Научная статья на тему 'ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ "ТЕХНОЛОГИЯ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"'

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ "ТЕХНОЛОГИЯ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куваева Марина Михайловна, Мусин Шагит Ришатович, Валеева Гузель Хусаиновна

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования по техническим направлениям в Сибайском институте (филиале) Уфимского университета науки и технологии. В статье кратко рассмотрены три основных условия организации инженерно-педагогической деятельности (дидактические, психолого-педагогические, организационно-методические), как производственно-технологической составляющей будущих бакалавров педагогического образование по профилю «Технология. Дополнительное образование». В работе описывается интеграция двух направлений инженерно-педагогической деятельности в процессе практико-ориентированной, интегрированной и непрерывной профессиональной подготовки будущих бакаловров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куваева Марина Михайловна, Мусин Шагит Ришатович, Валеева Гузель Хусаиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE PREPARATION OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE PROFILE "TECHNOLOGY. ADDITIONAL EDUCATION"

The article is devoted to the problem of training future teachers of technology and teachers of additional education in technical areas at the Sibai Institute (branch) Ufa University of Science and Technology. The article briefly discusses three main conditions for the organization of engineering and pedagogical activity (didactic, psychological and pedagogical, organizational and methodological), as a production and technological component of future bachelors of pedagogical education in the profile "Technology. Additional education". The paper describes the integration of two areas of engineering and pedagogical activity in the process of practice-oriented, integrated and continuous professional training of future bakalovs.

Текст научной работы на тему «ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ "ТЕХНОЛОГИЯ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"»

Другим важным видом нашей работы по патриотическому воспитанию студентов является ежегодное проведение воспитательного мероприятия на английском языке "Immortal Regiment" («Бессмертный полк»), которое организуется и проводится нами с 2016 года и сегодня прочно вошло в календарь внутривузовских мероприятий. Основные этапы подготовки и проведения таких мероприятий, включающие как поисковую работу, так и языковую работу, были описаны нами ранее [4]. Народное движение, ставшее за последние годы своеобразным символом единения нации, находит отклик в рассказах студентов о своих прадедах, воевавших во время Великой Отечественной войны или работавших в тылу. Можно считать показательным тот факт, что за последние 7-8 лет значительно выросло количество первокурсников (по нашим наблюдениям до 90%), которые готовят выступление именно об одном из своих родственников, а не только о героях войны, чьи имена и истории достаточно известны. Это свидетельствует о существенном повышении интереса к истории своей семьи и её сопричастности к истории большой страны. Многие студенты впервые находят информацию о своих прадедах на рекомендованных сайтах, делают свои собственные открытия, интересуясь через судьбу родственников историческими событиями, битвами, в которых те принимали участие. Используя современную информационно-образовательную среду, мы сохраняем презентации студентов предыдущих лет в своем собственном виртуальном «Бессмертном полку», предоставляя возможность знакомиться с семейными историями других студентов и через их истории узнавать историю своей страны, без знания которой невозможно говорить о патриотическом воспитании. Важно сделать эту работу неформальной, проявить чуткость, интерес, оказать необходимую помощь. А это возможно только при условии наличия личной заинтересованности педагога в данном процессе, его личной жизненной позиции, его личного примера.

Выводы. Таким образом, несмотря на особенности дисциплины «Иностранный язык», выраженные в необходимости изучать язык и культуру другой страны, она имеет значительный потенциал для патриотического воспитания студентов в вузе за счет своего междисциплинарного характера, позволяющего использовать ту информацию на иностранном языке, которая способствует формированию необходимых качеств и отношения студентов к событиям и явлениям. При этом важными педагогическими условиями являются как систематичность такой работы, так и личность самого педагога -преподавателя иностранного языка, его гражданская позиция и, соответственно, видение необходимости полноценно использовать возможности данной дисциплины. Показателем успешности таких форм работы по патриотическому воспитанию является все большее количество студентов, добровольно присоединяющихся к различным волонтерским движениям, к движению «Бессмертный полк», к людям, помнящим и чтящим свою историю, что является непременным условием развития страны и ее успешного продвижения вперед.

Литература:

1. Богданов, Н. А. Педагогические условия и потенциал патриотического воспитания студентов педагогического вуза / Н.А. Богданов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 4. - С. 44-48. - EDN OORQHL.

2. Иванова, Д.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза / Д.В. Иванова, В.В. Константинова // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Т. 13. - № 3(35). -С. 344-351. - DOI 10.30914/2072-6783-2019-13-3-344-351. - EDN AYXNEK.

3. Клименко, И.М. Международный форум патриотов / И.М. Клименко // Педагогическое образование в России. -2015. - № 12. - С. 201-209. - EDN VEDXCL.

4. Крылова, А.С. Патриотическое воспитание студентов вуза средствами иностранного языка / А.С. Крылова, Е.Ю. Лаптева // Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков: Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 29 марта 2019 года. - Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2019. - С. 190-193. - EDN XZPGUL.

5. Куликов, С.П. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах / С.П. Куликов, С.В. Новиков // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 87. - DOI 10.24411/2413-046X-2019-10164. - EDN MRYINT.

6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". - 2020. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 30.01.2023).

7. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - 2021. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения 30.01.2023).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Куваева Марина Михайловна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Мусин Шагит Ришатович

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Валеева Гузель Хусаиновна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологии» (г. Уфа)

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ «ТЕХНОЛОГИЯ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования по техническим направлениям в Сибайском институте (филиале) Уфимского университета науки и технологии. В статье кратко рассмотрены три основных условия организации инженерно-педагогической деятельности (дидактические, психолого-педагогические, организационно-методические), как производственно-технологической составляющей будущих бакалавров педагогического образование по профилю «Технология. Дополнительное образование». В работе описывается интеграция двух направлений инженерно-педагогической деятельности в процессе практико-ориентированной, интегрированной и непрерывной профессиональной подготовки будущих бакаловров.

Ключевые слова: технология, дополнительное образование, учитель технологии, педагог дополнительного образования, педагогическое образование, инженерно-педагогическая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of training future teachers of technology and teachers of additional education in technical areas at the Sibai Institute (branch) Ufa University of Science and Technology. The article briefly discusses three main conditions for the organization of engineering and pedagogical activity (didactic, psychological and pedagogical, organizational and methodological), as a production and technological component of future bachelors of pedagogical education in the profile "Technology. Additional education". The paper describes the integration of two areas of engineering and pedagogical activity in the process of practice-oriented, integrated and continuous professional training of future bakalovs.

Key words: technology, additional education, technology teacher, teacher of additional education, pedagogical education, engineering and pedagogical activity.

Введение. В настоящее время в образовательной практике наблюдается высокая востребованность в педагогах, способных в равной степени квалифицированно решать психолого-педагогические и технико-технологические задачи, проецировать инженерные знания в учебно-воспитательном процессе при помощи инновационных педагогических технологий.

В связи с этим, очевидна необходимость и важность теоретической и практической подготовки будущего педагога, профессиональная составляющая которого будет направлена на интеграцию инженерно-педагогической деятельности, как ведущей в системе профессионального образования по направлению подготовки с учетом соответствующего профиля.

В трудах известных педагогов (А.Ф. Ахматова, А.С. Лынды, У.Н. Нишаналиева, О.И. Гогиашвили, Е.В. Романова, В.Д. Симоненко, Д.А. Тхоржевского, Ю.Л. Хотунцева, Н.А. Шайденко, и др.) изучена образовательная деятельность высших заведений по подготовке учителей технологии на разных этапах становления [4].

Теоретические обоснования направленности личности на сферу труда и производства представлены в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., содержание технологического образования рассмотрено в трудах А.М. Коберник, М.А. Корец, Л.В. Оршанского, В.К. Сидоренко и др. [3].

Как отмечают в своих работах Куваева М.М., Мусин Ш.Р. подготовка будущих учителей технологии в современных условиях требует разработки, соответствующих современным тенденциям развития экономики эффективных образовательных программ с использованием инновационных технологий обучения [6].

Инженерно-педагогическая деятельность является сложным интегральным образованием, включающим разнообразные виды деятельности. Многочисленные исследования деятельности учителя технологии и педагога дополнительного образования по техническим направлениям показали, что профессиональная подготовка бакалавров по двум профилям представляет собой интеграцию следующих основных направлений подготовки:

1. Психолого-педагогическое направление - деятельность, направленная на организацию обучения и воспитания обучающихся общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей и взрослых.

2. Инженерное направление - производственно-технологическая деятельность, направленная на разработку производственно-технической документации, обеспечение производственного процесса в учебных мастерских, обслуживание материально-технической базы лабораторий и кабинетов, овладение цифровыми технологиями, освоение новых технологических процессов и техники и т.д.

Решения задач в сфере подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология. Дополнительное образование», которые соответствуют требованиям сегодняшнего дня, непосредственно зависят от содержания и организации учебно-воспитательного процесса вуза, поскольку именно в процессе его системного течения происходит профессиональное становление личности будущего педагога.

Цель данного исследования - проанализировать теоретические и практические аспекты инженерно-педагогического образования на примере содержания и организации инженерно-педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки бакалавров педагогического направления по двум профилям подготовки «Технология. Дополнительное образование» и определить необходимые условия практико-ориентированной, интегрированной и непрерывной профессиональной подготовки будущих специалистов.

Изложение основного материала статьи. Период обучения в высшем учебном заведении является наиболее важным для будущих учителей технологии и педагогов дополнительного образования по техническим направлениям в плане происходящего в это время личностного роста, реального становления его как личности. Современная образовательная парадигма нацеливает высшие учебные заведения на развитие личностного, ценностного, культурологического потенциала студентов, где особое значение при этом приобретает учебно-исследовательская, творческая и инженерная деятельность.

Процесс организации инженерно-педагогической деятельности будущих бакалавров заключается в создании необходимых для нее условий практико-ориентированной, интегрированной и непрерывной профессиональной подготовки будущих специалистов. Нами были выявлены условия организации инженерно-педагогической деятельности студентов технологического факультета, которые созданы на базе действующей творческо-технологической лаборатории технологического факультета Сибайского института (филиал) Уфимского университета науки и технологии (далее СИ (филиал) УУНиТ).

Приведем примеры более значимых условий:

1. Дидактические условия - условия овладения общепрофессиональными, профессиональными и универсальные компетенциями, предусмотренные ФГОС ВО необходимые для грамотного выполнения учебно-творческих, проектных заданий на высоком художественном и техническом уровне. Дидактические условия подразумевают ориентированность содержания образования на применение творческой деятельности, путем дополнительного включения в содержание специальных дисциплин вопросов и тем, касающихся применения технического творчества в учебном процессе.

В работе преподавателей, ведущих подготовку учителей технологии и педагогов дополнительного образования, были рассмотрены актуальные проблемы развития творческой активности будущих бакалавров в процессе учебно-познавательной деятельности [2].

При обучении должны преобладать эффективные методы и средства, способствующие творческому и техническому подходу при выполнении учебных заданий: привлечение студентов к поисково-исследовательской работе, решению проблемных задач и предоставление им возможности экспериментирования. На технологическом факультете СИ (филиал) УУНиТ в процессе профессиональной подготовки применяют такие активные методы обучения как «методов проектов» и «мастер-класс». Кратко раскроем актуальность и значимость этих методов. Успешность проектной деятельности студентов - это основа их инженерно-педагогической деятельности, формирования у них способов самостоятельного решения профессионально-значимых задач. Сформированность готовности к проектной деятельности бакалавров профиля «Технология. Дополнительное образование» обеспечит успех будущей совместной деятельности педагога и обучающихся.

Педагогическая проблема организации практико-ориентированного обучения в условиях творческих мастерских вуза, решение которой позволяет накапливать студентами практические умения и навыки в проектной деятельности, приобрести опыт практической учебно-познавательной технической деятельности описана в работах Мусина Ш.Р. [7].

Сегодня в образовании востребованы специалисты, которые имеют опыт реализации успешных проектов разного характера и в скором будущем появятся новые профессии, например, специалист-педагог по проектам, основная деятельность которого будет заключаться в создание проектов, связанных с конкретными техническими, технологическими, экономическими, социальными, производственными и прочими разработками обучающихся.

Изучение методов решения творческо-конструкторских и технических задач, метода проекта, методики организации инженерно-педагогической деятельности рассматриваются в рамках следующих учебных дисциплин, например, «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Практикум по техническому творчеству», «Основы проектной деятельности», «Техническое творчество», «Робототехника» «Конструирование и моделирование технических объектов» и т.д.

Мы согласны с мнением исследователей Н.Н. Беспаловой и О.В. Дорониной [1] Г.А. Ромицыной [8], Е.П. Шабалиной и Т.В. Вебер[10], А.Ю. Устюжиной [9] и др., которые считают, что мастер-класс - это современная, эффективная образовательная технология, которую необходимо применять в процессе профессиональной подготовке компетентных специалистов любой сферы. В процессе проведения мастер-класса осуществляется двухстороннее обсуждение рассматриваемого продукта, поиск творческого решения как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера - педагога, ведущего мастер-класс и непосредственное вовлечение в практическую деятельность всех участников процесса. Основные научные идеи мастер-классов отражают следующие подходы: деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский и рефлексивный.

2. Психолого-педагогические условия предполагают: направленность обучения на формирование творческой активности студентов; поддержание у студентов устойчивого интереса к предмету, путем создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях; использование здоровьесберегающих образовательных технологий [5]; применение информационно-коммуникационных технологий; осуществление педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентаций студентов, путем разработки содержания обучения с учетом его направленности на инженерную деятельность.

3. Организационно-методические условия - сопровождение и методическая поддержка, обеспечение материально-технической базы способствующих обеспечению активизации инженерно-педагогической деятельности студентов. К организационно-методическим условиям, можно отнести: обеспечение бакалавров необходимыми методическими материалами; применение электронно-образовательной среды, осуществление педагогического руководства учебно-инженерной деятельности на занятиях; предоставление студентам возможности для проявления самостоятельности в процессе обучения для развития способности к самоорганизации своей деятельности; контроль за организацией и ходом инженерно-педагогической деятельности; прохождение учебной и производственной практики под руководством наставников. Несмотря на то, что наставничество имеет более чем вековую историю в нашей стране и представляет собой одну из старейших (традиционных) форм передачи знаний, сегодня в условиях профессиональной подготовки будущих учителей становится актуальным и значимым. По нашему мнению наставничество - это двусторонний процесс по формированию профессиональных компетенций (деятельность наставника-деятельность студента практиканта), который носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей эффективного педагогического взаимодействия.

Выводы. Система условий организации инженерно-педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки должна, прежде всего, способствовать формированию позитивных потребностей и мотивов у студентов. Для этого необходимо осуществлять такое педагогическое воздействие на студентов, благодаря которому можно значительно повысить интерес к предметам, успешно влиять на формирование потребности в техническом творчестве, усилить направленность процесса обучения на инженерно-техническую деятельность.

Подготовка будущих бакалавров к инженерно-педагогической деятельности зависит от того, как строится образовательный процесс в высшем учебном заведении, каковы его содержательная, процессуальная и мотивационная стороны. Единство этих компонентов предполагает активную деятельность обучаемого, которая направлена на самостоятельный поиск знаний, способов их приобретения и на развитие технического творчества.

Литература:

1. Беспалова, Н.Н. Мастер-класс как интерактивная форма обучения студентов в вузе / Н.Н. Беспалова, О.В. Доронина // Сборник: Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения. - Санкт-Петербургский академический университет, Алтайский институт экономики; ФГБНУ «Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», 2016. - С. 145-150

2. Валеева, Г.Х. Развитие творческой активности будущих бакалавров в процессе учебно-познавательной деятельности / Г.Х. Валеева, Ш.Р. Мусин, М.М. Куваева // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. - С. 40-42

3. Зеер, Э.Ф. Структура и особенности инженерно-педагогической деятельности / Э.Ф. Зеер, Н.С. Глуханюк // Электронный архив РГППУ: [сайт], 2023. - URL: https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/10044/1/spo_1988_011.pdf (дата обращения: 06.02.2023).

4. Куваева, М.М. Подготовка будущих учителей технологии к художественно-творческой деятельности / М.М. Куваева, Е.Н. Петров // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (14-16 ноября 2019 г. Сибай), В 2-х томах. Т. 2.: - Сибай: Сибайский информационный центр -филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2019. - С. 354-356

5. Куваева, М.М. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Куваева Марина Михайловна. - Магнитогорск, 2010. - 186 с.

6. Мусин, Ш.Р. Политехническая направленность профессиональной подготовки будущих учителей технологии. Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования / Ш.Р. Мусин, М.М. Куваева // Материалы международной научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 175-178

7. Мусин, Ш.Р. Практико-ориентированное обучение в условиях творческих мастерских вуза / Ш.Р. Мусин // Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования. Материалы международной научно-практической конференции. - Курск, 2020. - С. 304-307

8. Ромицына, Г.А. Мастер-класс как эффективная форма передачи знаний / Г.А. Ромицына // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - Т. 1. - № 4 (6). - 2015. - С. 129-132

9. Устюжина, А.Ю. Мастер-класс как технология развития профессионально-педагогической рефлексии у будущих педагогов профессионального обучения / А.Ю. Устюжина // Проблемы современного педагогического образования. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. - № 63-1. - 2019. - С. 340-343

10. Шабалина, Е.П., Развитие творческого потенциала обучающихся через мастер-класс / Е.П. Шабалина, Т.В. Вебер // Образование и наука в современных условиях. - № 1 (1). - 2014. - С. 164-166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.