Научная статья на тему 'Инвестиционный климат муниципального образования в системе факторов, формирующих новое качество трудовых ресурсов'

Инвестиционный климат муниципального образования в системе факторов, формирующих новое качество трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочеваткина Элина Фаритовна

Дано целостное представление о сущности инвестиционного климата муниципального образования. анализируется механизм воздействия инвестиционных процессов, происходящих на территории муниципального образования, на динамику качественного состояния трудовых ресурсов. уточняется роль муниципалитета в создании благоприятного инвестиционного климата территории. обосновываются характеристики инвестиционных проектов, реализация которых формирует новое качество трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кочеваткина Элина Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the whole view of the investment climate essence of municipal formation. It analyses of the influence of investment processes, which take part in the territory of municipal formation, in changing of quality of labor recourses. It focuses on the role of municipality in creation of good investment climate within its territory. It also gives the main characteristics of investment projects, fruition of which forms a new quality of labor recourses.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат муниципального образования в системе факторов, формирующих новое качество трудовых ресурсов»

УДК 338.33

Э.Ф. Кочеваткина

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ НОВОЕ КАЧЕСТВО

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Дано целостное представление о сущности инвестиционного климата муниципального образования. Анализируется механизм воздействия инвестиционных процессов, происходящих на территории муниципального образования, на динамику качественного состояния трудовых ресурсов. Уточняется роль муниципалитета в создании благоприятного инвестиционного климата территории. Обосновываются характеристики инвестиционных проектов, реализация которых формирует новое качество трудовых ресурсов.

E.F. Kochevatkina INVESTMENT CLIMATE OF MUNICIPAL FORMATION IN THE SYSTEM OF LABOR RECOURSES NEW QUALITY FACTORS

This article presents the whole view of the investment climate essence of municipal formation. It analyses of the influence of investment processes, which take part in the territory of municipal formation, in changing of quality of labor recourses. It focuses on the role of municipality in creation of good investment climate within its territory. It also gives the main characteristics of investment projects, fruition of which forms a new quality of labor recourses.

Актуальность проблемы инвестиционного климата муниципального образования обусловлена тем, что основные хозяйственные процессы происходят непосредственно в местной экономике, а, следовательно, формирование нового качества трудовых ресурсов происходит под влиянием инвестиционных процессов, протекающих на территории муниципальных образований. Темпы и характер качественной динамики трудовых ресурсов зависят от уровня социально-экономического развития муниципального образования, т.е. непосредственной среды воспроизводства, формирования и использования их способностей к осуществлению трудовой деятельности. Причем данная динамика должна носить не скачкообразное межпоколенное изменение уровня профессионального образования, а непрерывное приобретение новых качественных характеристик в процессе трудовой деятельности, обеспеченной высокоразвитыми средствами производства.

Стоит отметить, что для становления нового качества основной части трудовых ресурсов необходимо соответствие динамики качественного состояния трудовых ресурсов и средств производства, которые определяют горизонт динамики качественного состояния трудовых ресурсов. В свою очередь, достигнув качественного состояния, соответствующего требованиям уровня развития средств производства, трудовые ресурсы как активная экономическая категория сами воздействуют на уровень развития средств производства. Суть данного воздействия состоит в том, что «... здоровье человека, его общая и нравственная культура, профессиональный, творческий потенциал являются

мощным комплексным фактором научно-технического и социально-экономического развития, надежной основой процветания общества и стабильности государства» [1]. Следовательно, одним из условий формирования нового качества трудовых ресурсов является функционирование на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов, обладающих материально-техническими возможностями и интеллектуальными ценностями для качественной динамики трудовых ресурсов. Это возможно лишь при вложении капитала во всех его формах в обновление производственного оборудования, технологий и материалов, то есть при осуществлении реальных инвестиционных проектов хозяйствующими субъектами.

Иными словами, одним из факторов формирования нового качества трудовых ресурсов является создание благоприятного инвестиционного климата локальной территории, административно обозначенного как муниципальное образование.

Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право прямого участия в инвестиционной деятельности [2], но реально муниципалитеты имеют законодательные и финансовые ограничения в ведении коммерческой деятельности, определенная часть чистой прибыли которой является потенциальными инвестиционными ресурсами. В ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.10.2005 г. четко прописаны виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности. Данное имущество предназначено для решения вопросов местного значения, регламентируемых статьей 14 того же закона. Как правило, они носят социальный и жилищно-коммунальный характер. Справедливо замечено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять инвестиции, «но только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) [3]». Проблема состоит в том, что к компетенции органов местного самоуправления отнесены практически все вопросы жизнеобеспечения населения. Социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство находятся в кризисном состоянии, и средств муниципалитетов хватает лишь на поддержание их в более или менее сносном состоянии. Причем расходы на их содержание носят непроизводительный характер, так как не ведут к получению прибыли, а доходы за услуги, оказываемые муниципальными предприятиями на платной основе, расходуются на ведение уставной деятельности, следовательно, не могут использоваться в виде муниципальных инвестиционных ресурсов. Собственных доходов муниципальных образований недостаточно для покрытия расходной части местных бюджетов. По данным Министерства финансов России, в 2006 году за счет собственных средств муниципальных образований были профинансированы 59% расходов, а по данным Счетной палаты - не более 40%. Недостающие средства они получают через бюджетные трансферты [4]. В этих условиях непосредственная инвестиционная деятельность муниципалитета носит весьма ограниченный характер.

В сложившейся ситуации задача органов власти состоит в создании соответствующих мотиваций, при которых интересы бизнеса совпадали бы с общественными интересами территории муниципального образования. Деятельность муниципалитетов в данном случае опосредована, то есть заключается в формировании благоприятных условий для ведения бизнеса, при которых реальные или потенциальные хозяйствующие субъекты желали бы функционировать и расширять предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования, а сами муниципалитеты использовали бы их ресурсы для решения задач социальноэкономического развития. Причем создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности также имеет правовую основу [2]. «Благоприятные условия деятельности хозяйствующих субъектов или благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих

сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах, снижение ее себестоимости, повышение конкурентоспособности и прибыльности» [5].

Совершенно очевидно, что мощнейшим, определяющим условием привлекательности инвестиционного климата муниципального образования выступает общегосударственный инвестиционный климат. Однако муниципальное образование как среда, в которой протекают инвестиционные процессы, имеет свои особенности. Во-первых, приоритетное значение имеют прямые инвестиции, вкладываемые в развитие функционирующих и создание новых хозяйствующих субъектов, результатом деятельности которых становится не только получение прибыли и, как следствие, рост доходов работников этих предприятий и организаций, но и повышение качества трудовых ресурсов данной территории. Во-вторых, в отличие от макроэкономического уровня, на котором инвестиционный климат рассматривается в основном с точки зрения политической и экономической стабильности государства, а также правовой защищенности инвесторов, муниципальный уровень представляет собой непосредственную хозяйственную среду приложения инвестиционных ресурсов.

Несформированный в российской практике единый понятийный аппарат в области инвестиционных процессов привел к множественности определений совокупности условий, позитивно или негативно влияющих на стремление инвесторов вкладывать капитал во всех его формах с целью получения положительного экономического или иного эффекта в деятельность хозяйствующих субъектов на локальной территории. Также мнения исследователей расходятся в наборе факторов, определяющих степень заинтересованности инвесторов.

С целью устранения этой проблемы была предпринята попытка анализа научных взглядов отдельных российских исследователей на совокупность факторов, образующих инвестиционный климат муниципального образования и терминологии, используемой для его обозначения. В таблице представлены взгляды российских исследователей, вызвавшие наибольший интерес.

А.Г. Воронин предлагает использование термина «инвестиционный потенциал территории», понимая под ним «совокупность факторов, определяющих уровень рисков, возникающих при осуществлении инвестиционных проектов на данной территории, а также определяющих возможность окупаемости этих проектов и получения прибыли. Другими словами, под инвестиционным потенциалом понимается привлекательность территории для инвестора, или достаточность условий для открытия и развития бизнеса [6]». Причем данная совокупность факторов классифицируется им по признаку возможного изменения, а также срокам изменений.

Понимание под инвестиционным потенциалом инвестиционной привлекательности территории не вполне уместно. Инвестиционный потенциал муниципального образования скорее характеризует инвестиционную емкость локальной территории, то есть объективные возможности хозяйствующих субъектов по потреблению инвестиций. А муниципальный инвестиционный климат представляет собой условия, сложившиеся на территории муниципального образования под воздействием объективных факторов. К тому же фактор, обозначенный как быстро изменяемый, - политика органов власти и управления в отношении инвесторов - является инструментом муниципальной инвестиционной политики, сущность которой заключается в «целенаправленной научно обоснованной деятельности органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования, улучшения качества и уровня жизни населения, образующего местное сообщество [7]».

Взгляды российских исследователей на совокупность факторов, формирующих инвестиционный климат муниципального образования

А.Г. Воронин В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская, Е.В. Тишин Л.А. Батурин, В.А. Янпольская

1. Неизменяемые факторы: - географическое положение территории - наличие природных ресурсов 2. Изменяемые факторы 2.1. Медленно изменяемые факторы: - транспортная и техническая инфраструктура - социальная, политическая и экологическая ситуация - интеллектуальный потенциал 2.2. Быстро изменяемые факторы: - местное инвестиционное законодательство - политика органов власти и управления в отношении инвесторов - географическое положение - обеспеченность природными ресурсами и их доступность - состояние окружающей среды - структурное разнообразие экономики - состояние и развитие инфраструктуры - развитие культуры и образования населения - социально-политическая стабильность - экономическая стабильность - взаимодействие органов управления с предприятиями - информационное и коммуникационное поле - нормативно-правовое поле - система льгот инвесторам 1. Неизменяемые факторы: - географическое положение - природно-климатические особенности - ресурсная обеспеченность - демографическая структура населения 2. Изменяемые факторы: - уровень образования населения - производительность и конкурентоспособность фирм и предприятий - уровень развития инфраструктуры - применение информационных технологий

В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская и Е.В. Тишин используют термин «инвестиционная привлекательность», подразумевая под ним совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности инвестиций, определяемых хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства [8].

При определении совокупности условий, положительно или негативно воздействующих на принятие решения об инвестировании в хозяйствующие объекты, расположенные на территории муниципального образования, уместнее использовать термин «инвестиционный климат муниципального образования». Инвестиционный климат представляет собой хозяйственную среду, которая сложилась под влиянием объективных факторов конкретного муниципального образования, а инвестиционная привлекательность - «это вероятность удовлетворения целей и достижения интересов определенной группы инвесторов в процессе осуществления инвестиционной деятельности при учете особенностей инвестирования, присущих данной отрасли [9]». Таким образом, инвестиционная привлекательность муниципального образования является субъективной оценкой экономической эффективности вложения инвестиционных ресурсов потенциального инвестора в отличие от инвестиционного климата, характеризуемого как объективные условия ведения бизнеса на локальной территории.

Далее. Такие факторы как нормативно-правовое поле в сфере инвестиционной деятельности и система льгот инвесторам относятся к компетенции вышестоящих уровней власти, так как регламентируются федеральными и региональными правовыми актами, по отношению к которым местное законотворчество носит подчиненный характер, а влияние на данные факторы местных властей имеет жесткие рамки законодательно закрепленных полномочий. Так, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» четко устанавливает основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления, относя к их компетенции среди прочих предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов.

«Инвестиционная привлекательность муниципальных образований состоит не в том, что местные власти могут предоставить максимальные налоговые или иные льготы, а в условиях для ведения бизнеса [10]».

Л.А. Батурин и В.А. Янпольская для обозначения среды, в которой протекают муниципальные инвестиционные процессы, оперируют термином «муниципальный инвестиционный климат», понимая под этим объективные возможности муниципального образования и условия деятельности инвестора [8], подразделяя их на практически неизменяемые и подверженные изменениям. Данная точка зрения наиболее близка авторской, но такой фактор как демографическая структура населения логичнее было бы отнести к факторам, подверженным изменению. Под воздействием мощных миграционных потоков и резкого роста урбанизации России демографическая структура населения отдельных территорий претерпевает достаточно серьезные изменения, как негативные, так и положительные.

По нашему мнению, под термином «инвестиционный климат муниципального образования» следует понимать условия, сложившиеся на территории муниципального образования под воздействием факторов, которые объективно определяют возможности и масштабы инвестиций. Минимальный набор факторов, под воздействием которых формируется муниципальный инвестиционный климат, включает:

а) статичные факторы: географическое положение территории, обеспеченность природными ресурсами;

б) динамичные факторы: состояние производственной, экономической и

социальной инфраструктуры, уровень развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры, трудовые ресурсы, степень деловой активности бизнеса, заинтересованность органов местного самоуправления в инвестициях.

Большинство исследователей, интересы которых сосредоточены в области муниципальной экономики, подчеркивают значимость человеческого фактора как одного из компонентов формирования инвестиционного климата локальной территории. Однако немногие исследователи акцентируют внимание на его роли в формировании качества трудовых ресурсов. Во многом это объясняется тем, что последствия затяжного экономического кризиса постреформенной России не позволяли рассматривать большинство муниципальных образований как потенциальную среду для приложения инвестиционных ресурсов. Стагнация производства, безработица, снижение качества жизни населения - делали невозможными не только качественную динамику трудовых ресурсов, но и сохранение реально существующего качества. В последние годы ситуация изменилась. Осознав важность инвестиционных процессов для социально-экономического развития муниципальных образований, органы местного самоуправления проводят планомерную политику по созданию благоприятного инвестиционного климата территории.

Инвестиционные процессы, протекающие на территории муниципального образования, не только создают новые рабочие места, они формируют новое качество трудовых ресурсов в результате повышения качества труда, то есть «устойчивой совокупности профессиональных, квалификационных и духовных свойств целесообразной деятельности человека, обеспечивающей создание качественной продукции, а также другого народно-хозяйственного эффекта, определяемого степенью общественной полезности результатов труда [11]».

Инвестиционные потоки - основная, а иногда и единственная, возможность динамичного развития качественных характеристик трудовых ресурсов. Отечественные исследователи Д.С. Чернейко, М. А. Клупт и В.Т. Перекрест быстрый экономический рост территорий связывают с динамичным потоком инвестиций, обусловливающим высокий темп трансформации рабочих мест, который включает: ликвидацию (сокращение) традиционных рабочих мест; модернизацию сравнительно большого количества ранее существовавших рабочих мест; создание новых, соответствующих современным высоким

технологиям рабочих мест; появление значительного числа рабочих мест в сфере неформальной занятости [12].

Активизация инвестиционной деятельности на территории муниципального образования сокращает отток квалифицированных кадров, сохраняя тем самым основу для становления нового качества трудовых ресурсов. Основными причинами перемещения трудовых ресурсов считаются неудовлетворенность материальным положением и невозможность самореализации в процессе трудовой деятельности. Инвестиционные процессы, протекающие на территории муниципального образования, позволяют решить эту проблему. Строительство новых или расширение действующих производственных предприятий создает конкуренцию на рынке труда как со стороны работодателей за высококвалифицированные кадры, так и со стороны трудовых ресурсов - за более престижную работу. Конкурентная борьба за работников, обладающих достаточной квалификацией или имеющих высокий профессиональный потенциал, предопределяет выплату более высокой заработной платы, возможность карьерного роста работников, то есть формирует высокооплачиваемую и социально защищенную прослойку трудовых ресурсов. Конкуренция со стороны трудовых ресурсов выражается в том, что сам работник начинает стремиться к получению новых профессиональных знаний и развитию своего интеллекта с тем, чтобы отвечать требованиям локального рынка труда, сложившимся под влиянием конъюнктуры локального рынка труда.

В процессе реализации реальных инвестиционных проектов возникают и укрепляются деловые связи, как на территории самого муниципального образования, так и со смежными территориями. Инвестиционная деятельность крупных предприятий, как правило, влечет за собой повышение деловой активности среднего и мелкого бизнеса. Производственный цикл выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, характерной для крупных предприятий, предопределяет его взаимодействие с мелкими фирмами по поводу выполнения работ и оказания услуг, необходимых для производства данной продукции или сопряженных с ним. Особенность малого и среднего бизнеса заключается в его высокой мобильности. Он быстро реагирует на изменения местной конъюнктуры рынка, перепрофилируя небольшие производственные мощности под его потребности.

В сфере становления нового качества трудовых ресурсов инвестиционная деятельность вызывает эффект мультипликатора. Обладателями нового качества становятся не только работники хозяйствующего субъекта, на котором осуществляются инвестиции, но и трудовые ресурсы предприятий-контрагентов данного предприятия. Происходит качественная динамика мелких и средних предпринимателей, для которых партнерские отношения с крупным бизнесом становятся стимулом расширения деятельности и получения новых знаний в организации бизнеса.

Кроме того, инвестиционные потоки выступают регуляторами уровня оплаты труда. На территориях трудоизбыточных муниципальных образований уровень оплаты труда необоснованно занижен вследствие превышения предложения рабочей силы над спросом. Инвесторы, создавая конкуренцию на рынке труда за квалифицированные местные кадры, вынуждают работодателей увеличивать заработную плату на действующих предприятиях.

Создание новых рабочих мест в процессе реализации инвестиционных проектов влияет на уровень безработицы. Специфика современной российской безработицы такова, что существует она на фоне усиливающейся нехватки трудовых ресурсов практически во всех отраслях производства. Вследствие глубокой дифференцированности отраслевой структуры и уровня экономического развития муниципальных образований структурное несоответствие качественных характеристик требованиям рынка может быть предопределено либо высокой степенью востребованности высококачественных трудовых ресурсов динамично развивающейся экономикой местного сообщества, либо низким квалификационным составом местных работников.

Анализируя причины современной отечественной безработицы, А. Коровкин отмечает, что «структурный характер безработицы обусловлен организационнотехнологической модернизацией производства и колебаниями совокупного спроса на продукцию тех или иных отраслей. Сегодня более важной ... из двух названных причин несоответствия структуры спроса на труд и его предложения является вторая, что обусловлено низкой инвестиционной активностью хозяйствующих субъектов [13]».

Безработица не только снижает уровень благосостояния населения, она крайне негативно сказывается на качестве трудовых ресурсов. В течение периода поиска работы в связи с невостребованностью на рынке труда качественная динамика трудовых ресурсов отсутствует. А в том случае, если работник находит работу не по специальности, соглашаясь на менее квалифицированный, но стабильно оплачиваемый труд, динамика носит отрицательный характер.

Общепризнано, что инвестиции в производство более эффективны по сравнению с выплатой пособий по безработице и другими мерами социальной поддержки безработных [14]. Строительство новых или расширение действующих предприятий - это обеспечение трудовых ресурсов дополнительными рабочими местами, их определенный материальный достаток и социальная защищенность, возможность повышения квалификации и профессиональных знаний.

В то же время, реструктуризация местной экономики, высвобождая часть трудовых ресурсов традиционных хозяйствующих субъектов, расширяет неформальный сектор занятости.

Инвесторы, нацеленные на получение максимального экономического эффекта на вложенные средства, исходят из соображений рациональности не только производственной структуры, но и кадровой. В неформальный сектор занятости вытесняются трудовые ресурсы, обладающие меньшей конкурентоспособностью на рынке труда реструктурируемой местной экономики, то есть работники, имеющие знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте. «Происходит отток квалифицированных и перспективных работников из формального сектора, что отрицательно сказывается на его работе [15]».

Большинство видов работ в неформальном секторе не требуют высокой квалификации. Как правило, наиболее востребованными в этом секторе являются: услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; уличная торговля, частные услуги (уборка, приготовление пищи, уход за больными), а также посредническая деятельность [16]. Рутинность выполняемых работ, бессистемный график, низкая производительность труда ведут к утрате квалификации.

Проблема чрезмерного расширения неформального сектора занятости в экономике муниципального образования может быть решена за счет режима благоприятствования тем инвестиционным проектам, которые по своей отраслевой и технологической структуре максимально приближены к уже сложившейся на данной территории.

Наглядно механизм воздействия инвестиционного климата на формирование нового качества трудовых ресурсов представлен на рисунке.

Потенциальные инвесторы, оценивая привлекательность муниципального инвестиционного климата, анализируют исходное состояние качества трудовых ресурсов территории. Объектом анализа является диапазон качественной динамики, т.е. возможность и степень обучаемости трудовых ресурсов локальной территории. Кроме того, создавая дополнительные рабочие места на территории муниципального образования, инвестор анализирует, насколько они могут быть покрыты за счет местных кадров, так как привлечение их из других районов связано с дополнительными затратами по переселению, социально-культурному и жилищно-бытовому обеспечению. Наличие или отсутствие достаточного количества кадров, отвечающих требованиям инвесторов, в конечном итоге, может стать решающим фактором в принятии решения по осуществлению инвестиционного проекта. Например, методика швейцарского исследовательского института

«ВЕЫ» по анализу привлекательности территории для инвестиционной деятельности включает оценку следующих факторов, так или иначе характеризующих качество трудовых ресурсов: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников [17].

Механизм воздействия муниципального инвестиционного климата на формирование нового качества трудовых ресурсов

Хозяйствующие субъекты, получая в распоряжение инвестиционные ресурсы, расширяют масштабы деятельности, диверсифицируют производства, повышают качество выпускаемой продукции, обусловленное практическим внедрением наукоемких технологий и оборудования. В конечном итоге инвестиции повышают занятость и доходы населения, снижают уровень безработицы и социальную напряженность в местном обществе.

Органы местного самоуправления выступают координатором инвестиционных процессов, происходящих на территории муниципального образования. Роль муниципалитета состоит в создании благоприятного инвестиционного климата территории для тех инвестиционных проектов, которые положительно повлияют не только на развитие муниципальной экономики, но и на качество жизни, в том числе и трудовой, населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. В связи с этим, любой инвестиционный проект, кроме экономической эффективности, должен включать следующие требования:

1. Сохранение или создание новых рабочих мест. Возникновение новых или расширение действующих предприятий, происходящие вследствие инвестиционных процессов, должны учитывать квалификационные характеристики трудовых ресурсов, сложившиеся под воздействием потребностей местной экономики. Нередко случается, что перепрофилирование производства приводит к несоответствию спроса и предложения на локальном рынке труда, увеличивая количество безработных. «Подобные предприятия мало что дают для решения проблем местного сообщества в области занятости и доходов [18]».

2. Обеспечение качества рабочих мест. Для сохранения здоровья работников рабочие места, создаваемые на предприятиях, должны отвечать требованиям техники безопасности, то есть содержать минимальное количество вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, а также обеспечивать травмобезопасность рабочих мест. Кроме того, для обеспечения качества трудовой жизни рабочие места должны обеспечивать эффективность и комфортность рабочего процесса. То есть при реализации инвестиционного проекта на руководителей возлагается ответственность за создание таких условий работы, которые способствуют снижению утомляемости человека и сохранению его здоровья.

3. Сохранение или улучшение экологической среды территории. Муниципальное образование представляет собой не только социально-экономическую, но и экосистему. Здоровье как компонент качества трудовых ресурсов в первую очередь зависит от экологической среды, в которой проживает человек. Ухудшение здоровья населения ведет к снижению качества трудовых ресурсов, не только реальных, но и потенциальных. У больных родителей не может быть здоровых детей.

Инвестиционные проекты, реализуемые на территории муниципального образования, должны отвечать требованиям в области охраны окружающей среды согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», а также принимаемым в соответствии с ним другим нормативным федеральным и региональным актам [19]. Органы местного самоуправления и инвесторы, принимая решение о размещении производств на территории муниципального образования, должны учитывать ближайшие и отдаленные экологические последствия реализации инвестиционных проектов.

Требования к любому инвестиционному проекту в экологическом аспекте должны содержать следующие параметры: минимум вредных выбросов в атмосферу и количества отходов, подлежащих утилизации, эффективное использование применяемых в производстве природных ресурсов, а также снижение совокупного негативного техногенного воздействия, достижение нормативных показателей качества окружающей среды, формирование экологической культуры.

4. Поддержание и развитие научно-технического и производственного потенциала муниципального образования. Для становления нового качества трудовых ресурсов необходимо, чтобы инвестиционные проекты, реализуемые на территории муниципального образования, в технико-технологическом аспекте соответствовали уровню развития производительных сил территории. Недоиспользование любого из вышеперечисленных потенциалов ведет к снижению качества трудовых ресурсов.

Сюда же следует отнести вопрос о длительности функционирования хозяйствующего субъекта, реализующего инвестиционный проект. Период деятельности предприятия не должен ограничиваться реализацией единичного инвестиционного проекта, так как после его завершения работников ожидает вынужденная безработица, а квалификационные характеристики, приобретенные ими в процессе трудовой деятельности на данном предприятии, могут оказаться не востребованными.

5. Сохранение и наращивание человеческого капитала. Инвестиционные проекты, реализуемые на территории муниципального образования, должны способствовать повышению качества трудовых ресурсов и уровня трудовой и деловой активности населения.

Перечисленные требования могут выступать в качестве критериев оценки при отборе инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации на территории муниципального образования.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в процессе реализации инвестиционных проектов трудовые ресурсы локальной территории приобретают новое качественное состояние. Формирование нового качества трудовых ресурсов становится результатом интенсивно изменяющейся местной экономики, вследствие создания новых или расширения действующих на территории муниципального образования

хозяйствующих субъектов, осуществляющих вложение капитала во всех его формах в обновление производственного оборудования, технологий и материалов.

Качественная динамика трудовых ресурсов не ограничивается повышением квалификации. Инвестиционные процессы выступают мотивацией получения профессиональных знаний и повышения интеллекта трудовых ресурсов с целью их конкурентоспособности на местном рынке труда.

В заключение отметим, что роль органов местного самоуправления заключается в создании таких условий ведения хозяйственной деятельности, при которых эффект от реализации любого инвестиционного проекта не ограничивался прибылью инвестора, а положительным образом влиял на социально-экономическое развитие местного сообщества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушмарин И.В. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и Россия / И.В. Бушмарин // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2. С. 4852.

2. Ст. 19 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. www.garant.ru

3. Ст. 15 № 129-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.10.2005 г. www.garant.ru

4. Граник И. Местным бюджетам не хватает доходов / И. Граник // «КоммерсантЪ». 2007. № 69(3645) от 24.04.2007. http://www.kommersant.ru

5. Богословский В.Н. Разработка концепции социально-экономического развития муниципальных образований до 2020 года и среднесрочной программы развития до 2010 года / В.Н. Богословский // Информационно-аналитические материалы. www.opora.ru

6. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Воронин. М.: Финансы и статистика, 2004. 176 с.

7. Методические рекомендации по формированию концепции социальноэкономического развития муниципального образования / В.Е. Рохчин, С.Ф. Жилкин, К.Н. Знаменская, Е.В. Тишин. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. С. 184-185.

8. Экономика муниципальных образований: учеб. пособие / под общ. ред. В.Г. Игнатова. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005. 544 с.

9. Бирюкова А.И. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного сектора региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.И. Бирюкова. Иркутск, 2004. 18 с.

10. Русин И.И. Конкурентоспособность муниципальных образований / И.И. Русин. http://www.library.ru.

11. Корогодин И.Т. Качество труда: содержание, проблемы роста / И.Т. Корогодин. Воронеж, 1990. 21 с.

12. Чернейко Д.С. Информационно-аналитическая инфраструктура рынка труда: проблемы развития / Д.С. Чернейко, М.А. Клупт, В.Т. Перекрест // Вопросы статистики. 2003. № 6. С. 28-33.

13. Коровкин А. Дихотомия «дефицит-безработица» на российском рынке труда / А. Коровкин. www.demoscope.ru.

14. Андреев А.В. Основы региональной экономики / А.В. Андреев, Л.М. Борисова,

Э.В. Плучевская. М.: Кнорус, 2007. 335 с.

15. Сидняшкина Е.Н. Неформальная занятость в России / Е.Н. Сидняшкина. www.irex.ru.

16. Горисов С. Масштабы и структура неформальной занятости / С. Горисов // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 115-127.

17. Савин В.А. Россия как потенциальный рынок для привлечения иностранных инвестиций / В. А. Савин. www.cfin.ru.

18. Филиппов Ю.В. Основные ориентиры разработки местной инвестиционной политики / Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева // Муниципальный мир. 2000. № 4. С. 33-36.

19. Ст. 34 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. www.garant.ru

Кочеваткина Элина Фаритовна -

доцент кафедры «Финансы и кредит»

Балаковского института бизнеса и управления

Статья поступила в редакцию 08.10.07, принята к опубликованию 20.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.