Научная статья на тему 'Инвестиционное сотрудничество России и Китая как неотъемлемая составляющая стратегического партнерства'

Инвестиционное сотрудничество России и Китая как неотъемлемая составляющая стратегического партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Стратегическое партнерство / инвестиционное сотрудничество / прямые иностранные инвестиции / инвестиционный потенциал / «поворот на Восток» / Евразийский экономический союз / Strategic partnership / investment cooperation / foreign direct investment / investment potential / «turn to the East» / Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Евгения Михайловна

На международной арене Россия и Китай позиционируют себя как стратегические партнеры, имеющие схожие взгляды на решение важнейших проблем современности. В настоящее время сотрудничество двух стран выходит на новый уровень, о чем свидетельствует совместное заявление В.В. Путина и Си Цзиньпина о сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. В статье представлены взгляды китайских экспертов на основные мотивы «поворота России на Восток» и обозначены ключевые интересы Китая в развитии сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. Россия рассматривается как надежный партнер в деле реформирования мирового порядка, в котором значимую роль намерен играть Китай. Сформулирован вывод о том, что политика «реформ и открытости» приобрела качественно новые черты и реализуется уже в глобальном масштабе. «Открытость» расценивается как инструмент для решения внутренних проблем Китая посредством поиска внешних возможностей, получаемых при сотрудничестве с другими странами. В первую очередь имеется в виду инвестиционное сотрудничество. В статье раскрыты особенности инвестиционного сотрудничества России и Китая на современном этапе, в частности в региональном разрезе. Масштабы инвестиционного сотрудничества на фоне внешней торговли остаются достаточно скромными. Инвестиционное сотрудничество России и Китая характеризуется серьезным дисбалансом, а именно перекосом в сторону китайских прямых инвестиций. Сделан вывод о том, что несовпадение интересов в сфере приоритетных направлений инвестирования выступает главным сдерживающим фактором инвестиционного сотрудничества двух стран. На примере Забайкальского края показано, что низкие инфраструктурный, финансовый и трудовой потенциалы усложняют и удорожают реализацию инвестиционных проектов и служат главной причиной скромных капиталовложений китайских инвесторов. Автор подчеркивает, что инвестиционное сотрудничество с Китаем в условиях ограниченных внутренних финансовых ресурсов является одним из факторов экономического роста восточных регионов, но его нельзя расценивать в качестве панацеи от проблемы отсталости экономического развития данных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment cooperation between Russia and China as integral part of strategic partnership

In the international scene Russia and China identify themselves as strategic partners which have similar approaches to resolving the most important contemporary issues. At present time cooperation of two countries has been reaching a new level that is confirmed by shared statement made by V.V. Putin and Xi Jinping on interface of building of the Eurasian Economic Union and Economic Belt of the Silk Way. The views of Chinese experts on basic reasons of Russia’s «turn to the East» and China’s key interests in development of cooperation with the Eurasian Economic Union are presented in the article. Russia is considered as reliable partner in reforming global order where China intends to play significant role. Author infers that policy of «reform and opening» acquires new characteristics and has global reach. «Opening» is seen as the tool for resolving internal problems of China through seeking external opportunities in cooperation with other countries. Primarily investment cooperation is meant. The main features of investment cooperation between Russia and China, in particular, in the regional context are examined in the article. Thescale of investment cooperation against foreign trade is modest. Investment cooperation between Russia and China is characterized by significant imbalance in favour of Chinese direct investment. Investment priorities discrepancy is the major constraint of investment cooperation between Russia and China. Zabaikalsky region is striking example of how low infrastructural, financial and lab our potential enhances costs and project implementation period. It’s key reason of modest Chinese investment. Author highlights that investment cooperation with China is a driver of economic growthfor the eastern regions under limited internal financial resources but it shouldn’t be regarded as panacea from the economic backwardness of these regions.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное сотрудничество России и Китая как неотъемлемая составляющая стратегического партнерства»



Образование и гуманитарное сотрудничество Education and Humanitarian Cooperation

УДК 37 (470+510)

Международные образовательные обмены как форма выражения «мягкой силы» Китая

Т.А. Шаренкова

Читинский институт Байкальского государственного университета, Чита, Российская Федерация

Дата поступления: 04.06.2018

Дата принятия к печати: 23.07.2018

Аннотация. В условиях интернационализации образовательного пространства Китай стремится овладеть мировым рынком образовательных услуг, рассматривая образование как выгодную статью экспорта. Международные образовательные обмены между университетами в Китае и университетами разных стран можно рассматривать как стратегический фактор в распространении «мягкой силы» Китая. Интеграцию в рамках интернационализации можно охарактеризовать как создание единого образовательного пространства с иностранными партнерами. Международные обмены как элемент «мягкой силы» активно используются Китаем в расширении своего социокультурного пространства. Китай посредством расширения международных образовательных обменов между вузами разных государств создает благообразный имидж своей страны. Кроме того, Китай в полной мере осознает инвестиционную привлекательность образования и инвестиционный потенциал системы образования для своей страны. Создаются учебные программы в различных сферах образования - от инженерно-технических наук, бизнеса и управления до изобразительного искусства и медицины. В последние годы Китай активно приступил к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты. Последняя статистика подтверждает, что география стран, сотрудничающих по международным образовательным обменам с Китаем, в последнее время неуклонно расширяется. В Китае ежегодно обучаются студенты стран Африки, Океании, Северной и Южной Америки, Европы, СНГ и др. Китай также отправляет большое количество своих студентов за рубеж для обучения по направлениям бакалавриата, магистратуры, докторантуры. Данный аспект составляет главное содержание работы правительства по привлечению кадров в научно-техническую сферу. Китайских студентов можно встретить в Японии, Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Южной Корее, а также в США. Цель, которую поставило китайское правительство, - привлечь на обучение в национальные университеты до 500 тыс. иностранных студентов к 2020 г., а также сделать Китай лидирующей страной в Азии по числу студентов, приезжающих в Китай учиться.

Ключевые слова. Образование, международные образовательные обмены, мягкая сила Китая, иностранные студенты, университеты Китая

92

© Т.А. Шаренкова, 2018

Sharenkova Е.А.

тмвт-. 2018^6^45 №0^:2018^23 0

/^n

ттм*о

¿.ттштпштъ

International educational exchanges as a tool of exercising China's «Soft power»

Sharenkova Е.А.

Chita Institute

Baikal State University,

Chita, Russian Federation

Received: June 04 2018 Accepted: July 23 2018

Abstract. In the context of the internationalization of education, China seeks to increase its presence in the global market for educational services, considering education a profitable export item. International educational exchanges between Chinese universities and universities of other countries can be viewed as a strategic factor in the spread of China's «soft power». Integration as a form of internationalization can be characterized by creation of a single educational space with foreign partners. International exchanges as an element of «soft power» are actively used by China to expand its socio-cultural space. China through the expansion of international educational exchanges with universities of different countries, creates a noble image of their country. In addition, China is fully aware of the investment attractiveness and the investment potential of educational products. Various educational programs are being created in various spheres of education, from engineering and technical sciences, business and management to fine arts and medicine. In recent years, China has actively launched a strategy to attract foreign students to national universities. The latest statistics confirm that the geography of countries, cooperating on international educational exchanges with China in recent years, is steadily expanding. Students from Africa, Oceania, North and South America, Europe, the CIS, etc. annually study in China. China also sends a large number of students abroad for undergraduate, graduate and doctoral programs. This is the main aspect of the government's work on attracting scientific and technical personnel. Chinese students can be found in Japan, France, Germany, Italy, Sweden, Finland and South Korea, as well as in the United States. The task set by the Chinese government is to attract about 500,000 foreign students to study at national universities by 2020, and to make China the leader in Asia by the number of students coming to China to study.

Keywords. Education, international educational exchanges, China's soft power, foreign students, universities in China

Рост конкурентоспособности азиатских стран в последнее время исследователи связывают не только с экономическими успехами, но и с эффективностью действия их образовательных систем. В настоящее время Китай тратит средства на науку и образование больше, чем страны Запада, инвестируя в человеческий потенциал. Осуществляется спонсорская поддержка иностранных специалистов, а также обучение собственных за рубежом. С каждым годом Китай все активнее включается в мировой глобальный рынок образования. Причем сотрудничество в сфере образования стоит в одном ряду с космическими технологиями, ядерной и альтернативной энергетикой, информационными технологиями и т.д. «Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг, идей» - так говорил Президент РФ В.В. Путин относительно экспорта российского образования [1]. Китай понимает, что выход на мировой рынок образовательных услуг в настоящее время является большим преимуществом. Китайское правительство выделяет огромные ресурсы для осуществления своих интересов посредством «мягкой силы».

Следует отметить, что подготовка специалистов для стран - лидеров международного образовательного рынка - выгодная статья экспорта и импорта образовательных услуг. В рамках этого осуществляется политика наращивания мощи государства с помощью продуманной «человеческой логистики» [2]. Так, в 2014 г. доход экономики США увеличился на 30 млрд дол. за счет обучения и проживания иностранных студентов [3], 7 млрд фунтов стерлингов иностранные студенты принесли в экономику Великобритании [4], а в Австралии вследствие обучения иностранных студентов доход страны вырос на 18,2 млрд дол. (по данным за 2014-2015 гг.). Китай, в свою очередь, также поставил перед ведущими вузами задачу повышения международной конкурентоспособности и увеличения экспорта образовательных услуг.

Еще совсем недавно государственная политика в сфере образования в Китае была направлена на то, чтобы лучшие студенты из числа граждан КНР обучались за рубежом с целью изучения опыта в ведущих зарубежных университетах. За последние же несколько лет Китай приступил к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты. Так, в связи с широкой программой

экономического сотрудничества между Китаем и странами Африки количество студентов из Африки резко возросло. Количество студентов из Океании также увеличивается с каждым годом, в то же время учащиеся из Северной и Латинской Америки составляют лишь четверть от числа иностранных обучающихся. Две трети от всех приезжающих - студенты из Азии, в частности из Японии и Южной Кореи [5].

Сделать Китай страной номер один в Азии по числу студентов, приезжающих в Китай учиться, -задача, которую поставило китайское правительство на ближайшую перспективу. В настоящее время около 10 % от всех иностранных студентов мира обучается в Китае. Диапазон стран для привлечения иностранных студентов неуклонно расширяется, и студентам из стран Европы, Латинской Америки, Канады и Австралии предоставляются китайские стипендиальные программы правительства. Государство предоставляет несколько типов стипендий, которые выделяются вузам для обучения иностранных студентов по всем уровням: на уровне университета, провинции, правительства. Следовательно, можно сказать, что финансовая поддержка иностранным студентам, которую оказывает китайское правительство, является весьма значительной. К тому же следует отметить относительно низкую стоимость обучения, что делает привлекательным получение образования в Китае.

Таким образом, на наш взгляд, международные образовательные обмены между университетами КНР и вузами разных стран можно рассматривать как стратегический фактор распространения «мягкой силы» Китая. Интеграцию как форму интернационализации следует расценивать как создание единого образовательного пространства с зарубежными партнерами, а экспорт образовательных услуг - как важный фактор интеграции страны в мировое образовательное пространство. В процессе интернационализации образовательного пространства наблюдается тенденция освоения Китаем мирового рынка образовательных услуг. Более того, вопросы, касающиеся интернационализации образования, обсуждаются сегодня на уровне правительств, которые обеспокоены будущим своих государств.

Чтобы повысить инвестиционную привлекательность и инновационный потенциал системы образования, используются партнерские отношения государства и частного сектора, определены ведущие вузы и исследовательские университеты страны, которые получают прио-

ритетную финансовую поддержку. Таким образом, интеграции китайского образования в КНР придается большое значение и в теории, и на практике. Китайские университеты стремятся повысить конкурентоспособность и эффективность своей образовательной системы, увеличить привлекательность, престиж и доступность для иностранных граждан.

Такие программы, как китайский язык, медицина и изобразительное искусство, особенно популярны среди иностранцев. Кроме того, растет популярность бизнеса и менеджмента, а также естественных наук, а за последнее десятилетие значительно увеличилась доля специализирующихся в области инженерных технологий [5].

Очевидно, что немалую роль в популяризации китайского языка и культуры за рубежом играют институты Конфуция. К 2015 г. институты Конфуция открыты в 125 странах [6]. На наш взгляд, стремительный рост количества институтов Конфуция во всем мире (первый Институт Конфуция открыт в Сеуле в 2004 г.) демонстрирует прагматичный и конструктивный подход Китая в распространении «мягкой силы» в сфере образования и культуры. Примечательно, что роль государства в культурно-образовательном влиянии Китая и «экспорте» своего образования огромна.

Иностранные студенты учатся только по очной форме, около половины из них занимается по программам третичного уровня образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура / докторантура). Конечно, окончив языковые курсы по китайскому языку (как правило, один год), иностранные студенты, тем не менее, испытывают некоторые трудности в адаптации в учебный процесс конкретного вуза, однако система кураторства и мониторинга различных мероприятий на базе языка, последовательно освещающих различные аспекты жизни в Китае, позволяет ускорить процесс адаптации. Целью такого рода деятельности является создание условий для само- и взаимообучения с применением различного вида тренингов, способствующих раскрытию личностного потенциала каждого человека и адаптации его к современным реалиям.

Языковые лагеря, языковые курсы китайского языка, обучение иностранцев по основным и краткосрочным образовательным программам - это одни из немногих форм различных программ в рамках международного обмена студентами. Кроме того, правительство Китая последовательно инвестирует в университеты, и это заметно по их внешнему виду, техниче-

скому оснащению, преподавательскому составу. На развитие учебно-образовательной базы вузы Китая получают из бюджета значительные финансовые средства. Каждый университет обладает огромной благоустроенной территорией, современными зданиями, лабораториями, исследовательскими центрами, библиотеками. Большое внимание уделяется спорту. На территории кампусов много стадионов, спортивных площадок, кортов, бассейнов, тренажерных залов, всевозможных фитнес-центров и специализированных секций. Студенты получают гармоничное развитие, что напоминает подход классических английских колледжей и университетов. Все университеты предлагают иностранным студентам размещение в общежитии на время учебы в Китае. Как правило, иностранные студенты проживают отдельно от китайских студентов.

Количество иностранных учащихся в Китае весьма велико, они в той или иной мере присутствуют в учебных заведениях разных уровней всех провинций страны. Вместе с тем наиболее востребованными являются высшие учебные заведения Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и др. В то же время в Китае больше полутысячи вузов, в которых имеют возможность обучаться иностранные студенты. Стоит отметить, что не каждый университет Китая имеет право на обучение и проживание иностранных студентов. Многие китайские университеты входят в международные рейтинги, такие как Пекинский университет ЙкЖЛР Веу^ ип^е^Иу), Университет Цинхуа (Ш^^Р Qinghuа ип^е^Иу), Университет Фудань (ЩВ^р Fudаn ипмегаИу), Шанхайский университет (i;$^РShаnghаi ип^е^у), Нанькинский университет (ШЖЛР Nаnjing ип^е^у) и др. [7].

К примеру, Хэбэйский педагогический университет (М^ЬУЩ^^Р Hеbеi Nоrmаl ип^е^Иу), г. Шицзячжуан, провинция Хэбэй, - один из ведущих вузов провинции с более чем столетней историей и традициями. Сегодня он представляет собой один из крупнейших и старейших вузов (создан в 1902 г.). Среди выпускников есть государственные руководители, ученые, деятели культуры и искусства. Со дня образования КНР университет уже подготовил порядка 170 тыс. специалистов.

Территория университета занимает 281,5 га, фонды библиотеки насчитывают 3,38 млн книг. На сегодняшний день в университете трудятся 288 профессоров, 568 доцентов, 1 академик, 109 научных специалистов, 100 научных ру-

ководителей для докторантов и 538 научных руководителей для магистрантов. Бакалавриат охватывает более 29 тыс. студентов, магистратура - более 24 тыс.

Структура университета представлена 20 институтами с 79 направлениями бакалавриата. Основные предметы включены в девять дисциплин: философия, право, экономика, литература, история, образование, менеджмент, политехнические и инженерные дисциплины. Что касается Института иностранных языков Хэбэйского педагогического университета, то в него входят четыре факультета - русского, английского, японского языков и переводческий факультет. Преподавательский состав факультета русского языка отличается высоким уровнем подготовки, 95 % преподавателей имеют степень магистра и выше, треть из них - доктора наук.

Хэбэйский педагогический университет всесторонне развивает международное сотрудничество. Свидетельством тому являются прочные связи, установленные с более чем 30 университетами России, Украины, США, Великобритании, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Бельгии, Франции, Италии [8].

Образование традиционно имеет большую ценность в Китае, в связи с этим достаточно высок уровень содержания образовательных учреждений, а содержание учебных программ носит ярко выраженную антропологическую направленность.

Ученые Чи Син, И Тяньфэн, Ши Чжу-ин, Тан Чжуаньбао, Сяо Чуань, исследуя основные направления китайского образования, выделили следующие: личностно ориентированное (ШШШШ sйzhl jiaоyй); нравственное (ШШШМ dëyй jiaоyй); эстетическое (ШЖШШ mеishй jiaоyй); креативное (инновационное) (ШШШШ ^иапхТп jiaоyй); экологическое (^ШШШ huanjlng jiaоyй); патриотическое/национальное СёШ^У / К^ШШ aigu6zhйyi / míngzhй jiaоyй); физическое (^ШШШ йуй jiaоyй); трудовое (я^Ш/Ш laоdбng jiaоyй) и др. [9, с. 99].

Кроме того, в последнее время также наблюдается обратная сторона процесса. Все больше молодежи едет за границу для получения диплома с целью повышения своего социального статуса. Они стремятся значительно повысить профессиональные качества, уровень владения языков, получить необходимый для трудоустройства опыт. Впоследствии китайское руководство привлекает студентов, получивших образование за рубежом, действуя исключительно с помощью

позитивных экономических и социально-экономических стимулов, именно при помощи «мягкой силы», активно используя «обогащение мозгов» за границей в целях модернизации страны.

Кроме того, Китай занимает первые позиции по отправке своих граждан для обучения за рубежом. Китай является основным «поставщиком» иностранных студентов как для англоязычных стран, так и для Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, а также для стран Азии - Японии, Южной Кореи и т.д. Экономическое и технологическое развитие Японии, а также географическая близость этой страны обусловливает первое место среди университетов по числу китайских студентов. Основной задачей правительства по привлечению научно-технических кадров является мобилизация форм участия студентов в обновлении страны после их возвращения на родину.

В последние годы растет число студентов из Китая, обучающихся в США на уровне бакалавриата. Так, в 2013 / 14 учебном году в США обучалось 110 тыс. китайских студентов. Вторым по популярности географическим направлением получения образования среди китайских студентов является Австралия. Большая численность китайских студентов наблюдается также в Канаде и Великобритании [10].

К.А. Тарабарко, анализируя практики «мягкой силы» Китая, к которым, несомненно, можно отнести и международные образовательные обмены, рассматривает стратегию Китая в рамках международной культурно-образовательной среды как «транслирующе-трансформационную». Основной целью данной стратегии является создание международного имиджа «могущественной культурной державы», а также расширение влияния Китая в социокультурном пространстве [11, с. 138]. Наряду с динамичным и успешным развитием Китай обновляет и свой образ в мире и демонстрирует уникальное культурное очарование и модель развития, который называют «образ / имидж Китая». Так называемое экономическое чудо, повышение влияния китайской культуры, которая становится неким брендом в мире, открытый подход Китая к разным сферам сотрудничества между странами совместно создают данный «образ». Интерес многих иностранцев к китайскому языку, в частности, вызван именно этим «образом / имиджем Китая».

Правительство Китая занимает активную позицию по отношению к сфере образования, оказывает организационную и финансовую поддержку вузам в процессе привлечения ино-

странных студентов, осуществляет мониторинг международных обменов. Таким образом, Китай посредством расширения международных образовательных обменов между вузами разных государств создает благообразный имидж своей страны. Конкретные практики «мягкой силы», осуществляемые КНР, направлены на популяризацию китайского языка и китайской идентичности в мире, что позволяет констатировать их масштабность, системность и эффективность, а также спрогнозировать повышение интереса

к Китаю в целом [11, с. 128]. Следовательно, международные обмены можно назвать элементом «мягкой силы», активно применяемой Китаем в расширении своего социокультурного пространства. Очевидно, что Китай становится одним из основных игроков международного образования в мире. Внедрение Китая в глобальные рынки образовательных услуг происходит стремительно с учетом долгосрочной стратегии построения мощной китайской державы, чем и обусловливается его успех.

Список использованной литературы

1. Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27.02. - URL: http:// www.mn.ru/politics/78738.

2. Коренкова О.О. Человеческий потенциал как основа модернизации современного китайского государства (социально-философский анализ) : дис. ... канд. филос. наук. : 09.00.11. - Чита, 2013. - С. 56-58.

3. Open Doors (2015). Report on International Educational Exchange // Institute of International Education. - URL: http://iie.org./Who-We-Are/News-and-Events/Press center/Press-Releases/2015/2015-11-16-0pen-Doors-Data#.V2R126LLy5X.

4. Universities UK (2014). International Students in Higher Educatoin: The UK and Its Competition. URL : http://universitiesuk.ac.uk./policy-and-analysis/reports/Pages/international-students-uk-he-its-competition.aspx.

5. Краснова Г.А., Краснова А.А. Стратегия Китая по привлечению иностранных студентов [Электронный ресурс] / Г.А. Краснова, А.А. Краснова // Информационно-аналитический журнал. № 84 от 30.12.2015. - Режим доступа: http://akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_privlecheniu_ inostrannih_studentov.html.

6. Гоцзя ханьбань цзи Кунцзы ^эюфнь цзунбу 2015 няньду баогао = Ежегодный совместный отчет Ханьбань и Управления Институтов Конфуция (2015 г.) / ред.-сост. Сюй Линь, Мацзян Фэй, Ван Юнли и др. Пекин : Ханьбань цзунбу, 2016. - С. 4.

7. Селиверстова О. 10 лучших вузах Китая [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://ekd.me/2015/07/best-universities.

8. Хэбэйский педагогический университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://r-kc.ru/hebeyskiy-pedagogicheskiy-university.

9. Шаренкова Т.А. Образование в духовной культуре Китая. Философско-антропологический аспект. - Чита, 2006. - С. 99.

10. Белоус В.В. Китайские студенты за рубежом [Электронный ресурс] / В.В. Белоус, Г.А. Краснова // Информационно-аналитический журнал. № 84 от 30.12.2015. - Режим доступа: http://akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_privlecheniu_inostrannih_studentov.html.

11. Тарабарко К.А. Мягкая сила культуры Китая: Концептуальное содержание и практики реализации (философские науки). Специальность 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры : дис. ... канд. филос. наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zabgu.ru/files/ html_document/pdf_files/fixed/Tarabarko_Kseniya_Aleksandrovna/Dissertaciya_Tarabarko.pdf. -С. 138, 128.

12. Чань Юаньвэй. Цзичу цзяоюй гайгэ яньцзю (Исследование основ образовательных реформ в Китае). - Шанхай : Шанхай кэцзи цзящюй чубаньшэ, 2007.

References

1. Korenkova O.O. CHelovecheskij potencial kak osnova modernizacii sovremennogo kitajskogo gosudarstva (social'no-filosofskij analiz) - Diss-ciya na soiskanie uch. stepeni kand.filos. n. -special'nost' 09.00.11 - CHita, 2013. - P. 56-58.

2. Open Doors (2015). Report on International Educational Exchange // Institute of International Education. URL: http://iie.org/Who-We-Are/News-and-Events/Presscenter/Press-Releases/2015/2015-11-16-Open-Doors-Data#.V2R126LLy5X.

3. Universities UK (2014). International Students in Higher Educatoin: The UK and Its Competition. URL: http://universitiesuk.ac.uk./policy-and-analysis/reports/Pages/international-students-uk-he-its-competition.aspx.

4. Krasnova G.A., Krasnova A.A. Strategiya Kitaya po privlecheniyu inostrannyh studentov [EHlektronnyj resurs] / G.A.Krasnova, A.A. Krasnova//Informacionno-analiticheskij zhurnal. № 84 ot 30.12.2015. Rezhim dostupa:http://akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_privlecheniu_inostrannih_ studentov.html.

5. Gotszya hanban tszi Kuntszyi syueyufn tszunbu 2015nyandu baogao = Ezhegodnyiy sovmestnyiy otchet Hanban i Upravleniya Institutov Konfutsiya (2015 g.) / Red.-sost. Syuy Lin, Matszyan Fey, Van Yunli i dr. Pekin : Hanban tszunbu, 2016. - P. 4.

6. Seliverstova O. 10 luchshih vuzov Kitaya. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ekd.me/ 2015/07/best-universities.

7. Hehbehjskij pedagogicheskij universitet [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://r-kc.ru/ hebeyskiy-pedagogicheskiy-university.

8. Sharenkova T.A. Obrazovanie v duhovnoj kul'ture Kitaya. Filosofsko-antropologicheskij aspekt. -Chita, 2006. - P. 99.

9. Belous V.V., Krasnova G.A. Kitajskie studenty za rubezhom. [EHlektronnyj resurs] / V.V. Belous, G.A. Krasnova // Informacionno-analiticheskij zhurnal. № 84 ot 30.12.2015/ - Rezhim dostupa: http://akvobr.ru/strategiya_kitaya_po_privlecheniu_inostrannih_studentov.html.

10. Tarabarko K.A. Myagkaya sila kul'tury Kitaya: Konceptual'noe soderzhanie i praktiki realizacii (filosofskie nauki). Special'nost' 09.00.13 - Filosofskaya antropologiya, filosofiya kul'tury. - Diss-ciya na soiskanie uch. stepeni kand. filos. n. - [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://zabgu.ru/ files/html_document/pdf_fi les/fixed/Tarabarko_Kseniya_Aleksandrovna/Dissertaciya_Tarabarko.pdf -P. 138, 128.

11. Chan' YUan'vehj. Czichu czyaoyuj gajgeh yan'czyu (Issledovanie osnov obrazovatel'nyh reform v Kitae). - SHanhaj: SHanhaj kehczi czyashchyuj chuban'sheh, 2007.

Информация об авторе

Шаренкова Татьяна Аркадьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков, Читинский институт Байкальского государственного университета, 672000, Российская Федерация, Чита, ул. Анохина, 56, e-mail: academy@narhoz-chita.ru.

Tatiana A. Sharenkova —

672000, academy@narhoz-chita.ru.

Author

Tatiana A. Sharenkova — Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Chita Institute of Baikal State University, 672000, Russian Federation, Chita, Anokhina str., 56, e-mail: academy@narhoz-chita.ru.

Для цитирования

Шаренкова Т.А. Международные образовательные обмены как форма выражения «мягкой силы» Китая / Т.А. Шаренкова // Российско-китайские исследования. — 2018. — Т. 2, № 1-2. — С. 92-98.

For citation

Sharenkova T.A. International educational exchanges as a tool of exercising China's «Soft power». Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2018, vol. 2, no. 1-2, pp. 92-98. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.