ART STUDIES
ИОГАНН СЕБАСТЬЯ БАХ. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА (ТОККАТА) E-DUR (C-DUR) ДЛЯ ОРГАНА BWV 566 ПОГРУЖЕНИЕ В ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ
Продьма Т.Ф.
кандидат искусствоведения
JOHANN SEBASTIAN BACH. PRELUDE AND FUGUE (TOCCATA) E-DUR (C-DUR) FOR ORGAN BWV 566 IMMERSION IN SHIRITUAL MEANINGS
Prodma T.
Candidate of art criticism
Аннотация
Предметом исследования статьи является Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) для органа BWV 566 и скрытое ней духовное содержание. Цель исследования: обнаружение хоральных истоков, обусловливающих это содержание в музыкально-риторическом контексте. Продолжается поиск аналогов Прелюдии и фуге (токкате) E-dur (C-dur) среди произведений самого Баха и его выдающихся современников. Выдвигается и разрабатывается версия о наличии в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern», как доминирующего, и её связи с жанром «Missa brevis».
Abstract
Object of research of article is Prelude and Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) for Organ BWV 566 and hidden by it spiritual Contents. Research objective is detection of the Choral Sources causing these Contents in a musical and rhetorical Context. Continues search of analogs of the Prelude and Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) among works by Bach and his outstanding Contemporaries. Moves forward and developed the Version about existence in the Prelude and Fugue (Toccata) of E-dur of Choral «Wie schön leuchtet der Morgenstern» as dominating and its communication with a Genre of «Missa brevis».
Ключевые слова: Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) для органа BWV 566. Хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern». Художественное и духовное содержание. «Missa brevis» в органной версии.
Keywords: Prelude and Fugue (Toccata) of E-dur (C-dur) for Organ BWV 566. Choral «Wie schön leuchtet der Morgenstern». Art and spiritual Contents. Genre of «Missa brevis» in the organs Version.
Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) для органа BWV 566 - это одно из произведений И. С. Баха, созданное, по моему убеждению, на лютеранский хорал (гимн) «Wie schön leuchtet der Morgen-
stern» (пример 1) [6, с. 5-11]. Хорал не заявлен самим композитором, но мотивы и интонации из него присутствуют почти во всех важнейших разделах Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur [6, с. 8].
Пример 1
Хорал «Wie schön leuchtet der Morgenstern».
Бах неоднократно обращался к мелодии этого хорала в разные периоды своего творчества. На ней он основал тему фуги As-dur BWV 862 (ХТК, том I, 1722); сочинил кантату BWV 1 (1725) к празднику Благовещения. Имеются также две органные обработки этого хорала - BWV 739 и BWV 764 (23-такт-ный фрагмент), созданные им после поездки в Гамбург, но ещё до посещения Любека и непосредственного знакомства с искусством Букстехуде. Обе прелюдии дошли до нас в рукописи самого автора и являются одним из его наиболее ранних автографов. Исследования баховского почерка указывают на 1703-1705 годы как наиболее вероятное время их записи [11, с. 691].
Текст гимна «Wie schön leuchtet der Morgenstern» («Как чудесно сияет эта Утренняя звезда») основан на 45-м Псалме Давида из Книги Псалмов (в греческой версии Библии и в её латинском переводе - Псалом 44-й) и Откровению 22:16. Гимн «Wie schön leuchtet der Morgenstern» - мистическая свадебная песня (верующей души), в которой Иисус отождествляется с Утренней звездой. Главная метафора гимна - Звезда (der Morgenstern), так чудесно засиявшая на утреннем небосклоне и возвестившая собой о Рождестве Христовом.
Благовещение о Рождестве Христовом
Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава
Господня
осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел:
не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом
Спаситель,
Который есть Христос Господь» (Лк 2, 911).
Прелюдия
Новозаветная история Благовещения пастухам и волхвам начинает раскрываться уже с первых так-
тов Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur. Музыкально-риторические фигуры и символы, заполняющие собой музыкальную ткань Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur и имевшие в эпоху барокко определённое смысловое значение, мелодия хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern» с её ассоциативным содержанием, его литературный текст и метафорический смысл помогают погрузиться в духовные смыслы этого произведения и дешифровать его содержание.
Пастухам в ночи явился Ангел Господень в сиянии Божественного света с благой вестью о Рождении Спасителя в мир. При виде Ангела пастухи испугались, но он сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк 2, 10).
Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1852-1860 г.)
Нимбообразный контур пассажа, с которого начинается прелюдийный раздел Прелюдии и фуги (токкаты) Е^иг, его кружащие интонации (музыкально-риторическая фигура агси1а(1в) и заключительные переходы по звукам разложенных ломаных аккордов (символ пребывания) [4, с. 19], создают чудесную картину появления и приземления
Ангела Господня перед испуганными и смущёнными пастухами. В начало пассажа вплетена первая фраза хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern», представленная в многократном уменьшении (пример 2).
И. С. Бах Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566, прелюдийный раздел
Пример 2
Похожий звукоизобразительный приём, посредством которого передаётся появление Ангела, имеет место в Прелюдии и фуге C-dur BWV 846 и Прелюдии B-dur BWV 866 из ХТК, I. В этих произведениях Баха, согласно исследованиям Б. Яворского, раскрываются похожие благовещенские сюжеты: Благовещение Деве Марии (C-dur) и Благовещение пастухам (B-dur) [4, с. 30-39].
Пример 3
Прелюдия и фуга (токката) Е-с1иг (С-с1иг) В\¥У 566, прелюдийный раздел
Á Я йА „ i bJ ==á= J — J J-¡ J i U-
1 р? i ft А i J- J p г pH r zr fJ W4- hi 1 i h
\ J ff Ь йА „ -1- 1 Y 1 -1—1-1— 1=
"It tt - о о о г
«И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» - сказал Ангел пастухам (Лк 2, 12). Следующее за пассажем многоголосное построение по содержанию весьма точно соответствует этим словам Ангела (пример 3).
В педальном голосе в этом построении более трёх тактов звучит залигованная тоническая октава (музыкально-риторическая фигура hypotyposis, посредством которой в музыке передавались различные случаи звукоизображения), контуром способная изобразить ясли, послужившие колыбелью Младенцу. Многочисленные лиги в мануальных голосах (ит. liga - связь, от лат. ligare - связывать) словно изображают пелены, в которые Богородица завернула родившегося Младенца.
Лигатуры часто использовались в особой разновидности медленных токкат di durezza et ligature для изображения верёвок и пут на Теле Спасителя, предаваемого на истязания. Данному изобразительному приёму здесь есть особое объяснение. На некоторых старинных картинах и иконах, посвящённых празднику Рождества, Младенец Христос лежит в яслях, словно обвитый не младенческими, а погребальными пеленами (см. ниже
икону «Рождество Христово»). Символика подобных картин указывает на великое предназначение Младенца - Агнца Божьего, с колыбели приготовленного к великой искупительной жертве.
Это довольно развитое многоголосное построение в прелюдии определённо выделяется на фоне окружающих его быстрых сольных пассажей аккордовым складом фактуры и крупными длительностями (после него начинается виртуозное педальное соло; см. пример 6), чем создаётся эффект замедления темпа, характерного для экспрессивных токкат di durezza et ligature. Но многочисленные лиги не способствуют появлению в нём жёсткостей и диссонансов. Напротив, в его звучании словно передаётся «божественный свет, осиявший пастухов» при появлении Ангела Господня.
В контексте органной прелюдии это многоголосное построение образует музыкально-риториче-
скую фигуру поета, представленную в своеобразном виде. Отличительным признаком этой фигуры являлась остановка движения, создающая акцент; и аккордовый склад фактуры, контрастирующий иному (в вокально-инструментальных произведениях традиционно - полифоническому). Фигура поета ещё в практике XV применялась с целью вы-
делить ключевые слова текста, чаще всего связанные с именем Бога. Функцией этого приёма являлось создание экспрессивного акцента [3, с. 32]. Позже фигура поета проникнет и в музыку XVII века, выходившую за рамки строгого стиля. В инструментальных и вокально-инструментальных произведениях Баха эта фигура также встречается и довольно часто.
Рождество Христово Школа Рублёва (XV век)
Начальный мотив в верхнем голосе первого многоголосного построения прелюдии корреспондирует к мелодии хорала из рождественской хоральной обработки «Vom Himmel hoch da komm ich her» BWV 606 (пример 4). За этим мотивом следует излюбленный Бахом мотив Иисуса-пастыря из хорала «Aus tiefer Not» на слова «Er ist allein uns gute Hirt» («Он лишь один наш добрый пастырь») (пример 5).
Пример 4
Хорал «Vom Himmel hoch da komm ich her» BWV 606
Мотив Иисуса-пастыря из хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu dir»
Пример 5
f ^ r r
Er ist al - lein uns gu
te Hirt,
В этом построении прелюдии, исходя из заключённых в нём хоральных цитат и мотивных символов, в восприятии прихожан, определённо хорошо знавших эти хоралы и часто исполнявших их дома и на службах, ассоциативно могли всплыть в памяти слова, заключённые в их тексте: «С высоты небес сошёл я, чтоб принесть благую, новую вам весть! (из хорала «Vom Himmel hoch»). Младенец, которого вы найдёте в пеленах, в яслях лежащего (многочисленные лигатуры как звукоизобразитель-ный приём), Он - ваш Господь! Он лишь один ваш добрый пастырь» (из хорала «Aus tiefer Not»). Еван-
Прелюдия и фуга (токката) E-dur
гелист Лука оставил свидетельство о том, что Ангел обратился к пастухам с такими словами: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2, 1011).
Далее в прелюдии в педальном голосе звучит виртуозный сольный пассаж, визуально напоминающий огромную извивающуюся змею (прообраз библейского змея или сатаны) (пример 6). Нижние звуки в этом пассаже воспроизводят начальные интонации хорала «Was Gott tut, das ist wohlgetan» («Что Господь делает, то во благо») (пример 7).
Пример 6
(C-dur) BWV 566, прелюдийный раздел
Хорал «Was Gott tut, das ist wohlgetan»
Пример 7
Для передачи образа библейского змея Бах привлекает здесь комплекс средств музыкальной выразительности, риторики и звукоизображения, в котором важное место занимают извивающиеся мотивы и фигуры circulatio, помещённые в педальный регистр. Ближе всего к трактовке этого образа, представленного в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur, Бах подойдёт в кантате BWV 40 «Darzu ist erschienen der Sohn Gottes» («Ныне родился Сын Божий»), предназначенной для исполнения на второй день Рождества (26, XII, 1723). Извилистые движения змея появятся в её музыке на текст басовой арии: «Адский змей, тебе не страшно? Ныне родился тот, кто, победив, размозжит тебе голову».
Прелюдия и фуга (токката) E-dur
Бах передаст в этой арии, как и в органной прелюдии, мощные удары ног, раздавливающих голову коварного змея [11, с. 365].
Следующий за педальным соло многоголосный раздел так же насыщен лигатурами, диссонансами и хроматизмами (пример 8). В нём доминируют уже минорные диезные тональности (cis-moU, gis-moИ, fis-moll). Модуляция из E-dur в «тревожный» cis-moИ происходит сразу после педального соло. Согласно семантике барокко, на смену мирному и радостному настроению, царящему в начале прелюдии, приходят тревога и страх - охватившие пастухов при виде Ангела Господня? Этот аффект согласуется с евангельским текстом и соответствует словам св. Луки о том, что при виде Ангела пастухи убоялись страхом великим (Лк 2, 9).
Пример 8
(C-dur) BWV 566, прелюдийный раздел
По мнению Яворского, в первой части Прелюдии B-dur из ХТК, I разворачивается подобный сюжет из Новозаветных историй. В её басовом голосе также появляются хроматизмы (риторическая фигура passus duriusculus) и в том же значении, что и в середине прелюдийного раздела из Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur, - как передающие чувство страха, охватившее пастухов при появлении Ангела Господня [4, с. 36].
Но вскоре в этом многоголосном разделе прелюдии заявляет о себе тональность Gis-dur. Верхний голос заполняется восходящими секстами и септимами - интонациями восклицания (фигура ex-clamatio) в сочетании с ритмическими мотивами радости (по определению Швейцера - непосредственной наивной радости) [11, с. 355]. В педальном голосе звучат, словно сбившиеся с исходного метра, начальные интонации хорала «Wie schön leuchtet der Morgenstern» (gis-dis-his-gis), на которые в тексте приходятся слова удивления и восторга: «как прекрасно сияет!». На сильных долях метра появляются нижние вводнотоновые звуки со знаком дубль диез. Знак «дубль диез» графически -«х» - словно изображает здесь Звезду, ещё не видимую на небосклоне, но уже излучающую потоки чудесного света. Этими звуками дублируется восходящая чистая квинта gis-dis - числовой символ Христа.
В данном разделе прелюдии Бах использует переменное количество голосов - риторический приём, способный изобразить толпу испуганных и очарованных происходящим пастухов. В верхних голосах краткими звеньями секвенции звучат мотивы, графикой рисунка соответствующие риторическим жестам приветствия и поклона. В ладото-нальном развитии уже определённо намечается тенденция к просветлению. Хроматизмы исчезают, отклонения в минор всё чаще сменяется мажором. Бах, по-видимому, использует здесь приём сопоставления мажорных и минорных тональностей как фоническую краску светотени. Средствами гармонии словно изображается пленительная игра лучей, исходящих от новой яркой Звезды, ещё скрытой за горизонтом, но уже излучающей потоки чудесного света. Её триумфальное появление на утреннем небосклоне отмечено восходящей секвенцией (риторическая фигура gradatio), создающей эффект нарастающей динамики и разрешающейся в «лучезарный» E-dur (т. 25-27).
Второй многоголосный раздел из прелюдии Бах спародировал (использовал как первоисточник для пародии) в оркестровой экспозиции первой хоровой пятиголосной фуги Kyrie eleison из Мессы h-moll. В органной прелюдии и в оркестровой экспозиции хоровой фуги Kyrie eleison имеется много общего. Они в равной мере насыщенны интонациями
восклицания, приветствия и поклона (фигуры ех-с1атайо). В них доминируют близкие диезные (минорные и мажорные) тональности с большим количеством случайных знаков альтерации - диезов и бекаров, - изображающих кресты. В первоисточнике и в пародии встречаются характерные мелодические обороты, в том числе фригийские, которые войдут в Прелюдии и фуге (токкате) E-dur в тема-тизм первой фуги, а в Мессе h-moll - в тематизм
первой хоровой фуги Kyrie eleison и следующего за ней дуэта Christe eleison.
С появления мотивов, основанных на восходящих тетрахордах, начинается кода прелюдии (т. 2833). Эти стремительные мотивы - словно риторические жесты многих взметнувшихся рук, указывающих на ту незнакомую чудесную Звезду, внезапно появившуюся над горизонтом (пример 9).
Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) BWV 566, прелюдийный раздел
Пример 9
Подобные мотивы присутствуют во многих хоральных обработках «Wie schön leuchtet der Morgenstern» Баха, Пахельбеля и Букстехуде. В хоральной обработке Букстехуде такой мотив появляется в первой вариации на указательное местоимение der в слове der Morgenstern, словно акцентирующий: «Как прекрасна эта новая Звезда на утреннем небосклоне! Как ярко она сияет!» (пример 10).
Пример 10
Хоральная обработка «Wie schön leuchtet der Morgenstern» BuxWV 223
В «Рождественской оратории» Баха (BWV 248, 1734 г.) в хоре № 45 на текст «Мы увидели Его Звезду на утреннем небосклоне» в перекличках стретто звучит этот же мотив, лишь восходящий в диапазоне квинты. В Прелюдии и фуге (токкате) E-dur подобные указательные мотивы-жесты займут особое место. Они будут появляться во всех её
важнейших разделах либо в основном виде, либо варьируясь, иногда изменяя свой интонационный облик, но всегда узнаваемые по ритмическим мотивам блаженного покоя [11, с. 353-354] и диапазону кварты. В их варьировании существенное место займёт техника инверсии.
Педальный голос в коде нисходит этими же ритмическими мотивами блаженного покоя. Подобные мотивыблаго» тактах то во благома Бах позже применит в Мессе h-moll в арии альта Qui
sedes ad dextram Patris («Ибо Ты сидишь по правую руку Отца») № 9, где они графикой рисунка способны символизировать Отца и Сына, сидящего по правую руку Отца.
Пример 11
Месса h-moll BWV 232, ария альта Qui sedes ad dextram Patris № 9
Многие мотивы и развитые фрагменты из Прелюдии и фуги (токкаты) E-dur Бах позже спародирует в своей Мессе h-moll. Чаще всего заимствования из прелюдии и первой фуги этого сочинения поведут к хоровой пятиголосной фуге Kyrie eleison и к дуэту Christe eleison, а из второй фуги - к хору Gloria. Это даёт веские основания рассматривать Прелюдию и фугу (токкату) E-dur как Короткую мессу (Missa brevis) в органной версии - возможно, новую жанровую разновидность мессы, созданную Бахом [6].
Список литературы
1. Берченко Р. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М., 2005.
2. Захарова О. Музыкальная риторика XVII-первой половины XVIII веков // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М., 1975.
3. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII-первой половины XVIII веков. М., 1983.
4. Носина В. Символика музыки И. С. Баха. С-П., 1997.
5. Продьма Т. Старинная токката: история и теория жанра. Исследование. Алматы, 2009.
6. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга (токката) E-dur (C-dur) для органа BWV 566. Исследование. Алматы, 2012.
7. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга d-moll «дорийская» для органа BWV 538 «Страсти по Матфею». Исследование. М., 2013.
8. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга F-dur для органа BWV 540 «Страсти по Марку». Исследование. М., 2013.
9. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Токката, адажио и фуга C-dur BWV 564 «По Евангелию от Луки». Исследование. М., 2015.
10. Продьма Т. Иоганн Себастьян Бах. Токката (с фугой) d-moll для органа BWV 565 «Страсти по Иоанну». Исследование. М., 2018.
11. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М., 2002.
12. Prodma T. To a Problem of etymology of the term «toccata» // Znanstvena misel journal. № 38. Slovenia. 2020.