Научная статья на тему 'Инвестиционный климат, состояние, пути решения проблем'

Инвестиционный климат, состояние, пути решения проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшенина Н. С., Рябцовская Е. А.

Горшенина Н.С., Рябцовская Е.А. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ: СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. В статье рассматривается инвестиционный климат, его состояние и пути решения его проблем, основной из которых является создание нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций в российскую экономику и особенно в лесной сектор. В настоящее время эта проблема приобретает исключительную остроту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gorshenina N.S., Ryabcovskaya E.A. THE INVESTMENT CLIMATE: CONDITION, WAY OF THE DECISION OF THE PROBLEMS. In article is considered investment climate, its condition and way of the decision of its problems the main from which is a making the normal investment climate and attraction investment in russian economy and in timber sector particularly. At present, this problem gains the exclusive quip.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат, состояние, пути решения проблем»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Н.С. ГОРШЕНИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук, Е.А. РЯБЦОВСКАЯ, студент факультета экономики и внешнеэкономических связей

Проблема создания нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций в российскую экономику и особенно в лесной сектор в настоящее время приобретает исключительную остроту.

Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвести-

ционных компаний, можно прийти к выводу, что серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кре-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006

71

диторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией.

Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и, в меньшей степени, постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.

Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей (как федеральных, так и местных) можно отнести к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности.

Еще одна проблема - это защита прав интеллектуальной собственности.

Она рассматривается как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественно, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности.

Помимо общих замечаний о неблагоприятности инвестиционного климата в России, следует назвать очень важную причину: абсолютное большинство предприятий не готовы принимать инвестиции на рыночных условиях. Они не способны, во-первых, представить должным образом подготовленные, всесторонне проработанные проекты, во-вторых, эффективно распорядиться средствами, обеспечив привлекательную для инвесторов норму прибыли на вложенный капитал, в-третьих, обеспечить «прозрачность» инвестиционного процесса, его контролируемость со стороны инвесторов.

Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов.

Компании, занимающиеся сбытом продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы, связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого ставят коррупцию на более высокое место, чем большинство других участников опроса.

Транспортные компании также подчеркивают серьезность проблем, создаваемых таможенными органами.

Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы.

В целом респондентов удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.

На территории большинства регионов России действует единый общегосударственный законодательный фон, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.

Характеристику законодательных условий инвестирования целесообразно проводить на основе анализа всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности.

Все законодательные акты можно разделить на федеральные и региональные.

В федеральном законодательстве особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Это прежде всего законодательство по свободным экономическим зонам.

Исследуя нормативную базу, регулирующую инвестиционный климат Российской Федерации, можно с уверенностью констатировать, что она далеко не совершенна. Основным правовым документом, регулирующим инвестиционную деятельность на федеральном уровне управления, является федеральный закон, само название которого вызывает вопрос, почему инвестиционная деятельность только осуществляемая в форме капитальных вложений? Например, деятельность иностранных инвесторов в России регулируется федеральным законом №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», и в названии этого закона не указывается форма данных инвестиций. Тем более, что закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме финансовых вложений, в России нет. Можно, конечно теоретически допустить, что такая деятельность регулируется другим федеральным законом, но в этом законе нет разъяснений по поводу конкретно инвестиционных финансовых вложений.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что фактически в Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует закон, регулирующий инвестиционную деятельность в целом.

Соответственно, в федеральном законе об инвестиционной деятельности необходимо определить понятие «инвестиционный климат», поскольку именно он обеспечивает достижение заданных целей в управлении инвестиционным процессом и включает в себя совокупность факторов, связанных с экономическим и ресурсным потенциалом территории, условиями хозяйствования и политической обстановкой, а также с уровнем социально-культурного развития.

В ныне действующем варианте закона нет упоминаний об инвестиционном климате и это отрицательно влияет на целеформиро-вание в государственном управлении.

Кроме того, в законе следует уточнить статус инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта, отдавая приоритетность инвестициям, способствующим решению первоочередных народнохозяйственных задач.

Необходимо дополнить состав субъектов инвестиционной деятельности, поскольку именно органы государственного и муниципального управления, по нашему мнению, должны осуществлять контроль и координацию инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.

В целях улучшения инвестиционного климата Правительством Российской Федерации реализуются несколько направлений структурных реформ. Так, особое внимание в настоящее время Министерством экономического развития и торговли уделяется реформе системы государственного управления, направленной на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику.

Заслуживает упоминания также и проводимая реформа технического регулирования, направленная на создание условий для успешного развития бизнеса на основе соответствия существующих внутри страны стандартов с международными.

Снижение налоговой нагрузки на экономику позволило улучшить финансовое состояние предприятий и расширить внутренние инвестиционные возможности российской экономики. В российской экономике в настоящее время принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.

Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны.

Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то,

чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Надо отметить, что показатель стабильности власти в течение года колебался, но в целом шел вверх.

Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодей-

ствия акционеров, менеджмента, персонала и общества.

Таким образом, в России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценка инвестиционного климата в России, даваемая зарубежными экспертами на заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверной. В связи с этим встает задача формирования крупных экономических районов из субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.