УДК 338.49 Ф.Ф. Шарипов О.А. Тимофеев
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РФ
Аннотация. В статье рассмотрены конкретные примеры развития производственной инфраструктуры в Российской Федерации и примеры международного сотрудничества в этой сфере, в т.ч. очень важные на сегодняшний день перспективы сотрудничества между РФ и КНР по сопряжению китайского проекта «Экономического пояса Шелкового» пути с российскими евразийскими инициативами. Итогом работы является обобщение новейших тенденций в части работы по привлечению иностранных инвестиций к реализации важнейших инфраструктурных проектов на территории, что может быть использовано при разработке или совершенствовании региональных программ развития производственной инфраструктуры путем взаимодействия промышленности и внешнеэкономической, инновационной, образовательной видов деятельности в регионе. Ключевые слова: производственная инфраструктура, иностранные инвестиции, территории опережающего развития, государственно-частное партнерство.
Annotation. The article reviews the examples of an industrial infrastructure development in the Russian Federation and the examples of an international cooperation in this field. It is particularly important that the crucial today's perspectives of the Russian Federation and the People's Republic of China cooperation in the Chinese project of the Silk way Economic belt with the Russian Eurasian initiatives integration have been reviewed in the article. The result of the article is the generalization of the latest trends in the attraction offoreign investments to the implementation of the most important infrastructure projects in the territory. It can be used in the developing or the improvement of the regional industrial infrastructure development programs by the industry and the international economic, innovative, educational activities interaction.
Keywords: economic infrastructure, foreign investments, territories of priority development, public-private partnership.
Россия входит в очень интересную стадию развития в середине десятых годов нынешнего века. Накоплен и проанализирован опыт поспешного перехода к так называемой рыночной экономике. Необходим переход к новой индустриальной экономической политике как основе инновационного развития. Подобная трансформация невозможна без модернизации отечественной инфраструктуры всех видов. Производственная инфраструктура не является частью процесса производства, но создает необходимые для этого условия. Ключевой функцией инфраструктуры различных отраслей экономики является обеспечение производства. При этом труд, затрачиваемый в деятельности по созданию, поддержанию на необходимом уровне и развитию производственной инфраструктуры, является производительным, он увеличивает стоимость национального валового дохода. В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме. Поэтому функционирование инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны - обслуживание производства в различных областях, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, непосредственно участвующего в процессе производства.
«Инфраструктурный подход является инновационным методом обеспечения равновесия и устойчивости экономического развития страны и заключается в том, что национальная инфраструктура представляет собой самостоятельную хозяйственную подсистему, которая должна быть вписана в структуру мирохозяйственной системы» [2].
По оценкам ТПП РФ со ссылкой на исследования компании EY к 2030 г. будет построено 325
Fanis Sharipov Oleg Timofeev
INFRASTRUCTURE APPROACH AS INNOVATION METHOD OF TERRITORY DEVELOPMENT OF RUSSIA FEDERATION
© Шарипов Ф.Ф, Тимофеев О.А., 2016
крупных инфраструктурных объектов. Большая часть запусков придется на 2015-2020 гг. Причем в 2015 г. должно быть введено в строй 47 объектов. Еще 189 находятся в стадии реализации, 77 - не начаты. Реализация проектов ведется за счет госзаказа и на основе государственно-частного партнерства [1].
Один из крупнейших инфраструктурных и индустриальных проектов - это технопарк «Алмаз-Антей» с объемом инвестиций 21 млрд руб. Реализация проекта Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) концерна ПВО «Алмаз-Антей» предусматривает создание в Санкт-Петербурге на территории Обуховского сталелитейного завода (основан в 1863 г.) масштабного производственно-технологического комплекса военно-оборонного назначения общей площадью 300 тыс. м2. На участке площадью более 37 га расположено 16 производственных объектов. Центр объединяет на одной территории 5 предприятий концерна по разработке и производству высокотехнологичной продукции специального назначения (разработки и модернизации новейших систем ПВО) и выпуску гражданской продукции. В СЗРЦ войдут ОАО «ГОЗ Обуховский завод», Завод радиотехнического оборудования, КБ специального машиностроения, Российский институт радионавигации и времени, Всероссийский НИИ радиоаппаратуры. Реализация проекта СЗРЦ также соответствует городской программе вывода промышленных предприятий из центра Санкт-Петербурга. Общий объем инвестиций в строительство СЗРЦ оценивается в 20,69 млрд руб. Финансирование проекта осуществляется исключительно на заемные средства ОАО «Банк ВТБ» под гарантии концерна «Алмаз-Антей» [1].
Следующий пример - Богучанская ГЭС. Это рекордный долгострой в истории российской гидроэнергетики, реализация которого началась в 1974 г. Богучанская ГЭС входит в Ангарский каскад ГЭС, являясь его четвертой, нижней, ступенью. Мощность станции - 3 тыс. МВт. Планируется, что большая часть вырабатываемой электроэнергии будет направляться на нужды строящегося Богу-чанского алюминиевого завода и других перспективных промышленных предприятий. В конце декабря 2014 г. на Богучанской ГЭС введен в промышленную эксплуатацию гидроагрегат мощностью 333 МВт (последний из запланированных). Строительство гидростанции, которое ведут «РусГидро» и «РУСАЛ», подходит к завершению. Сейчас остается заполнить водохранилище до проектной отметки, а также построить мостовой переход и автомобильную дорогу по гребню бетонной и каменно-набросной плотины. Общие запланированные вложения в проект превышают 90 млрд руб. [1].
И наконец, космодром «Восточный». Объем инвестиций - 300 млрд руб. Новый космодром, строительство которого должно завершиться в наступившем 2016 г. в Амурской области, рядом с поселком Углегорск, включает две стартовые площадки и город для сотрудников. Этот современный, полноценный космический центр будет включать конструкторские бюро, сборочные предприятия, исследовательские лаборатории, технический университет. На 2018 г. с космодрома запланирован старт ракет-носителей с космонавтами на борту. Общая площадь зарезервированной территории космодрома «Восточный» - 1035 км2. Финансирование осуществляется в рамках Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. Всего на строительство космодрома «Восточный» до 2015 г. включительно потрачено около 300 млрд руб. [1].
Великолепной иллюстрацией продуманного подхода к развитию отраслевой производственной инфраструктуры стала инвестиционная деятельность российской черной металлургии в нулевые годы наступившего столетия. Металлургические предприятия одни из первых в промышленности России приступили к реализации программ реструктуризации производства и сокращения неэффективных мощностей. Процесс обновления основных фондов стабилизировался на отметке в 1,9 %, износ основных фондов составляет менее 43 %. Металлургические предприятия России инвестировали в производство в период 2000-2011 гг. 1 204,6 млрд руб. [2].
В период высоких мировых цен на свою продукцию российские предприятия черной металлургии заработали средства, часть из которых направили на модернизацию и начали обновление про-
изводственных мощностей. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 5,5 раз. Несмотря на кризис, объем инвестиций сократился незначительно. Предприятия завершали начатые до кризиса инвестиционные проекты. По мере восстановления мировой экономики предприятия возобновляют ранее приостановленные инвестиционные проекты, в связи с необходимостью ускоренной модернизации с целью повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Износ основных фондов в российской черной металлургии к началу 2000-х гг. превышал 50 %, доля оборудования со сроком службы свыше 20 лет составляла более 80 % [1].
Вице-премьер Правительства РФ Юрий Трутнев представил российские интеграционные инициативы, касающиеся Дальнего Востока на Давосском форуме 2016 г. Речь идет о перспективах сопряжения китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) с российскими евразийскими инициативами. Приоритетное направление ЭПШП - развитие западного транспортного маршрута (через территорию Центральной Азии). Следует отметить, что проект ЭПШП имеет для Китая не только международное, но и внутриэкономическое значение, а, следовательно, вполне вписывается в предложенную Председателем КНР Си Цзиньпином на состоявшемся 26 января 2016 г. заседании Центральной руководящей группы по финансовым и экономическим вопросам структурную реформу в сфере предложения товаров и услуг (^^М^пЙЙЙ^) [4].
- Во-первых, ЭПШП будет способствовать развитию инфраструктуры приграничных регионов Китая, прежде всего, его Северо-западного и Северо-восточного регионов, через которые пойдут основные транспортные потоки.
- Во-вторых, сопряжение ЭПШП с российскими проектами в будущем сможет стать основой новых межгосударственных документов о сотрудничестве между приграничными регионами двух стран взамен Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР, действие которой заканчивается в 2018 г.
- В-третьих, как нами уже отмечалось ранее, в процессе экономической глобализации значительно возрастает роль такой компоненты «пяти принципов мирного сосуществования» как взаимная выгода (5^0), что в конечном итоге способствует укреплению государственного суверенитета КНР[5].
Соглашение между Москвой и Пекином о сопряжении ЭПШП и ЕАЭС и общее повышение уровня стратегического сотрудничества создали условия для дальнейшего углубления транспортной взаимосвязанности между Россией и КНР. В китайский проект была включена Транссибирская железная дорога, в нем были задействованы функционирующие («Гродеково-Суйфыньхэ», «Забай-кальск-Маньчжоули») и перспективные («Нижнеленинское-Тунцзян», «Благовещенск-Хэйхэ») переходы. В этой связи целесообразно развивать восточный вектор ЭПШП через формирование новой трансграничной транспортной инфраструктуры с акцентом на комбинированные морские и наземные маршруты грузоперевозок, задействовав транспортные сети Северо-Восточного Китая (СВК) и транзитные возможности Сибири и Тихоокеанской России. Отсутствие выхода к морским портам, низкая пропускная способность существующих наземных транспортных коридоров представляет собой «узкое место» для экономического развития СВК, промышленная отрасль которого в основном ориентирована на экспорт. Данный проект позитивно отразится на социально-экономической обстановке в регионе, создаст новые точки роста для экономик СВК и Дальнего Востока России. Благодаря развитию трансграничного железнодорожного сообщения Россия сможет увеличить экспорт в Китай лесоматериалов, сельхозпродукции, руд черных и цветных металлов, продукции химической промышленности. Кроме того, реализация проекта «Свободный порт Владивосток» также может рассматриваться китайской стороной в качестве возможности для расширения экономического присутствия на Дальнем Востоке России. По мнению специалистов, порт, в состав которого войдут 15 муниципальных районов Приморского края, в перспективе может стать крупным логистическим цен-
тром Северо-Восточной Азии, предоставив новые возможности для структурной перестройки и развития экономики Северо-Восточного Китая. В ходе реализации проекта логистические мощности Владивостока, которые составят четверть от общероссийского показателя, достигнув 150-200 млн т, частично могут быть перенаправлены в восточные провинции КНР по формирующейся транспортной инфраструктуре, создав условия для поставок высокотехнологичной продукции в Россию [5]. При этом стимулом для привлечения китайского бизнеса к проекту будет формирование в порту благоприятного инвестиционного климата. Использование Транссиба и портов Приморья позволит снизить временные и транспортные издержки по экспорту продукции китайских предприятий на рынки Европы.
Владивосток в качестве ключевого регионального логистического центра превратится в начало восточного вектора ЭПШП.
Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев заключил в рамках форума в Давосе сделку на два млрд долл. с Dubai Port World (DP World)[5].
Партнеры создают совместное предприятие DP World Russia для развития транспортной инфраструктуры. Речь идет не только о морских, но и о сухих портах. Компания из Дубая - один из крупнейших мировых портовых операторов - специализируется на контейнерном бизнесе, у него в собственности более 65 терминалов. DP World приносит не только инвестиции, но и современные технологии, как в существующие проекты, так и в новые. На Дальнем Востоке компанию в первую очередь интересуют территории, подпадающие под режим свободного порта Владивосток.
Система мер поддержки привлечения иностранных инвестиций должна включать в себя утверждение списка отраслей, имеющих преимущества для первоочередного развития отечественной экономики; взимание более низкого налога с предприятий с определенным участием иностранного капитала и снижение этого налога в еще большей степени, если объем экспорта предприятия превышает 70 % продукции. «Как показывает мировой опыт, для реализации открывающихся возможностей подъема на новой волне роста нового технологического уклада требуется мощный инициирующий импульс обновления основного капитала, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсы на перспективных направлениях модернизации и развития экономики», говорит академик С.Ю. Глазьев [3].
В экономической политике РФ в части привлечения иностранных инвестиций просматриваются следующие основные тенденции [6].
1. Создание территорий опережающего развития, впервые заявленное Президентом РФ В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. 29 декабря 2014 г. -был подписан Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития», который вступил в силу 30 марта 2015 г. В данном документе территория опережающего социально - экономического развития есть часть территории субъекта Российской Федерации. В закрытом административно-территориальном образовании в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Изначально было предложено «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания перерабатывающих производств, ориентированных в том числе и на экспорт». Далее, четыре моногорода РФ были отобраны для получения статуса ТОР. Это Усолье-Сибирское, это заявка Ростовской области на моногород Гуково, Кемеровская область - моногород Юрга, и Татарстан - Набережные Челны, о которых в октябре 2015 г. сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Премьер-министр России Дмитрий Медведев 28 января подпи-
сал постановление правительства РФ № 44 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны». «На резидентство в ТОР уже поступило около 80 заявок с объемом инвестиций более 300 млрд руб., около 200 млрд руб. заявлено в инвестиционных проектах, которые поддерживаются государством, и более 30 млрд руб. - в свободный порт Владивосток. Тот портфель проектов, который уже существует, позволяет надеяться, что мы этот результат в состоянии утроить», - заявил вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
2. Появление новых для отечественной экономики инструментов привлечения инвестиций, например, ГЧП. Для органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на реализацию государственной политики в сфере государственно-частного партнерства разработаны «Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно - частного партнерства в субъектах РФ «Региональный ГЧП-стандарт» в 2014 г. 1 января 2016 г. вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3. Переход от конкуренции к партнерству и сотрудничеству региональных участников. Развивая кластерную политику в регионе, следует помнить, что любой кластер имеет свою систему ценностей, определяющих мотивацию его действий и взаимоотношений с участниками других кластеров и региона. Следует определять уровень конкуренции кластеров за привлечение инвестиций. Эта борьба может снижать общий уровень эффективности регионального развития. Целесообразно региональную кластерную политику встроить в общую региональную политику, путем взаимодействия промышленности и внешнеэкономической, инновационной, образовательной видов деятельности в регионе.
4. Организация подготовки кадров для реального сектора экономики на местах через совершенствование системы среднего профессионального образования в первую очередь. Приказом Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» определены основные направления повышения статуса и стандартов профессиональной подготовки. 11 августа 2015 г. Казань избрана местом проведения международного чемпионата профессионального мастерства WorldSkills International (SKI) 2019 г.
5. Создание современной региональной информационной системы и локальных схем передачи знаний [6].
Библиографический список
1. Бюллетень департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ. Инвестиции. Факты и комментарии. № 40 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tpp74.ru/storage/40. %202015.pdf (дата обращения : 19.01.2016).
2. Кузнецова, А. И. Инвестирование развития инфраструктуры: теория и методология : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / А. И. Кузнецова. - М., 2007. - 152 с.
3. Приманка для инвестора [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2016/01/28/reg-dfo/porty.html (дата обращения : 31.01.2016).
4. Си Цзиньпин призвал к правильному планированию структурной реформы в сфере предложения товаров и услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/n3/2016/0127/c31521-9010345.html (дата обращения : 19.01.2016).
5. Тимофеев, О. А. Эволюция концепции государственного суверенитета в Китае / О. А. Тимофеев // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - Т. 5. - № 2. - С. 116-120.
6. Шарипов, Ф. Ф. Основные тенденции привлечения инвестиций в развитие территорий РФ / Ф. Ф. Шарипов, Р. Ш. Равилова // Путеводитель предпринимателя. - 2016. - № 1. -С. 277-285.