Научная статья на тему 'Инвестиционный фактор в реализации национальных проектов'

Инвестиционный фактор в реализации национальных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркарян В. Р.

Значение инвестиций вообще, и особенно прямых иностранных инвестиций в современной экономике, их вклад в динамику экономического роста трудно переоценить. Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных для инвесторов регионов. Тем не менее, существует ряд проблем, которые необходимо преодолеть для осуществления тех грандиозных задач, которые намечены Стратегией развития РФ на среднесрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный фактор в реализации национальных проектов»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФАКТОР В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В. р. маркарян,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории филиала ВЗФЭИ в г. Краснодаре

Специфика инвестиционной привлекательности южньхрегионов России. Одним из индикаторов экономического состояния любого региона является инвестиционный климат в нем. Благоприятный инвестиционный климат способствует быстрому развитию экономики, социальной и производственной сфер. Объем привлеченных денежных средств во многом зависит от инвестиционной привлекательности данного региона. Однако инвестиционная привлекательность — это не только защита собственности, но, в первую очередь, возможность получения более высоких, чем в других регионах, доходов от вложенных средств. Оценка инвестиционного климата Юга России определяется целым рядом взаимодействующих между собой условий и факторов.

В стратегическом плане в пользу инвестиционной привлекательности региона, конечно, выступает геополитическое положение Юга России, в целом, и Северного Кавказа, в особенности. Еще академик Юрий Жданов назвал Юг России «солнечным сплетением Евразии». Действительно, регион лежит на перекрестке стратегических транспортных путей, соединяющих Запад с Востоком и Север с Югом Евразийского континента [1].

Южные регионы России в этой связи имеют ряд преимуществ. Благоприятные климатические условия выгодно отличают Юг России от других регионов Российской Федерации. В отличие от многих других российских регионов, они лучше обеспечены инфраструктурой. Энергетическое обеспечение, конечно, нуждается в совершенствовании, тем не менее в регионе оно существует в необходимой степени. К тому же надо учитывать состояние такого очень важного фактора, как трудовые ресурсы. Северный Кавказ сегодня обладает избытком рабочей силы, в то время как Россия в целом испытывает ее дефицит. Предложение на

рынке рабочей силы превосходит спрос на нее, существует и явная, и скрытая безработица, причем и для людей с высшим образованием. На низкооплачиваемых должностях продавцов и реализаторов на рынках работают выпускники высших учебных заведений. Все больше растет количество тех, кто получил второе высшее образование. Однако большая часть из них не имеет постоянной работы по специальности.

Конечно, немаловажную роль играют факторы, связанные с предстоящей Сочинской Олимпиадой, проведение которой может дать мощный толчок к развитию всего региона—восстановлению условий нормальной жизни населения на Северном Кавказе, создание развитой инфраструктуры и т. д. Это такие факторы, которые делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов.

Поддержка федеральной власти, а также исторически мощный промышленный потенциал Юга, дополненный инфраструктурой агропромышленного комплекса, плюс порты, — все это создает особую привлекательность для инвесторов и особый инвестиционный климат в этом регионе. Все эти факторы в совокупности дают основания инвесторам рассчитывать на получение в этом регионе прибыли сразу по нескольким направлениям [2].

Кроме международного транспортного узла, Юг России выполняет и важные макроэкономические, народнохозяйственные и магистрально-инфраструктурные функции. Этот регион можно назвать «шлюзом», который через свои южные торговые ворота, с незамерзающими портами Черного и, частично, Азовского и Каспийского морей соединяет отечественную экономику с системой мирохозяйственных связей [1].

Проведенные специалистами Центра социально-экономических проблем федерализма РАН исследования по оценке инвестиционной привле-

кательности субъектов Российской Федерации по таким критериям, как геополитическое положение, климатические условия и природно-ресурсный потенциал, производственный потенциала регионов, отраслевая структура, уровень развития экономической инфраструктуры, распределили субъекты Российской Федерации по трем базовым группам. А именно: относительно инвестиционно привлекательные регионы, отличающиеся наиболее высокой инвестиционной активностью; регионы со средним уровнем инвестиционной активности и регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, имеющие самые низкие показатели инвестирования в основной капитал [2].

При этом в первую из названных групп вошло пять подгрупп регионов, во вторую группу — шесть подгрупп, а в третью группу — три подгруппы субъектов Федерации. В регионе Северного Кавказа лишь один из субъектов ЮФО — Краснодарский край — вошел в первую подгруппу, то есть отнесен к регионам с наиболее высокой инвестиционной привлекательностью [2].

Краснодарский край образует особую подгруппу, что связано с имеющимися в регионе комфортными климатическими условиями, удобным географическим положением, отраслевой структурой промышленного комплекса, густой железнодорожной сетью. Следует отметить, что хотя собственный финансовый потенциал региона можно оценить как средний, сюда широко привлекаются внешние источники финансирования инвестиций, в том числе иностранные [2].

В работе VII Международного инвестиционного форума, проходившего с 18 по 21 сентября 2008 г. в Сочи, приняло участие 58 регионов России. В их числе широко были представлены и субъекты Южного федерального округа. Примечательно, что почти половина из всех соглашений пришлась на Краснодарский край, который заключил на форуме 35 договоров на общую сумму 165 млрд руб. (4,4 млрд евро). Успешными считают итоги прошедшего форума и другие его участники, представлявшие республики, края и области ЮФО. «Если говорить об участии регионов, то за семь лет это самый представительный форум, который проводился в Сочи», — особо подчеркнул на итоговой пресс-конференции министр регионального развития РФ Дмитрий Козак. По его мнению, подписанные в ходе форума инвестпроекты «станут локомотивами развития региональных экономик» [3].

К числу основных факторов инвестиционной привлекательности края относятся:

• удобное географическое положение и хорошо развитая транспортная инфраструктура; — политическая стабильность региона;

• диверсифицированная экономика с высокой долей малого предпринимательства;

• высокий потенциал предприятий сельскохозяйственной отрасли;

• наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха;

• наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные виды субтропических культур;

• богатые природные ресурсы;

• наличие высококвалифицированной рабочей силы;

• динамично формирующаяся нормативно-правовая база.

Что же касается других регионов Северного Кавказа: Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарской Республики и Северной Осетии, то там картина несколько иная. Все они, по мнению, руководителя Центра социально-экономических проблем федерализма С. Д. Валентея, относятся к третьей группе регионов с неблагоприятным инвестиционным климатом. Причем не просто к третьей группе, а занимают место в самой низкой — третьей ее подгруппе. Причины сложившейся ситуации лежат во внеэкономической сфере. Наблюдавшаяся здесь длительное время нестабильность социально-политической ситуации вызывает обоснованные опасения инвесторов. Поэтому условия для реальных инвестиций в экономику этих субъектов Российской Федерации будут определяться успешностью и «просчитываемостью» мер в области урегулирования политических, этнокультурных и пограничных проблем всего Северо-Кавказского региона.

Здесь многое зависит от продуманной государственной политики на федеральном уровне. То, что большинство регионов Северного Кавказа принадлежит к одной подгруппе (несмотря на имеющиеся между ними различия), говорит о необходимости выработки и реализации специальной государственной программы, вписывающейся в общенациональную концепцию пространственного развития России. Однако пока такой концепции нет.

Существующая ныне практика макроэкономического индикативного планирования предполагает схему «снизу вверх», т. е. регионы разрабатывают

свою Стратегию развития и направляют ее в Министерство экономики (ранее — в Минэкономразвития). Однако вряд ли из суммы программ развития субъектов Российской Федерации, где прописаны основные направления и механизмы их развития, можно сформировать общенациональную стратегию пространственного развития. Как показывают опыт и статистика последних лет, основная часть этих программ достаточно формальна. Причина этого в том, что многие новации в области экономики и права у нас оторваны друг от друга. Поэтому принимаемые законы часто не учитывают социально-экономических реалий, а инициативы в экономической сфере не всегда учитывают особенности сложившегося правового пространства [4].

Кубань является одним из наиболее значимых регионов России. Выгодное географическое положение, климатические и природные условия объективно определяют исключительную привлекательность региона. Край является «морскими воротами» на южных рубежах России, имеет международные аэропорты, развитую сеть автомобильных и железных дорог. Недра Кубани богаты залежами нефти, газа, минеральных вод, сырьевых запасов строительных материалов. Край обладает высоким инвестиционным потенциалом и сохраняет лидерство по объему привлекаемых инвестиций, занимая первое место в ЮФО (на его долю приходится 35 процентов объема инвестиций округа) и шестое — в России.

Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма высок — компанией «Стэн-дарт энд Пурс» региону присвоен международный кредитный рейтинг «Би Би минус Позитивный» сопоставимый по масштабам с крупным европейским государством, край готов к эффективной работе с зарубежными партнерами. Для любого инвестора важнейшими условиями бизнеса являются стабильность и динамичность развития региона. Краснодарский край отвечает этим требованиям.

Социально-экономическая ситуация в крае динамично меняется к лучшему. Хозяйственный комплекс функционирует стабильно, обеспечивая реализацию принципа устойчивого развития. Ежегодно край посещают более 20 иностранных делегаций с целью укрепления партнерских отношений и поиска новых сфер сотрудничества, привлечения дополнительных инвестиций в экономику края. От иностранных инвесторов за 6 лет поступило почти 2,8 млрд долл. По объему иностранных инвестиций регион занимает 10-е место в стране [5].

В результате пятилетней презентационной деятельности в Европе на международном рынке инвестиций Краснодарский край заработал хорошую репутацию, был принят в европейский инвестиционный клуб.

Правительством России было принято решение создать в Краснодарском крае особую экономическую зону туристско-рекреационного типа в городах Анапа, Геленджик, Сочи и Туапсинском районе, общая площадь всех участков — более 1700 га. Помимо этого на границе Краснодарского края и Ростовской области будет создана особая экономическая зона игорного типа [6].

Стоит заметить, что бизнес-участники олимпийского проекта и резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) будут получать налоговые льготы. Например, на территории ОЭЗ инвестор в течение первых пяти лет освобождается от уплаты налога на имущество и транспортного налога, снижаются ставки налога на прибыль и арендной платы за земельные участки и пр. По оценке экспертов, в ближайшие годы Краснодарский край сможет принять более 4 млрд евро частных инвестиций в г. Сочи, еще 4 млрд евро — в ОЭЗ.

Согласно данным статистики Краснодарста-та объем инвестиций в курорты Кубани в 2007 г. вырос почти на 27 % и составил 6,6 млрд руб., а в 2006 г. — 5,2 млрд руб., за весь год регион посетили 12 млн туристов.

Приток инвестиций в Краснодарский край в ближайшие три года может увеличиться на 60 %, ВРП — на 68 %, сообщают пресс-службы администрации региона со ссылкой на прогноз департамента экономического развития Администрации Кубани.

«В ближайшие три года объем валового регионального продукта вырастет на 68 %, объем инвестиций — на 60 %, а средняя зарплата кубанцев — вдвое» — авторы этого оптимистического прогноза социально-экономического развития Кубани просчитали все возможные сценарии развития отраслей и доходы, которые они могут принести краевой казне в 2007—2009 гг.

По прогнозу, в 2007—2009 гг. опережающими темпами в крае будут расти строительство и торговля (10,5—10,7 % в год), промышленность (8,3 %) и связь (7,9 %). Жилья в 2009 г., как ожидается, будет построено в 2,4 раза больше, чем в 2005 г.

Рост объема инвестиций будет обеспечен в первую очередь за счет реализации таких проектов, как «Развитие Сочи как горно-климатического курорта», строительство автомагистрали Краснодар—

Абинск—Кабардинка, программа расширения КТК (Каспийский трубопроводный консорциум).

В соответствии с прогнозом, департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя будет работать над реализацией инвестиционных проектов на крупнейших винодельческих предприятиях края, привлекать на региональный рынок крупных игроков торговли и общественного питания.

Департамент строительства должен обеспечить прирост ВРП за счет новых объектов стройиндус-трии: цементных заводов корпораций Lafarge и Heidelberg в Туапсе, завода по производству стеновых блоков, бордюров и тротуарной плитки Hess, завода по производству гипса в Мостовском районе, кирпичных заводов в Геленджике и Славянском районе, завода строительных материалов на основе пенополистерола в Павловском районе.

Департамент промышленности и лесных ресурсов организует выпуск новых видов продукции глубокой переработки древесины, будет стимулировать рост выпуска продукции на Хадыженском машиностроительном заводе, на Каневском заводе газовой аппаратуры.

Департамент комплексного развития курортов и туризма должен обеспечить прирост ВРП за счет строительства парка «Добродея», курортной деревни и спортивно-оздоровительного комплекса, парка аттракционов «Тукан» в Анапе, культурно-оздоровительного комплекса в Горячем Ключе, горнолыжного туристско-спортивного комплекса в поселке Красная Поляна, спортивно-оздоровительного комплекса «Гольфгород», реконструкции пансионата «Олимпийский-Дагомыс». В рамках реализации данной программы с января 2007 г. начал работать краевой комитет по реформам и развитию при Администрации Краснодарского края [7].

Согласно приведенным данным и учитывая долговременную стратегию развития края, можно сделать вывод, что инвестиционный климат в Краснодарском крае в настоящее время достаточно благоприятен и существует тенденция его улучшения.

Геополитическая компонента инновационного развития региона. Ускоренное развитие любого региона во многом определяется наличием и реализацией инновационных стратегий, направленных на развитие реального сектора экономики и создание благоприятного инвестиционного климата.

Для комплексного решения вопроса на государственном уровне еще в 2002 г. была принята Федеральная целевая программа. Для Краснодарского края реализация ФЦП «Юг России» должна

была позволить в короткие сроки повысить темпы роста реальных экономических показателей, к которым призывает Президент РФ, а важнейшим результатом для страны должно стать повышение безопасности и политической стабильности в регионе. Стратегической целью страны является формирование экономики инноваций, поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны всемерно стимулировать, а, возможно, и создавать совместно с представителями негосударственного сектора предприятия, с помощью которых можно было бы активизировать в регионах развитие инновационных процессов и внедрение инноваций.

Пока не создано достаточных условий, позволяющих органам государственной власти субъектов Российской Федерации участвовать в управлении федеральным имуществом инновационной сферы, развивать различные виды сотрудничества с представителями негосударственного сектора, наиболее активно привлекать инвесторов для реализации инновационных программ и проектов, регламентировать все эти процессы с процессуальной точки зрения их реализации и пр. [7].

Естественно, что в формировании экономики инноваций должны обязательно участвовать и регионы. Однако в Федеральной программе развития Юга России инновационная составляющая представлена недостаточно. Изменение внешних макроэкономических условий, в которых находятся все регионы России, а не только Краснодарский край, требуют разработки новых подходов к инвестиционному планированию. При этом большинство отраслей промышленности, и особенно отрасли сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности (это особенно актуально для нашего края), столкнулись с жесткой конкуренцией за рынки сбыта.

Спрос, связанный со строительством олимпийских объектов, на строительные материалы, строительное оборудование, технику станет катализатором для бурной развивающейся строительной индустрии Краснодарского края. Однако регион предстает сегодня в качестве плохо структурированного пространства, превратившегося в арену международной конкуренции глобальных центров силы. Россия сталкивается с жесткой конкуренцией на геополитическом пространстве СНГ, откуда ее пытаются вытеснить. Ведущие мировые центры силы со всей определенностью заявляют о наличии собственных интересов в этом регионе. Стремящаяся в Евросоюз Турция довольно активно действует

на юге Украины (в Крыму), в государствах Южного Кавказа и Центральной Азии и всюду в СНГ, где есть значительное мусульманское население. В сферу «особых» американских интересов давно попали Украина, прикаспийские страны (особенно Азербайджан) и страны Южного Кавказа (прежде всего Грузия, но также и Армения) [10].

США и Евросоюз по отношению к России проводят стратегию «сдерживания», подразумевающую недопущение политической и экономической реинтеграции в Содружестве под эгидой новой России. Это наглядно проявилось в ходе расширения НАТО и ЕС на Восток и в реализации на постсоветском географическом пространстве европейской политики соседства. Не только партнерами, но и прямыми конкурентами России в регионе СНГ сегодня выступают Китай и страны АСЕАН [8].

С конца 1990-х гг. в Содружестве пролегает водораздел между «пророссийскими» и «прозападными» региональными союзами (последние олицетворяет ГУАМ, включающий Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову) [11].

Геосоперничество сильно препятствует нашим интеграционным действиям, поэтому нужны какие-либо «новые привязки», например привлекательные проекты, усиливающие «российский вектор» в противовес другим направлениям внешних связей стран Содружества, или создать Банк развития и Венчурный фонд СНГ.

Иннновационная стратегия развития территории должна базироваться на системе отношений с ближними и дальними соседями по вопросам кооперации промышленности, реализации совместных проектов.

В целом, ФЦП «Юг России» принесла положительный эффект, но во многих параметрах она не была выполнена из-за ресурсных ограничений и организационно-управленческих причин. Так, намеченное направление углубления экономических интеграционных связей, в частности с Арменией, не осуществилось только в связи с техническими причинами. Дело в том, что самый большой порт России на Черном море — Новороссийск — не выдерживает нагрузки в связи с технологическим несовершенством, и грузы из Армении идут как в Украину, так и в страны ЕС. Только за 2007 г. экспорт из Армении в Россию снизился на 4,5 %, а в страны ЕС — повысился на 27,5 %. Поэтому одним из наиболее привлекательных направлений для инвесторов является портовое хозяйство. Это касается как расширения старых портовых сооружений, так и создания новых портов.

Спрос на услуги паромных перевозок в два раза опережает предложение. Есть факт, что в конце 2007 г., начиная с сентября, фирма-перевозчик два месяца не принимала заявок, так как порт был перенасыщен. Только государство может быть гарантом бесперебойной работы паромной переправы. Государство может закупить паромы и дать их в управление частным компаниям, сохраняя за ними свой контроль.

В целом, совокупность стратегических инициатив края призвана способствовать формированию инфраструктуры культурного, экономического и политического влияния России в кавказском и черноморском регионе, созданию в этом регионе механизмов поддержания стабильности и обеспечения безопасности и т. д. [9].

С точки зрения наиболее полного использования преимуществ географического положения края и формирования в нем макрорегионального центра дистрибуции товаров и услуг, важнейшими направлениями развития транспортного комплекса являются увеличение мощностей и совершенствование инфраструктуры портов. Для этого будет реализован комплекс инвестиционных проектов, решающих задачи удовлетворения потребностей России в перевалке контейнерных грузов.

Развитию транспортного комплекса Краснодарского края будет способствовать также реализация проекта создания в окрестностях Новороссийска нового места базирования Черноморского флота России. Повышение потенциала в сфере морского транспорта может быть обеспечено за счет создания объектов двойного назначения в портовом хозяйстве и береговой инфраструктуре.

Реализация проекта такого масштаба предполагает строительство дополнительных железнодорожных подъездных путей и расширение сети автомобильных дорог, что также обеспечит повышение потенциала транспортного комплекса края.

В области морских перевозок грузов необходимо пополнение флота судоходных компаний Краснодарского края, а также привлечение флота отечественных судоходных компаний к перевозкам российских внешнеторговых и транзитных грузов портов.

Многие из вышеперечисленных направлений межрегионального сотрудничества предусмотрены действующими программами двустороннего торгово-экономического, научно-технического, социального и культурного сотрудничества с регионами-партнерами.

Реализация описанного выше комплекса стратегических действий на основе максимального исполь-

зования имеющихся конкурентных преимуществ создаст условия для увеличения вклада в достижение целей федерального Правительства и обеспечит выполнение краем функций «опорного региона».

Для повышения конкурентоспособности края и создания потенциала его развития в долгосрочной перспективе на основе обеспечения инновационной направленности экономического роста необходимо формирование современного научно-инновационного комплекса, что предполагает реализацию ряда стратегических действий, в т. ч. участие в создании системы подготовки и переподготовки управленческих кадров за счет формирования на территории ЮФО инфраструктуры ведущих российских и международных учебных заведений предполагает реализацию определенных стратегических действий, направленных на создание элементов инновационной системы.

Не будучи в состоянии заменить стратегический подход, «экономический прагматизм», однако, имеет свои резоны. В рамках обновляемого Содружества целесообразно выделить «ядро» будущей системы региональной интеграции. Последовательные усилия по его формированию — главная геополитическая и геоэкономическая задача российского государства в долгосрочной перспективе, и Краснодарскому краю как приграничному региону и «локомотиву роста» в ЮФО принадлежит в этом ведущее значение [11].

Консолидировать вокруг России регион СНГ в условиях обострившейся геополитической и мирохозяйственной конкуренции возможно лишь на основе гибкого сочетания стратегий интеграции и «привилегированного сотрудничества» с союзниками по ОДКБ/ЕврАзЭС и стратегии «добрососедства» в отношениях с остальными партнерами из числа новых независимых государств. В соответствии с этим необходимо откорректировать отношения России со странами Содружества в разных форматах. Для этого, как минимум, требуется финансирование крупных региональных инициатив в сфере экономики и содействия инновационному развитию.

Мероприятия по улучшению инвестиционного климата Юга России. Юг России, наряду с функциями важного геостратегического центра, «хлебной нивы», торговых ворот и логистического узла России, выполняет роль рекреационно-оздо-ровительного центра страны, поэтому важным и перспективным представляется развитие соответствующего отраслевого комплекса.

Конечно, Северный Кавказ — это не только Ростовская область и Краснодарский край. Есть и

такие регионы, как Дагестан, Ингушетия, Чечня, куда инвесторы пока не очень спешат. Политическая нестабильность в этих республиках Северного Кавказа является серьезным сдерживающим фактором для многих инвесторов.

Отсутствие информационного обеспечения и внятной информации не содействуют повышению инвестиционной привлекательности этих субъектов ЮФО. Для привлечения туда инвестиций нужна серьезная информационная поддержка, с тем чтобы внятно представить инвесторам, какие там условия, какие преимущества в этих трех республиках.

Прежде всего, там необходимы инвестиции в организацию малого бизнеса. Причем не с целью извлечения дохода, а для того, чтобы иметь там устойчивое занятие рабочей силы. Если там не обеспечить людей нормальной работой и нормальным доходом, то будем продолжать иметь всякого рода неприятности [10].

На Юге России достаточные условия для создания обрабатывающих предприятий, считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования, академик РАН В. В. Ивантер, Потенциал сельхозмашиностроения на Северном Кавказе уникальный. Ростов-на-Дону в этой связи имеет колоссальный опыт. Преимущество региона в том, что там инженерные кадры, вузы, которые могут готовить эти кадры, образованное население. Там огромный потенциал для развития обрабатывающей и перерабатывающей промышленности [3]. Что касается развития производства на Юге России, то нужно сказать, что доминирующим там является агропромышленный комплекс. Это в значительной мере обусловлено благоприятными природно-климатическими условиями. Приоритетные позиции занимают Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край.

Между тем сегодня потенциальные возможности региона с точки зрения развитии сельского хозяйства не используются в полной мере. Нет необходимой мотивации, не создано пока условий и инструментария активного стимулирования эффективности сельскохозяйственного производства.

Краснодарский край и Ставрополье — традиционные регионы качественного земледелия и, безусловно, их можно считать инвестиционно привлекательными. Но проблема заключается в том, что там необходимы серьезные вложения в инфраструктуру. Для того чтобы все это функционировало, необходимы дороги. Если там не будет хороших дорог, не будет и агропромышленного комплекса. Уникальные земли Юга России — это

житница, которая в условиях всемирного продовольственного кризиса могла бы прокормить не только Россию. В отношении поддержки сельского уклада жизни и инфраструктуры есть уже позитивные сдвиги, но они еще недостаточны. При этом речь идет не о помощи сельскому хозяйству как таковому или сельской промышленности. Из года в год растут объемы выпускаемой в регионе сельхоз-производства, и государству остается лишь умело применять косвенные методы стимулирования данной отрасли. Если это будет сделано, то объемы сельхозпродукции в этом регионе будут увеличены в разы [3]. Этому мешает наличие значительного диспаритета цен на технические, энергетические, агрохимические ресурсы для сельского хозяйства и его продукцию, а также недостаточная эффективность мер антимонопольной политики. Получается парадокс. Регионы — основные производители агропродовольственных ресурсов, можно сказать, «кормильцы» страны — являются одновременно и «иждивенцами», то есть, дотационными. Это, видимо, связано с некоторыми деформациями и дисфункциями в механизме макроэкономического регулирования хозяйственной системы страны [1].

Если сегодня ставится задача обеспечения продовольственной безопасности России, если действительно произвести рывок в производстве продовольствия, то ясно, что перерабатывающая промышленность и пищевая промышленность будут сосредоточены на юге страны [3].

Более того, финансовый кризис открывает для российского АПК дополнительные возможности. Мировой финансовый и продовольственный кризис не нанес непоправимого ущерба сельскому хозяйству России, а, наоборот, открывает для российских аграрников дополнительные возможности. «Россия обладает собственными и достаточно солидными возможностями, резервами для того, чтобы минимизировать риски глобального финансового и продовольственного кризиса», — сказал Д. Медведев 12 ноября 2008 г. на с встрече с членами Центрального совета Общероссийской общественной организации «Российское аграрное движение» (РАД). В то же время это создает и определенные дополнительные перспективы для российского АПК, потому что с учетом этих тенденций наша страна может в этой ситуации нарастить свой вклад в продовольственную корзину мира, считает Президент РФ Д. Медведев.

В России в этом году собран рекордный за 15 лет урожай зерновых — более 100 млн т. «Это реально хороший урожай, он позволит нам обес-

печить потребности страны в зерне и кормовой базе», — подчеркнул он, отметив, что таким образом повысится и экспортный потенциал России. Кроме того, за первые девять месяцев 2008 г. «производство сельхозпродукции выросло на 6,5 %. «Столь высокие результаты фиксируются впервые за последние семь лет», — сказал он.

По словам Д. Медведева, мировые финансовые проблемы не сорвали выполнения ранее намеченных планов по развитию социальной сферы российского села: за первое полугодие на селе построено 372 тыс. кв. м жилья, и в том числе около 200 тыс. кв. м для молодых семей. Президент назвал это хорошим показателем, предложив, что «даже в этот сложный период надо постараться, если не нарастить, то, как минимум, сохранить такую динамику». «Когда сельское хозяйство попадает в число приоритетов государства, когда государство начинает вкладывать деньги, когда развивается бизнес, то появляются результаты. Важнейшая задача — сохранить эти темпы». Тем более, что в этом году начала реализовываться пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства как продолжение приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [6].

По его словам, Россия, прежде всего, должна решать свои внутренние задачи, обеспечивать продовольствием саму себя, но необходимо пробовать пробиваться и на другие рынки. «Уверен, что в этих условиях, сложных условиях, в том числе и из-за замедления темпов роста импортного продовольствия, наш продовольственный рынок имеет все шансы расти хорошо». «Для нас важнейшая задача — сохранить эти темпы и за счет повышения инвестиционной привлекательности отрасли, и за счет реализации инфраструктурных проектов», — отметил Президент [6].

С точки зрения директора Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета В. Н. Овчинникова, там целесообразно вложение инвестиций в развитие магистральной транспортной инфраструктуры. В частности, строительство в Ростовской области крупного транзитного аэропорта «Донской хаб», создание логистического центра (узла), строительство новых портов и терминалов (в Миусском лимане). А также расширение уже действующих (в том числе для возможной передислокации баз Черноморского флота), строительство транспортного кольца, соединяющего республики Северного Кавказа (Адыгею, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию и другие) с Черноморским побережьем, прокладка русла

нового канала через Кумо-Маныческую впадину (альтернативный вариант «Волго-Дон-2»), реанимация проекта железнодорожной линии «Мичуринский ход» и др. [1].

Безусловно, важным стратегическим фактором привлечения инвестиций на Юг России является реализация олимпийского проекта «Сочи-2014». Кроме прямых инвестиций в строительство олимпийского комплекса, предполагается развитие дорожно-транспортной инфраструктуры не только Краснодарского края, но и всего региона.

Естественно, геополитическое положение Краснодарского края, а также реализация проекта «Сочи-2014» создают ему сравнительные преимущества с точки зрения инвестиционной привлекательности, однако и в других регионах Юга России есть свои серьезные потенциальные конкурентные позиции.

Речь, прежде всего, может идти о развитии высоких технологий в наукоемком секторе обрабатывающей промышленности Ростовской области. Значительный инновационно-производственный потенциал этого региона сосредоточен в Приазовской агломерации, включающей Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Азов и т.д. С моей точки зрения, там имеется солидная промышленно-про-изводственная база, кадровый, научный, технологический и информационно-ресурсный потенциал, уже созданы или формируются Центр нанотехно-логий, технопарки, Центр трансферта высоких технологий. Так, в последние годы в Майкопе создан уникальный современнейший Редукторный завод, который занял свою нишу.

Однако до сих пор регион ориентирован на развитие добывающих отраслей топливно-энергетического комплекса и развитие транспортной инфраструктуры. Развитие же высокотехнологичного комплекса наукоемких производств обрабатывающих отраслей, по моему мнению, могло бы исправить деформацию в отраслевой структуре экономики региона и предотвратить сползание региона на позиции мировой периферийной провинции. Это направление представляется перспективным не только с позиции интересов макроэкономической политики России, но и создания благоприятных условий развития социума региона [12].

Наряду с этим, перспективной представляется инвестиционная поддержка промышленного

кластера Волгограда, развитие газоконденсатно-го комплекса Астрахани и обустройство рекреа-ционно-туристского и оздоровительного комплексов в регионе Кавказских Минеральных Вод с прилегающими территориями сопредельных республик Северного Кавказа и Приазовского побережья.

В целом, развитие высокотехнологичных кластеров наукоемких промышленных производств гражданского и оборонного назначения, наряду с инфраструктурным обустройством и развитием эффективно функционирующего АПК и рекреационно-оздоровительного кластера, будут способствовать избавлению экономики России от экспортно-топливной и сырьевой зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

1. http:// www. lenty. ru/ region/ all — skavkaz. rfn. ru/shtml

2. http://www. russia-todаy. ш/2007/по_06/06_ reflétions. htm;

3. http://www. restko/ru/new

4. http://skavkaz. rfn. ru/section. html

5. http://economy. kubangov. ru/

6. http://www. kremlin. ru/

7. http://www. panorama. ru/prav/minecon. shtml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Быков А. Исторический шанс России — евразийская интеграция и трансконтинентальная кооперация (к 15-летию распада СССР и образования СНГ) // Российский экономический журнал. 2006, № 5 - 6.

9. Косикова Л. Несостоявшаяся интеграция, или почему России не удается объединить страны СНГ//Мир перемен. 2004, №1.

10. Маркарян В. Р.«Концепция устойчивого развития региональной экономики» НАУЧНЫЙ ПОИСК: По страницам докторских диссертаций. Сборник статей. Вып. 5 /РГЭУ «РИНХ». — Ростов-на-Дону: 2006.

11. Маркарян В. Р. Проблема учета геостратегических интересов при разработке экономической политики региона. НАУЧНЫЙ ПОИСК: По страницам докторских диссертаций. Сборник статей. Вып. 6 /РГЭУ «РИНХ». - Ростов-на-Дону:, 2007.

12. Маркарян В. Р. Роль государства в рыночной экономике: Монография // Ростов на-Дону: Изд-во Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». 2008, - 250 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.