ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА (ТОККАТА) E-DUR (C-DUR)
ДЛЯ ОРГАНА BWV 566
Продьма Т.Ф.
кандидат искусствоведения
JOHANN SEBASTIAN BACH. PRELUDE AND FUGUE (TOCCATA) OF E-DUR (C-DUR)
FOR ORGAN BWV 566
Prodma T.
Candidate of art criticism
Аннотация
Предметом исследования этой статьи является один из ранних шедевров И.С. Баха - органная Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566. Целью исследования является детальное описание истории создания этого произведения; описание исторических органов, - их диспозиций, темброво-колористиче-ской палитры и технических возможностей, - на одном из которых, возможно, оно было впервые исполнено. Выдвигается версия о наличии в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern», а также связи этого произведения с жанром "Missa brevis" и его причастности к жанру пас-сиона.
Abstract
Object of research of this article is one of early masterpieces of J.S. Bach - an Organ Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) BWV 566. Research objective is the detailed description of History of creation of this work; the description of historical Organs, - their dispositions, their timbre and coloristic palette and technical capabilities - on one of which, perhaps, it was for the first time executed. The version about existence in the Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur of a Choral "Wie schön leuchtet der Morgenstern" and communication of this work with a Genre of "Missa brevis" and also his moves forward participation in a Genre passion music.
Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566. Хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern».
Keywords: Johann Sebastian Bach. Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) BWV 566. Choral «Wie schön leuchtet der Morgenstern».
Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566 входит в число органных сочинений Иоганна Себастьяна Баха, созданных им в период с 1706 года по 1708. Она сохранилась не в автографе, а в хорошей старинной копии [3, а 40]. Альберт Швейцер рассматривает это произведение в числе двенадцати прелюдий и фуг Баха, в которых он предстаёт «гениальным учеником Фрескобальди и Букстехуде». О ранних органных полифонических циклах Баха он в частности пишет (давая, на наш взгляд, весьма субъективную оценку): «Прелюдии драматически оживлены, иногда изложены разбро-санно, им недостаёт цельности; фуги часто ещё запутаны, но в соразмерности частей уже ощущается величие будущих творений» [8, а 193]. Между тем,
Oberwerk:
1. Prinzipal 8'
2. Viola da gamba 8'
3. Quintatön 16'
4. Gedackt 8'
5. Quinte 6'
6. Oktave 4'
7. Mixtur 4 fach
8. Gemshorn 8'
9. Cimbel 2 fach 1'
10. Trompete 8'
11. Tremulant
12. Cymbelstern
Brustpositiv:
1. Prinzipal 4'
2. Lieblich gedackt 8'
3. Spitzflöte 4'
4. Quinte 3'
5. Sesquialtera
6. Nachthorn 2'
7. Mixtur 2 fach 1'
Прелюдия и фуга (токката) E-dur относится к юношеским шедеврам Баха. Он сохранил её в первозданном виде; оставил такой, какой она возникла.
Об этом периоде из жизни Баха известно то, что он переехал в 1704 году из Веймара в Арн-штадт, где ему предложили место органиста в Новой церкви. Сама церковь была выстроена в 1683 году. Она должна была заменить церковь св. Бонифация, сгоревшую во время пожара в 1581 году. В ней только что был реконструирован орган. Он поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя [13, S. 220-221].
Диспозиция органа в Новой церкви Арнштадта имела следующий вид:
Pedal:
1. Prinzipalbaß 8'
2. Subbaß 16'
3. Posaunenbaß 16'
4. Flötenbaß 4'
5. Kornettbaß 2'
Неизвестно подлинно, что входило в обязанности Баха в Арнштадте; вероятнее всего, его должность не была связана с композиторской деятельностью. Между тем, в этот период им было создано много органных произведений.
В 1705-1706 годах Бах предпринял путешествие в Любек на несколько месяцев, целью которого было желание познакомиться с органными импровизациями знаменитого Дитриха Букстехуде. В Арнштадт из этого путешествия он вернулся лишь в середине февраля 1706 года. В этом же году Бах по личным мотивам решил сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия (БМ ЫаБп) в Мюльхаузене - крупном независимом городе на севере Германии. Предложение было принято. В начале 1707 года этот свободный имперский город, покровительствовавший искусству, пожелал послушать игру Баха, а уже 15 июня 1707 года Иоганн Себастьян был утверждён в должности органиста.
В Мюльхаузене Бах нашёл двухмануальный орган, который требовал реставрации. Когда Бах приехал в Мюльхаузен, музыкальная жизнь там была в полном упадке. Община разделилась между ортодоксами и пиетистами, что мало способство-
Brustwerk (верхний мануал)
1. Stillgedackt 8'
2. Flauto dolce 4'
3. Quinte 2 2/3'
4. Oktave 2'
5. Terz 1 3/5'
6. Mixtur 3 fach
7. Schalmei 8'
Rückpositiv:
1. Quintadena 8'
2. Gedackt 8'
3. Prinzipal 4'
4. Salicional 4'
5. Oktave 2'
6. Spitzflöte 2'
7. Quinte 1 1/3'
8. Sesquialtera 2 fach
9. Mixtur 3 fach
вало процветанию искусства. Кроме того, за несколько дней до назначения нового органиста случился пожар, уничтоживший наиболее красивую и богатую часть города. Эти и некоторые другие обстоятельства, способствовали тому, что Бах через год после назначения просит отпустить его. Но власти (бюргеры) нашли компромисс. Они не расстались окончательно с Бахом, а поручили ему общее руководство реконструкцией органа; к работе приступили по составленному Бахом плану.
Баху была предоставлена уникальная возможность самостоятельно рассчитать данные для реконструкции органа. Сохранилась докладная расписка, в которой он подробно изложил свои соображения [9]. В ней указывалось: какие регистры желательно было отправить в педаль, каким регистрам придать особое значение, а какие заменить на новые и так далее. Более того, Бах предложил встроить в этот орган Brustwerk (новый мануал) из 7 регистров; провести копулу от Brustwerk к Oberwerk и применить Tremulant, который должен был получить соответствующие размеры для создания правильной вибрации. В результате реконструкции орган в Мюльхаузене обрёл следующую диспозицию:
Hauptwerk (средний мануал)
1. Quintadena 16'
2. Prinzipal 8'
3. Oktave 4'
4. Oktave 2'
5. Viola da gamba 8'
6. Gedackt 4'
7. Nasat 2 2/3
8. Sesquialtera 2 fach
9. Mixtur 4 fach
10. Zimbel 2 fach
11. Fagott 16'
Pedal:
1. Subbaß 32'
2. Prinzipalbaß 16'
3. Subbaß 16'
4. Oktave 8'
5. Oktave 4'
6. Kornett 2'
7. Rohrflöte 1'
8. Mixtur 4 fach
9. Posaune 16'
10. Trompete 8'
Копула от Brustwerk /Hauptwerk. Tremulant Келлер пишет, что реконструированный в Мюльхаузене орган, как сольный инструмент, стал соответствовать требованиям органного искусства позднего барокко [3, c. 27]. Реконструкция была завершена в 1709 году. Бах в это время был уже в Веймаре. По мнению Шлитты, он при этом определённо принимал этот орган.
В июле 1708 года Бах перебрался в Веймар и вступил в должность придворного органиста и камерного музыканта герцога Вильгельма Эрнста. Из описаний Веймара в момент переезда в него Баха
следует, что в дворцовой церкви Веймара находился небольшой орган, располагавшийся под сводом на третьих хорах и обладавший однородной красивой звучностью. У него было два мануала и хорошо оснащённая педаль [13, S. 380]. Этот орган был реконструирован в 1658 году Людвигом Ком-пениусом. Позже, в 1719-1720 годах, работу по усовершенствованию дворцового органа предпримет Хайнрих Николаус Требс. Некоторые регистры из диспозиции Компениуса Требс сохранит, но многое усовершенствует и добавит. Это случится позже. Для нас важно то, что Бах в веймарский период играл на органе Людвига Компениуса.
Oberwerk:
1. Prinzipal 8'
2. Quintatön 16'
3. Gemshorn 8'
4. Gedackt 8'
5. Quintatön 4'
6. Oktave 4'
7. Mixtur 6 fach
8. Cimbel 2 fach 3'
9. Glockenspiel
Unterwerk:
1. Prinzipal 8'
2. Viola da gamba 8'
3. Gedackt 8'
4. Trompete 8'
5. Klein gedackt 4'
6. Oktave 4'
7. Waldflöte 2'
8. Sesquialtera
Pedal:
1. Groß-Untersatz 32'
2. Subbaß 16'
3. Posaunenbaß 16'
4. Violonbaß 16'
5. Prinzipalbaß 8'
6. Trompetenbaß 8'
7. Kornettbaß 4'
Альберт Швейцер обращает внимание на интересную деталь в настройке органа Компениуса и пишет, что он был настроен в тоне корнета, то есть на малую терцию выше камертона, что могло отчасти раздражать Баха [8, c. 77]. Келлер также акцентирует внимание на этой особенности в настройке дворцового органа. Но из его высказываний следует, что настройка была осуществлена на большую терцию выше камертона, а не малую. Швейцер и Келлер под строем корнета вероятнее всего подразумевали хортон (Chorton - хоровой строй, в котором обычно пел хор). Как поясняет в частном письме авторитетный консультант по органострое-нию Наталья Владимировна Малина, «.. .ни тот, ни другой не могли точно указать - на малую или на большую терцию был настроен выше орган Компе-ниуса. Для этого определения нужно было бы провести очень серьёзные обследования (при определённой температуре и прочих особых условиях). Может быть, потому один и указывает малую терцию, а другой - большую».
Городской орган Веймара был значительно больше, чем дворцовый. Но подчеркнём, Бах вступил в должность именно придворного органиста, и большинство своих органных произведений мог создавать именно для дворцового органа.
Пристальное внимание к диспозициям органов, имевшихся в распоряжении Баха в период 1706 года по 1708, объясняется желанием выяснить, рассчитывая на какой орган, какую темброво-колори-стическую палитру и технические возможности он создавал свою Прелюдию и фугу (токкату) E-dur? Какой инструмент из вышеназванных трёх в большей мере мог соответствовать его замыслу? Каковы были пространство и акустика собора, в котором располагался бывший на тот момент в поле его зрения орган?
Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566 -произведение весьма виртуозное; особенно виртуозна в нём педаль. Она даже сложнее и труднее для исполнителя, чем большое педальное соло из Токкаты F-dur BWV 540. Особенность этого произведения заключается и в том, что оно дошло до нас в двух тональностях - E-dur и C-dur: Баховское общество (BG) издало его в тональности E-dur, а Издательство Петерса - и в тональности C-dur (в Приложении обе первые части имеют тональность E-dur). Келлер склонен считать, что его оригинальной тональностью могла быть тональность E-dur. Он пишет: «никто не стал бы транспонировать пьесу из C-dur в E-dur, а наоборот вполне могло случиться: чтобы избежать на неравномерно темперированных органах слишком высоких тональностей и тем самым облегчить трудное педальное соло в E-dur» [3, c. 93].
В пользу тональности E-dur как исходной свидетельствует то, что в одном из сборников, датируемым 1714 годом, это произведение названо просто «Прелюдия и фуга E-dur» [10, S. 324]. Правда, Келлер пишет, что уже в некоторых ранних списках это произведение фигурирует с дублирующим названием «токката» и дублирующей тональностью C-dur [12, S. 35].
Вполне допустимо, что Бах мог предложить переложение этого произведения в C-dur с целью облегчить исполнение виртуозной партии педали. Однако, возможно и другое объяснение, - обусловленное художественным замыслом. Бах весьма часто использовал тональность C-dur во многих своих органных и клавирных произведениях, связанных с библейскими «благовещенскими» историями и сюжетами [6]. Возможно, что он указал C-dur в качестве дублирующей тональности как «намёк» на «благовещенский» сюжет и в этом произведении; а также - на «благовещенский» хорал «Wie schön
The scientific heritage No 42 (2019) leuchtet der Morgenstern» в качестве его интонационной основы и на возможность исполнения этого произведения в праздник Благовещения, о чём речь пойдёт ниже.
Со всей определённостью можно сказать, что Прелюдия и фуга (токката) E-dur была создана Бахом на благовещенский хорал «Wie schön leuchtet
der Morgenstern» (пример 1). Этот хорал был хорошо известен прихожанам лютеранских церквей и церковным органистам. Написан он на текст поэта-мистика Филиппа Николаи и опубликован в 1599 году. «Духовная свадебная песнь» верующей души, обращённая к Иисусу Христу, её Небесному Жениху, - в таком значении вошёл он в качестве гимна в лютеранский обиход.
Пример 1
Хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern».
Текст Филиппа Николаи (1599), первая строфа.
Форма хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern» - «византийская». Позднее её стали называть «формой бар». Она состоит из девяти музыкальных фраз: первые три фразы повторяются, исполняясь при повторении с разным текстом; заключительные три фразы не повторяются. В хорале образуются,
таким образом, две столлы и припев: а Ь с; а Ь с; d е
£
Слова хорала - в семи строфах - основаны на 45-м псалме Давида в Книге Псалмов и Откровению 22:16. В греческой версии Библии и в её латинском переводе этот псалом - Псалом 44-й.
Пример 2 И.С. Бах
Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566, прелюдийный раздел
Пример 3
Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566,
первая фуга
Пример 4
Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566,
вторая фуга
На хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern» создавали органные обработки многие известные немецкие композиторы. Известно, например, что Дитриху Букстехуде принадлежит развитая органная обработка этого хорала [11, № 24]. В ней, обозначенной как органной, партия педали не вынесена на отдельный нотоносец, что предполагает исполнение не только на органе, но и на любом другом клавишном инструменте. Эта хоральная обработка подробно проанализирована Вл. Протопоповым как интересный образец старинной (барочной) вариационной формы, сложившейся в жанре канцоны. В разных разделах своего очерка Протопопов пишет о ней следующее: «Вариационно-слитная форма, канцона, фуга, соединившись, образовали тут неповторимое своеобразное целое. <.. .> Обработка "Wie schön leuchtet der Morgenstern" синтезировала старое и новое, другого подобного произведения мы уже не встретим: вариации, фуга и канцона к концу XVII века разделились, утвердились в своих формах и структурных закономерностях» [7, c. 73-76].
Нетрудно убедиться, что слияние канцоны, фуги и вариационной формы имеет место и в органной Прелюдии и фуге (токкате) E-dur Баха, проявляющееся в чём-то даже более органично, чем у Букстехуде. Это произведение было создано Бахом в период с 1706 по 1708 год, когда он уже побывал в Любеке и познакомился с импровизационным искусством Букстехуде.
Интонации хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern» Бах использовал почти во всех разделах Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur, что даёт веские основания рассматривать её форму как старинную вариационную. Начальная фраза хорала вплетена
уже в первый пассаж прелюдийного раздела (пример 2). Эта фраза почти точно цитируется в теме первой фуги, имеет место в теме второй фуги, но представленная в особом метроритмическом оформлении (примеры 3 и 4). В пунктирную ритмику этой темы Баха вплёл ритмический мотив Gloria в том виде, в котором он применил его в кантате «Gloria in exelsis Deo et in terra pax» BWV 19, и к которому нередко обращался в других своих произведениях.
У Букстехуде есть ещё одно произведение, в котором не заявлен, но определённо, на наш взгляд, использован в качестве интонационной основы хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern». Это органная Прелюдия E-dur BuxWV 141. Именно она в первую очередь и могла вдохновить Баха на создание Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur, настолько много общего между этими двумя произведениями.
Прелюдия Букстехуде E-dur № 141 и Прелюдия и фуга (токката) E-dur Баха написаны в общей тональности. Оба сочинения созданы в контрастно-составной форме, основанной на последовательном чередовании прелюдийных и фугированных разделов с тем лишь различием, что в Прелюдии Букстехуде - три полифонических раздела, а в Прелюдии и фуге (токкате) Баха - два. У Букстехуде появление второго полифонического раздела сопровождается сменой метра с четырёхдольного (4/4) на трёхдольный (12/8). Правда, этот метр более дробный, чем у Баха перед второй фугой (3/4).
В композиции обоих произведений, в расположении их музыкально-тематического материала, определённо проявляются черты многочастной риторической диспозиции [2, c. 49-55].
В Прелюдии E-dur Букстехуде насчитывается восемь разделов, выделяющихся по внешним признакам (разделительные кадансы, смена темпа, метра и т. п.) и образующих сложную музыкально-риторическую диспозицию: 1) прелюдийный, начинающийся с сольного пассажа, а затем переходящий в аккордово-фигуративное построение. 2) фуга. 3) импровизационный раздел (Quasi Recitativo). 4) свободно-имитационный раздел (Presto). 5) короткая импровизационная связка (con discre-zione). 6) второй полифонический раздел (Un poco Allegro, 12/8). 7) краткий аккордовый раздел (Adagio, 4/4). 8) третий полифонический раздел (Allegro). В Прелюдии и фуге (токкате) E-dur Баха - четыре раздела; хотя в крайних разделах проявляется тенденция к членению на подразделы.
Бах, как известно, неоднократно обращался к методу пародии и создавал свои произведения, зачастую основательно «пересочиняя» первоисточник. В данном случае он, по-видимому, поступил так же. Значительно раздвигая рамки замысла своего выдающегося современника, непревзойдённого мастера органной импровизации Букстехуде, Бах существенно «пересочинил» его Прелюдию E-dur и
создал свой оригинальный шедевр - Прелюдию и фугу (токкату) E-dur. Прелюдийный раздел Бах скомпоновал как более сложный и развитый, чем у Букстехуде. Начав его с сольного «вьющегося» пассажа, он перевёл развитие в аккордовое построение, далее - в педальное solo и новое развёрнутое многоголосное построение с фигурациями и элементами контрастной и имитационной полифонии. Прототипами сольного «вьющегося» пассажа и следующего за ним аккордового построения в Прелюдии и фуге (токкате) Баха являются начальный пассаж и импровизационное заключение первой фуги из Прелюдии Букстехуде. Прототипами педального solo и следующего за ним многоголосного построения в Прелюдии и фуге (токкате) Баха являются разделы «Quasi Recitativo» и «Presto» из Прелюдии Букстехуде; об этом свидетельствуют их однотипное интонационное и ладотональное развитие. Тему первой фуги Бах, как и Букстехуде, основал на первой и девятой фразах хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern», и, используя имеющийся в этих фразах ритмоинтонационный контраст, сформировал ядро и общие формы движения в этой теме (ср. примеры 3 и 5).
Пример 5 Дитрих Букстехуде Прелюдия (и фуга) E-dur BuxWV 141, первый фугированный раздел (фуга)
Бах позаимствовал из первого фугированного раздела (фуги) Прелюдии Букстехуде в свою первую фугу трёхчастную структуру, состоящую из экспозиции, контрэкспозиции и репризы, и сохранил в экспозиции и контрэкспозиции нисходящий порядок вступления голосов с темой от сопрано к басу, нарушив его лишь в последнем проведении темы в контрэкспозиции.
В первых фугах у Баха и Букстехуде доминируют тональные ответы. Реальный ответ (в H-dur) появляется в них лишь в репризе. Бах при этом значительно развил форму первой фуги, усложнив её развитыми интермедиями. Прототипом второй фуги из Прелюдии и фуги (токкаты) Баха определённо являются второй и третий фугированные разделы из Прелюдии E-dur Букстехуде (ср. примеры 4, 6 и 7).
Пример 6
Прелюдия E-dur BuxWV 141, второй фугированный раздел
Пример 7
Прелюдия E-dur BuxWV 141, третий фугированный раздел
Очевидно интонационное родство тем во всех полифонических разделах у Баха и Букстехуде. Тема второй фуги у Баха и тема второго полифонического раздела у Букстехуде в основных интонациях совпадают, как и совпадает в этих фугированных разделах восходящая последовательность вступления голосов с темой. Интонации темы третьего полифонического раздела из Прелюдии Букстехуде Бах определённо использовал в первом противосложении своей второй фуги.
Общее между двумя этими произведениями не исчерпывается вышеуказанными деталями. Бах заимствовал и развил многие мотивы и интонации из Прелюдии E-dur Букстехуде № 141.
Имеются веские основания думать, что Прелюдия и фуга (токката) E-dur трактована Бахом в традициях жанра «короткой мессы», применявшегося в протестантском богослужении того времени. В баховское время в лютеранской литургии были применимы только «короткие мессы», содержащие две части - Kyrie и Gloria. Как правило, они исполнялись на латинском языке в рождественские дни [1, c. 109] . Содержание этих двух частей в «коротких мессах» сводились к покаянной молитве и гимну хвалы. Свободно импровизационные (ток-катные) разделы и примыкающие к ним фуги соотносятся в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur как части «короткой мессы» - Kyrie и Gloria.
Ещё раз обратим внимание на то, что в соотношении обеих фуг в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur Бах использует переменный метр (4/4 и 3/4). Интересно то, что почти аналогичный переменный метр он применит между частями Kyrie (4/4) и Gloria (3/8) в Мессе h-moll. Более того, изучая музыку Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur и сравнивая её с музыкой Мессы h-moll, есть основание утверждать, что органное произведение могло послужить Баху объектом для пародии в этой его же Мессе. Сравнительный анализ музыки этих двух различных по масштабу и жанровой принадлежности произведений, одно из которых (Месса h-moll) намеренно связано с текстом, а второе (органное) - не связано, позволяет аргументированно рассматривать Прелюдию и фугу (токкату) E-dur как «короткую
мессу» в органной версии и даже говорить о её сближении с жанром пассиона.
Известно, что Баху принадлежат одна «полная месса» (Месса h-moll) и четыре «короткие мессы». Изучая музыку этих шедевров и определяя их место и значение в истории жанра мессы, М. Друскин пишет: «Сближение с пассионами - вот в чём, на мой взгляд, главное в переосмыслении Бахом жанра мессы. Предварительный вывод был сделан на примере Missae breves ("коротких месс" - Т. П.), сейчас можно это подтвердить применительно к "Высокой мессе" ещё категоричнее» [1, c. 155].
С «короткими мессами» Прелюдию и фугу (токкату) E-dur сближает особая примета. Это органное произведение написано на рождественский хорал («Wie schön leuchtet der Morgenstern») и его исполнение вполне может быть приурочено в церковной лютеранской практике к рождественским дням, как и «коротких месс».
На наш взгляд, имеется реальная возможность, обратившись к музыкальной риторике, числовой символике, а также к музыке и тексту многих вокально-инструментальных произведений Баха, связанных с хоралом «Wie schön leuchtet der Morgenstern», подробно описать заложенный в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur библейский сюжет [4].
Список литературы
1. Друскин М. Пассионы и мессы И.С. Баха. Л., 1976.
2. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII веков. М., 1983.
3. Келлер Г. Органные произведения Баха: Исследование исторической формы, её толкование и исполнение / Пер. с нем. И.М. Темировой. Казань, 2008.
4. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) для органа BWV 566. Алматы, 2012.
5. Продьма Т. Старинная токката: история и теория жанра. Исследование. Алматы, 2009.
6. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Токката, адажио и фуга C-dur BWV 564. «По Евангелию от Луки». Исследование. М., 2015.
7. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX вв. М., 1979.
8. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.
9. Bach-Dokumente / Hrsg. v. Bach-Archiv Leipzig. Supplement zu Johann Sebastian Bach. Neue Ausg. Sämtlicher Werke. Bd. I-IV. Leipzig, 19631979.
10. Bach-Werke-Verzeichnis / Kleine Ausg. (BWV-2a) nach der v. W. Schmieder vorgelegten 2. Ausg. hrsg. v. A. Dürr u. Y. Kobayashi unter Mitarb. v. K. Beisswenger. Wiesbaden, 1998.
11. Buxtehude D. Ausgewählte Choralbearbeitungen für die Orgel / Hrsg. v. H. Keller. Leipzig: Peters. 1966.
12. Revisionsbericht von BG. XV.
13. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Bd. 1. Breitkopf u. Härtel, Leipzig 1873.