ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, СОСТОЯНИЕ, ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Н.С. ГОРШЕНИНА, доц. каф. экономики и организации л/х и л/п МГУЛ, канд. экон. наук, Е.А. РЯБЦОВСКАЯ, студент факультета экономики и внешнеэкономических связей
Проблема создания нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций в российскую экономику и особенно в лесной сектор в настоящее время приобретает исключительную остроту.
Проанализировав результаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвести-
ционных компаний, можно прийти к выводу, что серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кре-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2006
71
диторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией.
Примечательно, что само по себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и, в меньшей степени, постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.
Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей (как федеральных, так и местных) можно отнести к категории проблем, не самых первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности.
Еще одна проблема - это защита прав интеллектуальной собственности.
Она рассматривается как менее серьезная проблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более передовые производственные технологии, естественно, больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальной собственности.
Помимо общих замечаний о неблагоприятности инвестиционного климата в России, следует назвать очень важную причину: абсолютное большинство предприятий не готовы принимать инвестиции на рыночных условиях. Они не способны, во-первых, представить должным образом подготовленные, всесторонне проработанные проекты, во-вторых, эффективно распорядиться средствами, обеспечив привлекательную для инвесторов норму прибыли на вложенный капитал, в-третьих, обеспечить «прозрачность» инвестиционного процесса, его контролируемость со стороны инвесторов.
Для консультационных фирм чрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, как и банки, они в большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременных платежей клиентов.
Компании, занимающиеся сбытом продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы, связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этого ставят коррупцию на более высокое место, чем большинство других участников опроса.
Транспортные компании также подчеркивают серьезность проблем, создаваемых таможенными органами.
Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний серьезной проблемы.
В целом респондентов удовлетворяет уровень квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и своевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять западным стандартам.
На территории большинства регионов России действует единый общегосударственный законодательный фон, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.
Характеристику законодательных условий инвестирования целесообразно проводить на основе анализа всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности.
Все законодательные акты можно разделить на федеральные и региональные.
В федеральном законодательстве особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Это прежде всего законодательство по свободным экономическим зонам.
Исследуя нормативную базу, регулирующую инвестиционный климат Российской Федерации, можно с уверенностью констатировать, что она далеко не совершенна. Основным правовым документом, регулирующим инвестиционную деятельность на федеральном уровне управления, является федеральный закон, само название которого вызывает вопрос, почему инвестиционная деятельность только осуществляемая в форме капитальных вложений? Например, деятельность иностранных инвесторов в России регулируется федеральным законом №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», и в названии этого закона не указывается форма данных инвестиций. Тем более, что закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме финансовых вложений, в России нет. Можно, конечно теоретически допустить, что такая деятельность регулируется другим федеральным законом, но в этом законе нет разъяснений по поводу конкретно инвестиционных финансовых вложений.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что фактически в Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует закон, регулирующий инвестиционную деятельность в целом.
Соответственно, в федеральном законе об инвестиционной деятельности необходимо определить понятие «инвестиционный климат», поскольку именно он обеспечивает достижение заданных целей в управлении инвестиционным процессом и включает в себя совокупность факторов, связанных с экономическим и ресурсным потенциалом территории, условиями хозяйствования и политической обстановкой, а также с уровнем социально-культурного развития.
В ныне действующем варианте закона нет упоминаний об инвестиционном климате и это отрицательно влияет на целеформиро-вание в государственном управлении.
Кроме того, в законе следует уточнить статус инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта, отдавая приоритетность инвестициям, способствующим решению первоочередных народнохозяйственных задач.
Необходимо дополнить состав субъектов инвестиционной деятельности, поскольку именно органы государственного и муниципального управления, по нашему мнению, должны осуществлять контроль и координацию инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.
В целях улучшения инвестиционного климата Правительством Российской Федерации реализуются несколько направлений структурных реформ. Так, особое внимание в настоящее время Министерством экономического развития и торговли уделяется реформе системы государственного управления, направленной на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику.
Заслуживает упоминания также и проводимая реформа технического регулирования, направленная на создание условий для успешного развития бизнеса на основе соответствия существующих внутри страны стандартов с международными.
Снижение налоговой нагрузки на экономику позволило улучшить финансовое состояние предприятий и расширить внутренние инвестиционные возможности российской экономики. В российской экономике в настоящее время принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.
Сложная ситуация существует в области предсказуемости правовых или административных изменений, между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболее серьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны.
Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то,
чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Надо отметить, что показатель стабильности власти в течение года колебался, но в целом шел вверх.
Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодей-
ствия акционеров, менеджмента, персонала и общества.
Таким образом, в России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценка инвестиционного климата в России, даваемая зарубежными экспертами на заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверной. В связи с этим встает задача формирования крупных экономических районов из субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.