Инвестиционная деятельность
инвестиционные проекты освоения природных ресурсов сибири и дальнего востока
Е.н. куБАРЕв, кандидат психологических наук, профессор новосибирский гуманитарный институт
Проекты развития Востока (Сибирский и Дальневосточный федеральные округа) России направлены на создание возможностей и условий для динамичного и стабильного развития региона, позволяющего, прежде всего, обеспечить существенное повышение качества жизни населения, а с ним и привлекательность региона для проживания.
Рассмотрим особенности реализации ряда крупнейших инвестиционных проектов Востока России, в основе которых—широкомасштабное использование природных ресурсов. В большинстве случаев источником информации об инвестиционных проектах являлись данные программ и компаний, предполагающих реализацию этих проектов [1 — 5].
1. Комплекс стратегических проектов развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г., из которого наиболее значимый «Комплексное развитие Южной Якутии» [3]. Содержит четыре узловых центра развития.
Первый центр включает три проекта. Первые два инвестирует ОАО «ИГ (Инвестиционная группа) АЛРОСА», третий — ЗАО «Якутские угли — Новые технологии»:
— Тарыннахский горно-обогатительный комбинат (ГОК). Объем инвестиций — 56 млрд руб. Проектная мощность — 13,5 млн т окатышей в год;
— Таежный ГОК. Объем инвестиций — 10,8 млрд руб. Проектная мощность — 4,1 млн т железорудного концентрата в год.
— Инаглинский угольный комплекс. Объем инвестиций — 4,9 млрд руб. Проектная мощность — 4,2 млн т угольного концентрата в год;
Второй центр включает три проекта. Первые два инвестирует ОАО «ИГ АЛРОСА», третий — ОАО «Газпром»;
— Селигадский горно-химический комбинат. Объем инвестиций — 46,9 млрд руб. Проектная мощность — 3,3 и 0,57 млн т концентрата и удобрений в год, соответственно;
— Алданский завод синтетических моторных топлив. Объем инвестиций — 16,6 млрд руб. Проектная мощность — 0,56 млн т топлива в год;
— Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс. Объем инвестиций — 20 млрд руб. Проектная мощность — 0,33 и 0,77 млн т полипропилена и полиэтилена в год, соответственно.
Третий центр включает проект, инвестируемый ОАО «ГидроОГК». Объект — Катунская ГЭС. Объем инвестиций — 91,3 млрд руб. Проектная мощность — 1 600 МВт, среднегодовая выработка — 7,5 млрд кВт/ч • в год.
Четвертый центр включает проект, инвестируемый ОАО «Атомредметзолото». Объект — Эль-конский горно-металлургический комбинат. Объем инвестиций — 90,1 млрд руб. Проектная мощность 5 тыс. т урана в год.
В целом проекты развития Южной Якутии оцениваются в 424 млрд руб. при внутренней рентабельности инвестиций 16,8 %, обеспечивая создание 32 тыс. новых рабочих мест. Создается новый крупный промышленный район, связанный с глубокой переработкой имеющихся полезных ископаемых на базе объектов гидроэнергетики и промышленных производств — гарантированных потребителей электроэнергии.
2. Программа1 социально-экономического развития Красноярского края до 2017 г., в рамках которой выделены два этапа [4].
1 Красноярский край, в отличие от других регионов РФ, разрабатывает именно программу, а не стратегию. Отличие — в детализации нормативных, финансовых и других мероприятий.
На первом этапе преодолевается монопро-фильность экономики края, в структуре которой сейчас доминирует цветная промышленность. Для этого в первую очередь осваивается Нижнее Приангарье. Осуществляется оптимизация производства и ресурсной базы Норильского никеля. Вводится в промышленную эксплуатацию Ванкор-ское и Юрубченско-Тахомское месторождения и др. Создаются условия для эффективного развития региона. Они включают и развитие Сибирского федерального университета.
На втором этапе обеспечивается диверсификация экономики края. Прежде всего за счет создания региональных кластеров в металлургической, лесной отраслях, АПК, туристско-рекреационной сферах. Кроме того, развиваются такие новые для Красноярского края отрасли, как нефтегазовая, черная металлургия. Новые сферы развития появляются в транспортном комплексе (мультимо-дальность).
Данные по наиболее масштабным проектам развития Красноярского края:
— газификация и газопереработка в Красноярском крае — создание Красноярского центра газодобычи. Инвестор — ОАО «Газпром». Объем инвестиций — 420 млрд руб. Объекты — строительство трубопроводов и газоперерабатывающего завода. Переработка на Богучанском газоперерабатывающем заводе с 2015 г. достигнет до 10 млрд м3 газа в год. К 2030 г. объем добычи достигнет до 25 млрд м3 газа в год;
— комплексное развитие Нижнего Приангарья до 2012 г. Инвесторы - ОАО «РУСАЛ», «ГидроОГК», «Внешнеэкономбанк», федеральный бюджет. Объем инвестиций — 223 млрд руб. Объекты — Бо-гучанская ГЭС, ЛПК, автодорога Канск — Абан — Богучаны — Кодинск, железная дорога Карабул — Ярки, мост через Ангару с участком дороги Богу-чаны — Ангарский;
— освоение Ванкорского нефтегазового мес-трождения. Инвестор — ОАО «Роснефть». Объем инвестиций — 176,2 млрд руб. Объекты — магистральный 550 километровый нефтепровод «Ванкор — Пурпе», комплекс по добыче и хранению нефти и газа — НПС Пурпе. Проектная мощность — 14 млн т нефти и в год.
В целом, по словам губернатора Красноярского края А. Хлопонина, программа позволит свести к минимуму территориальные разрывы, т. е. неоднородности в уровне развития отдельных районов [6]. В том числе повышение обеспеченности транспортной, энергетической и инженерной инфра-
структурой, а также сбалансированность структуры экономики, включая рациональное распределение местных и привлеченных трудовых ресурсов. Программой предусмотрено создание 50 тыс. рабочих мест, инновационного кластера на базе Сибирского федерального университета.
Динамика других инвестиционных проектов развития Востока России в целом аналогична рассмотренным выше. Как показывает анализ заявленных инвестиционных проектов, логику развития Востока страны можно определить следующим образом. Основным конкурентным преимуществом восточных регионов является природно-ресурсный потенциал. Именно освоение природных ресурсов и привлекает инвесторов, и именно природные ресурсы могут стать залогом динамичного развития экономики восточных регионов.
Вместе с тем на Востоке страны заявлены и инвестиционные проекты, связанные с переработкой сырья, вплоть до самых высоких стадий передела. Это и проекты в газохимической промышленности, и в лесопромышленном комплексе, и др. Поэтому задача государства — всячески стимулировать подобные проекты и создавать для их реализации все необходимые условия.
Реализация инвестиционных проектов по использованию природных ресурсов и организации их переработки создаст условия для развития всех остальных отраслей промышленности и секторов экономики. Совершенно очевидно дальнейшее развитие производства потребительской продукции, в том числе в агропромышленном комплексе, промышленности строительных материалов, сфере услуг, включая так называемую рыночную инфраструктуру (банковский, страховой сектора). Вполне вероятно развитие машиностроения, ориентированного на удовлетворение нужд добывающей промышленности и перерабатывающих сырье производств.
Способность масштабных инвестиционных проектов кардинальным образом повлиять на изменение ситуации в регионе определяет первоочередное внимание к ним со стороны государства. Крупные инвестиционные проекты позволяют принципиальным образом изменить ситуацию с доходами населения, безработицей и тем самым создать условия для развития производства потребительских товаров и услуг. Крупные инвестиционные проекты позволяют окупить бюджетные вложения в инфраструктуру, которая даст возможность не только реализовать эти проекты, но и в целом увеличит транспортную доступность регионов, их обеспеченность электроэнергией. Это в свою
очередь станет и дополнительным стимулом для привлечения новых инвестиций, и шагом на пути повышения качества жизни населения.
Необходимость переработки сырья вплоть до самых высоких стадий передела (частный бизнес вкладывает средства в инвестиционные проекты, государство — в инфраструктуру) неизбежно означает выбор государственно-частного партнерства (ГЧП) как основного механизма развития региона [7].
Развитие энергетических мощностей, особенно на Дальнем Востоке, позволит, прежде всего, снизить тарифы на электроэнергию, что крайне важно не только для реализации многих инвестиционных проектов, но и для улучшения экономических показателей уже работающих предприятий, и для населения, которое сможет в целом меньше платить за жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем экспорт электроэнергии может рассматриваться и как самостоятельное направление развития экономики Востока, создающее рабочие места, дающее дополнительные налоговые поступления и т. д.
В условиях, когда важнейшим стратегическим направлением развития экономики Востока страны является реализация крупнейших инвестиционных проектов, ключевым механизмом реализации проекта становится ГЧП. На Востоке страны уже есть примеры регионов, делающих ставку на развитие крупных инвестиционных проектов на условиях ГЧП. Это Красноярский край, разработавший проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Это Иркутская область, где в связи с объединением с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом была разработана «Стратегия социально-экономического развития объединенного региона», ключевым механизмом реализации которой также является ГЧП. Масштабный проект ГЧП развернется в Забайкалье на территории Республики Бурятия и Читинской области (объем инвестиций в прогнозных ценах 2008 г. составит 232 млрд руб.) [8].
Развитие ГЧП на Востоке страны имеет вполне определенные перспективы. В регионе уже есть хорошие примеры крупных и перспективных компаний, совладельцами которых являются государство и частный бизнес. В восточных регионах уже работает целый ряд частных компаний, являющихся лидерами в своих отраслях.
Кроме того, ГЧП позволит развивать социальную ответственность частного бизнеса через согласование региональных и бизнес-интересов. Учитывая невысокий уровень жизни на Востоке страны, это приобретает особую актуальность [9].
Институтом региональной политики дана оценка совокупного макроэкономического эффекта, который окажут все эти проекты на ВВП страны [10]. За период с 2008 по 2020 г. на основе реализации инвестиционных проектов развития Востока России будет освоено более 7 трлн долл. Для сравнения: ВВП страны сейчас — менее 1,5 трлн долл. В среднем после выхода большинства объектов на проектную мощность, примерно после 2012 г., планируется ежегодная реализация около 580 млрд долл. До этого ежегодный эффект достигает 200 — 250 млрд долл. в год.
Из общего объема инвестиций в добычу и переработку нефти и газа будет вложено около 33 %. На втором месте инфраструктура — примерно 21 %. Третье место занимает электроэнергетика — около 14 % от общего объема инвестиций. Далее следуют недвижимость, черная и цветная металлургия, химпром, машиностроение, ЛПК, угольная промышленность, туризм, АПК. Замыкает список промышленность строительных материалов — 1 %2.
Реализация инвестиционных проектов на Востоке России позволит получить за 12 лет более 860 млрд долл. налоговых поступлений в федеральный бюджет. Лидерами по этому показателю будут Ямало-Ненецкий АО, Сахалинская область, Красноярский край и Якутия. Эти же четыре региона лидируют и по объемам отчислений в региональный и муниципальный бюджеты.
В Западной Сибири может начаться сокращение доли топливной промышленности, неизбежное по мере истощения старых нефтегазовых месторождений. Отметим, что нефтяникам пока удается компенсировать падение добычи на них вводом новых скважин и наращиванием добычи в других регионах. Если будет реализован мегапроект в Томской области, предусматривающий освоение запасов Бакчарского железорудного месторождения и строительство металлургического завода, рассчитанного на выплавку 20 млн т стали в год, черная металлургия станет второй по значению отраслью макрорегиона3. Развитие машиностроения и химической промышленности, отраслей глубокой переработки будет по-прежнему заметно
2 В настоящее время Россия испытывает значительный дефицит строительных материалов. Невысокий уровень их освоения в заявляемых проектах указывает на то, что предлагаемые планы в рассматриваемой сфере должны корректироваться.
3 Освоение месторождения на основе новой скважинной технологии гидродобычи возможно после получения геологической, технологической и экономической информации по вопросам его эксплуатации. Это не является непреодолимым препятствием.
отставать от добывающих отраслей. Однако металлургия, энергетика, пищевая промышленность, т. е. отрасли, связанные с переработкой ресурсов, включая развитое сельское хозяйство, будут определять развитие юга Западной Сибири. Не очень радужные перспективы машиностроения обусловлены тем, что инвестиционные потребности отрасли практически игнорируются.
Дальневосточный и Сибирский округа освоят порядка половины индустриальных инвестиций, планируемых компаниями к реализации. Потребуется реализация десятков крупных проектов, для каждого из которых необходимы многомиллиардные инвестиции, При этом внешнее финансирование составит около 380 млрд долл., из которых не менее 300 млрд долл. — в ближайшие 4 года.
При оценке эффекта от реализации инвестиционных проектов важен не только рост валового продукта страны и регионов, но и мультипликативный эффект в связи с огромным спросом на услуги сопутствующих и сопряженных отраслей. В настоящее время для экономики России мультипликатор составляет 3,2—3,4, в то время как для развитых стран — 6—10. Запустив данный эффект, можно добиться очень высоких темпов роста и диверсификации экономики [11].
Реализация крупнейших инвестиционных проектов требует определенных усилий со стороны государства. Федеральные органы власти могут и должны оказать влияние на реализацию крупнейших инвестиционных проектов по двум ключевым направлениям: за счет инвестиций в развитие инфраструктуры и путем принятия ряда правовых и административных решений.
В обобщенном виде задачи федеральных властей сводятся к следующим действиям:
— разработка и внедрение «прозрачных» критериев оценки целесообразности реализации тех или иных проектов (прежде всего в железнодорожной инфраструктуре); такие подходы уже начали внедряться в рамках Инвестиционного фонда РФ и их можно распространить на другие инструменты распределения федеральных инвестиций по регионам;
— в большей степени координировать реализацию отдельных инвестиционных проектов в целях совместного использования инфраструктуры для реализации этих проектов (например, строительства в одном створе трубопроводов и дорог), что в настоящее время происходит далеко не всегда;
— первоочередное финансирование ранее начатых объектов (если их достройка в принципе имеет смысл);
— более активное использование механизмов ГЧП, в рамках которого возможен поиск оптимальных форм софинансирования проектов за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов, позволяющего избежать неэффективного расходования бюджетных средств, затягивания сроков реализации инфраструктурных проектов.
Среди задач федеральных органов власти, не связанных непосредственно с финансированием инфраструктурных объектов, одна из важнейших — своевременное принятие решений о перспективах развития тех или иных инвестиционных проектов. В одних случаях речь идет о проведении аукциона за право разработки месторождений полезных ископаемых, в других — о выборе между альтернативными стратегиями развития, в третьих — о решении судьбы проектов, требующих коррекции в связи с изменившимися условиями.
В целом ряде отраслей от федеральных органов власти требуется проведение грамотной отраслевой политики, в том числе по созданию условий, делающих экспорт продукции переработки выгоднее экспорта необработанных природных ресурсов. Это особенно актуально для лесопромышленного комплекса и рыбной промышленности. Например, в лесной отрасли необходимы пересмотр таможенной политики государства в отношении продукции лесопромышленного комплекса и технологического оборудования, совершенствование законодательства в сфере лесопользования и охраны природы, борьба с нелегальным экспортом леса, ряд других решений.
Наконец, федеральные власти должны проводить социальную политику, отвечающую задачам экономического развития. К числу важнейших ее составляющих относятся:
— миграционная политика — содействие миграции трудовых ресурсов для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов (в тех случаях, когда нецелесообразно вахтовое освоение полезных ископаемых);
— развитие социальной инфраструктуры для создания нормальных условий жизни для лиц, занятых на новых предприятиях;
— политика в сфере профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего), отвечающая нуждам экономики, в том числе спросу со стороны новых инвестиционных проектов.
Важнейшие задачи региональных органов власти по созданию условий для реализации инвестиционных проектов на территории субъектов
Федерации — повышение качества социально-экономической политики региональных администраций.
Среди важнейших направлений деятельности региональных органов власти можно указать следующие:
— повышение в целом качества управления регионами , внедрение лучшей управленческой практики на региональном уровне и содействие ее внедрению в муниципальных образованиях; одним из механизмов решения этой задачи может служить повышение качества программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров;
— создание системы сопровождения инвестиционных проектов, позволяющей снять административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов, в том числе организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти, ответственными за согласование инвестиционной документации, при необходимости организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам выделения земельных участков;
— проведение информационной политики, направленной на формирование позитивного имиджа региона (например, как привлекательного объекта для инвестирования, как перспективного туристического центра и т. п.);
— повышение эффективности социальной политики в целом, осуществление по мере возможности инвестиций в развитие социальной инфраструктуры; это необходимо не только для решения собственно социальных проблем, но и для повышения инвестиционной привлекательности региона, улучшения его имиджа;
— повышение эффективности политики в сферах жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства, которые так же, как и эффективная социальная политика, важны не только сами по себе, но и как важные элементы в формировании позитивного имиджа региона;
— создание условий для развития высокотехнологичных производств, в том числе за счет развития региональной инновационной инфраструктуры;
— создание условий для развития малого и среднего бизнеса, диверсификации экономики, забота о том, чтобы территория вновь не превратилась в депрессивную при исчерпании месторождения полезного ископаемого;
— совместно с федеральными органами власти создание условий для подготовки кадров, необходимых для реализации инвестиционных проектов на территории регионов.
Таким образом, анализ масштабных инвестиционных проектов дает основание полагать, что их реализация в различных отраслях экономики внесет огромный вклад в развитие Востока России, обеспечит глобальные изменения в долгосрочных экономических планах обновления инфраструктуры, создаст новые динамичные центры промышленного развития региона.
литература
1. ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть»: Архив новостей, брифингов и пресс-конференций, интервью председателя правления, топ-менеджеров, новостей дочерних компаний: www. gazprom. ru/archive. shtml, www. rosneft. ru/archive. shtml.
2. Архив новостей журнала «Горная промышленность»: www. gornoe-delo. ru/magazine/magazine. php.
3. Интернет-газета «В Якутии. ру»: www.v-yak.utia. ru/.
4. Инвестиционная программа развития объединенного Красноярского края // Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2008: www.raexpert. ru/researches/regions/krasnoyarsk/part4/.
5. Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»: www.sibarea. ru/ investment/investment_projects/subject_id/16/id/5/.
6. www. gazeta. ru/business/forum_krasnoyarsk. shtml.
7. Пятый Красноярский экономический форум / Business guide // Приложение Коммерсантъ. — 2008. — № 23(3840): www.kommersant.ru/apps/ app.
8. Бавлов В. Н. Развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока на основе стратегических природных ресурсов недр / Доклад заместителя руководителя Федерального агентства по недропользованию: www.council.gov.ru/files/ journalsf/item.
9. Медведев Д. Приоритетные национальные проекты / Стенограмма выступления на V Красноярском экономическом форуме: www. rost.ru/themes/2008/02/150853_12891.shtml.
10. Институт региональной политики / Проекты. Ссылки: http://regionalistica. ru/projects.
11. Кудрин А. Л. Стенограмма выступления Министра финансов РФ на IX Международной научной конференции ГУ—ВШЭ «Модернизация экономики и глобализация» 01.04.2008: www.hse.ru/org/hse/conf-april_ru/prog2008.