Научная статья на тему 'Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий'

Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»: очерк из истории западных исповеданий»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.С. Соколов

Иоанн Арндт и его сочинение «Об истинном христианстве»:

очерк из истории западных исповеданий

Опубликовано:

Христианское чтение. 1905. № 10. С. 439-455.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Іоаннъ Арндтъ и его сочиненіе „Объ истинномъ

христіанствѣ“.

Очеркъ изъ исторіи западныхъ исповѣданій.

и *).

»ЕРВАЯ книга сочиненія «Объ истинномъ христіанствѣ» вышла въ 1605 г. въ Брауншвейгѣ, йодъ общимъ заглавіемъ «Vier Bücher d. wahren Chnstenthume», а въ $ 1610 вышли и всѣ 4 книги въ Магдебургѣ. Первона-

] чалыю «Истинное христіанство» состояло изъ 4 книгъ, уже только впослѣдствіи стали издавать 6 книгъ, при чемъ въ 5-ую и 6-ую вошли отчасти отдѣльные трактаты, имѣющіе отношеніе къ «Истинному христіанству», отчасти переписка Арндта. Въ рижскомъ изданіи «Истиннаго христіанства» 1679 г. были вставлены въ концѣ каждой главы соотвѣтствующія молитвы и очень много картинъ; первыя принадлежатъ перу Фишера, генералъ-суперъинтендента Лифляндіи, а вторыя—Дунту, шведскому королевскому комиссарѣ; къ нимъ впослѣдствіи тоже шведъ Мейеръ сочинилъ стихи *). Картины не вошли во всеобщее употребленіе (въ Штутгартскомъ изданіи всѣ эти прибавленія налицо), а молитвы внесены были въ различныя изданія, въ томъ числѣ и русскія (кромѣ Галльскаго, 1735 г.), безъ указанія ихъ автора, такъ что читателю легко принять ихъ за произведеніе самого Арндта.

*) Продолженіе. См. сентябрь.

J) Vorbericht къ 5 стереотипн. Штутгартскому изданію „Истиннаго христіанства“, s. LVI.

Самое полное изданіе сочиненій Арндта (Рамбаха) вышло въ Лейпцигѣ и Гёрлитцѣ, въ 3 томахъ, первая часть въ 1734 г., вторая—въ 1735 и третья—въ 1736 г. Впослѣдствіи издавалось преимущественно «Истинное христіанство» съ «Райскимъ вертоградомъ»—обширнымъ молитвенникомъ.

«Истинное христіанство» — не догматическое сочиненіе, какъ можно предположить по заглавію; авторъ касается догматическихъ вопросовъ только но необходимости, а потому долго на нихъ и не останавливается. Напрасно стали бы мы искать у него систематическаго изложенія догматическаго ученія лютеранской церкви и опроверженія инославныхъ исповѣданій: «Истинное христіанство»—опытъ практической мистики, здѣсь его центръ тяжести, здѣсь его историческое значеніе и основная причина успѣха. Онъ самъ заявляетъ, что въ «Истинномъ христіанствѣ» имѣлъ въ виду трактовать главнымъ образомъ о христіанской жизни, а не о чистомъ христіанскомъ ученіи, потому что послѣднее находило и продолжаетъ находить слишкомъ многочисленныхъ изслѣдователей.

Поводъ къ написанію «Истиннаго христіанства» былъ данъ, по словамъ самаго Арндта, современнымъ ненормальнымъ по-лолсеніемъ вещей, вызвавшимъ у него горькую фразу: «у Христа много слугъ, но мало послѣдователей». Бъ увлеченіи теоретическими вопросами совсѣмъ забыли о христіанской лѵизни, объ истинномъ покаяніи, благочестіи и христіанской любви, какъ будто бы христіанство состоитъ только въ спорахъ и размноженіи спорныхъ книгъ, а не въ томъ преимущественно, чтобы обращать св. Евангеліе и Христово ученіе въ святую жизнь 1). Всюду язычествуюіціе христіане, жизнью отрекаю-щіеся отъ Христа; стоитъ сравнить жизнь нынѣшняго міра съ ученіемъ и жизнью Христа и станетъ очевидно, что жизнь большинства совершенно противоположна Христу 2). Это несоотвѣтствіе, этотъ разладъ между ученіемъ и жизнью, это лолшое пониманіе христіанства лишь какъ одной доктрины безъ осуществленія ея въ жизни и вызвало «Истинное христіанство» 3). Когда извѣстны причины, вызвавшія это произ-

*) «Sechs Bucher vom wahren Christenthum». Stuttgart. I кн., XXXIX гл., 1—3 (мы будемъ цитировать'для краткости W. Chr., первая римская цифра будетъ обозначать книгу, вторая—главу, третья арабская—§).

2) Ibid, I, IX, 1—5; X, 1—5. Предисловіе къ 1 кн., 4. И, Y, 6.

3) ІІред. къ 1 кн. I.

веденіе, понятна и цѣль его: Арндтъ имѣлъ въ виду указать сущность истиннаго христіанства, показать, что христіанство состоитъ въ живой, дѣятельной вѣрѣ, что быть христіаниномъ значитъ не только вѣровать во Христа, но и жить во Христѣ, а Христу—въ насъ *). «Истинное христіанство» должно послужить руководствомъ къ истинно-христіанской жизни, показавъ не только, какъ христіанинъ можетъ получить чрезъ вѣру во Христа прощеніе грѣховъ, но и какъ оііъ долженъ надлежащимъ образомъ употреблять благодать Божію къ тому, чтобы вести святую жизнь, украшать и доказывать вѣру свою христіанскими поступками 2). Издавая «Истинное Христіанство», Арндтъ имѣлъ въ виду: отвлечь умы учащихся и проповѣдниковъ on. полемическаго и спорнаго богословія, которое выродилось почти въ схоластическое, отвлечь вѣрующихъ отъ мертвой вѣры и привести къ плодоносной, перевести ихъ отъ чистаго знанія и теоріи къ осуществленію на практикѣ вѣры и благочестія, показать, что такое истинно-христіанская жизнь и чтб значатъ слова апостола—-«уже не я живу, но живетъ во мнѣ Христосъ» (Галат., 2, 20). «Истинное христіанство» составлено изъ проповѣдей; этимъ объясняется отсутствіе системы, Арндтъ часто возвращается къ одному и тому же предмету и повторяется. Хотя онъ самъ иногда указываетъ связь и взаимное отношеніе между книгами и главами даже, и въ общемъ дѣйствительно нельзя отрицать у него послѣдовательности, но ближе, въ частностяхъ, эту связь и послѣдовательность нельзя прослѣдить. Поэтому чрезвычайно трудно изложить сколько-нибудь связію воззрѣнія Арндта. Если «Истинное христіанство» на практикѣ и можетъ служить понятнымъ и общедоступнымъ руководствомъ въ дѣлѣ христіанской жизни, показывая происхожденіе благочестія, препятствій къ нему и средствъ къ устраненію таковыхъ, то съ литературной и научной точки зрѣнія въ этомъ отсутствіи системы—одинъ изъ коренныхъ недостатковъ произведенія. Авторъ пишетъ простымъ общепонятнымъ языкомъ, рѣчь его постоянно подкрѣпляется текстомъ писанія, поясняется многочисленными примѣрами не только изъ священнаго писанія, но и языческой миѳологіи, богата поэтическими образами и сравненіями.

Общее содержаніе первыхъ четырехъ книгъ въ нѣсколькихъ словахъ сжато выражено самимъ Арндтомъ такъ: Первая

‘) То;ке; I, 3. -) Тоже, Л.

киша—Liber scripturae; она покапываетъ, какъ въ истинномъ христіанинѣ Адамъ ежедневно долженъ умирать, а Христосъ— жить и какъ истинный христіанинъ ежедневно долженъ обновляться по образу Божію и жить въ новомъ рожденіи. Вторая—Liber vitae, Christus—показываетъ, какъ вочеловѣченіе Христа, любовь, смиреніе, кротость, терпѣніе, страданіе, крестъ, позоръ, смерть—ліаше врачество и источникъ спасенія, зеркало, правило и книга нашей жизни и какъ истинный христіанинъ долженъ побѣждать грѣхъ, смерть, діавола, преисподнюю, міръ, крестъ и всякую печаль вѣрою, молитвою, терпѣніемъ, словомъ Божіимъ и небеснымъ утѣшеніемъ п все ото во Христѣ Іисусѣ, Его силою, крѣпостію и побѣдою въ насъ. Въ предисловіи къ этой книгѣ, онъ показываетъ ея содержаніе и объясняетъ, почему далъ такое расположеніе ея главамъ: «какъ въ природѣ конецъ одного—начало другого, такъ и въ истинно-христіанской жизни происходитъ тоже самое: сначала долженъ погибнуть ветхій, плотской человѣкъ, тогда возникнетъ новый, духовный. И такъ какъ наша плотская жизнь совершенно противна св. жизни Христа, то намъ необходимо отречься отъ нашей плотской жизни, прежде чѣмъ мы можемъ начать духовную жизнь Христа, или послѣдовать ей. Поэтому духовная христіанская жизнь необходимо должна начинаться съ покаянія. Первая книга такъ п составлена, какъ видно изъ порядка главъ ея и заключенія. Такъ какъ главное въ первой книгѣ основывается на познаніи гнуснаго, смертоноснаго и пагубнаго яда—наслѣдственнаго грѣха, то вторая книга необходимо должна начинаться съ нашего вѣчнаго кладезя спасенія, Іисуса Христа, въ которомъ мы находимъ посредствомъ вѣры врачев-ство и помощь противъ упомянутаго ужаснаго яда первороднаго грѣха и всѣхъ вытекающихъ изъ пего бѣдствій и страданій. Это въ трехъ первыхъ іуіавахъ этой книги и изложено. Такъ какъ вѣра, почерпающая эти блага изъ благодатнаго кладезя, Іисуса Христа, должна приносить новые плоды, то они описаны въ 3 слѣдующихъ главахъ (IV—VI). Но чтобы плоды правды и духа въ пасъ росли, должны погибать плоды гілотй. II это—ежедневное, истинное, дѣйствительное покаяніе, въ которомъ христіанинъ долженъ постоянно жить и упражняться, если хочетъ, чтобы плоть была въ немъ умерщвляема, а духъ владычествовалъ. Для этого необходимо ясное указаніе различія плоти и духа и свойства ежедневнаго’ покаянія. Этимъ и заняты 4 слѣдующія главы (VII—X). По такъ какъ изъ такого

ежедневнаго покаянія и умерщвленія ветхаго человѣка ежедневно долженъ возникать новый человѣкъ, то нельзя найти другого лучшаго порядка, *ѣмъ тотъ, въ которомъ Христосъ, Господь нашъ, предшествовалъ своимъ примѣромъ. Далѣе слѣдуетъ, какъ жизнь Христа должна быть нашимъ зеркаломъ. И мы справедливо начинаемъ съ Его бѣдности, поруганія, презрѣнія, скорби, креста, страданія и смерти; эта святая жизнь Христа — распинаніе нашей плоти. Сюда относятся молитва, любовь и смиреніе (гл. XI — XXV). Этимъ уничиженіемъ и смиреніемъ Господа Нашего Іисуса Христа мы поднимаемся, какъ по истинной небесной лѣстницѣ, въ сердце Бога Отца и покоимся въ Его любви. Мы должны начинать съ человѣчества Христа и восходить до его божества. Тогда созерцаемъ мы во Христѣ сердце нашего возлюбленнаго Отца на небеси, созерцаемъ Бога, какъ высочайшее, вѣчное, существенное, безконечное благо, какъ неизмѣримое всемогущество, какъ бездну милосердія, неизмѣримую премудрость, какъ чистѣйшую святость, непорочную и безукоризненную правду, какъ сладчайшую благость, благороднѣйшую красоту, любезнѣйшую пріятность и пріятнѣйшую любезность, какъ обильнѣйшее радостью блаженство. Вотъ главнѣйшія части созерцательной жизни, vitae contomplativae. Сюда относятся 8 главъ (XXVI—ХХХПІ). Такъ какъ эти размышленія не могутъ быть безъ молитвы, то слѣдуетъ 10 главъ о молитвѣ и хвалѣ Божіей (XXXIV—XLIVj. И, наконецъ, такъ какъ такое благочестіе во Христѣ Іисусѣ должно терпѣть гоненіе, то слѣдуютъ 15 главъ (XLIII) о терпѣніи подъ крестомъ, о высокихъ духовныхъ искушеніяхъ и о томъ, какъ побѣждать ихъ. Третья книга—Liber conscientiae— о внутреннемъ человѣкѣ—какъ Богъ въ сердце человѣка положилъ высшее сокровище, свое царство, какъ скрытое сокровище въ полѣ, и какъ божественный свѣтъ душъ и какъ его пробуждать и искать въ насъ. Есть два пути къ достиженію мудрости и познанія,—говоритъ Арндтъ, между прочимъ, въ предисловіи къ этой книгѣ,—первый—посредствомъ многаго чтенія и разсужденій, идущіе имъ называются учеными, другой—посредствомъ молитвы и любви, идущіе имъ называются святыми. Между ними большое различіе: первые, если они только ученые и не имѣютъ любви, горды и надменны, вторые—ѵничиженны и смиренны. Первымъ путемъ ты не обрѣтешь внутренняго своего сокровища (царства божія внутри себя), а вторымъ—найдешь его въ себѣ. Къ этому относится

вся 3-я книга. Величайшее и лучшее сокровище, царствіе Божіе—не наружное, но внутреннее благо человѣка, которое онъ всегда носитъ съ собою сокрытымъ отъ міра и даже отъ самого діавола; никто не можетъ отнять его у человѣка, для обладанія имъ не нужны ни великая ученость, ни знаніе языковъ, ни множество книгъ, а нужно только спокойное, преданное Богу сердце. Чего искать намъ внѣшне въ мірѣ, когда внутри насъ цѣлое царство Божіе со всѣми его благами? Въ нашемъ сердцѣ и нашей душѣ истинное училище Св. Духа, истинное мѣсто работы Св. Троицы, истинный храмъ Божій, истинный домъ молитвы въ духѣ и истинѣ (Іоан., 4, 23). Хотя Богъ но своему весдѣсѵщію — во всѣхъ вещахъ, однако особенно Онъ въ просвѣщенной душѣ человѣка: въ ней Онъ обитаетъ и имѣетъ престолъ свой (I Еор. VI, 19. Исаіи, LXYL 2]. какъ въ своемъ собственномъ образѣ и подобіи. Тамъ Онъ производитъ такія дѣла, каковъ Онъ Самъ, тамъ всегда отвѣчаетъ Онъ въ сердцѣ нашемъ на всѣ воздыханія наши. Возможно ли, чтобы Онъ отказалъ въ Себѣ тому, у кого Онъ имѣетъ свое жилище, кого Онъ Самъ движетъ и носитъ? Для него нѣтъ ничего любезнѣе и пріятнѣе, какъ сообщать Себя всѣмъ, которые Его ищутъ. Для этого нужна только кроткая, тихая и спокойная душа. А такою становится опа, когда отвращается отъ міра. Въ этомъ и состоитъ все содержаніе третьей книги. Четвертая книга — Liber naturae — показываетъ, какъ великая міровая книга природы, - по христіанскому объясненію, свидѣтельствуетъ о Богѣ, какъ всѣ люди тварями побуждаются любить Бога и своею совѣстью убѣждаются. Въ предисловіи къ этой книгѣ онъ говорить, между прочимъ, что Моисей въ книгѣ Бытія представляетъ 2 сильныхъ свидѣтелей о Богѣ—во-первыхъ, великій міръ и потомъ малый, т. е. человѣка. ч Этими свидѣтельствами открывается намъ и отпечатлѣвается въ сердцѣ нашемъ Творецъ и сохранитель всѣхъ вещей.

Вотъ общее содержаніе каждой книги «Истиннаго христіанства».

Такъ какъ «Истинное христіанство» — не догматическое сочиненіе, а аскетическн-мистическое, то мы не будемъ излагать цѣлую систему догматики по этому произведенію, а представимъ лишь истинно-христіанскую жизнь, какбіо она изображается въ «Истинномъ христіанствѣ».

Вѣра и любовь къ Богу іі ближнему—вотъ два начала,

которыми живетъ возрожденный. Изъ нихъ выходитъ, ими нормируется вся его жизнь *). Понятіе вѣры, въ данномъ случаѣ, не ограничивается однимъ разсудочнымъ убѣжденіемъ въ истинѣ христіанства. Оно берется гораздо шире: въ вѣру входитъ и соотвѣтствующій образъ жизни и дѣятельности. «Вся духовная жизнь и бытіе состоитъ въ вѣрѣ, не въ одномъ знаніи, не въ мнимомъ и призрачномъ дѣлѣ, но въ живой, дѣятельной силѣ. Короче сказать, вѣра приноситъ съ собой всякое блаженство и отвергаетъ все противоположное ему» 2). «Чрезъ вѣру человѣкъ совершенно*отдаетъ свое сердце Богу, предается Ему, прилѣпляется къ Нему Единому, соединяется съ Богомъ, содѣлывается причастникомъ всего, что есть Божіе и Христово, получаетъ изъ Него новыя силы, новую жизнь, новое утѣшеніе, миръ и радость, душевное спокойствіе, правду н святость, такимъ образомъ, человѣкъ чрезъ вѣру вновь рождается изъ Бога, потому что гдѣ истинная вѣра, тамъ и Христосъ со всею своею правдою, святостью, искупленіемъ, заслугами, благодатью, прощеніемъ грѣховъ, наслѣдіемъ вѣчной жизни» :і). Чрезъ вѣру Христосъ обитаетъ въ человѣкѣ (Еф. III, 17), Его обитаніе не мертвое, но живое дѣло 4). Такая вѣра, неизбѣжно, будетъ выражаться въ соотвѣтствующей жизни. Тамъ, гдѣ нѣтъ христіанской жизни, нѣтъ и истинной вѣры. «Истиннаго христіанина доказываетъ не знаніе и слышаніе Слова Божія, но исполненіе его, 1) потому что въ противномъ случаѣ Слово Божіе безполезно для насъ, такъ какъ оно дано намъ не для того, чтобы мы его только слушали, но чтобы исполняли. Какъ лекарство не помогаетъ, если паціентъ только смотритъ па него и слушаетъ о немъ разговоры, а не принимаетъ его, такъ и Слово Божіе, долженствующее служить врачествомъ нашей поврежденной природѣ, не много исправитъ тебя и не оживотворитъ изъ смерти, если ты не будешь направлять по нему свою жизнь. 2) Что пользы художнику, если онъ знаетъ свое искусство и не употребляетъ его? Не пропадетъ ли оно съ нимъ? Что пользы тебѣ, что ты знаешь волю Божію и не исполняешь ее? «Рабъ, вѣдѣвый нолю господина своего, и не уготовавъ, не сотворивъ по воли его, біенъ будетъ много. (Лук. XII, 47). 3). Считаетъ ли отецъ за свое чадо сына, который во всемъ ему противится? Ни-

J) „Wahr. Christeuthum“ I, XXX, 1. 2) Ibidem.. Ill, III, 1.

;!) Ibid., I, Y, 2. 4) Ibidem, I, V, 9 cp. I, VI, 9.

сколько, но онъ говоритъ: если ты не будешь исполнять моей воли, то не будешь моимъ сыномъ... Такъ, одни слова не доказываютъ, что мы чада Божіи, но если мы живемъ, какъ чада Божіи, какъ говоритъ Господь: «аще чада Авраамля бысте были, дѣла Авраамля бысте творили» (Іоан., VIII, 39), но какъ вы дѣлаете дѣла сатаны и умышляете убить меня, то вы дѣти отца вашего, діавола. Это вѣрное доказательство: кто чьи дѣла дѣлаетъ, тотъ того и чадо, того и природа у него. 4) Что пользы отъ дерева въ саду, если оно не приноситъ плодовъ? Оно принадлежитъ огню, это—дрова для огня, какъ написано о смоковницѣ, которая занимала столько мѣста и не приносила плодовъ (Лук., XIII, 6, 7). 5) Если бы кто захотѣлъ увѣрять тебя, что воронъ—лебедь и сталъ бы говорить тебѣ: «посмотри, что за прекрасный бѣлый лебедь, не разсмѣялся ли бы ты и не сказалъ ли бы, что онъ съ ума сошелъ, потому что ты не видишь въ воронѣ ни цвѣта, ни фигуры лебедя. Такъ, если кто, указывая на настоящую жизнь міра, скажетъ: «вотъ это—христіанинъ и всѣ эти—христіане, то не сочтешь ли ты его по справедливости за сумасшедшаго? Тутъ нужны не убѣжденія, а доказательства. «Не въ словѳси бо царствіе Божіе, по въ силѣ (1 Кор., IV, 20) *). «Истинный христіанинъ долженъ испытывать жизнь нынѣшняго міра, подобна ли она примѣру Христа, или противна. Кто истинный христіанинъ, тотъ будетъ творить христіанскія дѣла; если онъ—чадо вѣры, то будетъ духомъ святымъ совершать плоды вѣры, если же—чадо невѣрія, то сатана будетъ имѣть въ немъ свое дѣло. «Сего ради»,—говоритъ евангелистъ,—«явлена суть чада Божія и чада діаволя» (I Іоан., III, 10). Каковъ плодъ, таково и дерево» 2). «Истинное познаніе и исповѣданіе Христа и чистаго ученія состоитъ не въ однихъ словахъ, но и въ дѣлѣ и въ святой жизни, какъ говоритъ св. Павелъ (Тит. 1, 16), «Бога исповѣдаютъ вѣдѣти, а дѣлы отмещѵтся его, мерзцы суще и непокориви и на всяко дѣло благое неискусни». Здѣсь мы слышимъ, что отъ Христа и Его слова нечестивою жизнью можно отрекаться такъ же, какъ и словами». Св. Павелъ еще говоритъ: «Имущій образъ благочестія, силы же его отверг-шіеся» (2 Тм., 3, 5). Да и что за истинное познаніе Христа, которое никогда на дѣлѣ не было доказано? Кто никогда не

') „Wahr. Christenthum“, II, У, 6 ер. I, XXXV, 9. ~) „Wahr. Christenthum“, VI, I, IX, ер. XXII, X.

ощущалъ и не вкушалъ въ сердцѣ своемъ смиренія, кротости, терпѣнія и любви Христовой, тотъ не знаетъ Христа надлежащимъ образомъ. Какъ ;ке онъ будетъ исповѣдать его въ случаѣ какой либо опасности или бѣдствія? Кто исповѣдуетъ ученіе Христа, а жизни Его не слѣдуетъ, тотъ исповѣдуетъ Христа только вполовину. И кто проповѣдуетъ ученіе Христово, а не проповѣдуетъ Его ллізни, тотъ проповѣдуетъ Христа только вполовину. Много писано и много было споровъ объ ученіи, но о жизни мало. II хотя, можетъ быть, спорными книгами ученію и была оказана нѣкоторая услуга, однакожъ для истиннаго покаянія и христіанской жизни ничего этимъ не сдѣлано. Ибо что такое ученіе безъ жизни? Дерево безъ плодовъ. Истинно, кто не слѣдуетъ Христу въ жизни, тотъ не слѣдуетъ Ему и въ ученіи, потому что главнѣйшее въ ученіи Христа—«любы отъ чиста сердца, и совѣсти благія, и вѣры нелицемѣрныя» (1 Тм., 1, 5). Оттого происходитъ, что иной умѣетъ такъ искусно разсуждать и диспутировать о спорныхъ вопросахъ, что внушаетъ уваженіе къ себѣ, но въ сердцѣ онъ—злой человѣкъ, исполненнйй гордости, зависти и скупости, злѣе всякаго василиска. Св. Павелъ, но истинѣ, не безъ причины ставитъ вмѣстѣ вѣру и любовь (2 Тм., I, 13), но хочетъ показать тѣмъ, что жизнь и ученіе должны согласоваться» *).

На вѣрѣ опирается второе начало, управляющее жизнью христіанина—любовь къ Богу и вытекающая изъ нея любовь къ ближнему. Арндтъ очень долго останавливается на этомъ вопросѣ, часто возвращается къ нему на пространствѣ своего труда, прибѣгаетъ къ разнообразнымъ доказательствамъ необходимости и всей естественности этого начала въ человѣкѣ. Въ аргументированіи необходимости и естественности любви къ Богу Арндтъ выходитъ изъ двухъ основныхъ положеній— любви Боллей къ человѣку, выразившейся въ многочисленныхъ благодѣяніяхъ къ нему, и понятія о Богѣ, какъ всесовершен-помъ существѣ и высшемъ благѣ. Любовь Божія лежитъ въ основѣ всѣхъ Его отношеній къ человѣку. «Есть два общихъ дара, за которые человѣкъ весьма много обязанъ Богу. Одинъ изъ нихъ осязаемъ и видимъ,—это весь міръ, другой—скрытъ и невидимъ—это любовь Божія. Любовь—первый даръ Божій. Но такъ какъ она невидима, то не считается даромъ, хотя служитъ основаніемъ и корнемъ всѣхъ даровъ, потому что

всѣ дары происходятъ ивъ этого корня и источника и ничто иное, какъ знаки любви, въ которыхъ сіяетъ невидимая любовь. Но человѣкъ такъ безуменъ, что считаетъ видимое за великій даръ, а не помышляетъ, что сокрытая подъ ни мт» любовь гораздо болѣе и славнѣе. Какъ дымъ—вѣрный признакъ огня, такъ дары Божіи—несомнѣнный знакъ Его любви, потому что если бы Онъ насъ не возлюбилъ, то ничего не далъ бы намъ. Любовь Божія — чистѣйшій, истиннѣйшій, вѣрнѣйшій, искреннѣйшій, высочайшій, щедрѣйшій даръ, потому что Онъ возлюбилъ человѣка не для какой-нибудь пользы отъ него Себѣ, но предварилъ его Своей любовью изъ одной божественной благости и возлюбилъ его свободно и непринужденно. Поэтому за сердечную любовь человѣка» обязанъ Богу гораздо болѣе, чѣмъ за всѣ другіе дары, потому что любовь Божія превосходнѣе всѣхъ тварей. Итакъ во всѣхъ вещахъ должно принимать во вниманіе два предмета: во-первыхъ, предшествующую любовь, а потомъ уже даръ, который гораздо маловажнѣе любви, потому что любовь такъ же благородна, какъ благороденъ любящій. А такъ какъ нѣтъ ничего выше и превосходнѣе Бога, то пѣтъ ничего выше и любви Божіей. Поэтому человѣкъ болѣе обязанъ Богу за любовь Его, нежели за Его дары» 1). Само сотвореніе человѣка было дѣломъ божественной любви. Какъ высочайшая любовь, Богъ охотно желалъ сообщить Себя кому-нибудь со всѣми своими, благами, а для этого Ему нужно было имѣть подобнаго себѣ, кто могъ бы принять Его. Кромѣ того, онъ хотѣлъ сообщить Себя такой твари, которая могла бы принять Его съ чистой, сердечной взаимностью и обратно любить Его за это. Ио-этому-то и сотворилъ Онъ человѣка по своему образу, состоящему преимущественно въ совершенной любви 2). Любовь Божія къ человѣку сказалась въ томъ, что Онъ сотворилъ человѣка благороднѣйшею тварью и всѣхъ тварей назначилъ на служеніе ему 3). Всѣ твари и весь міръ постоянно внушаютъ человѣку любовь къ Творцу 4). «Все, что человѣкъ имѣетъ, есть свидѣтельство любви Божіей. Все твари, види-

') „Wahr. Christenthum“, IV, 2. XI, 1 — 2, 4, 5.

-) „Wahr. Christenthum“, IV, 2; IV, 4.

3) Ibid., IV, 2; III, 1 -2 Cp. VII, 3—4, 7; XIX. 5-6: XXI, 1- 2; XXII, 2; XXV, 2, Заключ. IV книги 3.

V Ibid.. IV. 2; XV,

мыя и невидимыя, какъ бы посланники и вѣстники Божіи, которые возвѣщаютъ намъ любовь Божію и чрезъ которыхъ Богъ какъ бы бесѣдуетъ съ нами и такимъ образомъ говоритъ намъ—воззрите па небо и землю и на всѣхъ тварей, все это сотворилъ Я изъ любви къ человѣку. II какъ часто мы ощущаемъ пріятность тварей, такъ часто ощущаемъ благость Божію, такъ что и внутренними и внѣшними чувствами можемъ вкушать и видѣть, какъ благъ Господь, по сказанному (XXXIII, 9 ІІсал.). Солнце говоритъ намъ своимъ сіяніемъ, свѣтомъ и теплотою, какъ бы желало сказать: «посмотрите на меня, я— величайшая и свѣтлѣйшая тварь между видимыми твореніями; великъ Господъ, сотворившій меня. Сир.. 43, 5, ІІсал. XYIII, 1. II не только чрезъ прекрасныя творенія бесѣдуетъ такъ Богъ съ нами, но и чрезъ отвратительнѣйшихъ червей на землѣ, какъ бы говоря тебѣ: смотри, ты Мнѣ, Творцу своему, обязанъ за то, что Я сотворилъ тебя человѣкомъ, а не червемъ. Богъ, который могъ бы тебя сдѣлать червемъ, изъ милосердія сдѣлалъ тебя человѣкомъ. Вспомни здѣсь о томъ, который сказалъ: «я червь, а не человѣкъ» (Пс. 21, 7). Такъ бесѣдуетъ Богъ посредствомъ всѣхъ тварей съ человѣкомъ и возвѣщаетъ ему любовь Свою, возбуждаетъ, гонитъ, привлекаетъ, ведетъ и влечетъ насъ къ себѣ. «Мы заключены въ любовь Божію подобно тому, какъ всѣ мы заключены подъ небомъ, ибо мы въ Богѣ живемъ, движемся и существуемъ (Дѣян., 17, 28). Какъ человѣкъ, куда бы ни пошелъ, пебо вокругъ него, надъ нимъ, съ правой и съ лѣвфй сторонъ, такъ куда бы человѣкъ ни пошелъ, любовь и благость Божія слѣдуетъ за нимъ и зоветъ его чрезъ всѣ видимыя творенья, зоветъ чрезъ собственное его сердце и совѣсть и говоритъ: любезное чадо, куда хочешь ты бѣжать? Куда убѣжишь ты, гдѣ бы меня не было?» *). Всѣ твари и весь міръ, но Божію повелѣнію, оказываютъ человѣку всевозможныя услуги, какія только въ силахъ оказать и что имѣютъ пріятнаго и добраго, то даютъ человѣку: такъ повелѣно имъ отъ Бога. Чрезъ это увѣщеваютъ онѣ человѣка, чтобы онъ, по долгу естественной обязанности, взаимно отдавалъ Богу, Творцу ихъ, самое лучшее, что онъ имѣетъ и что находится въ его силахъ. Самое же лучшее, что человѣкъ имѣетъ, есть любовь, поэтому всѣ твари

9 „Wahr. Christenthum“, П, XXVI. 7—9 cp. XXIX, 3, 4—7, 9—10, IN, 2. VI, 3.

вопіютъ человѣку, чтобы онъ взаимно любилъ Любящаго его столь же непринужденно и охотно, какъ твари служатъ человѣку по Божію велѣнію ‘). Новымъ доказательствомъ божественной любви къ человѣку служитъ вочеловѣченіе Христа и Его страданіе. «Одно изъ величайшихъ доказательствъ любви Божіей состоитъ въ томъ, что Богъ вочеловѣчился, принявши на себя то, что человѣческое, чтобы дать намъ то, что есть Божеское. Онъ сдѣлался чадомъ человѣческимъ, чтобы сдѣлать насъ чадами Божіими. Онъ приходитъ къ намъ на землю, чтобы возвести насъ на небо. О, какая драгоцѣнная мѣна! И все это сдѣлано затѣмъ, чтобы мы въ немъ были возлюблены Богомъ. Это подобно тому, какъ бы Богъ воззвалъ съ неба: о, люди, взирайте на Моего возлюбленнаго Сына. Я повелѣлъ ему вочеловѣчиться для того, чтобы Онъ былъ живымъ примѣромъ и свидѣтелемъ сердечной любви Моей къ вамъ, чтобы Онъ всѣхъ васъ привелъ съ собою ко Мнѣ и чтобы вы всѣ чрезъ Него сдѣлались моими чадами и наслѣдниками * 2). Страданіе и смерть Христа за наши грѣхи служатъ еще большимъ доказательствомъ любви Божіей къ человѣку. «Богъ отдаетъ намъ Самого Себя чрезъ любовь, которою насъ любитъ. Любовь Его совершенна, потому онъ вполнѣ отдаетъ себя намъ чрезъ Свою любовь. Потому-то Онъ по великой любви Своей не могъ не даровать намъ Своего Сына. Высочайшая любовь въ высшей степени отдаетъ сама себя любимому. Богъ же, возлюбилъ насъ въ высшей степени, почему и даровалъ намъ самого себя — даровалъ въ возлюбленномъ Сынѣ Своемъ 3). Это—высочайшая и совершеннѣйшая любовь. Богъ по непостижимому всемогуществу Своему могъ бы найти другое средство къ нашему искупленію, какъ и Самъ Христосъ Господь проситъ о томъ въ страданіи Своемъ: «Авва Отче! вся возможна тебѣ. Мимо неси отъ мене чашу сію (Мр. 14, 36)», но тогда это не было бы высочайшею любовью, оказанною намъ отъ Бога. Итакъ, чтобы явить намъ Свою высочайшую любовь, чтобы мы не могли сказать, что Богъ имѣетъ что-нибудь такое дорогое, чего Онъ намъ не хотѣлъ дать, даровалъ Онъ намъ Своего возлюбленнаго Сына и не просто даровалъ Его, а къ уплатѣ за наши грѣхи. Поэтому Богъ не

*) „Wahr. Christenthum“, IV, 2. XV, 2 cp. 3—5; XVI, 1—4.

2) „Wahr. Christenthum“, II, XXVI, 2.

:t) Ibid., IV, 2. V, 1—2 cp. II, XXIX, 14.

могъ явить намъ большей любви *). Любовь къ Богочеловѣку обнаруживается также въ утѣшительномъ обитаніи Его среди насъ и въ насъ. «О, какое великое утѣшеніе, что Богъ освятилъ и посвятилъ сердце наше въ обитель Свою. Если кого любишь, то любишь и быть съ нимъ. Богъ весьма любитъ человѣка, потому Онъ охотно пребываетъ съ нимъ и имѣетъ обитель Свою у него (Исаіи, 57, 15). «Я, Господь, обитаю въ высотѣ и во святилищѣ и съ сокрушеннымъ сердцемъ, чтобы оживлять духъ ихъ>. И, напротивъ, съ кѣмъ любишь быть, того любить. Богъ любитъ быть съ человѣкомъ, потому Онъ сердечно любитъ его, какъ сказано въ XV, о Псал. 2). Богъ — высочайшее благо, а потому и любовь наша къ Нему не только вполнѣ естественна и необходима, но и должна превышать всякую любовь. «Если всякое благо, какое только есть на небѣ, на землѣ и во всѣхъ тваряхъ, находится въ Одномъ, то этотъ Одинъ—высочайшее и всякое благо. Въ Богѣ, Творцѣ всего видимаго, находится всякое благо, какое только есть во всѣхъ созданіяхъ и тваряхъ, на небѣ и па землѣ, потому что все изъ Него происходитъ, отъ Него и въ Немъ, чрезъ Него все. Поэтому Богъ — высшее и всякое благо. Что во всѣхъ вещахъ находится по частямъ, particulariter, то въ Богѣ universaliter, всецѣлымъ и всесо-вершеннымъ образомъ 3). Человѣкъ обязанъ благодарить Бога вмѣсто и за всѣхъ тварей, какъ единственное разумное существо въ мірѣ 4). Кромѣ того, твари получили то, что онѣ имѣютъ не для самихъ себя, но для человѣка. Какъ же не быть человѣку обязаннымъ за то Богу? 5). Наконецъ, любящій соединяется съ любимымъ и составляетъ съ нимъ одно, поэтому человѣку всего естественнѣе посредствомъ любви соединиться съ Богомъ и такимъ образомъ превратиться въ благороднѣйшее и высшее, какъ и въ природѣ все превращается въ благороднѣйшее и лучшее 6). Въ виду всего этого человѣку не только вполнѣ естественно, но и необходимо любить Бога. «Справедливо, чтобы мы любили того, кто прежде возлюбилъ насъ» (1 Іоан., IV, 19). Исчисли всѣ

’) „"Wahr. Chri&tenthum“, II. XXVI, 3.

2) Ibid., II, XXVI, 4, 5.

5 „Wahr. Christenthum“, IV, 2. II, 1—2 cp. XVII, l, 5; XIX, 2; I, XXIV, 15, XXVIII, I, 9; II, XXIX, 12.

*) Ibid., IV, 2, VIII, 1—2. 6) Ibid., IV, 2; VIII, 3 cp. XXXIX, 2.

«) Ibid., IV, 2, ХХУ11І, 1—4.

благодѣянія Божіи и ты найдешь, что всѣ твари полны любви Божіей. Она слѣдуетъ за тобой и окружаетъ тебя, такъ что ты никакъ не можешь освободиться отъ нея, или скрыться, опа слишкомъ сильна и побѣждаетъ тебя, ты долженъ наслаждаться ею, развѣ только не захотѣлъ бы жить. Но и всѣ звѣри любятъ тѣхъ, которые ихъ любятъ. Неужели ты будешь .лютѣе звѣря и станешь ненавидѣть любящаго тебя, въ любви котораго ты живешь и движешься, стоишь и ходишь, спишь и бодрствуешь? Подобно тому, какъ мы, желая зажечь что-нибудь, до тѣхъ поръ держимъ ту вещь у огня, пока она не загорится, такъ долженъ и ты держать свое сердце у огня божественной любви до тѣхъ поръ, пока оно не воспламенится и не начнетъ горѣть ею, что происходитъ отъ постояннаго разсматриванія благодѣяній Божіихъ» 1). На безконечную любовь Божію къ человѣку послѣдній можетъ отвѣчать также лишь безграничной любовью—это высшее и благороднѣйшее изъ всего, что есть у человѣка и чѣмъ онъ можетъ свободно располагать 2). По собственному опыту человѣку легко опредѣлить, что онъ обязанъ дѣлать въ отношеніи къ Богу, чтобы выразить Ему любовь свою; стоитъ поставить Бога на свое мѣсто и воздавать Ему предпочтительно предъ всѣмъ преимущественную любовь, которую ты оказываешь себѣ. Потому что 1) ты любишь свою собственную волю и слѣдуешь ей. Поступай обратно, такъ какъ ты долженъ любить Бога предпочтительно предъ всѣмъ, то люби также Его волю, и слѣдуй ей, не слѣдуя никакой другой.

2) Ты любишь свою собственную славу и хотѣлъ бы, чтобы каждый способствовалъ поддержанію и распространенію ея. Смотри, оказывай это Господу Богу и молись Ему, чтобы всѣ люди споспѣшествовали Его славѣ и возвеличивали ее.

3) Напротивъ, какъ ты враждуешь и гнѣваешься на тѣхъ, которые умаляютъ твою славу, то ты по справедливости дол-жень быть врагомъ всѣхъ тѣхъ, которые препятствуютъ славѣ Божіей. 4) Если ты любишь себя, то любишь свою собственную хвалу и охотно желаешь, чтобы каждый хвалилъ тебя, каждый говорилъ о тебѣ доброе. Тоже самое обязанъ ты и по отношенію къ Богу и долженъ желать, чтобы Онъ каж-

') „Wahr. Christenthum“, IV, 2, XXIX, 14’.

-’) Ibid., IV, 2. XII, 1—2 ср. Ill, 3-5, XIII, 3-4; XIV, 2—4; XXII, 1, 3; XXVIII. 1; XXX, 1-2; I, XXVIII, 3, 6—10.

дымъ былъ хвалимъ и прославляемъ и чтобы ни одинъ чело вѣкъ на землѣ не безчестилъ Его имени. Потому что, если я себя считаю достойнымъ итого, то тысячекратно болѣе долженъ я считать Бога достойнымъ этого. 5) Ты хочешь, чтобы каждый тебѣ вѣрилъ и никто не считалъ тебя лжецомъ. Того же долженъ ты желать и Господу Богу твоему—долженъ желать, чтобы всѣ люди вѣрили Ему и полагались на Него С-

Изъ любви къ Богу вытекаетъ любовь къ ближнему, послѣдняя составляетъ одно съ первою и неотдѣлима отъ нея 2).

Одинаковая любовь Бога ко всѣмъ людямъ, сказавшаяся въ ихъ твореніи и искупленіи и одинаковое служеніе всей природы человѣку убѣждаютъ каждаго въ необходимости любви къ ближнему. Всѣ люди сотворены по образу Божію и Богъ изъ сердечной любви желалъ бы обновить образъ Свой Духомъ Своимъ Святымъ и, сколько отъ Него зависитъ, спасти ихъ чрезъ Христа, а поэтому всѣ люди, какъ существа одной природы п рода, должны любить другъ друга, какъ самихъ себя, и каждый долженъ смотрѣть па другого и относиться къ нему, какъ къ самому себѣ, а не какъ бы онъ самъ былъ совершенно отличенъ отъ другихъ, потому что единъ Богъ, отъ котораго всѣ люди получили свою жизнь и бытіе. Потому чеію человѣкъ себѣ хочетъ и желаетъ, того долженъ онъ желать и другому, чтобы не причиннлось оскорбленіе тому, котораго Боп, сотворилъ по образу Своему и искупилъ чрезъ Христа. Поэтому между людьми долженъ быть самый крѣпкій союзъ единенія и мира, и всѣ люди должны быть какъ одинъ человѣкъ, ибо они всѣ сотворены по образу Божію и у нихъ одинъ Искупитель и Спаситель. II какъ любовь, по праву, во первыхъ, приличествуетъ Творцу, такъ, во-вторыхъ, по праву природы, тому, кто сотворенъ но образу Божію. Такъ какъ человѣкъ преимущественно но душѣ своей сотворенъ образомъ Божіимъ, то слѣдуетъ, что каждый человѣкъ долженъ такъ любить душу другого, какъ свою собственную. «Итакъ въ человѣкѣ два союза любви—первымъ соединенъ онъ съ Богомъ, а вторымъ съ ближнимъ своимъ, и второй происходитъ изъ перваго, потому что если бы не было перваго, то не было бы и второго. Помысли объ этомъ дивномъ порядкѣ: Богъ вначалѣ возлюбилъ людей и нс перестаетъ любить ихъ, а твари своимъ

‘) „Wahr. Chri>tenthum“, IV. 2. XXXV, 2, 3.

2) Ibid.. I. XXIV, 18 cp. I. XXIX. 3-7.

ежедневнымъ служеніемъ людямъ открываютъ непрекращаю-іцуюся любовь Божію. Такимъ образомъ, Богъ любовію Своей влечетъ къ Себѣ людей и тѣмъ убѣждаетъ ихъ, что они обязаны взаимно любить Его, а потому хочетъ, чтобы и люди, по Его примѣру, любили другъ друга непрестающей любовью. Для этого вначалѣ и насадилъ Онъ во всѣхъ Свой образъ» *). Богъ установилъ, что всѣ твари служатъ всѣмъ людамъ безъ различія и, сколько отъ нихъ зависитъ, онѣ не служатъ одному болѣе или менѣе, чѣмъ другому, чтобы каждый смотрѣлъ на другого, какъ на самого себя * 2). Для возрожденнаго христіанина—мало любить вообще ближнихъ, его любовь должна простираться даже на враговъ, согласно съ заповѣдью Христа— «любите враги ваша» Mo. V, 44 3 4). «Потому что. если вы любите любящихъ васъ и благотворите благотворящимъ вамъ, то развѣ вы дѣлаете больше, чѣмъ язычники? И они толю дѣлаютъ». Mo. V, 45—46. Преимущество, превосходство и слава христіанъ въ томъ, чтобы покорять природу, господствовать надъ плотью и кровью, побѣждая міръ и все злое въ мірѣ добромъ и добродѣтелью. Римл., XII, 21. Въ этомъ благородство христіанъ... Потому въ посл. къ Римл. XII, 20 ап. Павелъ говоритъ: «если врагъ твой голоденъ,Скорми его; если жаждетъ, напой его» и пр. Слѣдовательно, мало того, чтобы ты не дѣлалъ никакого зла человѣку, даже врагу твоему; ты долженъ дѣлать ему добро, иначе ты — ge чадо Божіе, потому что не любишь ближняго твоего» ^. Арндтъ представляетъ рядъ побужденій любить враговъ: 1) 6e3if любви* къ врагамъ нельзя быть сыномъ Отца небеснаго; *2) не. любящій брата пребываетъ въ смерти; 3) при ненависти къ ближнему, всѣ добрыя дѣла безполезпы; 4) прощать оскорбленія-свойство высокаго, благороднаго духа; 5) въ прощеніи обидъ— великое мщеніе; 6) любовь—лучшая добродѣтель, чрезъ которую можно уподобиться высочайшему Богу; 7) наконецъ, высшая степень добродѣтели—побѣдить самого себя, простить, забыть оскорбленіе и преложить гнѣвъ на милость 5). *

Въ любви къ Богу и ближнему—сущность христіанства (і);

„Waliv. Christentum“, IV, 2. XXIX. 1—4.

s) Ibid., IV, 2. XXV, 1—3 cp. 4—6; I, XXV. 2.

3) Ibid., I, XXVII, 1 cp. VI, 1. XXVII.

4) „Wahr. Christenthum“, I, XXVI. 13.

5) Ibid., I, XXVII, I—II. ») Ibid., I, XXIV, 1, 5 cp. VI, 1. XXIV.

въ номъ нѣтъ любви, тотъ не принадлежитъ Христу *), всѣ дары безъ любви—ничто 2). И чѣмъ чище, пламеннѣе и сердечнѣе любовь, тѣмъ ближе она къ качеству и природѣ Бо-* жества, потому что въ Богѣ, во Христѣ и во Св. Духѣ— чистѣйшая, нѣжнѣйшая, пламеннѣйшая, благороднѣйшая и сердечнѣйшая любовь “) *).

П. Соколовъ.

Г

]) ibid., I, XXVі; 7 cp. VI, 1. XXVI. -') Ibid.. I. XXVI. 8 cp. VI, 1. XXXI. 3) Ibid.. I, XXVI, 12.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.