Научная статья на тему 'Национальные интересы России в сфере энергосбережения и устойчивого развития'

Национальные интересы России в сфере энергосбережения и устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погребняк О.Ю.

В статье рассмотрены теоретические аспекты энергосбережения как основы устойчивого развития экономики России, обеспечивающего стабильный экономический рост на долгосрочную перспективу. Повышение энергоэффективности экономики страны планируется осуществлять путем переориентации хозяйственного комплекса на инновационные технологии с максимальным использованием возобновляемых и вторичных видов энергии и других отходов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы России в сфере энергосбережения и устойчивого развития»

УДК 33. 05, 574

национальные интересы России в сфере энергосбережения и устойчивого развития

О. Ю. погребняк,

аспирант кафедры экономики и управления E-mail: pogrebnjak@mail.ru

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье рассмотрены теоретические аспекты энергосбережения как основы устойчивого развития экономики России, обеспечивающего стабильный экономический рост на долгосрочную перспективу. Повышение энергоэффективности экономики страны планируется осуществлять путем переориентации хозяйственного комплекса на инновационные технологии с максимальным использованием возобновляемых и вторичных видов энергии и других отходов производства.

Ключевые слова: энергосбережение, устойчивое развитие, экономический рост, стратегическое планирование, инновационное развитие, долгосрочная перспектива, окружающая среда, отходы производства.

Ускоряющаяся глобализация экономики настоятельно требует изучения возможностей и стратегических приоритетов инновационного развития энергетики как гаранта устойчивого развития общества и в современных российских условиях выдвигается в ряд наиболее актуальных и значимых проблем, от решения которых зависит стабилизация социально-экономического положения страны.

Для достижения стабильного экономического развития России необходимо исследование и решение двух основополагающих проблем. Во-первых, поиск путей экономически эффективного использования природных ресурсов в экономике страны и ее регионов. Во-вторых, обоснование наиболее целесообразных методов предотвращения и ликвидации негативных последствий загрязнения окружающей среды. Эти проблемы решаются с позиций макро- и микроэкономического подхода к анализу научных основ концепции устойчивого эколого-экономического развития.

Стратегия успешного развития строится на изучении специфики отраслевых и региональных проблем природопользования в России, учете соотношения экономических и экологических интересов предприятий в целях совершенствования экологической регламентации хозяйственной деятельности и инструментов экономического механизма стимулирования энергосбережения и охраны окружающей среды в форме ограничительно-запретительных мероприятий.

В западной науке сформировались два направления — экономика природных ресурсов (natural resource economics) и экономика окружающей среды (environmental economics). Инвайроментология (от англ. environment — окружающая среда) изучает в основном вопросы охраны окружающей природной среды. Техническое приложение инвайромен-тологии — инвайроменталистика — разрабатывает технологические приемы снижения и ликвидации вредных выбросов и утилизации загрязняющих отходов антропогенной деятельности в целях улучшения качества окружающей среды [6].

Научная школа инвайроментализма основана в США в 1920-х гг. и опирается, прежде всего, на идейные представления американского ученого Элсуорта Хантингтона (1876—1948).

Основная идея этого направления заключается в том, что окружающая среда играет решающую роль в размещении производства и расселении людей. В современной трактовке инвайромен-тализма естественным природным условиям уже не отводится решающая роль. Большее значение придается аспектам антропогенного влияния на изменение природной среды и глобальным эко-

логическим проблемам. Деятельность человека, техногенное влияние на природу изменяют естественное состояние окружающей среды.

В этих условиях необходимо функционирование такого эколого-экономического механизма природопользования, который обеспечит сохранение устойчивого состояния биосферы.

Наука различает три вида механизмов взаимодействия человеческого общества и природной среды.

Миграционный механизм — свойственный первым этапам развития человечества, когда в случае возникновения неблагоприятных условий жизни люди мигрировали в районы с привычными условиями жизни.

Адаптационный — механизм приспособления человека к новым создавшимся условиям.

Трансформационный механизм, заключающийся в стремлении человека не приспосабливаться к природным условиям, а приспосабливать их к своим потребностям. Характерной формой процесса трансформации природной среды является урбанизация. Происходит замена природных компонентов биосферы техногенными. Грандиозные проекты преобразования природы (например поворот северных рек и проч.) часто ведут к серьезным экологическим проблемам необратимого характера, таких как деградация почв, опустынивание и др.

Трансформационный механизм взаимодействия общества и природы сформировал в ХХ в. индустриальный тип экономики, для которого характерны высокие темпы научно-технического прогресса. Создаются новые отрасли производства, использующие большие объемы природных минерально-сырьевых и топливно-энергетических ископаемых ресурсов и производящие высокотехнологичную продукцию. В рамках индустриального типа экономики функционирует сегодня подавляющая часть стран.

Со второй половины ХХ в. и в настоящее время в наиболее развитых странах происходит процесс перерастания индустриального общества в постиндустриальное. В структуре ВВП этих стран основную часть составляет сфера услуг, базирующаяся на накопленном национальном богатстве и постепенном преобразовании ресурсопотребляю-щей экономики в ресурсовоспроизводящую.

Формируются три доминирующие концепции или модели стратегии социально-экономического развития.

Концепция сбалансированного и умеренного развития экономики, основывающаяся на учете фактора истощаемости и конечности природных ресурсов.

Это требует от хозяйствующих субъектов при наращивании производства исходить не из позиции стандартной схемы «спрос — предложение», а из необходимости регулирования процессов изъятия, рационального использования и повышения интенсивности воспроизводства этих ресурсов. Стало очевидным, что при нерациональном природопользовании большую часть доходов от расширения производства придется направлять на восстановление нарушенных этим производством экосистем.

Основой этой концепции являются учет и взаимосогласованность запросов в природных ресурсах современного общества с потребностями будущих поколений.

Концепция экологической безопасности, которая основывается на принципах расширения производства в целях наиболее полного удовлетворения потребностей человека с учетом возможности ликвидации ущерба, причиняемого окружающей среде. Введение жестких природоохранных требований, связанных с финансовыми затратами производителей, вынуждает рассматривать окружающую среду как составную часть экономики.

Концепция устойчивого развития строится на основе описанных ранее двух концепций и является как экономической, так и общественно-политической. Она возникла в связи с осознанием обществом реальной перспективы исчерпаемости ископаемых природных ресурсов и недостаточного внимания к потребности в них последующих поколений.

Концепция устойчивого развития в настоящее время приобрела широкую значимость. Определение его было дано в докладе Международной комиссии по проблемам окружающей среды и развития, подготовленном под руководством премьер-министра Норвегии Гру Харлема Брутланда: «Устойчивым можно назвать такое развитие, которое ведет к удовлетворению текущих потребностей общества без уменьшения возможностей будущих поколений удовлетворять их потребности» [2].

В России проблеме устойчивого развития придается большое значение, формируется законодательная база этого процесса. Одними из важнейших актов такого рода, принятых за последние годы, стал Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а 01.04.1996 Указом Президента РФ № 440 была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию — это весьма сложный, долговременный и многофакторный процесс достижения равновесного взаимодействия меж- 47

ду обществом и окружающей средой. В целом успех в продвижении к устойчивому развитию определяется уровнем развития общества, включая экономические возможности, технологическое переоснащение и общий уровень культуры потребления.

Обеспечить устойчивое развитие означает:

• во-первых, более глубоко понять циклические процессы в природе и обществе и тем самым снизить нашу «плату за незнание», когда вынужденные расходы на ликвидацию последствий катастроф едва ли не больше, чем общие затраты на поддержание своего существования;

• во-вторых, сформулировать стратегию эко-развития, когда экологический фактор будет выступать не ограничением, а одним из критериев социально-экономического и духовного развития общества;

• в-третьих, удержать энергетическое взаимодействие между природой, обществом и человеком в зоне устойчивости для сохранения среды жизнеобитания человека. Повышенный интерес к экологическим и

демографическим прогнозам в мире приходится на 1970-е гг. В 1968 г. итальянский экономист, бизнесмен и общественный деятель Аурелио Печчеи создает неправительственную организацию «Римский клуб», куда приглашает видных ученых в различных сферах исследования для выполнения работ по глобальному моделированию социально-экономического развития мира. В этих работах предпринята попытка в стратегиях развития учитывать экономические, демографические, экологические, социальные, политические связи и их взаимодействие. Это позволило преодолеть частный подход в прогнозировании объемов ресурсопотребления и качества окружающей среды и перейти к оценке глобальных социально-экономических процессов.

Наиболее известной работой, выполненной по инициативе Римского клуба группой ученых во главе с Денисом Л. Медоузом, явилось исследование, представленное в 1972 г. под названием «Пределы роста» [10]. На базе анализа ретроспективных данных ООН и Всемирного банка реконструкции и развития были смоделированы возможные сценарии развития мира на временном интервале с 1900 по 2100 гг.

Авторы на основании многочисленных расчетов модельных сценариев развития человечества, анализа взаимосвязей экологической проблемы с процессами роста народонаселения и потребностями социально-экономического развития пришли к следующему выводу: при сохранении существующих тенденций развития за бурным ростом

48 -

цивилизации в будущем столетии наступит кризис, связанный с истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, чрезмерным ростом населения, ограниченностью сельскохозяйственных площадей. Это приведет к деградации структуры поверхности Земли из-за ограниченных возможностей поглощения и нейтрализации все возрастающих объемов токсичных выбросов и образующихся отходов. Кроме того, потребность в природных ресурсах будет больше их наличия.

В 1992 г. те же авторы в труде «За пределами роста» обобщили результаты исследования закономерностей ресурсопотребления и образования отходов за 20-летний период, прошедший с момента первого издания, введя ряд новых параметров. Выводы первой книги не изменились. В мире не только увеличилось количество потребляемых ресурсов, но в отдельных странах ухудшилась эффективность их использования.

В докладе Римскому клубу «Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная», подготовленном в 2000 г. Э. Вайцзеккером, Л. Ловинсом и Э. Ловинсом, предлагается новый подход к прогрессу, согласно которому во главу угла ставится увеличение продуктивности ресурсов [3]. Авторы обосновывают наличие большого количества нереализованных возможностей, используя которые люди могут жить в два раза лучше, при этом тратя в два раза меньше ресурсов. Реализуя свои предложения на собственной практике, они дают рекомендации, как организовать рынки и перестроить налоговую систему так, чтобы благосостояние людей могло расти без увеличения потребления ресурсов.

Глобальная стратегия экономического развития стран должна заключаться в ограничении потребления и перераспределении ресурсов, создании новой концепции устойчивого общественного развития, которая обеспечит длительное существование человечества и будет принята большинством стран планеты.

При этом большое значение для экономического роста страны придается энергоэффективности экономики. Было установлено, что существует линейная корреляционная зависимость валового внутреннего продукта (ВВП) от потребления энергии на душу населения [10] (рис. 1).

Академик П. Л. Капица привел эту зависимость, выступая в 1975 г. на научной сессии, посвященной 250-летию Академии наук СССР с докладом «Энергия и физика», и сделал следующий вывод: «Если люди будут лишаться энергетических ресурсов, их материальное благосостояние будет падать» [4].

16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000

США

7 8 Т усл. топл./чел.

Рис. 1. Связь ВВП с потреблением энергетических ресурсов (т усл. топл. /чел.) по странам мира (по D. L. Meadows с изменениями), долл. США/чел.

Однако, по данным за 2008 г. Государственного учреждения «Институт энергетической стратегии», энергоемкость экономики России по паритету покупательной способности (ППС) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС — в 3,2 раза, энергоемкость социальных расходов соответственно выше в 3—9 раз; эффективность использования

По данным Института геологии нефти и газа СО РАН, в 1985 г. по эффективности энергопотребления Россия немного уступала США, Австралии и Норвегии, но превосходила Канаду, затем началось быстрое падение ВВП, и всего за четыре года Россия оказалась среди самых отсталых стран (Венесуэла, Индонезия, Мексика, Пакистан).

Эффективность энергопотребления в этот период была равна: в США — 2,3 долл. /кг усл. топл.; в Австралии — 2,2; в Норвегии — 2,1; в Канаде — 1,44; в России — около 0,7 долл. /кг усл. топл.

В работе был сделан вывод, что единственно приемлемой стратегией развития экономики России является: достижение в ближайшей перспективе устойчивого роста ВВП на душу населения на уровне 5—8 % в год; увеличение эффективности потребления энергии к 2030 г. до 1,9—2,1 долл. /кг усл. топл. и ВВП на душу населения до 15—19 тыс. долл. /чел., что отвечает современному уровню таких стран, как Италия, Канада, Австралия [7].

электрической и тепловой энергии ниже в 2—6 раз, что требует осуществления кардинальных мер по энергосбережению [7].

В этих целях были разработаны и приняты следующие документы: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и от 28.08.2003 № 1234-р Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (ЭС-2020).

Анализ результатов выполнения мероприятий стратегии ЭС-2020 позволил сделать вывод о том, что по всем рассмотренным запланированным параметрам произошло превышение прогнозного уровня. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты выполнения прогнозных показателей стратегии ЭС-2020 за период 2000—2008 гг.

Показатель Прогноз ЭС-2020 Факт Соотношение: факт/прогноз ЭС-2020, %

Добыча первичных энергоресурсов, млн т усл. топл., всего... 1 747,0 1 787,8 102,9

В том числе: уголь, млн т 300,0 326,1 108,7

нефть, млн т 476,0 487,6 102,4

природный газ, млрд м3 638,0 663,6 104,0

Выработка электроэнергии, млрд кВт • ч 1 009,0 1 037,2 102,8

Удельная энергоемкость ВВП, в % к 2000 г. 78,0 66,7 85,5

Удельная электроемкость ВВП, в % к 2000 г. 76,4 71,5 93,6

Рост добычи и производства первичных ТЭР, в % к 2000 г. 123,2 126,4 102,6

Следует отметить, что при составлении стратегии ЭС-2020 энергоемкость экономики страны планировалось снизить к 2008 г. по сравнению с уровнем 2000 г. на 14,4 %. Анализ показывает, что за прошедшие восемь лет фактическое снижение энергоемкости ВВП оказалось выше прогнозов: энергоемкость снижалась более высокими темпами, чем прогнозировалось, — на 26,3 % [8] (рис. 2).

Снижение энергоемкости российской экономики в рассматриваемый период осуществлялось быстрее, чем это прогнозировалось энергетической стратегией ЭС-2020, главным образом за счет влияния на увеличение валового внутреннего продукта роста мировых цен на экспортируемые топливно-энергетические ресурсы. Так, среднегодовая контрактная цена газа увеличилась в 2008 г. по сравнению с уровнем 2000 г. на 294 % со 120 до 353,7 долл. США за тыс. м3 [9].

Существенное влияние также оказали структурные сдвиги в экономике по пути активного развития малоэнергоемкой сферы услуг и оптимизации загрузки имеющихся свободных производственных мощностей при значительном росте спроса на энергоносители.

Так, в 2005 г. рост производства продукции сравнительно малоэнергоемких отраслей, таких как машиностроение и нефтедобыча, составил 11,7 и 8,3 % соответственно, а энергоемких: черной металлургии — на 5 %, цветной — на 3,5 %, электроэнергетической отрасли — на 0,3 %.

Если же учесть, что энергопотребление в коммунально-бытовой сфере практически не изменилось при указанном значительном росте ВВП, то ясно, что основной составляющей достигнутого

Рис. 2. Динамика изменения энергоемкости российской экономики за период 2000—2008 гг., %: 1 — удельная энергоемкость экономики по ЭС-2020; 2— удельная энергоемкость экономики (факт)

повышения энергоэффективности экономики являются структурные изменения (около 75—80 %). Темпы же роста технологического энергосбережения, согласно предварительной оценке, отстают от намечавшихся в программе ЭС-2020 в 1,5 раза.

Недостатки прогнозирования программы ЭС-2020 были учтены в новой Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р (далее ЭС-2030). Стратегия строится на максимально эффективном использовании природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Потенциал энергосбережения в России согласно ЭС-2030 оценивается в 39—47 % современного потребления энергии, или 360—430 млн т усл. топл., из них 33 % сосредоточено в топливно-энергетическом комплексе (в том числе в электроэнергетике и теплоснабжении — 25 %), 27 %—в промышленности, 23 % — в жилищно-коммунальном секторе, 17 % — в прочих производствах [9].

Приоритетными направлениями государственной энергетической стратегии являются снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.

Мерами осуществления государственной энергетической политики для достижения энергетической эффективности экономики являются совершенствование законодательства и создание экономического механизма стимулирования предпринимательской деятельности и кадрового обеспечения внедрения мероприятий по энергосбережению (рис. 3).

Для реализации этих направлений необходимы разработка государственной, региональных и муниципальных программ энергосбережения и организация мониторинга их выполнения, поддержка создания энергосберегающих технологий нового поколения и реализации инновационных энергосберегающих проектов.

Мероприятия программы должны быть сбалансированы с доходной частью федерального бюджета с учетом прямых поступлений от хозяйствующих

Государственная энергетическая политика в сфере энергосбережения

Создание комплексного федерального и регионального законодательства по энергосбережению

Стимулирование предпринимательской деятельности в сфере энергосбережения и замены устаревшего оборудования

Территориальная организация системы управления процессами повышения энергоэффективности экономики

Стимулирование развития и

использования новых энергетических технологий, создающих продукцию с качественно новыми потребительскими свойствами

Введение системы налоговых льгот энергосберегающей деятельности

Создание механизмов возврата частных инвестиций в энергосбережение

Формирование рынка энергосервисных услуг и рациональной системы внутренних цен на энергоносители

Реализация комплекса информационных и образовательных программ для кадрового обеспечения внедрения мероприятий по энергосбережению

Развитие и поддержка международного сотрудничества в сфере энергосбережения и энергоэффективности, а также исследований в поисках новых источников энергии

Повышение ответственности за нерациональное и неэффективное расходование энергоресурсов, за

превышение установленных регламентов, стандартов и норм

Развитие и поддержка международного

сотрудничества в сфере энергосбережения и энергоэффективности, а также исследований в поисках новых источников энергии

Рис. 3. Меры государственной энергетической политики в сфере энергосбережения

субъектов энергетического сектора и других инвестиций. Инвестиционную привлекательность повысит предоставление бюджетным организациям права на распоряжение средствами, сэкономленными в результате реализации проектов по энергосбережению в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Учитывая специфику перехода России к устойчивому развитию, а именно одновременность становления рыночных отношений и демократических преобразований, хозяйственная деятельность должна ориентироваться не просто на достижение высокой экономической эффективности, но и на экологическую безопасность, которая постепенно должна стать основным критерием развития-

В этих целях Указом Президента РФ от 13.07.1993 № 1035 была образована Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по экологической безопасности и утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета

безопасности Российской Федерации по экологической безопасности. Стратегия в этой сфере утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р в Экологической доктрине Российской Федерации и в Климатической доктрине Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп [5].

Правовую основу этих документов составляют: Конституция РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, Рамочная конвенция ООН (РКИК) от 9 мая 1992 г. и Киотский протокол к РКИК об изменении климата (декабрь 1997 г.), а также другие международные договоры по проблемам окружающей среды и устойчивого развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Климатической доктрине РФ отмечается, что изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI в. Она представляет собой комплексную проблему, охватывающую экологические, экономические, энергетические и социальные аспекты устойчивого развития РФ.

Особенную обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, наблюдаемая в течение последних десятилетий. Опасным, ведущим к необратимым негативным последствиям на нашей планете, считается среднее превышение температуры поверхности Земли более чем на 2°С. За период 1905—2005 гг. это превышение составило 0,74°С [1].

Ожидаемые изменения климата неизбежно отразятся на жизни людей, на состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станут ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития. Последствия изменений климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях.

- 51

т

Современная наука предоставляет все более веские основания в подтверждение того, что хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, оказывает заметное влияние на климат.

С учетом размеров территории нашей страны, географического положения, исключительного разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов проблемы ресурсосбережения и устойчивого развития формируют необходимость заблаговременного, всеобъемлющего и взвешенного подхода государства к проблемам изменения климата и их последствиям на основе комплексного научного анализа экологических, экономических и социальных факторов.

В России основными промышленными потребителями электроэнергии и одновременно загрязнителями природной окружающей среды являются металлургия и топливно-энергетический комплекс (ТЭК). На долю ТЭК приходится более 50 % выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, более 20 % сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, около 70 % суммарной эмиссии парниковых газов в РФ [9].

В то же время ТЭК показал себя одним из самых устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, обеспечивая основной вклад в формирование российского валового внутреннего продукта, экспортной выручки и доходной части бюджетной системы страны. Благоприятные внешнеэкономические условия также обеспечили рост финансового благосостояния компаний и повысили их конкурентоспособность.

Указанные аспекты предопределяют проблемы экономической, энергетической и экологической безопасности в качестве основы формирования и реализации единой государственной политики устойчивого развития внутри России и на международной арене в долгосрочной перспективе.

Для реализации политики энергосбережения и устойчивого развития необходимо:

• поддержание баланса запасов ресурсов во времени относительно численности населения Земли при стабильных комфортных условиях проживания;

• максимальное вовлечение в хозяйственный оборот отходов антропогенной деятельности в качестве заменителей ископаемых природных ресурсов;

• принятие долгосрочных обязательств общества по комплексному управлению глобальной эко-

52 -

системой в целях поддержания жизни на Земле экономически эффективным и экологически гармоничным способом; • проблемы экологии и глобального изменения климата принять в качестве ключевых долговременных аспектов безопасности страны и выдвинуть их в число приоритетов политики РФ. Таким образом, концепция устойчивого развития предполагает прогнозирование экономического развития территорий с учетом взаимосвязей экологической проблемы с процессами роста народонаселения и социально-экономического развития в условиях ограниченности природных ресурсов.

Список литературы

1. Бедрицкий А. И., Блинов В. Г., Варгин П. Н, Ме-тальников А. П. Влияние климатических и географических условий и структурных особенностей экономики России на антропогенную эмиссию парниковых газов // Энергетическая политика. 2009. N 1.

2. Бобылев С. Н., Ходжаев А Ш. Экономика природопользования: учеб. пособие. М.: ТЕИС, 1997.

3. Вайцзеккер Э., Ловинс Л., Ловинс Э. Фактор четыре. Затрат — половина, отдача — двойная: Новый доклад Римскому клубу / пер. А. П. Заварницына, В. Д. Новикова; под ред. Г. А. Месяца. М.: Academia, 2000.

4. Капица П. Л. Энергия и физика. Доклад на юбилейной сессии Академии наук СССР, посвященной 250-летию Академии наук СССР. М. : АН СССР, 1975.

5. Климатическая доктрина Российской Федерации: распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп.

6. Макар С. В. Экономика природопользования: учебник / С. В. Макар, В. Г. Глушкова. М.: Изд-во «Юрайт», 2011.

7. Погребняк Р. Г. Экономика энергосбережения на базе утилизации вторичных ресурсов в регионе: сущность, резервы, приоритеты: монография. М.: ВГНА Минфина России, 2008.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р.

9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р.

10. Meadows D. H., Meadows D. L, Rangers J., Behrens W. The Limits to Growth. New York.: University Books, 1972. P. 70-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.