Научная статья на тему 'Инвестиционные налоговые льготы и преференции в Санкт-Петербурге'

Инвестиционные налоговые льготы и преференции в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / TAX INCENTIVES / INVESTMENTS / FREE ECONOMIC ZONES / PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Сергей Александрович, Власова Марина Сергеевна, Степченкова Ольга Сергеевна

Организации, применяющие общую систему налогообложения, несут значительное налоговое бремя. Так, средняя налоговая нагрузка по видам деятельности (ОКВЭД) составляет от 5,22% в швейном и текстильном производстве до 72,02% по операциям с недвижимым имуществом. Правительством Санкт-Петербурга в рамках реализации Стратегии-2030 поставлена цель оказать содействие привлечению инвестиций в промышленность мегаполиса. Успешная реализация поставленных целей возможна через механизм создания свободных экономических зон (СЭЗ) с особым налоговым режимом. Цель. Рассмотреть инвестиционные налоговые льготы и преференции, предоставляемые предприятиям на территории Санкт-Петербурга. Методология. В работе использованы общие методы научного познания, методы сравнительного и ретроспективного анализа. Результаты. Авторами выполнен анализ законодательных актов Санкт-Петербурга в сфере поддержки стратегических и инновационных инвестиционных проектов, налогового режима созданных особых экономических зон (ОЭЗ). Оценено влияние налоговых льгот на экономику региона и перспективы их применения. Сделан вывод, что система инвестиционных налоговых льгот ОЭЗ Санкт-Петербурга делает значительный вклад в развитие отдельных инновационных отраслей экономики. Другие системы налоговых льгот развиты недостаточно и являются малоэффективными. Так, при осуществлении инвестиционной деятельности вне ОЭЗ сохраняется высокий уровень изъятия доходов. Налогообложение отраслей в Санкт-Петербурге является непропорциональным и не учитывает их отличительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Tax Incentives and Preferences of Enterprises in St. Petersburg

Organizations employing a general tax system bear a heavy tax burden. Thus, the average tax burden by type of activity (as per the Russian National Classifier of Economic Activities) ranges from 5.22% in garment and textile manufacturing to 72.02% in real estate transactions. The Government of St. Petersburg aims to encourage investments in the city’s manufacturing industry as part of Strategy 2030. This goal can be achieved by creating free economic zones (FEZs) with a special tax regime. Aim. This study examines investment tax incentives and preferences granted to enterprises in St. Petersburg. Methods. This study employs general methods of scientific cognition through comparative and retrospective analysis. Results. The authors analyze St. Petersburg legislation, aimed at encouraging strategic and innovative investment projects, and the tax regime of the FEZs. They estimate the impact of tax incentives on the economy of the region and analyze the prospects of its implementation. They conclude that a system of investment tax incentives in the FEZs of St. Petersburg significantly contributes to the development of innovative industries. Other systems of tax incentives are underdeveloped and inefficient. For example, in the case of investment activity outside of FEZs, the rate of revenue withdrawal remains high. The tax burden of industries in St. Petersburg is disproportional and ignores the specific features of each industry.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные налоговые льготы и преференции в Санкт-Петербурге»

Инвестиционные налоговые льготы и преференции в Санкт-Петербурге

о

о

о о;

Investment Tax Incentives and Preferences of Enterprises in St. Petersburg

УДК 336.225

Васильев Сергей Александрович

заместитель председателя, член правления государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Москва), доктор экономических наук, профессор 107996, Москва, пр. Академика Сахарова, д. 9

Sergey A. Vasil'ev

Vnesheconombank — the State Corporation "Bank for Development and Foreign Economic Affairs (Vnesheconombank)" Akademika Sakharova Ave 9, Moscow, Russian Federation, 107996

Степченкова Ольга Сергеевна

главный бухгалтер ООО «Невлитмаш» 195009, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 2, корп. 4, лит. А

Ol'ga S. Stepchenkova

"Nevlitmash" Ltd.

Kondrat'evskiy Ave 2/4/A, St. Petersburg, Russian Federation, 195009

Организации, применяющие общую систему налогообложения, несут значительное налоговое бремя. Так, средняя налоговая нагрузка по видам деятельности (ОКВЭД) составляет от 5,22% в швейном и текстильном производстве до 72,02% по операциям с недвижимым имуществом. Правительством Санкт-Петербурга в рамках реализации Стратегии-2030 поставлена цель оказать содействие привлечению инвестиций в промышленность мегаполиса. Успешная реализация поставленных целей возможна через механизм создания свободных экономических зон (СЭЗ) с особым налоговым режимом. Цель. Рассмотреть инвестиционные налоговые льготы и преференции, предоставляемые предприятиям на территории Санкт-Петербурга. Методология. В работе использованы общие методы научного познания, методы сравнительного и ретроспективного анализа.

Результаты. Авторами выполнен анализ законодательных актов Санкт-Петербурга в сфере поддержки стратегических и инновационных инвестиционных проектов, налогового режима созданных особых экономических зон (ОЭЗ). Оценено влияние налоговых льгот на экономику региона и перспективы их применения. Сделан вывод, что система инвестиционных налоговых льгот ОЭЗ Санкт-Петербурга делает значительный вклад в развитие отдельных инновационных отраслей экономики. Другие системы налоговых льгот развиты недостаточно и являются малоэффективными. Так, при осуществлении инвестиционной деятельности вне ОЭЗ сохраняется высокий уровень изъятия доходов. Налогообложение отраслей в Санкт-Петербурге является непропорциональным и не учитывает их отличительные черты.

Ключевые слова: налоговые льготы, инвестиции, свободные экономические зоны, преференции

Organizations employing a general tax system bear a heavy tax burden. Thus, the average tax burden by type of activity (as per the Russian National Classifier of Economic Activities) ranges from 5.22% in garment and textile manufacturing to 72.02% in real estate transactions. The Government

Власова Марина Сергеевна

доцент Международного банковского института, кандидат экономических наук 191011, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 60

Marina S. Vlasova

International Banking Institute Nevskiy Ave 60, St. Petersburg, Russian Federation, 191011

of St. Petersburg aims to encourage investments in the city's manufacturing industry as part of Strategy 2030. This goal can be achieved by creating free economic zones (FEZs) with a special tax regime. Aim. This study examines investment tax incentives and preferences granted to enterprises in St. Petersburg. Methods. This study employs general methods of scientific cognition through comparative and retrospective analysis.

Results. The authors analyze St. Petersburg legislation, aimed at encouraging strategic and innovative investment projects, and the tax regime of the FEZs. They estimate the impact of tax incentives on the economy of the region and analyze the prospects of its implementation. They conclude that a system of investment tax incentives in the FEZs of St. Petersburg significantly contributes to the development of innovative industries. Other systems of tax incentives are underdeveloped and inefficient. For example, in the case of investment activity outside of FEZs, the rate of revenue withdrawal remains high. The tax burden of industries in St. Petersburg is disproportional and ignores the specific features of each industry. Keywords: tax incentives, investments, free economic zones, preferences

В настоящее время значительная роль в социально-экономическом развитии России отводится регионам. Это важно в период, когда экономика России претерпевает важные изменения и учится работать в условиях санкций [1]. При этом основной задачей на долгосрочную перспективу является реализация поставленных стратегических целей в рамках основных направлений социально-экономического развития России на период до 2020 г., а именно создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата. Немаловажной задачей является переход к новой модели пространственного развития российской экономики [2]. В этих условиях устойчивое развитие регионов является важнейшим фактором на пути выхода экономики России из сложных условий ведения бизнеса и становится стратегической задачей на ближайшую перспективу. Особенно это актуально в сфере вовлечения регионов в производство высокотехнологичной продукции.

Для реализации поставленных целей в Санкт-Петербурге были приняты соответствующие программы развития региона.

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 г. № 355 «О Стратегии экономического

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

179,7

152,9 152,3

142,6

125,1 122

100

77,2

71,7

63>6 59,7 59,1

Д 49,7

^ ^ & ¿Г

У * * ^ / ^

////УУ У У^

<

г

о т

< >

Рис. 1. Индекс налоговой нагрузки ТТ1

Составлено по: данным КРМв.

и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». В частности, одной из стратегических целей, указанной в 1.3.1, является создание в Санкт-Петербурге условий для обеспечения устойчивого экономического роста на основе экономики знаний. В рамках поставленной цели были выделены программно-целевые установки, такие как 1.3.1.1. Улучшение делового климата в Санкт-Петербурге; 1.3.1.5. Развитие научного, научно-технического и инновационного потенциала Санкт-Петербурга; повышение эффективности использования результатов сектора поисковых исследований и разработок в регионе; 1.3.1.6. Повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга.

2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 г. № 495 (ред. от 26 января 2016 г.) «О государственной программе Санкт-Петербурга „Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы». В данном документе указано, что общий объем финансирования государственной программы составляет 12 517 335 900 руб. за период с 2015-го по 2020 г. Еще одной целью программы является содействие привлечению инвестиций в промышленность Санкт-Петербурга, которые в должной мере должны позиционировать Санкт-Петербург как центр импортозамещения и локализации — Инновационный Санкт-Петербург.

Успешная реализация поставленных целей возможна через механизм создания свободных экономических зон (СЭЗ) с особым налоговым режимом [Там же]. В Санкт-Петербурге действуют три основных режима: общая система налогообложения (ОСНО), специальные режимы и режим особой экономической зоны (ОЭЗ), который предусматривает значительные налоговые послабления.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, несут значительное налоговое бремя. Так, средняя налоговая нагрузка по видам деятельности (ОКВЭД) составляет от 5,22% в швейном и текстильном производстве до 72,02% по операциям с недвижимым имуществом [3]. При этом налоговые ставки являются общими для всех видов деятельности и не учитывают особенности конкретных отраслей.

Компания КРМй, одна из крупнейших в мире консалтинговых компаний в области налогообложения, проанализировала величину корпоративных налогов, относящихся к различным сферам (от производственных предприятий до компаний 1Т) в 14 странах мира. Результатом исследования стал индекс ТТ1, отражающий уровень налогового бремени [4]. За базовый показатель был принят уровень налоговой нагрузки в США — 100 пунктов. Россия в данном рейтинге занимает 10-е место с показателем в 71,7 пункта (рис. 1).

Согласно диаграмме, российская система налогообложения является более привлекательной, в частности, чем система налогообложения Франции (выше российского более чем на 100 пунктов) и США (выше российского на 28 пунктов). Наиболее низкий индекс показала Индия (ниже российского на 22 пункта). Расчет индекса ТТ1 для городов показал следующее: Санкт-Петербург (67,8) находится примерно на одном уровне с Манчестером (66) и Шанхаем (68), а Москва (75,7) — с Амстердамом (76,9), но незначительно опережает Лондон (79).

Анализ представленных данных показывает, что государство находится на «распутье»: надо решать задачи пополнения бюджета (и как показывают приведенные данные — для этого есть резервы) и задачи по развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Модернизация российской экономики путем стимулирования инвестиционной деятельности является одним из приоритетных методов развития народного хозяйства. В основе данного метода находятся налоговые льготы и преференции, предусмотренные специально для инвесторов.

Механизм налоговых льгот стал неотъемлемой частью поддержки развития реального сектора экономики России, которому требуются значительные капитальные вложения, притом что внутренние свободные финансовые ресурсы субъектов незначительны или вообще отсутствуют. Предприниматели предпочитают краткосрочные и высокодоходные финансовые вложения. Такое явление специалисты называют «инвестиционной близорукостью». Субъекты РФ, в соответствии с федеральным законом № 39-ФЗ, определяющим правовые и экономические нормы субъектов инвестиционной деятельности, имеют право снижать

Инвестиционные налоговые льготы по налогу на прибыль

о о

CD

Капитальные вложения Региональная составляющая ставки налога на прибыль, % Период действия льготы, лет

15 млрд руб. в течение 5 лет 13,5 7

800 млн руб. в течение 3 лет 13,5 5

300 млн руб. в течение 1 года 15,5 3

< Составлено по: [14].

^ налоговую нагрузку по местным налогам с целью ш привлечения инвестиций в региональную экономику, из устанавливать гарантии защиты прав, интересов и

2 имущества инвесторов. Из 85 регионов только 22 име-~ ют свою систему налоговых льгот, предоставляемых

3 кредитным организациям, страховым и лизинговым ^ компаниям и другим субъектам, участвующим в фи-

< нансировании инвестиционных программ.

Формирующийся институт налоговых льгот будет

< способствовать увеличению притока долгосрочных инвестиций для финансирования инновационной деятельности. В настоящее время применяется снижение налоговых ставок, метод ускоренной амортизации, предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита, перенос на будущее убытков прошлых лет, особые методы учета расходов при осуществлении НИОКР, специальные налоговые режимы. Наука и практика пока не имеют однозначного ответа на вопрос, какой вид налогового стимулирования может быть наиболее востребованным и эффективным [5]. Всего насчитывается около 200 видов налоговых льгот для налогоплательщиков РФ [6].

Термин «налоговые преференции» имеет множество определений и является более емким, чем «налоговые льготы». Преференция — это предоставляемый государством приоритет, создание атмосферы для благоприятного развития бизнеса [7]. В сфере инвестиционной деятельности налоговые преференции могут быть определены как преимущества, предоставляемые в виде сниженных налоговых ставок, изменения сроков уплаты [8].

Значительная часть Стратегии-2030 Санкт-Петербурга посвящена инновационному сценарию развития [9] и, в частности, повышению роли экономики знаний [10; 11] и улучшению инвестиционного климата. Академик РАН В. Л. Макаров отмечает, что рост инвестиций в знания превышает рост инвестиций в основной капитал в высокотехнологичных странах. Это является признаком перехода от экономики, основанной на природных ресурсах, к экономике знаний [10]. Определяющими параметрами становятся знания, идеи, инновации, инновационная инфраструктура. Создание и внедрение инноваций происходит в особой научно-производственной среде взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций — технопарков и технополисов, которые являются стержневой частью инновационной инфраструктуры. Например, в Москве на сегодняшний день работают 19 объектов инновационной инфраструктуры (17 технопарков и 2 технополиса), из которых 14 имеют частную форму собственности [12].

В области инноваций, по оценке авторов, Санкт-Петербург сегодня находится на начальном этапе развития. Созданы ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» и бизнес-инкубатор «Ингрия» [13]. Имеют место проблемы общеэкономического характера — устаревшие производственные фонды предприятий и нехватка трудовых ресурсов, снижение инвестиционного потока, которые предстоит решить в рамках Страте-

гии-2030. В Санкт-Петербурге создана необходимая для регламентирования инвестиционной деятельности законодательная база, основными принципами которой являются долгосрочные взаимоотношения с инвесторами, повышение инвестиционной активности и создание благоприятных условий в правовом, конкурентном и инфраструктурном аспектах [14].

В соответствии с законом Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 г. № 185-36, государственная поддержка инвесторов осуществляется путем обеспечения ряда преференций, в том числе поручительств и инвестиционных налоговых льгот. Поручительства Санкт-Петербурга являются обеспечением обязательств инвестора перед кредитной организацией, выдаются на платной основе. Срок действия такого поручительства может быть не более 6 лет. Предоставление поручительств стало возможным, ввиду того что бюджет Санкт-Петербурга является профицитным — регион находится на самообеспечении, не получает дотаций из федерального бюджета и гарантирует исполнение принятых на себя обязательств. Инвестиционные налоговые льготы предоставляются в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. № 81-11 «О налоговых льготах» [8]. Льготный режим налогообложения предоставляется организациям, осуществляющим инвестиции в определенные отрасли экономики Санкт-Петербурга.

Инвестиционные налоговые льготы по налогу на прибыль для инвесторов представлены в табл. 1. Воспользоваться льготой в виде пониженной ставки по налогу на прибыль в его региональной части инвесторы имеют право при соблюдении условия создания высокооплачиваемых рабочих мест: от 7 МРОТ и численности работников более 400 человек — 16,5% (полная ставка 18%), от 12 МРОТ и численности работников более 100 человек — 13,5% [8].

Нулевая ставка по налогу на имущество может применяться инвесторами при осуществлении капитальных вложений на условиях, приведенных в табл. 2.

Инвестиционные налоговые льготы не могут быть отменены в течение 3 лет после вступления в силу закона, устанавливающего или отменяющего данные льготы, что упрощает инвестиционное планирование. Режим налоговых льгот введен на территории ОЭЗ — площадок и земельных участков с благоприятными условиями для ведения бизнеса (Нойдорф, Новоорловская) [15]. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» устанавливает следующие обязанности резидента ОЭЗ: ведение научно-исследовательской и промыш-ленно-производственной деятельности на данной территории и осуществление капитальных вложений в соответствии с соглашением [16]. Общий объем вложений должен составлять не менее 10 млн евро, из них в капитальные вложения в сумме не менее 1 млн евро должны быть осуществлены резидентом в течение года с момента заключения соглашения [17]. Резиденты ОЭЗ пользуются правом на налоговые, таможенные и другие льготы. ОЭЗ Санкт-Петербурга,

Инвестиционные налоговые льготы по налогу на имущество

Вид КВ Объем и срок осуществления КВ Налоговая льгота

В объекты амортизируемых основных средств 800 млн руб. за 3 года 0% на 5 лет

В объекты недвижимости 300 млн руб. за 3 года 0% на 2 года

В производственное оборудование 50 млн руб. за 1 год Уменьшение суммы налога на имущество организаций на величину 2,2% от суммы вложений

Составлено по: [14].

Таблица 3

Налоговые ставки для резидентов ОЭЗ и других субъектов

Виды налогов, взносы Общие условия (на территории РФ и Санкт-Петербурга) Условия, действующие для резидентов ОЭЗ Срок действия льготы

Налог на прибыль 20% 15,5% До 18.01.2026 г.

Налог на имущество До 2,2% 0% 5 лет с момента постановки на учет имущества

Транспортный налог В зависимости от объема двигателя и вида транспортного средства (от 2,5 до 200 руб. за л. с.) 0% (за исключением воздушных и водных транспортных средств) 5 лет с момента регистрации на организацию транспортного средства

Земельный налог До 1,5% 0% 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок

Страховые взносы 34% 14% С 2011-го по 2017 г.

18% 2018 г.

28% 2019 г.

Источник: [14].

существование которых рассчитано на 20 лет, предлагают комфортные условия для развития перспективных и инновационных направлений (нанотехно-логии, микроэлектроника, энергосбережение и др.). Резидентам ОЭЗ Санкт-Петербурга предоставляются налоговые льготы, приведенные в табл. 3.

Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга обеспечивается не только налоговыми льготами. Государственная поддержка инновационных и стратегических проектов осуществляется в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». ГЧП — это соглашение между государством и частным бизнесом, предоставляющее частным компаниям возможность участия в инфраструктурных и стратегических городских проектах. Финансирование таких проектов осуществляется с участием государственных средств, предоставляемых из государственного инвестиционного фонда. В настоящее время Правительство Санкт-Петербурга осуществляет разработку закона «Об инвестиционном фонде Санкт-Петербурга». В Инвестиционный фонд Санкт-Петербурга будут направлены дополнительные средства из федерального бюджета для финансирования проектов, реализуемых на базе ГЧП.

Частные партнеры, выбираемые государством по результатам открытого тендерного процесса, активно участвуют во всех стадиях проекта. Институт ГЧП имеет ряд преимуществ как для частного бизнеса, так и для государства. Государство получает возможность привлекать частные инвестиции, распре-

деляя риски и обязательства между участниками соглашения; экономит бюджетные средства; улучшает эффективность услуг и качество товаров. Частный бизнес минимизирует риски давления государства, так как соглашения по ГЧП гарантированы законом и остаются неизменными до завершения проекта; повышает имидж своих компаний; получает доступ к ранее закрытым отраслям и другие преференции [18].

Существуют различные формы финансирования ГЧП. Наиболее эффективной является проектное финансирование, когда государство выступает в качестве инициатора, а частный сектор создает специальную проектную компанию (СПП) и финансирует проект. Государство в данной схеме принимает участие в качестве акционера СПП и предоставляет земельные участки для создания объектов инфраструктуры. В рейтинге регионов по уровню развития ГЧП Санкт-Петербург занимает 1-е место [19].

Поддержка инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение, представляет собой механизм, при котором осуществляется «ручное сопровождение» наиболее значимых для Санкт-Петербурга с социально-экономической точки зрения инвестиционных проектов, получивших статус «стратегический» в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 3 декабря 2008 г. № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга». К стратегическим инвестиционным проектам относятся такие проекты, которые способствуют улучшению социально-экономических и культурных условий жизни населения, повышают инвестиционную привлекательность, способствуют развитию народного хозяйства.

Пример сравнительного расчета налоговой нагрузки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и I О V СО к X Исходные данные Валовая выручка 600 000 руб. Стоимость имущества 100 000 руб. Стоимость земли 100 000 руб. Себестоимость продаж 400 000 руб. Фонд оплаты труда 100 000 руб. Транспорт 150 л.с.

X со со № п/п Виды налогов, взносы Общие условия Для резидентов ОЭЗ СПб Для ведения инвестиционной деятельности на территории СПб

<с сг 1 НДС 36 000 36 000 36 000

2 2 Налог на имущество 2200 0 0

ш ^ 3 Транспортный налог 5000 0 5000

О х 4 Земельный налог 1500 0 1500

с 5 Страховые взносы и НДФЛ 47 000 27 000 47 000

л 6 Налоговая база 144 300 173 000 146 500

< > — 7 Налог на прибыль 28 860 26 815 22 707

8 Чистая прибыль 115 440 146 185 123 792

< 9 Сумма налогов 120 560 89 815 112 207

10 Сумма налогов/выручка 17% 13% 16%

11 Сумма налогов/чистая прибыль 1,04 0,61 0,90

Объем инвестиций по таким проектам в промышленной и транспортной сфере должен составлять не менее 3 млрд руб., в других областях — не менее 15 млрд [20].

Оценка эффективности налогового стимулирования является стратегически важным вопросом в развитии экономики. Основу данной оценки должны составлять коэффициенты, которые отражают эффективность налогового стимулирования инновационной, инвестиционной, научно-исследовательской деятельности. Контролирующим органам для этого необходимо сопоставлять неполученные в результате применения налоговых льгот бюджетные доходы и финансовые показатели субъектов, например прибыль от реализации инвестиционно-инновационных проектов, данные по объему внедрения новых технологий, созданию рабочих мест, уровню заработной платы, увеличению стоимости основных фондов. Оценка эффективности налоговых льгот обычно проводится с помощью трех критериев: бюджетного, экономического и социального. Эти критерии имеют свои достоинства и недостатки [21].

Минэкономразвития и Минфин разработали методику оценки эффективности налоговых льгот и направили в Правительство для одобрения. Данная методика позволит определить эффект как для бизнеса, так и для бюджета. Теперь льготы поделены на две группы: льготы по базовой структуре налогов и преференции по отдельным категориям налогоплательщиков. Подходы указанных министерств к оценке налоговых льгот принципиально разные. Минфин воспринимает налоговые льготы как расходы бюджета, Минэкономразвития — как коэффициент эффективности бизнеса. По данным Минфина, в связи с предоставлением налоговых льгот в 2012 г. бюджет потерял 1,3 трлн руб., что составляет 2,08% ВВП. Однако отказ от налоговых льгот, по мнению Минфина, отрицательно скажется на развитии экономики и поступлениях в бюджет [22].

В табл. 4 приводится пример расчета для разных режимов налогообложения. В расчете применяется льготная ставка по налогу на прибыль для ОЭЗ и для инвестиционной деятельности в размере 15,5%. Источником для оплаты налогов субъектами является их выручка. При принятии инвестиционных решений важными показателями являются доля выручки, ко-

торая пойдет на оплату всех налогов (строка 10), и стоимость одного рубля чистой прибыли (строка 11). Величина чистой прибыли (строка 8) показывает, что величина налогов влияет на рентабельность производства, так как прямые налоги уменьшают налоговую базу и чистую прибыль, которая может быть направлена на развитие предприятия либо на выплату дивидендов.

Анализ полученных результатов показывает, что резиденты ОЭЗ Санкт-Петербурга оказываются в наиболее выгодных условиях для ведения экономической деятельности. Если принять «общие условия» за 100%, то бюджет недополучает около 26% налоговых поступлений от предприятий — резидентов ОЭЗ и 7% от предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Санкт-Петербурга. Суммы недополученных бюджетом средств можно назвать налоговым эффектом (рис. 2), возникшим в виде приращения экономического результата после предоставления налоговых льгот [23]. Из рис. 2 видно, что налоговые льготы для инновационных инвестиционных предприятий являются мультипликатором прибыли. Уменьшая налоговую ставку, государство увеличивает доход налогоплательщика, снижает зависимость от кредитов, увеличивает объем свободных денежных средств.

Подытоживая результаты исследования, можно сделать вывод, что система инвестиционных налоговых льгот ОЭЗ Санкт-Петербурга вносит значительный вклад в развитие отдельных инновационных отраслей экономики. Другие системы налоговых льгот развиты недостаточно и являются малоэффективными. Так, при осуществлении инвестиционной деятельности вне ОЭЗ сохраняется высокий уровень изъятия доходов. Налогообложение отраслей в Санкт-Петербурге является непропорциональным и не учитывает их отличительные черты.

Обеспечение государством функционирования современного рыночного механизма и осуществление задач Стратегии-2030 невозможно без проведения продуманной и взвешенной налоговой политики, стимулирующей инновационные и инвестиционные проекты. Такую налоговую политику необходимо воплощать в жизнь не только в ОЭЗ, но и повсеместно. Целью налогового стимулирования становится

Инвестиционные налоговые льготы Эффект налогового рычага

Инновационные технологии Прибыль

о

CD

Рис. 2. Преобразование налогового эффекта

переориентация финансовых потоков в те объекты экономики, которым необходимо долгосрочное финансирование. Налоговые льготы и институт ГЧП способны сделать перспективными с инвестиционной точки зрения и привлекательными для бизнеса те отрасли, развитие которых необходимо государству и обществу.

Литература

1. Третьяк В. В., Круглова И. А., Сигова М. В. Методические подходы к реализации стратегии импортозаме-щения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1 (97). С. 12-16.

2. Добрынин A. И., Ивлева Е. С., Плотников В. А. Социально-экономические программы роста экономики и качества жизни // Экономика и управление. 2006. № 1. С. 23-30.

3. Налоговые риски. О критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков: Сообщение Управления ФНС России по городу Санкт-Петербургу от 25.10.2012 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buhpressa. ru/dlya-bukhgaltera/normativnye-dokumenty/55-prikazy-minfina-rossii/1650-soobshchenie-upravleniya-fns-rossii-po-gorodu-sankt-peterburgu-ot-25-oktyabrya-2012-g-nalogovye-riski-o-kriteriyakh-samostoyatelnoj-otsenki-riskov-dlya-nalo-goplatelshchikov.

4. Кобузова В. Облегченная нагрузка // Взгляд. Деловая газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// vz.ru/economy/2012/9/26/599859.print.html.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/10900200/.

6. Данданян Д. А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 2. Т. 6. С. 18-28.

7. Финансовый словарь: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/17018.

8. Афанасьева Е. В. Налоговая льгота или преференция? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&c ad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiH67CQ0d7MAhXiCpoKHYtLB k8QFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.fa.ru%2Fchair% 2Fnn%2Feducation%2Fmacourse%2FDocuments%2F%25D 0%2590%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0 %25B0%25D1%2581%25D1%258C%25D0%25B5%25D0% 25B2%25D0%25B0%2520%25D0%2595.%2520%25D0%2 59D%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25 B3%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258 F%2520%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25B3%25D0 %25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25D0%25B8% 25D0%25BB%25D0%25B8%2520%25D0%25BD%25D0%2 5B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25 BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D 0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2584%25D0

%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1% 2586%25D0%25B8%25D1%258F.doc&usg=AFQjCNEGtytx zdwL7UrmlD8C_eMEOhlJyQ.

9. Алисенов А. С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике России. М.: Проспект, 2015. 128 с.

10. Макаров В. Л. Экономика знаний: уроки для России // Наука и жизнь. 2003. № 5: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/2874/.

11. Сигов В. И., Карпова Г. А., Сигова М. В. Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 5 (83). С. 4-13.

12. Боровой А. Особо производственные территории: технополисы и технопарки // Коммерсант: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ doc/2816359.

13. Инновационная инфраструктура: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inno.gov.spb.ru/catalog/infrastruc-ture. (Дата обращения: 18.11.2015).

14. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbinvestment.ru. (Дата обращения: 18.11.2015).

15. Байтасов Р. Р. Инновационный менеджмент. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 301 с.

16. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ru/12141177/.

17. Реут А. И. Статус резидента особой экономической зоны: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Статус-рези-дента-особой-экономической-зоны. (Дата обращения: 25.11.2015).

18. Кельбах С. В., Сигова М. В. Анализ международной практики реализации и финансирования проектов государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры // Управленческое консультирование. 2015. № 9 (81). С. 54-63.

19. Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pppi. ru/regions. (Дата обращения: 25.11.2015).

20. О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 3 декабря 2008 г. № 742-136: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ppt.ru/newstext.phtml?id=32033.

21. Кутергина Г. В., Мингазинова Е. Р. Методики оценки и мониторинга эффективности налоговых льгот: подходы и проблемы // Известия Дальневосточного федерального университета. Сер.: Экономика и управление. 2014. Вып. № 1 (69). С. 84-99.

22. В методике оценки эффективности налоговых льгот учли мнение Минфина // Петербургский правовой портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppt.ru/ news/126553. (Дата обращения: 14.11.2015).

23. Куропятник С. В. Оценка эффективности налогового стимулирования инновационной экономики в России // Бизнес в законе. 2013. № 1. С. 192-193.

x References

v

X

s 1. Tret'yak V. V., Kruglova I. A., Sigova M. V. Metodicheskie ° podkhody k realizatsii strategii importozameshcheniya v Rossii [Methodological approaches to the implementation ro of the import substitution strategy in Russia]. Izvestiya Sankt-K Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo uni-^ versiteta [Proceedings of the St. Petersburg State University x of Economics], 2016, no. 1 (97), pp. 12-16. rn 2. Dobrynin A. I., Ivleva E. S., Plotnikov V. A. Sotsial'no-J ekonomicheskie programmy rosta ekonomiki i kachestva 3 zhizni [Socio-economic programs of economic growth and 5 quality of life rising]. Ekonomika i upravlenie, 2006, no. 1, ^ pp. 23-30.

m 3. Report of the Office of the Federal Tax Service of Russia 2 for the city of St. Petersburg from 25.10.2012. "Tax risks.

On the criteria of an independent assessment of the risks ^ for taxpayers". Available at: http://buhpressa.ru/dlya-bukh-i galtera/normativnye-dokumenty/55-prikazy-minfina-rossii/ 1650-soobshchenie-upravleniya-fns-rossii-po-gorodu-sankt-^ peterburgu-ot-25-oktyabrya-2012-g-nalogovye-riski-o-krite-riyakh-samostoyatelnoj-otsenki-riskov-dlya-nalogoplatelsh-< chikov. (in Russ.).

4. Zobnina S. V., Balta E. Yu. Nalogovye l'goty i preferentsii v sfere innovatsionnoy deyatel'nosti [Tax privileges and preferences in the area of innovation]. Nalogovyy vestnik, 2010, no. 6, pp. 72-80.

5. Tax Code of the Russian Federation (TC RF). Available at: http://base.garant.ru/10900200/. (in Russ.).

6. Dandanyan D. A. Nalogovye l'goty kak forma gosudarst-vennoy podderzhki [Tax incentives as a form of state support]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin], 2014, vol. 6, no. 2, pp. 18-28.

7. Financial dictionary. Available at: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/fin_enc/17018. (in Russ.).

8. Afanas'eva E. V. Tax exemption or preference? Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwiH67CQ0d7MAh XiCpoKHYtLBk8QFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.fa.ru %2Fchair%2Fnn%2Feducation%2Fmacourse%2FDocuments %2F%25D0%2590%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25 BD%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%258C%25D0%25B 5%25D0%25B2%25D0%25B0%2520%25D0%2595.%2520 %25D0%259D%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE% 25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2 5D1%258F%2520%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25 B3%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B0%2520%25D 0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B8%2520%25D0%25BD %25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3% 25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258F%2 520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%25 84%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B D%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F.doc&usg=AFQ jCNEGtytxzdwL7UrmlD8C_eMEOhlJyQ. (in Russ.).

9. Alisenov A. S. Nalogovoe stimulirovanie innovatsiy v ekono-mike Rossii [Tax incentives for innovation in the Russian economy]. Moscow, Prospekt Publ., 2015. 128 p.

10. Makarov V. L. Ekonomika znaniy: uroki dlya Rossii [Knowledge economy: Lessons for Russia]. Nauka i Zhizn', 2003, no. 5. Available at: http://www.nkj.ru/archive/articles/2874/.

11. Sigov V. I., Karpova G. A., Sigova M. V. Rasshirennoe vosproizvodstvo trudovogo potentsiala kak osnovnoy kriteriy stanovleniya i razvitiya ekonomiki znaniy [Extended reproduction of labor potential as a major criterion for the formation and development of the knowledge economy]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics], 2013, no. 5 (83), pp. 4-13.

12. Borovoy A. Osobo proizvodstvennye territorii: tekhnopolisy i tekhnoparki [Special industrial sites: Technopolises and technology parks]. Kommersant, September 24, 2015. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2816359.

13. Innovation infrastructure. Available at: http://inno.gov.spb. ru/catalog/infrastructure. (in Russ.).

14. Investment portal of St. Petersburg. Available at: http:// spbinvestment.ru. (in Russ.).

15. Baytasov R. R. Innovatsionnyy menedzhment: kurs lektsiy [Innovation management: A course of lectures]. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 2015. 301 p.

16. Federal Law of 22.07.2005 № 116-FZ "On special economic zones in the Russian Federation" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/12141177/. (in Russ.).

17. Popov M. V. Nalogovye instrumenty stimulirovaniya inves-titsiy v innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Tax instruments to stimulate investment in innovation development of economy]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki, 2012, no. 2 (40), pp. 208-218.

18. Kel'bakh S. V., Sigova M. V. Analiz mezhdunarodnoy praktiki realizatsii i finansirovaniya proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii regional'noy infrastruktury [An analysis of the international practice of implementation and financing of public-private partnership projects in regional infrastructure development]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2015, no. 9 (81), pp. 54-63.

19. Rating Russian regions in terms of the development of public-private partnership. Available at: http://www.pppi.ru/ regions. (in Russ.).

20. St. Petersburg Law of 03.12.2008 № 742-136 "On strategic investment projects, strategic investors and strategic partners of St. Petersburg". Available at: http://ppt.ru/newstext. phtml?id=32033. (in Russ.).

21. Kutergina G. V., Mingazinova E. R. Metodiki otsenki i monitoringa effektivnosti nalogovykh l'got: podkhody i problemy [Methods for assessing and monitoring the effectiveness of tax incentives: Approaches and challenges]. Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie [Proceedings of the Far Eastern Federal University. Economics and Management], 2014, no. 1 (69), pp. 84-99.

22. The opinion of the Ministry of Finance has been taken into account in the method of evaluating the effectiveness of tax incentives. Petersburg legal portal. Available at: http:// ppt.ru/news/126553. (in Russ.).

23. Kuropyatnik S. V. Otsenka effektivnosti nalogovogo stimulirovaniya innovatsionnoy ekonomiki v Rossii [Evaluating the effectiveness of tax incentives for the innovation economy in Russia]. Biznes v zakone, 2013, no. 1, pp. 192-193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.