Научная статья на тему 'Инжиниринговый анализ рецептов экономического осовременивания: партийно-политический аспект'

Инжиниринговый анализ рецептов экономического осовременивания: партийно-политический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛЬЦИНСКАЯ РОССИЯ / YELTSIN''S RUSSIA / ИНЖИНИРИНГ / ENGINEERING / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / РЕЦЕПТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОСОВРЕМЕНИВАНИЯ / RECIPES OF ECONOMIC MODERNIZATION / PROGRAM PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заяц Павел Всеволодович

В статье предлагается авторский подход к анализу партийных рецептов экономического осовременивания. С помощью инжиниринга как оригинального методологического конструкта анализируется программное обеспечение экономического развития ельцинской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The engineering analysis of recipes of economic modernization: party-political aspect

The article offers the author's approach to the analysis of party recipes of economic modernization. The program provision of economic development of Yeltsin's Russia is analyzed with the help of engineering as the original methodological concept.

Текст научной работы на тему «Инжиниринговый анализ рецептов экономического осовременивания: партийно-политический аспект»

Заяц Павел Всеволодович

к.и.н., доцент кафедры теоретической и прикладной регионалистики ИППК Южного федерального университета*

Инжиниринговый анализ рецептов экономического осовременивания: партийно-политический аспект

В 90-е гг. ХХ в. российские политические партии как системные акторы публичного политического процесса объективно были вынуждены, реагируя на политическую реальность, включиться в общественный диалог на программном уровне экономической модернизации. Опыта диалога с властью на плюральной основе по рецептам экономического осовременивания у партийных лидеров не имелось. Они впервые раскрывались как реалисты-прагматики - активные субъекты политической жизни.

Их идеи приобретают ценность для исследователя, так как параллельно актив политических партий выступал и как реальный лидер общественного неформалитета нарождавшегося гражданского общества.

Инжиниринговый анализ партийно-политических рецептов экономического осовременивания нужен и для того, чтобы изжить дилетантский стереотип, укоренившийся в постсоветской России, о том, что все партийные разработки по экономическим вопросам на одно лицо, что не существует никакой инвариантной партийной интеллектуальной деятельности по экономическому пути развития страны и, вообще, избиратель голосует, как правило, не за партийные программы, а за лидеров-харизматиков.

На сегодняшний день предлагаются различные интерпретации экономической составляющей партогенеза партийно-политических систем, отражающие конъюнктурность и идеологические пристрастия авто-

* Заяц Павел Всеволодович, pavvsz@yandex.ru

ров и, соответственно, даются их неоднозначные ангажированные исследовательские оценки публицистического толка.

Такие позиции контрпродуктивны, так как рецепты экономического осовременивания политических партий являются сконцентрированным выражением мировоззренческих идеалов и задач, которые являются интеллектуальным высокоактуализированным вызовом проблемам политического процесса в России. И даже если часть избирателей голосует не за партийные избирательные программы, то задачей является изучение партийных установок как ценного источника идей в области экономического знания по осовремениванию.

Процесс экономического реформирования России далеко не завершен, и в этой связи требуется самый всесторонний и тщательный учет недавнего опыта и уроков экономического развития страны. В данный период в России происходили масштабные экономические преобразования, которые являлись одной из важных составляющих процесса демократизации всех сфер общественной жизни. В течение последнего десятилетия ХХ в. общий вектор экономических реформ, их цели и характер, формы и методы уточнялись в процессе эволюции правительственных экономических программ. Осуществляемые корректировки были вызваны как объективными обстоятельствами, так и субъективными, в том числе, острой политической борьбой внутри российской элиты.

Технологии и методы экономического осовременивания формировались Президентом РФ, его окружением, Правительством РФ на фоне множества альтернативных экономических платформ научной и политической общественности (прежде всего, Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), «Нашего дома - Россия» (НДР), Яблока).

Таким образом, интерес к анализу экономических разработок КПРФ, НДР и Яблока обоснован целым рядом факторов. Во-первых, в рассматриваемый период КПРФ, НДР, Яблоко сумели создать устойчивые продуктивно функционировавшие фракции в Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации (ГД ФС РФ). КПРФ являлась определяющей частью левой оппозиции - самой крупной организационно оформленной оппозиционной силой исследуемого периода, Яблоко - системообразующим звеном правой оппозиции. НДР, созданный как «партия власти», в большинстве случаев придерживался позиций, которые не стыковались с правительственным курсом экономического реформирования. Во-вторых, данные политические субъекты в своих экономических построениях исходили из различных доктрин - социалистической (КПРФ), либеральной (Яблоко) и консервативной (НДР). В то же время КПРФ, НДР, Яблоко признавали и учитывали существование объективных факторов, которые определяли процесс экономической модернизации. Среди них - общий тренд мирового экономического развития (научно-технический прогресс, рыночные отношения); признанные человеческие ценности (свобода, солидарность и справедливость); сложность стартовых условий в России для осуществления экономических реформ. Участие в разработке партийных рецептов экономического осовременивания принимала и научная общественность, которая разрабатывала серьезные интеллектуальные проекты и программы. Они характеризовали авторские замыслы в виде определенной системы представлений и конкретизировали их мерами, раскрывающими механизм экономической модернизации России.

Таким образом, экономическая модернизация России в 90-е гг. прошлого века сопровождалась появлением множества официальных программ, интеллектуальных проектов научных и партийно-политических сил - рецептов экономического осовременивания. Данные программы возникали на разных этапах экономических преобразований и были сопряжены с различными идеологемами и множеством субъективных политических факторов.

Их объективный анализ и соответствующая исследовательская оценка требуют как учета общих теоретических экономических основа-

ний, на базе которых они создавались, так и изучения перспективности рецептов экономического осовременивания, а значит возможностей реализации каждого из экономических предложений вне заявленных конкретной партийно-политической силой мировоззренческих парадигм.

Оценить перспективность рецептов экономического осовременивания представляется возможным с помощью инжинирингового анализа - создания определенного универсального алгоритма и инструментария (методологии исследования возникавших экономических платформ (программ и проектов)) на базе анализа существующих мировых и российских экономических стратегий развития.

Теоретическое основание потенции инжинирингового анализа в гуманитарном знании обосновывается методологическим принципом «холизма», обеспечившим, во-первых, возможность исследовать содержание рецептов экономического осовременивания посредством его осмысления через формализованные характеристики идеальной модели и, во-вторых, правомерность ведущей роли в исследовании прогностической гипотезы, которая не описывает отдельные сюжеты экономических платформ, а объясняет используемые подходы политических акторов 90-х гг. ХХ в. (Президента РФ, Правительства РФ и крупнейших системных политических партий (НДР, КПРФ и Яблока)).

При этом в качестве универсального метода исследования применяется самобытный инструментарий инжиниринга, позволяющий спроектировать способ когнитивной оценки на основе сравнения конкретных рецептов экономического осовременивания с идеальной моделью объекта исследования с выделением четких границ его качественных характеристик.

Идеальная модель структурируется на теоретико-методологическом уровне инжиниринга рецептов экономического осовременивания России путем анализа официального экономического курса, который имел уникальную методологическую природу и был единым - целостным в

течение всего десятилетия 90-х гг. ХХ в. и гарантировался персонально личностью Президента России Б. Ельцина.

Использование системной методологии в гуманитарном исследовании вызвано тем, что объект анализа - программное обеспечение (рецепты экономического осовременивания партийно-политических сил) экономической модернизации - разрабатывался на фоне развития острейшего системного кризиса к. ХХ в. При этом рассматриваемые экономические проекты и программы складывались не одновременно, а в разный период времени, а значит в различной экономической ситуации имели самые разные сущностные параметры.

При разработке инжинирингового инструментария делается предположение, что первоочередная задача экономической модернизации в 90-гг. ХХ в. - преодоление депрессивности российской экономической системы - решалось бы только после перехода от спада производства к стабилизации. В связи с этим определяется главный механизм структурирования модели: системный анализ совокупности предлагаемых рецептов экономического осовременивания с точки зрения вероятности их реализации как некоего положительного акта.

Базисная модель в разработанной инжиниринговой методологии анализа представлена в виде статичной конструкции, вобравшей в себя весь комплекс экономических предложений реформирования России 90-х гг. ХХ в.

Учитывается, что экономические рецепты экономического осовременивания политических партий создавались под влиянием идеологических ценностных установок, накопленного опыта участия в политическом процессе, иных внешних факторов воздействия. Используемая методология основана на принципе историзма, с помощью которого многочисленные рецепты модернизации осмысливаются путем не эклектичного соединения экономических предложений, а структурирования инструментария исследования через выделение этапов экономического ре-

формирования России, на которых количественные характеристики переходили в качественные свойства, определявшие суть экономической модернизации как целостного процесса 90-х гг. ХХ в.

Инжиниринг как исследовательская методология позволяет установить, что процесс становления официального (правительственного) курса экономического реформирования РФ развивался в рамках двух периодов.

В первый период, когда экономическое реформирование осуществлялось с целью создания рынка (1991 - декабрь 1992 гг.), Президент РФ Б. Ельцин принял план экономического реформирования, разработанный под руководством Е. Гайдара. Предложенные меры, направленные на быстрое создание в РФ рыночной экономики, представляли собой, во-первых, либерализацию национальной экономической системы через разгосударствление и, во-вторых, проведение жесткой антиинфляционной политики.

Во второй период экономическое реформирование осуществлялось с целью достижения качественных параметров бескризисного развития (1993 - декабрь 1999 гг.). Экономическая политика Правительства РФ стала более сбалансированной, наметились определенные тенденции переосмысления действий, инициированных осенью 1991 г. Вместе с тем, выбранный в конце 1991 г. стратегический курс экономического реформирования на протяжении 1993 г. - конца 1999 г. был сохранен, хотя и «разбавлен» разнообразными протекционистскими мерами, а также усилен мерами социальной составляющей экономической политики.

Одновременно с выработкой правительственного курса развивались рецепты экономического осовременивания политических партий России. В целом они прошли одноуровневое развитие в рамках двух этапов. На первом этапе - этапе политической самоидентификации партий -партийные экономические представления структурировались на основе

доктринальных предпочтений собственных лидеров (В. Черномырдина, Г. Зюганова, Г. Явлинского) (1991 - декабрь 1995 гг.). Поэтому взгляды политических партий на экономическую модернизацию страны представляли собой в большей степени идеологические рецепты экономического осовременивания, носившие достаточно бескомпромиссный характер и служившие консолидации деятельности своих сторонников на основе главенства тактических «сиюминутных» задач. На втором этапе - этапе политической адаптации - политические партии приспосабливали партийные экономические представления к реалиям российской действительности, особенностям российского капитализма на основе всестороннего анализа политико-экономической ситуации в стране, что, несомненно, повышало уровень их политической конкурентоспособности (1996 - декабрь 1999 гг.). На этом этапе состоявшиеся партийные структуры соотносили рецепты экономического осовременивания с политической ситуацией и отходили от идеологической ангажированности. В партийных действиях и, соответственно, в понимании сути экономической модернизации стали преобладать стратегические задачи.

Причем структурирование рецептов экономического осовременивания (правительственного экономического курса и альтернативных предложений различных партийно-политических сил), несмотря на разные хронологические рамки, развивалось в едином русле. Это проявилось, во-первых, при осмыслении политико-экономической ситуации в стране и разработке механизма экономического реформирования, во-вторых, при выборе инструментария реализации поставленных экономических задач.

Правительство РФ, приступив к радикальному экономическому реформированию страны, вынуждено было, анализируя собственные просчеты, совершенствовать экономический курс. Эти действия были схематичны, четко оговорены лишь в идеологическом плане на основе ли-бертаристской доктрины и находились в полной зависимости от стерео-

типов мышления «отцов-реформаторов» (Е. Гайдара, А. Чубайса и Г. Бурбулиса). Но в Правительстве РФ в связи с ухудшающейся экономической ситуацией быстро осознали необходимость согласования официальных экономических действий с мнением влиятельных партийно-политических структур. С января 1993 г. процесс экономического реформирования был опосредован новым целеполаганием - бескризисным развитием, поддержанным в той или иной степени политическими оппонентами. Главными чертами намечаемых мер являлись достаточная согласованность, умеренность, постепенность. Предлагался отход от идеологической заданности, и был начат поиск инструментария экономического реформирования, приемлемого для большинства субъектов хозяйственной деятельности. Таким инструментарием явилось государственное регулирование, степень и меры которого различными политическими силами трактовались по-разному.

Среди множества политических партий, возникших в исследуемый период, наиболее полно отразили собственные экономические взгляды КПРФ, НДР и Яблоко - крупнейшие политические силы, которые представляли интересы большей части общества и были представлены фракциями в ГД ФС РФ. Политические партии, образовавшись существенно позже точки отсчета экономических преобразований в стране (первая - КПРФ: февраль 1993 г.), выстраивали собственные экономические соображения через сознательное дистанцирование от правительственного курса экономической модернизации посредством критики рецептов экономического осовременивания органов государственного управления. Вместе с тем, политические партии не стали учитывать технические ошибки Правительства РФ при развитии собственных экономических предложений. То есть и КПРФ, и НДР, и Яблоко на начальном этапе оформления своих экономических платформ (в середине -конце 1993 г. КПРФ и Яблоко, в середине - конце 1995 г. НДР) пошли по

пути структурирования неких схем с четко оговоренными, минимально суженными границами социального компромисса.

Пик наибольшей идеологической заданности партийных рецептов экономического осовременивания, их осознанное дистанцирование уже и от программ политических оппонентов пришлись на конец 1995 г., когда каждая политическая партия предложила собственный достаточно индивидуальный проект экономической модернизации России.

Однако после парламентских выборов партийным лидерам стала ясна бесперспективность дальнейшей рассогласованности множества экономических предложений.

Конкурентная политическая борьба вынудила политические партии адаптировать экономические взгляды не только к менявшейся политико-экономической ситуации, но и к разработкам политических соперников для повышения шансов в политической борьбе. Этому учил и опыт работы в ГД ФС РФ, где активно велась работа по переработке большого числа экономических вариантов и выбору наиболее приемлемых для большинства российских граждан способов экономического реформирования. Итак, именно в 1996 - 1999 гг. как в программном обеспечении правительственного экономического курса, так и в разработках партийных организаций возобладали идеи усиления роли государства и восприятия социальной составляющей экономической модернизации.

Причем именно в предложенных КПРФ, НДР и Яблоком регуляторах взаимодействия как между объектами, так и между субъектами хозяйственной деятельности проявились базовые экономические представления ведущих партийно-политических сил.

Разработчиками экономических платформ КПРФ, НДР и Яблока полностью использовался «государственный» регулятор экономической системы, причем в нем коммунисты отдавали предпочтения административным составляющим, а также прямым экономическим методам. «Рыночный» же регулятор только для Яблока носил первостепенный

характер, для НДР - вспомогательный характер, а для КПРФ не имел принципиального значения и обозначался в применении во второстепенных объектах: возможность его действия была ограничена сферами торговли и услуг. «Общественный» регулятор детально был проработан в предложениях Яблока через социальную направленность реформ, вместе с тем, механизм реализации «общественного» регулятора в официальных экономических программах КПРФ и НДР не раскрывался.

Однако представляется возможным утверждать, что методологические подходы к экономике КПРФ основаны на моноидее (интересы только одной формы собственности, одного субъекта хозяйственной деятельности - государства, одного объекта - производства) существенно отличались от плюральных позиций, которых придерживались в собственной методологии НДР и Яблоко. Данный подход КПРФ есть дань старой методологической схеме: «вытягивать одно звено в цепи».

В 90-е гг. ХХ в. КПРФ имела, несмотря на высокую обеспеченность, наименее перспективные рецепты экономического осовременивания, ибо свела решения антиинфляционных и структурно-институциональных проблем российской экономики КПРФ к раздаче популистских обещаний объектам хозяйственной деятельности, оставляя приоритет только за одним - производством. Эффективность ее экономических предложений была также невысока. Вместе с тем КПРФ детально разработала вопрос о структуре отечественного производства и, тем самым, вывела собственную экономическую платформу на более высокий уровень. Сбалансированность партийной экономической программы, предложенной совокупностью экономических мер, не могла быть достигнута из-за того, что КПРФ игнорировала большинство субъектов хозяйственной деятельности.

НДР, осознав необходимость определенных подвижек и более глубокой проработанности механизма экономической модернизации, снизил перспективность собственных экономических предложений из-за

низкой обеспеченности экономической программы и недостаточной эффективности, которая проявилась в стремлении НДР любой ценой поддерживать производственную и финансовую сферы.

Яблоко разработало наиболее перспективные экономические рецепты осовременивания России. «Яблочные» экономические предложения были эффективны, так как Яблоко на протяжении всего десятилетия настаивало на равноправии всех объектов хозяйственной деятельности. По сбалансированности экономическая программа Яблока была на одном уровне с экономической программой НДР и отличалась лишь более детальной конкретизацией. Обеспеченность же экономической программы Яблока не имела аналогов в партийной социальной практике того периода.

Помимо оформления политическими париями рецептов экономического осовременивания в 90-е гг. ХХ в. возникало множество иных, также альтернативных по отношению к официальному курсу, интеллектуальных проектов, прежде всего экономической общественности, бывшей вне политических игрищ.

Эти проекты не всегда носили завершенный комплексный программный характер, они также уточнялись в связи с меняющейся экономической ситуацией в стране. Так, значительный интерес представляют экономические наработки Отделения экономики РАН. Ученые данного научного центра дважды представляли Правительству РФ и всей общественности свои завершенные проекты экономических программ, имевшие высокий уровень перспективности. Первый раз - в 1994 г. совместно с Международным фондом «Реформа», второй раз - в 1998 г. Об усилении роли государства в ходе экономических преобразований говорилось еще в первом проекте. Разработчики, восприняв проделанную Правительством РФ работу за 1993 г., предложили инструментарий дальнейшей экономической реформы: жесткая финансово-кредитная политика и селективная поддержка приоритетных отраслей народного

хозяйства. Данный проект предусматривал поддержку одной сферы хозяйственной деятельности - материального производства, и одного субъекта - отечественных производителей, т.е. присутствовала моноидея разработки экономической программы. Кроме того, в докладе была отражена идея этапности экономического реформирования. Выделялось три этапа: стабилизационный, этап структурной и институциональной перестройки отечественной экономической системы, этап формирования социально-ориентированной рыночной экономики. Благодаря идее этапности, разработчики смогли показать необходимую (планируемую) степень приоритетности в решениях для успешности модернизационно-го процесса, поэтому можно оценить как высокоэффективные экономические предложения Международного фонда «Реформа» и Отделения экономики РАН, сделанные в феврале 1994 г., а вот о сбалансированности документа говорить не приходится, соответственно, его перспективность была средней.

По проблеме выработки механизма финансово-кредитной политики выступило Отделение экономики РАН в сентябре 1998 г. Был предложен логически выверенный план, прежде всего направленный на улучшение положения потребителя. Отделение экономики РАН также уделило много внимания другому субъекту хозяйственной деятельности -финансово-кредитным учреждениям. Для поддержания их деятельности предполагалось усилить роль государственного вмешательства. В документе обосновывалась необходимость загрузки производственных мощностей, прежде всего за счет стимулирования уровня потребительских расходов на продукцию отечественных предприятий. Авторы предусматривали как экономические рычаги регулирования данного процесса, так и административные. Следовательно, Отделение экономики РАН в сентябре 1998 г. представило не только эффективный, но и сбалансированный рецепт экономического осовременивания с высокой

перспективностью предложенных технологических рецептов экономической модернизации.

Итак, инжиниринговый анализ рецептов экономического осовременивания позволяет сделать вывод об их сущностном идеологическом многообразии. Правительство РФ, научная и партийно-политическая общественность разработали широкий спектр альтернативных рецептов экономического осовременивания - платформ (проектов и программ), предусматривавших разнообразные способы и технологии экономических преобразований в РФ и сходившиеся в том, что первоочередную задачу экономического реформирования - преодоление депрессивности российской экономики - возможно было решить только после окончания спада производства. Особенностью правительственного экономического курса и всех альтернативных интеллектуальных разработок рассматриваемого периода было то, что их структурирование базировалось на определенных общепризнанных константах, в том числе, признании рынка как общего тренда развития и наличии переходного периода, сопровождавшегося острейшим государственным системным кризисом.

Заяц П.В. Инжиниринговый анализ рецептов экономического осовременивания: партийно-политический аспект. В статье предлагается авторский подход к анализу партийных рецептов экономического осовременивания. С помощью инжиниринга как оригинального методологического конструкта анализируется программное обеспечение экономического развития ельцинской России.

Ключевые слова: ельцинская Россия, инжиниринг, политические партии, программное обеспечение, экономическое развитие, рецепты экономического осовременивания.

Zayats P. The engineering analysis of recipes of economic modernization: party-political aspect. The article offers the author's approach to the analysis of party recipes of economic modernization. The program provision of economic development of Yeltsin's Russia is analyzed with the help of engineering as the original methodological concept.

Key words: Yeltsin's Russia, engineering, political parties, program provision, economic development, recipes of economic modernization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.