Инвестиционная политика
перспективы привлечения инвестиций в южный федеральный округ: механизм государственно-частного партнерства
И. В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: decan@econ. kubsu.ru
А. А. ЗЕЛЕНСКИЙ, аспирант кафедры мировой экономики E-mail: kodak_z @km.ru Кубанский государственный университет
В статье, на основе исследования различных подходов к инвестиционной привлекательности Южного федерального округа, определяется отраслевая структура привлечения иностранных инвестиций, анализируется специфика экономики региона, рассматриваются соглашения между властью и бизнесом, что позволяет более четко планировать пути модернизации экономики юга России.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, отраслевая структура экономики, иностранные инвестиции.
Инвестиционная привлекательность Южного федерального округа (ЮФО) становится все более очевидной. Следует констатировать, что южный регион обладает значимыми базовыми преимуществами для развития экономики. В первую очередь, это выгодное экономико-географическое положение, богатый природно-ресурсный потенциал, благоприятная демографическая ситуация. В мировой экономике регионы и страны со схожими базовыми преимуществами занимают лидирующее положение. В регионах юга России приняты основные правовые акты, направленные на поддержку инвестиционной деятельности. Принятые законы направлены на повышение инвестиционной привлекательности южных районов, сокращение бюджетного дефицита, осуществление институциональных преобразований, необходимых для фор-
мирования эффективной рыночной экономики, создание и поддержание условий экономического роста ЮФО. Льготное налогообложение предоставляется юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в южных субъектах Федерации по инвестиционным проектам, включенным в региональные ресурсы, в том числе льготы банкам и другим кредитным организациям, предоставляющим средства для реализации инвестиционных проектов на территории ЮФО на срок более одного года на льготных условиях. К числу основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность ЮФО, относятся:
— развитая транспортная инфраструктура;
— значительный промышленный потенциал;
— наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
— наличие законодательства, поддерживающего инвестиционную деятельность.
По мнению экспертов, бизнес активно осваивает регион, вложения в который приносят солидные дивиденды. По оценке администрации регионов ЮФО, наиболее привлекательными отраслями являются топливно-энергетическая, металлургическая промышленность, машиностроение, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, а также туристско-рекреаци-онный комплекс.
Исследуя отраслевые и региональные особенности развития юга России, можно сделать следующие выводы. Основные экономические показатели ЮФО динамично растут, зачастую опережая среднероссийские. Высокие темпы развития демонстрируют промышленное производство и сектор розничной торговли и платных услуг населению. Именно эти отрасли представляют наибольший интерес для инвесторов.
Важно подчеркнуть благоприятность сложившегося инвестиционного климата на юге России.
Анализируя индекс промышленного производства по итогам 2008 г., следует отметить, что ЮФО оказался на втором месте (108,8 %) после Центрального федерального округа (111 %). Из трех ведущих секторов промышленности быстрее всего растут обрабатывающие производства — на 112,1 %. Это свидетельствует о сохранении положительных структурных тенденций в промышленности. Основная часть продукции этой отрасли создается в трех субъектах ЮФО — Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском крае. В 2008 г. ими было произведено 81,3 % продукции обрабатывающей промышленности ЮФО. Следует отметить и высокие темпы роста промышленности (на 1/3) в Калмыкии и Адыгее.
Кроме того, в 2008 г. отмечается устойчивая тенденция укрепления угледобывающей отрасли. После длительного периода застоя добывающие отрасли не только преодолевают кризисные явления, но и привлекают значительные инвестиционные средства в развитие производства. Например, в Восточном Донбассе только на два добывающих предприятия привлечено более 600 млн руб. Кроме того, угольная отрасль привлекает и иностранные капиталовложения. Так, в 2007 г. комбинат «Запо-рожсталь» приобрел в Ростовской области мощности по добыче и обогащению коксующегося угля (производственное объединение «Шолоховское» и шахту «Быстрянская»).
Интерес инвесторов к угледобывающей отрасли объясняется благоприятной мировой конъюнктурой. Рост цен на нефть ведет к поиску новых источников энергии в топливно-энергетическом балансе страны. В результате спрос на уголь постоянно возрастает, что стимулирует его добычу и модернизацию производства. Согласно последним данным, благодаря вводу новых мощностей добыча каменного угля в Ростовской области увеличилась на 8,8 %.
В Центральном НИИ экономики и научно-технической информации угольной промышленности
РФ проведены исследования, подтверждающие выводы о том, что инвестирование в угольную отрасль становится сейчас все более выгодным, так как цены на этот вид топлива в последнее время активно растут и этот вид продукции пользуется возрастающим спросом на всей европейской части России.
Устойчивым вниманием инвесторов пользуется также агропромышленный комплекс ЮФО. Для этого имеются объективные причины — юг России является ведущим поставщиком сельскохозяйственной продукции в стране. На долю ЮФО приходится свыше 20 % российского объема сельхозпродукции. Основная масса инвестиций идет в Краснодарский край и Ростовскую область, где создается более половины валовой агропродукции ЮФО.
Примечательно, что в республиках Северного Кавказа делают ставку на инвестиции в социально значимые и привлекательные для инвесторов программы. Так, например, в Северной Осетии реализуется проект по сооружению каскада малых ГЭС. В Кабардино-Балкарии создаются новые отраслевые комплексы по оказанию услуг для лечения и отдыха населения России и зарубежных стран. В Калмыкии с помощью отечественных и зарубежных инвесторов приступили к созданию первого в России ветроэнергопарка и завода по производству сжиженного газа. Таким образом, республики юга России с помощью инвесторов сосредоточили усилия на формировании более эффективной экономики.
Серьезное внимание инвесторов сосредоточено на развитии рекреационного комплекса ЮФО, который по-прежнему отстает из-за слабо развитой инфраструктуры и низкого качества обслуживания. Так, в Приэльбрусье разрабатывается инвестиционный проект создания туристско-рекреационной зоны. Причем проект стал одним из приоритетов развития всего юга России, включенного в федеральную целевую программу финансирования.
Особо следует отметить, что повышение инвестиционной привлекательности ЮФО позволило заняться развитием туризма даже тем субъектам, для которых эта отрасль не свойственна. Например, в Ростовской области решено создавать зоны экономического развития туристско-рекреационного типа. В первую очередь, имеются в виду курорты Приазовья, где, согласно расчетам, смогут отдыхать до 3 млн чел. в год. Это станет возможным после открытия игорной зоны «Азов-Сити». В силу того, что подобных объектов в России будет всего четыре,
этот проект является особо привлекательным для потенциальных инвесторов. Администрации Ростовской области и Краснодарского края уже ввели ряд различных льгот для инвесторов «Азов-Сити».
Положительные тенденции можно отметить и в сфере розничной торговли ЮФО. Только в I кв. 2008 г. ее оборот составил 346,9 млрд руб., что на 21,6 % (по России — на 16,7 %) больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Более половины валового объема обеспечили торговые предприятия Краснодарского края и Ростовской области (99,4 и 81,1 млрд руб. соответственно).
Оценивая объемы инвестиций в основной капитал предприятий Южного федерального округа, можно отметить следующие положительные тенденции. По данным Росстата, по состоянию на 01.01.2008 объемы инвестиций в разрезе краев и областей ЮФО составили (в млрд руб.): Краснодарский край — 224,9; Ростовская область — 126,3; Волгоградская область — 61,4; Ставропольский край — 55,4; Астраханская область — 45,6. Заметим, что явным лидером является Краснодарский край, далее следует Ростовская область и явно отстают Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край.
Юг России становится еще более значимой инвестиционной площадкой в свете проведения в Сочи зимней Олимпиады 2014 г. На Кубани реализуются инвестиционные проекты по созданию новых производств, транспортных узлов, торговых сетей, причем на Краснодарский край приходится половина всех строительных работ ЮФО.
Помимо капитального строительства, высокими темпами развивается жилищное строительство, здесь лидируют Краснодарский край — 39,1 % от об-
щего объема жилья, введенного в округе, Ростовская область — 23 %, Ставропольский край — 14,8 %.
Следует отметить и динамичное развитие потребительского рынка ЮФО. Анализ показывает, что юг России по своему потребительскому потенциалу сопоставим с рынками ряда европейских стран. Отечественные и зарубежные инвесторы могут вкладывать средства в ЮФО как напрямую, в конкретные проекты, так и через другие инвестиционные механизмы.
Одним из важнейших критериев инвестиционной привлекательности является уровень жизни жителей региона. Денежные доходы на душу населения в ЮФО за последний год возросли на 36,8 % и превысили 8 977 руб. Это существенно ниже, чем в целом по России (13 023,6 руб.), однако темпы роста доходов в ЮФО опережают среднероссийские показатели (см. таблицу).
Как показывают данные таблицы, сравнительно высоким уровнем доходов характеризуются экономически развитые субъекты ЮФО, особенно с преобладанием промышленного сектора. Самая высокая заработная плата в регионе отмечается в Краснодарском крае — 11 514,4 руб. Лишь немного ему уступает Астраханская (11 239,6 руб.), Волгоградская (11 095,4 руб.) и Ростовская (10 454,9 руб.) области.
Заработная плата в регионе увеличилась на 29,8 % (в России - на 28 %). В Дагестане, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях темпы роста зарплаты опережали среднероссийский уровень. Совокупность перечисленных факторов свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате для привлечения капиталовложений в ЮФО.
Заработная плата в ЮФО рФ в 2008 г.
регионы ЮФО номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника Реальная зарплата в % к 2007 г.
сумма, руб. В % к 2007 г.
Республика Адыгея 9 062,4 119,5 105,1
Астраханская область 11 239,6 124,6 109,1
Волгоградская область 11 095,4 132,3 117,0
Республика Дагестан 6 604,4 135,4 115,3
Республика Ингушетия 8 524,6 121,9 106,4
Кабардино-Балкарская Республика 8 445,3 130,8 115,0
Республика Калмыкия 8 032,0 131,0 113,0
Карачаево-Черкесская Республика 8 398,0 124,4 105,5
Краснодарский край 11 514,4 130,7 117,1
Ростовская область 10 454,9 129,5 113,6
Республика Северная Осетия-Алания 8 539,2 122,6 106,9
Ставропольский край 9 613,7 133,3 115,9
Чеченская Республика 10 651,9 125,1 102,3
Источник: Росстат.
Особо следует заметить, что в 2007—2008 гг., согласно расчетам Минэкономразвития, Южный федеральный округ демонстрирует самые высокие темпы роста индекса промышленного производства (119,4 %). Для сравнения (в %): Центральный округ — 115; Северо-Западный — 111,7; Приволжский — 109; Уральский — 106,1; Сибирский — 103,2; Дальневосточный — 109,7.
Развитие Южного федерального округа в настоящее время осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Юг России», общая сумма затрат по которой в 2008—2012 гг. составит 146 млрд руб. Согласно предварительным данным, в процессе реализации программы «Юг России» (на 2008—2012 гг.) денежные доходы населения увеличатся в 2,1 раза по сравнению с 2006 г. Уровень доходов консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа на душу населения к 2012 г. увеличится в 2,2 раза, инвестиции в основной капитал к 2012 г. вырастут в 2,5 раза.
Рассматривая специфику экономики ЮФО, необходимо сказать, что основными препятствиями развития Южного региона являются неэффективная структура экономики и низкая производительность труда. Исследования показывают, что в таких традиционно сильных секторах юга, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, промышленность, торговля, производительность труда составляет от 40 до 74 % от среднероссийского уровня. Из этого следует, что необходимо привлекать отечественные и зарубежные инвестиции в новые технологии, активнее применять новые методы управления для решения указанных проблем. Таким образом, несмотря на положительные тенденции последних лет, потенциал округа остается существенно недоиспользованным.
Следует отметить, что в Южном федеральном округе действуют соглашения между властью и бизнесом, в которых прописываются обязательства корпораций и предприятий по объемам производства. Именно это позволяет более четко планировать пути модернизации экономики юга России.
Надо сказать, что в ЮФО используют различные способы привлечения капитала. Помимо традиционных (налоговые льготы), в округе активно создают промышленные зоны — территории, предназначенные для размещения промышленных, коммунальных и складских предприятий, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Например, на Дону, в Ростовской области создают шесть таких зон, две из которых уже активно осваиваются.
Для динамичного развития Южного федерального округа и реализации стратегии экономического развития в 2008—2025 гг., по официальным данным, в ЮФО необходимо привлекать по 26 млрд долл. в год. Всего в экономику юга следует инвестировать порядка 520 млрд долл. Конечно, для реализации столь амбициозной задачи следует использовать все возможные ресурсы. Расчеты показывают, что средняя ежегодная потребность в инвестициях в инфраструктуру и социальную сферу ЮФО составляет более 13 млрд долл. Это почти в пять раз превышает текущий объем государственных инвестиций в экономику ЮФО. Единственным выходом из сложившейся ситуации является налаживание эффективной работы механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).
Федеральное ГЧП является инструментом бюджетного инвестирования и может применяться для целей реализации региональных проектов юга России. Следует отметить, что такая возможность появилась после 23.06.2008, когда были приняты соответствующие поправки в законодательство (постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134). Согласно поправкам, вводится понятие регионального инвестиционного проекта, финансируемого из Инвестфонда России на паритетных началах с региональным инвестфондом. Причем, в отличие от общефедеральных проектов, стоимость региональных в десять раз ниже и составляет не менее 500 млн руб. Еще в 2007 г. Национальное агентство прямых инвестиций, ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Банк УралСиб», ОАО «МДМ-Банк» и Внешэкономбанк представили новую инициативу — создание инвестиционных фондов развития юга России, которые будут существовать в форме закрытых ПИФов. Первоначальный размер эмиссии паев предварительно определен и в рублевом эквиваленте равен 100 млн долл. Первая структура такого рода — Фонд прямых инвестиций ЮФО — уже создана. Завершается работа по организации Венчурного фонда и Фонда недвижимости. Закрытый инвестиционный фонд развития юга России уже функционирует и показал высокую доходность (до 45 %), что свидетельствует о конкурентоспособности регионов юга России и их готовности к приходу инвестора.
На федеральном уровне основными инструментами государственно-частного партнерства бюджетного инвестирования являются Инвестиционный фонд РФ и ряд госкорпораций, которые являются по сути отдельными «специализированными инвестиционными фондами», через которые
Российская Федерация финансирует приоритетные проекты: подготовку к зимним Олимпийским играм 2014 г., развитие и коммерциализацию на-нотехнологий, реформы ЖКХ и др.
Представляется, что одним из главных принципов государственно-частного партнерства должен быть принцип следования государства за бизнесом в ликвидации инфраструктурных ограничений, что приведет к повышению привлекательности коммерческих проектов и росту экономики в целом. Эти предварительные выводы подтверждает анкетирование некоторых предпринимателей, банкиров, бизнесменов. Следует заметить, что механизмом разрешения и согласования спорных вопросов ГЧП может являться Общественный совет при Министерстве регионального развития РФ.
Особо следует подчеркнуть и готовность России привлекать иностранных инвесторов, в том числе и в Южный федеральный округ. Так, в условиях мирового финансового кризиса Россия предлагает зарубежным инвесторам возможность устойчивого развития, благоприятные экономические условия и выгодную реализацию инвестиционных проектов. Высокая инвестиционная привлекательность России обеспечивается преемственностью политического и экономического курса. В республиках, краях и областях ЮФО зарегистрировано несколько тысяч предприятий с иностранными инвестициями. Юг России осуществляет сотрудничество с более чем ста странами мира. Основными видами деятельности являются добыча и переработка углеводородов, производство изделий из черных и цветных металлов, продуктов переработки пищевой промышленности, оптовая торговля, производство мебели, пиломатериалов, одежды, проведение строительно-монтажных и научно-исследовательских работ, связь, трубопроводный транспорт, гипсокар-тонное производство, производство строительных смесей, сельхозтехники, производство по фасовке кофейной продукции и др. Южный федеральный округ только выигрывает от сотрудничества с зарубежными партнерами. Южные регионы получают тысячи высокооплачиваемых рабочих мест, а казна— миллиарды рублей налогов.
Иностранные инвесторы приносят в республики, края и области ЮФО не только свои капиталы, но и самое главное — новейшие технологии управления и производства в сфере строительства, машиностроения, переработки сельхозпродукции, создают здоровую конкуренцию, которая стимулирует российский бизнес модернизировать производство. Иностранные инвесторы показыва-
ют южно-российским компаниям яркий пример социальной ответственности бизнеса, масштабных инвестиций в человека. Причем эти инвестиции направляются не только на работников своих предприятий, но и на социальную поддержку тысячам жителей юга России.
Предприятия с иностранными инвестициями открывают учебные центры, обеспечивают квалифицированной технической поддержкой архитекторов, проектировщиков и строителей. Миллионы евро выделяются зарубежными партнерами на развитие социальной сферы районов. Ежегодно осуществляются благотворительные программы иностранных компаний в сотни тысяч евро, реализуются программы поддержки социально-реабилитационных центров для пожилых граждан и инвалидов, программы именных стипендий для аспирантов и студентов вузов.
Следует отметить положительную динамику прироста инвестиций, отечественных и зарубежных, в экономику Южного федерального округа. В регионах ЮФО составляются каталоги инвестиционных проектов. Для предприятий, инвестиционные проекты которых включены в реестр, в регионах предусмотрены налоговые льготы, государственные гарантии, субсидирование части процентной ставки и ряд других видов поддержки.
Стремительное движение вперед южным регионам России обеспечивает сотрудничество со стратегическими инвесторами, в том числе иностранными, которые уже заявили о расширении своего производства. Органы власти и бизнес-структуры работают совместно в рамках механизма государственно-частного партнерства, их объединяют Ассоциация европейского бизнеса, торгово-промышленные палаты регионов ЮФО, консультативные советы по иностранным инвестициям при главах администраций субъектов юга России.
Активную стимулирующую роль в обеспечении механизма государственно-частного партнерства и в расширении участия регионов юга России в международной экономической системе играют администрации субъектов ЮФО, проводя политику стимулирования экономической активности иностранных инвесторов. Органы власти регионов осуществляют выделение земельных участков в кратчайшие сроки, оформление всей документации, согласований и разрешений, необходимых для реализации проектов как иностранного, так и российского бизнеса.
В этом контексте следует выделить основные проблемы, связанные с привлечением инвести-
ционных ресурсов в Южный федеральный округ России:
- сложившийся стереотип восприятия региона (Северный Кавказ);
- отсутствие у потенциальных инвесторов обширной информации о реальном положении дел в ЮФО;
- наличие последствий экономической стагнации, длившейся несколько лет;
- неэффективная структура экономики и низкая производительность труда;
- ограниченность экономического потенциала субъектов ЮФО.
Обобщая сказанное, следует констатировать, что в развитии Южного федерального округа четко определяются позитивные перемены и перспективы: происходит изменение инвестиционного климата в лучшую сторону на основе последовательных действий власти и бизнеса; осуществляются крупные инвестиции в различные проекты; имеются предпосылки того, что работа по привлечению инвестиций становится системной; имеется положительная динамика экономических показателей региона; происходит привлечение инвестиционного капитала в новые технологии и управление.
список литературы
1. Астапович А, Григорьев Л. Иностранные инвестиции в России: проблема и перспективы: ана-
литический доклад независимых экспертов // РЖ. Сер. 2. Экономика. 1994. № 4.
2. Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений: избр. труды в 3 т. М., 2001-2002.
3. Балихина Н. В. Государственное регулирование инвестиций. М., 2003.
4. Быков О. Н. Международные отношения: трансформация глобальной структуры. М., 2003.
5. Варнавский В. Риски частных инвестиций в производственную инфрастуктуру России // МЭ и МО. 2004. № 5.
6. Гладкий Ю. Н, Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998.
7. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В. П. Колесова. М., 2002.
8. Ершов Ю. С. Экономическая оценка региональных проектов // Регион: экономика и социология. 1998. № 3.
9. Зуберевич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2003.
10. Интеграция в мировой экономике: соч. в 3 т. / Под общ. ред. Д. Пумпянского. М., 2004.
11. Кортунов С. Становление политики безопасности. Формирование политики национальной безопасности России в контексте проблем глобализации. М., 2003.
12. Косолапов Н. А. Формирование глобального миропорядка и Россия // МЭ и МО. 2004. № 11.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]