Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ'

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ЛЬГОТЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какышев Акмырат

Привлечение иностранных инвестиций является ключевым элементом стимулирования экономики России. Соответственно для привлечения инвестиций, необходимо увеличить привлекательность отраслей и территорий. В исследовании описываются, роль и значение иностранных инвестиций, а также описываются различные виды механизмов (стимулов) наращивания иностранных инвестиций в страну. К таким видам инвестиционного стимула со стороны государства относятся: «Специальный инвестиционный контракт» (СПИК), «Региональные инвестиционные проекты» (РИП), «Особых экономические зоны» (ОЭЗ), «Государственно-частное партнерство» (ГЧП), «Специальные административные зоны» (САР) и прочие налоговые и таможенные льготы. Основная цель - показать насколько сильно каждый механизм отдельно оказывают влияние на выбор потребителей, а также обратить внимание на необходимость поддержки бизнеса со стороны государства. Государство должно поощрять и давать льготы иностранным инвесторам, которые готовы вложиться не только в определенный регион, но также способствует высокотехнологичной модернизации производства в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT INCENTIVES AS A TOOL FOR ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIA

Attracting foreign investment is a key element in reviving the Russian economy. Therefore, in order to attract investment, it is necessary to increase the attractiveness of industries and territories. The study describes the role and importance of foreign investment, as well as the different types of mechanisms (incentives) to increase foreign investment in the country. These types of investment incentives provided by the state include: “Special Investment Contract” (SPIC), “Regional Investment Projects” (RIP), “Special Economic Zones” (SEZ), “Public-Private Partnership” (PPP), “Special Administrative Zones” (SAR), and other tax and customs incentives.The main goal is to show how much each mechanism affects consumer choice and to draw attention to the need for the state to support businesses. The state should encourage and provide benefits to foreign investors willing to invest not only in a particular region, but also promote high-tech modernization of production in the industry

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ»

Инвестиционные стимулы, как инструмент привлечения иностранных инвестиций в Россию

Какышев Акмырат,

аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет kakyshev01@gmail.com

Привлечение иностранных инвестиций является ключевым элементом стимулирования экономики России. Соответственно для привлечения инвестиций, необходимо увеличить привлекательность отраслей и территорий. В исследовании описываются, роль и значение иностранных инвестиций, а также описываются различные виды механизмов (стимулов) наращивания иностранных инвестиций в страну. К таким видам инвестиционного стимула со стороны государства относятся: «Специальный инвестиционный контракт» (СПИК), «Региональные инвестиционные проекты» (РИП), «Особых экономические зоны» (ОЭЗ), «Государственно-частное партнерство» (ГЧП), «Специальные административные зоны» (САР) и прочие налоговые и таможенные льготы.

Основная цель - показать насколько сильно каждый механизм отдельно оказывают влияние на выбор потребителей, а также обратить внимание на необходимость поддержки бизнеса со стороны государства. Государство должно поощрять и давать льготы иностранным инвесторам, которые готовы вложиться не только в определенный регион, но также способствует высокотехнологичной модернизации производства в промышленности.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, государство, льготы, инвестиционная политика, специальный инвестиционный контракт, инвестиционная привлекательность, особые экономические зоны, специальные административные зоны.

ш к о.

е

см см о см см

В современных условиях экономической нестабильности решающим фактором для экономики страны остается полная поддержка бизнеса со стороны государства в виде поощрения в определенные сферы экономики, создания благоприятной административной среды и увеличение инвестиционной привлекательности отраслей и территорий [1]. Именно создание условий для притока инвестиций, создание новых производств, их дальнейшая модернизация увеличивают инвестиционный потенциал территорий. Привлечение иностранных инвестиций является механизмом достижения вышеперечисленных задач. В свою очередь иностранные инвестиции делятся на прямые и портфельные инвестиции. Портфельные инвестиции это приобретение иностранными инвесторами акций и ценных бумаг российских компаний. Прямые иностранные инвестиции осуществляются созданием иностранными инвесторами на территории Российской Федерации своего предприятия. На практике более привлекательными и применяемыми являются именно прямые иностранные инвестиции [2].

Начиная с 2016 года на территории России иностранные инвесторы активно пользуются специальными льготами, в виде инструмента «Специальный инвестиционный контракт» (СПИК). По условиям «Специального инвестиционного контракта» иностранный инвестор берет на себя обязанность своими силами создать и внедрить производство высокотехнологичной промышленной продукции на территории Российской Федерации, в свою очередь муниципальные органы власти коллективно обязуются поддерживать, стимулировать инвестора и предоставлять ему льготы (например, на налоги) в течение всего периода инвестиционного проекта. СПИК по своей сути больше подходит для крупных инвестиционных проектов, цель которых модернизация с помощью внедрения высокотехнологических наработок в промышленность [11]. Максимально возможный срок заключения СПИК является 15 лет при условии суммы инвестиций не больше 50 млрд руб. Если данная сумма в проект превышает указанный порог, то проект продлевается до 25 лет [9]. Такие контракты свойственны для химической, медицинской, фармацевтической, электронной и машиностроительной промышленности. Все операции по проведению СПИК регулирует Фонд развития промышленности, который ведет свою деятельность с помощью электронного реестра через государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

Следующим примером инвестиционного стимула со стороны государства мы можем назвать

«Региональные инвестиционные проекты» (РИП). В таких проектах участники инвестируют конкретно в производство определенного товара на выбранной территории и за счет этого получают свои налоговые льготы. Такая стратегия первоначально применялась для стимуляции развития экономики таких территорий, как Сибирь и Дальний Восток, но на сегодняшний день ее можно применить в любом регионе России [4].

Не стоит также забывать о существовании в России «Особых экономических зон» (ОЭЗ). Целью создания особых экономических зон являются привлечение прямых иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, снижение затрат, развитие высокотехнологических, обрабатывающих отраслей экономики, развитие транспортной инфраструктуры, производство новых видов продуктов и развитие туризма [3]. Такие особые экономические территории или зоны предлагают особые условия для резидентов, в виде различных льгот, такие как привлекать иностранные кадры в упрощенном порядке, снижение барьеров со стороны государства, льготы на таможню и налоговые льготы. Примерами специальных зон (территорий) являются [13]:

• Знаменитый центр инноваций «Сколково». Это крупный правительственный проект, известный также под названием «Российская Кремниевая долина». Цель создания проекта - научное исследование, конструкторское введение и инновация компьютерных технологий, биомедицины, космической технологии и ядерной энергетики;

• Зоны регионального улучшения, которые стимулируют и улучшают отдельных территорий;

• Специальные экономические зоны, созданные для привлечения инвестиций в более рентабельные отрасли экономики - портовая деятельность, инновационные технологии, инженерия и медицина;

• В результате полученных санкций, связанные с ситуацией на Украине, Россия провела целый комплекс мер касаемо импортозамеще-ния, полностью переключилась на поддержания и развития местного производства. Таким образом, иностранные компании, начав свое производство на территории России в обязательном порядке будут получать преимущества, льготы и стимул со стороны правительства Российской Федерации.

Основными проблемами реализации ОЭЗ на территории Российской Федерации являются [6]:

• Сложность поиска информационной составляющей по ОЭЗ, в силу не своевременного опубликования отчетов, статей и материалов, а то и вовсе устаревшей информации на официальном сайте ОЭЗ. Это негативно сказывается при попытке правильно оценить инвестиционную привлекательность выбранной территории со стороны иностранного инвестора;

• Неэффективное кооперирование между органами власти страны на различных уровнях. На-

пример, иностранный инвестор, который получил одобрение на одном уровне власти, сталкивается с бюрократическим барьером на другом уровне. В конце концов, многие проекты затягиваются и остаются нереализованными;

• Невысокий уровень доверия иностранного инвестора к правительству Российской Федерации при высоком уровне доверия в будущий потенциал страны;

• Проблема привлечения сильных кадров в ОЭЗ или слабо развитая инфраструктура зоны;

• Проблема удовлетворения «административной ренты». Имеется ввиду прочие расходы иностранной компании на удовлетворение потребностей государства, проявляемым большим числом проверок. Данные расходы не отображаются в балансе иностранной компании и тем самым компания не получает желаемого уровня прибыли;

• Слабая координация управления территориями ОЭЗ или отсутствие эффективной системы планирования на них. Имеется ввиду, что предоставляемые правительством льготы хороши, но они низкие по сравнению с тем же Сингапуром, при этом прослеживается искусственное ограничение деятельности иностранного инвестора [10].

Для того чтобы проработать указанные нами недостатки, необходимо создать дружелюбную к иностранному инвестору информационную среду, куда в автоматическом режиме будут подключены все необходимые статистические данные с федеральных сайтов для более легкой оценки инвестиционной привлекательности искомой территории. Таким образом, на данной платформе будет все самые достоверные, проверенные, актуальные и качественные данные. Дополнительно должен быть раздел, где более упрощенно объясняется пользователю ключевые особенности ведения бизнеса на территории России.

Далее логическим ходом будет передача управленческого решений от Министерства экономического развития Российской Федерации субъектам и региональным органам управления, которые более заинтересованы в развитии конкретно своего ОЭЗ. Такая децентрализация управления облегчит систему управления в целом и снимет проблемы задержек актуальных проектов.

Следующим способом стимулирующим привлечение иностранных инвестиций является развитие механизмов «государственно-частного партнерства» (ГЧП). Самым актуальным механизмом действия ГЧП было концессионное соглашение. По концессионной модели публичный партнер оставляет за собой право собственности на объект. Данный минус такого механизма, является причиной не такого широкого распространения концессионных соглашений, ведь он ограничивает возможности модели ГЧП. Естественно в ответ на такое ограничение Российскому правительству приходиться усложнять законодательные документы касаемо ГЧП [4]. На сегод-

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

Q. в

OJ

oj

няшнии день данная ситуация уже исправлена законом о ГЧП от 1 января 2016 года. По данному закону дали добро на возможность передавать право собственности на объект частному партнеру. Из этого следует, что открылась возможность частным инвесторам применять любую модель в своих проектах ГЧП, которые ранее были ограничены.

С конца 2018 года, в силу очередных санкции со стороны Европы в России были созданы «Специальные административные зоны» (САР) [12]. Они были созданы в Приморском крае и в Калининградской области. Целью разработки САР является попыткой правительства Российской Федерации смягчить «санкционные риски». Следовательно, российские компании ведущие свой бизнес заграницей или иностранные компании в силу санкционных ограничений могут перевести полностью свой бизнес в Россию. Было введено понятие «редомициляции» - переселение зарубежных компаний в Россию. Редомицилированные зарубежные организации автоматически получают статус международных компаний [5]. Для того, чтобы стать резидентом САР, нужно подходить по следующим критериям:

• Компания-холдинг должна вести свой бизнес в нескольких государствах и обязательно иметь прямо или косвенно представительство или филиал на территории России;

• Устав компании или учредительный документ должен включать в себя пункт редомициляции;

• Лично обратится в управляющую компанию САР для того, чтобы стать участником программы;

• Быть участником Financial Action Task Force (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) или MONEYVAL (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег);

• Инвестировать в обязательном порядке не менее 50 миллионов рублей в Россию.

В 2019 году появилось концепция «международных фондов САР» для предоставления льгот некоммерческим организациям. Основной причиной является то, что часто такие крупные отрасли как здравоохранение, образование получают финансирование за счет некоммерческих организаций. Международный фонд это некорпоративная организация, для выполнения управленческих или некоммерческих функций компании участника САР [8]. Он может быть создан как редомицилирован-ным представителем компании-участника САР или регистрации нового юридического лица в САР. Условия для международных фондов САР:

• Представитель САР или новое юридическое лицо должен обратиться в управляющую компанию САР для регистрации его в качестве участника;

• На балансе должно быть не менее 50 млн рублей;

• Быть членом Financial Action Task Force или MONEYVAL;

• Цель международного фонда не будут нарушать общественный порядок в Российской Федерации [7].

Таким образом, важным моментом для правительства Российской Федерации при предоставлении возможности работать иностранным компаниям на территории России является процесс их «контроля». Понятие «контроль» в нашем случае означает не только минимальный пакет акций для управления, но и право управлять целевой деятельностью иностранных компаний в России. Следовательно, каждый раз когда иностранный инвестор хочет приобрести контроль над российской компанией или реализовать свои стратегические цели, ему необходимо предварительно получить одобрение со стороны правительства Российской Федерации. После получения одобрения и проведения сделки, в обязательном порядке поставить в известность Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС). Именно комплексных подход к развитию регионов, может обеспечить эффективное привлечение иностранных инвестиций и стимулирование экономики страны.

Литература

1. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 09.07.1999 Ш60-ФЗ (ред. от 14.07.2022);

2. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (с изменениями на 26 ноября 2020 года);

3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2015 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Официальный сайт компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_54599/

4. Гаджмимурадова Л.А. Основные стимулы для привлечения иностранных инвестиций в Россию // Актуальные вопросы развития финансовой сферы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Махачкала, 2021. С. 9295.

5. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М.: Финстатинформ, 1993. С.126;

6. Инвестиционный портал Ленинградской области. Источник: https://lenoblinvest.ru/wa-apps/site/img_data/ru/pdf/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2021-V-Rating-OEZ_23.12.pdf (Дата обращения: 27.11.2022)

7. Мировая экономика в 2 ч. Часть 1.: учебник для вузов / Р.И. Хасбулатов [и др.]; под редакцией Р.И. Хасбулатова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 689 с

8. Министерство экономического развития РФ. Источник: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvi-tiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (Дата обращения: 27.11.2022)

9. Московский инновационный кластер. Источник: https://i. moscow/measure-supports-card/c61 cca9db7d842abb517a680102862ec (Дата обращения: 26.11.2022)

10. Руководство по ведению бизнеса в Сингапуре 2020. Источник: https://www.asia-briefing.com/store/book/doing-business-singapore-2020-russian.html;

11. Сафиуллин А.Р., Губайдуллина А.И. Специальный инвестиционный контракт как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2021. № 20. С. 17-23.

12. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для ср. спец. учеб. заведений. - 2-е изд., с изм. / Н.А. Сафронов.-Мо-сква: Магистр: ИНФРА-М, 2018. - 256 с. - IS-BN978-5-16-012375-2.

13. Тупицын С.Н. Проблемы свободных экономических зон предпринимательства для привлечения иностранных инвестиций и пути их решения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 11-3 (81). С. 141-144.

14. Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон // Казань: Изд-во КГУКИ, 2017. - 158с.

15. Шомесов Д.В. «О регулировании инвестиций с точки зрения международного и внутреннего законодательства», 2021. - С. 223-229.

INVESTMENT INCENTIVES AS A TOOL FOR ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN RUSSIA

Kakyshev A.

Saint Petersburg State University

Attracting foreign investment is a key element in reviving the Russian economy. Therefore, in order to attract investment, it is necessary to increase the attractiveness of industries and territories. The study describes the role and importance of foreign investment, as well as the different types of mechanisms (incentives) to increase foreign investment in the country. These types of in-vestment incentives provided by the state include: "Special Investment Contract" (SPIC), "Regional Investment Projects" (RIP), "Special Economic Zones" (SEZ), "Public-Private Partnership" (PPP), "Special Administrative Zones" (SAR), and other tax and customs incentives. The main goal is to show how much each mechanism affects consumer choice and to draw attention to the need for the state to support businesses. The state should encourage and provide benefits

to foreign investors willing to invest not only in a particular region, but also promote high-tech modernization of production in the industry

Keywords: investment, foreign investment, state, benefits, investment policy, special investment treaty, investment attractiveness, special economic zones, special administrative zones.

References

1. "On Foreign Investment in the Russian Federation": Federal Law No. 160-FL of July 9, 1999 (as amended on July 14, 2022);

2. Law of St. Petersburg "On the Strategy for Socio-economic Development of St. Petersburg for the Period until 2035" (as amended on November 26, 2020);

3. Federal Law "On Special Economic Zones in the Russian Federation" dated July 22, 2015 No. 116-FL (as amended on July 18, 2017) // Official website of the Computer Reference Legal System ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_ LAW _54599/

4. Gadzhmimuradova L.A. The main incentives to attract foreign investment in Russia // Current issues of financial sector development. Collection of materials of IV International scientific and practical conference. Dagestan State College of National Economy. Makhachkala, 2021, pp. 92-95.

5. Doronina N.G., Semilyutina N.G. Legal regulation of foreign investment in Russia and abroad. Moscow: Finstatinform, 1993, p. 126;

6. Leningrad Oblast Investment Portal. Source: https://lenoblinvest. ru/wa-apps/site/img_data/ru/pdf/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2021-V-Rating-OEZ_23.12.pdf (date of access: 27.11.2022)

7. World economy at 2 p.m. part 1: textbook for universities / R.I. Khasbulatov [et al]; edited by R.I. Khasbulatov. - 2nd, revised and supplemented edition - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 689 p.

8. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Source: https://www.economy.gov.ru/material/directions/re-gionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_eko-nomicheskie_zony/ (Date accessed: 27.11.2022)

9. Moscow innovation cluster. Source: https://i.moscow/measure-supports-card/c61cca9db7d842abb517a680102862ec (Date accessed: 11/26/2022)

10. Singapore Doing Business Guide 2020. source: https:// www.asiabriefing.com/store/book/doing-business-singapore-2020-russian.html;

11. Safiullin A.R., Gubaidullina A.I. Special investment contract as a tool for attracting foreign direct investment // Scientific Works of the Center for Advanced Economic Research. 2021. No. 20. p. 17-23.

12. Safronov N.A. Economics of the organization (enterprise): a textbook for cf. specialist. textbook establishments. - 2nd ed., with revision. / N.A. Safronov. - Moscow: Master: INFRA -M, 2018. - 256 p. - ISBN978-5-16-012375-2.

13. Tupitsyn S.N. Problems of free economic zones of entrepre-neurship to attract foreign investment and ways to solve them // Economics and Business: theory and practice. 2021. No. 11-3 (81). S. 141-144.

14. Shmonov N.N.. Historical study of the problems of development of special economic zones // Kazan: KGUKI Publishing House, 2017. - 158p.

15. Shomesov D.V. "On the regulation of investment from the point of view of international and national legislation", 2021. - P. 223229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.