Научная статья на тему 'Структурные сдвиги в российской экономике в долгосрочной перспективе'

Структурные сдвиги в российской экономике в долгосрочной перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЙ / СДВИГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РОСТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВА / КРИЗИС / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погребняк О.Ю.

Иллюзия стабильности экономического роста, подтверждавшаяся ежегодным ростом валового внутреннего продукта и профицитом федерального бюджета в 2000-2008 гг., вызвала утверждение ряда ученых об отнесении к разряду среднесрочных планирования периода развития страны на 10-12 лет. Однако глобальный экономический кризис внес свои коррективы в эти прогнозы. В статье рассмотрены возможные варианты развития России до 2050 г., выполненные рядом исследовательских коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные сдвиги в российской экономике в долгосрочной перспективе»

7(49) - 2011

Вопросы экономики

УДК 33.05, 574

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

О. Ю. ПОГРЕБНЯК,

аспирант кафедры экономики и управления E-mail: pogrebnjak@mail.ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов

Российской Федерации

Иллюзия стабильности экономического роста, подтверждавшаяся ежегодным ростом валового внутреннего продукта и профицитом федерального бюджета в 2000-2008 гг., вызвала утверждение ряда ученых об отнесении к разряду среднесрочных планирования периода развития страны на 10-12 лет. Однако глобальный экономический кризис внес свои коррективы в эти прогнозы. В статье рассмотрены возможные варианты развития России до 2050 г., выполненные рядом исследовательских коллективов.

Ключевые слова: структурный, сдвиг, экономический, трансформация, рост, инновационное развитие, долгосрочный, перспектива, кризис, ресурсосбережение, окружающая среда.

Современная экономика России развивается в сложных условиях последствий глобального экономического кризиса, выход из которых невозможен без осуществления эпохальных инноваций, научно-технического переворота, связанного с переходом от индустриального к постиндустриальному технологическому способу производства.

Сложившаяся экономическая политика в сфере энергетики, экспорта углеводородов и охраны окружающей среды привела к диспропорции между экономическим результатом от использования при-родно-ресурсного потенциала страны и затратами на его воспроизводство.

Низкая эффективность природопользования не способствует реализации принципов экономического стимулирования ресурсосбережения, предусмотренных российским законодательством, нарушает экономическую и экологическую безопасность страны. В этих условиях проблема ресурсосбережения в России стала приобретать значение приоритетной, требующей первоочередного решения.

Ориентация российской экономики на эксплуатацию природных ресурсов и торговлю сырьем, на нефтедоллары как главный источник наполнения бюджета не только сейчас, но и в перспективе является недальновидной. Делая эксплуатацию своих природных ресурсов основой экономической стратегии, Россия не достигнет благосостояния в обозримом будущем и потеряет всякие шансы сделать это даже в очень отдаленной перспективе.

Автор систематизировал основные факторы нерационального формирования структуры экономики страны в связи с преимущественно сырьевой ориентацией производственного сектора.

1. Падение эффективности инвестиций в связи с ухудшением условий добычи ископаемых — сложнее становятся горно-геологические условия, растут глубина залегания и удаленность месторождений.

2. Добывающие отрасли не могут быть «локомотивом» экономики в долгосрочной перспекти-

ве, так как недра исчерпаемы, а применяемые технологии не являются инновационными.

3. Сырьевое направление развития не способствует внедрению высокотехнологичных производств, поскольку основные инвестиции направляются в нефтяную и газовую промышленность, что неизбежно ведет к дальнейшей деформации отраслевой структуры хозяйства и экспорта.

4. Ориентация в первую очередь на сырьевой комплекс искажает территориальное размещение хозяйства, так как в полном соответствии с распределением инвестиций по регионам преимущество часто имеют территории с неблагоприятными климатическими условиями, незначительным населением, неразвитой инфраструктурой, а сами регионы обречены на запустение после истощения месторождений или сокращения спроса на добываемое в них сырье.

5. Негативное воздействие добывающих предприятий и обрабатывающих отраслей на окружающую среду неизбежно, оно не может быть уменьшено ниже объективного предела, который тем выше, чем хуже горно-геологические условия добычи.

6. Для сырьевого сектора характерна очень высокая концентрация финансовых средств. Это порождает олигархию и критическую разницу в уровнях доходов населения.

7. Экспорт сырья и энергоресурсов как источник доходов госбюджета крайне нестабилен из-за сильного и плохо предсказуемого колебания мировых цен, что наглядно продемонстрировали глобальный экономический кризис и сокращение потребности в ресурсах. Приведенные аргументы доказывают нерациональность сырьевой направленности отечественной экономики в условиях ограниченности ископаемых видов топлива. Очевидна необходимость радикальных трансформаций и структурных сдвигов в экономике нашей страны в перспективе.

Трансформация экономики представляет собой последовательность институциональных и структурных преобразований, изменений механизмов функционирования всех секторов, а также инструментов и механизмов государственного управления, развития связей и принципов взаимодействия с внешним миром, нацеленных на внедрение в экономику мировых достижений науки для обеспечения прогрессивного социально-экономического развития страны.

Экономическую стратегию во всех ее компонентах (включая налоги, амортизационную политику, таможенные пошлины, условия инвестирования, финансы и банки, научные исследования) Россия должна выстраивать в четкой и жесткой ориентации на ресурсосбережение и переориентацию хозяйственного комплекса на инновационные технологии. Лишь этот путь развития обеспечит вхождение нашей страны в постиндустриальный мир.

Трансформация российской экономики должна осуществляться по пяти основным направлениям, одним из которых является повышение энергоэффективности и энергосбережения, что предусматривает необходимость структурных сдвигов в сторону повсеместного внедрения инноваций в технологическом секторе.

Инновационная деятельность предполагает научно-технический поиск путей совершенствования старых технологий, широкую диверсификацию производства, развитие наукоемких отраслей и высоких технологий. Реализация технологического потенциала энергосбережения является важным направлением при выводе страны из финансово-экономического кризиса.

Важным аспектом обеспечения экономического роста страны в долгосрочной перспективе является создание работоспособного эколого-эко-номического механизма ресурсосбережения, способствующего заинтересованности производителей продукции в экономии ресурсов, использовании вторичных энергетических и материальных региональных ресурсов на каждом рабочем месте.

Эффективность инвестиций в ресурсосбережение выше, чем в добычу полезных ископаемых. Об этом свидетельствуют три важнейших фактора.

Во-первых, по мере отработки высокорентабельных месторождений горнодобывающая отрасль становится инвестиционно менее привлекательной.

Во-вторых, высокая ресурсоемкость валового внутреннего продукта нашей страны, значительная степень износа оборудования обеспечивают весомое снижение удельных энергетических и материальных затрат при внедрении инновационного оборудования.

В-третьих, промышленный сектор — наиболее экологоемкий сектор, требующий больших расходов на природоохранную деятельность. Снижение же потребления материально-сырьевых и энергетических ресурсов способствует сокращению воздействия на окружающую среду.

Таблица 1

Энергоемкость ВВП стран мира по ППС национальных валют и потребление энергии в пересчете на душу населения

Страна

Показатель Италия Франция Германия Великобритания Китай США Восточная Европа Канада Беларусь Казахстан Россия

Энергоемкость ВВП по ППС валют, т. у. т. * / 0,20 0,24 0,26 0,28 0,34 0,37 0,40 0,44 0,48 0,73 0,78

1 000 долл. ВВП

Потребление энергии в пересчете на душу 2,97 4,25 4,13 3,89 - 8,35 - 8,16 - - 4,22

населения, т.н.э. / чел.

* Сокращения: т. у. т. — тонна условного топлива; т. н. э. — тонна нефтяного эквивалента.

Бурно развивающаяся экономика ряда стран ставит мир перед необходимостью постоянного наращивания производства энергетических ресурсов. Вследствие этого ухудшаются условия обитания человечества, что диктует необходимость введения экологических ограничителей дальнейшего прогресса. Как указывалось выше, неравномерная и недостаточная обеспеченность стран природными, в частности энергетическими, ресурсами подрывает основы глобального устойчивого развития.

В создавшихся условиях велика роль России как гаранта энергетической безопасности. Страна стоит на одном из ведущих мест в мире по объему разведанных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Занимая 11,5 % суши Земли, наша страна имеет около 35 % мировых запасов природного газа, 11 % нефти и 12 % каменного угля. В мировой добыче ТЭР доля РФ составляет: по природному газу — 28 %, по нефти — 12 %, по каменному углю — 12 % [6]. Россия является одним из ведущих экспортеров углеводородов на мировой арене.

Обладая богатыми запасами энергетического сырья, наша страна одновременно имеет чрезвычайно энергорасточительную экономику. По данным Института энергетической стратегии за 2008 г.,

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2008 Рис. 1. Эффективность использования энергии в России в 1970—2008 гг.

энергоемкость экономики России по паритету покупательной способности (ППС) национальной валюты превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран Европейского Союза — в 3,2 раза. Энергоемкость социальных расходов, соответственно, выше в 3—9 раз, эффективность использования электрической и тепловой энергии ниже в 2—6 раз (табл. 1) [1].

В результате неуклонного роста затрат на энергоснабжение и мощнейшего государственного давления на потребителей топлива предприятия вынуждены принимать срочные меры по энергосбережению.

Однако, как показали исследования, в 1968— 1985 гг. Россия уверенно наращивала ВВП и энергопотребление при одновременном увеличении эффективности при последующем резком снижении этих показателей. Россия оказалась отброшенной на уровень конца 1950-х гг. (рис. 1).

Под эффективностью использования энергии в данном случае понимается количество произведенного ВВП, измеренного в тысячах рублей, при затрате энергии, эквивалентной одной тонне условного топлива (т. у. т.).

Динамика объемов ВВП, потребления первичных ТЭР, а также показателей энергоэффективности российской экономики приведена в табл. 2. За период 2000—2008 гг. реальный рост ВВП составил 27,1 %, а энергоемкость снижалась на 5,3 % в год [5].

Для принятия срочных мер по экономии ТЭР были приняты Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эф-

7х"

63

Таблица 2

Динамика ВВП, потребления первичных ТЭР и энергоемкости российского ВВП, % к предыдущему году

Показатели 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Физический объем 110,0 105,1 104,7 107,3 105,1

ВВП

Потребление 101,3 101,1 100,0 101,5 101,1

первичных ТЭР

Энергоемкость 92,1 96,2 95,5 95,1 95,3

Снижение 100,0 96,2 91,8 87,3 86,0

энергоемкости

фективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.

Согласно последнему документу потенциал энергосбережения в России оценивается на уровне 45 % от современного объема потребления ТЭР в стране. В качестве одного из приоритетных направлений развития энергетики запланировано снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Поэтому необходимо уже сейчас осуществлять разработку и внедрение комплексной системы управления природоохранной деятельностью с учетом эффективной территориальной организации производства, использования экономических методов при сохранении государственного контроля и нормирования в области охраны окружающей среды.

Анализ отраслевой специализации хозяйственного комплекса России, проведенный автором, показал, что существующая моносырьевая топливно-энергетическая специализация угрожает энергетической безопасности, так как экономика страны находится в сильной зависимости от деятельности одного производителя, каким является ТЭК.

и

По данным Федеральной службы государственной статистики, на долю ТЭК в 2009 г. приходилось около 30 % объема промышленного производства, 42 % налоговых поступлений в бюджет, 54 % экспорта и около 45 % валютных поступлений [6].

На острую необходимость ресурсосбережения указывают признаки нерациональной структуры российской экономики: высокая доля ТЭК в хозяйственном комплексе страны, значительный износ материально-технической базы предприятий, критическое состояние окружающей среды в промышленных регионах (рис. 2).

Исходя из сказанного, целевую функцию экономической политики можно сформулировать следующим образом: экономическую стратегию России необходимо выстраивать в четкой ориентации на ресурсосбережение, модернизацию хозяйственного комплекса на основе инновационных технологий и охраны окружающей среды.

Изменения и преобразования в структуре российской экономики (переориентация сырьевой направленности на инновационные производства) носят характер структурной политики, которая располагает и собственным терминологическим

Высокая

доля ТЭК

в эколого-

экономи- —►

ческой

структуре

хозяйства

Объем промышленного производства - 30%

Налоговые поступления в бюджет - 42%

Экспорт - 54%

Причины и структура народнохозяйственных предпосылок ресурсосбережения

Критическое состояние окружающей природной среды

Высокий уровень износа оборудования - 60-80%

Устойчивое развитие и экономическая безопасность

Рис. 2. Сущность и структура народнохозяйственных предпосылок ресурсосбережения

аппаратом: структурный сдвиг, структурный кризис, реорганизация, реструктуризация, регуляция и др.

По определению О. Ю. Красильникова, под структурным сдвигом понимается «качественное изменение взаимосвязей между сопоставимыми элементами макроэкономической системы, обусловленное неравномерной динамикой» [3]. О. С. Сухарев и А. В. Малявина конкретизируют это определение с термино-методологической точки зрения, указывая на необходимость учета временного интервала процесса, способствующего изменениям двух типов: циклическим и эволюционным [7]. Согласно теории Н. Д. Кондратьева институциональное и технологическое развитие на длинных исторических периодах иногда способно сглаживать циклический характер развития [2].

По мнению автора, структурные сдвиги — это изменение пропорций экономической системы на определенном историческом этапе, вызванное макроэкономической ситуацией в мире, связанной с наличием природных ресурсов, состоянием окружающей природной среды и сформировавшимися на данном временном этапе потребностями общества.

Структурный кризис, который характеризуется длительной стагнацией в традиционных отраслях экономики и нарушениями в кредитно-денежной сфере, происходит тогда, когда старая структура начинает уступать место новым формам организации и методам регулирования экономики.

Трансформации в структуре экономики связаны не только с модернизацией старой техники и технологий, но и с изменениями спроса и предложения, довольно хорошо изученными в экономической науке. Эффективность структурных сдвигов определяется величиной изменившейся емкости отраслей в структуре экономической системы, позволяющих планомерно наращивать эффективность экономики в целом как отношение массы структурного сдвига в стоимостном выражении к величине затрат на его осуществление.

В советское время планирование развития экономики страны в основном осуществлялось на пять лет, долгосрочное же планирование предусматривалось в рамках Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на перспективу в 10—20 лет. Сравнительно недавно Минэкономразвития России стал разрабатывать прогнозы на 9—12 лет вперед, а горизонт анализа и прогноза Энергетической стратегии России расширился до 2030 г.

В настоящее время существуют зарубежные аналитические работы, содержащие попытку оценить изменение технологической структуры обще-

ства к 2050 г. [8]. Проблемами глобальной экономики, энергетики и климата на Западе занимается ряд исследовательских групп, разрабатывающих оценки на уровень до 2100 г.

При этом учитывается роль нашей страны в этом процессе, так как Россия ответственна за глобальное устойчивое развитие, при котором не ущемляются права будущих поколений. Это вызвано тем, что, во-первых, в России существует высокая концентрация природных ресурсов, принадлежащих и будущим поколениям; во-вторых, эти ресурсы уже активно используются за пределами нашей страны (около 30 % потребляемого в мире природного газа поставляется из РФ).

В нашей стране также ведутся работы с оценкой места России в координатах глобальной экономики в отдаленном будущем, определяются направления развития и структура хозяйственного комплекса страны.

Так, Б. Н. Кузык и Ю. В. Яковец исследовали два направления научно-технического и экономического развития России: инновационный прорыв (а) и инерционно-рыночная стратегия (б). Эти тенденции в долгосрочной перспективе — до 2050 г. будут иметь разные последствия для формирования структуры экономики страны [4].

В структуре межотраслевых балансов авторами выделены четыре воспроизводственных сектора: потребительский, инновационно-инвестиционный, энергосырьевой, сектор инфраструктуры. В 1980-е гг. преобладающими секторами в экономике страны были потребительский (до 38 % ВВП) и инновационно-инвестиционный (свыше 29 % ВВП). За время реформ 1990—2000 гг. лидирующими стали энергосырьевой (рост в 1,3 раза), а также инфраструктура, доля которой в валовом выпуске выросла в 2,5 раза.

Прогноз динамики доли энергосырьевого сектора в валовом выпуске продукции страны представлен в табл. 3. В состав сектора авторы

Таблица 3

Прогноз динамики доли энергосырьевого сектора в экономике России, основные цены, % к валовому выпуску

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год % Год %

1980 16,9 2020 а 19,0

1985 18,9 2020 б 24,0

1990 17,6 2030 а 18,0

1995 21,1 2030 б 23,0

1998 20,5 2040 а 17,0

2000 23,4 2040 б 23,0

2010 а 21,0 2050 а 16,0

2010 б 24,0 2050 б 23,0

Примечание: а — инновационный сценарий; б — инерционно-рыночный сценарий.

включили ТЭК, металлургию, производство лесных и строительных материалов.

В 1980-е гг. значительных структурных сдвигов в секторе не наблюдалось, он занимал 17-19 % валового выпуска. За время реформ и глубокого экономического кризиса в экономике страны в энергосырьевом секторе наблюдался рост с 17,6 до 23,4 %. В инерционно-рыночном сценарии прогноза роль энергосектора изменится незначительно. Лидирующим он останется и на долгосрочную перспективу до 2050 г. (наряду с сектором инфраструктуры).

Однако в связи с исчерпанием наиболее рентабельных месторождений полезных ископаемых дальнейший рост его доли в валовом выпуске продукции вряд ли реален. При реализации стратегии инновационного прорыва вероятно возвращение лидерства потребительского и инновационно-инвестиционного секторов, доля же энергосырьевого сектора снизится до конца периода с 27,0 до 16 %.

Потребуется радикальная структурная перестройка энергетического сектора в направлении диверсификации источников энергии, максимального использования альтернативных вторичных и возобновляемых видов энергии, освоения энергосберегающих технологий и инновационного оборудования. Существующая и прогнозируемая структура промышленности представлена в табл. 4.

Глобальный экономический кризис внес свои коррективы в эти прогнозы. В 2003-2007 гг. бюджет формировался в совершенно других экономических условиях, когда из-за высоких цен на нефть стояла задача сбережения сверхдоходов. Размер

финансового резерва превысил 8 трлн руб., что позволяло проводить активные антикризисные мероприятия. Генеральная схема развития российской электроэнергетики до 2020 г., принятая весной 2008 г., ориентировалась на потребности растущей экономики страны.

Однако в связи с экономическим кризисом встает вопрос: будут ли востребованы генерирующие мощности в условиях рецессии экономики. Отладка функций участников рынка теперь будет происходить в экстремальных условиях сжатия экономики, пересмотра инвестиционных проектов и стратегий компаний, дефицита ресурсов. Новая экономическая политика повлияет на инвестиционную привлекательность энергетической отрасли, на цены и тарифы на энергоносители, на объемы добычи нефти и природного газа.

Энергетика способна стать мощным «локомотивом» развития России, генерируя спрос на продукцию других отраслей, в частности на продукцию отраслей машиностроения, судостроения, металлургии. Развитие инфраструктур и разработка новых проектов позитивно отразится не только на энергетическом потенциале нашей страны, но и на экономическом потенциале целых макрорегионов мира.

Базис российской энергетической стратегии образуют три «стержневых принципа»: энергобезопасность, энергоэффективность и экологичность. На базе этих принципов разработана и утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Механизмами реализации намеченного являются развитие рыночной среды, стратегическое

Таблица 4

Прогноз изменений в структуре энергосырьевого сектора, % к валовому выпуску сектора

Год Топливная промышленность Электроэнергетика Черная металлургия Цветная металлургия Производство лесоматериалов Производство стройматериалов

1980 28,1 8,8 16,0 14,0 17,9 15,4

1985 32,6 9,1 14,6 13,7 16,4 13,6

1990 32,3 9,3 13,6 16,2 16,0 12,5

1995 32,1 21,5 15,6 12,2 9,2 9,3

1998 32,5 27,0 12,2 14,7 6,8 6,8

2000 42,5 13,0 13,3 18,6 7,6 5,0

2010 а 40,0 14,0 14,0 17,0 9,0 6,0

2010 б 42,0 13,0 13,0 19,0 8,0 5,0

2020 а 37,0 15,0 15,0 16,0 10,0 7,0

2020 б 40,0 13,0 14,0 18,0 9,0 6,0

2030 а 35,0 16,0 15,0 15,0 11,0 8,0

2030 б 38,0 15,0 14,0 16,0 9,0 7,0

2040 а 33,0 17,0 16,0 15,0 11,0 8,0

2040 б 37,0 16,0 14,0 16,0 10,0 7,0

2050 а 32,0 18,0 16,0 15,0 11,0 8,0

2050 б 36,0 17,0 14,0 16,0 10,0 7,0

Примечание: а - инновационный сценарий; б - инерционно-рыночный сценарий.

планирование, технологическая модернизация.

Проблема энергетической безопасности в последние годы постоянно обсуждается на форумах стран «большой восьмерки». Диалог на глобальном уровне ведется на языке стратегии, поскольку именно благодаря обмену долгосрочными планами возможна активизация совместной деятельности на принципе взаимного доверия.

Кризис обнажил две неоспоримые истины:

— финансовые рынки не всегда способны к саморегулированию;

— правительства (в национальных и мировых масштабах) никогда не смогут отказаться от ответственности за поддержание экономической стабильности.

В создавшихся условиях остро встает вопрос о решающей роли государства в восстановлении национальной и международной экономических систем. Поэтому федеральной власти предстоит решать главные задачи после кризиса:

• разработать режим регулирования рынков;

• осуществлять контроль за исполнением и восстановлением доверия к регулируемым рынкам;

• не допустить краха негосударственной финансовой системы;

• предусмотреть конкретные стимулы для реального сектора экономики (ввиду резкого спада объема частного спроса);

• не допустить длительной и широкомасштабной безработицы, которая влечет за собой экономические и социальные потери.

Остро стоит и проблема ужесточения мировых стандартов раскрытия информации для системооб-

разующих финансовых институтов, создания более жесткой системы надзора и отчетности, повышения ответственности поведения компаний с целью предотвращения перетока капитала в секторы мировой экономики со слабым регулированием.

Список литературы

1. Гуревич В. Энергорасточительная экономика // Российская бизнес-газета. 11.12.2001. № 49.

2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

3. Красильников О. Ю. Теоретико-методологические основы исследования структурных сдвигов в современной Российской экономике. М.: МГУ, 2002.

4. Кузык Б. Н, Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005.

5. Погребняк Р. Г. Экономика энергосбережения на базе утилизации вторичных ресурсов в регионе: сущность, резервы, приоритеты. М.: ВГНА Минфина России, 2008.

6. Россия в цифрах, 2009. URL: http://www.gks.ru. / bgd/regl/b09.

7. Сухарев О. С., Малявина А. В. Структурные изменения экономики: возможности измерения, постиндустриальные особенности и государственная политика // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. № 8.

8. Energy Technology Perspectives 2006, scenarios and strategies to 2050 / OECD / IEA, 2006; Tracking industrial energy efficiency and CO2 emissions / OECD / IEA, 2007.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

7х"

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.