6(48) - 2011
Инвестиционная политика
УДК 67.03,332
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
РОССИИ
Р. Г. ПОГРЕБНЯК,
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е-mail: [email protected]
Д. В. ЖУКОВ,
аспирант кафедры экономики и управления Е-mail: [email protected]
О. Ю. ПОГРЕБНЯК,
аспирант кафедры экономики и управления Е-mail: [email protected] Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации
В статье рассмотрены теоретические аспекты повышения инвестиционного потенциала топливно-энергетического комплекса России. Представлен анализ динамики инвестиций в топливную промышленность в общем объеме инвестиций в экономику страны на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: инвестиции, потенциал, топливно-энергетический комплекс, энергосбережение, рост, окружающая среда.
Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основным звеном, связывающим нашу страну с мировой экономикой. Россия занимает первое место в мире по добыче нефти и природного газа, ведущие места по разведанным запасам, добыче, потреблению и экспорту других топливно-энергетических ресурсов, является гарантом энергетической безопасности многих стран Евразии.
Топливно-энергетический комплекс является основным источником пополнения валютных доходов бюджета страны. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля ТЭК в структуре экспорта России увеличивалась в зависи-
мости от изменения внешнеторговых цен за период 1995-2009 гг. от 42 до 64,8 % [4].
Распоряжением Правительства РФ от28.08.2003 № 1234-р была принята Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (ЭС-2020). Исследования, проведенные авторами по результатам ее реализации, показали, что топливно-энергетический комплекс обеспечил основной вклад в формирование валового внутреннего продукта страны, экспортной выручки и доходной части бюджета.
Благоприятные внешнеэкономические условия в период 2000-2008 гг. обеспечили рост финансового благосостояния компаний. Однако существующий в настоящее время рост налоговой нагрузки на предприятия ТЭК при сохранении стабильного объема инвестиций в его развитие негативно сказывается на экономической эффективности энергетики. Начиная с 2003 г. соотношение доли ТЭК в налоговых поступлениях в бюджет и его доли в общем объеме инвестиций в основной капитал ухудшилось с 1,7/1 до 2,6/1 в 2008 г. (рис. 1) [2].
Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р утверждена Энергетическая стратегия
Инвестиционная политика
6(48) - 2011
России на период до 2030 года (ЭС-2030), согласно которой к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г. планируется снижение:
• доли ТЭК в ВВП страны не менее чем в 1,6 раза;
• доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в ВВП не менее чем в 3,8 раза;
• доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте страны не менее чем в 1,7 раза;
• доли инвестиций в ТЭК от общих инвестиций в экономику не менее чем в 2,4 раза (рис. 2) [3]. При этом существенная роль в планах
по обеспечению интенсивного роста экономики требуемым качеством энергоносителей отводится энергосбережению. В Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 проблема энергосбережения рассматривается как одно из приоритетных стратегических направлений развития инновационной экономики страны на долгосрочную перспективу. Поставлена задача по снижению к 2030 г. энергоемкости валового внутреннего продукта страны не менее чем на 40 % по сравнению с уровнем 2007 г.
Для реализации такой масштабной задачи Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 11.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В сферу энергосбережения будет привлечено 6—12 % инвестиций, предусмотренных в программе ЭС-2030 (табл. 1).
Инвестирование прогнозируется осуществлять в 3 этапа. При этом 24—32 % инвестиций в ТЭК будет направлено в электроэнергетику, 22—26 % — в нефтяной комплекс, 21—24 % — в газовую промышленность и 3 % — в угольную промышленность (рис. 3) [3].
1,7
2,6
С %
2003 2008
I I ТЭК в налоговых поступлениях | | ТЭК в общих объемах инвестиций
Рис. 1. Соотношение доли ТЭК в налоговых поступлениях в бюджет и его доли в общем объеме инвестиций в основной капитал
100
80
60
40
20
Ш 1
34
— I
1- 64 11 27 / 1
30 Г5 ^ 19 1 / / 1 /
Доля ТЭК в ВВП I I 2005 г.
Доля экспорта ТЭР в ВВП
Доля ТЭР в экспорте
С
Ц 2030 г.
Доля инвестиций в ТЭК от инвестиций в экономику
Рис. 2. Изменение роли ТЭК в российской экономике к 2030 г., %
За последние пять лет (2004—2008 гг.), как показали исследования авторов, недофинансирование мероприятий по ранее принятой энергетической стратегии ЭС-2020 составило: по ТЭК — 1494 млрд руб., в том числе по добыче нефти — 658 млрд руб. и по добыче газа — 386 млрд руб. (рис. 4).
Значительное влияние на инвестиционную политику оказывает экологическая ситуация в мире в связи с изменением климата Земли. Эта важнейшая проблема является в настоящее время предметом обсуждения на многочисленных международных конференциях и
Прогноз необходимых инвестиций в развитие энергетического комплекса России за период 2008-2030 гг., млрд долл.
Таблица 1
Показатель Всего I этап 2013-2015 II этап 2020-2022 III этап до 2030
Всего инвестиций в развитие ТЭК и энергоснабжение экономики страны, всего, млрд долл. 2 356-2 763 534-551 516-660 1 311-1 552
В том числе: - энергосбережение; - возобновляемые источники энергии 242-253 113-134 29-34 7-9 55-59 24-28 158-160 82-94
7х"
19
6(48) - 2011
Инвестиционная политика
3 500-
3 000-
2 500-
2 000
1 500 -
1 000-
500
С
4 000
3 500 3 000 2 500 2 000 1 500
может представлять определенный инвестиционный интерес для России.
Энергетический сектор - один из основных источников загрязнения окружающей среды. На его долю приходится более 50 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, более 20 % сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, а также около 70 % суммарной эмиссии парниковых газов в Российской Федерации [4].
В настоящее время западные инвесторы интересуются возможностями инвестирования в экологические программы российских предприятий энергетики, металлургии и других природоразрушающих отраслей в рамках осуществления механизма снижения уровня выброса парниковых газов. Это является для стран ЕС, Японии, Канады менее дорогостоящим, чем проведение соответствующих мероприятий на собственных территориях. Таким образом, наша страна имеет возможность привлечь инвестиции в промышленность страны и закрепить свои позиции на мировом рынке энергетических и экологических услуг:
Новым экономическим инструментом для решения экологических проблем является участие в проектах совместного финансирования снижения выбросов путем модернизации предприятий в других государствах, где их затраты на переоборудование будут меньше.
Так, на российские тепловые электростанции приходится около 29 % углеродных выбросов в стране и примерно 3 % в мире, многие из них работают по устаревшим энергозатратным схемам с большим выбросом парниковых газов и представляют для зарубежных инвесторов весьма привлекательные объекты для модернизации [1].
Поток инвестиций на природоохранные и ресурсосберегающие цели необходимо наполнить новым содержанием: создать максимально благоприятный инвестиционный климат для притока частных иностранных и отечественных инвестиций к приоритетным направлениям инновационно-технологического прорыва. С этой целью необходимо разработать: • комплексное федеральное и региональное законодательство, способствующее стимулированию инвестиционной привлекательности предпринимательской деятельности в сфере энергетики;
134 253
ч9 . ^--Я 28
I34 И '59
508 □ 573
2008-2030 2013-2015 2020-2022 2023-2030
I Возобновляемые источники энергии ^^В Энергосбережение в экономике
I Топливная промышленность, электроэнергетика и централизованное теплоснабжение
Рис. 3. Прогноз необходимых инвестиций в развитие энергосбережения в российской энергетике до 2030 г., млрд руб.
1 000 500 0
3 651
2 157
1 382
724
633
247
Добыча газа
ТЭК Добыча нефти
Необходимые по ЭС-2020 I I факт
Рис. 4. Необходимые по ЭС-2020 и фактические инвестиции в ТЭК за период 2004-2008 гг., млрд руб.
• направления повышения экономической ответственности за нерациональное и неэффективное расходование топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов;
• систему перспективных стандартов, регламентов и специальных нормативов энергоэффективности;
• комплекс информационных и образовательных программ в сфере ресурсосбережения.
Список литературы
1. Башмаков И. Низкоуглеродная Россия: перспективы после кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 10.
2. Об утверждении Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р.
3. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.
4. Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. М.: Росстат, 2009.