусом Иуде Искариоту». В верхнем голосе девятой интермедии в этот момент появляется мотив, соответствовавший в седьмой интермедии «крику петуха», возвестившему о предательстве Петра (в вышеприведённом нотном примере он отмечен пунктирной лигой) [9; 3, с. 74-77]. Здесь этим мотивом словно «возвещается» о предательстве Иуды. Иисус понимал, что происходящее на Тайной вечере выходит за пределы понимания Его учеников, которые ни о чём не догадывались. Отчасти поэтому Иисус и сказал им заранее: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27).
После куска хлеба, поданного Иисусом Иуде Искариоту, в него вошёл сатана. «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей» (Ин 13:27). В нижнем мануальном голосе девятой интермедии появляются волнообразные мотивы — словно изображение извивающейся змеи (такты 113-119). Подобными мотивами, помещёнными как правило в средний или низкий регистр, Бах изображал в своих
произведениях библейского змея — аллегорическое изображение сатаны [5, с. 365-366]. Забегая вперёд, отметим, что в «Страстях по Иоанну» он использовал похожие мотивы в оркестровом сопровождении к хору стражников, пришедших пленить Иисуса № 2б [1, ноты], и погрузил весь этот хор (как и почти всю девятую интермедию фуги!) в тональность g-moll.
В педальном голосе девятой интермедии фуги одновременно с «сатанинскими» мотивами появляются, рассечённые краткими паузами, «мотивы шага» [5, с. 350-353] в виде восходящих секундо-вых интонаций (Иуда, приняв кусок хлеба от Иисуса, тотчас вышел...) (такты 113-114). Эмоционального волнения в этом разделе интермедии, между тем, не происходит. Это может быть объяснимо тем, что в действиях Иисуса по отношению к Иуде Искариоту, происходивших во время Тайной вечери, для Его учеников не было ничего необычного. На востоке было принято, чтобы хозяин пиршества сам наделял хлебом и мясом гостей. Кусок хлеба, поданный Иисусом Иуде, явился «знаком» лишь для Иоанна. И когда Иуда вышел, никто не подумал о нём плохого. Все решили, что как «казначей», он послан купить что-нибудь нужное к празднику или раздать милостыню: «. у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13:29-30). Слова: «... а была ночь» указывают на ночь не только как на время суток. Они имеют и символическое значение: Иуда уходил от Света во тьму (Ин 8:12; 12:35), в «ночь греха» (Ин 3:19). И для всех учеников Иисуса с этого момента тоже наступала «духовная ночь», о которой Иисус говорил им ещё прежде (Ин 9:4).
Извилистые мотивы в нижнем мануальном голосе продолжают покрывать фактурное пространство девятой интермедии. Именно под ними десятикратно звучит педальное ре, условно указывающее на десять верных учеников Христа, уже
попавших под власть «тьмы» — под власть сатаны. В этих извилистых мотивах доминирует ум.'УТЬ. Относительно значения для Баха этого остро диссонирующего аккорда М. Друскин пишет, что Бах применяет ум. У17 в своих «Страстях» как «сильнодействующее средство драматического напряжения» и использует его только в исключительных ситуациях [2, с. 85-86].
Далее в девятой интермедии мануальные голоса начинают звучать «хоровыми репликами» по подобию хоров turbae из баховских «Страстей» (пример 2). На подобных «репликах» Бах позже скомпонует в своих «Страстях по Иоанну» turbae воинов, уже пленивших Иисуса и приступающих с вопросом к Петру: «Ты ли не из Его учеников?» («Bist du nicht seiner Jünger einer?») № 12b (пример 3).
Пример 2
Токката (с фугой) d-moll BWV 565, из девятой интермедии фуги
Пример 3
«Страсти по Иоанну» BWV 245, хор «Bist du nicht seiner Jünger einer?» № 12h
В девятой интермедии фуги данный «хоровой» фрагмент больше соответствует описанию Иоанном сцены пленения Иисуса в саду, в который Он пришёл со Своими учениками, а не допросу воинами Петра. Иоанн сообщает об этом событии следующее: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками
bist du nicht.
Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищите? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я <...> И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин 18:2-6).
-----
** й.
Ил. 2. Поцелуй Иуды Микеланджело Меризи де Караваджо, ок. 1602 года.
В этих тактах интермедии на фоне «хоровых реплик» педальный голос ниспадает пассажами из шестнадцатых, что воспринимается как «комментарий» к словам Иоанна, относящимся к воинам, пришедшим пленить Иисуса: «.они отступили назад и пали на землю» (Ин 18:6). В «Страстях по Иоанну» в речитативе Евангелиста № 2с подобным
звукоизобразительным приёмом — нисходящим пассажем — комментируются эти же слова Евангелиста: «.und fielen zu Boden» («.и пали на землю»).
Ответ Иисуса воинам — «это Я» — по смыслу корреспондирует с тринадцатым (заключительным в фуге) тематическим разделом (пример 4).
Пример 4
Токката (с фугой) d-moll BWV 565, тринадцатый тематический раздел фуги
Vater unser im Himmelreich
/
Christ lag in Todesbanden
;-1— —1—
--М 7---ТЬ-Тб- О -<э -f3
f г \ \
V ) ^ О
о tte о " О
Как вестник близкой насильственной смерти, связанной со страданием, в педальном голосе этого раздела звучит на протяжении двух неполных тактов тонический органный пункт [2, с. 21]. Присутствующее здесь сакральное число 2 символикой может быть связано со вторым Лицом Святой Троицы — Христом. Сокращение органного пункта во втором такте до двух долей путём «намёка» способно указывать на умаление (унижение) Христа. Число 13
— 13-ый тематический раздел — в христианской символике так же имеет сакральное значение. Иисус был тринадцатым в общине со Своими двенадцатью учениками, а, как известно, Иуда Искариот ещё присутствовал среди учеников Христа во время Его пленения (Ин 18:5). В противосложении к теме дважды звучит мотивный символ свершения; в первом проведении — в том мелодическом виде, в каком он прозвучал в первых тактах Токкаты (с фугой) (g-f-e-d-cis-d), во втором проведении
— в сокращённом виде (a-cis-d).
От тринадцатого тематического раздела фуги тянется музыкально-интонационная и смысловая нить к арии сопрано «Ich folge dir gleichfalls» («Я тоже, ликуя, иду за тобой») № 9 из «Страстей по
Иоанну». В этом же разделе фуги проясняется и значение «мотивов шага», на которых основано противосложение; оно звучит здесь в верхнем мануальном голосе. Эти мотивы движутся однона-правленно с темой фуги. Похожие мотивы присутствуют и в арии сопрано «Ich folge dir».
Тринадцатый тематический раздел разрастается за счёт очередной «хоральной вставки» (такты 126-127). Интонационной основой этого «хорального фрагмента» в верхнем голосе служит хорал «Christ lag in Todesbanden», а в педальном — хорал «Vater unser im Himmelreich». Бах использовал в нём начальные (наиболее узнаваемые) фразы применённых в Токкате (с фугой) d-moll двух хоралов в качестве музыкальной цитаты, разъясняющей текущее содержание. В «Страстях по Иоанну» эта «хоральная вставка» могла получить развитие в хорале «Dein Will gescheh, Herr Gott!» («На всё воля Твоя, Господи!») № 5 (пример 5), написанном на четвёртую строфу хорала «Vater unser». Обратим внимание на то, что именно в этом хорале в «Страстях по Иоанну» прочно утверждается общая с органной Токкатой (с фугой) тональность d-moll.
Пример 5
«Страсти по Иоанну» BWV 245, хорал «Vater unser im Himmelreich» № 5
Вернёмся к девятой интермедии фуги. В её заключительных тактах в мануальных голосах нисходят мотивы из шестнадцатых, погружаемые в «сумрачный» g-moll с последующей модуляцией в «тональность страданий» ^то11, а в педальном голосе появляются и уверенно звучат «.мотивы шага» (пример 6). Св. Иоанн пишет, что Иисус не раз
предсказывал Своим ученикам скорое с ними расставание. В первый раз Он предсказал это, пребывая на празднике Кущей (Ин 7:33), а во второй раз — во время Тайной вечери: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь» (Ин 13:33).
Пример 6
Токката (с фугой) ^то11 BWV 565, из девятой интермедии фуги
Размашистые «мотивы шага», сопряжённые с графическим рисунком креста, уже звучали (правда, интонационно в несколько ином виде) в первых тактах девятой интермедии. Там их значение мы соотнесли со словами Иисуса: «.да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27). В конце девятой интермедии эти же мотивы по смыслу могут быть соотнесены с теми же Его словами поддержки и утешения.
После «мотивов шага» в педальном голосе интермедии появляется ритмический «мотив мирного блаженства» [5, с. 353-354]. На Тайной вечере Иисус сказал Своим ученикам и следующее: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27). Он дал Своим ученикам важнейшее наставление как залог выживания в окружающем их враждебном мире: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил
вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин 13:34-35). «Сия есть заповедь Моя. <.> Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:12-13). «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, Меня прежде вас возненавидел» (Ин 15:17-18).
Раньше, на Иудейском празднике Кущей, куда Иисус пришёл как бы тайно, Он учил и проповедовал Писания. Иудеи дивились Его знаниям и говорили: «как Он знает Писания, не учившись?» (Ин 7:15). Иисус многое говорил Иудеям, и многие из народа уверовали в Него и говорили: «когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин 7:31). Услышали фарисеи такие толки в народе о Нём и послали служителей схватить Его. Иисус же сказал
им: «.еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти» (Ин 7:3334). Эти строки из Евангелия от Иоанна подводят нас к заключительным тактам фуги и описанию дальнейших Евангельских событий, которые развернутся в заключительном токкатном разделе Токкаты (с фугой) d-moll.
Фуга завершается не традиционным классическим кадансом, как было принято по законам жанра, а прерывается трезвучием VI ступени (в d-moll) — экспрессивной стилистической фигурой «ускользания» (cadenza sfuggita), в нашем восприятии, как «намёк» на слова Иисуса: «.будете искать Меня, и не найдёте; и где буду Я, туда вы не можете прийти». Заключительный токкатный раздел, который начнётся после прерванного каданса в завершение фуги, повернёт сюжетную линию Токкаты (с фугой) d-moll к страшным событиям на Голгофе [3, с. 103].
References
1. The Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and the Testament / With the blessing of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Alexy II. Moscow: Publication of the Moscow Patriarchate, 1992. 1372 p. [Published in Russian].
2. Druskin M. Passion music and J.S. Bach's Missals. St. Petersburg: Publishing house "Music", 1976. 168 p. [Published in Russian].
3. Prodma T. Johann Sebastian Bach: Toccata (with the fugue) d-moll for organ BWV 565. "Johannes Passion". Moscow: Publishing house "Composer", 2018. 114 p. [Published in Russian].
4. St. Johann Chrysostom. Interpretation on the Gospel of John. Moscow: Publishing house "Siberian Blagozvonnitsa", 2010. Conversations 71-73. Internet Source: www.ispovednik.ru. [Published in Russian].
5. Schweitzer A. Johann Sebastian Bach. Moscow: Publishing house "Classical-XXI", 2002. 802 p. [Published in Russian].
6. Parry H. Johann Sebastian Bach: The Story of the Development of a Great Personality. New York-London: Publishing house "Putnam", 1909. 584 p.
7. Pirro A. L'orgue de Jean-Sébastien Bach. Paris: Publishing house "Fischbacher", 1895. [187]-204 p.
8. Prodma T. Johann Sebastian Bach. Toccata (with the Fugue) d-moll for organ BWV 565 "According to the Gospel of John" as a subject of musical and theoretical analysis from the perspective of musical rhetoric. Musical art and education, Moscow, 2021, vol. 9, no. 1. 2021. P. 73-85. DOI: 10.31862/2309-14282021-9-1-73-85
9. Prodma T. Johann Sebastian Bach. Toccata (with the Fugue) d-moll for organ BWV 565 "Peter's renunciation of Christ". Deutsche international Zeitschrift für zeitgenössische Wissenschaft. Deutschland, vol, XIX, no. 2. 2021. P. 4—13. [Published in Russian].
10. Schweitzer A. Johann Sebastian Bach. Leipzig: Publishing house "Breitkopf & Härtel", 1908. 844 p.
11. Spitta P. Johann Sebastian Bach. Band 1. (Book I-IV). Leipzig: Publishing house "Breitkopf & Härtel", 1921 (1873). 784 p.
12. Williams P. BWV565: A toccata in D minor for organ by J. S. Bach? Early Music, vol. 9, no. 3. 1981. P. 330-337.
13. Wolff Ch. Johann Sebastian Bach: the learned musician. New York-London: Publishing house "Norton & Company", 2001. 640 p.
Notes:
1. Johann Sebastian Bach. Johannes-Passion. Clavier: [notes]. Moscow: Publishing house "AST": Astrel, 2006. 164 [4] p.