Научная статья на тему 'Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий'

Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.С. Соколов

Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»:

очерк из истории западных исповеданий

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 12. С. 748-772.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

tw WWW -m »f» 9W'9m" <0WW WWW WWW“' WWW W'WW WWW 9W9 ЩЩ

Іоаннъ Арндтъ н его сочиненіе „Объ истинномъ

христіанствѣ“.

Очеркъ изъ исторіи западныхъ исповѣданій.

III *).

gСЛѢДСТВІЕ любші къ Богу и для достиженія вѣчнаго блаженства истинный христіанинъ долженъ отречься отъ самого себя, умереть для себя самого и міра и жить во t Христѣ; ветхій человѣкъ, Адамъ, въ немъ долженъ уми-у рать, а новый, Христосъ, жить и постоянно возрастать. Христіанинъ долженъ вполнѣ предаться въ волю Божію, въ немъ долженъ жить и дѣйствовать Христосъ онъ долженъ послѣдовать Его примѣру въ своей жизни. Въ каждомъ христіанинѣ два человѣка—внутренній и внѣшній *), ветхій и новый 2); въ этомъ убѣждаетъ насъ Св. Писаніе и опытъ :і). «Эти два человѣка, хотя живутъ вмѣстѣ, по враждебны другъ другу, такъ что жизнь одного—смерть для другого. Если живетъ и владычествуетъ внѣшній человѣкъ, то умираетъ внутренній; если живетъ внутренній, то умираетъ внѣшній, какъ говоритъ ап. Павелъ 2 Кор., IV 1G—«если внѣшій нашъ человѣкъ тлѣетъ, то внутренній со дня на день обновляется» '*). Между этими двумя началами въ каждомъ христіанинѣ идетъ вѣчная борьба. Если побѣждаетъ въ этой борьбѣ духъ, то это—

*) Окончаніе. См. октябрь.

’) „Wahr, dir.“, 1, XVI, 1.

-) Ibid., 1, XV, 1.

Ibid., II. VII, 2.

J) Ibid., 1. XVI. 1 ep. IV, I; XI, II; XX. 4.

ясное доказательство силы внутренняго человѣка, если же духъ уступаетъ плоти, то очевидна его слабость *). Это—тяжелая борьба, но славна побѣда и велика награда *). Пока продолжается въ человѣкѣ эта борьба между духомъ іі плотью, до тѣхъ поръ, несмотря на паденіе, грѣхъ не господствуетъ въ немъ, потому что съ кѣмъ постоянно борешься, тотъ не можетъ господствовать; поэтому обитающій въ человѣкѣ, но не господствующій грѣхъ не подвергаетъ его осужденію. Это прообразовано чрезъ хананеевъ. Они жили въ обѣтованной землѣ, но не должны были господствовать въ ней, господиномъ этой земли оставался Израиль, такъ и въ святыхъ много еще остается грѣховъ, но опп не должны господствовать; новый человѣкъ, именуемый Израилемъ, т. е. воиномъ божіимъ (Выт., 32, 28), долженъ господствовать, а ветхій человѣкъ долженъ быть подавляемъ 3).

Человѣкъ созданъ не для земной лишь жизни. Онъ—странникъ и пришлецъ въ этомъ мірѣ 4). Божественный образъ ві. человѣкѣ и его искупленіе—несомнѣнныя доказательства высшаго предназначенія человѣка для другой, вѣчной жизни ’)• Поэтому истинный христіанинъ долженъ отвергнуться отъ себя, сокрушить свою собственную волю, совершенно предаться волѣ Божіей, не любить себя н считать себя за недостойнѣйшаго, несчастнѣйшаго человѣка, отрсчься отъ всего, что онъ имѣетъ (Лук. XIV, 26), т. е. презрѣть міръ съ его почестями и славою, считать за ничто свою собственную мудрость и силу, не полагаться ни на что и ни на какую тварь, но единственно па Бога, ненавидѣть свою собственную жизнь, т. е. плотскія похоти и вожделѣнія, какъ-то: гордость, скупость, сластолюбіе, гнѣвъ, зависть; умерщвлять ихъ, не услаждаться самимъ собою, считать всѣ дѣла за ничто, ничѣмъ не хвалиться, ничего нс приписывать своимъ силамъ, ничего не присвоятъ себѣ, но быть противнымъ самому себѣ, умереть міру, т. е. похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, расняться міру. Галат., VI. 14 *). Это и есть иетші-

’) Ibid., 1, XVI, 4. *) Ibid., 1. XVI, 7.

■') Ibid., I, XVI, Я, 8, 10 cp. II. VII, 2—0; I, XIV, 14 cp. у.

4) Ibid., I, XVII, J—14 стр. I. XX, 21—27. VI, 1, XVII.

5) Ibid.. I, XIII, 15 cp. 10, 17, XVIII, 5, 0—11.

«) Ibid., I, IV, 3 cp. I, VI. 5; XI, И; XII, 2; XIII. 8, 10; XIV, 5-6; XV, 4; XX, 4, 7; XXXI, 9; XXXII, 2; XL, 14-15, XLII, 3; Hl, XVIII, 5—7; IV, 2, XL, 4; VI, XII-XVI.

ный крестъ Христовъ и истинное иго Христово *), а совсѣмъ не въ томъ, чтобы уйти въ монастырь, принять какой-нибудь обѣтъ и правила, а въ душѣ оставаться совершенно мірскимъ, полнымъ гордости, фарисейскаго прозрѣнія къ ближнимъ, сластолюбія, тайной ненависти и зависти *). Для новаго человѣка это—благое иго и легкое бремя, но для плоти—горькій крестъ, потому что это значитъ распинать плоть свою со страстями и похотями (І'ал., У, 24) я). Онъ любить Христа не устами, по дѣломъ и истиной 4); хотя онъ въ мірѣ, но не отъ міра, хотя живетъ въ мірѣ, по не любитъ его "). Истинный христіанинъ все оставляетъ въ сердцѣ своемъ, чтобы пріобрѣсти драгоцѣнную жемчужину, т. е. самого Бога и вѣчную жизнь. Его душа—чистая невѣста Христова, которая ничего не любитъ въ мірѣ, кромѣ Христа к).

Умирая самому себѣ и міру, умирая грѣху, истинный христіанинъ живетъ во Христѣ, его жизнь становится жизнью Христовой, Христосъ для него служитъ примѣромъ и примѣромъ живымъ, потому что Онъ животъ въ немъ чрезъ вѣру «Азъ если, нутъ, истина и жизнь»,—говоритъ Онъ (Іоан. XIV,

6). Потому что безъ пути нельзя ходить, безъ истины познавать, безъ жизни жить. Я—путь, которымъ ты долженъ идти. Я—истина, которой ты долженъ вѣрить, и жизнь, которою ты долженъ жить и надѣяться. Я—непреходящій путь, необманчивая истина и безконечная, вѣчная жизнь. Самый прямой путь къ вѣчной жизни вт> Моей заслугѣ, высочайшая истина въ Моемъ словѣ п вѣчная жизнь въ силѣ Моей смерти. Если ты пребудешь на этомъ пути, то истина приведетъ тебя къ вѣчной жизни. Итакъ, если ты хочешь нс заблуждаться, то слѣдуй Мнѣ; если хочешь познать истину, вѣруй въ Меня: если хочешь обладать вѣчной жизнью, то утѣшайся Моей смертью. Но что такое этотъ вѣрный прямой путь, эта пе-обмаичпвая истина, эта благороднѣйшая и лучшая жизнь? Путь есть святая и драгоцѣнная заслуга Христова, истина— есть вѣчное Слово Его: жизнь—вѣчное блаженство. Поэтому если хочешь быть возведенъ на небо, вѣруй во Христа и смиряйся на землѣ по Его примѣру—вотъ путь. Если хочешь не

') Ibid., I, IV. 4 cp. V, 1.

:і) Ibid., I. IV, 4 cp. XI, 12.

'-) Ibid., I, XIII, 5 ср. Ill, XXI, 5. 7) Ibid., I, XXXI, 12 cp. XI, 10.

2) Ibid.. I. IV, <і.

J) Ibid., I. XIII, 2.

*) Ibid., I, XIV, 11 — 13.

быть обманутъ міромъ, то держись Слова Его вѣрою и слѣдуй Ему святою жизнью—вотъ истина. Если хочешь жить со Христомъ, то ты долженъ съ Нимъ, въ Немъ и чрезъ Него умереть грѣху и сдѣлаться новой тварью—вотъ жизнь. Такимъ образомъ, Христосъ есть путь, истина и жизнь, какъ заслугою Своею, такъ и Своимъ примѣромъ '). Вся жизнь Христа была постояннымъ крестомъ изъ трехъ бѣдствій—великой нищеты, еще большаго презрѣнія и наивеличаншихъ страданій и мученій 2). Слѣдуя Христу, всякій истинный христіанинъ прежде всего "долженъ отказаться отъ самолюбія, подражать Его смиренію. Всего справедливѣе и естественнѣе со стороны человѣка любить прежде всего и неизмѣримо выше всего Бога, какъ высшее, вѣчное благо, которому человѣкъ обязанъ безчисленными благами, начиная съ происхожденія. Поэтому самолюбіе — первое оскорбленіе Бога, первое зло. первый порокъ :!). Самолюбіе—идолопоклонство 4). Дѣлающій все для своей чести, для своей славы, похищаетъ у Бога Его честь и потому является жестокимъ врагомъ Божіимъ. Этого мало, онъ хочетъ и сердца другихъ людей наполнить своей собственной честью, добиться отъ нихъ почтенія къ себѣ... Можно-лп быть большимъ врагомъ Божіимъ? 3).

Самолюбіе—начало и корень всякаго зла °). Въ немъ же и источникъ несогласія, вражды между людьми. Если бы одно какое нибудь благо было равно любимо всѣми людьми, то вся любовь ихъ была бы однообразна и согласна, тогда у всѣхъ у нихъ была бы одна любовь. Такъ, если бы всѣ люди равно любили Бога, то они были бы согласны между собою и любили бы другъ друга. Но въ дѣйствительности этого нѣтъ: каждый любитъ прежде и больше всего самого себя, поэтому любовь раздѣляется. Каждый любитъ п ищетъ своей чести, отсюда ненавидитъ честь другого, іпсіе іга 1). Радость, имѣющая мѣсто при самолюбіи, ничтожна. Самолюбивый привязывается къ временнымъ благамъ, а такъ какъ послѣднія—нс-

’) „Wahr. Ohristenthum“, I, ХИ', 0—7 cp. XI. 2, Д; XIV, S: XVIII, 2; XXXI, 12; II, XI, 3; XVIII, 9; LVI, 2.

■-) Ibid.. II, ХШ, 2—S, Ю; XIV, 1—2: XVIII, 1 —в.

■•) Ibid., IV, 2. XXX, 1-Д с. XXXI, 1 . 3. II, XXIII, 3: VI, I, .Will.

4) Ibid. II, XXII, 2, 3 ер. Д, <>. IV, 2 XXXIV, 3. V, 2, XV, 1.

•Д Ibid., IV, 2. L, 2—3.

«) Ibid.. IV, 2; XXXII, I—j.

■) Ibid., IV, 2. XXXIV. 1 —Д.

прочны, постоянно могутъ быть утрачены, то онъ осужденъ на нескончаемыя заботы и опасенія, какъ бы сохранить ихъ и какъ бы предотвратить все, что можетъ отнять у него благо, къ которому онъ привязался всею душею. Отсюда понятно, что его радость смѣшана со страхомъ и печалью и почти постоянно превращается въ скорбь '). Конечнымъ результатомъ самолюбія будетъ вѣчная печаль и вѣчная смерть. Лишенный на вѣки вѣчной радости, этого высшаго блага, вытекающаго изъ божественной любви, самолюбивый будетъ сознавать, что онъ лишенъ ея по собственной винѣ, отсюда вѣчное, болѣзненное, хотя и безполезное раскаяніе о невозвратной потерѣ этого блага. Онъ горячо, хотя и напрасно, будетъ желать своего небытія, чтобы только избавиться отъ этого раскаянія, отъ этой гложущей сердце тоски. Но его ждетъ вѣчная жизнь, вѣчное осужденіе и вотъ въ немъ вы-ростетъ вѣчная ненависть къ самому себѣ, вѣчное проклятіе самого себя 2). У человѣка гораздо больше причинъ смиряться, чѣмъ превозноситься. Прежде всего, мы произошли изъ ничего и снова сдѣлаемся ничѣмъ. «Человѣкъ ничто иное, какъ тѣнь. Посмотри на тѣнь дерева. Что опа такое? ІІнчто. Если дерево пошевелится, то и тѣнь придетъ въ движеніе. Чье это движеніе? Не тѣни, но дерева. Такъ жизнь твоя, чья она? Не твоя, но Божья, какъ написано Дѣян. XYII, 28—«въ немъ мы живемъ, движемся и существуемъ» :J). Вслѣдствіе поврежденія и заразы нашей природы, мы склонны къ тяжелымъ грѣхамъ, п если бы насъ не поддерживала благодать и милосердіе Божіе, то мы ежедневно впадали бы въ величайшій грѣхъ, подверглись бы вѣчному осужденію и сдѣлались бы на вѣки добычею всѣхъ діаволовъ въ адѵ 4). Если христіанинъ и дѣлаетъ добрыя дѣла, то они вытекаютъ изъ вѣчнаго начала—Бога 5).

Итакъ, истинный христіанинъ безъ смиренія немыслимъ. Сущность его не во внѣшности, а въ томъ, чтобы человѣкъ считалъ себя за ничто во всемъ, въ духовныхъ-ли, въ при-родныхъ-лп дарахъ, такъ чтобы онъ подлинно внутренпе былъ нищимъ духомъ (Mo. V. 3) и чтобы не было ничего въ мірѣ.

Ч Ibid., IV, 2. XXXVII, 1.

-) Ibid., IV, 2, ХХХѴШ, 1—3.

а) Ibid., ІИ, XX, 2 ср I, XIX, ІО. II, ХХІИ, 1—3.

4) Ibid., Ill, XX, 2. 5) Ibid... I, XIX, 10 ср. П, ХХІИ, I —

богатства-ли, чости-ли, тѣла или души, радости или покоя, чего бы онъ охотно и съ радостью не оставилъ изъ любви къ Богу. Такой человѣкъ считаетъ себя достойнымъ претерпѣть адскую муку, все оставить и все претерпѣть по волѣ Божіей, какъ поступилъ самъ Христосъ *). Престоломъ Соломона съ 6 ступенями изображены степени смиренія, взойдя по которымъ человѣкъ находитъ небеснаго царя мира, Соломона на престолѣ и истинный миръ сердца. 1-я ступень состоитъ въ томъ, чтобы въ сердцѣ своемъ считать себя хуже другихъ и любить быть незначительнымъ. 2-я—никого не презирать и не судить, по всегда смотрѣть па самого себя. Qnidquid ajant alii, sis memor ipse tui. 3-я избѣгать предлагаемой чести и когда уже нельзя не принять ея, скорбѣть о томъ. 4-я тернѣливо сносить презрѣніе и радоваться ему. 5-я милостиво обращаться съ незначительными и незнаменитыми людьми и не считать себя лучше ихъ, а напротивъ—несчастнѣйшимъ человѣкомъ и величайшимъ грѣшникомъ. 6-я охотно и съ радостью повиноваться не только великимъ, но и самымъ малымъ. Этими ступенями восходимъ мы па седьмую—къ престолу Соломонову и къ истинному миру. Est humilis via,—говоритъ бл. Августинъ,—sed excelsa patria, Si patriam desideras, viam hanc am-bules * 2). Безъ смиренія никакія дѣла не имѣютъ значенія. Богъ судитъ о всѣхъ дѣлахъ по расположенію и намѣренію, по внутреннему настроенію 3).

Истинному христіанину, по примѣру Христа, должно быть присуще терпѣніе. «Терпѣніе—такая добродѣтель, которая съ кроткимъ, тихимъ, смиреннымъ, послушнымъ сердцемъ подвергается возлюбленному кресту и принимаетъ на себя всякія бѣдствія, скорби и гоненія, духовныя-ли то, или тѣлесныя, какъ крестъ Христовъ и иго Христово, и послѣдуетъ Христу, не ропщетъ на Бога, но познаетъ въ вѣрѣ, что мы имѣемъ во Христѣ милостиваго Бога, которая также посредствомъ надежды избавленія облегаетъ тяжесть креста н состоитъ въ кротости къ оскорбляющимъ и гонящимъ насъ; она поручаетъ Богу отмщеніе и происходитъ не изъ разума, или плоти и крови, но особый даръ Св. Духа и плодъ истинной вѣры».

’•) Ibid., HI, V, А-, 1 ср. П, ХХП, 7.

s) Ibid., Ш, V, 3-5 cp. XXIII, 21.

3) Ibid., I, ХХХШ, 1—7 cp. I, XIX, 1, 4, 5—9, 12-17; XXXI, 2-4. 13. П, XXII, 1—9; XII, 3-4; XIV, 1—4; XVI, 1 — 10; ХѴП, 1—12; XXI, 9.

Не мало побужденій къ терпѣнію для истиннаго христіанина, помимо любви къ Богу, дѣлающей для иего все легкимъ '). Прежде всего, крестъ и страданія — по милостивой волѣ и совѣту Божію предопредѣлены всѣмъ истиннымъ членамъ Христовымъ. «Какъ Богъ предопредѣлилъ и предназначилъ къ креотѵ и страданію возлюбленнаго Сына Своего, чтобы чрезъ то прославить Его, такъ предназначилъ Онъ ко кресту и всѣхъ истинныхъ членовъ Христовыхъ, потому что безъ этого они не могли бы быть Его. духовнымъ тѣломъ. Онъ предназначилъ имъ и предварительно измѣрилъ крестъ ихъ и расчиталъ, сколько они должны пострадать. Предопредѣленія этого никто не можетъ избѣжать, тѣмъ менѣе отклонить отъ себя нетерпѣніемъ. Но послушаніемъ и терпѣніемъ можно смягчить и чрезъ Христа преодолѣть 2). 2) Богъ посылаетъ намъ крестъ по отеческой любви, а нс изъ гнѣва и немилости 3). 3) Мы.вполнѣ заслужили скорбный крестъ своими грѣхами. Лучше, чтобы Богъ наказывалъ здѣсь своевременно, чѣмъ тамъ вѣчно 4). 4) Какъ не терпѣть тебѣ Господа Бога твоего п но ожидать Его, когда Онъ такъ много терпитъ отъ грѣховъ твоихъ, что св. Павелъ (Римл. II, 4) называетъ богатствомъ благости Его, кротости и долготерпѣнія, чрезъ которыя Онъ ведетъ тебя къ покаянію 5). 5) Высокія благодѣянія Божіи должны побуждать къ терпѣнію. Чрезъ Христа ты примиренъ съ Богомъ. Слѣдовательно, никто, никакой врагъ нс можетъ отнять у тебя милости и благодати Божіей, хотя бы весь міръ свирѣпствовалъ противъ тебя. Христосъ искупилъ тебя къ вѣчной жизни, чего также никто не въ силахъ отнять у тебя. А такъ какъ никакая тварь не можетъ отнять у тебя любви Божіей и вѣчнаго блага, то ты можешь презирать всѣхъ мірскихъ враговъ, тирановъ и гонителей, со всею ихъ радостью и веселіемъ и посмѣваться имъ, какъ это дѣлали съ радостью святые мученики fi). 6) Сердечное милосердіе Божіе должно укрѣплять пасъ въ терпѣніи. Богъ не можетъ въ конецъ забыть насъ, какъ мать не можетъ забыть свое дитя. Онъ наказываетъ насъ не для ногубленія нашего, а для спасенія "). 7) Терпѣніе наше должно укрѣп-

0 Ibid., П, XLVII, 2 cp. ХІЛѴ, 1 и ХІ.Ѵ1, 1.

■) Ibid., П, XLIV, 2 cp. XLV, 2, ХІ,ѴІ, 2; LV, 1—3.

3) Ibid., II, XLV, 3. *) Ibid., II, XLV, 4 cp. XLVI, 3—4.

5) Ibid., П, XLV, 5. e) Ibid., II, XLVI, 7.

T) Ibid., II, XLIV, 12 cp. XLYIH, 2; XLIX, 5-8, 12.

ляться обѣтованіями божественными и вѣчной истиной Божіей. Сколько у насъ обѣтованіи о томъ, что Богъ хочетъ избавить насъ, сколько примѣровъ чудеснаго избавленія, какое безчисленное множество средствъ къ атому у Бога! 8) Терпѣніе наше должно укрѣпляться надеждою вѣчнаго блаженства за временныя страданія. Какъ земледѣлецъ съ терпѣніемъ ждетъ жатвы, надѣясь получить вознагражденіе за всѣ труды свои, такъ и христіанинъ долженъ вѣрить, что великая жатва послѣдняго дня возвратитъ все здѣсь потерянное, или, вѣрнѣе сказать, посѣянное 2). «Что значатъ нынѣшнія временныя страданія въ сравненія съ вѣчною славою?.. Потому велико то милосердіе, что Богъ наказываетъ насъ въ здѣшней жизни, которая, конечно, есть краткое время въ сравненіи съ вѣчностью, взамѣнъ чего Онъ даетъ намъ радость вѣчную. Человѣку надлежало бы желать и просить, чтобы Богъ посылалъ ему скорби здѣсь, чтобы вѣчно пощадить его тамъ»3). 9) Наконецъ, терпѣніе наше должно укрѣпляться многочисленными примѣрами святыхъ 4) и, что всего важнѣе, примѣромъ страданій и терпѣнія самого Іисуса Христа 5).

Особо говоритъ Арндтъ о высокихъ духовныхъ искушеніяхъ. Подъ этими искушеніями разумѣется прежде всего духовная скорбь, не допускающая никакого утѣшенія, тоска и мука души. Въ претерпѣваемой душею скорбей и кажется, что она умираетъ и томится (ГІсал. 76), что всѣ твари обвиняютъ ее и возстаютъ противъ нея. Въ этой тоскѣ все отнимается у человѣка, и Св. Писаніе и самъ Богъ, всѣ силы вѣры исчезаютъ, и человѣкъ совершенно изнемогаетъ (ІІсал. 97, 8, 9; 101, 24). Это—духовный адъ, въ который низводитъ Богъ (I Цар., II, 6—7) °). Въ этомъ аду былъ и Христосъ, когда онъ началъ скорбѣть и тосковать. Mo. XXVI, 37, находился въ бореніи и потъ Его былъ, какъ кровь Въ этомъ же аду былъ заключенъ и благочестивый царь Езекія 8). Въ этой тоскѣ человѣкъ часто даже произноситъ хулы, но Богъ не

9 Ibid., II, XLIV, 0; XLV, 6: XLV, 8.

'-) Ibid., II, XLIV, 4, 7.

3) Ibid., II, XLVI, 14 cp. XLIV, 5. LV1, 3—5.

*) Ibid., II. XLIV, 8; XLV, 7; XLVII, 10-14.

9 Idid., П, XVIII, 1—9 cp. XXV, 2-5. XLIV, 10; XLV, 5,XVLI,0, 1—2; III, ХХШ, 1-21.

«) Ibid., II, LI I, 1. LHI, 2. LIL, 1, 2.

8) Ibid., II, LI I. 4.

Ibid., II, LE, 2.

вмѣняетъ смѵ ихъ, потому что это происходитъ противъ воли человѣка и составляетъ величайшее испытаніе для него '). Но такъ какъ эти искушенія происходятъ противъ воли человѣка, то тутъ еще есть сражающаяся вѣра, которая борется съ искушеніемъ. Великимъ утѣшеніемъ служитъ и то, когда въ сердцѣ есть еще хоть малое воздыханіе, стремящееся къ Богу, и какое-либо слово, или изрѣченіе изъ слова Божія. Даже если человѣкъ не можетъ не только молиться и воздыхать, по даже подумать о молитвѣ и однако, если онъ оттого тоскуетъ и мучится и охотно желалъ бы молиться, но не можетъ, то онъ молится тѣмъ самымъ, что тоскуетъ объ этомъ, что это причиняетъ ему сердечную скорбь 2). Таулеръ называетъ такихъ людей духовными мучениками. Они въ собственномъ своемъ мнѣніи самые нищіе изъ всѣхъ живущихъ, но предъ Богомъ они всѣхъ богаче. Въ собственномъ своемъ мнѣніи — они всѣхъ болѣе удалены отъ Бога, но при всемъ томъ—они всѣхъ ближе къ Богу. Въ собственномъ своемъ мнѣніи они всѣхъ болѣе отвержены предъ Богомъ, но' въ самомъ дѣлѣ они из-браннѣйшіе изъ всѣхъ. ІТо собственному чувству, они болѣе всѣхъ невѣрны Богу, хотя всѣхъ вѣрнѣе Ему; они считаютъ себя злѣйшими людьми, какіе только есть въ мірѣ, а между тѣмъ они чистѣйшіе предъ Богомъ ®). Такія искушенія посылаются не безъ причины: 1) они спасаютъ человѣка отъ духовной гордости. Получая часто божественное утѣшеніе, мы впадаемъ въ духовную гордость, начинаемъ о себѣ думать, какъ будто бы мы одни преимущественно предъ всѣми другими сдѣлались такими блаженными людьми, такъ высоко одарены, что предъ нами всѣ другіе люди ничего не значатъ 4). Утѣшеніемъ въ этихъ искушеніяхъ можетъ служить прежде всего 1) мысль о томъ, что они постигаютъ человѣка не безъ особеннаго совѣта н милостивой воли Божіей. Сатана не имѣетъ никакой власти ни надъ одною тварью, даже надъ однимъ волосомъ (Mo. X, 30) или надъ соломенной, тѣмъ менѣе надъ человѣкомъ и особенно надъ его душей 5). Христосъ говоритъ ан. Петру: «се сатана просилъ, чтобы сѣять васъ, какъ пшеницу, по я молился о тебѣ, чтобы не оскудѣла вѣра твоя и ты нѣкогда, обратясь, утверди братьевъ твоихъ» (Лук.,

') Ibid., II, LIT, 5. =) Ibid., II, ИЛ, 10, 11.

:t) Ibid., II, LIII, H—16. 4) Ibid., II, LU, 8 cp. LIU, 5.

Д Ibid., П, LIU, 2—3 cp. LII, 1.

XXII. 31—32). Христосъ говоритъ съ чувствомъ состраданія < и участія въ нашемъ бѣдствіи: «се сатана просилъ». Поэтому нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ, что такія искушенія совсѣмъ не признакъ гнѣва Божія и Его немилости къ человѣку. «Сатана просилъ» — Богъ ограничиваетъ искушенія человѣка со стороны діавола, онъ держитъ діавола, какъ пса на цѣни '). 2) «Но я молился за тебя, чтобы нс оскудѣла вѣра твоя». Эта молитва Христа сохраняетъ всѣ искушаемыя скорбныя сердца, чтобы они пребыли вѣрою во Христѣ и Христосъ въ нихъ и чтобы они вѣрою-побѣдили. Если вѣра наша не оскудѣетъ, то должна наконецъ послѣдоватъ побѣда, но неложному обѣщанію Христа Спасителя 2). 3) Наконецъ въ перенесеніи искушеній насъ должны подкрѣплять примѣры святыхъ и особенно самого Христа. «Такимъ образомъ, ты долженъ питъ со Христомъ растворенное смирною вино и вкушать съ нимъ желчь (Me. XXVII. 34), чтобы вмѣстѣ съ нимъ за трапезою Его на небесахъ ты моп нить вѣчное вино радости (Ис. LXY, 13). Научись нести поруганіе Его (Евр. XIII, 13), и тогда возложптся на тебя іі слава Его. Научись уподобляться Христу распятому, тогда уподобишься и прославленному (Римл. VIII, 29: Филин. III. 21) 3).

Непремѣннымъ признакомъ истиннаго христіанства служить молитва 4). Безъ молитвы нельзя получить отъ Бога никакихъ совершенныхъ и благихъ даровъ (Іак., I, 17), но все, что ты имѣешь, безъ нея будетъ, какъ тѣнь и какъ растеніе, не приносящее плода и увядающее прежде чѣмъ созрѣть "). Отъ постояннаго упражненія въ молитвѣ человѣкъ получаетъ большую пользу и утѣшеніе: 1) молитвою онъ исповѣдуетъ, чтитъ и призываетъ вѣчнаго, истиннаго и живого Бога; 2) показываетъ, что не презираетъ обѣтованія Божія о молитвѣ, но высоко цѣнитъ его; 3) чрезъ молитву умножается и возростаетъ съ каждымъ днемъ вѣра; 4) мы получаемъ чрезъ нее Духа Святаі’О, т. е. даемъ Ему мѣсто владычествовать; 5) предохраняемъ себя отъ безпечности, противоборствуемъ грѣхамъ плоти и крови; 6) противостоимъ великимъ искушеніямъ, опасности и бѣдствію, діаволу и злымъ людямъ; 7) молитва, какъ утѣ-

') Ibid., П, I_.IL, 3—4 cp. ЫІІ, 7-8.

-) Ibid., II, LIL, 5—9 cp. LII, Ш; LUI, 9. 13.

3) Ibid., И, LI1, 16 ср. 15. ІЛѴ, 9, 10.

J) Ibid., II. XXXV, 1—5 cp. V, 1, X, 3.

5) Ibidem, I, ХІЛІ, 5.

шителыюе собесѣдованіе съ Богомъ, вѣчнымъ царемъ, даетъ радость, веселіе, удовольствіе 1). Напротивъ, 1) номоляіційся нарушаетъ божественное повелѣніе—всегда молиться (Mo. VII,

7. Лѵк. XVIII, I и д.). Этотъ грѣхъ, наравнѣ съ хулою Бога, не меньше самоубійства; 2) онъ презираетъ связанное съ этимъ повелѣніемъ—драгоцѣнное обѣтованіе Божіе—«призови меня въ день скорби и избавлю тебя» (ІІс. 49, 15. Іоан. XVI, 24). Такимъ образомъ, о Богѣ думаетъ, какъ бы о какомъ ничтожномъ, ненадежномъ человѣкѣ, который обѣщаетъ и не исполняетъ н котораго блага ничего не стоятъ; 3) безъ постояннаго упражненія въ молитвѣ, вѣра умаляется и мало но малу пропадаетъ, тогда какъ она должна быть сплою и крѣпостью человѣка. Молитва—пища вѣры, чрезъ нее мы должны приводить въ дѣйствіе силу вѣры; 4) Христосъ отступаетъ отъ тѣхъ, которые не молятся, они остаются во тьмѣ, терпятъ въ искушеніяхъ великія горести и часто совсѣмъ приходятъ въ отчаяніе; 5) отсюда безпечная, своевольная жизнь во всякихъ грѣхахъ. Человѣкъ надаетъ все глубже н глубже: 6) немолящійся ввергаетъ себя во власть діавола и злыхъ духовъ и всѣхъ злыхъ людей, которые, подобно діаволу, также явно и тайно разставляютъ сѣти для благочестивыхъ, чтобы погубить ихъ. Поэтому номоляіційся гонимъ этими бѣдствіями, какъ корабль морскими волнами, у него нѣтъ ни защиты, ни помощи, ни утѣшенія противъ такихъ опасностей; 7) такой человѣкъ бываетъ злополучнѣйшимъ во всѣхъ своихъ дѣлахъ и во всей своей жизни: онъ постоянно въ заботахъ, неувѣренъ и полонъ сомнѣній относительно успѣха своихъ предпріятій 2). Молитва бываетъ 3-хъ видовъ: устная, внутренняя и сверхъестественная. Устная молитва—смиренное, внѣшнее упражненіе, ведущее къ внутренней молитвѣ, приводящее человѣка въ его собственное сердце, особенно когда съ благоговѣйною вѣрою размышляешь о словахъ молитвы. Внутренняя молитва происходитъ непрестанно въ вѣрѣ, духѣ и умѣ, какъ говоритъ возлюбленный Господь нашъ (Іоан. IV, 23). Такою внутреннею молитвой человѣкъ ведется къ молитвѣ сверхъестественной, которая происходитъ, какъ говоритъ Тау-леръ, посредствомъ истиннаго соединенія съ Богомъ чрезъ вѣру, при чемъ нашъ сотворенный духъ какъ бы переплав-

‘) Ibidem, II, XXXIV, III, 1—7.

-) „Wahr. Christcnthum“, II, XXXIV, II, 1—7 cp. VII, 1—7.

ляется и погружается въ несотворенпый Духъ Божій и въ одно мгновеніе совершается все, что когда либо совершено всѣми святыми отъ начала міра словами и дѣлами. Эта молитва превосходитъ внѣшнюю, какъ тысяча марокъ полота одинъ грошъ, потому что въ это время духъ, посредствомъ истинной вѣры, такъ наполняется божественной любовью, что не можетъ ни о чемъ другомъ мыслить, кромѣ Бога, н если посторонняя мысль входитъ тогда въ сердце и духъ, то это доставляетъ душѣ страданіе. Такой духъ не даетъ говорить языку, или очень мало. Ѳнъ всегда воздыхаетъ по Богѣ, жаждетъ Бога, все услажденіе и любовь свою полагаетъ въ Богѣ, исключая весь міръ и все, что въ мірѣ, все больше исполняется познанія Бога, любви къ нему и радости Божіей, которыхъ не можетъ выразить никакой языкъ. То, что душа познаетъ тогда, неизрѣченно, и если бы въ такомъ высокомъ благоговѣніи ее спросили, что познаешь ты, то она отвѣтила бы—«благо, которое заключаетъ въ собѣ всякое благо. Что видишь?—Красоту, превосходящую всякую красоту. Что ощущаешь ты? Радость выше всякой радости. Что вкушаешь ты? Благость выше всякой благости. То, что ты видишь и чувствуешь, выше природы. Тогда слышишь неизрѣченныя слова и голоса, слова и голоса—ума и духа. Это—голосъ и бесѣда, вѣчнаго Слова съ любящей душой, какъ написано Іоан. 14, 21. «Кто любитъ Меня, явлюсь Ему Самъ» '). Эти молитвы находятся въ связи между собою—безъ устной нельзя достигнутъ внутренней, а безъ внутренней—сверхъестественной и соединенія съ высочайшимъ благомъ 2). Арндтъ представляетъ рядъ основаній, по которымъ молитва несомнѣнно удостон-вается божественнаго услышанія: 1) молитва имѣетъ такое свойство, что легко трогаетъ добраго человѣка, часто же трогаетъ и жестокаго, какъ въ евангеліи разсказывается о вдовѣ и неправедномъ судьѣ. Молитва, происходя изъ духа, является силою души, часто овладѣвающею сердцемъ другого и преклоняющею его. Тѣмъ болѣе молитва должна побудить къ милосердію Бога, который весь любовь и благость 3). 2) Этого требуетъ истина Божія и драгоцѣнное Божіе обѣтованіе—Онъ обѣщалъ услышать призывающаго Его. А чтобы Онъ могъ услышать насъ и сообщить намъ Свою благость, повелѣлъ

’) Ibidem, IF, XX, 2—5 cp. 6—7. 9 Ibid., II, XXXVII, 13—14.

!) Ibidem, II, XX, 7.

намъ молиться много и часто, непресташпіо ‘). Правда, Богъ знаетъ нужды паши лучше насъ и безъ нашей молитвы 2), послѣдняя нужна для насъ самихъ—для внутренняго исправленія самого человѣка 3). 3) Это подтверждается всеблагимъ отеческимъ сердцемъ Божіимъ (Лѵк. XIII, 13) 4), 4) и ходатайствомъ Господа нашего Іисуса Христа. Какъ молился Онъ во дни Своей земной жизни за церковь свою и за всѣхъ вѣрующихъ. Какъ поручаетъ Онъ ихъ Отцу небесному (Іоан. XVII, 1) 5). 5) Подтверждается и свидѣтельствомъ Духа Святаго, который свидѣтельствуетъ духу нашему, что мы—дѣти Божіи (Римл. VIII, 16). Невозможно, чтобы свидѣтельство Духа Святаго въ сердцахъ нашихъ было напраснымъ *).

6) Такъ какъ Богъ и Христосъ съ нами и даже вселяются въ насъ вѣрою, то какъ же не знать Ему нашихъ воздыханій ')?

7) Св. Духъ, который есть истинный Богъ, Самъ производитъ въ насъ молитву 8). Богъ не забывчивъ, какъ человѣкъ—Духъ Святый не можетъ забыть Имъ Самимъ произведенныхъ—молитвы н воздыханій. Богъ не можетъ забыть Своего Слова и обѣтованія 8). Если молитва часто не исполняется, то это еще не значитъ, чтобы она не была услышана, она не можетъ быть неуслышана. Мы не всегда получаемъ просимое, 1) потому что Богъ поступаетъ съ нами не по нашей волѣ, но сообразно съ нашимъ спасеніемъ, 2) потому что Богъ предоставилъ Своему усмотрѣиію по тѣлу ли, или по душѣ, дать намъ то, о чемъ мы просимъ. Итакъ, если мы просимъ о какомъ либо временномъ благѣ, а Богъ, зная, что оно не послужитъ къ нашему спасенію, даетъ его намъ не по тѣлу, а по душѣ, не во временныхъ благахъ, а въ духовныхъ 10). 3) Богъ предоставилъ Своему усмотрѣнію, въ настоящей или будущей жизни исполнить нашу молитву. Глупъ былъ бы тотъ земледѣлецъ, который, только что посѣявъ, хотѣлъ бы тотчасъ же получить плодъ п сталъ бы жаловаться, что вотъ посѣялъ, а глаза его ничего не видятъ, такъ и ты, неужели не можешь подождать до времени великой жатвы, жизни вѣч-

«) Ibid., II, XXXVII, lö cp. XXXIV, VII, 1-4, 7; XXXVI, 10-13.

-) Ibid., II, XXXIV, VI, 1—5, V, 4. 3) Ibid,, II, XXXIV, XII, 1-2,

*) Ibid., II, XXXVII, IG cp. XXXVI, 1.

5) Ibidem, II, XXXVII, 17. e) Ibid., II, XXXVII, 18.

7) Ibid., II, XXXVII, 19. 8) Ibidem, II, XXXVII, 20.

■■>) Ibid., II, XXXVII, 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

äu) Ibid., П. ХХХѴГІ, 22-24 cp. 25-26; V, 1, X, 12.

ной? Что носѣотъ человѣкъ здѣсь, то пожнетъ онъ тамъ. (Галат. VI, 7) *). Такъ какъ наша молитва, къ сожалѣнію, холодна и слаба, то въ словѣ Божіемъ намъ указаны помощники, о которыхъ мы должны вспоминать при нашей молитвѣ. 1) Первый помощникъ—нашъ единственный Ходатай и Заступпикъ, Іисусъ Христосъ. Онъ говоритъ за насъ предъ Богомъ, когда языкъ нашъ не можетъ и не въ силахъ такъ говорить, какъ бы мы хотѣли 2). 2) Другой помощникъ—Богъ Духъ Святый я). 3) Сильно подкрѣпляетъ молитву нашу «обѣтованіе Божіе». Псал. 49,is 4). 4) Примѣры святыхъ, которые были услышаны Богомъ 5). 5) Молитвѣ нашей помогаетъ великая благость и человѣколюбіе Божіе и утѣшительное обѣтованіе, что Богъ взираетъ на угнетенныхъ °). 6) Сильно подкрѣпляетъ молитву пашу размышленіе о неизрѣченномъ, великомъ милосердіи Божіемъ 7). 7) Наконецъ, могущественно подкрѣпляетъ молитву нашѵ вспоминаніе о благодатномъ завѣтѣ, который Богъ постановилъ съ нами. Въ этотъ благодатный завѣтъ включено и услышаиіе молитвы. Прекрасный примѣръ этого въ молитвѣ пророка Даніила *). Молитва паша не должна ограничиваться ни мѣстомъ, ни временемъ. Богъ, стоя выше того и другого, хочетъ, чтобы Ему всегда н повсюду поклонялись въ духѣ и истинѣ (Іоан. IV, 21 ,гз) 9). Грѣхи не должны удерживать отъ молитвы 10). Если не начинать молитвы до тѣхъ поръ, пока не найдешь себя достойнымъ или способнымъ, то пришлось бы никогда не молиться и). Не менѣе просительныхъ необходимы и благодарственныя молитвы, хвалебныя пѣсни Богу. Побужденія къ нимъ указаны въ словѣ Божіемъ 12); вся природа и примѣры ветхаго и новаго завѣтовъ убѣждаютъ насъ въ спасительной силѣ и пользѣ ихъ іа).

Совершенство христіанской жизни Арндтъ опредѣляетъ, какъ отверженіе своей собственной воли, любви, чести, по-

') Ibid., II, XXXVII, 27—29.

!) Ibid., II, ХХХѴШ, 1—2. V, 1, X. 10. 3) Ibid., П. ХХХѴШ, 3.

4) Ibid.. П, ХХХѴШ, 4. ъ) Ibid., II, ХХХѴШ, 5 ср. 3.

61 Ibid., II, ХХХѴШ, 9. Ibid., И, ХХХѴШ. 10.

») Ibid., П, ХХХѴШ. 11 — 12.

'■') Ibid.. II, XXXlV. X, XI, XII. 7 cp. XXXIX', 4.

10) Ibid., И, XXXIV, IX V, 2. ■') Ibid.. II, XXXIW 3.

,L>) Ibidem, II. XUI, 3, 4. 5—15, 19, 20. 16—iS.

“) Ibid., XUI, 3-9.

знанія своего собственнаго ничтожества, непрестанное исполненіе воли Божіей, горячую любовь къ ближнему, сердечное состраданіе, словомъ сказать такую любовь, которая ничего не желаетъ, ни о чемъ не мыслитъ, ничего не ищетъ, кромѣ одного Бога, насколько это возможно въ немощи этой жизни. Въ этомъ же состоитъ и истинная христіанская добродѣтель, истинная свобода и миръ,—in victoria carnis et affectuum. въ побѣдѣ надъ нлотыо и плотскими страстями ').

Путь къ этому совершенству, какъ видно изъ самаго опредѣленія его. постоянная борьба человѣка съ самимъ собою, борьба новаго, внутренняго человѣка съ ветхимъ, внѣшнимъ о которой мы уже упоминали выше. Полное совершенство въ этой жизни для человѣка недостижимо, здѣсь полагается только начало 2). Арндъ горячо возстаетъ какъ противъ тѣхъ, которые считаютъ себя совершенными, неспособными уже грѣшить, такъ п противъ тѣхъ, которые отрицаютъ всякое совершенство христіанина. Первымъ онъ старается установить но ложеніе, что христіане становятся совершенными только но вмѣненію имъ святости Христовой но вѣрѣ, а въ жизни ихъ остается много недостатковъ. Обновленіе возрожденнаго происходитъ не вдругъ, а постепенно. Какъ убѣждаетъ насъ Св. Писаніе, грѣхъ остается въ возрожденныхъ и противоборствуетъ закону ума 3). Вторые не понимаютъ христіанства, они ограничиваются знаніемъ того, что Христосъ умеръ за грѣхи ихъ и ис хотятъ знать того, что плодъ святой смерти воскресенія Его долженъ дѣйствовать въ насъ, что мы должны умереть грѣхамъ и въ силу воскресенія Христа воскреснуть отъ грѣховъ, что Христосъ, какъ глава, дѣйствуетъ въ своихъ членахъ '*).

Въ христіанинѣ ннутренно въ вѣрѣ должно произойти все то, о чемъ говоритъ слово Божіе внѣшне. «Коп. не для того открылъ св. Писаніе, чтобы оно оставалось только на бумагѣ, какъ мертвая буква: нѣтъ, оно должно сдѣлаться въ нась живымъ ш. духѣ и вѣрѣ и изъ него долженъ произойти совершенно внутренній, новый человѣкъ, въ противномъ случаѣ Писаніе не принесетъ намъ никакой пользы» 5). Такъ въ разсказѣ о Каппѣ п Авелѣ представленъ ветхій и новый чело-

6 Ibid.. Предисловіе къ III кіі., 8.

-I Ibid., I, XIЛ, 32. 3) Ibid., V. I, 2—8.

*) Ibid.. X*, I. 9-12 cp. I, XXII, 1—5. ») Ibid., 1, VI, 2.

вѣкъ со всѣми ихъ дѣлами. Они враждуютъ въ человѣкѣ, Каинъ всегда хочетъ угнести и убить Авеля. Это—борьба между нлотыо и духомъ, сѣменемъ амія и жены. Потопъ долженъ произойти въ каждомъ человѣкѣ и потопить злыя свойства плоти. Вѣрующій Ной долженъ спастись. Всякій, подобно Аврааму, долженъ выйти изъ родства своего, все оставить, даже жизнь и тѣло свое и ходить единственно въ волѣ Божіей, чтобы получить благословеніе, придти въ обѣтованную землю и въ царствіе Божіе 1)... .Тоже и относительно новозавѣтнаго Писанія. Какъ Христосъ черезъ Св. Духа вѣрою былъ тѣлесно зачатъ и рожденъ Маріей, такъ должно Ему въ каждомъ духовно зачаться и родиться и духовно возрастать. Такъ какъ каждый вѣрующій изъ Христа сотворенъ новой тварью, то онъ долженъ жить во Христѣ, долженъ быть съ ІТимъ въ изгнаніи и странничествѣ, долженъ ходить съ нимъ въ смиреніи и презрѣніи отъ міра, терпѣніи, кротости и любви. Онъ долженъ прощать съ Нимъ враговъ своихъ, исполнять волю Отца небеснаго, долженъ быть съ Нимъ искушенъ сатаною и также побѣдить, долженъ претерпѣть съ Нимъ за истину поруганіе, презрѣніе, поношеніе, нападки и, если надобно, претерпѣть за Него смерть подобно всѣмъ Его святымъ, во свидѣтельство предъ Нимъ и предъ всѣми избранными, что Онъ въ немъ '-). Уподобиться образу Христа значитъ въ Немъ и съ Нимъ родиться, облечься во Христа, съ Нимъ и въ Немъ возрастать, съ Нимъ странствовать въ изгнаніи, креститься Его крещеніемъ, быть съ Нимъ поругану, распяту, умереть съ Нимъ и воскреснуть: съ Нимъ также господствовать и царствовать п все это нетолько посредствомъ св. креста, но и посредствомъ ежедневнаго покаянія, внутренняго раскаянія и скорби о грѣхахъ *). Короче сказать, вѣра творитъ въ человѣкѣ все то, о чемъ Св. Писаніе свидѣтельствуетъ извнѣ 4). Истинные христіане, ежедневнымъ раскаяніемъ и покаяніемъ распинающіе плоть свою со страстями и похотьми (Гал., V. 24), ежедневно умирающіе себѣ н міру, для которыхъ вся жизнь—горькій крестъ, вкушаютъ сокровенную майну—слово Божіе °). Какъ въ древности Богъ питалъ пророковъ своимъ сладостнымъ хлѣ-

Ч Ibid., і. VI, ■>.

•-•) lbib., I, AT, 3, 4. ») Ibid., I, VI. 4 cp. Л-S.

J) Ibid., I, VI, 9 cp. A" 1, IV, 1-8: VI. 1—4, Vll.

4 Ibid., I, XXXVI, 1—3.

бомъ чрезъ глаголы вѣчнаго своего Слова, такъ и понынѣ продолжаетъ Онъ говорить ко всѣмъ людямъ и питать ихъ Словомъ Своимъ внутрешю въ душахъ ихъ '). По большинство остается глухимъ къ Его голосу и охотнѣе слушаютъ міръ, нежели Бога, охотнѣе послѣдуютъ похотямъ своимъ, нежели Духу Божію. Поэтому они не могутъ вкушать сокровенной манны. Оии охотнѣе вкушаютъ отъ заповѣданнаго древа смерти и плотскихъ своихъ похотей, чѣмъ отъ древа жизни 2). Духъ Святый, если находится въ человѣкѣ и если Ему не полагается препятствій, ежедневно питаетъ душу сокровенной манной благаго и живаю слова Божія, которое исходитъ изъ устъ Божіихъ и которымъ мы живемъ (Mo., IT, 4). Кто однажды надлежащимъ образомъ вкусилъ этого, для того горько все, что ни есть въ мірѣ, міръ кажется ему скучнымъ и тягостнымъ, потому что онъ вкусилъ нѣчто лучшее н пріятнѣйшее :і).

Христіанинъ ни въ чемъ не нуждается для своего спасенія, кромѣ одного Христа чрезъ вѣру. Его священство духовно. Ничто внѣшнее, кромѣ Слова и повелѣнія Божія, не можетъ дѣлать христіанина благочестивымъ и блаженнымъ, такъ какъ благочестіе, блаженство, свобода христіанъ — не наружные, тѣлесные предметы, равно какъ ихъ недостатки, плѣнъ и изгнаніе также не наружны. Оттого и не приноситъ душѣ пользы ничто наружное, никакое человѣческое измышленіе. Также ничто наружное не .можетъ вредить или препятствовать душѣ въ ея духовномъ священствѣ. Жертвоприношенія—молитвы, воздыханія, благоговѣніе — совершаются духовно, въ вѣрѣ, безъ всякаго препятствія отъ чего бы то пи было наружнаго, каковы время, мѣсто, нища, одежда, церковь. Напротивъ, пѣть никакой пользы душѣ оттого, если бы все наружное было налицо въ совокупности, священныя ризы, церкви, тѣлесный постъ, устное моленіе и всѣ наружныя дѣла. Должно быть нѣчто другое, что дѣлаетъ душу благочестивою и свободною, потому что и злой человѣкъ н лицемѣръ можетъ дѣлать упомянутыя наружныя дѣла, по это пи мало не послужитъ къ пользѣ душѣ его, потому что для души пн на небѣ, ни на землѣ нѣтъ ничего иного, въ чемъ бы она жила и могла быть благочестивой п свободной, блаженной и радост- * 3

Ч Ibid., I, XXXVI, <>—7. -) Ibid., I, XXVI. Ь cp. 7- HI.

3) Ibid.. I, XXVI, 20, 22 cp. 24.

пой, кромѣ Христа, въ которомъ она покоится вѣрою... Когда вѣра обладаетъ Господомъ Іисусомъ, то но имѣетъ ни въ мемъ болѣе нужды, она во Христѣ имѣетъ все, безъ всякаго недостатка... Если же надобно отправлять наружные обряды, ради добраго устройства и порядка, то почему жъ и не отправлять ихъ? «Для чистыхъ все чисто» (Тит. 1, 15) *). Христіанинъ, гдѣ бы онъ ни былъ, всегда имѣетъ при себѣ благодать, разрѣшеніе и прощеніе грѣховъ, потому что Христосъ въ помъ. Впрочемъ, этимъ Арндтъ не отрицаетъ значеніе таинствъ и не провозглашаетъ пренебреженія къ устной проповѣди. Онъ хочетъ только сказать, что невѣрующіе сами исключаютъ себя предъ очами Божіими изъ общества христіанъ. Невѣрующему въ болѣзни св. причастіе и священникъ не приносятъ никакой пользы, хотя онъ и среди церкви. Если же вѣрующій умираетъ безъ св. причастія и священника, иапр., среди магометанъ, пли въ глубинѣ морской, то ему нѣтъ отъ этого никакого вреда, потому что онъ имѣетъ въ себѣ Христа, истиннаго іерея, царствіе Божіе, какъ о томъ достаточно свидѣтельствуетъ Христосъ 2).

Истинно-христіанская жизнь и есть настоящее внутреннее истинное богослуженіе 3); оно является дѣломъ не однѣхъ естественныхъ силъ человѣка, а и благодати 4).

Высшее, кт» чему каждый христіанинъ долженъ стремиться въ этой жизни,—внутренняя бесѣда души съ Богомъ, созерцаніе Его, какъ высшей красоты, и соединеніе со Христомъ.

По Арндту, у души, кромѣ естественныхъ силъ, дающихъ тѣлу жизнь и движеніе, есть скрытое, внутреннее, отъ всего обнаженное, чистое существо, которое не состоитъ ни въ какомъ сношеніи съ внѣшнимъ міромъ. Тамъ—мѣсто пребыванія Божія, отдѣленное отъ всего внѣшняго, земного, тамъ Св. Духъ своимъ дѣйствіемъ производитъ свои дары п изводить ихъ въ силы души въ премудрости, разумѣ, языкахъ и познаніи s). Въ это-то вотъ внутреннее основаніе души христіанинъ и должен ъ входить, попранной мѣрѣ, однажды въ день ®). Чтобы ничто не препятствовало христіанину въ этомъ сосредоточеніи, онъ долженъ избѣгать удовольствій, посѣщенія мірскихъ

>) Ibid., Ш, Ш, 7—8. 2) Ibid., II, XXXIV, XI, 1—2.

3) Ibid., I, ХХГ, 1—24; XXVI, 1—2; V, I, XI, 1. VI, I, XXI.

41 Ibid., II, VI, 4—5 ср. 9. I, XLI, 33; Х1ЛІ, 5.

•'■) Ibid.. Ill, XXI, 2 cp. VI, 4. «) Ibid., Ш; XII, 5.

обществъ и въ молитвѣ бесѣдовать съ Потомъ ')• Когда человѣкъ «возвращается въ самого себя», со всѣми своими силами, освободитъ умъ свой, волю и память отъ міра и всѣхъ плотскихъ вещей 2). когда въ умѣ не свѣтить ничего земнаго, мірская мудрость сокрылась и превратилась въ ночь и совершенную тьму, когда сердце тихо, всѣ чувства сосредоточены внутрь, приведены въ покой и собраны въ Ногѣ :!),—это п есть суббота души, истинный покой ея. Этой сердечной субботы выжидаетъ Богъ и тогда, начинаетъ дѣйствовать въ человѣкѣ. Онъ такъ пламенно ищетъ насъ и такъ сильно къ намъ стремится, какъ будто божественное существо Кіо готово сокрушиться и уничтожиться въ себѣ самомъ, только бы открыть намъ всю бездну своего божества и полноту своего существа. Если душа вполнѣ покоится въ Ногѣ, то и Богъ вполнѣ покоится въ пей. Для того, чтобы два соединились ві, одно, одному нужно быть въ покоѣ и страдательномъ положеніи, а другому дѣйствовать. Ногъ же, какъ безконечная, непрестанно дѣйствующая сила и чистое движеніе, не можетъ пребывать въ бездѣйствіи, но непремѣнно дѣйствуетъ, коль скоро человѣкъ нс представляетъ Ему препятствія. Когда человѣкъ очиститъ сердце свое отъ любви къ міру, отъ собственной воли п отъ всѣхъ похотей, то Ногъ не можетъ нс наполнить отой пустоты своею божественною благодатью, любовью, премудростью и познаніемъ уже по тому закону, что природа не терпитъ пустоты 4). А это и бываетъ, когда наступаетъ суббота души. Тогда восходить въ душѣ божественный свѣтъ и издаетъ изъ себя лучъ и свѣтитъ во тьмѣ. Это— тишина, въ которой обитаетъ Ногъ; ночь, въ которой воля безъ дѣйствія и соединена съ Богомъ, въ которой память забываетъ міръ и время. Тогда въ одно мгновеніе умъ приводится въ движеніе божественнымъ свѣтомъ, воля небеснымъ вожделѣніемъ, память вѣчною радостью и однако ни умъ. пн воля, ни память не могутъ нп понять, ни удержать, потому что это нс въ силахъ души, но сокрыто во внутреннемъ основаніи и существѣ ея Гі) Бъ такомъ настроеніи вѣрующій готовъ воскликнуть въ сердцѣ со св. Моникой: «evolemus, еѵо-

') Ibid., III. XVIII, 1—Г cp. I, XXIII, 1—В; XXXVI, II»—20; VI, I, XXIII.

2) Ibid., Ill, П, 5 ср. 2—4. ІІредислов. къ III кн., 4—5.

л) Ibid.. Ill, VI, 1. «) Ibid.. Ill, II. 5—7.

5) Ibid., 111. VI. I cp. IV, 2—4. X, 3—7.

Іеііііъч ad aeterna gaudia»! Отсюда происходятъ неизглаголаиныя воздыханія снятыхъ. Павелъ, ощутившій эту сладость, говорилъ, что ничто не отлучитъ пасъ отъ любви Божіей (Римл., УШ, 38). Поэтому бл. Августинъ говоритъ—«часто я нахожѵ въ себѣ нѣкоторое движеніе; если бы оно навсегда во мнѣ осталось, то, конечно, это было бы не что иное, какъ святая жизнь, потому что тогда душа вѣчно будетъ полна такими пріятными ощущеніями и такой радостью». Оттого любящая душа въ книгѣ «Пѣснь пѣсней» говоритъ: «дутая моя истаяла», т. е. душа моя непрестанно тоскуетъ и воздыхаетъ о томъ, чтобы обрѣсти любезнаго жениха своего іі насытиться Его любовью, снова пріобрѣсти свое небесное благородство, которое состоитъ въ соединеніи со Христомъ ‘). Тогда христіанинъ вкушаетъ любовь Христа -), божественную благость и сладость *) и высшую красоту 4), и, соединяясь со Христомъ, достигаетъ высшаго блаженства. Это соединеніе представляется Арндтомъ въ образѣ духовнаго брака и сочетанія Христа съ вѣрующими душами. «Когда приходитъ Женихъ, то святая душа радуется и прилежно и тщательно наблюдаетъ за Его присутствіемъ, потому что своимъ радостнымъ, укрѣпляющимъ сердце іі святымъ пришествіемъ Онъ прогоняетъ тьму н ночь, сердце чувствуетъ сладкую радость, текутъ воды благоговѣнія, душа таетъ отъ любви, духъ радуется, страсти и вожделѣнія распаляются, любовь возжигается, духъ ликуетъ, уста хвалятъ и славятъ, дается обѣтъ и всѣ силы души радуются въ Женихѣ и ради Жениха. Она радуется, что нашла того, кто ес любитъ н что ее принялъ въ невѣсту тотъ, кого опа почитаетъ. О, какая любовь! О, какое огненное желаніе! О, какіе любезные разговоры; о, сколь цѣломудрое собраніе! когда Духъ Святый сходитъ, когда Утѣшитель осѣняетъ, когда всевышній освѣщаетъ, когда Слово Отца присутствуетъ, премудрость говоритъ и любовь дружески обнимаетъ. Потому что въ это время душа становится храмомъ Божіемъ, сѣдалищемъ премудрости, жилищемъ цѣломудрія, ковчегомъ завѣта, скиніей святости, чертогомъ жениха, духовнымъ небомъ, благословенной нивой, домомъ таинствъ, возлюбленной невѣстой, пріятнымъ садомъ, покоемъ и чертогомъ брака, благоуханнымъ и изящнымъ, цвѣтами добродѣтелей усѣяннымъ вертоградомъ, къ

■) Ibid., HI. VI. 2 cp. VII, 1-2. * 3) Widern. II, XXѴГІ, 1-8.

3) Ibid., II, ХХѴШ, ], 5-7. У) Ibid., II, XXX, lcp. II, XXVI, КЪ

которому идетъ Господь всѣхъ ангеловъ и Царь Славы, чтобы сочетаться съ возлюбленной невѣстой, которая больна отъ любви, украшена цвѣтами святого желанія и гранатными яблоками добродѣтелей, ожидаетъ своего возлюбленнаго сердцемъ, когда онъ придетъ въ Своей красотѣ. Когда же опа насладится цѣломудреннаго соприсутствія Его, то ни одна тварь не можетъ знать, какую опа имѣетъ отъ этого радость и что ощущаетъ она въ сердцѣ своемъ, какъ пылаетъ она, какъ торжествуетъ и веселится отъ любви, какія у нея любезныя сердечныя слова и разговоры. Никто но можетъ этого знать, кромѣ ея одной, которая это испытала. Чувствовать и замѣчать это можно, по выразить нельзя, потому что это—духовныя, таинственныя и божественныя вещи, о которыхъ никто не смѣетъ сказать, чтобы тѣмъ не прогнѣвать жениха, которому угодно жить въ тайнѣ и тишинѣ сердца. Это предвкушеніе вѣчной жизни, которая — высшее добро, вѣчная радость, невыразимое веселіе, совершенное довольство, неразрушимый миръ, истинная свобода, безопасное наслажденіе, безконечная хвала и ликованіе 1)-Впрочемъ, необходимо замѣтить, что все это происходитъ духовно. «Христосъ—Женихъ приходитъ къ душѣ—невѣстѣ, поучаетъ и наставляетъ ее и сообщаетъ ей свое присутствіе не тѣлеснымъ видомъ, но чрезъ свѣтъ вѣры, чрезъ сіяніе разума, чрезъ вкушеніе благоговѣнія, чрезъ торжественное восклицаніе веселія, чрезъ радостное стремленіе любви, чрезъ лобзаніе мира, чрезъ объятіе вѣрности» 2)„

IV.

Одною изъ отличительныхъ особенностей Арндта является частое употребленіе имъ текстовъ Св. Писанія обоихъ завѣтовъ: нельзя указать пи одной главы, въ которой не встрѣчалось бы текстовъ; всѣ разсужденія, такимъ образомъ, обоснованы на Св. Писаніи; свободное и легкое обращеніе съ текстами, удачная группировка обнаруживаютъ въ авторѣ хорошаго знатока Св. Писанія. Но, помимо прямого, буквальнаго смысла Св. Писанія, Арндтъ, дѣлая нравственное примѣненіе, часто понимаетъ его аллегорически. Такое отношеніе къ тексту Св. Писанія вполнѣ понятно и естественно, если мы вспом-

') Ibid., V, 2, VII. 1-7 cp. I V, 2; VI. 5-6: X. 3; XIV, 2-3. И, VI, 1-3.

") Ibidom, V, 2, VII, 4.

нимъ его общую точку зрѣнія па Си. Писаніе. «Богъ».—говоритъ онъ,—«не для того открылъ Писаніе, чтобы оно оставалось внѣшне на бумагѣ, какъ мертвая буква, но оно должно сдѣлаться въ насъ живымъ въ духѣ и вѣрѣ и изъ него долженъ произойти совершенно внутренній новый человѣкъ, въ противномъ случаѣ писаніе не принесетъ намъ никакой пользы. Въ человѣкѣ должно чрезъ Христа совершаться въ духѣ и вѣрѣ все то, чему писаніе учитъ внѣшне» *). Еще при жизни Арндта раздавались обвиненія его въ отрицаніи за Св. Писаніемъ буквальнаго смысла 4). Всякому, читавшему «Истинное христіанство», очевидна несправедливость этого обвиненія. При всѣхъ своихъ аллегорическихъ толкованіяхъ Св. Писанія Арндтъ не заходитъ такъ далеко, чтобы отрицать историкограмматическій смыслъ ого, чтб мы видимъ у нѣкоторыхъ древнихъ знаменитыхъ учителей церкви, напр., у Оригена. Арндтъ не отрицаетъ историческихъ событій и повѣствованій библіи, онъ только пользуется ими для нравственныхъ уроковъ и въ такомъ случаѣ нерѣдко прибѣгаетъ къ аллегоріи, которая, нужно прибавить, никогда не принимаетъ у него особенно уродливой формы.

Послѣ того, какъ, вмѣсто медицины, Арндтъ посвятилъ себя богословію, онъ увлекся средневѣковыми мистиками и воспитался на произведеніяхъ Таулера, Ѳомы Кемпійскаго, Бернарда и др. Впрочемъ, по «Истинному христіанству» видно знакомство его и съ восточными отцами церкви, напр., Григоріемъ Богословомъ, Василіемъ Великимъ 3) и Іоанномъ Злато-устымъ 4). По свидѣтельству ІІѵарэ 5), Арндтъ зналъ на память гомиліи Макарія. И, дѣйствительно, при внимательномъ разсмотрѣніи, нельзя не замѣтить вліянія послѣдняго на «Истинное христіанство» Арндта °), хотя оно и не такъ осязательно.

') Ibidem. 1, VI, 2.

2) Lilger. I). „D. Ehrwürdigen achtbaren und hochgelarteu Herrn J. Arudes ...richtige und in Gottes Worte wolgegründete Lehre in d. vier Büchern vom wahren Christenthum“, 1620. Danzig, S.S. 26—28.

3) „Wahr. Christenthum“, IV, 1, IV, 4, V, 24.

4) Ibid., IV, 1, III, 4.

s) Boemus. A. W. Praefatio de vita et scriptis Arndianis, Londiui, 1708, p.p. XVII—ХѴПІ (Epistol. de autor. mystic).

6) См. „Духовныя преполезныя бесѣды up. отца нашего Макарія Египетскаго“. Москва 1851, 1—2. 1-ая часть—стр. 58—60, 63—64, 80—84, 80—90, 114—115. 223—224, 226, 229—231. 2-я часть: 40, 49—50, 65, 67. 75—79. 115, 179-191.

какъ вліяніе вышеупомянутыхъ средневѣковыхъ западныхъ мистиковъ. Особенно часто и съ любовью приводитъ онъ мѣста изъ Таулера ’), третью же книгу всю составилъ по нему, какъ самъ заявляетъ объ этомъ въ 1-й главѣ ея 2). Дѣлаетъ онъ ссылки и на Бернарда 3) и на Бонавентуру 4). 13, 14. 18, 20, 21, 24, 25, 27 главы 2-й кнпги заимствованы у квіе-тистки-монахипи XIII вѣка Анджелы да Фолиньи изъ ея сочи-нія «D. Theologie des Kreuzes Jesu Christi» (по Рпчлю) ’’) или «D. rechte Weg zum ewigen Leben» (по Фр. Арндту) г>). Въ 34-ю главу 2-й книги онъ внесъ 12 главъ о молитвѣ изъ анонимной рукописи, въ которой признали произведеніе Вой-геля, съ выходомъ въ свѣтъ его произведеній въ 1612 г. \).

Но гораздо важнѣе всѣхъ частныхъ отдѣльныхъ цитатъ и заимствованій изъ средневѣковыхъ мистиковъ общій колоритъ, общій духъ произведенія Арндта. Воспитанный на мистикахъ, онъ воспринялъ ихъ въ свою плоть и кровь, усвоилъ даже ихъ языкъ и форму, помимо содержанія. Причина этого кроется въ историческихъ условіяхъ, о которыхъ мы говорили выше. Такъ какъ на первыхъ порахъ своего существованія протестантство, всецѣло отдавшись догматическимъ вопросамъ, игнорировало область этики, то протестантизмъ оказался въ невыгодномъ положеніи предъ средневѣковой богословской аскетикой. На первыхъ порахъ, вмѣсто самостоятельной разработки этики для пополненія такого существеннаго пробѣла протестанты обратились къ существовавшему уже раньше мистическому міровоззрѣнію. Такъ, невольно протестантство стало подъ католическое вліяніе въ лицѣ его знаменитыхъ представителей мистицизма—Бернарда, Ѳомы Ксмпійскаго н др. «Истинное христіанство» Арндта—одинъ изъ продуктовъ протестантства, выросшихъ на этой почвѣ. Впрочемъ, практическое построеніе духа мѣшаетъ Арндту послѣдовать за мистиками въ глубину пхъ созерцаній: «Я еще не дошелъ такъ далеко,—говоритъ

■) См., иаир., I, XIII, 13; XXXVII. 17; XXXIX, 6. II, XX, 5: XXVI, 10; XXXIV, XI, 3; XXXVII, 14; LIII, 14-15 и др.

2) „Wahr. Christenthum“, III, 1, 4.

3) См. прѳдисл. III ich., 6. I, XXXVII, 13. II, VIII, 10 (См. „Правила св. жизни“ Бернарда. СПБ. 1882 г., стр. 8, 12—17, 27—33, 38—47, 59—64, 65—72, 178—191, 203-207.

4) „Wahr. Christenthum“, П, VI, 6.

5) Kitschi, Gesell, d. Pietismus, 1880—6, S. 38.

«) L. c., 103, 7) Kitsehl, 1. r., 37—38.

онъ самъ *),—чтобы понимать глубину души, какъ ее называетъ Таулеръ. Другіе называютъ это божественнымъ« мракомъ, который прообразованъ былъ мракомъ, въ который вошелъ Моисей» (ІІсх. 20, 21).

Бъ своемъ «Истинномъ христіанствѣ» Арндтъ обнаруживаетъ знакомство съ языческими писателями древности и всемірной исторіей. Такъ, онъ ссылается на Платона 2), Сенеку 3), Цицерона, Аристотеля *), Публія 3), приводитъ іізрѣченіо имнер. Севера в), стихи изъ Виргинія ') и Овидія 8), разсказъ про Діогена !'), ставитъ, въ примѣръ великодушія, прощенія обидъ Перикла, Фокіона, Тита, Юлія Цезаря 10), разсказываетъ объ открытіи трупа Александра Великаго 11), объ одномъ индійскомъ царѣ, сказавшемъ, что онъ, вмѣсто того, чтобы вѣровать въ умершаго за грѣхи людей Господа, скорѣе готовъ вѣровать въ солнце, еще никогда не умиравшее ‘").

Въ «Истинномъ христіанствѣ» видно знакомство Арндта съ естественными науками, къ которымъ онъ всю жизнь сохранялъ расположеніе. Такъ, у него есть данныя изъ ботаники 13), математики н), медицины І3). Въ сферѣ естественно-научной Арндтъ стоитъ на одномъ уровнѣ со своимъ временемъ: ссылается на средневѣковыхъ алхимиковъ и астрологовъ. Отсюда у него не мало совершенно ложныхъ и въ наше время частью наивныхъ, а частью болѣе чѣмъ странныхъ взглядовъ.

Опоры объ «Истинномъ христіанствѣ», завязавшіеся въ Брауншвейгѣ и Данцигѣ еще при жизни автора, оказались незначительной вспышкой въ сравненіи съ позднѣйшими, поднявшимися почти тотчасъ же послѣ того, какъ Арндтъ закрылъ глаза.

По входя въ подробности и исторію полемики, замѣтимъ, что всѣ сочиненія, написанныя противъ Арндта, констатируютъ одинъ несомнѣнный фактъ—онъ употреблялъ такія выраженія, которыя могли быть истолкованы въ худую сторону, ему не

‘) Письмо къ Герарду (Vorbericht, SS. ХХХ11І—XXXIV).

-) -Wahr. Christenthum“, I, XXXVII. 12; II, XXX, 4: IV, 1: VI. 26

:,j Ibidem, I, XXVII, 6: II, VI, 6. s) Ibid., I, XXXVII, 6.'

;) Ibid., IV, 1, IV, 54.

0 Ibid.. I, XXIII, 5.

") Ibid., IV, 1, Ш, 5(5.

13) Ibid., I, XIX, 10. IV, 1. III.

,b) Ibidem, I, XXXVI, 2; XL, 11.

<) Ibidem. I. XXXVII, 12.

6) Ibidem. I, XXVI, 10.

8) Ibid., IV, I, V, 32.

,0) Ibid., 1, XXVII. 7.

13) Ibidem, IV, I, IV, 48. “) Ibidem. I, XXIX, 8.

, XVII, 10; LYIII, 7.

доставало точности и опредѣленности въ выраженіяхъ. При томъ, воспитанный на средневѣковыхъ мистикахъ, онъ пропитался ихъ духомъ, отсюда и на его произведеніи лежитъ отпечатокъ умѣренной мистики, а это направленіе, въ данную эпоху возрожденія схоластики и господства мертвой ортодоксіи, было либеральнымъ. Но подозрѣвать его въ различныхъ еретическихъ заблужденіяхъ—нѣтъ основаній; дѣлать это значить одно изъ двухъ—или быть слѣпымъ ревнителемъ буквы и не понимать существа дѣла, или страдать пристрастіемъ. Для всякаго непредубѣжденнаго человѣка для признанія ортодоксальнымъ извѣстнаго лпца достаточно заявленія со стороны послѣдняго о согласіи его съ символическими книгами своего вѣроисповѣданія и о желаніи, чтобы его понимали сообразно съ ними. Арндтъ и сдѣлалъ это: въ предисловіи къ I книгѣ «Истиннаго христіанства» (I, 9) онъ прямо заявляетъ, что оно должно быть понимаемо по смыслу символическихъ книгъ— «1-го неизмѣненнаго аугсбургскаго исповѣданія, апологіи его, шмалькальденскихъ членовъ, обоихъ катихизисовъ и формулы согласія». Этого мало. Въ виду возраженій онъ написалъ «Repetitio apologetica», повтореніе и защиту ученія объ «Истинномъ христіанствѣ». При такихъ условіяхъ, казалось бы. исключается всякая возможность для сомнѣнія въ ортодоксальности Арндта съ протестантской точки зрѣнія.

П. Соколовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.