Научная статья на тему 'Энергосбережение -приоритетная сфера национальных интересов российской Федерации'

Энергосбережение -приоритетная сфера национальных интересов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДОЛГОСРОЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погребняк Р.Г.

В статье рассмотрены теоретические аспекты энергосбережения как основы энергетической стратегии России, обеспечивающей устойчивый экономический рост страны на долгосрочную перспективу. Повышение энергоэффективности экономики страны планируется осуществлять путем переориентации хозяйственного комплекса на инновационные технологии с максимальным использованием возобновляемых и вторичных видов энергии и других отходов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергосбережение -приоритетная сфера национальных интересов российской Федерации»

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ -ПРИОРИТЕТНАЯ СФЕРА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. Г. ПОГРЕБНЯК,

кандидат экономических наук,

профессор кафедры экономики и управления

Е-таМ: pogrebnjak@mail.ru

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье рассмотрены теоретические аспекты энергосбережения как основы энергетической стратегии России, обеспечивающей устойчивый экономический рост страны на долгосрочную перспективу. Повышение энергоэффективности экономики страны планируется осуществлять путем переориентации хозяйственного комплекса на инновационные технологии с максимальным использованием возобновляемых и вторичных видов энергии и других отходов производства.

Ключевые слова: энергосбережение, экономический рост, стратегическое планирование, инновационное развитие, мировой экономический кризис, долгосрочная перспектива, окружающая среда, отходы производства.

Энергетика является основой развития производительных сил в любой стране. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики, без надежного энергоснабжения всех сфер жизнедеятельности человека. Однако современное общество столкнулось с экстремальными энергетическими проблемами, связанными с ограниченностью природных энергетических ресурсов, которые можно использовать при современном уровне научно-технического прогресса.

Бурно развивающаяся экономика ряда стран ставит мир перед необходимостью постоянного наращивания производства энергетических ресурсов. Вследствие этой деятельности ухудшаются условия обитания человечества, что диктует необходимость введения экологических ограничителей дальнейшего прогресса. Неравномерная и недостаточная обеспеченность стран природными, в частности,

энергетическими ресурсами подрывает основы глобального устойчивого развития.

Стратегические вопросы экономики приобрели еще большую актуальность в связи с назревшей в мире проблемой энергетической безопасности. Известные события начала 2009 г., когда поставки энергоносителей в Европу оказались под угрозой срыва из-за страны-транзитера природного газа, показали, что существующая система энергетической безопасности должна быть коренным образом изменена. Международные договоры — такие, как Энергетическая хартия, которую ратифицировала Украина и согласно этому документу не имела права препятствовать транзиту энергоносителей — в современных условиях оказались неработоспособными.

На ежегодных конференциях Всемирного экономического форума (ВЭФ) в швейцарском Давосе и большинстве международных форумов последних лет вопрос энергетической безопасности является ключевым. Это связано со сложившейся ситуацией, когда из России Германия импортирует 41 % потребляемого ею газа, Италия — 32 %, Франция — 30 %, Турция — 66 %, Чехия — 72 %, страны Балтии — 100 %. Такая структура сложилась в связи с закрытием после Чернобыльской аварии двадцати одной АЭС. Запад осознает зависимость Европы от существующей системы импорта энергоресурсов, Германия инвестирует около одного миллиарда евро в строительство трубопровода, который напрямую свяжет Россию и Германию в обход Украины, Белоруссии и Польши. США весьма обеспокоены тем, что Россия воспользуется зависимостью Европы и создаст новый вид империи,

Италия Франция Германия Великобритания Китай США

Восточная Европа Канада Беларусь Казахстан Россия

О

контролирующей не только газопроводные и нефтепро-водные маршруты, но также и распределение энергоносителей. Однако основной угрозой энергетической безопасности в перспективе является исчер-паемость природных топливно-энергетических ресурсов.

В создавшихся условиях велика роль России как гаранта энергетической безопасности. Наша страна стоит на одном из ведущих мест в мире по объему разведанных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Занимая 11,5 % площади суши Земли, наша территория содержит около 35 % мировых запасов природного газа, 11 % нефти и 12 % каменного угля; а в мировой добыче ТЭР составляют: по природному газу — 28 %, нефти — 12 %, каменному углю - 12 % [2].

Российская Федерация является одним из ведущих экспортеров топливно-энергетического сырья на мировой арене. Потенциальная стоимость запасов полезных ископаемых России оценивается в сумму около 28 560 млрд долл. В структуре топлив-но-сырьевой базы наблюдается следующий баланс, влияющий на современную направленность нашей экономики: более 70 % составляют ТЭР, 13 % — металлические (рудные) и 15 % - нерудные полезные ископаемые, 1 % — благородные металлы, алмазы и драгоценные камни.

Обладая богатыми запасами энергетического сырья, мы одновременно имеем чрезвычайно энергорасточительную экономику. Низкую эффективность использования энергии в СССР обусловила государственная политика заниженных цен на

ол

0.2

0.3

0.4

0.5

0.6

0.7

0.8

0.9

Рис. 1. Энергоемкость валового внутреннего продукта стран мира по паритету покупательной способности валют, т у. т. /1000 долл. ВВП

энергоресурсы, доля которых в себестоимости промышленной продукции составляла от долей до нескольких процентов, а в коммунальную сферу ресурсы отдавались в 3 раза ниже себестоимости.

В настоящее время, по данным за 2008 г. ГУ «Институт энергетической стратегии» [3, с. 16], энергоемкость экономики России по паритету покупательной способности (ППС) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС — в 3,2 раза (рис. 1). Энергоемкость социальных расходов соответственно выше в 3—9 раз; эффективность использования электрической и тепловой энергии ниже в 2—6 раз (табл. 1) [10, с. 2—6].

В этих условиях проблема энергосбережения в России стала приобретать значение приоритетной, требующей первоочередного решения. В силу реальных природно-климатических условий России около 30 % всего энергопотребления тратится на отопление [7, с. 2—3]. Поэтому даже при рациональном использовании энергии невозможно достичь

Энергоемкость ВВП стран мира по паритету покупательной способности валют и потребление энергии в пересчете на душу населения

Таблица 1

Страна

Показатель Италия Франция Германия Великобритания Китай США Восточная Европа Канада Беларусь Казахстан Россия

Энергоемкость ВВП стран мира, 0,20 0,24 0,26 0,28 0,34 0,37 0,40 0,44 0,48 0,73 0,78

т у. т. / 1000 долл. ВВП

Потребление энергии, т н. э. / чел. 2,97 4,25 4,13 3,89 — 8,35 — 8,16 — — 4,22

Примечание: т н. э. — тонна нефтяного эквивалента; т у. т. — тонна условного топлива.

70 60 50 40 30 20 10 0

1985 1990 1995 2000

Рис. 2. Эффективность использования энергии в России в 1985—2008 гг., тыс. руб. /т у. т.

эффективности энергопотребления, существующей в высокоразвитых странах.

Однако, как показали наши исследования, до 1985 г. Россия уверенно наращивала ВВП и энергопотребление при одновременном увеличении его эффективности при последующем резком снижении этих показателей (рис. 2).

Под эффективностью использования энергии понимается количество произведенного ВВП, измеренного в тыс. руб., при затрате энергии, эквивалентной 1 т у. т.

Согласно Федеральной целевой программе (ФЦП) «Энергоэффективная экономика России на период 2005—2010 гг. и перспективу до 2015 г.» Правительством РФ планировалось при ожидаемом увеличении объема произведенного ВВП к 2010 г. на 87 % по сравнению с уровнем 2002 г. обеспечить рост внутреннего потребления ТЭР всего на 10 % [1]. Такой огромный разрыв в темпах роста ВВП и потребления ТЭР предполагалось обеспечить снижением энергоемкости ВВП к 2010 г. на 70 %.

2008

Рис. 3. Динамика изменения энергоемкости российской экономики в 2000-2008 гг., %

Следует отметить, что впоследствии, при составлении «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» от 28.08.2009 (ЭС-2020), энергоемкость экономики страны планировалось снизить к 2008 г. по сравнению с 2002 г. на 14,4 %.

Результаты реализации ЭС-2020 показали, что энергоемкость снижалась более высокими темпами, чем прогнозировалось - на 26,3 %, что в основном было связано с ростом мировых цен на углеводороды (рис. 3).

Высокая энергоемкость экономики России, а также низкая эффективность использования электрической и тепловой энергии отражаются на имидже нашей страны в мире.

В рейтинге конкурентоспособности, который ежегодно публикует Всемирный экономический форум (WEF), Россия занимает 70-е место среди 104 стран [9, с. 8]. Согласно отчету WEF, главными проблемами для бизнеса в России являются обеспечение законности и коррупция. В рейтинге привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций наши позиции также ослабли - Россия опустилась с 8 на 11-е место.

О снижении показателей конкурентоспособности можно судить и по таким косвенным показателям, как рост импорта иностранных товаров в Россию, постоянно сокращающееся количество выпускников технических высших учебных заведений, высокая степень изношенности основного технологического

оборудования, приближающаяся в секторе ЖСК к 70 % (табл. 2) [6].

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основным звеном, связывающим ее с мировой экономикой. Россия занимает первое место в мире по добыче нефти и природного газа, ведущие места по разведанным запасам, добыче, потреблению и экспорту других топливно-энергетических ресурсов, она является гарантом энергетической безопасности многих стран Евразии.

Таблица 2

Материально-техническая база добывающих и обрабатывающих производств, производства электроэнергии в 2004—2008 гг.

Фактор 2004 2005 2006 2007 2008

Наличие основных фондов на начало года, в том числе, млрд руб.:

добыча полезных ископаемых 2 315 2 958 3 343 4 326 5 128

обрабатывающие производства 2 885 3 234 3 673 4 381 5 180

производство электроэнергии 2 917 3 264 3 499 3 731 4 571

Степень износа основных фондов на начало года, в том числе, %:

добыча полезных ископаемых 55,4 53,2 53,0 53,7 53,4

обрабатывающие производства 47,9 47,7 47,4 46,4 46,0

производство электроэнергии 55,4 52,3 50,3 52,8 52,7

ТЭК является основным источником пополнения валютных доходов бюджета страны. Исследования, проведенные автором по результатам реализации «Энергетической стратегии России до 2020 года», показали, что ТЭК обеспечил основной вклад в формирование ВВП страны, экспортной выручки и доходной части бюджета. По расчетам автора, выполненным по данным Федеральной службы государственной статистики, доля ТЭК в структуре экспорта России увеличивалась в зависимости от изменения внешнеторговых цен за период 1995—2009 гг. от 42 до 64,8 % [6].

Благоприятные внешнеэкономические условия обеспечили рост финансового благосостояния компаний. Однако существующий в настоящее время рост налоговой нагрузки на предприятия ТЭК при сохранении стабильного объема инвестиций в его развитие негативно сказывается на экономической эффективности энергетики. С 2003 г. соотношение доли ТЭК в налоговых поступлениях в бюджет и его доли в общем объеме инвестиций в основной капитал ухудшилось с 1,7/1 до 2,6/1 в 2008 г. [3] (рис. 4).

В этих условиях проблема энергосбережения в России стала приобретать значение приоритетной, требующей первоочередного решения. Это положение содержится в послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 как одно из приоритетных стратегических направлений развития инновационной экономики страны на долгосрочную перспективу. Поставлена задача по снижению к 2030 г. энергоемкости ВВП нашей страны не менее чем на 40 % по сравнению с уровнем 2007 г.

Для реализации такой масштабной задачи Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (ЭС—2030).

В ходе исследования автором систематизированы основные факторы нерационального формирования структуры экономики страны в связи с преимущественно сырьевой ориентацией производственного сектора, в частности:

• падение эффективности инвестиций в связи с ухудшением условий добычи полезных ископаемых;

• негативное влияние на окружающую среду;

• нестабильность такого источника доходов госбюджета, как экспорт углеводородов, из-за сильного колебания мировых цен;

• высокая концентрация финансов в сырьевом секторе, что не способствует освоению высокотехнологичных производств, порождает олигархию и критическое несоответствие в уровнях доходов населения. Полученные результаты позволили сделать

вывод: преимущественно сырьевая ориентация производственного сектора экономики России яв-

2003 г,

2008 г.

Рис. 4. Соотношение доли ТЭК в налоговых поступлениях в бюджет и его доли в общем объеме инвестиций в основной капитал: 1 — ТЭК в налоговых поступлениях; 2 — ТЭК в общих объемах инвестиций

ляется нерациональной и существенно нарушает экономическую, энергетическую и экологическую безопасность страны.

Приведенные выше аргументы доказывают, что экономическую стратегию во всех ее компонентах (включая налоги, амортизационную политику, таможенные пошлины, условия инвестирования, финансы и банки, научные исследования) Россия должна выстраивать в четкой и жесткой ориентации на энерго- и ресурсосбережение и переориентацию хозяйственного комплекса на инновационные технологии. Лишь этот путь развития обеспечит вхождение нашей страны в постиндустриальный мир.

Согласно нашим расчетам, выполненным по данным Минпромэнерго РФ за 2008 г., потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47 % современного потребления энергии, или 360-430 млн т у. т., из них 33 % сосредоточено в топливно-энергетическом комплексе (в электроэнергетике и теплоснабжении — 25 %), 27 % — в промышленности, 23 % — в жилищно-коммунальном секторе, 17 % — в прочих производствах [5].

Выполнение сложной и многоцелевой задачи повышения энергоэффективности экономики страны возможно путем совершенствования территориальной организации хозяйственных структур России за счет уменьшения доли ресурсоемких производств, использования возобновляемых и вторичных видов энергии, развития отраслей промышленности, использующих инновационные технологии.

Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» реализация потенциала энергосбережения позволит [8]:

• сэкономить до 240 млрд м3 природного газа, 340 млрд кВт-ч электроэнергии, 90 млн т нефти и нефтепродуктов;

• сохранить конкурентоспособность российской промышленности в условиях повышения цен и тарифов на энергоресурсы;

• увеличить доходы от экспорта нефти и природного газа на 84—112 млрд долл.;

• сократить расходы федеральных и местных бюджетов на 3—5 млрд долл.;

• снизить объемы выбросов углекислого газа и улучшить экологическую ситуацию в стране. Государственная программа энергосбережения

предусматривает целый комплекс организационных мер по снижению энергоемкости ВВП, в том числе совершенствование технологий добычи, увеличение глубины переработки углеводородного сырья, решение актуальных вопросов энергосбережения.

Это эффективно при условии учета и использования таких факторов производства, как взаимо-

58 -

заменяемость в части производства энергии за счет использования вторичных энергоресурсов (ВЭР) — энергетического потенциала отходов производства (например, высокотемпературных отходящих газов металлургических печей и др.). Тем самым высвобождаются энергетические мощности на региональной электростанции, экономится топливо и сохраняется окружающая природная среда.

Оценка потенциала энергосбережения представлена цифрами экономии условного топлива в структуре секторов экономики страны, в частности [8]:

• топливно-энергетический комплекс — 120—135 млн т у. т.;

• жилищно-коммунальное хозяйство — 95—110 млн т у. т.;

• энергоемкие отрасли промышленности — 110— 140 млн т у. т.;

• сельское хозяйство и транспорт — 35—45 млн т у. т.;

• федеральная бюджетная сфера — 18—22 млн т у. т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утилизация различных видов отходов открывает широкие перспективы в области экономии природных ресурсов и энергии. Производство металлов из металлолома экономит природное рудное сырье и топливо на выплавку металла, ведет к сокращению вредных выбросов в окружающую среду. По оценкам специалистов, использование 1 млн т металлического лома вместо соответствующего количества железной руды дает возможность сократить расход энергии в нефтяном эквиваленте почти на 400 млн т.

В настоящее время западные инвесторы уже интересуются возможностями инвестирования в экологические программы российских предприятий энергетики, металлургии и других природоразру-шающих отраслей в рамках механизма совместного осуществления снижения выбросов парниковых газов согласно обязательств по Киотскому протоколу по изменению климата (г. Киото, 1997 г.). Это является для стран ЕС, Японии, Канады менее дорогостоящим, чем проведение соответствующих мероприятий на собственных территориях. Таким образом, наша страна имеет возможность закрепить свои позиции на мировом рынке энергетических и экологических услуг.

Исследования, проведенные автором, выявили цели и задачи стратегии энергосбережения на долгосрочную перспективу (ЭСБ—2030) в промышленных регионах, включающих сложные производственно-технологические комплексы (рис. 5).

В условиях быстрого истощения большей части природных ресурсов остро стоит вопрос о

налогово-финансовом стимулировании вовлечения в народнохозяйственное использование вторичных ресурсов. Проблема утилизации отходов представляет собой на сегодняшний день одно из приоритетных направлений социально-экономического и экологического развития большинства зарубежных стран.

При этом отмечается огромная роль государства, которое законодательными, финансовыми и административными мерами стимулирует поступательное развитие этого процесса. Рычаги побудительного характера (субсидии, займы, налоговые льготы) играют существенную роль в государственной политике в области переработки отходов; значительное место среди них занимают субсидии, предоставляемые для финансирования Программы по борьбе с отходами; инвестиционные налоговые кредиты, налоговые льготы при реализации программ инвестиций в сферу рециркуляции отходов.

Решение экологических проблем одновременно позволяет использовать рыночные рычаги концентрации финансовых средств за счет экологических платежей и сборов, продажи вторичного сырья (отходов производства), квот на выбросы загрязняющих веществ, а также функционирования бирж отходов (рис. 6).

Как видно, согласно Энергетической стратегии ЭС-2030 к 2030 г. по сравнению с уровнем 2005 г. планируется снижение:

• доли ТЭК в ВВП страны — не менее чем в 1,6 раза;

• доли экспорта ТЭК в ВВП — не менее чем в 3,8 раза;

• доли ТЭК в экспорте страны — не менее чем в 1,7 раза;

• доли инвестиций в ТЭК от общих инвестиций в экономику — не менее чем в 2,4 раза [8].

При этом существенная роль в планах по обеспечению интенсивного роста экономики требуемым качеством энерго-

Рис. 5. Модель целей и задач энергосбережения

18

/

1=

34

30

Ё.Е

64

11 I

27

Г

Доля ТЭК в Доля Доля ТЭР в Доля

ВВП экспорта ТЭР экспорте инвестиций в в ВВП ТЭК от

инвестиций в экономику

Рис. 6. Изменение роли ТЭК в российской экономике к 2030 г., %: 1 — 2005 г.; 2 — 2030 г.

Таблица 3

Прогноз необходимых инвестиций в развитие энергетического комплекса России в 2008—2030 гг., млрд долл.

Показатель Всего за период 2008-2030 гг. I этап, 20132015 гг. II этап, 20202022 гг. III этап, до 2030 г.

Всего инвести- 2 356-2 763 534-551 516-660 1311-

ций в развитие ТЭК и энергоснабжение 1552

экономики

страны

В том числе: в энергосбережение 242-253 29-34 55-59 158-160

в возоб- 113-134 7-9 24-28 82-94

новляемые

источники

энергии

носителей отводится энергосбережению. В сферы энергосбережения будет привлечено 6—12 % инвестиций, предусмотренных в программе ЭС-2030 (табл. 3).

Инвестирование прогнозируется осуществлять в 3 этапа. При этом 24—32 % инвестиций в ТЭК будет направлено в электроэнергетику, 22—26 % — в нефтяной комплекс, 21—24 % — в газовую промышленность, 3 % — в угольную промышленность (рис. 7) [8].

За последние пять лет (2004—2008 гг.), как показали наши исследования, недофинансирование мероприятий по ранее принятой Энергетической стратегии России до 2020 г. (ЭС-2020) составило: по ТЭК — 1 494 млрд руб., в том числе по добыче

3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

т 2

,3

Г1

_П— П 1

в

2008-2030 гг. 1-й этап

2-й этап

3-й этап

Рис. 7. Прогноз необходимых инвестиций в развитие энергосбережения в российской энергетике в 2007 г., млрд долл.: 1 - возобновляемые источники энергии; 2 - энергоснабжение в экономике; 3 - топливная промышленность, электроэнергетика и централизованное теплоснабжение

нефти — 658 млрд руб. и по добыче газа — 386 млрд руб. (рис. 8).

Стратегия предусматривает увеличение расхода топливно-энергетических ресурсов с учетом изменения структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны за счет:

• снижения доли природного газа в структуре ТЭБ центрального района;

• создания и широкого использования альтернативных видов топлива — биомассы, газифицированного угля, возобновляемых и неисчерпаемых источников энергии;

• использования вторичных энергетических и материальных ресурсов промышленных производств и вместе с тем минимизации объема этих отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий. Переход от использования истощающегося ископаемого топлива, загрязняющего окружающую среду, к альтернативным экологически чистым и возобновляемым источникам энергии определяется несколькими важнейшими факторами.

Экономический фактор связан с тем, что добыча и переработка ископаемого топлива становится все дороже. В 1970 г. средняя мировая цена барреля нефти составляла 2,11 долл., в 2008 г. она перешагнула рубеж в 100 долл. за баррель. В 2009 г. в связи с глобальным экономическим кризисом и сопутствующим ему спадом производства снизилась потребность в энергоресурсах в мировой

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500

ТЭК

Добыча нефти

Добыча газа

Рис. 8. Необходимые по ЭС-2020 (1) и фактические инвестиции в ТЭК (2) за период 2004—2008 гг., млрд руб.:

1 - необходимые по ЭС-2020;

2 - фактические инвестиции

1

0

экономике, что вызвало резкое снижение цен на нефть. Однако, учитывая исчерпаемость и нево-зобновимость этого источника энергии, в долгосрочной перспективе неизбежно повышение цен на природные углеводороды.

Демографический фактор обусловлен значительным ростом энергопотребления в связи с быстрым ростом численности населения планеты. По среднему варианту демографического прогноза ООН, к 2050 г. численность населения мира составит около 8 920 млн чел., что на 47 % больше, чем в 2000 г. [4]. При этом прогнозируются опережающие темпы роста энергопотребления слаборазвитыми странами. По данным за 2001 г. среднедушевое потребление энергии в мире составляло 1 686 кг нефтяного эквивалента, в странах с высокими доходами населения — 5 423 кг, а в странах с низкими доходами — 518 кг (здесь проживает более 40 % населения нашей планеты).

Природно-экологический фактор — ископаемые топлива удовлетворяют уже сейчас лишь до 85 % мировой потребности в энергоресурсах. Как отмечалось выше, рентабельные и доступные месторождения быстро истощаются; кроме того, сжигание природного топлива ведет к постоянному увеличению выбросов парниковых газов, оказывает необратимое воздействие на климат планеты.

Геополитический фактор связан с надежностью поставок энергоресурсов из стран, обладающих основными запасами нефти и газа, что подрывает энергетическую безопасность стран-импортеров энергоресурсов. В 2001 г. доля импорта во внутреннем потреблении энергии высокоразвитых стран составила 26 %, а в зоне евро — 63 %.

Научно-технический фактор—в настоящее время появились изобретения и технологии, которые позволяют получать в значительных объемах альтернативное топливо. Это использование неисчерпаемых видов энергии: солнечной, ветровой, энергии морских приливов и др. С другой стороны, разработаны технологии получения биотоплива, водородного топлива, осуществляется широкомасштабная международная программа по освоению термоядерного синтеза, где топливом являются практически неисчерпаемые запасы водорода Мирового океана.

Для России эта проблема актуальна вследствие роста мировых цен на топливо и диктуется внешними условиями вступления в ВТО и реализации первого этапа Киотского протокола по изменению климата на период 2008—2012 гг.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что роль России в ресурсном балансе планеты и международном разделении труда

в XXI в. высока и стратегической линией в посткризисный период является выход в лидеры инновационного развития с целью сохранения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.

Национальные интересы в сфере энергетики заложены в энергетической стратегии страны, которую необходимо строить на следующих принципах:

1) активно разрабатывать новые энергосберегающие технологии в целях повышения эффективности производства;

2) увеличить инвестиции в исследования по использованию альтернативных возобновляемых и неисчерпаемых источников энергии;

3) освободить экономику от чрезмерной привязки к экспорту нефтегазовых ресурсов;

4) жестко регулировать долю участия транснациональных западных корпораций в сфере добычи полезных ископаемых нашей страны, не допустить утраты контроля над ее природными богатствами;

5) расширять освоение ресурсов на территориях других государств, привлекать инвестиции в ТЭК России;

6) на особый контроль государства взять стимулирование работ по природоохранной деятельности, особенно в промышленных регионах с острыми экологическими проблемами;

7) сохранить статус России как природного заповедника мира.

Список литературы

1. Абалкин Л. М. Стратегия России: взгляд в завтрашний день // Экономист. 2003. № 7.

2. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология — человек — экономика — биота — среда: учебник. 3-е изд. М.: ЮНИТИ, 2009.

3. Бушу ев В. В. Подходы, приоритеты и ориентиры проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года. М.: Институт энергетической стратегии. 2009.

4. Кузык Б. Н, Кушлин В. И., Яковец Ю. И. На пути к водородной энергетике. М.: Институт экономических стратегий, 2005.

5. Минпромэнерго России, 2008. URL: http://www. climatechange. ru/node/60.

6. Россия в цифрах, 2009. URL: wwwgks.ru./bgd/regl/b09.

7. Фаворский О. Н. Актуальные проблемы развития энергетики России // Электротехническая промышленность. 2002. № 3.

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.

9. Яковлев А. Между Индонезией и Алжиром // Российская газета. 09.11.2004. № 43 (484).

10. Яновский А. Б. Основные направления энергетической стратегии России на период до 2020 года // Промышленная энергетика. 2003. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.