Научная статья на тему 'Правовое регулирование инвестиционной деятельности в социально-культурной сфере'

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / ЛИЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахаева Виктория Тенгизовна, Смирнов Александр Сергеевич

Рассмотрена сущность и выявлены основные проблемы нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность социально-культурной сферы. Рекомендованы направления деятельности для решения выявленных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature of lawful basis regulating investment activity of social-cultural sphere in contemporary conditions are considered by the author, main problems of lawful basis regulating investment activity are exposed by the author. Directions of activity for solution exposed problems are introduced by the author

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в социально-культурной сфере»

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2009. Экономические науки ^

УДК 338.242:658

Рахаева В.Т., Смирнов А.С.

правовое регулирование инвестиционной деятельности в социАльно-культурной сфере

В современном мире состояние социально-культурной сферы (СКС) является основным фактором, демонстрирующим степень развития общества. Данное развитие является возможным при осуществлении инвестирования в СКС, а, следовательно, необходимо создание определенных условий, т. е. определенного режима содействия и благоприятствования в законодательном порядке инвестиционной деятельности.

Формирование благоприятного режима инвестиционной деятельности в СКС посредством однородных правовых механизмов, т. е. в рамках и средствами какой-либо одной отрасли законодательства, практически невозможно, т. к. существуют: разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разные источники инвестиций (средства бюджета и собственные средства частных инвесторов), разные потребители инвестиций (государственные и частные предприятия), разные цели и формы инвестирования (на кредитной основе и путем вкладов в основной капитал). Именно поэтому на данном этапе существует множество разнообразных правовых норм и актов российского законодательства (прежде всего, постановлений Правительства и указов Президента РФ), которые регулируют инвестиции, инвестиционный процесс в целом и в СКС в частности. "В результате российское инвестиционное законодательство оказалось раздробленным и внутренне противоречивым".

Однако стоит отметить, что в действующем российском законодательстве имеется достаточный инструментарий, позволяющий, при учете мировой практики, а также российской специфики, обеспечить интересы инвесторов, например, здесь следует упомянуть такие немаловажные гражданско-правовые способы как неустойка, залог, задаток, поручительство, банковская гарантия, удержание. "Наиболее надежными для инвесторов являются государственные гарантии. Большая надежность для инвестора государственной гарантии обеспечивается не ее особым правовым режимом, а особой имущественной

надежностью субъекта- государства, дающего гарантию". Также действующим гражданским законодательством предусматривается равенство участия в отношениях, как муниципальных образований, субъектов РФ, так и юридических лиц, граждан.

Система нормативно-законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в России, включает более 30 документов. В конце 1998 года — начале 1999 года были приняты основные законодательные акты в инвестиционной сфере — вступили в силу федеральные законы "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "О Бюджете развития Российской Федерации", "О лизинге", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", "О внесении в законодательные акты изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона" "О соглашениях о разделе продукции".

В настоящее время в СКС существует определенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность, ведь законодательство (в первую очередь, кодексы и законы), координирующее бюджетные, гражданские, таможенные и т. д. отношения, в определенной мере относится и к СКС, "рассматривает ее деятельность под определенным углом зрения". Однако, на наш взгляд, должна быть создана определенная единая, логически законченная законодательная система, регулирующая деятельность СКС, а не ее отдельные стороны. Отсутствие таковой приводит к серьезным пробелам.

В частности, нормативные правовые акты не определяют, в каких случаях возникает право хозяйственного ведения, а в каких — право оперативного управления имуществом государственных предприятий социальной сферы. Законодательно не закреплены и не определены цели сохранения государством в собственности определенного количества унитарных предпри-

4-

Инновации и инвестиции

ятий СКС и закрепленных в государственной собственности пакетов акций. Так в основном законодательном акте о приватизации — Федеральном законе "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" (24 июня 1997 г.) предписывается при составлении перечня государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, приводить "обоснование выбора указанных предприятий", однако критерии, которыми необходимо руководствоваться, закон не устанавливает, следовательно, данные положения позволяют говорить в равной степени о необходимости как полной ликвидации государственных унитарных предприятий СКС путем их приватизации, так и о сохранении их значительного числа на неопределенное время в государственной собственности. Подобная неурегулированность многих вопросов, пробелы в нормативно-правовой базе вызывают необходимость принятия множества нормативных актов, имеющих частный, конкретно-прикладной характер.

Говоря о недостатках существующей нормативной базы, следует упомянуть и о ее нестабильности, ведь имеется большое число изменений, дополнений, которые вносятся в законодательные акты — "изменения в законы о налогах вносятся особенно часто, в среднем 2-3 раза в год, не считая множества подзаконных нормативных актов, выпускаемых Министерством финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Российской Федерации"; к тому же нормы принимаемых изменений, законов, актов часто противоречат уже существующим, дублируют их. Данные противоречия содержат законодательные акты, определяющие взаимоотношение органов государственной власти, осуществляющих социальные функции государственного сектора, акты, касающиеся различных аспектов регулирования и управления СКС.

Следовательно, с целью создания благоприятного режима инвестиционной деятельности СКС, необходимо принятие пакета законодательных актов, обеспечивающих стабильный и правовой режим хозяйственной деятельности российских и зарубежных инвесторов в условиях российского рынка, а так же разработка определенной единой, логически законченной законодательной системы, регулирующей деятельность СКС.

Кроме того, для развития материальной базы СКС необходима разработка законодательной базы, регулирующей лизинговую деятельность. В СКС объектами лизинга могут быть транспортные средства всех ее отраслей и главным образом — инфраструктуры (общественный и специализированный транспорт), специальные машины и оборудование предприятий жилищного и коммунального хозяйства, бытового обслуживания, школьное и медицинское оборудование и аппаратура и т. п.

Широкое распространение лизинговых операций в инвестиционных процессах экономически развитых стран мира объясняется гибкостью и разнообразием лизинговых схем (существует свыше 30 видов различных лизинговых схем, отличающихся друг от друга по типам предметов лизинга, способам использования капиталовложений, характеру взаимодействия между субъектами договорных отношений и многим другим признакам), а также экономическими преимуществами, которые лизинг приносит всем сторонам договорных отношений. В странах с развитой экономикой "доля лизинга в общем объеме инвестиций достигает 25-30 %, в то время как в России этот показатель в настоящее время по различным оценкам не превышает 1-1,5 %". За рубежом уже сложилась высокая культура проведения лизинговых операций, хотя данные операции считаются наиболее сложной разновидностью инвестиционной деятельности.

Широкое распространение механизмов лизинга объясняется следующими преимуществами:

Финансовые:

— одновременно решаются вопросы, как приобретения основных фондов, так и финансирования этой операции;

— сохраняется благоприятное для хозяйствующего субъекта соотношение между собственной и заемной частями в основном капитале;

— появляется возможность наиболее эффективного использования производственного капитала;

— субъектам лизинга предоставляются различные налоговые льготы;

Инвестиционные:

— хозяйствующему субъекту проще получить требуемое имущество в лизинг, чем ссуду на его покупку, в частности из-за того, что объект лизинга может выступать в качестве залога;

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2009. Экономические науки

— инвестирование в форме имущества снижает риск невозврата средств, поскольку за лизингодателем сохраняются права собственности на это имущество;

— лизинг не требует значительной доли собственных средств, как в случае предоставления кредита банком, так как "кредит выдается обычно на 75-80 % стоимости приобретаемого имущества, а лизинг обеспечивает 100 %-ную стоимость сделки";

Организационно-эксплуатационные:

— использование предмета лизинга способно приносить немедленный доход (без предварительной оплаты полной стоимости основных фондов), который идет на оплату лизинговых платежей и приносит прибыль лизингополучателю;

Сервисные:

— лизингополучатель имеет возможность воспользоваться большим объемом сопутствующих сервисных услуг по страхованию, транспортировке, монтажу, обучению и сервисному обслуживанию предмета лизинга;

Учетно-бухгалтерские:

—как правило, расходы по лизингу рассматриваются как текущие затраты со всеми вытекающими последствиями их калькуляции;

— лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя, что снижает его налогооблагаемую прибыль;

— обычно предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя и не учитывается на балансе лизингополучателя.

Однако при реализации лизинговых сделок встречаются следующие трудности — лизинговые операции отличаются значительной сложностью как по разработке приемлемой схемы, согласованию условий сделки, так и по документальному оформлению. "Лизингодатель должен обладать значительным собственным капиталом или иметь стабильный доступ к источнику заемных средств, а суммарная стоимость лизинга основных фондов значительно выше, чем цена покупки этого имущества за счет собственных средств или банковского кредита, поскольку включает в себя и вознаграждение лизингодателя".

В настоящее время Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге"

является основным законом, регулирующим лизинговую деятельность РФ. Он включает в себя основные положения осуществления лизинговой деятельности, как для внутреннего, так и для международного лизинга. "Здесь закреплены обязательные признаки и условия договора лизинга, отражены вопросы налогообложения, страхования, постановки на бухгалтерский учет, предоставления различных налоговых и таможенных льгот и многие другие правила, необходимые для реализации договоров лизинга".

Также выпущено Постановление Правительства РФ от 22 июля 1999 г. № 794 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О лизинге", которое внесло изменения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Данные изменения позволили лизингодателям относить на себестоимость лизинговых услуг затраты на оплату процентов по полученным заемным средствам, используемым лизингодателем для осуществления операций лизинга, а лизингополучателям относить на себестоимость продукции, выпускаемой с использованием предмета лизинга, лизинговые платежи в полном объеме.

Из-за влияния, которое способен оказать развитый рынок лизинговых услуг на инвестиционный климат в отечественной экономике, в Федеральном законе "О лизинге" были предусмотрены меры государственной поддержки лизинговых организаций, однако и здесь отсутствует ряд необходимых подзаконных актов. Следовательно, и в данном случае необходимо соблюдение обязательных условий успешного развития и функционирования лизингового бизнеса — его надежное правовое обеспечение нормами международного и национального законодательства, тем более, что все без исключения участники лизинговой сделки заинтересованы в строгих юридических гарантиях надлежащего выполнения договорных обязательств.

Инновации и инвестиции

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. № 12, 2005.

2. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: 2006. 272 с.

3. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: 2005. 462 с.

4. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. М.: 2006. 73 с.

5. Воропаев А.В. Особенности правового регули-

рования иностранных инвестиций в России // Право и политика. № 3, 2006.

6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: 2003. 272 с.

7. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование инвестиций: Учебное пособие. Ч. 1. М.: 2002. 381 с.

8. Фатхутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М.: 2006. 429 с.

УДК 338.242:638

Тафеева А.А.

инвестиционная привлекательность предприятий металлургического комплекса

Снижение темпов роста металлопотреб-ления в ряде стран в условиях наращивания мощностей по производству металлопродукции, быстрого увеличения эффективности производства, развития международной торговли сталью стало постепенно приводить к дисбалансу в возможностях производства и потребления и соответственно к выявлению производственных мощностей, во-первых, избыточных, во-вторых, устаревших технически и технологически, что стало особенно заметно на стыке XX и XXI столетий. Автор в своей статье предлагает свой подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятий металлургического комплекса.

Следует отметить, что определение инвестиционной привлекательности направлено на формирование объективной целенаправленной информации для принятия инвестиционного решения. Поэтому при подходе к ее оценке следует различать термины "уровень экономического развития" и "инвестиционная привлекательность". Если первый определяет уровень развития объекта, набор экономических показателей, то инвестиционная привлекательность характеризуется состоянием объекта, его дальнейшего развития, перспектив доходности и роста.

В отечественной экономической литературе до настоящего времени все еще не выработан единый подход к определению сущности самого понятия "инвестиционная привлекательность предприятия".

Многие исследователи, признавая существование устойчивой взаимосвязи между финансовым состоянием предприятия и его инвестиционной привлекательностью [4], допускают необходимость проведения анализа инвестиционной привлекательности с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий пользователей и их экономических интересов.

Автор статьи считает, что инвестиционная привлекательность — это экономическая категория, характеризующая совокупность факторов, обуславливающих поведение инвестора/акционера, принимающего решение о дальнейшем развитии компании/проекта, в конкретный момент времени.

Инвестиционная привлекательность — целостное представление о компании как субъекте определенного вида деятельности, которое складывается из восприятия и оценки результатов и последствий этой деятельности различными контактными группами (рис. 1). При этом оценка содержания инвестиционной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.