Научная статья на тему 'Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur). Для органа BWV 566'

Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur). Для органа BWV 566 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
685
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ / ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА (ТОККАТА) E-DUR (C-DUR) BWV 566 / "WIE SCHöN LEUCHTET DER MORGENSTERN" / JOHANN SEBASTIAN BACH / PRELUDE AND THE FUGUE (TOCCATA) OF E-DUR (C-DUR) BWV 566

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Продьма Т.Ф.

Предметом исследования этой статьи является один из ранних шедевров И.С. Баха органная Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566. Целью исследования является детальное описание истории создания этого произведения; описание исторических органов, их диспозиций, темброво-колористической палитры и технических возможностей, на одном из которых, возможно, оно было впервые исполнено. Выдвигается версия о наличии в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern», а также связи этого произведения с жанром "Missa brevis" и его причастности к жанру пас сиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHANN SEBASTIAN BACH. PRELUDE AND FUGUE (TOCCATA) OF E-DUR (C-DUR) FOR ORGAN BWV 566

Object of research of this article is one of early masterpieces of J.S. Bach an Organ Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) BWV 566. Research objective is the detailed description of History of creation of this work; the description of historical Organs, their dispositions, their timbre and coloristic palette and technical capabilities on one of which, perhaps, it was for the first time executed. The version about existence in the Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur of a Choral "Wie schön leuchtet der Morgenstern" and communication of this work with a Genre of "Missa brevis" and also his moves forward participation in a Genre passion music.

Текст научной работы на тему «Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur). Для органа BWV 566»

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА (ТОККАТА) E-DUR (C-DUR)

ДЛЯ ОРГАНА BWV 566

Продьма Т.Ф.

кандидат искусствоведения

JOHANN SEBASTIAN BACH. PRELUDE AND FUGUE (TOCCATA) OF E-DUR (C-DUR)

FOR ORGAN BWV 566

Prodma T.

Candidate of art criticism

Аннотация

Предметом исследования этой статьи является один из ранних шедевров И.С. Баха - органная Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566. Целью исследования является детальное описание истории создания этого произведения; описание исторических органов, - их диспозиций, темброво-колористиче-ской палитры и технических возможностей, - на одном из которых, возможно, оно было впервые исполнено. Выдвигается версия о наличии в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern», а также связи этого произведения с жанром "Missa brevis" и его причастности к жанру пас-сиона.

Abstract

Object of research of this article is one of early masterpieces of J.S. Bach - an Organ Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) BWV 566. Research objective is the detailed description of History of creation of this work; the description of historical Organs, - their dispositions, their timbre and coloristic palette and technical capabilities - on one of which, perhaps, it was for the first time executed. The version about existence in the Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur of a Choral "Wie schön leuchtet der Morgenstern" and communication of this work with a Genre of "Missa brevis" and also his moves forward participation in a Genre passion music.

Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566. Хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern».

Keywords: Johann Sebastian Bach. Prelude and the Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) BWV 566. Choral «Wie schön leuchtet der Morgenstern».

Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566 входит в число органных сочинений Иоганна Себастьяна Баха, созданных им в период с 1706 года по 1708. Она сохранилась не в автографе, а в хорошей старинной копии [3, а 40]. Альберт Швейцер рассматривает это произведение в числе двенадцати прелюдий и фуг Баха, в которых он предстаёт «гениальным учеником Фрескобальди и Букстехуде». О ранних органных полифонических циклах Баха он в частности пишет (давая, на наш взгляд, весьма субъективную оценку): «Прелюдии драматически оживлены, иногда изложены разбро-санно, им недостаёт цельности; фуги часто ещё запутаны, но в соразмерности частей уже ощущается величие будущих творений» [8, а 193]. Между тем,

Oberwerk:

1. Prinzipal 8'

2. Viola da gamba 8'

3. Quintatön 16'

4. Gedackt 8'

5. Quinte 6'

6. Oktave 4'

7. Mixtur 4 fach

8. Gemshorn 8'

9. Cimbel 2 fach 1'

10. Trompete 8'

11. Tremulant

12. Cymbelstern

Brustpositiv:

1. Prinzipal 4'

2. Lieblich gedackt 8'

3. Spitzflöte 4'

4. Quinte 3'

5. Sesquialtera

6. Nachthorn 2'

7. Mixtur 2 fach 1'

Прелюдия и фуга (токката) E-dur относится к юношеским шедеврам Баха. Он сохранил её в первозданном виде; оставил такой, какой она возникла.

Об этом периоде из жизни Баха известно то, что он переехал в 1704 году из Веймара в Арн-штадт, где ему предложили место органиста в Новой церкви. Сама церковь была выстроена в 1683 году. Она должна была заменить церковь св. Бонифация, сгоревшую во время пожара в 1581 году. В ней только что был реконструирован орган. Он поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя [13, S. 220-221].

Диспозиция органа в Новой церкви Арнштадта имела следующий вид:

Pedal:

1. Prinzipalbaß 8'

2. Subbaß 16'

3. Posaunenbaß 16'

4. Flötenbaß 4'

5. Kornettbaß 2'

Неизвестно подлинно, что входило в обязанности Баха в Арнштадте; вероятнее всего, его должность не была связана с композиторской деятельностью. Между тем, в этот период им было создано много органных произведений.

В 1705-1706 годах Бах предпринял путешествие в Любек на несколько месяцев, целью которого было желание познакомиться с органными импровизациями знаменитого Дитриха Букстехуде. В Арнштадт из этого путешествия он вернулся лишь в середине февраля 1706 года. В этом же году Бах по личным мотивам решил сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия (БМ ЫаБп) в Мюльхаузене - крупном независимом городе на севере Германии. Предложение было принято. В начале 1707 года этот свободный имперский город, покровительствовавший искусству, пожелал послушать игру Баха, а уже 15 июня 1707 года Иоганн Себастьян был утверждён в должности органиста.

В Мюльхаузене Бах нашёл двухмануальный орган, который требовал реставрации. Когда Бах приехал в Мюльхаузен, музыкальная жизнь там была в полном упадке. Община разделилась между ортодоксами и пиетистами, что мало способство-

Brustwerk (верхний мануал)

1. Stillgedackt 8'

2. Flauto dolce 4'

3. Quinte 2 2/3'

4. Oktave 2'

5. Terz 1 3/5'

6. Mixtur 3 fach

7. Schalmei 8'

Rückpositiv:

1. Quintadena 8'

2. Gedackt 8'

3. Prinzipal 4'

4. Salicional 4'

5. Oktave 2'

6. Spitzflöte 2'

7. Quinte 1 1/3'

8. Sesquialtera 2 fach

9. Mixtur 3 fach

вало процветанию искусства. Кроме того, за несколько дней до назначения нового органиста случился пожар, уничтоживший наиболее красивую и богатую часть города. Эти и некоторые другие обстоятельства, способствовали тому, что Бах через год после назначения просит отпустить его. Но власти (бюргеры) нашли компромисс. Они не расстались окончательно с Бахом, а поручили ему общее руководство реконструкцией органа; к работе приступили по составленному Бахом плану.

Баху была предоставлена уникальная возможность самостоятельно рассчитать данные для реконструкции органа. Сохранилась докладная расписка, в которой он подробно изложил свои соображения [9]. В ней указывалось: какие регистры желательно было отправить в педаль, каким регистрам придать особое значение, а какие заменить на новые и так далее. Более того, Бах предложил встроить в этот орган Brustwerk (новый мануал) из 7 регистров; провести копулу от Brustwerk к Oberwerk и применить Tremulant, который должен был получить соответствующие размеры для создания правильной вибрации. В результате реконструкции орган в Мюльхаузене обрёл следующую диспозицию:

Hauptwerk (средний мануал)

1. Quintadena 16'

2. Prinzipal 8'

3. Oktave 4'

4. Oktave 2'

5. Viola da gamba 8'

6. Gedackt 4'

7. Nasat 2 2/3

8. Sesquialtera 2 fach

9. Mixtur 4 fach

10. Zimbel 2 fach

11. Fagott 16'

Pedal:

1. Subbaß 32'

2. Prinzipalbaß 16'

3. Subbaß 16'

4. Oktave 8'

5. Oktave 4'

6. Kornett 2'

7. Rohrflöte 1'

8. Mixtur 4 fach

9. Posaune 16'

10. Trompete 8'

Копула от Brustwerk /Hauptwerk. Tremulant Келлер пишет, что реконструированный в Мюльхаузене орган, как сольный инструмент, стал соответствовать требованиям органного искусства позднего барокко [3, c. 27]. Реконструкция была завершена в 1709 году. Бах в это время был уже в Веймаре. По мнению Шлитты, он при этом определённо принимал этот орган.

В июле 1708 года Бах перебрался в Веймар и вступил в должность придворного органиста и камерного музыканта герцога Вильгельма Эрнста. Из описаний Веймара в момент переезда в него Баха

следует, что в дворцовой церкви Веймара находился небольшой орган, располагавшийся под сводом на третьих хорах и обладавший однородной красивой звучностью. У него было два мануала и хорошо оснащённая педаль [13, S. 380]. Этот орган был реконструирован в 1658 году Людвигом Ком-пениусом. Позже, в 1719-1720 годах, работу по усовершенствованию дворцового органа предпримет Хайнрих Николаус Требс. Некоторые регистры из диспозиции Компениуса Требс сохранит, но многое усовершенствует и добавит. Это случится позже. Для нас важно то, что Бах в веймарский период играл на органе Людвига Компениуса.

Oberwerk:

1. Prinzipal 8'

2. Quintatön 16'

3. Gemshorn 8'

4. Gedackt 8'

5. Quintatön 4'

6. Oktave 4'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mixtur 6 fach

8. Cimbel 2 fach 3'

9. Glockenspiel

Unterwerk:

1. Prinzipal 8'

2. Viola da gamba 8'

3. Gedackt 8'

4. Trompete 8'

5. Klein gedackt 4'

6. Oktave 4'

7. Waldflöte 2'

8. Sesquialtera

Pedal:

1. Groß-Untersatz 32'

2. Subbaß 16'

3. Posaunenbaß 16'

4. Violonbaß 16'

5. Prinzipalbaß 8'

6. Trompetenbaß 8'

7. Kornettbaß 4'

Альберт Швейцер обращает внимание на интересную деталь в настройке органа Компениуса и пишет, что он был настроен в тоне корнета, то есть на малую терцию выше камертона, что могло отчасти раздражать Баха [8, c. 77]. Келлер также акцентирует внимание на этой особенности в настройке дворцового органа. Но из его высказываний следует, что настройка была осуществлена на большую терцию выше камертона, а не малую. Швейцер и Келлер под строем корнета вероятнее всего подразумевали хортон (Chorton - хоровой строй, в котором обычно пел хор). Как поясняет в частном письме авторитетный консультант по органострое-нию Наталья Владимировна Малина, «.. .ни тот, ни другой не могли точно указать - на малую или на большую терцию был настроен выше орган Компе-ниуса. Для этого определения нужно было бы провести очень серьёзные обследования (при определённой температуре и прочих особых условиях). Может быть, потому один и указывает малую терцию, а другой - большую».

Городской орган Веймара был значительно больше, чем дворцовый. Но подчеркнём, Бах вступил в должность именно придворного органиста, и большинство своих органных произведений мог создавать именно для дворцового органа.

Пристальное внимание к диспозициям органов, имевшихся в распоряжении Баха в период 1706 года по 1708, объясняется желанием выяснить, рассчитывая на какой орган, какую темброво-колори-стическую палитру и технические возможности он создавал свою Прелюдию и фугу (токкату) E-dur? Какой инструмент из вышеназванных трёх в большей мере мог соответствовать его замыслу? Каковы были пространство и акустика собора, в котором располагался бывший на тот момент в поле его зрения орган?

Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566 -произведение весьма виртуозное; особенно виртуозна в нём педаль. Она даже сложнее и труднее для исполнителя, чем большое педальное соло из Токкаты F-dur BWV 540. Особенность этого произведения заключается и в том, что оно дошло до нас в двух тональностях - E-dur и C-dur: Баховское общество (BG) издало его в тональности E-dur, а Издательство Петерса - и в тональности C-dur (в Приложении обе первые части имеют тональность E-dur). Келлер склонен считать, что его оригинальной тональностью могла быть тональность E-dur. Он пишет: «никто не стал бы транспонировать пьесу из C-dur в E-dur, а наоборот вполне могло случиться: чтобы избежать на неравномерно темперированных органах слишком высоких тональностей и тем самым облегчить трудное педальное соло в E-dur» [3, c. 93].

В пользу тональности E-dur как исходной свидетельствует то, что в одном из сборников, датируемым 1714 годом, это произведение названо просто «Прелюдия и фуга E-dur» [10, S. 324]. Правда, Келлер пишет, что уже в некоторых ранних списках это произведение фигурирует с дублирующим названием «токката» и дублирующей тональностью C-dur [12, S. 35].

Вполне допустимо, что Бах мог предложить переложение этого произведения в C-dur с целью облегчить исполнение виртуозной партии педали. Однако, возможно и другое объяснение, - обусловленное художественным замыслом. Бах весьма часто использовал тональность C-dur во многих своих органных и клавирных произведениях, связанных с библейскими «благовещенскими» историями и сюжетами [6]. Возможно, что он указал C-dur в качестве дублирующей тональности как «намёк» на «благовещенский» сюжет и в этом произведении; а также - на «благовещенский» хорал «Wie schön

The scientific heritage No 42 (2019) leuchtet der Morgenstern» в качестве его интонационной основы и на возможность исполнения этого произведения в праздник Благовещения, о чём речь пойдёт ниже.

Со всей определённостью можно сказать, что Прелюдия и фуга (токката) E-dur была создана Бахом на благовещенский хорал «Wie schön leuchtet

der Morgenstern» (пример 1). Этот хорал был хорошо известен прихожанам лютеранских церквей и церковным органистам. Написан он на текст поэта-мистика Филиппа Николаи и опубликован в 1599 году. «Духовная свадебная песнь» верующей души, обращённая к Иисусу Христу, её Небесному Жениху, - в таком значении вошёл он в качестве гимна в лютеранский обиход.

Пример 1

Хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern».

Текст Филиппа Николаи (1599), первая строфа.

Форма хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern» - «византийская». Позднее её стали называть «формой бар». Она состоит из девяти музыкальных фраз: первые три фразы повторяются, исполняясь при повторении с разным текстом; заключительные три фразы не повторяются. В хорале образуются,

таким образом, две столлы и припев: а Ь с; а Ь с; d е

£

Слова хорала - в семи строфах - основаны на 45-м псалме Давида в Книге Псалмов и Откровению 22:16. В греческой версии Библии и в её латинском переводе этот псалом - Псалом 44-й.

Пример 2 И.С. Бах

Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566, прелюдийный раздел

Пример 3

Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566,

первая фуга

Пример 4

Прелюдия и фуга (токката) E-dur BWV 566,

вторая фуга

На хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern» создавали органные обработки многие известные немецкие композиторы. Известно, например, что Дитриху Букстехуде принадлежит развитая органная обработка этого хорала [11, № 24]. В ней, обозначенной как органной, партия педали не вынесена на отдельный нотоносец, что предполагает исполнение не только на органе, но и на любом другом клавишном инструменте. Эта хоральная обработка подробно проанализирована Вл. Протопоповым как интересный образец старинной (барочной) вариационной формы, сложившейся в жанре канцоны. В разных разделах своего очерка Протопопов пишет о ней следующее: «Вариационно-слитная форма, канцона, фуга, соединившись, образовали тут неповторимое своеобразное целое. <.. .> Обработка "Wie schön leuchtet der Morgenstern" синтезировала старое и новое, другого подобного произведения мы уже не встретим: вариации, фуга и канцона к концу XVII века разделились, утвердились в своих формах и структурных закономерностях» [7, c. 73-76].

Нетрудно убедиться, что слияние канцоны, фуги и вариационной формы имеет место и в органной Прелюдии и фуге (токкате) E-dur Баха, проявляющееся в чём-то даже более органично, чем у Букстехуде. Это произведение было создано Бахом в период с 1706 по 1708 год, когда он уже побывал в Любеке и познакомился с импровизационным искусством Букстехуде.

Интонации хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern» Бах использовал почти во всех разделах Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur, что даёт веские основания рассматривать её форму как старинную вариационную. Начальная фраза хорала вплетена

уже в первый пассаж прелюдийного раздела (пример 2). Эта фраза почти точно цитируется в теме первой фуги, имеет место в теме второй фуги, но представленная в особом метроритмическом оформлении (примеры 3 и 4). В пунктирную ритмику этой темы Баха вплёл ритмический мотив Gloria в том виде, в котором он применил его в кантате «Gloria in exelsis Deo et in terra pax» BWV 19, и к которому нередко обращался в других своих произведениях.

У Букстехуде есть ещё одно произведение, в котором не заявлен, но определённо, на наш взгляд, использован в качестве интонационной основы хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern». Это органная Прелюдия E-dur BuxWV 141. Именно она в первую очередь и могла вдохновить Баха на создание Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur, настолько много общего между этими двумя произведениями.

Прелюдия Букстехуде E-dur № 141 и Прелюдия и фуга (токката) E-dur Баха написаны в общей тональности. Оба сочинения созданы в контрастно-составной форме, основанной на последовательном чередовании прелюдийных и фугированных разделов с тем лишь различием, что в Прелюдии Букстехуде - три полифонических раздела, а в Прелюдии и фуге (токкате) Баха - два. У Букстехуде появление второго полифонического раздела сопровождается сменой метра с четырёхдольного (4/4) на трёхдольный (12/8). Правда, этот метр более дробный, чем у Баха перед второй фугой (3/4).

В композиции обоих произведений, в расположении их музыкально-тематического материала, определённо проявляются черты многочастной риторической диспозиции [2, c. 49-55].

В Прелюдии E-dur Букстехуде насчитывается восемь разделов, выделяющихся по внешним признакам (разделительные кадансы, смена темпа, метра и т. п.) и образующих сложную музыкально-риторическую диспозицию: 1) прелюдийный, начинающийся с сольного пассажа, а затем переходящий в аккордово-фигуративное построение. 2) фуга. 3) импровизационный раздел (Quasi Recitativo). 4) свободно-имитационный раздел (Presto). 5) короткая импровизационная связка (con discre-zione). 6) второй полифонический раздел (Un poco Allegro, 12/8). 7) краткий аккордовый раздел (Adagio, 4/4). 8) третий полифонический раздел (Allegro). В Прелюдии и фуге (токкате) E-dur Баха - четыре раздела; хотя в крайних разделах проявляется тенденция к членению на подразделы.

Бах, как известно, неоднократно обращался к методу пародии и создавал свои произведения, зачастую основательно «пересочиняя» первоисточник. В данном случае он, по-видимому, поступил так же. Значительно раздвигая рамки замысла своего выдающегося современника, непревзойдённого мастера органной импровизации Букстехуде, Бах существенно «пересочинил» его Прелюдию E-dur и

создал свой оригинальный шедевр - Прелюдию и фугу (токкату) E-dur. Прелюдийный раздел Бах скомпоновал как более сложный и развитый, чем у Букстехуде. Начав его с сольного «вьющегося» пассажа, он перевёл развитие в аккордовое построение, далее - в педальное solo и новое развёрнутое многоголосное построение с фигурациями и элементами контрастной и имитационной полифонии. Прототипами сольного «вьющегося» пассажа и следующего за ним аккордового построения в Прелюдии и фуге (токкате) Баха являются начальный пассаж и импровизационное заключение первой фуги из Прелюдии Букстехуде. Прототипами педального solo и следующего за ним многоголосного построения в Прелюдии и фуге (токкате) Баха являются разделы «Quasi Recitativo» и «Presto» из Прелюдии Букстехуде; об этом свидетельствуют их однотипное интонационное и ладотональное развитие. Тему первой фуги Бах, как и Букстехуде, основал на первой и девятой фразах хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern», и, используя имеющийся в этих фразах ритмоинтонационный контраст, сформировал ядро и общие формы движения в этой теме (ср. примеры 3 и 5).

Пример 5 Дитрих Букстехуде Прелюдия (и фуга) E-dur BuxWV 141, первый фугированный раздел (фуга)

Бах позаимствовал из первого фугированного раздела (фуги) Прелюдии Букстехуде в свою первую фугу трёхчастную структуру, состоящую из экспозиции, контрэкспозиции и репризы, и сохранил в экспозиции и контрэкспозиции нисходящий порядок вступления голосов с темой от сопрано к басу, нарушив его лишь в последнем проведении темы в контрэкспозиции.

В первых фугах у Баха и Букстехуде доминируют тональные ответы. Реальный ответ (в H-dur) появляется в них лишь в репризе. Бах при этом значительно развил форму первой фуги, усложнив её развитыми интермедиями. Прототипом второй фуги из Прелюдии и фуги (токкаты) Баха определённо являются второй и третий фугированные разделы из Прелюдии E-dur Букстехуде (ср. примеры 4, 6 и 7).

Пример 6

Прелюдия E-dur BuxWV 141, второй фугированный раздел

Пример 7

Прелюдия E-dur BuxWV 141, третий фугированный раздел

Очевидно интонационное родство тем во всех полифонических разделах у Баха и Букстехуде. Тема второй фуги у Баха и тема второго полифонического раздела у Букстехуде в основных интонациях совпадают, как и совпадает в этих фугированных разделах восходящая последовательность вступления голосов с темой. Интонации темы третьего полифонического раздела из Прелюдии Букстехуде Бах определённо использовал в первом противосложении своей второй фуги.

Общее между двумя этими произведениями не исчерпывается вышеуказанными деталями. Бах заимствовал и развил многие мотивы и интонации из Прелюдии E-dur Букстехуде № 141.

Имеются веские основания думать, что Прелюдия и фуга (токката) E-dur трактована Бахом в традициях жанра «короткой мессы», применявшегося в протестантском богослужении того времени. В баховское время в лютеранской литургии были применимы только «короткие мессы», содержащие две части - Kyrie и Gloria. Как правило, они исполнялись на латинском языке в рождественские дни [1, c. 109] . Содержание этих двух частей в «коротких мессах» сводились к покаянной молитве и гимну хвалы. Свободно импровизационные (ток-катные) разделы и примыкающие к ним фуги соотносятся в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur как части «короткой мессы» - Kyrie и Gloria.

Ещё раз обратим внимание на то, что в соотношении обеих фуг в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur Бах использует переменный метр (4/4 и 3/4). Интересно то, что почти аналогичный переменный метр он применит между частями Kyrie (4/4) и Gloria (3/8) в Мессе h-moll. Более того, изучая музыку Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur и сравнивая её с музыкой Мессы h-moll, есть основание утверждать, что органное произведение могло послужить Баху объектом для пародии в этой его же Мессе. Сравнительный анализ музыки этих двух различных по масштабу и жанровой принадлежности произведений, одно из которых (Месса h-moll) намеренно связано с текстом, а второе (органное) - не связано, позволяет аргументированно рассматривать Прелюдию и фугу (токкату) E-dur как «короткую

мессу» в органной версии и даже говорить о её сближении с жанром пассиона.

Известно, что Баху принадлежат одна «полная месса» (Месса h-moll) и четыре «короткие мессы». Изучая музыку этих шедевров и определяя их место и значение в истории жанра мессы, М. Друскин пишет: «Сближение с пассионами - вот в чём, на мой взгляд, главное в переосмыслении Бахом жанра мессы. Предварительный вывод был сделан на примере Missae breves ("коротких месс" - Т. П.), сейчас можно это подтвердить применительно к "Высокой мессе" ещё категоричнее» [1, c. 155].

С «короткими мессами» Прелюдию и фугу (токкату) E-dur сближает особая примета. Это органное произведение написано на рождественский хорал («Wie schön leuchtet der Morgenstern») и его исполнение вполне может быть приурочено в церковной лютеранской практике к рождественским дням, как и «коротких месс».

На наш взгляд, имеется реальная возможность, обратившись к музыкальной риторике, числовой символике, а также к музыке и тексту многих вокально-инструментальных произведений Баха, связанных с хоралом «Wie schön leuchtet der Morgenstern», подробно описать заложенный в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur библейский сюжет [4].

Список литературы

1. Друскин М. Пассионы и мессы И.С. Баха. Л., 1976.

2. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII веков. М., 1983.

3. Келлер Г. Органные произведения Баха: Исследование исторической формы, её толкование и исполнение / Пер. с нем. И.М. Темировой. Казань, 2008.

4. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) для органа BWV 566. Алматы, 2012.

5. Продьма Т. Старинная токката: история и теория жанра. Исследование. Алматы, 2009.

6. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Токката, адажио и фуга C-dur BWV 564. «По Евангелию от Луки». Исследование. М., 2015.

7. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX вв. М., 1979.

8. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.

9. Bach-Dokumente / Hrsg. v. Bach-Archiv Leipzig. Supplement zu Johann Sebastian Bach. Neue Ausg. Sämtlicher Werke. Bd. I-IV. Leipzig, 19631979.

10. Bach-Werke-Verzeichnis / Kleine Ausg. (BWV-2a) nach der v. W. Schmieder vorgelegten 2. Ausg. hrsg. v. A. Dürr u. Y. Kobayashi unter Mitarb. v. K. Beisswenger. Wiesbaden, 1998.

11. Buxtehude D. Ausgewählte Choralbearbeitungen für die Orgel / Hrsg. v. H. Keller. Leipzig: Peters. 1966.

12. Revisionsbericht von BG. XV.

13. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Bd. 1. Breitkopf u. Härtel, Leipzig 1873.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.