Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 228-234. УДК 329
DOI 10.25513/2312-1300.2017.4.228-234
Б. С. Абзалбеков
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Рассматривается становление партийно-политической системы России в период демократизации государства и общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Затрагиваются процессы партийного строительства и развития многопартийности. Уделяется внимание формированию законодательной базы развития партийно-политических процессов. Рассматриваются особенности становления российской избирательной системы, послужившей основанием современных электоральных циклов в Государственную думу РФ. Особое внимание уделяется становлению российской партии власти.
Ключевые слова: политические партии; российская партийная система; партийное строительство; многопартийность; общественно-политические объединения и движения; закон «О политических партиях»; парламентские выборы.
B. S. Abzalbekov
FEATURES OF FORMATION OF THE PARTY SYSTEM OF MODERN RUSSIA:
POLITICAL OVERVIEW
Devoted to the consideration of the formation of party political system of Russia in the period of democratization of the state and society at the turn of 20th - 21th centuries. Affected the process of party building and development of a multiparty system. The attention to formation of legislative base of development of party and political processes. In addition, the features of formation of the Russian electoral system, which formed the basis of modern electoral cycles in the State Duma of the Russian Federation. Special attention is paid to the formation of the Russian "party of power".
Keywords: political party; the Russian party system; party-building; multi-party; public-political associations and movements; the law "On political parties"; parliamentary elections.
В Российской Федерации партийно-политические процессы стали важной составляющей происходящих перемен с начала трансформации политической системы государства. С тех пор в России активно проводится курс на формирование устойчивой партийной системы и повышение роли политических партий для осуществления дальнейших реформ в стране [1, с. 199].
Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию
© Абзалбеков Б. С., 2017
«Яблоко». В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) [2, с. 207].
Однако большинство российских исследователей точкой отсчёта становления многопартийности в России считают 1987 г. Именно в этот год после январского пленума ЦК КПСС был провозглашён новый курс партии на демократизацию общества, возник плюрализм мнений.
Первоначальный процесс движения к многопартийности начался с образования различных неформальных организаций, которые назывались по-разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения,
ассоциации, общества. В них проходили острые политические дискуссии, дебаты и споры, формировались идейные платформы в противовес официальной идеологической доктрине.
В конце 1987 - середине 1988 гг. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки [3, с. 233].
Эти общественно-политические новации существенным образом затрагивали роль руководящей и направляющей силы - Ком -мунистической партии Советского Союза. Разномыслие в различных кругах советского общества начинало находить для себя иные, кроме КПСС, формы политической самоорганизации [4, с. 180].
Таким образом, к началу 1991 г. КПСС уже не была той монолитной партией. В партии действовало более десяти различных течений и платформ: коммунисты-реформаторы Демократической платформы, Марксистская платформа, Левый центр и др., ставшие зародышами новых партий [3, с. 233].
В 1989 г. в СССР впервые состоялись альтернативные выборы народных депутатов СССР. Инициатором выборов выступила Демократическая платформа в КПСС.
Летом и осенью 1990 г. в России возникло большое количество политических объединений, именовавших себя партиями. Однако деятельность многих из них не затрагивала глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство вновь созданных партий было ближе к группам давления, а по основным признакам - к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом [5].
Важнейшим шагом на пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного положения о руководящей роли КПСС (ст. 6 Конституции СССР) и легализация, таким образом, принципа политического плюрализма. На этой основе 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий [3, с. 234].
Таким образом, многопартийность приобрела правовую основу, неформальные по-
литические партии и объединения получили статус законно действующих. Кроме этого, в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР в марте 1990 г. была легитимизована оппозиция.
С апреля 1991 г. началась регистрация политических партий Министерством юстиции СССР. Это положило начало становлению многопартийности.
Но в условиях сохранения суперпартии - КПСС - обеспечить равные возможности для всех субъектов, входивших в партийно-политическую систему, было невозможно.
Ситуация кардинально изменилась после неудавшейся попытки государственного переворота 19-21 августа 1991 г. [3], в результате которой КПСС и российская Компартия были обвинены в сговоре с путчистами и указами президента России от 23 августа и 6 ноября фактически запрещены [6].
Главную организующую роль в сопротивлении граждан действиям Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) сыграло движение «Демократическая Россия». После провала путча, получив власть вне рамок демократических процедур, Б. Ельцин и его окружение потеряли интерес к созданию на базе Демократической России политической партии общенационального масштаба, или, как сейчас сказали бы, партии власти [4, с. 181]. В течение 1992 г. из движения «Демократическая Россия» одна за другой выходили новые партии. Началась эпоха межпартийной конкуренции среди «демократов» [3, с. 234].
В 1993 г. произошёл резкий слом политической системы, выразившийся в расстреле парламента и принятии новой Конституции. Одним из проявлений этой насильственной политической реформы стал переход к выборам депутатов Государственной думы на основе использования смешанной избирательной системы. При этом политическим руководством страны поддерживалось, что применение смешанной системы должно способствовать развитию многопартийности. Таким образом, впервые было подчеркнуто, что одним из важнейших приоритетов политической реформы является формирование многопартийной системы [7, с. 179].
После принятия Конституции РФ в 1993 г. гарантии многопартийности закреп-
лялись конституционно: ст. 13 Конституции провозглашала идеологическое многообразие и многопартийность. Однако введённое Указом Президента менее чем за полтора месяца до выборов Положение о выборах в Государ -ственную думу серьёзно сказалось на формировании многопартийности. В первую очередь это произошло за счёт установления для партий 5 %-го порога для прохождения в думу. Для молодых партий этот порог оказался непреодолимым.
Другим серьёзным испытанием политическому плюрализму стала система допуска партий и движений к выборам. Многие партии из-за ограниченных сроков регистрации в Минюсте не успели не только зарегистрироваться для допуска к выборам, для чего в 1993 г. необходимо было собрать 100 тыс. подписей в поддержку партии, но даже требуемым образом оформиться. В целом избирательные процедуры главным образом были направлены на то, чтобы избираемый депутатский корпус был чётко структурированным и управляемым [4, с. 181].
Законодательное регулирование деятельности партий не являлось приоритетом для думы и президента, что было показано на примере первого Закона о партиях, принятого Государственной думой в 1995 г. Законопроект не смог пройти через Совет Федерации, и дальнейшей его судьбой никто не интересовался [3, с. 234].
Стараясь легитимировать своё существование в будущем, дума приняла Федеральный закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу в мае 1995 г. [4, с. 181].
Однако этот федеральный закон не содержал никаких положений ни о политических общественных объединениях, ни о политических партиях. Иными словами, на тот момент политические организации были вынуждены пользоваться действующими положениями ст. 6 и 9 Закона СССР «Об общественных объединениях». Данный пробел законодательства был частично устранён принятием Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общественных объединениях"», в котором впервые было дано определение понятия «политическое общественное объединение». Вместе с тем данный
закон опять-таки не содержал определения и юридического закрепления понятия «политическая партия».
В связи с этим фактом коалиции прото-партий в России обычно принимали название общественно-политических движений (как это было с движениями НДР или «Отечество») и формально в России 1990-х гг. не было политических партий, а были только общественные организации, которые формировали избирательные блоки.
Как результат, на право выдвигать кандидатов в депутаты Госдумы в 1993 г., после регистрации своих уставов в Министерстве юстиции, претендовало 167 общественных объединений, в 1995 г. - 273, в 1999 г. - 139.
Условия проведения выборов в Государ -ственную думу в начале и в конце 1990-х гг. отличались друг от друга прежде всего числом подписей избирателей, которые партии должны были собрать накануне выборов. Если для того чтобы участвовать в выборах 1993 г. нужно было собрать 100 тысяч, то для участия в выборах 1995 г. и 1999 г. - уже 200 тысяч. Для многих партий эта цифра стала неподъёмной.
Не могли они воспользоваться и вторым способом регистрации, предусмотренным принятым в 1999 г. законом «О выборах депутатов Госдумы» - внесением избирательного залога. Он был установлен произвольно на уровне 15 % максимально разрешённой суммы расходов на избирательную кампанию и оказался самым большим в мире.
Таким образом, изменение требований к партиям в ходе проведения выборов в Государственную Думу способствовало отстранению «карликовых» партий от избирательных кампаний [3, с. 235].
Итак, в 1993 г., 1995 г. и 1999 г. проходили многопартийные выборы в нижнюю палату российского парламента. Из 35 субъектов избирательной кампании, собиравших подписи, лишь 13 преодолели все предвыборные барьеры и вышли на выборы. Из них по партийным спискам, преодолев 5 %-й порог, в Государственную думу прошли восемь партий и блоков: партии, претендующие на роль оппозиции: «Яблоко» получило 7,9 % голосов избирателей, ДПР - 5,5 %, КПРФ -12,2 %, АПР - 8 %, ЛДПР - 22,9 %; правящие партии «Выбор России» - 15,5 %, ПРЕС -
6.8 % голосов избирателей; объединение «Женщины России» получило 8,1 % голосов избирателей.
В избирательной кампании в Госдуму 1995 г. число субъектов, получивших право участвовать в выборах, было уже 43. Однако победу одержало всего лишь 4 партии: КПРФ набрала 22,3 % голосов, став ведущей оппозиционной партией, ЛДПР - 11,2 %, правительственный НДР набрал 10,1 %, Яблоко -
6.9 %. Таким образом, к 1995 г. вырисовывался вполне определённый путь формирования политических партий России, претендовавших на серьёзное участие в политической жизни страны и формировании партийной системы.
На выборах в третью Госдуму (1999 г.) участвовало 26 блоков и партий. Пятипроцентный барьер преодолели лишь шесть объединений: КПРФ (24,29 % голосов избирателей), межрегиональное движение «Единство» (23,32 %), блок «Отечество - Вся Россия» (ОВР) (13,33 %), избирательный блок «Союз правых сил» (СПС) (8,52 %), Блок Жириновского (5,98 %), Яблоко (5,93 %) [5].
Необходимо также отметить, что на выборах 1993 г. впервые участвовала так называемая партия власти - «Демократический выбор России» (ДВР). И хотя её результат оказался не очень удачным, начало было положено. С тех пор во всех российских выборах принимают участие партии, опирающие -ся на «административный ресурс». При этом на каждых выборах данные партии предстают в новом облике. В 1995 г. это был «Наш дом - Россия» (НДР), в 1999 г. - движение «Единство», в 2003 г. - партия «Единая Россия» [7, с. 179].
С избранием на пост Президента России В. В. Путина Кремль начал системно относиться к управлению партийной системой [6].
В 2001 г. был принят специальный Федеральный закон «О политических партиях», который закрепил понятие политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества. Закон довольно резко изменил внутреннюю жизнь политических партий и существенно сказался на итогах выборов в думу. В частно -сти, закон установил запрет на деятельность
региональных и межрегиональных политических партий, а численность членов партий при их регистрации должна была составлять не менее 10 000 членов [4, с. 182].
Перерегистрация партий помогла избавиться от искусственных образований, только считавшихся партиями, но никогда ими не бывших. После принятия закона «О политических партиях» конфигурация российской партийной системы существенно меняется в пользу партий власти и партий, поддерживаемых властью [3, с. 235].
В 2003 г. партия «Единая Россия», созданная в результате слияния «Единства» и «Отечество - Вся Россия», сумела по итогам парламентских выборов сформировать конституционное большинство в Государственной думе и оказалась самой сильной политической партией за всю современную историю России. Это стало возможным благодаря популярности поддержавшего её Президента России, а также укреплению самой власти: элиты консолидировались вокруг фигуры президента, была выстроена властная вертикаль.
Выборы 2003 г. принесли партии власти ещё больший триумф, чем было ранее. Единая Россия получила 37,57 % голосов по партийным спискам и 103 места по одномандатным округам.
СПС и Яблоко в состав думы не прошли. Они не смогли преодолеть 5 %-го барьера (4,3 % у Яблока и 3,97 % у СПС). Напротив, неожиданно высокий результат на парламентских выборах получил левопатриоти-ческий блок «Родина», набравший 9,02 % [6].
Коммунисты потерпели первое в истории парламентских выборов в постсоветской России поражение: по пропорциональной системе они получили 12,61 % голосов (почти вдвое меньше, чем в 1999 г.), а по одномандатным округам всего 12 мест (в 1999 г. -43). Зато хорошо поправила свои дела ЛДПР - 11,45 %, вдвое больше, чем в 1999 г. [8, с. 431].
Ещё одним инструментом государственной политики в отношении партий стало введение с 2003 г. нормы об обязательном выборе не менее половины состава законодательных собраний регионов по партийным спискам. Иными словами, на регионы теперь стало распространяться привычное ранее
только для федеральной политики голосование за политическую платформу, а не за конкретную личность. Тем самым партии получили новые стимулы для активной деятельности.
Закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепил избрание депутатов Государственной думы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной думы.
Пропорциональная избирательная система в развитом демократическом государстве с отсутствием жёсткого контроля со стороны партии власти способствует развитию многопартийности. Однако, по мнению В. А. Гука, это не относится к современной России. При абсолютном доминировании Единой России, которая фактически слилась с государственным аппаратом, пропорциональная избирательная система не столько способствовала развитию многопартийности, сколько закрепляла лидирующее положение партии власти [3, с. 236].
В мае 2005 г. Госдумой были приняты поправки в закон «О политических партиях», запрещающие партиям объединяться в блоки. Согласно же поправкам в закон от 1 января 2006 г., минимальная планка численности партий увеличивалась пятикратно с 10 тыс. чел. до 50 тыс. человек.
В результате количество партий резко сократилось. Из 35 зарегистрированных в Минюсте партий, требованиям соответствовало только 19. Такое положение дел привело к тому, что большинство маленьких партий присоединились к партии власти - Единой России, часть партий самораспустились.
Таким образом, на начало 2009 г. список партий, зарегистрированных в Росрегистра-ции, составлял всего 7 партий, из них
4 парламентские.
Ещё одним новшеством закона «О политических партиях» 2001 г. стала норма об их государственном финансировании, позволившая укрепить государственный контроль над российскими политическими партиями. С января 2006 г. госфинансирование партий, набравших более 3 %, повышено с 50 коп. до
5 руб. за каждый голос избирателей, а с июля
2008 г. - до 20 руб. В результате наибольшую выгоду получила партия власти.
Целый ряд партий на протяжении второго президентского срока В. В. Путина стремились представить себя как партии президента, особенно преуспела в этом Справедливая Россия (образована 28 октября 2006 г.). Он же в своих симпатиях определился к концу своего срока, согласившись в октябре 2007 г. возглавить список Единой России на декабрьских выборах [3].
Выборы в V Государственную думу состоялись 2 декабря 2007 г. Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в думу по партийным спискам, был повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно были убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки, были запрещены независимые российские наблюдатели (оставлены только от партий) [9].
Это помогло Единой России получить 64,3 % голосов избирателей. В партию начался новый массовый приток членов, в том числе чиновников всех уровней. Выросло и политическое влияние партии.
Таким образом, итоги последних выборов 2003 г. и 2007 г. более отчётливо высветили направление эволюции как политического режима, так и партийной системы. По мнению О. В. Гаман-Голутвиной, исполнительная власть получила практически полный контроль над парламентом. Главным инструментом достижения электорального успеха стал административный ресурс. Произошло становление фактически однопартийной системы. Получилось почти по В. С. Черномырдину: «Сколько партий в России ни создавай, всё равно получается КПСС». В нынешней политической системе страны место КПСС заняла Единая Россия [10].
Как отметил И. Бунин, гендиректор Центра политических технологий, «после парламентских выборов (2007 г.) в России сложилась "полуторапартийная система" -есть "Единая Россия" и есть все остальные партии...». После того как Единую Россию
возглавил В. В. Путин, полуторапартийная система утвердилась окончательно [3, с. 236].
Выборы в Госдуму VI созыва состоялись в декабре 2011 г. Впервые за 20 лет в голосовании участвовали все зарегистрированные в России политические партии: парламентские Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия, а также не представленные в нижней палате - Яблоко, Правое дело и Патриоты России. На этих выборах в последний раз партиям для создания полноценной фракции необходимо было преодолеть семипроцентный барьер. На следующих он будет снижен до пяти. Срок полномочий Гос -думы увеличен с четырёх до пяти лет [11].
Однако по результатам выборов можно сделать вывод, что ситуация кардинально не изменилась, четырём парламентским партиям вновь удалось подтвердить свой статус; Яблоко, Правое дело и Патриоты России не смогли получить необходимые 7 % голо -сов избирателей. По итогам голосования: Единая Россия набрала 49,32 % голосов, КПРФ - 19,19 %, Справедливая Россия -13,24 %, ЛДПР - 11,67 %, Яблоко - 3,43 %, Патриоты России - 0,97 %, Правое дело -0,60 % [12].
2 апреля 2012 г. по инициативе президента РФ Д. А. Медведева в целях модернизации института политических партий принята новая редакция Закона «О политических партиях», согласно которой была резко снижена необходимая минимальная численность членов политических партий, а также упрощена процедура их регистрации.
Так, п. «б» разд. 2 ст. 3 закона ныне гласит: в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учётом требований, которые предусмотрены п. 9 ст. 23 настоящего федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в её региональных отделениях [13, с. 39].
В результате внесения поправок в партийное законодательство к весне 2016 г. количество партий возросло в 11 раз, и в Минюсте РФ были зарегистрированы 77 политических партий, 75 из которых по действующему законодательству имели право участвовать в выборах. Однако всего к выборам
в Государственную думу VII созыва допуск получили 14 политических партий.
По результатам выборов в сентябре 2016 г., единороссы набрали 54,2 % голосов избирателей, коммунисты - 13,34 %, либерал-демократы - 13,14 %, кандидаты от Справедливой России - 6,22 %.
Участие партий «второго эшелона» в выборах в Государственную думу закончилось тем, что ни одна из них не смогла преодолеть 5 %-ный барьер и получить право на пропорциональное распределение депутатских мандатов [14, с. 62].
Таким образом, уже на протяжении 10 лет представительство народных интересов в Госдуме РФ осуществляют четыре партии: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия.
Можно сделать следующие выводы:
- точкой отсчёта становления многопартийности в России является 1987 г., когда после январского пленума ЦК КПСС был провозглашён новый курс партии на демократизацию общества. Первые партийные образования позиционировали себя как оппозиция политическому курсу правящей партии -КПСС;
- процесс партийного строительства в РФ условно можно разделить на два исторических периода: «ельцинская эпоха» и «реформы Путина»;
- за несколько десятилетий в стране возникло и ушло в небытие большое количе -ство партий, деятельность которых даже не затрагивала глубинные слои общества. Большинство этих российских партий можно отнести к группам давления либо к прото-партиям;
- на сегодняшний день в России сложилась «полуторапартийная система» с одновременным наличием в ней и левой, и правой оппозиции по отношению к партии власти;
- партийная система в России пока окончательно не сложилась, находясь в постоянном поиске наиболее оптимальной для российской действительности модели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кармазина Л. И. Современные партийно-политические модели Казахстана и России: сравнительный анализ : дис. ... д-ра полит. наук. -Алма-Ата, 2008.
2. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии : учебник. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 240 с.
3. Гук В. А. Многопартийность в условиях модернизации политической системы России в конце ХХ - начале XXI вв. // Вестник ИрГТУ. -2011. - № 4. - С. 232-237.
4. Лысков А. Ю. Формирование многопартийности - ключевой фактор партийного строительства в современной России // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№ 4. - С. 180-182.
5. Политология : учебник / под ред. М. А. Васи-лика. - М., 2006. - 588 с. - URL: http:// uchebnik-online.com.
6. Ашкеров А. Ю., Бударигин М. А., Гарад-жа Н. В., Данилов В. Н. Основы теории политических партий : учебное пособие. - 2007. -172 с. - URL: http://psyera.ru/tipologiya-partiynyh-sistem.
7. Лоев С. А. Этапы партийного строительства в России на постсоветском пространстве // Вестник КузГТУ. - 2006. - № 5. - С. 178-180.
8. Коргунюк Ю. Г. Становление партийной системы в современной России. - М. : Фонд
ИНДЕМ : Московский городской педагогический университет, 2007. - 544 с.
9. Барабанов М. В. Партии и многопартийность в современной России; возникновение, основные тенденции развития : учебное пособие. -М. : Изд-во МГОУ, 2011. - 456 с.
10. Шаруненко Н. А. Особенности становления партийной системы современной России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2009. -№ 1. - https://cyberleninka.ru.
11. Выбор народа. - 1^1.: Ь|И:р://2011.ууЬог-naroda.org.
12. Циклопедия. - 1^1.: http://cyclowiki.org/wiki.
13. Салыков Д. Н. Трансформация российских политических партий в контексте современных новаций // PolitBook. - 2015. - № 3. -С. 35-45.
14. Вилков А. А. Эволюция российской многопартийности после выборов 2016 г. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». - 2017. -Вып. 1. - Т. 17. - С. 62-69.
Информация о статье
Дата поступления 29 августа 2017 г.
Дата принятия в печать 30 октября 2017 г.
Article info
Received August 29, 2017
Accepted October 30, 2017
Сведения об авторе
Абзалбеков Бауржан Сундетбаевич - аспирант кафедры политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия), Главный эксперт Управления анализа и методологии Центра Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан (Астана, Казахстан)
Адрес для корреспонденции: 010000, Астана, ул. Ш. Бокеева, 40а E-mail: [email protected]
About the author
Abzalbekov Baurzhan Sundetbaevich -
graduate student of the Department of Political Science of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia), Chief Expert of the Office of Analysis and Methodology of the Bologna Process and Academic Mobility Center of the Ministry of Education and Science of the Republica of Kazakhstan (Astana, Kazakhstan)
Postal address: 40a, Sh. Bokeeva ul., Astana, 010000
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Абзалбеков Б. С. Особенности становления партийной системы современной России: политологический обзор // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 4 (16). С. 228-234. DOI: 10.25513/23121300.2017.4.228-234.
For citations
Abzalbekov B. S. Features of Formation of the Party System of Modern Russia: Political Overview. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 4 (16), pp. 228-234. DOI: 10.25513/2312-1300.2017.4.228-234 (in Russian).